Письма 357, до ноября 1. К Евстафию Философу 357 (или 358) 14. К Григорию, другу 4. К Олимпию 360–362 9. К Максиму Философу 362 или 363 3. К Кандидиану 18. К Макарию и Иоанну 19. К Григорию, другу 363–370 22. О совершенстве в монашеской жизни 363–378 43(46). К падшей деве 20. К Леонтию, софисту 21. К Леонтию, софисту 365–378 15. К Аркадию, комиту 368, после 10 октября 369, осень 31. К Евсевию, епископу Самосатскому 370, весна 27. К Евсевию, епископу Самосатскому 370–371, зима 25. К Афанасию, епископу Анкирскому 370–373 57(61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 370–378 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского 45(49). К Аркадию, епископу 49(53). К хорепископам 50(54). К хорепископам 51(55). К Паригорию, пресвитеру 52(56). К Пергамию 58(62). К Церкви Парнасской 59(63). К неокесарийскому градоначальнику 60(64). К Исихию 370–378 68 (72). К Исихию 69(73). К Каллисфену 73(77). Без надписи 74(78). Без надписи 79(83). К чиновнику, облагающему податями 81(85). О том, что не должно клясться 82(86). К правителю области 83(87). Без надписи 103(107). К вдове Иулитте 104(108). К попечителю наследников Иулитты 105(109). К Елладию, сотоварищу ипарха 111(115). К Симпликии, еретичке 147(152). К Виктору, военачальнику 148(153). К Виктору, бывшему консулу 165(172). К Софронию, епископу 170(177). К Софронию, магистру 171(178). К Авургию 172(179). К Аринфею 173(180). К Софронию, магистру, за Евмафия 178(185). К Феодоту, епископу Верийскому 184(192). К Софронию, магистру 186(194). К Зоилу 262(270). Без надписи, о похищении девицы 264(272). К Софронию, магистру 266(274). К Имерию, магистру 269(277). К Максиму Схоластику 274(282). К епископу 275(283). К одной вдове 276(284). К сборщику податей 277(285). Без надписи 279(287). Без надписи 280(288). Без надписи 281(289). Без надписи, об одной притесненной женщине 282(290). К Нектарию 283(291). К Тимофею, хорепископу 298(306). К севастийскому градоначальнику 371, не позднее марта 44 (48). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

