Л.Карфикова «Опровержение Евномия» Полемика с арианином Евномием, написанная Григорием в защиту покойного брата Василия, – крупнейшее и самое серьезное произведение Григория. Сегодня ее принято делить на четыре книги: три книги Опровержения Евномия (Contra Eunomiam), и одна книга Опровержения исповедания Евномия 914 ; в древности номенклатура была иной 915 . Чтобы ухватить суть полемики хотя бы в общих чертах, необходимо вкратце напомнить о широком диапазоне догматических споров IV века. При этом мы можем исходить из первого анафематизма I Константинопольского собора (381 г.), в котором перечислены отдельные инославные группы, по разным причинам отрицавшие главный член Никейского Символа веры , т.е. единосущие Сына Отцу 916 . Как мы уже знаем, Григорий принимал участие в этом соборе и зачитал Григорию Назианзину и Иерониму первые две книги своего Опровержения Евномия 917 . «Евномиане» или аномеи, сегодня также называемые «неоарианами» или «радикальными арианами», в упомянутом анафематизме указаны в первую очередь 918 . Эта группа берет начало от учителя Евномия Аэция, примерно со второй половины IV века защищавшего самые радикальные формулировки Ария. Прозвище «аномеи» (μοος или μοιος=подобный) указывает на то, что это учение отрицало подобие Отца и Сына, поскольку Сын здесь считался первым творением Отца, а Дух – первым творением Сына, т.е. предполагалась последовательная субординация Божественных ипостасей, как она была заявлена, например, в неоплатонизме. Евномий (умер примерно в 395 г.), ведущий мыслитель этой группы, недолго был епископом в Кизике (360–362 гг.), однако вскоре произошел раскол между его приверженцами и последователями епископов Евдоксия и Евзоя, т.н. «омиями» (учившими о некоем неопределенном подобии между Отцом и Сыном). Также против группы Евномия (уже в 358 г.) резко выступили т.н. «омиусиане» (учившие о подобии, но не о тождестве Отца и Сына по сущности), объединенные вокруг Василия Анкирского и Евстафия Севастийского. Другая из анафематствованных собором арианских групп – это уже упомянутые «евдоксиане» или «омии», и 358 г. снискавшие благосклонность Константина, а в 359 г. на соборе в Селевкии навязавшие компромиссную формулировку о «подобии Сына с Отцом по Писанию». При императоре Валенте (364–377 гг.) они оказались даже сильнейшей церковной партией. Возглавляли их упомянутые епископы Евдоксий Константинопольский и Евзой Антиохийский, а также Акакий Кесарийский. Именно эта группа добилась изгнания Григория в 375/6 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I († 2.04.432, Неаполь), св. (пам. зап. 3 апр.), еп. Неаполя (с 404/5). Согласно краткой заметке в «Деяниях Неаполитанских епископов» (IX в.), И. был 14-м епископом Неаполя и занимал кафедру 27 лет. Однако в этом источнике святой ошибочно назван современником Римских пап Дамаса I (366-384) и Сириция (384-399), императоров Валентиниана I (364-375), Валента (364-378), Грациана (375-383) и Феодосия I Великого (379-395). Основным источником сведений об И. является послание пресв. Урания к Пакату о кончине св. Павлина, еп. Нолы. Ураний назвал И. среди епископов, присутствовавших при кончине Павлина 22 июня 431 г. Далее в послании сообщалось, что после смерти Павлин явился И. в Великий четверг и предсказал тому скорую кончину. И. созвал клириков и нищих для раздачи милостыни, после чего совершил мессу и с 6-го ч. пребывал в молитве. В Великую субботу во 2-м ч. он совершил торжественную мессу и затем скончался. На погребении епископа в день Пасхи присутствовало множество новообращенных христиан. В неаполитанском Мраморном календаре (IX в.) указана дата погребения (лат. depositio) «нашего епископа Иоанна» - 3 апр. На этот день пришлась Пасха 432 г.; т. о., И. скончался 2 апр. В «Деяниях Неаполитанских епископов» И. назван весьма строгим (tanta severitate) человеком, а также сообщается, что епископ первоначально был погребен рядом со св. Ианнуарием в церкви, построенной им после перенесения мощей этого святого из Путеол (ныне Поццуоли) в Неаполь. Церковь св. Ианнуария у подножия холма Каподимонте стала основой катакомб св. Ианнуария, служивших местом захоронения Неаполитанских епископов до IX в. Во время археологических раскопок, проводившихся с 70-х гг. XX в., подтвердилась важная роль И. в становлении почитания св. Ианнуария. В 1971-1973 гг. была изучена крипта V-VI вв. с 8 аркосолиями и 10 асимметричными нишами, украшенная фресками и затем мозаиками. Вероятно, это было место захоронения Неаполитанских епископов. В центральном аркосолии обнаружено мозаичное изображение епископа в паллии и с кодексом в руках, в надписи на эстраде аркосолия упоминается имя епископа - св. Иоанн. Крипта была связана с построенной над ней базиликой, на перекрытиях к-рой сохранились изображения Неаполитанских епископов, возможно также относящиеся к V в.

