Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВИАН (Флавий Клавдий Иовиан; лат. Flavius Claudius Iovianus) (330/1, Сингидун, ныне Белград, Сербия - 17.02.364, Дадастана, М. Азия), рим. имп. (с 26/27 июня 363). Род. в семье комита доместиков Варрониана, к-рый в 30-х гг. IV в. был командующим гвардией имп. Константина II (337-340). Скорее всего И. принял крещение в юном возрасте, так же как Юлиан Отступник , поскольку при имп. дворе в 30-50-х гг. IV в. принадлежность к христианству была необходимым условием развития карьеры. Как и его отец, И. посвятил жизнь военной службе. При имп. Констанции II (337-361), вероятно с сер. 50-х гг. IV в., занимал пост протектора-доместика в имп. гвардии. После смерти имп. Констанция II в нояб. 361 г. сопровождал его тело из Киликии в К-поль. При имп. Юлиане Отступнике (361-363) И. получил пост примикерия доместиков (начальник имп. гвардии). Ряд христианских авторов позднеантичной и византийской эпох упоминали, что И. был уволен со службы имп. Юлианом за верность христианству ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 22; Oros. Hist. adv. pag. 1967. VII 31); эти сведения следует признать легендарными. С весны 363 г. И. участвовал в походе имп. Юлиана против Персии в качестве примикерия доместиков. И. был избран императором на совещании командиров рим. армии в лагере в Сев. Месопотамии (восточнее совр. Самарры, Ирак) в ночь на 27 июня 363 г., сразу после гибели имп. Юлиана. Скорее всего И. представлял собой компромиссную фигуру, пребывание к-рой на престоле устраивало большинство группировок внутри рим. армии (офицеров-язычников и христиан, выходцев из разных провинций и т. п.). Так или иначе, его избрание не вызвало к.-л. серьезного противодействия как в армии, так и в гос-ве. Ввиду краткости периода правления И. сложно говорить о его политической программе. Основные мероприятия его правления были связаны с преодолением последствий и возможным сокращением ущерба для Римской империи от неудачного Персидского похода имп.

http://pravenc.ru/text/Иовиан.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Принципиальные различия между христианскими Таинствами и языческими ритуалами 06.12.2017 15386 Время на чтение 6 минут Продолжая говорить о христианстве, как о совершенно уникальной религии, имеет смысл рассказать о тех дарах, которые получили все христиане исключительно благодаря Жертве Христовой. В данной работе речь пойдет о христианских Таинствах, как о принципиально новом явлении в религиозной истории, ибо дохристианская религиозная практика таковых (Таинств) не знала. Человек знакомый с историей религий может возразить: в языческих религиях присутствует множество мистерий, инициаций, обрядов, ритуалов и т. д. И термин «мистерия» и русское слово «таинство» происходят от древнегреческого слова μυστριον (тайна, таинство) и тем не менее разница между двумя этими понятиями весьма существенная. Наша задача показать - в чем состоит сущностная сторона этого различия, а также указать на содержание христианских Таинств, как на предмет принципиального отличия от языческих ритуалов. Историкам религий известно, что какие либо внятные свидетельства о языческих мистериях (об их смысле, содержании и направленности) имеют весьма позднее происхождение и относятся к эпохе не ранее II века н. э. Более того, исторических источников, из которых позволительно почерпнуть информацию о языческих культах не так уж и много: о них пишут платоник Апулей (125-170 гг.), неоплатоник Порфирий (232 - 306 гг.). Более того, интересные исторические свидетельства о языческих мистериях содержатся в трудах христианских апологетов - свт. Климента Александрийского (150 - 215 гг.), Тертуллиана (165 - 225 гг.). О христианских Таинствах историческая наука имеет сведения, относящиеся к I веку и данные сведенья достаточно подробны - они представляют не только само чинопоследование, но и историю возникновения, догматический смысл и содержание. Другими словами - исторические свидетельства о языческих мистериях появляются уже в христианскую эпоху, а соответственно, атеистическая критика, видящая в христианстве сплошной «рассадник заимствований» выглядит весьма неубедительно (как и всякий другой раз), т. к. ситуация могла быть диаметрально противоположенная. Доподлинно известно, когда император Юлиан Отступник (правивший в 361-363 гг.) решил возродить язычество, то он повелел «сконструировать» языческие обряды «по модели» христианских Таинств. Таким образом, христианским Таинствам Крещению и Евхаристии были противопоставлены т. н. митраистские «тавроболии».