И тако убо не вем, что ради сим изволися оставити мнозех премудрейших на дело сие и достойнейших 362 , якоже негде речеся, «оставльше источников, к суху потоку приидоша, и, оставльше главу, к ногам беседовати изволиша». Сице убо понуждают мое недостоинство, не ведуща ни десна, ниже шуя 363 , но токмо греху присно 364 прилежаща, еще же и мирскими всячески суетами оплетшася, груба 365 суща и витийския беседы ничтоже сведуща. Мне убо, грешному, исперва много отрицающуся толикия дерзости делу сему прикоснутися, понеже убо выше силы и сана моего, еще же и за немощь и недостаточества ума моего. Сии же многорачительне не преслушати ми ся прилежаху 366 и Честного Креста оного самого силу в помощь на се быти ми предглаголаху. Аз же, окаянный, от обою содержим бех, страхом и радостию, понеже бо страх за недостоинство претит ми глаголати, радость же и любы влечет мя вещати. Но обаче 367 возложих надежду на Бога, рекшего «Просите и приимите, толцыте и отверзется 368 вам», всяк бо, рече, – «просяй – приимет и ищай – обретает» 369 , и паки рек, яко «Не можете без мене творити ничесоже». И тако убо к сему со воздыханием припадая, рекох сице «Милосерд буди ми, Владыко, и прости мою дерзость о нихже хощу глаголати, недостойны устне имый и мысль непотребну». Рекох от сердца «Ты убо, наставниче премудрости и смыслу давче, немудрым наказателю и нищим защитителю, утверди и вразуми сердце мое, Владыко! Ты даждь ми слово во отверзение уст моих, иже Отчее единородное Слово, и содействуй ми силою Креста Твоего, якоже некогда немому повеле глаголати и глухому слышати». И тако прострох греходельную мою руку и яхся 370 по дело сие, о немже нам слово. Но убо небщую, аще и слово небытию покрывшу того славу, иже от лет прием помощь, якоже преже рех, к неведению препущаше недобре и многие пользы отщетеваше ны 371 . Аще убо маргаритом от своих скал не производимом, кому тех добра познавается? 372 И злату во своих флевах 373 лежащу, киим очесем того блистание будет? Тако и мы, изряднее ныне от глубины забвения и молчания восторгшеся, мало нечто о явлении чудотворивого того Креста хощем побеседовати, елико возможно есть, а о летех и о временех, якоже преди рекох, да не зазрит ваша святыни, не обретшу ми, но едино се, иже суть ни от человек, ни человеки, но самем Тем, изволившем распятися спасения ради человеческого, послася сице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память святых отцов Первого Вселенского Собора (комментарий в русле истории) Свт. Афанасий Великий (Александрийский) Святитель Афанасий Великий Фрагмент статьи из т. IV «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г. Афанасий Великий – (ок. 295, Александрия? — 2.05.373, там же), свт. (пам. 18 янв., 2 мая), еп. Александрийский (с 8 июня 328), великий отец и учитель Церкви. Житие. Документы и письменные источники, повествующие о жизни и неустанной деятельности свт. Афанасия, многочисленны и разнообразны. В первую очередь к ним относятся собственные сочинения святителя, содержащие автобиографические сведения: 3 “Защитительных слова” (“Апологии”), “История ариан” и послание об Аримино-Селевкийском Соборе, составлявшиеся в 50-х гг. IV в. Эти сочинения важны не только как свидетельства свт. Афанасия о собственных взглядах и деятельности, но и как памятники, содержащие в своем составе немало подлинных документов (посланий императоров и епископов, актов Соборов). Многочисленные послания свт. Афанасия (1-е и 2-е “Послания к Серапиону Тмуисскому”, 359–360, “К епископам Африки”, 371–372) расширяют представление о его пастырской, общецерковной и политической деятельности. Роль свт. Афанасия в становлении монашества и его постепенной организации в рамках церковной иерархии отражена в “Посланиях к монахам” (339 и 359–360) и в “Житии св. Антония” (357–362). Свидетельствами о жизни и деятельности свт. Афанасия являются также сборники офиц. документов, составленные, очевидно, в апологетических целях при жизни святителя и не без его участия, среди них собрание (кон. 367 или нач. 368) Феодосия Диакона, дошедшее в лат. переводе. Хронологию событий жизни и деятельности свт. Афанасия помогают прояснить 2 совр. ему сочинения, созданных на основе архивных материалов Александрийской Церкви: входящая в собрание Феодосия Диакона т. н. “Безглавая история” (Historia acephala, от rpeч.akephalia — безглавый, поскольку утрачено ее начало) и сир. версия “Индекса” с надписаниями “Пасхальных посланий” свт. Афанасия за период 329–373 гг., к-рый дает для всего времени архиерейского служения свт. Афанасия имена правивших консулов, даты празднования Пасхи, упоминает о наиболее значительных событиях каждого года.

http://sedmitza.ru/text/414818.html

Выше уже говорилось, что в 350 году, когда арианин Констан-ций стал самодержавным монархом, ари­анство одержало победу как на Востоке, так и на За­паде. В 356 году в результате преследований Афанасий вынужден был бежать в египетскую пустыню, где он скрывался по монастырям в течение шести лет. В этот период он написал «Житие святого Антония» и мно­гие другие сочинения. В 361 году на престол взошел Юлиан Отступник - император, сделавший попытку восстановить язычество. Юлиан обращал мало внима­ния на внутрихристианские распри, и при нем всему православному духовенству было разрешено вернуться из изгнания. Арианский епископ Григорий был убит толпой во время народного восстания в Александрии, и Афанасий снова вернулся к духовной власти. Он ревностно принялся за восстановление Православия и в 362 году созвал первый православный собор со вре­мен Никеи. Его усилия по обращению язычников вы­звали раздражение Юлиана, и в том же 362 году ему пришлось в четвертый раз удалиться в ссылку, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После смерти Юлиана Афанасий опять вернулся в Александрию " (363 год), но в царствование Валента, симпатизировавшего арианам, неугомонный епископ был вынужден снова покинуть свой город, но на этот раз всего на несколько месяцев. После этого его уже больше не беспокоили до самой смерти, последовавшей в глубокой старости в 373 году. Святитель Афанасий был замечательным человеком необычайно цельного характера. Всю свою жизнь он положил на Борьбу с арианской ересью. Не будучи тон­ким дипломатом, он не желал признавать, что небиб­лейский термин едипосущие смущал многих своей дву­смысленностью и потому нуждался в дополнительных разъяснениях. Для него единосущие было боевым кли­чем, от которого зависела судьба Православия и наше спасение. Афанасию не суждено было дожить до тор­жества Православия над арианством на Константино­польском соборе 381 года, но его последние письма были полны надежды. Он знал, что на сцене уже по­явились каппадокийские богословы, которым предсто­яло отстоять никейскую веру. Они объяснили и выра­зили ее так, что она стала приемлемой для огромного большинства восточных епископов.

