Иконография Г. Нового времени повторяет уже сложившиеся схемы. Одним из излюбленных сюжетов, в частности старообрядческого литья XVIII-XIX вв., является «Чудо о змии». Известны памятники краткого (напр., медная икона с рельефной надписью на рамке, XIX в., ЦМиАР) и распространенного (напр., медная икона с эмалевыми вставками, Москва, 2-я пол. XIX в., ЦМиАР) изводов. В XIX в. в старообрядческой среде были широко распространены медные складни с изображением как «Чуда о змии» в среднике (напр., трехстворчатый складень «Чудо вмч. Георгия о змии. Избранные святые», XIX в., ЦМиАР), так и пешего Г.-воина в молении, представленного среди избранных святых в деисусной композиции (как правило, на левой створке крайняя левая фигура, стоящая за фигурами священномучеников Власия и Антипы, напр. трехстворчатый складень, Москва, XIX в., ЦМиАР). Г. остается одним из самых почитаемых святых, его изображение часто включается в число избранных святых: 2-частная икона «Преображение. Чудо вмч. Георгия о змии. Святые Флор, Иоанн, Лавр, Димитрий» (кон. XVII-XVIII в., ГЭ), «Праздники и избранные святые» (кон. XVII-XVIII в., ГЭ), «Избранные святые» (XVII в., ГЭ), медная литая икона XIX в. (ЦМиАР). На иконе «Образ-сказание, каким святым каковые благодати, исцеления от Бога даны» (1-я пол. XIX в., ц. Воскресения Христова в Ульяновской обл.) изображение Г. помещено в клейме 23 с подписью: «от снедения скота зверми ст Георгию под». В кон. XX - нач. XXI в. появилось много работ, в основе к-рых древние визант. и рус. образцы, напр. житийная икона «Чудо вмч. Георгия о змии» (1997, написана в Московском иконописном центре «Русская икона»), ее житийный цикл повторяет московскую иконографию образа из Успенского собора г. Дмитрова (1-я треть XVI в., ЦМиАР), икона «Чудо вмч. Георгия о змии» в окладе (2002) с поясными изображениями святых Власия, Флора и Лавра в композиции средника копирует икону 2-й пол. XVI в. (ПИАМ). Краткий извод «Чуда вмч. Георгия о змии» представлен на иконе-панно, выполненной в технике эмали (автор С. Д. Маценко, 2002), и мн. др.

http://pravenc.ru/text/162188.html

XIX в. (ЦМиАР). В ряду избранных святых на полях образ А.-х. помещен на иконе Божией Матери «Троеручица», с избранными святыми, кон. XVII в. (ГИМ),- поясное изображение, рядом с архангелами Михаилом и Гавриилом; на Владимирской иконе Божией Матери, 2-я пол. XVII в.? (ГИМ),- в рост, правая рука поднята в молении; на иконе Божией Матери «Умиление», с избранными святыми, 60-е гг. XIX в. (ГИМ),- копии с образа С. Ушакова . В росписи юж. и сев. порталов Успенского собора Московского Кремля А.-х. представлен справа от врат сидящим и пишущим на свитке (ср. изображения ангела, записывающего имена входящих в храм); живопись относится ко времени поновлений росписи в XIX и XX вв. В XVIII и особенно в XIX в. встречаются единоличные изображения А.-х. (напр., на прориси с иконы кон. XIX в. (ИРЛИ. ПД) - на его груди медальон с образом Младенца Христа), но наиболее часто образ А.-х. присутствует на «семейных» иконах нередко старообрядческого происхождения, в центре группы святых, соименных заказчикам, где выступает покровителем и хранителем семьи: «Ангел-хранитель и избранные святые» 1829 г. (ЦМиАР); «Ангел-хранитель, равноап. кн. Ольга и мч. Акепсим» мстерского иконописца И. Панкрышева, 1895 г. (ГМИР; поднесена имп. семье в связи с рождением св. блгв. царевны Ольги Николаевны ),- А.-х. представлен с ветвью и мечом; на иконах «Ангел-хранитель и избранные святые», кон. XIX - нач. XX в., мастерской М. О. и Г. О. Чириковых (Частное собрание), и нач. XX в. (ЦМиАР); на эмалевой иконе «Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский, Ангел-хранитель и вмц. Екатерина», 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Нередко А.-х. представлен с почитаемыми святыми, как в меднолитом трехстворчатом складне «Деисус с избранными святыми», 1721 г. (ГРМ); на иконе «Ангел-хранитель, мученики Флор и Лавр», кон. XIX в. (ЦМиАР); на полях икон, напротив патронального святого: «Мученики Гурий, Самон и Авив», 2-я пол. XIX в. (ГМИР),- с мц. Антониной; на Владимирской иконе Божией Матери, посл. четв. XIX в., палехской мастерской Белоусовых (Частное собрание.

