Псалом 36 По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36:25 видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего ( Пс.36:35–36 ), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом. Псалом алфавитный. Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40). Пс.36:1 .  Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, Пс.36:2 .  ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. «Не ревнуй» – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого. Пс.36:3 .  Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. «Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия. Пс.36:4 .  Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. «Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего». Пс.36:5 .  Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 36 Четвертая речь Елиуя. 1–33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию. Иов.36:2 .  подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного. Иов.36:3 .  Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость, Иов.36:4 .  потому что слова мои точно не ложь: пред тобою – совершенный в познаниях. Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, – из действий Творца в истории человечества и природе ( «издалека» ­­ евр. «лемерахок», ср. Иов 39.29 ; Ис 37.26 ) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога. Иов.36:5 .  Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца; В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды ( Иов 9.4–12 ), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, – «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество – чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. Иов 12.13 ). Иов.36:6–15 . Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества. Иов.36:6 .  Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Иов.36:7 .  Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. Иов 34.19 ) и охраняет добро – «не отвращает очей» («праведников посаждает на престол» ср. 1Цар 2.8 ; Пс 112.7–8, 131.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изъяснение псалма 36-го. Пс.36:1 .  Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие. «Псалом Давиду». «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Божественный Давид, дознав опытом, что много благ доставляет кротость, конец же живущих неправдою и предающихся кичливости печален и сообразен с их жизнию (дознал же сие из жизни Саула, Авессалома и других поступавших подобно им), предлагает увещание всем людям, убеждая, встречающияся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, а паче называть бедственными. А потому в самом начале псалма говорит: «не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Слово: «не ревнуй», Симмах перевел: «не входи в состязание», а Феодотион: «не раздражайся», в смысле: не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благий жребий. И, показав кратковременность сего благополучия, Пророк немедленно присовокупил: Пс.36:2 .  Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. «Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут». Это сказал и блаженный Исаия: «всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде, глагол же Господень пребывает во веки» ( Ис. 40, 6–8 ). То же изрек и блаженный Давид. Пс.36:3 .  Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Пс.36:4 .  Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. «Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея». «Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего». Пророк всем поучал пользе упования на Бога. Кто на Бога уповает, говорит он, и кого Бог пасет, тот насладится и подаваемым от Бога. Преимущественно же получат блага сии те, которые в услаждение себе вменяют непрестанное собеседование с Богом. Пс.36:5 .  Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. Пс.36:6 .  И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. «Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 36 Родословие потомства Исава и хоритов, древнейших обитателей Сеира Быт.36:1 . Вот родословие Исава, он же Едом. Как после окончания истории Авраама, в Быт. 25:12–18 приводится родословие Измаила, не упоминаемого затем в ходе священного повествования, так и теперь, перед выделением Исава из истории спасения, приводится родословие его и потомства. Еврейское toldoth, имеющее и более широкое значение: история, повествование ( Быт. 2:4, 6:9 и др.), здесь имеет более тесный смысл: генеалогия, причем, естественно, сообщаются и замечания исторические, географические и др. Быт.36:2–3 . Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа. О женах Исава здесь говорится уже в 3-й раз (ср. Быт. 26:34, 28:9 ), но имена их передаются иначе, чем в предыдущие 2 раза. Признавая, что эти вариации могли быть обязаны древневосточному обычаю переименования или даже ошибке переписки, отметим моменты сходства во всех трех редакциях: Исав имел три жены; одна из них называлась Васемафа; две были хананеянки; третья – дочь Измаила. Быт.36:4–5 . Ада родила Исаву Елифаза, Васемафа родила Рагуила, Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея. Это сыновья Исава, родившееся ему в земле Ханаанской. Из пяти сыновей Исава по одному родили Ада и Васемафа, а 3-х – Оливема, все они родились до переселения из Ханаана, о котором говорится в ст. 6–8. Быт.36:6–7 . И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. Если ранее (гл. 32–33) Исав лишь временно отлучался из Ханаана, то теперь он предпринимает всецелое выселение из отцовского дома и берет с собою все принадлежащее ему, и направляется в другую землю, т.е., без сомнения, в Сеир (ст. 9), Быт. 33:14 . Мидраш не без основания говорит, что это удаление Исава «от лица Иакова» означало, что Исав не будет иметь участия в обетованиях Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Библии говорится об общении и совместной деятельности В. и прор. Иеремии в 4 и 5-м годах правления иудейского царя Иоакима (Иер 36. 1, 9; 45. 1), т. е. в 605-604 гг. до Р. Х. (или 601 до Р. Х., по Иер 36. 9, в LXX), далее - перед самым разрушением Иерусалима, в 10-й год правления Седекии (Иер 32. 1, 12 и др.), т. е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер 43. 3, 6), но вполне вероятно, что их отношения были более продолжительными, ибо несмотря на упоминания мн. подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в совр. смысле слова ( Duhm. 1901). В. сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключенного в темницу прор. Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер 36. 4), и в следующем 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», В. прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер 36. 11-18). После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь сжег его собственноручно. В. и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя волю Божию, Иеремия повелел В. записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер 36. 32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал В., что он будет спасен во время войны, тогда как народ Иудеи обречен (Иер 45). Во время осады Иерусалима В. выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли,- символическом действии, имевшем целью показать буд. возрождение страны (Иер 32, особенно ст. 15). В. пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобожден вавилонянами, к-рые позволили ему остаться на родине. Общение В. и Иеремии продолжалось и после падения Иерусалима, это следует из рассказа об обвинении В. в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства Годолии, назначенного вавилонянами правителем Иудеи. Иеремия и В. ушли в Египет и поселились вместе с др. бежавшими в Тафнисе (Иер 43. 1-7).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Глава 36 Иез.36:1–3 . И ты сыне человечь, прорцы на горы Израилевы и рцы: слышите слово Господне, сия глаголет Адонаи Господь: понеже рече враг на вы: благоже, пустыня вечная во одержание нам бысть: того ради прорцы, и рцы: тако глаголет Адонаи Господь: зане быти вам в погубление всем языкам, и безчестным от всех окрестных вам, еже быти вам во одержание всем прочим языком, и взыдосте в поношение устен и в укоризну языкам. Предрекши идумеям скорбное и горестное, обращает речь к горам Израилевым и изрекает им обетование благ, и повелевает не терять надежды, потому что слова, сказанные неприязненными, ложны и суетны; запустение будет непродолжительно, но Я изобличу, говорит Бог, укоризны соседственных вам народов и положу конец их наглости против вас, не будут больше говорить всем о ваших бедствиях и разглашать о ваших злоключениях, к сему присовокупляет: Иез.36:4 . Сего ради, горы Израилевы, слышите слово Господне: сия глаголет Адонаи Господь горам, и холмом, и потоком, и дебрем, и полянам, и опустошеным, и разореным, и градом оставленым, иже быша в пленение, и в попрание оставшим языком окрестным. Гораздо легче и удобнее было бы сказать, что дается обетование благ всей земли Израилевой, но Бог подробно упоминает о горах, дебрях, холмах, городах и о всем прочем, утешая сим опечаленных запустением. Иез.36:5 . Того ради сия глаголет Адонаи Господь: аще не во огни рвения Моего глаголах на прочия языки, и на Идумею всю, яко даша одержание Мое себе в наследие с веселием от всего сердца, обезчестивше души, еже потребити повоеванием; то есть крайне огорчила Меня наглость идумеев и других народов, с какою поступали они с Моею землею, обрадовавшись ее запустению и понадеявшись овладеть ею и поработить обитающих на ней. За сие-то произнес Я на них приговор. Иез.36:6–7 . Того ради прорцы снова, Пророк, на землю Израилеву, и рцы горам, и холмом, и полянам, и дебрем: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз во рвении Моем и в ярости Моей глаголах, за укоризну, юже приясте от язык. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз воздвигну руку Мою на языки, яже окрест вас, тии безчестие свое приимут.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

