Эпоха императора Николая II. К 105-летию мученической кончины государя июля 2023 Император Николай II вступил на престол в 1894 году после преждевременной смерти отца, императора Александра III. Илья Репин. “Парадный портрет императора Николая II”. Колоссальное промышленное развитие Годы царствования государя стали периодом колоссального экономического роста. В среднем 2% в год составляли темпы роста сельскохозяйственного производства, а промышленности - 5%. Это были одни из наиболее высоких темпов экономического развития в мире. В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод: " Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 годы идти так же, как они шли с 1900 года по 1912 год, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении " . Бюджет страны вырос за эти годы с 1200 млн до 3,5 миллиардов. В начале ХХ века Россия занимала первое место в мире по добыче нефти и претендовала на звание глобальной энергетической державы. Доля Российской империи в мировой нефтедобыче составляла к 1916 году 30%. Добыча угля в Донбассе увеличилась с 4,8 млн тонн в 1894 году до 24 млн тонн в 1913-м. Началась добыча угля в Кузнецком угольном бассейне. В 1900 году Россия занимала уже восьмое место в рейтинге угледобывающих стран. Рост видов промышленной продукции в первое десятилетие ХХ века наблюдался по всем основным показателям. Выплавка чугуна увеличилась за двадцать лет правления императора Николая II почти вчетверо, выплавка меди - в пять раз. За 1885-1913 годы промышленная продукция выросла в среднем в пять раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира. При последнем русском императоре были созданы абсолютно новые отрасли: электротехника, радиотехника, приборостроение, авиастроение. Новые магистрали В быстроразвивающейся огромной Российской империи для развития экономики было необходимо строить дороги. И до 1917 года их строительство было более мощным, чем в последующие, уже советские годы. В Российской империи за период с 1880 по 1917 годы (за 37 лет) было построено свыше 58 тыс километров дорог. А при советской власти за аналогичный период - с 1918 по 1956 годы - 36 тысяч.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Закрыть itemscope itemtype="" > Таврическая епархия в годы гонений 1921 - 1941 годы 15.05.2008 509 Время на чтение 7 минут Таврическая епархия в период между двух революций Таврическая епархия после Октябрьского переворота Таврическая епархия в годы гражданской войны В истории Таврической (впоследствии Крымской) епархии 20-е и 30-е годы XX века являются временем беспрецедентных жестоких гонений. После окончания гражданской войны Россию охватил чудовищный голод. Унесшее миллионы человеческих жизней, страшное бедствие стало для большевиков удобным предлогом для наступления на православную Церковь. 23 февраля 1922 г. советским правительством был принят декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Кроме того, с подачи большевистских руководителей в печати была развернута настоящая травля священников и монахов, которых обвиняли в бездушии, алчности и нежелании помочь голодающим. И это притом, что церковь одной из первых включилась в борьбу против голода. Летом 1921 года патриарх Тихон обратился к российской пастве, к народам мира и главам христианских церквей за рубежом с призывом протянуть руку помощи " стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода " . Для организации сбора и распределения пожертвований был образован Всероссийский Церковный комитет помощи голодающим. С этой же целью создавались церковные организации на местах. Но добровольные пожертвования духовенства и верующих никак не устраивали советское руководство, и вскоре по всей стране специально созданные комиссии приступили к изъятию ценностей в храмах, монастырях и церквях. В Крыму проведение этой кампании осуществлялось следующим образом: 30 марта 1922 г. Крымский центральный исполнительный комитет принял постановление, предписывающее всем православным храмам в течение 36 часов с момента получения циркуляра опечатать все ценности, сдать их в Наркомфин и сообщить об исполнении в 6-часовой срок. А поскольку за время революции и гражданской войны все храмы епархии были в той или иной степени обворованы, к циркуляру было сделано дополнение, согласно которому лица, являющиеся хранителями церковных ценностей " по своему юридическому или фактическому положению " привлекались к ответственности " наравне с совершителями краж " . В случае если хранитель имущества предоставлял доказательства своей непричастности к краже, его все равно привлекали к ответственности " за небрежное хранение ценностей " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/15/...

