Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 35. Жеффрей Гаймар «История англов» (1135/8 г.) Жеффрей Гаймар, англо-нормандский историограф, работавший в Линкольншире, автор двух стихотворных хроник – «Истории бриттов» (не сохранилась) и «Истории англов» («L’estoire des Engleis»), стал первым в европейской литературе, кто написал «национальную» историю на «народном» языке, в данном случае – на англо-нормандском изводе старофранцузского языка. «История англов» состоит из 6500 восьмисложных стихов и охватывает период от Сердика (легендарного основателя королевской династии западных англо-саксов в конце V в.) до смерти в 1100 г. английского короля Вильгельма II. Издания: Geffr. Gaim. 1888; Geffr. Gaim. 1960 (нам недоступно). Переводы: На английский язык: ChHE 2/2. Р. 729–810; Geffr. Gaim. 1889; на русский язык: Матузова 1979. С. 38 (только фрагмент о бегстве сыновей короля Эдмунда). Литература: Gross 1902; Bell 1938. Р. 184–198; Legge 1963. Р. 27–36; Gransden 1974. Р. 209–212; RFHMAe 4. Р. 657. [Английский король Кнут 899 , подстрекаемый своей женой, королевой Эммой 900 , повелевает отравить находящихся в Дании детей покойного англо-саксонского короля Эдмунда Железнобокого 901 . Воспитатель детей, датчанин Вальгар 902 спасает их.] Добрый человек не стал медлить: Он оставил свою землю трем сыновьям. На трех только кораблях пустился в море И совершил свое путешествие [так], Что всего за пять дней проехал Русь (Russie) И прибыл в Венгерскую землю (terre de Hungrie) 903 . (Geffr. Gaim. 1888. Vers. 4579–4584; перевод В. И. Матузовой) 901 Эдмунд погиб в 1016 г. вскоре после раздела Англии между ним и Кнутом. См. 22, примеч. 614. 903 О разноречивых показаниях источников, согласно которым малолетние сыновья Эдмунда Железнобокого оказываются изгнаны то на Русь, то в Венгрию, см. 22, примеч. 615. Свидетельство Жеффрея Гаймара интересно тем, что, вероятно, отражает реальный маршрут англо-саксонских принцев (через Русь – в Венгрию). Именно в нормандской традиции подробности об этих событиях могли сохраниться потому, что сестра датского и английского короля Кнута Могучего, ставшая женой нормандского герцога Роберта I, ранее, в 1019 г. (т. е. как раз в то время, когда англо-саксонские принцы должны были оказаться на Руси), как есть основания считать, успела побывать замужем за новгородским князем Ильей, сыном Ярослава Мудрого (см. 22, примеч. 617). Читать далее Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сердце Катерины не ведает страха. Когда она попадает в сердце горы, то не прельщается каменной красотой. Ее любящее сердце безошибочно отыскивает жениха: «Тут Хозяйка горы перед Катей и показалась. – Ты зачем, – спрашивает, – в мой лес забралась? Чего тебе? Камень, что ли, хороший ищешь? Любой бери да уходи поскорее! Катя тут и говорит: – Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать! Ну, смелая девка. Прямо на горло наступать стала. Это Хозяйке-то! А та ничего, стоит спокойненько: – Еще что скажешь? – А то и скажу – подавай Данилу! У тебя он… Хозяйка расхохоталась, да и говорит: – Ты, дура-девка, знаешь ли, с кем говоришь? – Не слепая, – кричит, – вижу. Только не боюсь тебя, разлучница! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется. Сама видала. Что, взяла?» И Хозяйка отпускает мастера. Не может она противостоять любви. Потому что любовь сильнее всех горных хозяек и жестоких приказчиков. Любовь пробивается через камень и меняет людей. Долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не ищет своего, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит – так сказал о ней апостол Павел. Идейный большевик Павел Бажов хотел создать новый социалистический фольклор, а создал историю великой любви и верности Так получилось, что идейный большевик Павел Бажов хотел создать новый социалистический фольклор, а создал историю великой любви и верности. И много других историй – о труде, красоте, творчестве. Мы их читаем, а они делают нас лучше. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», – сказал святой Иустин Философ. Думается, к «Уральским сказам» это тоже относится. Рейтинг: 9.1 Голосов: 617 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Serg 20 марта 2023, 22:59 Мы любим читать " Жабеев ходок " от Бажова. Стиль у него непростой, заковыристый, но привыкаешь. Hola 24 февраля 2023, 22:38 Мария Минаева, спасибо вам! Спасибо за отличную статью. А то сейчас какая то мания - сказки плохо, фантазии плохо....