31 октября 2014 г. 10:00 Жил-был музей В Перми не утихают страсти вокруг единственного в стране музея истории политических репрессий Пермь-36. На митингах, организованных местной ячейкой компартии, звучат требования закрыть музей, поскольку там якобы, идет фальсификация истории и реабилитация нацистов и бандеровцев. Это вполне органично в рамках свертывания федеральной программы об увековечивании памяти жертв политических репрессий. Чем же помешал музей ГУЛАГА строительству «светлого будущего» и те, кто сумел по крупицам собрать и сохранить его для истории? История вопроса В начале 90-хх годов минувшего века группа энтузиастов во главе с историком Виктором Шмыровым решила создать на месте бывшего исправительно-трудового лагеря ИТК-6 в деревне Кучино Чусовского района Пермского края музей гулаговского террора. К этому моменту предприимчивые жители окрестностей уже растащили на хозяйственные нужды все, что можно было унести из закрытой колонии особого режима. Кроме формирования музейного фонда нужно было восстановить и быстро разрушающиеся здания: барак, построенных в 1946 г., штрафной изолятор, медсанчасть и др.  «Особенность этого места, расположенного в 100 км. от Перми, в том, что здесь сохранился лагерь с типовыми для ГУЛАГА зданиями и инфраструктурой, который возник на пике сталинских репрессий 1943-53 годов, - говорит исполнительный директор АНО «Пермь-36» Татьяна Курсина. – Других таких нет, ведь строились же они не на века». ИТК -36 повезло больше других тем, что история колонии состоит из трех этапов и продолжалась до 1988 года.  Энтузиастам по-началу приходилось рассчитывать только на себя: сами вставляли в зданиях окна и двери, сами стелили полы. Молодежные волонтерские смены по восстановлению лагеря длились по 3 месяца. Кроме того, будущие историки из пермских классического и педагогического университетов под руководством преподавателей исследовали археологическую территорию Пермского края, север которой был покрыт сеткой лагерей, в поисках типологического материала. Его хватило на первую выставку, открытую в 1995 году. Узнав о выставке, краевая власть поддержала энтузиастов, дав материальные средства на развитие музея, а затем к этому постепенно прибавились пожертвования и гранты, в том числе и президентские. С этого момента музей стал примером сотрудничества между государством (которому принадлежали земля и все строение на ней) и гражданским обществом в лице автономной некоммерческой организации АНО «Пермь-36». 

http://e-vestnik.ru/society/petm-36_konf...

Уильям Д. Маунс Глава 67. Неизъявительные формы δδωμι. Условные предложения Прикосновение к экзегетике В славословии в конце 11-й главы Послания к Римлянам (ст. 36), Павел, рассуждая об отношениях между Богом и творением, излагает три важные богословские идеи. Использование трёх разных греческих предлогов (Глава 8) отчётливо являет структуру его рассуждений. При этом Павел полагается на характерные различия в значениях трёх данных предлогов, чтобы выразить свою мысль. Такого рода точность и чёткость могут быть утеряны при переводе. ξ ατο κα δι’ ατο κα ες ατν τ πντα ατ δξα ες τος ανας μν. 1 . Всё из (ξ) Него, так что Он источник или начало всего. 2. Всё через (δι’) Него, так что Он проводник или посредник в осуществлении всего. 3. Всё к Нему или для (ες) Него, так что Он конечная цель всего. Слава Богу, нашему Создателю, Хранителю и превознесенному Господу, источнику, посреднику и цели всего! Дебора Гилл Обзор В этой главе вы познакомитесь: – с неизъявительными формами δδωμι; – с условными предложениями первого и второго классов. Сослагательное наклонение δδωμι 35.1. Сослагательное наклонение. Неизъявительные формы глаголов на μι распознать легче, чем формы изъявительного наклонения. В сослагательном наклонении единственным различием между настоящим временем и аористом является удвоение в основе. Важно, что δδωμι образует форму первого аориста в изъявительном наклонении и второго в остальных случаях. Ниже приведены формы сослагательного наклонения δδωμι. Сослагательное наклонение настоящего времени δδωμι не встречается в Новом Завете 493 , но вам нужно познакомиться с этими формами как основой для изучения форм других глаголов на μι (Глава 36). Действительный залог аориста сослагательного наклонения δδωμι и составных глаголов, образованных от δδωμι, встречается 36 раз, средний залог не встречается, страдательный залог – только четыре раза (δοθ, παραδοθ). наст.