Е . В . Романенко Иконография А. Г. обычно изображался вместе с прп. Дионисием Глушицким и уподоблялся ему, что отмечено и в иконописных подлинниках: «Подобием аки Дионисий Глушицкий, надсед, брада аки Василия Кесарийского, ряска вохра» (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205. Л. 83 об., посл. четв. XVII в.); указывается, что святой «подобием надсед, брада аки Василия Великаго, покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток» ( Филимонов. С. 35). В Строгановском лицевом подлиннике А. Г. изображен дважды (11 окт. и 1 июня - вместе с прп. Дионисием в день его памяти): в монашеском одеянии, с благословляющей десницей, с левой покровенной рукой или со свитком. В среднике вологодской иконы 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят в молении Спасителю, вокруг 18 клейм с сюжетами жития прп. Дионисия, в нек-рых изображен А. Г. На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный - преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, у А. Г. в руке свернутый свиток. На прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) молящиеся Спасу Эммануилу преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие поддерживают руками обитель с пятиглавым собором (ср. изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ). Редкий пример введения образа А. Г. в деисусный чин иконостаса - икона кон. XVII в. (ВГИАХМЗ) из деревянной ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря . Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35; Чугреева Н. Н. Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992. С. 192-193. Ил. 104, 105; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. С. 49. Кат. 103; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 48-49, 289. Я . Э . Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/114640.html

Екатерины II по заказу Вологодского купеческого об-ва, в 1833 г.- имп. Николая I (поясной вариант 1840 г.- в Вологодской обл. картинной галерее). В наст. время известны 8 произведений К., в т. ч. «Автопортрет» и «Портрет вел. кн. Александра Павловича в юношеском возрасте» (нач. XIX в., ВГИАХМЗ), являющийся творческой копией с портрета 1792 г. кисти франц. худож. Ж. Л. Вуаля (ГЭ, повторение в собрании ГРМ; см.: Немилова И. С. Франц. живопись, XVIII в.: Кат. Л., 1985. С. 429. 335; Живопись XVIII - нач. ХХ в.: Кат./ГРМ. Л., 1980. 1293). К. исполнил 3 портрета архиеп. Иринея (Нестеровича) (все в собрании ВГИАХМЗ; см.: ПЭ. Т. 26. С. 465-466; ранее считались портретами еп. Евлампия (Пятницкого); см.: ПЭ. Т. 17. С. 155-156). Поясной парадный портрет, находившийся в настоятельских кельях Спасо-Прилуцкого монастыря, имеет авторскую подпись художника (слева внизу охристым цветом: «П: Пиколай Катинъ. 1848 Года»). Два др. (погрудных) изображения архиеп. Иринея (ок. 1848, происходят из Духовской ц. Вологды и вологодского древлехранилища), а также «Портрет протоиерея» (сер. XIX в., ВГИАХМЗ) приписываются К. на основе стилистических и технологических особенностей. Этюд натурщика, исполненный маслом на бумаге, хранится в собрании ТОКГ. Живописные работы К. можно причислить к романтическому направлению в искусстве 1-й четв. XIX в., что сближает их с ранними произведениями Тропинина. Влияние романтизма особенно проявилось в ранних портретах К.: для них характерны поэтизация образа, пластическая мягкость, воздушность в передаче пространственной среды. Впосл. работы художника приобрели большую определенность в передаче характера человека, соответствующую академическим принципам сер. XIX в. Лит.: Титов Н. О посещении Белавинской пуст., находящейся на Каменном о-ве близ с. Кубенское//Вологодские ГВ. 1847. 32. С. 310-312; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 1. С. 122; Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской АХ за 100 лет ее существования/Ред.: П. Н.