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/07/...

Д.К. Робертсон (протестант) Сочинение Джеймса С. Робертсона каноника Кентерберийского, покойного профессора церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне перевод с английского издания. Содержание Предисловие Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Глава 2. Царствования Траяна и Адриана (98–138 гг.) Глава 3. Царствования Антонинов (138–180 гг.) Глава 4. Ранние еретики Глава 5. От восшествия Коммода до смерти Элагабала (180–220 гг.) Глава 6. От Александра Севера до Валериана (220–260 гг.) Глава 7. От восшествия Галлиена до дарования веротерпимости Константином (261–313 гг.) Глава 8. Дополнительная 1. Успехи распространения христианства 2. Иерархия 3. Обряды и обычаи 4. Нравственный характер христиан – Аскетизм – Безбрачие Книга вторая. От Константина Великого до смерти Феодосия Великого (313–395 гг.) Глава 9. Константин Великий – Донатизм – Арианство (313–337 гг.) Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Глава 11. Юлиан (361–363 гг.) Глава 12. От смерти Юлиана до конца второго вселенского собора (363–381 гг.) Глава 13. От конца Второго Вселенского собора до смерти Феодосия – Св. Амвросий (381–395 гг.) Глава 14. Дополнительная Книга третья. От смерти императора Феодосия I до папства Григория Великого (395 –590 гг.) Глава 15. Аркадий и Гонорий – Оригенистический спор – Св. Иоанн Златоуст Глава 16. Бл. Августин – Донатизм – Пелагианство Глава 17. Несторианство Глава 18. Евтихианство – Собор Халкидонский – Возвышение римской кафедры Глава 19. Падение Западной империи – Обращение варваров. Вандальское гонение в Африке Глава 20. Монофизитство – Юстиниан – «Три главы» (451–566 гг.) Глава 21. Полупелагианство – Миссии – Упадок арианства на Западе Глава 22. Дополнительная Книга четвертая. От избрания Григория Великого до смерти Карла Великого (590–814 гг.) Глава 23. Григорий Великий (590–604гг.) Колумбан (589–615 гг.) Глава 24. Магомет – Монофелитский спор (610–718 гг.) Глава 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Банников А. В., Каспаров А. И., Пржигодзкая О. В. Житие Святого Марцеллина, епископа и крестителя. Vita Sancti Marcellini, episcopi et confessoris. 1. Святой Марцеллин, первый епископ Амбрёна Святой Марцеллин почитается как первый епископ Амбрёна, распространивший христианскую веру не только в этом городе, но и на большей части Приморских Альп. Согласно указанию, содержавшемуся в житии, Марцеллин был рукоположен в епископы Евсевием Верцелленским (V. Marc., I, 5). Известно, что Евсевий был отправлен в изгнание в 355 г.; в Италию он вернулся только в конце 362 г., а умер в 370 или 371 г. 4 Таким 5 образом, Марцеллин начал свою деятельность во времена императора Констанция II (337–361 гг.), сторонника арианского вероисповедания. Будучи приверженцем ортодоксального символа веры , Марцеллин подвергся гонению. Однако преемник Констанция, Юлиан (361–363 гг.), издал указ, разрешавший всем изгнанным церковным иерархам вернуться в свои приходы и вновь занять утраченные во время гонений посты. Поэтому Марцеллин возвратился в Амбрён и остаток своей жизни провел окруженный почетом, отдавая все силы распространению в близлежащих землях христианской веры. Традиционной датой смерти святого считается 13 апреля 374 г. Тело Марцеллина было погребено в церкви, которую построил он сам. Она получила название церковь Святого Марцеллина. Согласно утверждению автора жития, на могиле святого стали совершаться многочисленные чудеса, а жители Амбрёна неоднократно прибегали к заступничеству святого. Григорий Турский уверяет, что в его время у могилы Марцеллина горела лампада, и если ветер задувал ее, то она возгоралась без постороннего участия. Масло из этой лампады использовали как целебное средство. Позднее голова святого была отправлена в город Динь, где находились мощи святых Винкентия и Домнина, бывших товарищами и сподвижниками Марцеллина. В X столетии, между 916 и 936 гг., несомненно, из-за