http://pravoslavie.ru/151158.html

Особый интерес Д. вызывала история взаимоотношений Римско-католической Церкви с Болгарией: ему принадлежат комментирование издания переписки папы Иннокентия III с болг. царем Калояном и клиром Болгарской Церкви (Преписката на папа Инокентий III с българите//ГСУ, ИФФ. 1942. Г. 38. Т. 3. С. 1-116), многочисленные работы по истории католицизма в Болгарии в XIV-XVII вв. (Софийската католишка архиепископия през XVII в.: Изучаване и док-ти. София, 1939; и др.). Д. посвятил мн. годы изучению истории и культурного наследия Рильского мон-ря (Рилският светец и неговата обител. София, 1947, 19902; Рилският манастир: Ист. минало и паметници. София, 1960; и др.). Работы ученого, как правило, небольшие по объему, выходили в научной периодике и сборниках (Проучвания върху политическа и културна история на средновек. България. София, 1972; Проучвания върху средновек. бълг. история и култура. София, 1981; Пътеки от утрото: Очерци за средневек. бълг. култура. София, 1985; и др.). Они позволяют составить впечатление о концептуальных основах научных взглядов Д., считавшего Византию и принявшие христианство по греч. обряду слав. народы особым европ. культурно-цивилизационным феноменом, «византийско-славянской общностью», составляющей нераздельную часть средневек. Европы. Значительна также роль Д. в осуществлении научных связей византинистов стран социалистического лагеря (прежде всего Болгарии) с зап. исследователями в 50-80-х гг. Соч.: Кирмагова А., Паунова А. И. Дуйчев: Библиогр. София, 1996; Избр. произв.: В 2 т. София, 1998. Т. 1: Византия и славянският свят. Лит.: Гюзелев В. Проф. И. Дуйчев и проучването на бълг. средновековие//Българско средновековие: Българо-съветски сб. в чест на 70-годишнината на проф. И. Дуйчев. София, 1980. С. 15-19; он же. Ученият и човек И. Дуйчев// Дуйчев И. Лекции по архивистика. София, 1993. С. 5-14; Божилов И. И. Дуйчев//КМЕ. 1985. Т. 1. С. 617-620; он же. Предговор// Дуйчев И. Избр. произв.: В 2 т. София, 1998. Т. 1. С. 7-25; Б. И. Дyjчeb: 18 апр. 1907 - 24 апр. САНУ. 1986. 43. С. 535-536.

http://pravenc.ru/text/180550.html

Проблемы, к-рые был вынужден решать К., взойдя на Патриарший престол, заключались, во-первых, в чрезмерной концентрации в К-поле архиереев, не желавших подолгу находиться в своих митрополиях, а во-вторых, в нестабильности финансового положения Патриархата. К. принял меры для решения этих вопросов. Январем 1751 и 1755 гг. датированы распоряжения об удалении архиереев из столицы. В сент. 1755 г. К. создал комиссию для исправления тяжелого экономического положения Патриархата, в к-рую вошли митрополиты Ираклийский, Никомидийский и Критский, служащие ведомства Великой ц. и представители ремесленных объединений К-поля ( Mansi. T. 38. Col. 633-640). По инициативе К. в 1752 г. была основана больница в Адрианополе, в 1753 г.- в К-поле. Особое внимание К. уделял вопросам просвещения: маем 1750 г. датирован патриарший сигиллий об управлении и о финансировании Афонской академии (Афониады) (Ibid. Col. 547-548). 7 июля 1753 г. К. подписал сигиллий о назначении преподавателем в Афониаду богослова Евгения (Булгариса) . О просветительских трудах К. писал в 1768 г. его близкий друг поэт Кесарий Дапонте в сб. «Мысленные цветы» (Ανθη νοητ). К. уделял много внимания отношениям с католиками. Он активно поддерживал патриарха Антиохийского Сильвестра в его борьбе с католич. прозелитизмом, а также занял жесткую позицию в вопросе о повторном крещении католиков и армян, переходящих в Православие. Необходимость повторного крещения отстаивал добившийся большой популярности в народе проповедник Авксентий Диакон , против его учения выступали мн. иерархи, в т. ч. патриарх Паисий II и преемник К. патриарх Каллиник IV. Вопрос о принятии инославных в Православие впервые встал перед К. уже в 1748 г., однако особую остроту он приобрел во время его 2-го Патриаршества. 28 апр. 1755 г. втайне от патриарха 18 архиереев во главе с митр. Кизическим Ананией составили синодальный декрет против повторного крещения (Ibid. Col. 609-618). В ответ К. в июне опубликовал послание, в к-ром предал анафеме всех принимавших этот декрет. Архиереи, подписавшие декрет, были удалены из столицы, а послание К. прочитано с амвона во всех церквах. В июле 1755 г. К. издал орос о крещении приходящих в Православие, согласно к-рому «крещения еретиков» назывались «бесполезными водами», а приходящие в истинную веру еретики считались некрещеными (Ibid. Col. 617-622). Единственным истинным крещением признавалось совершаемое согласно правилам II Вселенского и Трулльского Соборов, т. е. нагим, с троекратным погружением в купель с освященной водой и елеем, с провозглашением имени одной из Божественных Ипостасей при каждом погружении. Не имея возможности опереться на прокатолически настроенных архиереев К-польской Церкви, К. обратился за поддержкой к вост. патриархам. Орос был подписан патриархом Александрийским Матфеем Псалтом (1746-1766) и патриархом Иерусалимским Парфением (1737-1766).