вр. аорист II действительный залог 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Глава 15 1–12. Границы Иудина колена. 13–15. Удел Халева и его завоевание. 16–17. Храбрость Гофониила и награда. 18–20. Благословение Ахсе от отца. 21–62. Города в Иудином колене. 63. Иевусеи в Иерусалиме. Нав.15:1 .  Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана; Первый жребий вышел Иудину колену, которое получило удел в южной части Ханаана, в которой находился и Хеврон. Удел Иудина колена граничил с Идумеей, простираясь к пустыне Син, по-еврейскому начертанию Цин (см. Нав.15:3 ) 130 , «к югу, при конце Фемана». Название Цин носила та пустынная полоса, которая находилась в самой южной части Ханаанской земли ( Чис.13:22 ), близ границы Идумеи ( Чис.34:3 ) и по которой проходила пограничная черта между последней и уделом Иудина колена. Местонахождение пустыни Цин видно в частности из того, что в ней находился Кадес ( Чис.20:1 ; Втор.32:51 ). Феман – еврейское слово, употребляющееся а значении нарицательного и собственного имени. Как слово нарицательное феман значит «юг». В этом смысле оно употреблено в Нав.12:3 и Нав.13:4 . В значении собственного имени Феман употребляется как личное имя ( Быт.36:11,15 ) и как название области в Идумее ( Быт.36:34 ; Ам.1:11–12 ; Иез.25:13 ) или вообще как название Идумеи ( Иер.49:7 ; Авд.1:8–9 ; Авв.3:3 ). Как собственное имя употреблено это слово, нужно думать, и в данном месте, так как указание на юг уже сделано было непосредственно ему предшествующим выражением «к югу». Феман может служить здесь обозначением юго-западной Идумейской области, ближайшей к южной части Ханаанской земли 131 . Нав.15:2 .  южным пределом их был край моря Соленого от простирающегося к югу залива; Нав.15:3 .  на юге идет он к возвышенности Акраввимской, проходит Цин и, восходя с южной стороны к Кадес-Варне, проходит Хецрон и, восходя до Аддара, [идет на западной стороне Кадеса,] поворачивает к Каркае, Нав.15:4 .  потом проходит Ацмон, идет к потоку Египетскому, так что конец сего предела есть море. Сей будет южный ваш предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Кротость (Gentleness; meekness) В Синодальном переводе Библии слова «кроткий» и «кротость» встречаются более сорока раз. В Притчах мы видим два ярких образа кротости во всей ее обезоруживающей силе: «Мягкий язык переламывает кость» ( Притч.25:15 ) и «кроткий ответ отвращает гнев» ( Притч.15:1 ). Фоном для понимания библейских образов кротости служит пренебрежительное отношение к этой добродетели в античном мире и в гуманистических философских учениях, появлявшихся в античности. В мировой литературе по большей части превозносился несгибаемый герой-победитель, отстаивающий свои интересы против всех, кто посягал на них. В большинстве культур награда ожидала тех, кто добивается успеха благодаря проявленной силе воли или выдающимся способностям. В таких условиях нарисованный Иисусом портрет идеального ученика как человека кроткого, который в качестве обещанной награды наследует землю ( Мф.5:5 ; ср. Пс.36:11 ), явно противоречил традиционным нормам мудрости. Кротость фигурирует в Библии в списке добродетелей, и с ней связаны два сопутствующих мотива: такое поведение предписывается, и людям, проявляющим эту добродетель, обещается награда. Так, псалмопевец заявляет, что Бог «услышит желания смиренных» и «укрепит сердце их» ( Пс.9:38 ). Кроткие «наследуют землю, и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ). Наступит день, когда «кроткие обретут новую радость в Господе» ( Ис.29:19 NRSV). Кротость – один из девяти плодов Духа, которые не осуждаются законом ( Гал.5:23 ), и одна из добродетелей, упомянутых Павлом, когда он умоляет ефесян «поступать достойно звания», в которое они призваны ( Еф.4:1–2 ). Кротость – добродетель, в которую новозаветные христиане должны «облечься» ( Кол.3:12 ), в которой они должны «преуспевать» ( 1Тим.6:11 ), и христиане неоднократно призываются «быть» кроткими ( Тит.3:2 ; ср. 1Пет.2:18 ; 1Сол. 2:7 ; Иак.3:13, 17 ). Кротость – необходимое качество для занятия церковной должности ( 1Тим.3:3 ), а «кроткие и молчаливые духом» среди жен «драгоценны пред Богом» ( 1Пет.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010