81 . Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. – СПб.: НЕСТОР, 1999. 82 . Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М.: Вече, Лепта, 2010. 83 . Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. – М.: Политиздат, 1974. 84 . Ярославский Ем. Мысли Ленина о религии. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1925. Приложение Таблица 1 Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – чел.] Дата Учащихся в академиях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в семинариях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в училищах (всего), в т.ч. [выборочно] – пользующихся пособием Итого учащихся, в т.ч. – казеннокоштных – пользующихся пособием Доля казеннокоштных учащихся, % Доля учащихся, пользующихся пособием, % Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 2). и 3). 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Ошибка в сумме до 15% 4). За 1902 г. в семинариях в число казеннокоштных взята сумма казенно- и полуказеннокоштных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

21 июля (3 августа). Пророка Иезекииля (VI в. до P. X.). 22 июля (4 августа). Мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. 23 июля (5 августа). Почаевской иконы Божией Матери (1675 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского. 24 июля (6 августа). Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015 г.). 27 июля (9 августа). Великомученика и целителя Пантелеймона (305 г.). Преподобного Германа Аляскинского (1837 г.). 28 июля (10 августа). Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) – принесена из Византии в 1046 г. Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698 г.). Собор Тамбовских святых. 31 июля (10 августа). Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922 г.). Август 1 (14) августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев (166 г. до P. X.). 2 (15) августа. Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557 г.). 3 (16) августа. Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147 г.). 4 (17) августа. Семи отроков Ефесских (около 250 г.). 6 (19) августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 (20) августа. Обретение мощей святителя Митрофана Воронежского (1832 г.). Преподобного Антония Оптинского (1865 г.). 8 (21) августа. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.). 9 (22) августа. Апостола Матфея (около 63 г.). Собор Соловецких святых. 13 (26) августа. Преставление (1783 г.), второе обретение мощей (1991 г.) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. 14 (27) августа. Пророка Михея (VIII в. до P. X.). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091 г.). 15 (28) августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 16 (29) августа. Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.). 17 (30) августа. Преподобного Алипия Печерского (1114 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

