История Церковного устава Типикон (Устав, Типик, Тактикон, Око церковное, греч. τυπικν, от τπος – тип, образ; τξις – порядок) – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных. В современном виде Типикон дает возможность разрешения проблем, возникающих в связи с совершением богослужения с одновременным использованием нескольких богослужебных книг: в нем указывается, как последования по Минее – праздники неподвижные соединяются с последованиями Октоиха и Триоди – празднованиями подвижными. Помимо этих правил, составляющих главное содержание Типикона, есть в нем и предписания церковно-дисциплинарного характера, в частности, например, правила поста для мирян и монашествующих, а также о порядке и благочинии в храме, за трапезой в обителях. Появлению Типикона предшествовали так называемые лекционары, где указывались чтения Священного Писания и некоторые краткие церковные песнопения. Таковы, например, Иерусалимский лекционарий 417–439 гг. и Иерусалимский канонарь VII в. По содержанию в Типиконе можно выделить три части. 1-я часть (1–46 главы) – общая. Здесь даны общие указания относительно богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные (воскресные) (1–8 главы), седмичные (9–11 главы) и субботние дни (12–15 главы). Имеются также дополнительные указания относительно отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга (16–21 главы); далее следуют указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями (22–30 главы); наконец, излагаются правила монастырской жизни (31–46 главы). 2-я часть (47–51 главы) – указания о знамениях (знаках) праздников (47-я глава) и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, вне зависимости от того, в какой день седмицы совершается богослужение и что в этот день положено по Октоиху или Триоди, то есть Месяцеслов (48-я глава). Далее идут указания относительно служб по Триоди постной (49-я глава) и цветной (50-я глава), а также правила относительно Петрова поста (51-я глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие. Постриженики Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра ). Рассказ о святых содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 32 «О блаженем Марце Печернице»), составленной мон. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архимандрита прп. Акиндина . Согласно рассказу из патерика, М. жил в пещере, день и ночь трудился над ее устройством, копая и вынося на своих плечах землю. В числе прочего его обязанностью было копать могилы для погребения усопших монахов (отсюда прозвище Гробокопатель). За работу святой никогда не требовал мзды, если же что-то и получал не по своей воле, то раздавал убогим. Молитвой и воздержанием он стяжал дар чудотворения, его повелений слушались даже мертвые. Однажды в монастыре преставился болевший инок. Студийский устав требовал скорого погребения усопшего, но подготовленного места для захоронения на тот момент не нашлось: святой не успел закончить работу вовремя. Локула (погребальная ниша, расположенная в стене подземной галереи), над к-рой он трудился, была еще слишком тесна для совершения обряда погребения. Братия начала роптать, обвиняя М. в нерадении. Тогда преподобный смиренно попросил умершего инока самостоятельно возлить на себя елей, что тот и исполнил. Спустя нек-рое время ситуация повторилась: после долгой болезни преставился брат, хоронить которого оказалось негде. М. повелел душе умершего вернуться в тело, а утром, когда место для погребения было приготовлено,- вновь покинуть его. По просьбе 2 иноков, Ф. и И., к-рые пожелали быть похороненными вместе, святой выкопал общую могилу (она представляла собой т. н. однолежанковую крипту; см.: Бобровський. 2002. С. 46-47). Младший из иноков И. преставился раньше и был погребен, когда старшего не было в монастыре. Когда Ф. вернулся в обитель и посетил пещеру, он стал укорять М. за то, что И. положили «на вышнем месте», которое принадлежало ему по праву старшинства. Тогда по слову святого на глазах Ф. и пришедших с ним монахов мертвый поднялся и лег ниже, освободив место. Это чудо, а также обращенные к Ф. слова М. о необходимости покаяния привели того к глубокому раскаянию. Ф. раздал все свое имущество, оставив только свитку и мантию, и с того времени проводил время в постоянном пощении, молитве и плаче, так что тело его сильно иссохло, а очи ослепли.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) - по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне ), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам : «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , А. А. Шахматов , В. В. Зверинский , В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в. В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Разъяснение Юридического отдела Украинской Православной Церкви о применении закона о переименовании 30 апреля 2019 г. 19:47 Юридический отдел Украинской Православной Церкви дал разъяснение по поводу применения Закона Украины (о переименовании). Учитывая неединичные случаи обращений руководителей религиозных организаций в Юридический отдел Украинской Православной Церкви по вопросам, касающимся принудительного переименования религиозных организаций, входящих в состав религиозного объединения Украинская Православная Церковь, отмечаем следующее. 20.12.2018 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины 2662-VIII «О внесении изменения в статью 12 Закона Украины " О свободе совести и религиозных организациях " относительно названия религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (являются частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управления) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано таким, что осуществило военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины». Пунктом четвертым Закона Украины 2662-VIII предусмотрено, что в случае если в течение четырех месяцев (для религиозных общин — девяти месяцев) со дня вступления в силу настоящего Закона, религиозная организация (объединение) не внесла предусмотренных законом изменений в свое официальное название и не подала соответствующие изменения в свой устав (положение) на регистрацию, ее устав (положение) теряет силу в части, которой определяется полное название религиозной организации (объединения). Положениями пункта шестого Переходных и заключительных положений указанного закона определено, что последний вступил в силу 26.12.2018. Учитывая приведенные положения, Юридический отдел УПЦ отмечает, что Законом Украины 2662-VIII предусмотрены различные сроки, установленные для совершения действий по переименованию религиозных организаций. Так, для переименования религиозных общин (приходов) установлен 9-месячный срок, то есть до 26.09.2019 включительно, а последним днем для переименования епархий, монастырей, миссий, синодальных учреждений, семинарий и т.д. является 26.04.2019.