http://pravenc.ru/text/1840371.html

Многие из переписчиков рукописей 1-й пол. XIX в., в к-рых встречаются произведения Г. К., называли его своим учителем (Xeropot. 361; Dionys. 711; Pantel. 953; 988; 1003; Doch. 413; Konstamon. 87; Xen. 107; 109; по предположению Е. В. Герцмана - также СПбГУ. MS E II 80). Среди них есть и известные мелурги: Апостол Констас (Pantel. 976, 1013; Karakal. 227, нач. XIX в.), лампадарий и протопсалт Григорий (Pantel. 906, 1816 г.; РНБ. Греч. 742, нач. XIX в.), Петр Эфесский (Xeropot. 415, ок. 1835 г.), Николай Дохиарит (БАН. РАИК. 41, 1830-1850 гг.; Pantel. 923, 1-я пол. XIX в.; Doch. 360, ок. 1830 г.), Иоасаф Дионисиат (Dionys. 652, 680, 681 (1-я. пол. XIX в.); Pantel. 903, сер. XIX в., и др.). Произведения Г. К. переписывались как с помощью нотации нового метода, так и с помощью др. систем - алфавитной Паисия Ксиропотамского (Xeropot. 359, ок. 1842 г.), бухарестской алфавитной (Xeropot. 409; 411; 413-415, ок. 1835 г.). В 80-х гг. XIX - нач. XX в. творения Г. К. копировались румыноязычными переписчиками (Paul. 407; 432; 315; 396; 503; 428; Stauronik. 22r; 23r). Авторитет Г. К. как мелурга подтверждается эпитетами, к-рыми его имя сопровождается в рукописях: «единственный процветающий (εδοκιμν) из константинопольских музыкантов этого века» (Xeropot. 318, нач. XIX в.), «музыкальнейший» (μουσικολογιτατος - Doch. 1244, ок. 1810 г.; 1247, 1844 г.; 1238, 1239, сер. XIX в.), «после Иакова, протопсалта, единственный музыкальнейший» (Xeropot. 299, ок. 1810 г.), «превосходный среди музыкантов» (ριστος ν μουσικος - Pantel. 977, ок. 1815-1820 гг.). Мн. муз. произведения Г. К. вошли в издания, напечатанные в К-поле в XIX в.: Ταμεον Ανθολογας (1824. Τ. 1. Σ. 19-20, 42-49, 251-274, 417-424; Τ. 2. 251-252, 316-318; 18342. Τ. 2. Σ. 38-44, 123-124; 18373. Σ. 42-49); Χουρμουζου χαρτοφλακος Ερμολγιον τν καταβασων Πτρου Πελοποννησου μετ το Συντμου Ερμολογου Πτρου πρωτοψλτου το Βυζαντου (1825. Σ. 133-134); Γρηγορου προτοψλτου Ερμολγιον καλοφωνικν (1835. Σ. 48-50, 13-188, 205-207, 250-254); Ιωννου λαμπαδαρου Σνοψις καλοφωνικν ερμν (1842. Σ. 23-26, 88-95, 113-117, 146-150); Κωνστωντνου πρωτοψλτου Ταμεον Ανθολογας (1845. Σ. 287-289); Θεωδρου Θωκαως Μουσικ Μλισσα (1848. Τ. 4. Σ. 53-55); Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο (1850. Τ. 1. Σ. 84-91, 204-212, 412-413; 1851. Τ. 2. Σ. 247-273, 813-820, 831-834; Τ. 4. Σ. 35-36, 47-49, 617-620).