+ Страстная, 1641 г., 13 августа и в 6-ю неделю по Пасхе Страстная – в Зачатиевской церкви, 13 августа Страстная – в Липецке, 13 августа Страстная – в селе Енкаеве, 13 августа Супрасльская, 28 июля Сурдегская, 15 августа Сырковская Сямская, 1524 г., 8 сентября + Табынская + Тамбовская, 1692 г., 16 апреля + Теребинская, 14 мая Тиносская (в Эгейском море) + Тихвинская, 1383 г., 26 июня Тихвинская – в Афанасьевском монастыре, 26 июня Тихвинская – в Ильинском скиту на Афоне, 1877 г., 12 февраля Тихвинская – в Исаакиевском соборе, 26 июня Тихвинская – в Киеве, 26 июня Тихвинская – на Красном Поле, 26 июня Тихвинская – у Западных Врат, 26 июня Тихвинская-Онолченная, 26 июня Тихвинская-Переяславская, 26 июня + Тихвинская-Цивильская, 26 июня Тобольская, 1661 г., 8 июля + Толгская, 1314 г., 8 августа и 16 сентября Толгская – в селе Спасском, 8 августа + Тотемская-Суморинская, 28 января + Трех Радостей, 26 декабря + Троеручица, VIII века, 28 июня Троеручица, 12 июля Троеручица– в Белобережской пустыни, 1661 г., 12 июля Троеручица – в Воронеже, 12 июля Троеручица – в Сухотинском монастыре, 12 июля Трубчевская + Тупичевская, 15 августа и в Духов день + Тучная Гора, 24 марта, 16 июля и 27 ноября + Умиление, 1103 года, 19 марта Умиление – в Новгороде, 8 июля Умиление – в Опочецком соборе Умиление – Корсунская – в Суздале, 9 октября + Умиление – Псково-Печерская, 1524 г., 7 октября и в 7-ю неделю по Пасхе Умиление, что на Черных Горах, в неделю Всех святых + Умягчение злых сердец Услышательница, XIV века, 22 сентября + Успение Божией Матери – Флорищевская, 15 августа 389 Успение – в Боровенске, 15 августа Успение – в местечке Волна, 15 августа Успение – в Московском Успенском соборе, 15 августа Успение – в Новгороде-Северском, 15 августа + Успение – Киево-Печерская, 1073 года, 3 мая Успение – Овиновская, 15 августа + Успение – Псково-Печерская, 15 августа + Успение – Пюхтицкая, 15 августа Успение – Семигородная, 15 августа Устьнедумская-Смоленская, 1603 г., 28 июля Устюженская-Смоленская, 28 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Там же. Учрежден Священным Синодом 5 марта 2010 года, журнал 7. Учреждена Священным Синодом 24 декабря 2015 год, журнал 107. Приложение I. В период со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года и по 1 февраля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил епархии Русской Православной Церкви (242 визита в 125 епархий) : В 2009 году (27 визитов в 23 епархии России, Украины, Азербайджана): 7-8 февраля и 21-23 марта – Смоленскую; 11 марта – Тульскую; 2-5 апреля, 26-29 мая, 8-13 июля, 8-13 октября, – Санкт-Петербургскую; 6 мая – Калужскую; 27-29 июля – Киевскую; 29-31 июля – Донецкую; 30 июля – Горловскую; 31 июля – 2 августа – Симферопольскую; 2-3 и 5 августа – Ровенскую; 3 августа – Волынскую; 4 августа – Владимир-Волынскую; 22-23 августа – Архангельскую; 9-12 сентября – Нижегородскую; 13 сентября – областную часть Московской епархии; 19-20 сентября – Новгородскую; 23-24 сентября – Курскую; 25-26 сентября – Минскую; 26-27 сентября – Полоцкую; 27-28 сентября – Витебскую; 4 октября – Ярославскую; 6 октября – Бакинскую; 13-14 октября – Ростовскую. В 2010 году (31 визит в 24 епархии России, Украины, Казахстана): 16-18 января – Астанайскую; 24-25 февраля, 25-28 июля, 22-23 ноября – Киевскую; 5-7 марта, 28-31 мая, 27 июня, 11-14 июля и 19-20 ноября – Санкт-Петербургскую; 16-18 апреля – Екатеринбургскую; 18-19 апреля – Челябинскую; 24-26 апреля – Бакинскую; 1-2 мая – Белгородскую; 1 июня – Тульскую; 2-4 июня – Петрозаводскую; 4-6 июня – Смоленскую; 1-2 июля – Тверскую; 5 июля, 10 октября – областную часть Московской епархии; 8 июля – Владимирскую; 20-23 июля – Одесскую; 24-25 июля – Днепропетровскую; 31 июля – 2 августа – Нижегородскую; 18-19 августа – Псковскую; 25-26 августа – Липецкую; 9-12 сентября – Ярославскую; 16-20 сентября – Петропавловск-Камчатскую; 20-23 сентября – Южно-Сахалинскую; 23-25 сентября – Якутскую; 30 сентября – 4 октября – Калининградскую; 5-7 декабря – Екатеринодарскую. В 2011 году (22 визита в 19 епархий России, Украины, Молдовы):