http://pravenc.ru/text/469732.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вышел очередной номер научно-популярного журнала «Библейская археология» за ноябрь-декабрь Одна из обширных статей номера посвящена путям сохранения арамейского языка ВАШИНГТОН. Общество библейской археологии выпустило очередной номер своего специализированного альманаха, сообщается на веб-сайте общества. Первый большой материал номера называется «Спасти арамейский, на котором говорил Иисус и другие евреи Его времени». Автор материала – один из самых авторитетных на сегодняшний день знатоков арамейского языка, профессор гебраистики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Йона Сабар. Будучи сам по рождению курдистанским евреем и носителем современного арамейского языка проф. Сабар рассказывает об истории этого языка, ставшего в VII в. до Р. Х. языком международного общения на Ближнем Востоке, а в последующем, также, языком, на котором было написано множество кумранских и талмудических текстов и трактатов. Для Христианства важен тот факт, что арамейский язык, прежде всего, – это родной язык Иисуса Христа, его семьи и его первых последователей. В своей статье автор, кроме всего прочего, рассуждает о путях сохранения языка (современная версия языка в науке называется – нео-арамейский), на разных диалектах которого говорят сегодня очень немногочисленные этнические анклавы Ближнего Востока. Дело в том, что арамейский язык находится под угрозой исчезновения, так как носители языка – курдистанские евреи и ассирийцы, традиционно жившие на приграничных территориях северного Ирака, Турции и Сирии, начиная уже с 1920-х годов, постоянно мигрируют в Израиль, Европу, Америку и Австралию, где происходит их культурная и языковая ассимиляция. Вторая большая тематическая статья номера – «Скрытая водами Никейская базилика». Она посвящена исследованиям недавно обнаруженного турецкими археологами на дне озера Изник христианского храма, который датируется первой третью IV в. Один из авторов статьи проф. археологии Мустафа Сахин, возглавляющий работы над новооткрытым археологическим памятником, рассказывает вместе со своим коллегой Марком Фейрчайлдом об этапах и результатах изучения храма: об аэросъемке, об обнаружении аквалангистами останков стен церковного здания, погребальных склепов и монет периода правления императоров Валента II (364-378 гг.) и Валентиниана II (375-392 гг.). Предполагается, что это может быть базилика, в которой в 325 г. проходили заседания Первого Вселенского собора. Также среди учёных высказывается мнение, что церковь могла быть посвящена святому мученику Неофиту, который в начале IV в. пострадал в Никее во время гонений на христиан.