http://pravenc.ru/text/164381.html

17 марта 1549 г. митр. Московский свт. Макарий возглавил хиротонию игумена Троице-Сергиева мон-ря Н. в архиепископа Ростовского (Там же. С. 157; Ч. 2. С. 459; Т. 29. С. 56, 155). Во время 2-го похода на Казань, в 1550 г., царь вызывал к себе во Владимир митр. Макария; в Москве в это время оставались Н. и Тверской еп. Акакий ( Кунцевич Г. З. Малоизвестные записки о Казанских походах 1550 и 1552 гг.//ЖМНП. 1898. 318. 7. С. 137). В 1551 г. Н. участвовал в заседаниях Стоглавого Собора . В перечнях архиереев Н. назван 3-м после митрополита и архиепископа Новгородского и Псковского Феодосия ( Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 239, 267; Стоглав//Рос. законодательство. X-XX вв. М., 1985. Т. 2. С. 258, 277; см. также: ПСРЛ. Т. 31. С. 131). Его подпись имеется на последовавшем соборном приговоре по делам Новгородской епархии (ААЭ. Т. 1. 229. С. 220-222). Среди духовенства во главе со свт. Макарием, встречавшим в Москве 3 нояб. 1552 г. царя, возвратившегося с победой из-под Казани, был и Н. В 1552/53 г. Н. сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь - 50 р. (ВКТСМ. С. 38). В дек. 1552 г. Н. крестил первенца царя - царевича Димитрия в Троице-Сергиевом мон-ре (ПСРЛ. Т. 13. С. 529; Т. 29. С. 210). На основании этого А. А. Зимин назвал архиепископа Ростовского «любимцем царя» и отнес его к числу т. н. иосифлян ( Зимин. 1958. С. 96; Он же. 1977. С. 296, 299). Н. принимал участие в Соборе, посвященном разбору еретических заблуждений М. С. Башкина , Феодосия Косого и др., что следует, в частности, из соборной грамоты, посланной 24 янв. 1554 г. в Соловецкий мон-рь, причем Н. назван сразу после митр. Макария (ААЭ. Т. 1. 239. С. 249-250; см. также: РГБ ОР. Ф. 299. Тихонр. 617. Л. 263). Один из осужденных, инок Савва (Шах), согласно кн. А. М. Курбскому , противнику иосифлян, был направлен в заточение в Ростовскую епархию к Н., о к-ром князь имел негативное мнение («и того предреченного мниха Савву також в заточение на смерть отсылают к ростовскому владыце Никандру, в пиянстве погруженному» - Курбский А. История о делах великого князя Московского/Изд. подгот.: К. Ю. Ерусалимский. М., 2015. С. 200; БЛДР. Т. 11: XVI в. С. 464). Поскольку одновременно в кон. 1553 - нач. 1554 г. на Соборе разбирались суждения дьяка И. М. Висковатого об иконах, то и в этих заседаниях Н. несомненно принимал участие.

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Историческая обстановка на Руси в XIV и XVI веках может подсказать различные акценты в почитании Святой Троицы. С именем Преподобного Сергия связано прославление на Руси Святой Троицы как символа неразделимости, единства и сплоченности русского народа. В «Настольной книге священнослужителя» читаем об этом: «Радонежский подвижник, его ученики и собеседники обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад». Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Неё побеждался страх ненавистной розни мира сего» (38, т. 3, с. 524; см. также: 66, с. 16). Во время же преподобного Александра, можно думать, почитание Святой Троицы было прежде всего символом чистоты православного учения. В 1508 году, когда было видение Троицы, современники хорошо помнили, что в 1504 году были осуждены еретики-жидовствующие, отрицавшие Троичность Божества. К этому времени на берегу Онежского озера, невдалеке от места подвигов Александра Свирского , уже существовал Троицкий монастырь, основанный преподобным Ионою Климецким. Во время бури бывший посадник «услышал голос Господень, повелевший ему создать обитель во Имя Живоначальной Троицы, и на можжевеловом кусте чудесно обрел Ее святую икону» (38, т. 3, с. 398; 65, с. 202) 9 . В 1492 году преподобный Вассиан Угличский основал Троицкий храм, положивший начало монастырю (38, т. 2, с. 617). «Любовь русских подвижников к Святой Троице зримо низвела Саму Троицу на Русскую землю. Как ветхозаветному праведнику Аврааму, Она явилась в виде трех Ангелов валаамскому иноку преподобному Александру Свирскому (U 1533). Это событие в русской агиографии было объяснено как свидетельство непрерывности откровения Святой Троицы в мире, единство Древнего и Нового Заветов и неограниченность избранничества народов для служения Богу» (42, с. 58–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