http://religare.ru/2_117103.html

14/27 июля. Служил литургию в храме Адриана и Наталии в Лосиноостровской. 19 июля/1 августа. Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 20 июля/2 августа. День памяти пророка Илии. Служил литургию в храме Илии пророка на Воронцовом Поле. 21 июля/3 августа. Служил литургию в храме Троицы в Кожевниках. 22 июля/4 августа. Служил литургию в храме Ипатия Гангрского на Антиохийском подворье. 24 июля/6 августа. День памяти благоверных князей Бориса и Глеба. Служил литургию в храме Бориса и Глеба села Зюзино. 27 июля/9 августа. Служил литургию в Богоявленском монастыре. 28 июля/10 августа. Празднование Смоленской иконы Божией Матери. Служил литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. 31 июля/13 августа. Служил всенощную и выносил Крест в Донском монастыре. 1/14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. Служил литургию в храме Знамения Пресвятой Богородицы в селе Кунцево. 2/15 августа. День памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого. Служил литургию в храме Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву). 4/17 августа. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной. 5/18 августа. Служил всенощную в храме Николая Чудотворца на Песках, на Арбате («Никола Пески»). 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской и всенощную в Николо – Угрешском монастыре. 9/22 августа. Служил литургию в Николо – Угрешском монастыре. Епископ Сергий (Ларин) оставил воспоминания об этом дне: «В пятницу, 9 (22) августа 1924 года, в память святого апостола Матфея, в большом соборе Николо – Угрешского монастыря торжественную литургию совершал Святейший Патриарх Тихон в сослужении множества епископов. Весь обширный монастырь был заполнен богомольцами, прибывшими не только из окрестных сел и деревень, но в большом количестве из Москвы. Святейший, окончив благословение народа, которое он неизменно совершал после каждого своего богослужения, независимо от усталости и количества молящихся, исчислявшихся иногда тысячами, проследовал к митрополиту Макарию (Невскому) , своему предшественнику по Московской кафедре, проживавшему здесь на покое в отведенном ему маленьком домике, окруженном зеленью и цветами...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 2014 году (24 визита в 18 епархий России): 3 февраля – Волгоградскую; 3-5 февраля – Екатеринодарскую; 1-2 апреля, 28-30 мая, 12 июля, 2 ноября, 7-8 декабря – Санкт-Петербургскую; 3 апреля – Гатчинскую; 14 июня – Рязанскую; 21-22 июня – Тобольскую; 20-21 августа – Ярославскую; 24 августа, 5 ноября – областную часть Московской епархии; 30-31 августа – Тамбовскую; 3 сентября – Псковскую; 7 сентября – Владимирскую; 9 сентября – Калужскую; 13-15 сентября – Хабаровскую; 15 сентября – Биробиджанскую; 16 сентября – Амурскую; 5 октября, 24 октября – Новороссийскую; 25-26 октября – Саратовскую; 5-7 декабря – Калининградскую. В 2015 году (21 визит в 20 епархий России и Белоруссии): 14-15 марта, 13-15 ноября – Калининградскую; 18 мая – областную часть Московской епархии; 20-21 мая – Симбирскую; 13-14 июня – Архангельскую; 20 июня – Минскую; 21-22 июня – Брестскую; 9 июля – Тихвинскую; 12-13 июля – Санкт-Петербургскую; 18-19 июля – Костромскую; 19-21 июля – Иваново-Вознесенскую; 31 июля-1 августа – Нижегородскую; 1-2 августа – Чебоксарскую; 29 августа – Вяземскую; 29-30 августа – Смоленскую; 14-15 сентября – Салехардскую; 15-17 сентября – Норильскую; 17-20 сентября – Горно-Алтайскую; 20-21 сентября – Барнаульскую; 13-14 октября – Ростовскую; 18 октября – Саранскую. В 2016 году (29 визитов в 27 епархий России, а также в Великобритании, Франции, Швейцарии и в странах Южной Америки): 23 января – Западно-Европейскую (Русская Зарубежная Церковь); 15 февраля – Каракасскую и Южно-Американскую (Русская Зарубежная Церковь); 19-20 февраля – Аргентинскую и Южно-Американскую; 15-16 апреля, 12 июля, 17-19 декабря – Санкт-Петербургскую; 17 апреля – Тихвинскую; 15 мая – Пятигорскую; 4 июня – Нефтекамскую; 4-5 июня – Уфимскую; 12 июня – Йошкар-Олинскую; 26 июня – Сыктывкарскую; 26 июня – Воркутинскую; 20-21 июля – Казанскую; 28 июля – Орловскую; 1 августа – Нижегородскую; 14 августа – областную часть Московской епархии; 18 августа – Североморскую; 19 августа – Мурманскую; 31 августа – Горно-Алтайскую;