http://sedmitza.ru/text/1152154.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память свт. Амвросия Медиоланского (комментарий в свете веры) 20 Декабря Церковь празднует память свт. Амвросия Медиоланского. Святитель Амвросий Медиоланский Фрагмент статьи из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г. Амвросий Аврелий [лат. Aurelius Ambrosius] (ок. 339, Августа Треверов, совр. Трир — 4.04.397, Медиолан, совр. Милан), свт. (пам. 7 дек ст.ст. – 20 дек. н.ст.), епископ Медиоланский (с 7.12.373), один из великих западных отцов Церкви. К. Е. Скурат, М. В. Грацианский Житие Источником сведений о жизни свт. Амвросия являются прежде всего его творения, среди к-рых наибольшее значение имеют письма, датируемые периодом с 379 по 396 г. Житие свт. Амвросия, написанное в 412–413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским по просьбе блж. Августина, вполне заслуживает доверия, поскольку автор пользовался сведениями, полученными от близких к свт. Амвросию лиц (его сестры Марцеллины и др. «достойнейших доверия людей»). Большое значение имеют также «Церковные истории» Руфина, Сократа, Созомена и особенно блж. Феодорита Кирского. Созданные на основе последней греч. жития, одно из к-рых приписывается св. Симеону Метафрасту (X в.), имеют с исторической т. зр. второстепенное значение. Дата рождения свт. Амвросия устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи (Ep. 59. 4). Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение свт. Амвросия обычно датируют 339 г. (Dassmann. S. 362). Родители свт. Амвросия происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82). Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префекта Галлий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов (совр. Трир).