набегов мусульман мощи святого были перевезены в Шантеж. Бенедиктинские монахи Шантежа долгое время хранили их, пока они не были уничтожены во время революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИАК Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 144) Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 144) [Иуда; греч. Κυριακς; лат. Quiriacus, Cyriacus] (362/3), сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая), еп. Иерусалимский. Согласно агиографической традиции, иудей по имени Иуда, который участвовал в обретении св. Креста равноап. Еленой , обратился в христианство, стал епископом Иерусалима с именем Кириак и принял мученическую кончину при имп. Юлиане Отступнике (361-363). Древние списки Иерусалимских епископов первых веков не содержат имя Кириак, в связи с чем историчность данного персонажа вызывает сомнения. Болландист Д. ван Папебрук предложил отождествить К. с епископом Иудой (1-я пол. II в.), о к-ром упоминается в «Церковной истории» и «Хронике» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. IV 5; Idem. Chron. Vol. 2. P. 166-167), а также в нек-рых др. источниках (ActaSS. Mai. T. 1. P. 441-445). Сведения о К. содержатся в одной из 3 легенд об обретении св. Креста (см. ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и в Мученичестве К. По мнению Н. В. Пигулевской , наличие лит. связи между этими 2 произведениями указывает на то, что легенда об обретении св. Креста и Мученичество представляют собой две части общего сказания о К., написанного или обработанного одним автором; кроме того, в некоторых рукописях они следуют непосредственно друг за другом ( Пигулевская. 1976. С. 73-74). Легенда об обретении св. Креста «Обретение Креста Господня». Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 440) «Обретение Креста Господня». Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 440) связанная с К., сохранилась в неск. редакциях на греч., лат., сир. и араб.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ИТАЛИК [Греч. Μιχαλ Ιταλικς] († до 1157), митр. Филиппополя (с 1143; ныне Пловдив, Болгария), визант. ученый, ритор. Почти все сведения о его жизни содержатся лишь в его произведениях. Происхождение прозвища Италик неизвестно; о к.-л. связях М. И. с Италией или о его предках итал. происхождения сведений нет. Большую часть жизни М. И. провел в К-поле; учился риторике и философии; в патриаршей высшей школе преподавал толкование Евангелий. М. И. уделял внимание медицине, преподавал и эту дисциплину, хотя о к.-л. подробностях своих трудов в этой сфере М. И. не сообщал. Существует предположение, что М. И. был среди врачей, лечивших имп. Алексея I Комнина накануне его смерти в 1118 г. В «Алексиаде» Анны Комнины назван некий Михаил с неясным когноменом, к-рый из-за лакуны в рукописи читается как «ливос» или «ликос» ( Ann. Comn. Alex./Ed. B. Leib. T. 3. P. 236; Magdalino. 1993. P. 361-363). Эта гипотеза пока считается недоказанной. Вероятно, в 1126 или 1137 г. М. И. участвовал в визант. посольстве в Рим. В 20-30-х гг. XII в. он, вероятно, пользовался протекцией имп. Ирины Дукены, вдовы Алексея I Комнина; участвовал в обустройстве мон-ря Космидион, находившегося под протекцией императрицы. М. И. упоминал об этом в послании к императрице, но подробно не описывал свою деятельность ( Michel Italikos. 1972. P. 96-97). В том же послании есть упоминание о некой враждебности со стороны императора, которую ему пришлось претерпеть (Ibid. P. 98). Вероятно, М. И. некоторое время не удавалось продвинуться в придворной карьере, но по протекции Ирины он стал преподавать в к-польской высшей школе. На Рождество Христово 1142 г. М. И. был назначен дидаскалом, толкователем Евангелий (διδσκαλος το εαγγελου) в высшей патриаршей школе при соборе Св. Софии (RegPatr, N 1008a). Вскоре после начала правления визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180) М. И. написал энкомий в честь К-польского патриарха Михаила II Куркуаса ( Michel Italikos.