http://religare.ru/2_117103.html

24 июля/6 августа. День памяти благоверных князей Бориса и Глеба. Служил литургию в храме Бориса и Глеба на Арбатской площади. 25 июля/7 августа. Служил литургию в храме Ермаковской богадельни. 26 июля/8 августа. Служил литургию в храме Ермолая на Садовой («на Козьем болоте») и всенощную в Богоявленском монастыре. 27 июля/9 августа. Служил всенощную в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. 28 июля/10 августа. Празднование Смоленской иконы Божией Матери. Служил литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, за которой совершил хиротонию архимандрита Варфоломея (Ремова) во епископа Сергиевского. Старинный традиционный крестный ход в этот день из окрестных приходских храмов в Новодевичий монастырь был запрещен советскими чиновниками. 29 июля/11 августа. Служил всенощную в храме Иоанна Воина на Божедомке («на Убогих домах»). 30 июля/12 августа. Служил литургию в храме Троицы на Мещанской («Троица на Капельках»). 31 июля/13 августа. Выносил Крест в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 1/14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. Служил литургию в Симоновом монастыре и молебен в храме Христа Спасителя. После молебна патриарх Тихон произнес в храме Христа Спасителя воззвание с призывом о помощи голодающим («К народам мира и православному человеку»). 2/15 августа. Служил литургию в храме Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву). 5/18 августа. Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской. 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Яблочный Спас»). Служил литургию в Новоспасском монастыре. 8/21 августа. Служил литургию в храме Воскресения Христова в Сокольниках. 9/22 августа. Второе воззвание патриарха с призывом о помощи голодающим. («Паства, родная моя! В годину великого посещения Божия благословляю тебя: возлюби и воскреси в нынешнем подвиге своем светлые, незабвенные деяния благочестивых предков твоих, в годины тягчайших бед собиравших своею беззаветною верою и самоотверженной любовью во имя Христово духовную русскую мощь и ею оживотворявших умиравшую русскую землю жизнь».)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

+ Рождество Пресвятой Богородицы – Глинская, 8 сентября Рождество Пресвятой Богородицы – Изяславская, 8 сентября Рожецкая + Ростовская-Владимирская, XII века, 15 августа + Руденская, 1687 г., 12 октября + Сайданайская – в Сирии + Свенская-Печерская, 1288 и 1812 гг., 3 мая и 17 августа Свирская + Святогорская, 1569 г., 17 июля Святогорская-Смоленская, 1569 г., 28 июля Свято-Ильинская, 1658 г., 10 марта и 16 апреля Себежская + Седмиезерская (Седмиезерная), 1615, 1654 и 1771 гг., 26 июня и 13 октября Сейданая – в Иерусалиме Селигерская, XVI века, 26 мая и 7 декабря Семигородная, XV века, 15 августа + Семистрельная, 13 августа Серафимо-Понетаевская – Знамение, 27 ноября + Силуанская, 1 августа Сионская и Нимоцминдская + Ситхинская-Казанская, 8 июля + Сицилийская, 1092 г.. 5 февраля + Скоропослушница, 1664 г., 9 ноября + Сладкое Лобзание, или Гликофулисса, в понедельник на Пасху + Словенская, 1635 г., 23 сентября + Слово плоть бысть, 9 марта Смоленская – в Воронеже, 28 июля Смоленская – в Свеаборге, 28 июля Смоленская – в слободе Никитовке, 28 июля + Смоленская Одигитрия, 1046 г., 28 июля 338 Смоленская-Белгородская, 28 июля + Смоленская-Иоасафовская, 28 июля + Смоленская-Кирилло-Белоезерская, XV века, 28 июля 356 Смоленская-Костромская, 28 июля Смоленская-Новгородская, 3 июля Смоленская-Полонская, 28 июля Смоленская-Сергиевская, 1771 г., 28 июля Смоленская-Устюженская, 28 июля + Смоленская-Ярославская, 1642 г., 12 октября Соболевская, 20 ноября + Собор Пресвятой Богородицы, 26 декабря Сокольская, 1172 г., 23 февраля Соловецкая-Смоленская, XVII века, 28 июля + Сосновская и Хлебенная-Запечная + София–Премудрость Божия, VI века, 8 сентября в Киеве, 15 августа в прочих местах + София–Премудрость Божия – Новгородская, 15 августа Сохомская + Спасительница утопающих, или Леньковская, 1751 г., 20 декабря + Спорительница, 15 октября + Споручница грешных, 7 марта и 29 мая Споручница грешных – в Кяхте, 1854 г., 7 марта и 29 мая Споручница грешных, в неделю Всех святых + Старорусская, 1570 г., 4 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