Церковная оппозиция в 1940-е годы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 4 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 Введение 40-е годы ХХ века вошли в историю Русской Православной Церкви как время церковного возрождения. После разрушительных гонений 20–30-х гг., когда Церковь, казалось, стояла на грани уничтожения, накал репрессий ослаб, были возобновлены службы в закрытых ранее храмах, открылись монастыри, у Церкви появилась возможность возродить духовное образование. Кроме того, это время, особенно после Поместного собора 1945 года, запомнилось современникам как время уврачевания расколов в Русской Церкви — как внутри страны, так и за ее пределами 1 . Острота внутрицерковных разногласий, повлекших за собой расколы 20–30-х гг., определялась среди прочего тем, что каждое из основных церковно-политических направлений 2 отстаивало свой подход к отношениям с советской властью и шире — со светским государством вообще. Для участников тех событий было далеко не очевидно, какой из этих подходов соответствует церковному Преданию и какой из них выйдет историческим победителем. Далеко не все видели за хаосом, страстями и кровью 20–30-х гг. предначертания Промысла. Рассматривая ситуацию в самых общих чертах, можно увидеть, что 20-е годы предложили три основных сценария отношений Церкви и советского государства. Обновленчество поставило Церковь в зависимость от советской власти. С ее помощью обновленцы надеялись осуществить свой план сословного переворота в Церкви, в результате которого на первый план за счет других церковных сословий, иерархии и монашества, должно было выдвинуться белое духовенство, неудовлетворенное преобразованиями, намеченными Поместным собором 1917–1918 гг. “Издержками” этого пути было торжество нехарактерных для Православия принципов церковного устроения, что вело к отчуждению от обновленчества широких слоев верующих, духовенства, в перспективе — Вселенского Православия. Такое отчуждение в свою очередь лишало обновленческих лидеров возможности вести самостоятельную политику, ставя их в еще более тесную зависимость от власти.

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

Льва Толстого, село. Тихонова пустынь. Собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно 2002 - 2006. Адрес: Калужская область, с.Льва Толстого, ул. Советская, 19 Координаты: 54.604706, 36.038343 Проезд:с Киевского вокзала экспресс или электричка до г.Калуга, далее автобусом, 174 км от г. Москвы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый каменный храм - Преображенский собор - был сооружен в 1680-х гг. С начала XIX века положение монастыря стало укрепляться, и, как следствие, началось масштабное строительство. В результате к началу XX века монастырь был отстроен практически заново. После закрытия монастыря в 1918 г. в нем организовали техникум для инвалидов. В дальнейшем в монастырских зданиях располагались клуб, кинотеатр, магазины, гаражи, склад сельхозтехники. К 1990-м гг. часть построек была разрушена, другие требовали ремонта. Монастырь возродился в 1992 г. Основу и индивидуальность архитектурного ансамбля монастыря составляют постройки в русско-византийском стиле. Преображенский собор сооружен в 1879-1886 гг. на месте предыдущих храмов 1680-х гг. и 1840-х гг. Полностью разрушенный в советское время, он был восстановлен в 2000-х гг. В подклете собора хранятся мощи преподобного Тихона. Собор был изначально построен и освящён на территории монастыря в конце XVII века на месте прежнего Трёхсвятительского храма, где были сокрыты под спудом мощи преподобного Тихона Калужского. В 30-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная часть в стиле классицизма, и в ней устроены два придела. В течение XVIII и XIX веков храм перестраивался и расширялся. Была пристроена трапезная часть, устроены приделы во имя Николая Чудотворца, свт. Тихона Амафунтского. В 80-х годах XIX века на прежнем месте был заново выстроен уже трехпрестольный собор в русско-византийском стиле, с сохранением старой трапезной части с двумя приделами. Собор стал таким образом пятипрестольным. В конце XIX-haчaлe ХХ веков под трапезной частью был устроен подземный храм-усыпальница Шепелевых. В 30-годы ХХ века Преображенский собор был разрушен, и все шесть имевшихся в нём престолов – утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=07088

Метеоры (Μετωρα). Святого Варлаама (Всех Святых), монастырь. Карта и ближайшие объекты В середине 14 века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церквушку, которую он посвятил Трем Иерархам. Там он обитал в полном одиночестве. одетый в лохмотья и погруженный в молитвы. После его смерти все помещения оставались необитаемыми долгие годы. В начале 16 века два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатной семьи Апсардов из г. Яннина (до этого они провели семь лет на столпе Предтечи в монастыре Великая (Большая) Метеора) поднялись на скалу с целью восстановить превратившуюся в руины церковь Трех Иерархов, построенную Варлаамом. В своем завещании братья писали: " ...в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать их обитаемыми " . Шло время, количество монахов увеличивалось и достигло 30 человек. И тогда два брата построили вторую церковь, которую посвятили Всем Святым (1542). После смерти братьев Феофана в 1544 году и Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать. Из книги " Метеоры.Святые скалы и их история " В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы. В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью - отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом. Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами, построенная по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. После смерти братьев - Феофана в 1544 году и Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