http://patriarchia.ru/db/text/5428215.ht...

БОСОНОГИЕ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОСОНОГИЕ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 6 , С. 103 опубликовано: 15 сентября 2009г. БОСОНОГИЕ [босые; дискальцеаты; лат. discalceati; итал. scalzi; франц. déchaussés; нем. Barfüsserorden], общее название для неск. муж. и жен. нищенствующих монашеских конгрегаций, члены к-рых по уставу ходят босыми или в сандалиях. Считается, что в зап. традиции этот обычай впервые был введен католич. св. Франциском Ассизским . В XVI - нач. XVII в. происходит юридическое оформление конгрегаций Б., выделившихся из орденов августинцев-еремитов , кармелитов , мерцендариев . Рубрики: Римско-католическая Церковь Римско-католическая Церковь. Монашеские ордена и конгрегации Ключевые слова: Монашеские ордена и конгрегации Римско-католической Церкви Босоногие, общее название для нескольких мужских и женских нищенствующих монашеских конгрегаций См.также: АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/153245.html

Указания рус. Типиконов XV - нач. XVII в. о «Б. м.» аналогичны указаниям греч. рукописей Иерусалимского устава и совр. рус. Типикона. В рус. окозрительных уставах часто встречается служба, когда на вечерне поют «Б. м.», хотя на утрене нет полиелея: 1 сент. (когда и в наст. время совершается такая служба), 28 сент., 19 окт., 5 и 8 нояб., 11 и 27 янв., 9 февр., 11 и 30 марта, 26 апр., 2 и 28 мая, 9 и 15 июля (Окозрительный устав архиеп. Новгородского Геннадия. М., 2000. С. 17-22). Рус. первопечатный дониконовский Типикон 1610 г. при пении 1-й кафизмы в субботу вечером указывает малую ектению только по окончании всей кафизмы (Л. 6 об.). Эта традиция отражена и в певч. книгах (Обиход. М., 1911; Успенский. С. 44-45), и даже в принятом ныне в РПЦ Служебнике (Т. 1. С. 15-16). В Типиконе 1634 г. малая ектения назначается после каждой «славы» (Л. 4об.). В афонских мон-рях в наст. время «Б. м.» всегда поется или читается в субботу вечером, за исключением Господских праздников (Святогорский устав. С. 47). Различается манера стихословия «Б. м.» на бденной и полиелейной службе: в дни памяти полиелейных святых «поскору (на 5-й глас) поется первая «слава» первой кафизмы» (Там же. С. 63); в дни памяти бденных святых «после произнесения диаконом великой ектении чтец возглашает: «Муж. Аллилуия», и певчие начинают медленное «Блажен муж...» на 8-й глас» (Там же. С. 71). В великие Богородичные праздники «Б. м.» отменяется (кроме воскресений - Там же. С. 80). В великие Господские праздники «Б. м.» всегда опускается, даже при совпадении с воскресным днем (нек-рые мон-ри - напр., св. Павла - сохраняют воскресное стихословие «Б. м.» - Там же. С. 82). В престольные праздники «Б. м.» тоже опускается (Там же. С. 88). По приходскому Виолакиса Типикону , используемому ныне в греч. Церквах, «Б. м.» употребляется примерно так же, как и в рус. Различие в том, что «Б. м.» не поется накануне Рождества Христова, Богоявления, Преображения (даже если они случаются в воскресный день) и Пятидесятницы. Но на праздники Входа Господня в Иерусалим, Антипасхи, а также Воздвижения, случившегося в воскресный день, «Б. м.», как и в РПЦ, поется ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 6-7).