http://pravenc.ru/text/115106.html

Иоанну Воину. Житие/Сост.: иером. Карион (Истомин). М., 1695. Л. 45-52). Сохранилось неск. ранних житийных икон И. В. с подробными циклами, включающими более 10 сцен: икона с 18 клеймами (5 утрачены) из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы (1-я треть XVIII в., КГОИАМЗ); икона с 16 клеймами из Никольской ц. Устюженского у. (кон. XVII в.?, УКМ); икона с 12 клеймами (нач. XVIII в., ЦМиАР). Судя по иконам из КГОИАМЗ и ЦМиАР, программы подобных произведений в целом соответствовали Житию, составленному Карионом Истоминым. Так, в них включены изображения И. В., посылаемого имп. Юлианом Отступником для участия в гонениях на христиан, сцены деяний И. В. и его помощи скорбящим. Вместе с тем в циклах представлены отсутствующие в тексте рождество (икона ЦМиАР) и крещение святого (обе иконы). В цикл иконы из КГОИАМЗ входят сцены преставления, посмертных чудес и обретения мощей И. В. (в частности, явление вдове, к-рой святой сообщил свое имя и указал место погребения). На иконе из ЦМиАР показано только преставление И. В., большое внимание уделено эпизодам с участием императора, к-рые не имеют лит. параллелей (И. В. изображен стоящим перед имп. Юлианом, пирующим вместе с ним и получающим от императора меч), и изображениям И. В. в походе (в 3 клеймах он представлен на коне и в шлеме). Эти сюжеты в сочетании с иконографией средника, где изображено много оружия, вероятно, отражают пожелания заказчика, к-рый почитал И. В. прежде всего как св. воина (при этом в составе цикла иконы из ЦМиАР есть 2 клейма, посвященные делам милосердия святого - утешению скорбящих и раздаче милостыни калекам). Пространные циклы, относящиеся к XIX в., иллюстрируют Житие более точно и последовательно. Среди них есть крупные храмовые образы, такие как рама с 12 сценами кон. XIX в. для храмовой иконы московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка (Москва православная. 2000. С. 597), и небольшие домашние иконы (палехская икона из собрания Н. П. Лихачёва с 14 сценами, 2 из к-рых в среднике, 1-я пол. XIX в., ГРМ; икона с 12 сценами, рубеж XIX и XX вв., частное собрание). По составу клейм эти памятники почти идентичны.

