Историческая достоверность этого события подтверждается как фактами религиозно-церковной жизни, так и свидетельством церковных писателей и историков Церкви. Известный востоковед Ассемани (1) (1687—1768) полагал, что св. Крест найден св. Еленою 3 мая 326 года (из расчета римского Юлианского календаря) (2). Дату 326 год называет и историк Сократ. Но, по заключению известного русского богослова проф. М. Скабаллановича, основывавшегося на позднейших данных, обретение Креста нельзя относить к 326 году, так как, по ряду данных, св. Елена умерла в 325 году, а не в 327, как полагали ранее. Проф. М. Скабалланович считает более правильным указание александрийской хроники, которая считает годом обретения Креста 320-й, а по отзыву хронографа Феофана, это событие могло быть и раньше (3). Историк Сократ говорит об обретении Креста Еленою и об отправке части святого древа императору Константину (4). Созомен упоминает об исцелении через обретенный Крест одной знатной женщины (5). Руфин указывает, что обретение Креста произошло при Иерусалимском епископе Макарии, и что Крест был узнан через исцеление пораженной тяжелой болезнью полумертвой женщины (6). Св. Кирилл Иерусалимский (350— 387) об обретении Креста говорит в беседах 4-й, 10-й, 13-й и в письме к Констанцию. Павлин, епископ Ноланский (†431), в письме к Северу повествует, что св. Елена собирала сведения о месте, где был засыпан землею Крест, не только среди христиан, но и среди иудеев. Крест, продолжает Павлин, был узнан через воскрешение недавно умершего, после возложения на него древа Креста, между тем как возложение на умершего двух других крестов никакого действия не произвело (7). По словам Григория Турского (†594), Крест был найден по указанию еврея Иуды, который затем принял крещение и получил имя Кириак. Св. Амвросий (340—397) в похвальном слове Византийскому императору Феодосию Великому говорит, что были найдены не только Крест, но и надпись (дощечка) над ним и гвозди. Св. Иоанн Златоуст (347—407) в беседе 85-й также упоминает о дощечке с надписью и говорит, что, когда было откопано древо Креста, оно было узнано потому, во-первых, что находилось в середине между двумя крестами, и, во-вторых, по надписи, ибо кресты разбойников не имели надписей.

http://pravmir.ru/article_3333.html

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Титло с Животворящего Креста Господня В иерусалимском храме Гроба Господня, справа от каменной лестницы на Голгофу, – 29 широких ступеней, которые ведут вниз, в армянский подземный храм XII века во имя равноапостольной царицы Елены. В правом углу этой бывшей крипты базилики равноапостольного Константина имеются другие, железные, ступени, ведущие еще ниже – в придел Обретения Креста Господня, иначе называемый «Пещерой Обретения». Это самая низкая точка храма Гроба Господня. В первой половине IV века в этом месте византийской императрицей Еленой по просьбе ее царственного сына производились раскопки – шли поиски святого Креста, послужившего орудием казни Спасителя. Под потолком придела виднеется прорубленное окно, через которое, по преданию, святая Елена наблюдала за раскопками в пещере. В ней и состоялось обретение вожделенного святого Креста, небесное явление которого явилось для императора Константина знаком победы над противником. Глубокая «Пещера Обретения» представляет собою бывшую цистерну под языческим святилищем Венеры. Сюда после распятия были сброшены кресты, которые засыпали мусором. Святая Елена повелела разрушить храм Венеры и раскопать это место. Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, сообщают историки, оно имело место в 325 или 326 годах. Во время раскопок были обнаружены три креста, гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни, а также лежащая в стороне табличка с надписью (см.: Ин. 19: 19–22). Сократ Схоластик в 17-й главе своей «Церковной истории» называет ее «дощечкой Пилата, на которой распятого Христа провозглашал он в разных письменах Царем Иудейским». Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме Русская Церковь празднует 6/19 марта. Явить Крест Христов, как известно из преданий, помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Все собравшиеся прославили тогда Бога, указавшего на величайшую святыню. В истории обретения Креста, рассказанной Амвросием Медиоланским (340–397) в «Слове на кончину Феодосия» (395), говорится, что «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский”». Эта же история в разных вариациях описана и другими его современниками: Руфином (345–410), Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и др. Сходные истории обретения Крестного Древа содержатся и в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) и в широко известной на Западе «Золотой легенде» («Legenda Aurea», ок. 1260), составленной доминиканским епископом из Генуи Яковом Ворагинским.