четв. XV в., возможно архиеп. Вассианом, был создан канон Ростовским святителям Леонтию, И. и Игнатию (читается на память свт. Леонтия 23 мая - Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 38-44). В рукописях с кон. XV в. известна отдельная служба И. с каноном (самые ранние списки: РГБ. Ф. 304.I. 617, 618). И. назван в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083. Л. 194 об., 80-е гг. XV в.), его память под 15 мая указана в месяцеслове в сборнике, переписанном в Ростове при архиеп. Иоасафе, в 1487 г. (РГБ. Ф. 304.I. 761). В перечне Ростовских владык Московского летописного свода 1479 г., восходящем, по А. А. Шахматову, к ростовскому владычному летописанию кон. XIV - нач. XV в., И. назван чудотворцем, впрочем, это могло быть припиской редактора свода (ПСРЛ. Т. 25. С. 226; Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 158-159, 262; ср. др. списки в летописях XV в. с ошибочным порядком поставления на кафедру и составом первых Ростовских епископов: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). Не позднее посл. четв. XV в. было составлено Житие И. При его создании помимо местных преданий были использованы указанные выше летописные и агиографические источники, а также Житие свт. Леонтия Ростовского. В. О. Ключевский выделил 2 редакции памятника: краткую кон. XV в. (не раньше 1474) и более позднюю, пространную. (С. А. Бугославский датировал первоначальную (краткую) редакцию Жития И. XIII в. (История рус. лит-ры. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 62-66), эта т. зр. в наст. время не принята.) Согласно Г. В. Семенченко, первоначальной была не краткая, а распространенная редакция, созданная ок. 1474 г.; рукописная традиция данной редакции представлена 70 списками начиная с 1-й четв. XVI в. М. Д. Каган выделяет проложную редакцию кон. XVI - нач. XVII в. (Пролог. М., 1643. Л. 384 об.- 385 об.). Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент минеи на май. Гравюра Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент минеи на май.

http://pravenc.ru/text/674806.html

К., 1898, 2+69 с. Из: Труды КДА, 1898. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 32.       Самаряне. Обзор источников для изучения самарянства. История и религия самарян . К., 1913, 617 с. с разд. паг. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 33.      Толкование на книгу св. пророка Авдия/Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина , т. 7. Отд. издание: К., 1909. 34.      Толкование на книгу св. пророка Михея/Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина , т. 7. Отд. издание: К., 1911. 35.       Юнилий Африканский и его руководство к изучению Библии . К., 1904, 20 с. Отт. из: Труды КДА, 1903, 10. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. ИИ.Гомилетические произведения 36.      Грех Пилата. Слово, сказанное в церкви Киево-братского монастыря в пяток четвертой недели Великого поста, на вечернем богослужении, известном под названием пассии. [К., 1893,] 12 с. Из: Труды КДА, 1893, 4. 37.      О хранении церковных уставов. Слово в пяток четвертой недели Великого поста при воспоминании страстей Христовых. К., 1901, 8 с. Из: Труды КДА, 1901, 4. 38.      О христианском пользовании даром слова. Слово в пяток четвертой недели Великого поста. К., 9 с. Из: Труды КДА, 1898, 4. 39.      Слово в Великий пяток. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 22 марта 1896 г. [К.,] 1896, 10 c. Из: Труды КДА, 1896, 5. 40.      Слово в Великий пяток. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 11 апреля 1897 г. К., 7 c. Из: Труды КДА, 1897, 5 41.      Слово в Великий пяток, на вечернем богослужении, перед плащаницей. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 4 апреля 1903 г. К., 6 c. Из: Труды КДА, 1903, 4. 42.      Слово в пяток второй недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 8 марта 1902 г. К., 1902, 8 c. Из: Труды КДА, 1902, 4. 43.      Слово в пяток третьей недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в великой церкви Киево-брат-ского монастыря 19 марта 1910 г. К., 1910, 8 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010