http://pravenc.ru/text/471095.html

XIV в., и на иконе «Прп. Афанасий Афонский», XV в. (мон-рь Пантократор на Афоне), с развернутым свитком в руках; на прориси XVI в. (мон-рь Симонопетра на Афоне). Также в рус. памятниках: на новгородской таблетке «Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф», кон. XV в. (НГОМЗ),- А. А. в монашеской мантии, концы к-рой внизу связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, с темными волосами и длинной клинообразной бородой, книзу раздвоенной; на таблетке «Преподобные Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский», сер. XVI в. (ГТГ); на иконе «Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий, Афанасий Афонский», сер. XVI в. (ЦМиАР); иконе «О Тебе радуется», 2-я пол. XVI в. (ГТГ),- в группе преподобных. Прп. Афанасий изгоняет бесов из мон-ря. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Прп. Афанасий изгоняет бесов из мон-ря. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) На иконе Божией Матери «Экономисса с преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским (?)», XVIII в. (ЦМиАР), написанной рус. мастером с греч. гравюры, по сторонам от средника расположены 10 сюжетов из жития А. А., в т. ч. исцеления больного водянкой и мон. Антония, А. А. превращает соленую воду в питьевую, явление Богородицы преподобному, изведение Ею источника из скалы, А. А. изгоняет бесов из мон-ря и др.; внизу - вид Вел. лавры, подобное изображение А. А. вместе с прп. Антонием Киево-Печерским - на гравюре сер. XVIII в., отпечатанной в Вене ( Ровинский. Народные картинки. С. 455. 1158). Сохранился складень с образом преподобного и 10 клеймами жития, кон. XVIII в. (ГИМ). Существовали отдельные изображения на сюжет «Богородица изводит источник из скалы» (литография, в издании А. В. Морозова, 1868 (РГБ); икона 2-й пол. XIX в. из ц. вмч. Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского Пантелеимонова мон-ря). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. А. описан как «старец плешивый, с остроконечною бородою, к-рый напоминает о том, что «ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов» (Ч.

http://pravenc.ru/text/76982.html

в пещере, с книгой, с черепом, с лампадой или со свечой (ГИМ, ЦМиАР). Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ) Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ) Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры В киевской деревянной резьбе поясной образ И. (в пещере, со скрещенными руками, с черепом и книгой) включался в ряд сюжетов паломнических икон; в частности, он присутствует в нижней части композиции под престолом на Печерской иконе Божией Матери 2-й пол. XVIII в. (ЦМиАР), 1-й трети XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей), 1-й пол. XIX в. (ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), а также на иконах XIX в. с фигурами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских по сторонам Успенского собора лавры (иногда с избранными святыми). И. представлен погрудно или по пояс внизу, под зданием храма (ГИМ, Егорьевский историко-художественный музей, частные собрания; см.: Давыдова Е. В. Центры миниатюрной резьбы XIX ст. Киев//Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2004. 1(5). С. 105-107. Ил.). Единоличный образ И. традиц. иконографии - с небольшой бородой и волосами на прямой пробор, в пещере, с раскрытой книгой - известен, напр., на резной иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР). В монументальной живописи образ И., трактованный в академической манере, встречается, напр., в росписи интерьера храма Христа Спасителя, рядом с композицией «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» (70-е гг. XIX в., худож. Д. Н. Мартынов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре И. введен в группу подвижников XII в.

http://pravenc.ru/text/469003.html

По описанию 1655 г. архидиак. Павла Алеппского , в местном ряду иконостаса ц. Успения Богородицы находилась икона преподобных А. и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона , Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре ( Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных А. и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью) киевских писем ( Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, А. двуперстно благословляет, в левой руке свиток. А. вместе с прп. Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в сер.- 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия ) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585-1587 гг., Псково-Печерский мон-рь был исключительно богат иконами с изображением А.; в местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы А. и прп. Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых «на золоте»; в ц. 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе. На колоколах Киево-Печерской лавры, 1719-1720 гг., на укр. иконе нач. XIX в. (НКПикз), на ростовских эмалевых иконах сер. XIX в. и 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) преподобные представлены в молении перед Богородицей с Младенцем, внизу, в центре, изображен Успенский собор. Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы - на иконе кон. XVIII в. ( Петров . Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской - на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии - на литом складне (выговское литье) кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР). Изображение А. в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/115866.html