http://sobory.ru/article/?object=06698

Вахитовский район. Церковь Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев Карта и ближайшие объекты Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Закрыть itemscope itemtype="" > Сохранить имена новомучеников 28.06.2011 441 Время на чтение 4 минуты Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия собирает информацию о репрессированных в годы гонений на Русскую Православную Церковь клириках и мирянах. Их родственников просили откликнуться и сообщить что-либо о судьбе пострадавших за веру. Дало ли обращение к саратовцам результат? Об этом — наш сегодняшний разговор с секретарем комиссии — священником Максимом Плякиным. — Отец Максим, не так давно и в епархиальных, и в светских средствах массовой информации достаточно широко прошли обращения к жителям области с просьбой поделиться имеющимися сведениями о судьбе репрессированных в годы гонений на Церковь. Откликнулись ли люди? — Да, люди откликнулись. В общей сложности за эти недели мы приняли около полутора десятков обращений: к нам приходили, рассказывали о своих родных, иногда даже приносили сохранившиеся документы тех лет, фотографии. — Интересно, а какова география обращений? — В основном, конечно, это жители Саратова. В то же время уже было четыре обращения из районов области — и тут я бы отметил роль местных приходских священников, их обращений к своим прихожанам. Думаю, что по мере распространения информации о сборе сведений с течением времени обращений будет еще больше. — О чем рассказывали люди? — К сожалению, общей чертой почти всех рассказов является то, что ныне живущие потомки почти не имеют конкретных сведений о судьбах своих предков. Это и понятно: долгие десятилетия эта тема была под запретом, потому что об этом было опасно вспоминать. Внукам не говорили о судьбе их умученных дедов и бабушек. Одна из женщин, обратившаяся к нам, рассказала, что она узнала о том, что ее родной дед — репрессированный «церковник», лишь за несколько месяцев до смерти своей мамы — дочери страдальца, которая даже справку о признании ее отца пострадавшим от репрессий никому в семье не показывала. Еще один характерный, к сожалению, эпизод: дочь репрессированного священника рассказала нам о своем отце и о его двух братьях, также репрессированных в 30-е годы XX века. Но, как оказалось, она ничего не знала о том, что в их семье был еще и четвертый брат — тоже священник, и он был казнен за веру еще в первые годы советской власти. Эта информация была в нашем архиве,— а родные братья мученика, как выяснилось, молчали про старшего брата, так что родная племянница, родившаяся после его кончины, даже не догадывалась о существовании дяди.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Чулково. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Чулковская Церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (Сретенская церковь) Летом 1897 года в Чулкове была  освящена отдельная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (Сретенская церковь), построенная на средства зажиточного крестьянина, торговца  Тулупова. С 1928 года в селе Чулково служил священник Восторгов Николай Евдокимович, который в августе 1929 года был арестован и приговорен к 3 годам концлагерей. 1 марта 1930 года умер в концлагере. В годы Советской власти здание церкви было переоборудовано под клуб. В 80-е годы XX века там случился пожар, в результате чего окна были заложены кирпичом, а внутри помещения сделаны витражи. До 1897 года деревня Чулково числилась в приходе Липовицкого Погоста. В народе Липовицкий Погост был известен больше под именем «Егорий» по церкви этого Погоста». О времени основания Погоста сведений не сохранилось. Местное предание говорит, что церковь первоначально существовала в селе Пурке, а затем перенесена на место настоящего Погоста. Это предание до некоторой степени подтверждается тем, что вблизи этой деревни выпахивалось много человеческих костей, а в старину кладбища всегда бывали вблизи церкви. Но письменных свидетельств в пользу этого предания не сохранилось. Первые сведения о Липовецком Погосте мы находим в писцовых книгах 1628-30 гг. В них говорится, что Погост Липовецкий на реке Оке, а на Погосте церковь во имя Святого Страстотерпца Христова, Георгий Победоносца. Верх данной церкви шатровый, а строение её и вся церковная утварь – мирских людей. При церкви - 3 попа, пономарь и просвирня. На церковной земле 6 келий нищих, которые «питаются от церкви Божией». На поповой земле - 26 дворов бобыльских. Земли церковной по 40 четвертей в поле. Если принять во внимание, что в то время Липовецкий Погост находился не на берегу Оки, как показано в книгах 1628-30 годы, то можно думать, что церковь была перенесена на другое место, но когда именно, остается неизвестным. По писцовым книгам 1676 г. в Погосте Липовецком построена новая церковь в 1657 году. Может быть, в это время она была перенесена на другое место, но это только предположение.  В тех же книгах есть следующее описание церкви Липовецкого Погоста: «церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской деревянная, верх шатром, а в церкви местных образов: образ Воскресение Христово, на нем 12 венцов серебряных басемные позолоченные, образ Живоначальной Троицы прикладу рясы позолочены. Убрус полотняный, пелена крашенинная выбойчатая, образ Преображения Господня, у него 7 венцов позолоченных. Образ Пресвятой Богородицы Казанской в киоте, убрус полотняный, образ Филиппа митрополита и преподобного Пимена...»