После неоднократных приглашений он, наконец, явился (22 нояб. 448г.), поддерживаемый большой толпой монахов и солдат, прикрытие которых он считал необходимым для своей безопасности, и сопровождаемый патрицием Флорентием, которому, по замечательному нововведению, поручено было присутствовать на судебном разбирательстве, на том основании, что дело шло о вере, между тем как во всех предыдущих спорах императорские уполномоченные ограничивались лишь наблюдением за внешним порядком. Будучи спрошен о своих убеждениях, Евтихий объявил, что он держится Никейской веры, и указал на запрещение, которое собор Ефесский произнес против введения всякого другого символа 2035 . Он сказал, что во Христе было два естества до Его воплощения 2036 ; допускал, хотя и неохотно, выражение, что Христос единосущен с нами по своей плоти, равно как и с Отцом по своему божеству 2037 . Но его ответы были двусмысленны и неудовлетворительны. Он заявлял, что держится только «одного воплощенного естества Бога Слова», – каковое выражение он основывал на авторитете Афанасия и Кирилла. Вообще он выразил нежелание определять веру, о своем уважении к св. Писанию и о желании не идти дальше его, и отказался подвергнуть анафеме заблуждения, в которых он подозревался, хотя и заявил готовность принять те выражения, которые выставлялись против него. Собор нашел его заявления недостаточными, и объявил его виновным в возобновлении заблуждений Валентина и Аполлинария; он был приговорен к лишению своего настоятельства и к низложению из священного сана, и наконец, как он, так и все его приверженцы, объявлены были подлежащими отлучению 2038 . В делопроизводстве этого собора, по-видимому, было некоторое замешательство. Евтихий впоследствии жаловался на его недобросовестность и утверждал, что он обращался от него к суду Рима, Александрии и Иерусалима, но его обращение было неформальным, или сделано в такое время, которое делало его юридически недействительным 2039 . Евтихий занялся письмами к епископам и другим, как бы важным лицам, во всех направлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . эти христианские деноминации категорически отвергают Томос свт. Льва Великого и определение Халкидонского собора. 3 . в христологии все они придерживаются учения Севира Антиохийского «об одной сложной природе» Бога Слова воплощенного. (Армянская Апостольская церковь , Копсткая церковь, Малабарская церковь) 37 , 4 . поэтому все они, хотя и отвергают христологию Евтихия, но принимая формулировки Севира Антиохийского и отвергая Томос свт. Льва Великого и определение IV Вселенского собора являются еретическими, 5 . и необходимым условием для соединения с ними является признание Томоса свт. Льва Великого и вероопределения IV Вселенского собора и последующих соборов Православной Церкви. 38 Что же касается содержания Томоса свт. Льва Великого и формулировки свт. Кирилла Александрийского о «единой природе Бога Слова воплощенного», то необходимо заметить, что Томос не противоречит этой формулировке, а ее разъясняет и уточняет. 39 При этом, как замечает и В.В. Болотов свт. Лев использует даже терминологию свт. Григория Богослова . Другой выдающийся богослов Элладской Церкви, профессор Фессалоникийского университета профессор протопресвитер Иоанн Романидис, затрагивая вопрос о соотношении формулировки свт. Кирилла Александрийского с Томосом свт. Льва и вероопределением IV Вселенского собора пишет: «Нет сомнения в том, что свт. Лев стремился разделить или отличать действия Христа таким образом, чтобы две природы казались действующими как отдельные субстанции, тенденция была объяснима тем как он воспринимал учение Евтихия, тем положением его как представителя латинского Запада, поскольку греческие термины, которые использовались в христологии, были для него не известны, и он, очевидно, не мог понять как термин «одна природа» использовался на Востоке, и в особенности во время Собора 448г. ... Тем не менее, – подчеркивает о. Иоанн Романидис, – свт. Лев очень ясно в своём антинесторианском восприятии образца православной веры воспринял учение свт. Кирилла. Он в своём Томосе вполне ясно провозглашает, что «Он же – вечного Отца вечный Единородный родился от святого Духа и Марии Девы. Это временное рождение ничего не убавило от того Божественного и вечного рождения, и ничего к нему не прибавило...». 40

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010