П. часто изображали в составе сонма преподобных или избранных святых. Напр., он представлен на иконе-трехряднице с Воздвижением Креста, Покровом Пресв. Богородицы и избранными святыми 1565 г. письма Д. И. Усова (ГТГ), на иконе «Вознесение Господне, с избранными святыми» нач. XVII в. (с прописями) строгановского мастера (ЦМиАР). Как покровитель рода Годуновых П. предстает в памятниках с соименными святыми семьи царя Бориса Феодоровича (створки складня с избранными святыми, кон. XVI в., ГТГ; серебряный окладень-кузов, кон. XVI - нач. XVII в., из коллекции Г. А. Покровского, ЦМиАР). В описи 1651 г. ц. прор. Илии в Ярославле значится образ П. вместе с преподобными Александром Свирским и Макарием Калязинским письма государева иконописца Истомы Савина, работавшего по заказам Строгановых. В описи Пафнутиева Боровского мон-ря и его вотчин 1701 г. указан местный «обр[аз] Спасителев, в подножии Сергий и Пафнотий Боров[ский], писаны на красках» в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Русиново (Боровск. 1888. С. 247). Преподобные Иосиф Волоцкий и П. были изображены на полях пядничной иконы Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 81). Образ П. помещен среди фигур рус. святых, вышитых на вставной полосе XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (НМРТ). На иконе-пяднице посл. четв. XIX в. (ЦМиАР (под записью?)) П. представлен вместе со свт. Николаем Чудотворцем в молении Св. Троице (в сегменте на верхнем поле). Одно из ранних изображений П. в составе минейного цикла имеется на иконе-святцах на май нач. XVII в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя в Москве (вместе с прор. Иеремией); в более позднее время - на годовой минее с избранными святыми (кон. XVIII - нач. XIX в., с дополнениями 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В качестве приписного святого П. запечатлен на Владимирской иконе Божией Матери кон. XVI в. (вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь; ГММК). Ростовой образ П. встречается на списках Колочской иконы Божией Матери (1897, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Вып. 1. С. 109-110). К XIX в. в новгородском Софийском соборе хранилось несколько таких статуй XVI-XVII вв., к-рые представляли святую как в традиц. красном мафории, так и в царском венце (деталь заимствована из католич. традиции эпохи барокко). Статуи П. создавались и почитались в регионах Посурья и Поволжья, среди финно-угорских народов, чувашей и черемис (мари) ( Мордвинова. 2001; Соколова. 2003. Кат. 53. С. 230). Вмц. Параскева, с житием. Икона. XVI в. (ЦМиАР) Вмц. Параскева, с житием. Икона. XVI в. (ЦМиАР) Подобно свт. Николаю Чудотворцу, П. изображали в оплечном, поясном варианте и в полный рост, а также «в житии». С избранными святыми, женами и св. покровителями сельских трудов П. размещена на новгородских и псковских иконах XV в. (ГТГ, ГРМ, НГОМЗ); иногда, подобно образу свт. Николая, ее образу сопутствуют облачные медальоны с поясными изображениями Спасителя и Пресв. Богородицы, повторяющими Никейское чудо (1-я пол. XVII в., АМИИ). Так же, как на визант. иконах, святую могли изображать с крестом и сосудом в левой руке: на иконе из новгородской Параскевинской ц. на Торгу Ярославова дворища, известной из описания архим. Макария (Миролюбова) и датированной им XVI в. ( Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 67-68), на иконе кон. XV в. из собр. А. И. Анисимова (ГТГ). С поднятым в руках крестом П. изображали в рост и особенно часто в поясном варианте: на иконах XVI в. из НГОМЗ, ЧерМО, Нац. музея в Стокгольме ( Алпатов М. В. Древнерус. иконопись. М., 19782. 182. С. 320). С XVI в. мученицу стали писать не только с крестом в правой руке, но и со свитком в левой; на нем воспроизводили текст Символа веры, и святая представала исповедницей. С XVI в. известен вариант, когда поверх красного мафория голову святой украшал мученический венец - с перекрестием, как в среднике житийной иконы 1-й трети XVI в. (ЦМиАР), или без перекрестия, как на рельефной расписанной поясной иконе из ГИМ (ныне в ГММК, кон.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