http://pravoslavie.ru/put/30088.htm

Имп. Константин II. Монета. Аверс, реверс. 321–324 гг. (Младший) [Флавий Клавдий Константин; лат. Flavius Claudius Constantinus] (февр. 316, Арелат, ныне Арль, Франция - март/апр. 340, Аквилея, Италия), рим. имп. (с лета 337); управлял Галльской префектурой Римской империи (Галлия, Испания, Британия). Второй сын и соправитель (с 317) имп. Константина I Великого (306-337). 1 марта 317 г. в Сердике (Сардика, ныне София, Болгария) был заключен мирный договор, завершивший 1-ю войну между имп. Константином I (правил Западом империи) и Лицинием (правил Востоком). По условиям договора были одновременно провозглашены цезарями и соправителями этих 2 августов сыновья Константина Крисп (ок. 12 лет) и К. (неск. недель от роду), а также сын Лициния Лициниан (двоюродный брат К.) (Consularia Constantinopolitana. 317//MGH. АА. T. 9. P. 232; Anon. Vales. Chron. Const. 5. 19; Aur. Vict. De Caes. 41; Idem. Epitom. 41; Euseb. Vita Const. IV 40; Oros. Hist. adv. pag. VII 28. 22; Zosim. Hist. II 20). Впосл. К. четырежды провозглашали консулом: в 320, 321, 324 и 329 гг. В 321 г. было празднование пятилетия правления К., который в это время находился при отце в Сердике (XII Panegyrici Latini. X 2/Ed. R. A. B. Mynors. Oxf., 1964). В 326 г. было отмечено десятилетие правления К. В том же году, после смерти цезаря Криспа, К. стал управлять префектурой Галлии и командовать галльскими легионами, хотя К. на тот момент исполнилось только 9 лет. В 331 г. он фигурирует в надписях (CIL. III, N 7000) с почетным титулом «алеманнский» (Alemannicus), что свидетельствует о его участии в боевых действиях римлян против этого герм. народа на рейнской границе. В 332 г., во время большой кампании имп. Константина I против готов на Дунае, К. находился близ Маркианополя (ныне Девня, Болгария) (CTh. III 5. 4. 5), где командовал резервом рим. армии, а также одержал победу над готами в битве 20 апр. 332 г. (Consularia Constantinopolitana. 332//MGH. AA. T. 9. P. 234; Hieron. Chron., a. 2348). К. также участвовал в кампании своего отца против сарматов, к-рая окончилась разгромом сарматов и расселением 300 тыс. из них в качестве колонов во Фракии, в Италии и Македонии ( Anon. Vales. Chron. Const. 6. 31-32; Julian. Apost. Ог. I 9; Euseb. Vita Const. I 8; IV 5; Eutrop. Breviar. X 7; Aur. Vict. De Caes. 41). К 335 г. К. был женат, однако никаких сведений о его супруге не сохранилось ( Euseb. Vita Const. IV 49). В 335 г. он вновь был в Галлии в Августе Треверов (ныне Трир, Германия), где в это же время находился в ссылке свт. Афанасий I Великий ( Euseb. De laudibus Const. 3; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 87). Между К. и Афанасием установились дружеские отношения.