http://sedmitza.ru/text/8493114.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИАН СИРМИЙСКИЙ [лат. Heraclianus Sirmiensis] (сер. IV в.), участник диспута с арианином Герминием, еп. Сирмийским. Дошедшая в латинской версии запись публичного спора, состоявшегося 13 янв. 366 г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), подверглась незначительной лит. обработке. Первая часть текста посвящена вопросу о божественности Св. Духа и его равенстве Отцу и Сыну. Во 2-й И. С. ведет спор с клириком еп. Герминия пресв. Феодором, к-рый ссылается на евангельские слова о неведении Христом дня Второго пришествия (Мк 13. 32; Мф 24. 36). Третья часть представляет спор с др. сторонником еп. Герминия, Агриппином, который утверждает тварность Св. Духа и подчиненность Сына Отцу. Диспут завершается монологом И. С., текст к-рого восходит к «Апологии» Тертуллиана ( Tertull. Apol. adv. gent. 21), после чего еп. Герминий обвиняет И. С. в ереси, его сторонники требуют задержать и предать суду И. С., однако еп. Герминий успокаивает их и разрешает И. С. уйти. В диалоге И. С. представлен как мирянин, сосланный в Паннонию за исповедание правосл. веры. Однако такое объяснение представляется маловероятным, поскольку диспут состоялся во времена правления имп. Валентиниана I (364-375), отличавшегося веротерпимостью. Возможно, истинной причиной ссылки стало некое выступление против ариан, к-рым покровительствовала 2-я жена Валентиниана Юстина. Еп. Герминий в отличие от пресв. Феодора и Агриппина изображен с нек-рой симпатией. Тем не менее автор представляет его гораздо более радикальным арианином, чем он был в действительности. Будучи тесно связанным с епископами-арианами Валентом и Урсакием , он принял участие в разработке 2-й сирмийской формулы , близкой к радикальному арианству. Однако в 60-х гг. IV в. он возвратился к идее подобия Сына Отцу «во всем» и его взгляды стали отражать позиции малоазийских пневматомахов, а не ариан. Весьма показательно, что непосредственно с еп. Герминием И. С. спорит только о божественности Св. Духа и не затрагивает вопрос об отношении Сына к Отцу. Богословие И. С. в свою очередь неск. архаично, оно основано на лат. традиции доникейского периода и еще не знакомо с достижениями греч. никейского богословия, к-рые были введены на Западе свт. Иларием , еп. Пиктавийским.

http://pravenc.ru/text/673833.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Турции на дне озера близ бывшего города Никея обнаружен христианский храм возрастом 1700 лет Полагают, что именно в нем состоялся Первый Никейский собор в 325 году   АНКАРА. Археологи, исследуя дно озера в Турции близ бывшего города Никея обнаружили христианский храм возрастом в 1700 лет и предполагают, что именно в нем состоялся Первый Никейский собор в 325 году, сообщает christianheadlines . Профессор Мустафа Сахин (Mustafa ahin), глава кафедры археологии в университете Улудаг (в провинции Бурса), указал в своем интервью журналистам издания Live Science, что храм был обнаружен методом аэрофотосъемки на дне озера Изник близ города Изник, в древности Никея. В городе до сих пор сохранились остатки крепости византийского времени, а его нынешнее население составляет около 15 тысяч человек. «Когда я занялся изучением полученных изображений, я вдруг с удивлением совершенно ясно различил контуры храма под водой, – сказал Сахин журналисту Live Science. – Я занимаюсь полевыми исследованиями в районе Изника с 2006 года, и никак не ожидал обнаружить столь великолепный археологический объект». По данным Live Science, храм был разрушен крупным землетрясением в 740 году нашей эры, и теперь остатки его стен покоятся на глубине 3 метров под уровнем озера примерно в 50 метрах от его берега. Аквалангисты уже обнаружили погребения в храме и его дворе, и нашли в них монеты времен римских императоров Флавия Юлия Валента II (364-378 гг. н.э.) и Цезаря Флавия Валентиниана II (375-392 гг. н.э.), сообщает Live Science. Издание The Daily Mail приводит слова Мустафы Сахина, считающего, что есть основания полагать, что именно в этом храме состоялся в 325 году Первый Никейский собор, созванный императором Константином I. Собор продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства. На соборе был принят Никейский символ веры , осуждены арианская и другие ереси, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи и выработано двадцать канонов веры. Археологи имеют основания считать, что христианский храм был выстроен на древнем языческом святилище. Сахин надеется, что правительство присвоит храму статус подводного археологического памятника культуры и музея. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/8360362.