На пядничных (см. Пядница ) иконах 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР, ГИМ), 1-й пол. XVIII в. (ЦАК МДА) преподобный представлен стоящим внутри или около мон-ря – очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и др. постройки; на иконе нач. XVIII в. (ГИМ) в одной из церквей изображена открытая рака с мощами А. О. Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска (ГИМ). Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, напр., на иконе 2-й трети XIX в. (ГЭ), где мон-рь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в. (АМИИ), иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. (ЦМиАР) и XVII в.? (ГЭ), где А. О. изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» (БАН. Строг. 66. Л. 98об., кон. XVIII в.). В произведении онежского иконописца И. И. Богданова-Карбатовского (XVIII в. КИАХМЗ) святой представлен вместе с прп. Кириллом Белозерским. Известна икона А. О. с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь (МИИРК), в среднике к-рой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со свт. Николаем Чудотворцем; состав клейм восходит к житию А. О. 1567 г.: явление Богоматери и прп. Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский мон-рь и пострижение в иночество; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима – святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и др.); история составления жития А. О. мон. Феодосием. На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) А. О. представлен в рост, прямолично, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком; подобное, но поясное изображение – в рукописи службы и жития святого (РНБ.

http://pravenc.ru/text/82048.html

В иконописных подлинниках содержатся разные предписания об изображении А.: его внешность уподобляется облику прп. Сергия Радонежского ( Большаков. С. 76), святителей Иоанна Новгородского (ИРЛИ. Бобков 4. Л. 82 об. 2 марта), Филиппа Московского, Гурия (Руготина) , архиеп. Казанского. В памятниках кон. XVII-XVIII в. А. часто изображался вместе с блгв. вел. кн. Михаилом Ярославичем на фоне Твери, как на иконе кон. XVII в. (ТКГ): святитель представлен слева, в архиерейской мантии, омофоре и схимническом куколе, с седой бородой средней величины, на левой руке Евангелие, правая - в молении; в центре вверху - образ Преображения Господня, внизу - вид Твери с пятиглавым Спасо-Преображенским собором и колокольней. Образы А. и Михаила Ярославича помещены на водосвятной чаше 1687 г. (ТГОМ), происходящей из Спасо-Преображенского собора; на прориси с иконы XVIII в. (ГРМ), где святые предстоят Господу Иисусу Христу в облачном сегменте; на иконе нач. XIX в. (ЦМиАР); иконе 1802 г. (частное собрание. Москва), происходящей из Твери, где, вероятно, представлен вид Жёлтикова мон-ря. В архиерейской мантии, омофоре и митре, с жезлом в левой руке, на фоне пейзажа А. изображен на иконе 1738 г., выполненной Егором Греком (ЦМиАР),- вместе со сщмч. Феодотом , еп. Киринейским (память к-рого также празднуется 2 марта); с Евангелием в руках - в правой части складня-мощевика 2-й пол. XVIII в. (ГММК); в полном богослужебном облачении (саккосе, омофоре, палице и митре, с панагией и крестом на груди, жезлом в руке) - на иконе-мощевике кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР), к-рой в 1803 г. была благословлена кнж. А. Гагарина. Редкий образ А. в полной схиме, с окладистой бородой, имеется на деисусной иконе сер. - 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), а также на прориси с иконы 1814 г. «Русские святые» ( Маркелов. С. 461), где А. назван «преподобным». К небольшим паломническим иконам относится поясной образ святого, кон. XIX в. (ЦМиАР). Преставление святителя помещено на Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК), выполненных в технике финифти. На хромолитографии 1893 г. (РГБ), изданной в Москве, А. изображен в молении Пресв. Богородице, вокруг - 15 клейм его жития. В храме Воскресения Христова («Спас-на-крови») в С.-Петербурге (1894-1907) есть мозаика с образами прп. Антония Сийского и А.

http://pravenc.ru/text/76186.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010