http://pravenc.ru/text/1683899.html

Ист.: Житие Дионисия Глушицкого//Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 99-101; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 157; Описание о российских святых. С. 132. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 212-214; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 570; Зверинский. 2015р. Т. 3. 1822. С. 113; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567. Е. В. Романенко Иконография Единоличные иконы П. неизвестны. Самое раннее из сохранившихся изображений святого имеется в составе житийного цикла иконы «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ). В 4-м клейме 2 преподобных представлены на фоне гористого пустынного пейзажа с палатами и древом, на верхнем поле пояснительная надпись: «прп(д)бны деониси постави келеицу малу при древе черемухе». П. изображен в правой части композиции вполоборота влево средовеком в монашеском облачении - коричневато-охристой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, руки перед грудью в жесте моления. Святой высок ростом, с лопатообразной бородой без проседи длиной до середины груди; именующая надпись выполнена киноварью на фоне горок: «п пахомеи». П. представлен среди Вологодских святых в нижней левой части композиции на иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМЗ). Преподобный, поименованный как «Пахомий Вологодский иже на езере [Кубенском?]», изображен коленопреклоненным, в схиме (облачение соответствует чину святости: ряса, мантия, схима с Голгофой и крестами, на голове куколь), правая рука с раскрытой на зрителя ладонью приподнята на уровне плеч, левая протянута в сторону Спаса; длинная борода П. со значительной проседью сужается книзу. Образ П. включен в иконографическую программу иконы «Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря», созданной московскими иконописцами в кон. 2000-х гг. (Спасо-Каменный мон-рь). Святые изображены 2 группами по сторонам окруженной водами Кубенского оз. островной обители, в верхней части композиции - образ «Преображение Господне» в соответствии с посвящением главного храма. Фигура П. помещена в верхнем ряду слева, рядом с образом прп. Александра Куштского (пару с противоположной стороны составляют прп. Евфимий Сянжемский и блж. Василий Каменский). П. представлен вполоборота к центру, правая рука - в молении перед грудью, в надписи назван Святолуцким. Он средовек со значительной проседью в волосах, с широкой бородой средней длины, слегка волнистые волосы с короткой челкой лежат прядями и спускаются на шею чуть ниже ушей. Святой одет в ярко-малиновую рясу, коричневую мантию и сине-зеленую схиму, куколь опущен на плечи.

http://pravenc.ru/text/2579828.html

Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Вторая редакция Жития имеет больший объем по сравнению с 1-й редакцией. «Завет» И. во 2-й редакции сильно переработан: завещание построить в обители церковь превратилось в рассказ о церковном строительстве при жизни святого. Наиболее пространными дополнениями во 2-й редакции являются повествования о детстве святого, о его пострижении и жизни в Ниловой Сорской в честь С ретения Господня пуст. Составитель Жития свободно обращался с имевшимися у него данными, допуская при редактировании смысловые изменения. Он стремился привести свое сочинение в соответствие с агиографическими канонами и активно заимствовал фрагменты из др. житий. Так, автор Жития передает беседу И. и прп. Нила, в к-рой последний предупреждает своего буд. ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своем решении принять постриг. Подобные диалоги встречаются в Житиях прп. Феодосия Печерского, прп. Александра Свирского и прп. Ефрема Перекомского. Во 2-й редакции Жития И. уточнена дата набега казанских татар, разоривших мон-рь,- 1538 г. Источником этих сведений исследователи называют Житие прп. Павла Обнорского (редакция Жития с 26 чудесами; см.: Каган М. Д. Житие Павла Обнорского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 315). Согласно Житию И., святой принадлежал к княжескому роду Охлябининых. Этот род происходил от ярославских князей Ухорских. Второй сын Василия Даниловича Ухорского, Федор Охлябина, стал родоначальником Охлябининых, а младший, Михаил,- родоначальником Хворостининых, упоминаемых в Житии И. как «свойственников» святого. Из сыновей Федора Охлябины в древнейших редакциях родословных книг названы Петр и Василий. В разрядной книге под 1515 г. единственный раз упоминается Иван Федорович Охлябинин, к-рый традиционно отождествляется с И. (РБС. Т. 8. С. 108; Ивина. 1985. С. 181, 217 и др.). Однако против этого отождествления есть ряд возражений. В. Б. Кобрин подвергает сомнению достоверность упоминания, считая его позднейшей вставкой (см.: Кобрин. 1995. С. 47-48). Впрочем, даже если признать запись аутентичной, то к 1515 г. И., вероятнее всего, давно уже не было в живых, поскольку он, по-видимому, скончался в 1499 г. (см. ниже). Если предположить, что он умер в 1521 г. (как указано в некоторых месяцесловах), то к 1515 г. И. был уже монахом и не мог находиться на гос. службе. Петра и Василия Охлябининых с И. отождествить также невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., Василий - под 1550/51 г.