http://sedmitza.ru/text/412643.html

IV том. В четвертом томе я подробно остановлюсь лишь на нескольких, при том немногих, параграфах. § 141. Условия действительности и действенности таинств (стр. 32–55). Целая стр. 35 и начало 36-ой дословно списаны из статьи проф. Н.Я. Беляева-Пелагианский принцип в римском католичестве, Православный Собеседник, 1871, т.1,стр. 232–235. Собственно и у Беляева здесь большая часть-выписки из книги Януса-Папа и Собор. Слов Януса о. Малиновский ничем не выделяет, но ставит (в 1 прим. на 36 стр. ) цитату: «Янус. Папа и собор. 76–77. 311 стр. » А потом: «См. о том же еще у проф. Беляева Н.Я. » Как будто о. Малиновский пользуется книгой Януса, а не статьей проф.Беляева, у которого занимает и слова Януса, и цитату на его книгу! Кроме того, после цитаты на Беляева и еще на Соколова примечание продолжается. Оказывается, что все это довольно обширное примечание взято опять у проф.Беляева, стр. 234 прим. А затем более трех страниц выписано из книги проф. В.А. Соколова – Иерархия англиканской епископальной церкви, Сергиев посад 1897. Срвн. Стр. 36 Малиновского и 269. 273. 272. Соколова. Стр. 37 Малиновского и стр. 275–277 Соколова. Стр. 38 Малиновского и стр. 277. 278. 282 Соколова. Стр. 39 Малиновского и стр. 288 Соколова. Обширное прим. 2-ое на 39 стр. см. у Соколова стр. 272 и 271 прим. Списывание почти всегда буквальное, но иногда текст Соколова помещается у Малиновскаго в примечаниях, а примечания Соколова стоят в тексте о. Малиновского. Книга проф.Соколова на этих страницах дважды процитована, но очень осторожно. На стр. 36 из нее позаимствовано небольшое 2-ое примечание. В конце примечания цитата: «См. у проф. Соколова. Иерархия англ. церкви. 372– 373 стр.», хотя в книге Соколова всего 362 стр. (Нужно стр. 272–273). Ясно, что цитата относится к одному только примечанию, которое, кстати сказать, заимствовано и не буквально. На стр. 38 в тексте читаем: «Мнение, что для действительности таинства необходимо не внешнее только, но и внутреннее намерение, признают господствующим в западной церкви». Здесь сноска и в прим.2 цитата на Соколова. След, у Соколова взята только эта последняя мысль, а между тем с книги Соколова выше почти буквально списано две страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf V. Арианские споры после Никейского Собора (2) Литература: Карташев; Chadwick; Meyendorff J. The Council of 381 and Primacy of Constantinople//Catholicity and the Church. N.Y., 1983; Meyendorff, The Orthodox Church; Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Vasiliev; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Previte-Orton; Jones; Болотов; Quasten; Флоровский, Восточные отцы. 1. Последняя, окончательная стадия арианских споров отмечена появлением новых людей и новых проблем. Св. Афанасий скончался в 373 г. Скорее всего, он пережил всех участников Никейского Собора. В последние 15 лет жизни его роль переменилась он был уже не прежним непримиримым борцом, а мудрым старцем, пользующимся всемирным уважением и почитанием. Новое поколение богословов обращалось к нему за советом, и хотя его словарь принадлежал уже прошлому, его ответы пользовались непререкаемым авторитетом. Юлиан амнистировал всех сосланных. Он рассчитывал, что христиане окончательно перегрызутся между собой и уничтожат друг друга. Но вышло иначе: освободившись от давления арианствующей императорской власти, Церковь стала стремительно выздоравливать. Свт. Афанасий вернулся из ссылки в феврале 362 г. и был торжественно встречен как христианами, так и язычниками, за несколько месяцев до этого растерзавшими его преемника арианина Георгия Каппадокийца. Правда, из-за гонений Юлиана Афанасий вскоре вынужден был опять скрыться, но на сей раз ненадолго. Аномеи (т.е. неподобники крайние ариане) также возвратились, и Аэтий старый друг Юлиана был даже поставлен в епископы. Юлиан наградил его богатым поместьем. Вернувшиеся из ссылки старые омиусиане во главе с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским продолжили уточнение своих позиций. В частности, впервые они попытались выразить разницу между усией и ипостасью: «Ипостась это существенные и реально сущие свойства Лиц». Чуть позднее этой наработкой воспользуются великие каппадокийцы, использовавшие термин «ипостась» для определения самих Лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