http://pravenc.ru/text/2563742.html

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Юлиан Отступник Юлиан Отступник, Флавий Клавдий; Iulianus Apostata, Flavius Claudius, 331-363 гг. н. э., римский император, ритор и греческий философ. Родился в Константинополе, сын Юлия Констанция, брата Константина Великого. После смерти отца (337 г.) воспитывался Евсевием, арианским епископом Никомедии, а затем Константинополя. С 339 г. изучал греческую философию и литературу под руководством Мардония, который пробудил в нем любовь к эллинскому миру. В 344-345 гг. жил в Никомедии, где познакомился с Либанием (он не мог слышать лекций этого языческого оратора, но ему тайно передавали записи речей), а в 351-352 гг. - в Пергаме и Эфесе, где столкнулся с несколькими философами неоплатониками, среди них с Максимом Эфесским, который был сторонником теургического неоплатонизма Ямблиха и оказал на Ю.О. наибольшее влияние, став впоследствии причиной его разрыва с христианством. 352-354 гг. Ю. вновь провел в Никомедии, изучая сочинения неоплатоников. В 355 г. уехал учиться в Афины и там встретился с Григорием Богословом и Василием Кесарийским. В 355 г. стал соправителем римской империи и женился на Елене, сестре императора Констанция. Затем до 360 г. сражался в Галлии с германскими племенами франков и аллеманов. Когда в 361 г. Констанций потребовал подкрепления в войне с персами, галльские легионы взбунтовались и объявили Ю.О. императором. В 363 г. во время похода против персов Ю.О. умер от ран, полученных в битве под Маренгой. Слова, якобы произнесенные Ю.О. перед смертью: " Ты победил, Галилеянин! " ( " Galilaie nenikekas " ; лат. " Galilaee vicisti " ) - мы встречаем только в V в. у Феодорета. По принятии власти Ю.О. издал эдикт о веротерпимости, который отменил все постановления Констанция против язычников, призвал из изгнания христианских епископов - сторонников Никейского символа (среди них Афанасия). Ю.О. провозгласил подлинную религиозную терпимость и не преследовал христиан, но боролся против христианства и стремился создать сильную языческую церковь по образцу Церкви христианской. Наиболее болезненно восприняли христиане эдикт 362 г., который практически лишил их возможности преподавания греческой литературы. - Из произведений Ю.О. сохранилось 8 речей, 2 сатирических сочинения и собрание писем.

http://lib.cerkov.ru/authors/1146

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) «Анналы» созданы при женском монастыре св. Серватия в Кведлинбурге на основе «Больших хильдесхаймских анналов» (см. введение к 18), которые были использованы в списке, доведенном до 1003 г. Работа началась в 1007/8 г. и была продолжена, вероятно, до 1030 г., хотя единственный сохранившийся поздний список (Dresden, Sächsische Landesbibliothek, Misc. Q 133, середины XVI в.) обрывается на статье 1025 г.; в нем имеются и другие лакуны (отсутствуют, например, статьи за 962–983 гг.). Сочинение принадлежит одному автору, который, начиная со статьи 993 г., выступает как современник и очевидец событий. Издания: Ann. Quedl. 1839. Р. 22–69, 72–90; Ann. Quedl. 2004. Переводы: На немецкий язык: Ann. Quedl. 1941; на русский язык: Свердлов 1. С. 105–106 (только фрагменты, касающиеся Руси). Литература: Кроме обширного введения М. Giese к изданию 2004 г. (S. 41–380), см. также: Holtzmann 1925. S. 64–125; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 44–46; RFHMAe 2. P. 320. 1. Смерть Людолъфа, сына короля Оттона 358 . 958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тому, кто над ним насмехался. 959. Нет записей.] 960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от язычества и принять имя и веру христиан. И он согласился на их просьбу и послал к ним епископа Адальберта 359 правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали, так что даже названный епископ не избежал смертельной опасности от их происков 360 . Пришли послы папы Иоанна, которые звали короля в Италию 361 . 962–974. Записей нет.] (Ann. Quedl. 1839. Р. 60, прав, стб.; Ann. Quedl. 2004. S. 469) 2. 1009. [Наводнение в январе. Смерть падерборнского епископа Ретара, которого сменил Майнверк.] Святой Бруно, прозванный Бонифацием 362 , архиепископ и монах, на 11-й год своего пострижения 363 обезглавленный язычниками на пограничье Руси (Ruscia) и Литвы (Litua) 364 , взошел на небеса в 7-е иды марта 365 вместе со своими 18 [спутниками]. [Кончина мерзебургского епископа Вигберта, которому наследовал Титмар.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ И МАКАРИЙ [греч. Εγνιος κα Μακριος] († 362/363), преподобные, исповедники Антиохийские, Мавританские (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.). История Е. и М. имеет 2 традиции изложения. Первая связана с Мученичеством вмч. Артемия (BHG, N 169 y-z), где рассказывается, что, когда имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию, к нему привели пресвитеров Е. и М. На допросе они не только не отреклись от христ. веры, но и обличили императора в нечестии, за что их подвергли пыткам. Вмч. Артемий, пришедший в Антиохию в числе др. военачальников, стал свидетелем мучений пресвитеров и упрекал Юлиана в жестокости и языческих заблуждениях. Артемия, Е. и М. бросили в темницу. Наутро Юлиан повелел отправить пресвитеров в место под названием Авгасис (Αγασις), где не было воды. Там святые пребывали 40 дней и скончались 20 дек. Мон. Иоанн Родосский в поздней переработке Мученичества вмч. Артемия (BHG, N 170) называет место изгнания Е. и М. «Оасис Аравийский» (Οασις τς Αραβας) и добавляет, что через 40 дней пресвитеры были обезглавлены. Преподобные Евгений и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 259) Преподобные Евгений и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 259) Вторая традиция представлена в греч. Мученичестве Е. и М. и его кратких переводах на лат. язык (не позднее IX в.). Автор греч. жития рассказывает, что во время правления имп. Юлиана были схвачены братья-христиане Е. и М. Они предстали перед императором на суде. За отказ поклониться языческим богам братья были подвергнуты мучениям: их жгли огнем, подвесив вниз головой и связав ноги, затем положили на раскаленное железо. Юлиан хитростью, уговорами и обещаниями богатства пытался заставить Е. и М. поклоняться идолам. Когда братья отказались принести жертвы, император пригласил заклинателей змей. Но и змеи не устрашили Е. и М. Разгневанный Юлиан не казнил братьев, как они того желали, а отправил их в Мавританию, в г. Диндон (Δινδν). Е. и М. первыми проповедовали Евангелие местным жителям и совершили много чудес. Они поднялись на высокую гору, где в пещере жил огромный змей, причинявший вред обитателям этой страны. По молитве Е. и М. змей сгорел в огне, сошедшем с неба. Святые поселились на том месте и ничего не вкушали в течение 30 дней. После этого небесный свет в виде 12 лампад осветил пещеру и из камня, распавшегося на 2 половины, обильно потекла вода. Проведя 4 месяца в изгнании, Е. и М. с миром почили 22 февр.