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вестник церковной истории. 2013. 3/4(31/32)  Открыть файл в формате PDF СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: ПУБЛИКАЦИИ Устинова И.А. Делопроизводственные документы Патриаршего Казенного приказа: Книга записных печатных пошлин 1643 г. (С. 5-84) Шамина И.Н. Приходно-расходная книга вологодского Павлова Обнорского монастыря 1694 г. (С. 85-138) Башнин Н.В. Документы из архива Дионисиева Глушицкого монастыря: опись имущества и строений 1701 г., переписные книги вотчины 1702 г. (С. 139-177) Протоиерей Владимир Рожков. Записки священника. Главы 6-8 (С. 178-230) ИССЛЕДОВАНИЯ Макаров Е.Е. " Египетский церковный чин " как древнее свидетельство о совершении епископской хиротонии (С. 233-246) Марков В.В. Троицкий монастырь на Кловке и смоленские князья (С. 247-258) Флоря Б.Н. Тема конфессионального противостояния в " Летописи " С. Величко (С. 259-269) Балакшин Р.А. К истории строительства обыденных храмов в Русском государстве: Спасо-Всеградский собор в Вологде (С. 270-275) Белов А.В. Города и православные святыни Калужской губернии в период Наполеоновской агрессии (С. 276-284) РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Крапивин М.Ю. Всеволод Путята в контексте религиозной политики органов ВЧК (1920-1921 гг.) (С. 287-340) КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Степченков Л.Л. 300-летие Дома Романовых на страницах дореволюционных " Смоленских епархиальных ведомостей " (С. 343-352) Новые книги Ченцова В.Г. Ближневосточное православие под османским владычеством: 1516-1831 гг. (С. 353-363) Шамина И. Н. Синодики Никольского Староладожского монастыря конца XVI–XIX века (С. 364-366) Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей (С. 367-374) Шкаровский М. В. Советская власть и судьбы мощей православных святых (С. 375-378) Научная жизнь Конявская Е. Л. VII международная конференция «Комплексный подход в изучении Древней Руси» (С. 379-383) Пигин А. В. Всероссийская научная конференция «Святые и святыни Обонежья» (С. 384-389) Памяти академика Николая Николаевича Покровского (С. 390-392) Указатель материалов, опубликованных в журнале " Вестник церковной истории " в 2013 году (С. 393-395) Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/4402943/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). Епископат ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) ОСИЙ († кон. 357 или 358), свт. (пам. 27 авг. и в воскресенье перед 12 окт.- в Соборе святых, в земле Испанской и Португальской просиявших), еп. Кордубы (ныне Кордова, Испания), сподвижник имп. Константина I Великого (306-337), участник арианских споров ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей

http://pravenc.ru/rubrics/121298_5.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вестник церковной истории. 2014. 3/4(35/36)  Открыть файл в формате PDF СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: ПУБЛИКАЦИИ Маштафаров А. В. Синодик Коневского Богородицкого Рождественского монастыря XVI в. (С. 5-30) Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 2 (С. 31-71) Башнин Н. В. «Тетрать записная» указам и распоряжениям архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1681-1682 гг. (С. 72-116) Протоиерей Владимир Рожков. Записки священника. Глава 12-13 (С. 117-172)   ИССЛЕДОВАНИЯ Макаров Е. Е. Хиротонии пресвитера и диакона в «Египетском церковном чине» (С. 175-192) Артамонов Ю. А. Алтарные граффити собора Успения (Рождества) Богородицы на Городке в Звенигороде: к вопросу о сооружении храмов-памятников в средневековой Руси (С. 193-203) Петрушко В. И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. (С. 204-235) Вишиванюк А. В. Об отношениях между Украинской Автономной Православной Церковью и «Украинской автокефальной православной церковью» на Западной Украине в годы немецкой оккупации (С. 236-268)   РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Степанов А. Ф. Художественные сокровища ризницы казанского Благовещенского собора: обретённые и утраченные. Часть 2 (С. 271-303) Крапивин М. Ю. Аркадий Антонов и начальный период формирования политики ВЧК в отношении Православной Российской Церкви (весна-лето 1918 г.) (С. 304-316)   КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Щёголева Л. И. Греческие рукописи, хранящиеся в Российской государственной библиотеке: Фонд 181. Часть 2 (С. 319-358)   Новые книги Ченцова В. Г. Новая книга по истории Киевской митрополии (С. 359-363) Шкаровский М. В. Православные святыни Стрельны (С. 364-366)   Научная жизнь Белянкин Ю. С., Литвина Н. В.  III международная научная конференция “Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе” (С. 367-375)   К юбилею Марины Сергеевны Черкасовой (С. 376-390) Наши авторы (С. 391-392)   Указатель материалов, опубликованных в журнале “Вестник церковной истории” в 2014 г. (С. 393-395) Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/5455724/