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

Конституционные проекты в России, XVIII – начало XX вв. М., 2000. С. 249, 250, 254. Как и при Петре, «империей» также могла именоваться вся страна: «великая Наша Империя, Отечество сынов, преимущих естественные дарования, добродетель и способность к подвигам великим» (Устав заемного банка, 23 декабря 1786 г.; см. Законодательство Екатерины II. В 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 410). Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. 10: История России с древнейших времен. Т. 20. М., 1994. С. 723; ПСЗ Т. 11. С. 329. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 30 августа 2013, 15:47 Сигизмунд Герберштейн: " Собираясь описывать Московию, которая является главой Руссии и простирает свое владычество над обширными областями Скифии, мне, благосклонный читатель, непременно нужно будет упомянуть в настоящем сочинении о многих северных странах, которые не были достаточно известны не только древним, но и современным писателям. ... О происхождении названия Russia существуют различные мнения. Одни полагают, что оно произведено от (имени) Русса, брата польского государя Леха, поскольку этот (Русс) был-де государем русских. Другие ведут его от имени [весьма] древнего города Русы, неподалеку от Новгорода Великого. Есть и такие, которые объясняют это название смуглостью жителей. Однако большинство считает, что “Руссия” — это измененное имя “Роксолания”. Сами же московиты, отвергая подобные мнения, как не соответствующие истине, уверяют, будто их страна изначально называлась “Россея” (Rosseia), а имя это указывает на разбросанность и рассеянность ее народа, ведь “Россея” на русском языке и значит “разбросанность” или “рассеяние”. ... Руссией владеют ныне три государя; бОльшая ее часть принадлежит [великому] князю московскому, вторым является великий князь литовский, третьим — король польский, сейчас владеющий как Польшей, так и Литвой. " Алексей 30 августа 2013, 15:46 " даже на таком уважаемом сайте напрочь отсутвует упоминание альтернативных проектов собирание земель русских " Их полно на украинских и белорусских сайтах.

http://pravoslavie.ru/62300.html

М. «Вдовствующее царство»: Полит. кризис в России 30-40-х гг. XVI в. М., 2010. С. 43, 47, 55). В 50-х гг. XVI в., будучи в П.-З. Н. м., старец Мисаил устраивал за свой счет «с крылошаны» большие пиры. В 1573 г. такое поведение монахов вызвало критику со стороны царя Иоанна IV (АИ. Т. 1. 204. С. 383; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 178). Тем не менее долгое время старец Мисаил (Сукин) занимал высокое положение в обители, являясь царским советником. По этому поводу в 70-х гг. XVI в. кн. А. М. Курбский вспоминал, что иногда правитель Москвы созывал «соборище, не токмо весь сенат свой мирский, но и духовных всех, сиречь митрополита и градских епископов призывает и к тому присовокупляет прелукавых некоторых мнихов Мисаила глаголемаго Сукина, издавна преславного в злостях… и других с ними таковых тем подобных, исполненых лицемерия и всякого бестыдия дияволя, и дерзости». Царь Иоанн Грозный рассаживал их около себя «благодарне, послушающе их вещающих и клевещущих ложне на святых, и глаголющих на праведных беззаконие со премогою гордынею и уничижением». На этих соборах старец Мисаил (Сукин) принимал участие в осуждении обвиняемых «заочно» на том основании, что на очной ставке они «очаруют царя и нас погубят, аще приидут!». В сент. 1560 г. вопреки позиции Московского свт. Макария старец Мисаил (Сукин) интриговал против благовещенского протопопа Сильвестра , окольничего А. Ф. Адашева-Ольгова и их сторонников ( Курбский. 2015. С. 122-123, 634, 641-642). В правление царя Иоанна IV Васильевича статус П.-З. Н. м. среди др. обителей был достаточно высок, т. к. царь считал прп. Никиту Столпника небесным покровителем своей семьи. Будучи в Переславле-Залесском на богомолье, царь получил от святого, явившегося в видении никитскому игумену, «утешение» после смерти своего первенца, царевича Димитрия Иоанновича, и обещание рождения нового наследника. Иоанн Грозный подарил собору массивное бронзовое паникадило. Одновременно мон-рю были пожалованы земельные владения, вместо особножительного в обители был введен общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