http://pravenc.ru/text/2057036.html

Ancient Witnesses on the Church of the Holy Sepulchre      The church of the Holy Sepulchre in Jerusalem could be said to be the main church of holy Orthodox. The building includes both Golgotha where our Lord was crucified, and His holy grave, or sepulchre, where He rose again from the dead for the salvation of the world. As such, countless millions of pilgrims have traveled to the Holy Land to venerate the sites in this holy church, since its founding in 326 by the order of Emperor St. Constantine the Great , which is celebrated by the Orthodox Church every year on September 13/26. Therefore, the annals of Christian history have left us no dearth of information on the founding and history of this holiest of temples. We offer below several excerpts from these sources from the first millennium of Christian history, concerning the construction, layout, holy artifacts and worship in, and the various destructions of the church of the Holy Sepulchre. Eusebius of Caesarea, De vita Constantini , 337-340 AD The historian of Constantine, Eusebius of Caesarea, in his “Life of Constantine” described the works undertaken at the request of Constantine to remove the pagan structures of the Capitolium from the garden of Golgotha. And in the same work he described the new Christian buildings that had been erected to glorify Christ’s Redemption: Construction of the pagan temples above the site of Golgotha: This sacred cave, then, certain impious and godless persons had thought to remove entirely from the eyes of men, supposing in their folly that thus they should be able effectually to obscure the truth. Accordingly they brought a quantity of earth from a distance with much labor, and covered the entire spot; then, having raised this to a moderate height, they paved it with stone, concealing the holy cave beneath this massive mound. Then, as though their purpose had been effectually accomplished, they prepare on this foundation a truly dreadful sepulchre of souls, by building a gloomy shrine of lifeless idols to the impure spirit whom they call Venus, and offering detestable oblations therein on profane and accursed altars. For they supposed that their object could not otherwise be fully attained, than by thus burying the sacred cave beneath these foul pollutions. (Book 3, Chapter 26 — see also Eusebius’ account concerning Christ’s Tomb)

http://pravoslavie.ru/english/82456.htm

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Афанасий Великий (Александрийский), свт. (ок. 298—373) — один из греческих отцов церкви, принадлежавший к александрийской школе патристики. Епископ Александрийский, секретарь, а затем преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350-му году он остался единственным неарианским епископом в восточной половине Римской империи. Ему традиционно приписывается составление Афанасьевского символа веры. Биография В 325 году Афанасий сопровождал Александра в качестве секретаря в чине диакона на I Никейский собор, где активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая его единосущность — эти споры привели к формулировке Никейского символа веры, авторство которого в некоторых позднейших источниках ошибочно приписывается Афанасию. В 326 году после смерти Александра был избран епископом Александрии, продолжил активную борьбу против арианства, однако после вызова из ссылки императором Константином сначала епископа Евсевия Никомедийского, придерживавшегося арианских взглядов, а затем и самого Ария в 330 году, арианство стало поддерживаемым государством направлением христианства Римской империи. Афанасий отказался признать равноправное сосуществование арианской и православной ветвей христианства, отказав арианам в принятии в александрийскую церковную общину. В 335 году Афанасий был осуждён Тирским собором по обвинению в участии в убийстве мелетианского епископа Арсения и сослан в Трир, был возвращён из изгнания после смерти Константина в 337 году. Во время ссылки познакомился со святителем Серватием, который стал одним из его защитников в спорах с арианами на Сардикийском соборе. Рака с мощами святителя Афанасия (Собор Святого Марка, Каир) Повторно изгнан из Александрии в 340 году, после смерти александрийского епископа Григория в 345 году вернулся на александрийскую кафедру. Осуждён Миланским собором 356 года, после чего бежал из Александрии в верхний Египет, где скрывался до смерти императора Констанция в 361 году. Император Юлиан, преемник Констанция, объявил о свободе вероисповедания, уравняв, в том числе, язычество и любые ветви христианства; Афанасий, воспользовавшийся этим решением, вернулся в Александрию. В 365 году после смерти Юлиана, к власти пришёл император Валент, издавший эдикт об изгнании епископов, сосланных Констанцием; Афанасий, опасаясь преследования, опять бежал из Александрии, однако через четыре месяца эдикт был отменён и Афанасий вернулся в Александрию, где занимал епископскую кафедру до конца своих дней. Материал взят с http://ru.wikipedia.org Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/343