http://pravenc.ru/text/187013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПСИХИЙ Мученичество св. Евпсихия. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 21) Мученичество св. Евпсихия. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 21) († 117-138), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 7 сент.), возможно, одно лицо с мч. Евпсихием († 361-363). Существует 2 традиции почитания Е.; подробно о Е. см. в ст. Евпсихий , мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.) (все, что условно относится к 1-й традиции почитания). Источники не дают сведений о характере почитания мучеников и объяснений, почему их памяти были помещены под 7 сент. и 9 апр. Нет и четкого ответа на вопрос, сколько было мучеников Кесарие-Каппадокийских по имени Евпсихий,- 1 или 2. Согласно 2-й традиции, Е. происходил из семьи кесарийского чиновника Дионисия и жил во времена имп. Адриана. После смерти отца он пришел к еп. Агриколаю и попросил наставить его в христ. вере. Приняв Крещение, Е. благочестиво жил в отцовском доме. Вскоре имп. наместником в Кесарию был назначен некий Саприкий, к-рый собрал всю городскую знать на торжественном приеме, куда Е. прийти отказался. Вельможи донесли на него наместнику, и тот потребовал, чтобы Е. явился в преторий. Е. с радостью отправился со стражниками, пришедшими за ним, а услышав, что Саприкий обвиняет его в богохульстве по отношению к языческим богам, стал благодарить доносчиков, говоря, что при их помощи сможет принять мученический венец. Проведя ночь в заточении и удостоившись видения ангела, ободрившего его, Е. на следующий день позвал управляющего своим домом и приказал тому раздать все богатство бедным. Неск. дней спустя Саприкий повелел всем вельможам принести жертвы в храме Сераписа, а когда Е. отказался совершить жертвоприношения, наместник решил предать его суду. Во время допроса, к-рый вел сам Саприкий, Е. снова подтвердил, что не считает идолов богами. Разгневавшись, Саприкий повелел подвергнуть Е. пыткам, а после заключил в темницу, где ночью к святому явился Спаситель с сонмом ангелов. На следующий день Е. претерпел новые мучения. Палачи, терзавшие его тело, ослепли. Саприкий, пораженный этим, приказал предать святого смерти как колдуна. Перед казнью Е. попросил позволения последний раз помолиться и попросил Господа избавить город от идолов и даровать спасение тем, кто будут совершать его память. После казни, когда у всех на глазах из тела Е. вместо крови хлынули вода и молоко, благочестивые горожане спрятали его тело в пригороде и впосл. приходили на это место за исцелением.

http://pravenc.ru/text/187280.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010