По распоряжению епархиального начальства и по просьбе священников отец Матфей выезжал в разные села и города епархии - вести беседы «с выдающимися раскольническими начетчиками». 12 октября 1905 года он был назначен сверхштатным членом миссионерского отдела Братства Святого Креста. В селе Сосновая Маза и Хвалынске по воскресным дням он вел противораскольнические беседы с приезжими из-за Волги сектантами. Следует подчеркнуть, что его миссионерская и просветительская деятельность не оплачивалась. В 1905-1912 годах (как отец Матфей прямо писал - канцелярией единоверческих дел при Саратовском епископе. А с 11 декабря в его ведении стали находиться и единоверческие храмы Саратова. Преосвященнейший Гермоген (Долганев) горячо поддерживал патриотические движения, которые начинались в гуще народной жизни. По его инициативе 30 мая 1907 года была создана саратовская правомонархическая организация «Православный всероссийский братский союз русского народа». Почетным его председателем был епископ Гермоген, а председателем Главного губернского совета - священник Матфей Карманов; товарищами председателя - священник Сергий Ледовский (будущий деятель обновленчества) и И.И. Богатов. К декабрю 1907 года насчитывалось до 7025 членов этого союза, число его отделений по Саратовской губернии к весне 1910 года доходило до 47. Своей целью Союз определял «религиозно-нравственное просвещение русского народа, развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий для защиты и охраны непоколебимости и блага: а) Всероссийской Православной Христовой Церкви...; б) Русского, Царского Самодержавия...; в) преимуществ православной русской народности». Устав исходил из позиции превращения Церкви в лидера «народного ополчения в борьбе за веру». Епископ Гермоген в большинстве случаев присутствовал на собраниях Союза. Часто партийные собрания совмещались с религиознонравственными чтениями, инициатором которых в Саратове также был епископ Гермоген. В 1907-1911 годах владыка и его ближайшие сотрудники по Союзу провели несколько крупных публичных выступлений против современных им писателей, театральных деятелей и явлений общественной жизни, причем наиболее резкой критике было подвергнуто творчество Л.Н. Толстого. Союз был закрыт 6 апреля 1913 года решением саратовского губернского по делам об обществах присутствия после того, как его почетный председатель епископ Гермоген был уволен от должности епархиального архиерея и выслан в Жировицкий монастырь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

И так при этом пересмотре и разделении двух библиотек, собственно Патриаршей и монастырской, в последней, по выше сделанному нами исчислению, должно было остаться не менее 500 рукописей и книг. И точно, в древнейшей из уцелевших Описей этой библиотеки, относящейся к 1680 году, значится в ней рукописей 128 (из низ 59 харатейных и 69 бумажных), книг печатных 346 а всего рукописных и печатных книг 474 номера, и, следовательно, довольно близко к упомянутой цифре (500 Следя по уцелевшем до нас Описям за приращениями и убылями из монастырского книгохранилища рукописей, от первой его Описи 1680 года, до настоящей 1846 года, находим следующее: По Описи 1680 года состояло:                   рукописей 128, харат. 58 бум. 70 Из того числа убыло с 1680 по 1846 г. 47 » 28 » 19 За тем состоит на лицо …. 81 » 30 » 51 Прибыло с 1680 по 1846 год. 47 » 2 » 45 Состоит на лицо. 128 » 32 » 96 И так, независимо от всех убылей и приращений, в монастырской библиотеке, по замечательно счастливой случайности, сохранилось и по настоящее время то самое число рукописей, какое значит в ней по Описи 1680 года, 128 номеров, то есть, прибыль совершенно равняется убыли, изменилось лишь первоначальное отношение числа харатейных рукописей к бумажным, а именно: первоначально число бумажных превышало число харатейных лишь 10, а ныне число бумажных превышает число харатейных 58. Проследим, по возможности, прибыль и убыль книг и рукописей монастырской библиотеки по уцелевшим Описям и делам монастырского архива. В 1722 году, по Указу Синодального Духовного Приказа, за приписью Дьяка Димитрия Шупинского, «о присылке курьезных книг» послано в Москву (1722 года, Мая 18) из Воскресенского книгохранилища три книги: 1. Книга Гранограф, в переплете в досках, наугольники и средина медная, в десть, толщиной в ¼ аршина. 2. Книга Космография, описание всего света, в переплете в досках, в десть, писана скорописью. 3. Книга Летописец, в десть, в переплете в досках, писана полууставом. При проверке монастырского книгохранилища в 1725 году, противу Описи 1701 года не оказалось следующих рукописей, с показанием причин их убыли: 1. Устав письменный. Был отдан для почитания и списывания в Москву слободы посацкому человеку Илариону Никитину. 2. Острожская Библия (печатная). Лет 10 тому назад, по повелению бывшего Архимандрита Антония (1710–1722), отдана была в Москву Алексеевской слободы посацкому человеку, Сидору Маркову, и оной Сидор умер, а та книга Библия по нем не возвращена. 3. Библия Московской печати. Та книга была Польской, а не Московской, печати, о чем значится в описной книге 1700 года, и ту Библию бывший Архимандрит Антоний отдал для почитания бывшему Рязанскому Стефану Митрополиту, и от него та Библия не возвращена.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010