Указатель имён Аббаньяно Н. т.2 : 364 Абеляр П. т.1 : 325–329, 330, 333, 334, 401 Августин, блаж. т.1 : 5, 8, 29, 35, 36, 72, 101, 108, 112, 114, 137, 162, 163, 171, 217–219, 227, 234, 244, 253, 255–302, 306, 309, 313, 317, 319, 322, 327, 336, 337, 358, 369–371, 384, 386, 395, 410, 432, 435–437; т.2 : 24, 25, 37, 113, 142, 143, 164, 194, 297, 345, 348, 351, 378, 389, 422, 424, 425 Авенариус Р. т.2 : 258, 259, 340, 341 Авл Геллий т.1 : 70, 260 Агриппа т.1 : 163, 165, 169 Адорно Т. т.2 : 413, 415, 418 Аксаков К.С. т.2 : 187 Александр VI, папа т.1 : 413 Александр Афродисийский т.1 : 348 Александр Македонский т.1 : 114, 152 Алкуин т.1 : 315, 316 Альберт Великий т.1 : 357–359, 371 Аль-Газали т.1 : 345–351, 401; т.2 : 34 Аль-Кинди т.1 : 339–340 Аль-Фараби т.1 : 340–341, 343, 344, 346, 349, 353, 401; т.2 : 34 Аль-Хорезми т.1 : 339 Амвросий Медиоланский , св. т.1 : 234, 257, 284, 286, 432 Аминий т.1 : 45 Аммоний Саккас т.1 : 174, 177, 178, 191, 250, 303 Анаксагор т.1 : 56–59, 73, 78, 122, 154, 258, 345; т.2 : 111, 216, 307 Анаксимандр т.1 : 32–34, 258 Анаксимен т.1 : 34–35, 258 Ансельм Кентерберийский т.1 : 194, 244, 319–323, 327, 337, 401; т.2 : 26, 81, 154, 155, 159, 427 Ансельм Ланский т.1 : 325 Антисфен т.1 : 83, 84 Аристипп т.1 : 86, 87, 239 Арно А. т.2 : 23, 25, 38 Архелай т.1 : 258 Архимед т.1 : 8, 338; т.2 : 73, 335 Асмус В.Ф. т.2 : 171 Афинагор т.1 : 234 Бакунин М.А. т.2 : 184, 187 Батеньков Г.С. т.2 : 187 Баумгартен А.Г. т.2 : 130 Беда Достопочтенный т.1 : 315 Бейль П. т.2 : 103, 104, 106, 129 Белинский В.Г. т.2 : 187 Бергсон А. т.1 : 15, 16; т.2 : 252, 302, 322–327, 329, 339, 342, 365–367, 420, 421 Бердяев Н.А. т.1 : 16; т.2 : 233, 364, 437, 442 Беренгарий т.1 : 317–318 Беркли Дж. т.2 : 87–96, 98, 100, 101, 113, 123, 138, 139, 141, 294, 295, 299 Бернард Клервоский т.1 : 326, 328, 335–337, 401 Бернард Сильвестр т.1 : 332 Бернард Шартрский т.1 : 330, 331 Бетховен Л. т.1 : 15 Бехтерев В.М. т.2 : 402 Биант т.1 : 27 Бинсвангер Л. т.2 : 402, 403, 410–412 Богомолов А.С. т.1 : 20