http://pravenc.ru/text/389625.html

К. назван в списках «Описания о российских святых» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; РГБ. Ф. 205. 212. Л. 167, 1-я пол. XVIII в.); в издании «Описания…» имя К. заменено на имя Кассиана , игум. Спасо-Каменного монастыря. Святой канонизирован в составе Собора Вологодских святых, празднование которому установлено в 1841 г. В качестве местночтимого святого К. указан в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 16). Ист.: Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 97; Каштанов С. М. Из истории рус. средневекового источника: Акты X-XVI вв. М., 1996. С. 141-145; Житие Корнилия Комельского//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-787. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 750; Верюжский. Вологодские святые. С. 11, 444-446; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 76; Голубинский. Канонизация святых. С. 359; Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 486-487. А. Г. Сергеев Иконография Прп. Кассиан Комельский в группе Вологодских чудотворцев. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Мон. Иулиания (Соколова) (ТСЛ) Прп. Кассиан Комельский в группе Вологодских чудотворцев. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Мон. Иулиания (Соколова) (ТСЛ) К., по-видимому, не сложилась. О нем, как и о прп. Лаврентии Комельском, не обнаружено упоминаний в иконописных подлинниках, иконы святого отсутствуют в описях Корнилиева Комельского мон-ря 1676 и 1775 гг. (Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты/Авт.-сост.: М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 310-343). Нет оснований отождествлять с К. изображения к.-л. монахов в клеймах житийных икон прп. Корнилия Комельского, на книжных миниатюрах. К. представлен на иконе «Господь Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» 3-й четв. XVII в. из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре (ВГИАХМЗ; см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89. Кат. 31). Икона находилась справа от царских врат, была покрыта серебряным окладом с многочисленными украшениями (упом. в Описях имущества мон-ря 1675 и 1688 гг.; см.: ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. 1. Л. 2 об.; Ед. 3. Л. 4-5; см.: Переписные книги. 2011. С. 45). В наст. время образ находится под записью XIX в., изображение К. определено предположительно только на основе имени на серебряном венце.

http://pravenc.ru/text/1681247.html

прожил 5 лет и преставился 10 сент., «на память святых мучениц Минодоры, и Митродоры, и Нимъфодоры». Т. о., согласно Житию, кончину И. следует отнести к 1457 г. (в церковной историографии датой преставления И. традиционно считается 1453). В Житии повествуется об И. как об исихасте, рассказывается о совершении им Иисусовой молитвы. В тексте имеется обширное заимствование из широко распространенного на Руси соч. «Молитва к Господу Богу нашему Иисусу Христу, Иоанна Златоустаго моление» (нач.: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Аще кто сию молитву, требуя ея, глаг[о]леть, яко из ноздри дыханиа…»; цит. по списку: ГИМ. Син. 322. Л. 128 об.; об этом тексте см.: Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI в. СПб., 1914. С. 9). Один из списков «Молитвы...» находится в сборнике, который традиционно связывают с именем Паисия (Ярославова) - РГБ. Ф. 304/I. 747. Л. 451 об.- 452, однако в нем отсутствует указание на авторство свт. Иоанна Златоуста. Впосл. эта статья вошла в «Цветник священноинока Дорофея». В связи с этим свт. Игнатий (Брянчанинов) полагал, что именно по «Цветнику...» «обучился Иисусовой молитве преподобный Иоасаф Каменский» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. М., 2001. Т. 1. С. 411). Однако в Житие И. «Молитва...» не могла попасть из «Цветника...», к-рый был составлен не ранее XVII в. (в данном сборнике в «Молитве...» нет указания на свт. иоанна Златоуста). Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) При описании 3 первых чудес в Житии И. в качестве лит. образца были взяты чудеса блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского (см. Феодор Ростиславич , Давид и Константин ): чудо «О некоем человеце Тимофее» восходит к чуду кн. Феодора «О болящем трясовицею», рассказ «О юноши князе Романе» - к чуду кн.