http://sobory.ru/article/?object=22343

Закрыть itemscope itemtype="" > Ступеньки в прошлое В Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается выставка, посвященная 100-летию Александро-Невского братства 27.01.2018 1200 Время на чтение 6 минут В феврале в Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается специальная выставка к 100-летию Александро-Невского братства. Мы побеседовали с Романом Сергеевичем Катаевым - магистром богословия, хранителем музея Древлехранилища Александро-Невской Лавры. Расскажите, пожалуйста, о том, как формировалась коллекция музея, что связывает современныйлаврский музей с дореволюционным? Музей Александро-Невской Лавры со времени основания получил название «Древлехранилища». Название -это, пожалуй, единственное, что связывает современный лаврский музей с дореволюционным, существовавшим до 30-х годов 20 века. Его собрание было полностью утрачено, известны лишь несколько предметов, оставшихся в государственных музеях. Новая коллекция нашего музея начала собираться в послевоенные годы, когда Церкви был возвращен Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Начались богослужения и верующие стали приносить сохранившиеся дома богослужебные предметы. Так постепенно формировался лаврский музейный фонд. Недавно почившая Лидия Ивановна Соколова была первой заведующей и хранителем музея. Благодаря ей создавалась концепция музея, начала создаваться экспозиция. Лидия Ивановна много сделала, чтобы музей существовал. Она не успела доделать, что хотела, но ее преемники, в том числе и ваш покорный слуга, продолжили начатое ею дело. В 2010 году появилось благословение наместника на организацию музея, у него же хранились многие вещи, который он передал в фонд музея. В год 300-летия Александро-Невской Лавры в помещении музея прошла первая выставка. Она была посвящена кампании по изъятиям церковных ценностей и связанных с ней трагических событий для истории русской Православной Церкви начала 20 века. Зал музея находится на верхнем этаже так называемой «новой ризницы Александро-Невской Лавры», здание которой было построено по проекту Льва Шишко в начале 20 века. Кроме ризницы, располагавшейся на верхнем этаже, в нем находились библиотека и архив. Музей в лавре до революции располагался в одной из башен каре, он вырос из собрания предметов, хранившихся в ризнице, и в этом тоже прослеживается связь с современным музеем. В здании «новой ризницы» в советские годы располагался городской центр переливания крови, который не смог сохранить исторические интерьеры помещений, поэтому после возвращения здания Лавре в середине 2000-х годов пришлось провести их реконструкцию. В этом нам помогли фотографии, сделанные до революции знаменитым Карлом Буллой. Сохранился аутентичный пол из керамических плит, которые помнят шаги насельников Лавры 20 века.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/26/st...

Исторические исследования Сергей Цоя. Латвийская православная церковь в 20–30 годы XX века (исторический очерк) До 1917 года православные приходы Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний составляли единую Рижскую епархию входившую в состав Русской православной церкви (далее – РПЦ). Практически все архиереи были русскими по национальности Положение епархии в начале XX века было благополучным, чему способствовала политика царской России. Начиная с 80-х годов XIX века Православная церковь в крае активно поддерживалась государством. Большинство и ныне действующих православных храмов было построено именно в кон. XIX – нач. XX веков. В руках церкви было много собственности. Росло также материальное обеспечение церковного клира Ситуация резко изменилась с падением старых российских порядков. Уже на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 годов было принято решение отделить от Рижской епархии эстонские приходы и из них создать самостоятельную Ревельскую (Таллиннскую) епархию После перевода в конце 1917 года на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова , 1844–1919) около года Рижской епархией, на временной основе, управлял епископ Ревельский Платон (Кульбуш, 1869–1919). Однако в начале 1919 года его зверски убили большевики. В итоге епархия осталась без правящего архиерея. В 1920 году на территории бывших Курляндской, Лифляндской и ранее входившей в Витебскую губернию Латгалии (где православные приходы при царизме управлялись архиереями Витебскими и Полоцкими) закончились вестись боевые действия и фактически и юридически возникло новое государство – Латвийская республика. Произошедшие перемены сильно изменили условия, в которых Православной церкви теперь приходилось существовать. Еще с древности принципом деления на поместные, автокефальные и автономные церкви, а те на епархии, были границы государств и провинций внутри них Ссылаясь на это положение, в ходе собрания представителей всех православных, приходов Латвии в феврале и августе 1920 года было решено, что Православная церковь , во вновь возникшей стране, будет самостоятельной и независимой в отношениях с государственной властью, а также в административных и хозяйственных вопросах, в иерархическом же отношении будет сохранять каноническую связь с РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010