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

При каких именно обстоятельствах образовалось у латин учение сие, решить трудно. В древние времена и на Востоке и на Западе вполне убеждены были, что священник, исключая рукоположения в степени священства, может совершать все, что совершает епископ 326 ; а относительно таинства Миропомазания, в частности, верили, что совершать или освящать 327 потребное для него миро имеет власть только епископ 328 , но помазывать миром сим крещенных могут и священники 329 . Вследствие сего как на Востоке 330 , так и на Западе освященным от епископа миром помазывали крещенных не только епископы, но и священники 331 . По тому же самому, когда между священниками появлялись такие, которые позволяли себе совершать самое миро для таинства, отцы Церкви старались искоренить сие предвосхищение прав 332 . В пятом веке Uhhokehmuй I, епископ римский, постановил такое правило: «Пресвитерам, когда они крестят в отсутствие епископа или в его присутствии, дозволяется помазывать крещенных миром, но только освященным от епископа: запечатлевать же сим миром чело крещенных не дозволяется им, а должны делать сие епископы» 333 ; но правило сие исполнялось только в церквах, подведомых собственно римскому епископу, а в прочих церквах западных его не держались, но следовали тем правилам, в силу которых вполне запечатлевали крещенных и пресвитеры 334 . В пятом же веке некоторые епископы западные посещали малые города своих епархий, дли низведения Духа Святого, чрез возложение рук, на крещенных пресвитерами и диаконами; но так делалось тогда не по закону какому-нибудь, но для чести священства 335 . Оттого в соборах западных и пятого, и шестого, и седьмого века нетрудно найти правила, которыми миропомазание отнюдь не возбраняется священникам, но запрещается делать сие, как и прежде не дозволялось, диаконам 336 . По тому же, конечно, самому когда в седьмом веке Григорий великий (†604 г.) воспретил священникам Сардинии запечатлевать св. муром крещенных ими на челе и повелел им помазывать их только на груди, а запечатление их на челе предоставил одним епископам 337 , воспрещение сие когда же произвело соблазн, так что Григорий вынужденным нашелся отменить оное 338 . Уже в девятом веке патриарх константинопольский Фотий писал, что «миропомазанных (в Болгарии) пресвитерами латины не убоялись снова миропомазывать, баснословя, будто миропомазание от пресвитеров бесполезно и недействительно, и чрез то преестественные и божественные таинства христианские обратили в совершенные пустяки и громко над ними посмеваются» 339 . К этому именно времени, т. е. к девятому веку и относим появление учения латинского о том, что таинство Миропомазания должно быть совершаемо исключительно епископами 340 . § 133. Основания оного – из свящ. Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

238-242 242-243 243-245 245-246 246-247 247-248 249-250 БРИЛЛИАНТОВ Вениамин Иванович (1887 - 1933), музейный деятель, специалист по охране исторических памятников 250-251 251-253 253-254 БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ богатейшее собрание древностей различных эпох и цивилизаций и крупный научно-исследовательский центр в Лондоне 254-257 257-258 Иона Пантелеймонович (1879 - 1968), поэт, публицист, издатель, лидер движения «голгофских христиан» 258-259 БРОК Себастиан Пол (род. 24.02.1938, Лондон) англ. сиролог, специалист по сир. лит-ре, культуре и церковной истории, библеистике, иудаике 259-260 260-261 БРОНЕВСКИЙ Мартин (1564/65-1624), протестант, польск. парламентский и религ. деятель, активный участник борьбы против Брестской унии 261-262 262-263 263-264 264-265 265-266 266-267 267-268 268-269 269-273 273-274 274-275 275-276 276-279 279-280 БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860 - 1940), старообрядец, иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг 280-281 281-282 283-284 БРЮСОВА Вера Григорьевна (род. 1917), исследователь древнерус. искусства, реставратор, общественный деятель 284-285 285-286 286-289 289-290 290-291 291-292 292-293 293-294 БУГЕНХАГЕН Иоганн (1485 - 1558), нем. теолог, один из основателей лютеран. Церкви в Сев. Германии и Дании 294-295 295-296 БУГРОВ Николай Александрович (1837 - 1911), беглопоповец, предприниматель, общественный деятель, благотворитель 296-297 297-298 298-299 БУДДА в буддизме высшее состояние духовного совершенства, а также имя древнеинд. мудреца Шакьямуни 299-316 316-317 317-318 318-319 319-320 320-322 БУДНЫЙ Симон (ок. 1530 - 1593), западнорус. протестант. проповедник, переводчик и комментатор Библии 322-323 323-324 324-325 325-326 326-327 327-328 328-329 330-331 331-334 334-335 335-336 «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) 336-337 337-338 338-340 340-358 358-361 БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики

http://pravenc.ru/vol/vi.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010