Ахилл – герой Троянской войны 33, 48, 208 Бадурий – стратилат Фракии при Юстиниане I 110 Байджу-нойон – монгольский полководец 310 Балдуин (Бодуэн) I – латинский император Константинополя (1204–1205) 289, 291, 292, 303 Балдуин (Бодуэн) II – латинский император Константинополя (1228–1261) 314 Барисбакур – приближенный Юстиниана II 119 Батан – архонт пачинакитов 170 Батбаян (Баян) – болгарский хан 117 Батый – монгольский хан (ок. L209–1255/1256) 305 Баян – правитель Аварского каганата (562–582?) 111, 112 Бела III – венгерский король (1172–1196) 301 Бела IV – венгерский король (1235–1270) 306, 309 Бледа – в 435–445 гг. правитель гуннов совместно с Аттилой 42, 44 Бодуэн – см. Балдуин Божилов И. 156 Борил – болгарский царь (1207–1218) 304, Борис II – болгарский царь (970–971) 202, 214, 220, 224 Борис Коломанович (Кальманович) – венгерский принц 252, 261, 262 Булгар – легендарный родоначальник болгар 193 Ваица – архонт пачинакитов 170 Вакх – пресвитер 111 Вакхин – сербский архижупан 279 Валамир – готский вождь, отец Февдериха 48, 50–54 Валгиц – архонт Босфора 119 Валент – римский император (364–378) 24, 27, 28, 30, 109 Валентиниан I – римский император (364–375) 22, 37–39, 109 Валентиниан II – римский император (383–392) 61 Валериан – римский император (253–259) 19, 22 Валерий – наместник Фракии 63 Валия – король визиготов (415–419) 63 Варда Склир – магистр 197, 220, 221, 227 Варда Фока – патрикий, стратиг 180, 236 Вардан – см. Филиплик Васавила (Роберт Басавила) – норманн, родственник короля Вильгельма 263 Васас (Вашаш) – знатный венгр 271 Василий I Македонянин (Большеголовый) – византийский император (867–886) 141, 176, 178, 183–185, 218 Василий II Болгаробойца – византийский император (976–1025) 187, 189, 217, 234–237, 302 Василий – проедр и паракимомен 200, 224 Василий Ватац – византийский полководец 285 Василик (Василько) Юрьевич (Георгиевич) –русский князь (XII в.) 270 Василиск – византийский император (475–476) 48, 49 Васильевский В. Г. 186, 187 Василько – см. Василик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Курс наук (грамматика-риторика-юриспруденция) Амвросий успешно завершил около 370 г., после чего стал подвизаться в роли адвоката в префектуре претория в г. Сирмий (ныне г. Хорватска-Митровица в Югославии). Своим блестящим красноречием Амвросий уже тогда обратил на себя внимание. В своих многочисленных сочинениях (см., например, “De officiis ministeriorum”) он обнаруживает превосходное знание греческих и римских авторов: Гомера, Софокла, Эврипида, Ксенофонта, Вергилия, Тацита, Платона, Сенеки, Саллюстия и других писателей и философов. С идеями некоторых из них, в частности, с трудами Софокла и Эврипида, Амвросий был, по всей вероятности, знаком через посредство Цицерона и Филона Александрийского. О влиянии Филона на Амвросия пишет С.Н. Трубецкой . Впоследствии Амвросий подвергнет наследие языческих мыслителей резкой, порой несправедливой критике. Особо надо сказать об увлечении Амвросия музыкой. Он превосходно знал музыкальную терминологию и, судя по всему, получил специальное музыкальное образование, благодаря которому сумел впоследствии усовершенствовать христианскую литургику. В качестве талантливого и многообещающего, а самое главное, честного адвоката, борца за справедливость, Амвросий обратил на себя внимание высоких патронов – наместника (префекта) Италии и эпарха Римского Проба (который был христианином) и сенатора язычника Симмаха. Проб приблизил Амвросия к себе и дал ему должность советника. Перед будущим епископом, привилегированным отпрыском знатной семьи, открывались самые широкие возможности для гражданской карьеры. Этому в немалой степени содействовали и его личные достоинства, в частности, административные и юридические способности, ревностное исполнение должностных обязанностей. Через некоторое время префект Проб рекомендовал Амвросия императору Валентиниану I (364–375 гг.). В 373 г. император назначил Амвросия на освободившееся место наместника (консульского префекта или консулярия) двух провинций северной Италии – Лигурии и Эмилии (совр. Пьемонт и Ломбардия). Центром этих провинций был Медиолан (Милан) – место императорской резиденции (со времени императора Диоклетиана) и второй по значению в то время (после Рима) город Западной Римской империи. Отсюда в 313 г. император Константин Великий возвестил свой знаменитый эдикт о веротерпимости (“Миланский эдикт”).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010