издательство П.П. Сойкина Афанасий Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский, св. отец Церкви (293 – 373), известен борьбою с арианством и своею твердою, непоколебимою верою. О жизни святого А. известно не много, особенно о его юношестве. Родился он в Александрии, здесь же и учился, и в 319 г. посвящен в диакона. В 325 г. А. был анагностом – чтецом епископа Александра, с которым был на Никейском соборе, где выступал против Ария. В 326 г. А. избран на александрийскую кафедру. Епископом А. объезжал церкви, произносил речи против арианства и поучал истинной вере. Но, несмотря на твердую преданность правому делу, А. всю жизнь терпел злоключения. Имп. Константин колебался между арианством и православием , а арианствующие пресвитеры жаловались на А., препятствовавшего им распространять ересь. Хотя А. опроверг жалобы, но имп. удалил его в Трир, в Галлию. В ссылке А. пробыл 2 года (335 – 337), и только после смерти Константина возвратился к обрадованной пастве. Но его снова удалил префект Филарии, а на место епископа посадил Григория Каппадокийского. Ариане также требовали удаления А., как смещенного императором. Афанасий отправляется в Рим (339), а, затем, скитаясь в Галлии, основывал здесь монастыри и поучал. А. был на соборах Римском (341) и Сардикийском (343), папа Юлий признал его невиновным но только в 346 А. возвращается в Александрии. Но нападки на него продолжались и А. принужден был бежать в 356 году и скрываться в пустыни, где и жил уединенно до 362 года, занимаясь литературным трудом. В 362 г. А. хлопочет на соборе о сближении никейцев и амузиан. В 364 возвращается в Александрию, но в следующий год снова принужден уехать; но это последнее вызвало сильное волнение среди христиан, – А. возвращается в 366 г. и епископствует до смерти, последовавшей 2 мая 373 года. Всю жизнь терпел А. гонения за правду, пять раз удалялся от паствы, но умер на кафедре. После А. остались многочисленные труды. Апологетические труды написаны ок. 319 г. – в юношеские годы. За время епископства А. писал полемические произведения против ариан, аполлинариан. В своих догматико-исторических сочин., А. описывает соборы, на которых присутствовал. А. к монашествующим писал послания и поучения, содержания правила строгой жизни. Ко времени пасхи епископ оповещал Церкви о времени празднования – и эти послания А. дошли до нас. Не говоря уже об историческом значении трудов св. Афанасия – мысли и доказательства его и теперь имеют великое значение и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт. НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС V АШТАРАКЕЦИ (1770-1857), католикос Армянской Апостольской Церкви (с 1843; ААЦ), видный деятель арм. национально-освободительного движения. Мирское имя Торос Шахазизян НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННАВАНК средневек. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи в с. Оганаван пров. Арагацотн на правом берегу р. Касах, в 6 км к северу от г. Аштарак (Армения) ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед

http://pravenc.ru/rubrics/121954_3.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСЕВИЙ КОРИФСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евсевий Корифский, Сирийский (греч. Εσβιος; + кон. IV в.), пустынник, преподобный Память 23 января (Греч. ) Навыки аскетической жизни Евсевию привил его дядя Мариан, затворив их с братом в небольшой хижине без окон и дверей. Когда брат и дядя умерли, Евсевий не оставил своего затворничества. В 25 стадиях от этого места, на склоне горы Корифа , на пути из Антиохии (ныне Антакья) в Берою Сирийскую (ныне Халеб ), находился небольшой монастырь, основанный неким Аммианом. Он часто приходил за духовным советом к Евсевию, разговаривая с ним через стену его жилища. Постепенно Аммиан убедил Евсевия стать наставником для монахов его монастыря. Прорыв вход в хижину, он вывел оттуда Евсевия. Однажды, сидя на склоне холма, Аммиан читал Евангелие и попросил Евсевия истолковать его. Тот, отвлекшись на созерцание природы и работавших земледельцев, не смог этого сделать. После этого Евсевий решил носить тяжелые вериги, чтобы всегда иметь взор, устремленный в землю, и не любоваться красотами мира. Подвижник старался вообще не выходить из монастыря, кроме как в церковь для молитвы. Подвизаясь т. о. 40 лет, Евсевий пережил Аммиана и собрал вокруг себя множество последователей, в т. ч. и бывших учеников прп. Иулиана (Саввы; + между 362 и 373) - Иакова Персиянина и Агриппу. Перед смертью Евсевий хотел назначить Иакова своим преемником, однако тот отказался, и настоятелем был избран Агриппа. Скончался скорее всего в конце IV века, так что Феодорит Кирский лично не мог быть с ним знаком (был рукоположен во епископа г. Кир в 423); сведения о Евсевии он почерпнул у старца Акакия и настоятеля монастыря Евсевия Давида (преемника Агриппы). Прп. Евсевия затворника следует отличать от другого прп. Евсевия (память 15 февраля), также упоминаемого Феодоритом Кирским. Сказание об аскетических подвигах сирийского затворника Евсевия, возглавившего затем монастырь Аммиана и собравшего вокруг себя многих любителей благочестия, помещено в ряде византийских синаксарей под 23 января . Данное сказание представляет собой сжатый пересказ обширного повествования из " Истории боголюбцев " Феодорита Кирского .

http://drevo-info.ru/articles/13680896.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010