http://pravenc.ru/text/578044.html

И. Верюжский, на самой гробнице были изображены в клеймах 4 чуда, связанные с исцелениями при гробе в 1680-1706 гг. Свящ. И. Верюжский приводит их описание, включающее имена исцеленных, даты, особо подчеркивает тот факт, что о чудесах известно именно благодаря сохранившимся изображениям на гробнице. Из этого следует, что сюжеты в клеймах сопровождались пространными надписями или сами клейма могли представлять собой тексты с описаниями чудес. Единоличные образы святого XVIII-XIX вв. неизвестны. Его изображение присутствует на неск. иконах среди Вологодских святых, самые ранние могут быть датированы 1-й четв. XVIII в., напр. икона «Спас на престоле, с предстоящими и припадающими Тотемскими и Великоустюжскими святыми» (Тотемское музейное объединение). М. изображен в верхнем регистре левой части композиции седым старцем, лик в 3/4-ном повороте вправо, руки в молении перед грудью. На нем длинная светлая рубаха с длинными рукавами. У святого высокий открытый лоб с обширными залысинами, короткие вьющиеся волосы, едва достигает груди окладистая борода, надпись: «Максимъ блаженный Тотемский». Напротив него, в правой части композиции, помещен др. Тотемский святой - блж. Андрей, Христа ради юродивый. Их изображения в иконописи составляют устойчивую пару. Исключением является образ 1-й четв. XVIII в. редкой иконографии, происходящий из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В центральной части композиции помещен ростовой образ Божией Матери «Оранта» в круглой мандорле, украшенной звездами, в к-рые вписаны фигуры Киево-Печерских преподобных. Сложносоставная композиция иконы включает изображения Св. Троицы, праздников, сюжетов из Киево-Печерского патерика и предстоящих святых, расположенных в 4 регистра по сторонам Пресв. Богородицы. Слева в верхнем ряду 5 святых, среди к-рых - М. (ближний к центру, вместе с прав. Прокопием и блж. Иоанном Устюжскими). Его образ близок к изображению на иконе «Спас на престоле, с предстоящими святыми». На иконе 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Среди вологжан И. получил прозвание Добрый. За счет средств Вологодского архиерейского дома для престарелых и овдовевших священников, диаконов, дьячков и членов их семей содержалась богадельня, в к-рой обыкновенно проживало 50-60 чел., по личному распоряжению архиерея отпускались деньги на погребение умерших в богадельне. Кроме того, в городе существовали еще 3 домовые богадельни, на содержание к-рых каждые полгода выдавались деньги. Так, в янв. 1794 г. было «выдано по приказанию его преосвященства в три домовыя богадельни в каждую по пяти рублев, всего 15 рублев» (РГБ. Ф. 354. 179. Л. 13). В пересказах XIX в. сохранились воспоминания современников о добродушии архиерея. Однажды поздно вечером И. вышел в сад и увидел вора с полным мешком овощей. Увидев И., вор растерялся. Святитель помог ему поднять тяжелый мешок со словами: «Торопись убираться из сада, пока не застал тебя архиерейский эконом; а худо будет, если он тебя увидит» ( Суворов. 1867. 4. С. 107). В другой раз крестьяне некоего вологодского помещика скосили сено на архиерейском лугу и увезли на господский двор. В день именин помещика И. отправил к нему слугу. Передав архиерейское поздравление и благословение, слуга между прочим сказал: «Владыка спрашивает, когда ему пригонять своих коров, ведь сено вы уже увезли». По расходным книгам Вологодского архиерейского дома можно судить о том, насколько скромным в быту был епископ. Так, для И. обычно закупалась простая деревянная посуда, лубяные сани, в списках архиерейских «домовых расходов» отсутствовала такая статья, как «особый реестр припасов», т. е. вино и водка. (При преемнике И. Вологодском еп. Арсении (Тодорском) только в сент. 1796 на «особый реестр» было истрачено 153 р., «да сверх сего куплено бутылок: одинарных 100, осмушных 100, штоф полуведерный, ведерных бутылок две да пробок 150, а всего куплено на 87 руб. 13 коп.», кроме того, в архиерейские покои были закуплены новая европ. посуда, роскошные люстры и проч. (РГБ. Ф. 354. 179. Л. 87)). Перед кончиной И. завещал совершить над ним простое монашеское отпевание, вместо архиерейских шапки и креста положить в гроб камилавку с клобуком и деревянный крест. Скончался в среду Светлой недели. Отпевание И. совершили клирики Вологодской епархии: настоятель Димитриева Прилуцкого монастыря архим. Иннокентий (Лавров), 2 игумена и 2 протопопа. Надгробную речь сказал настоятель кафедрального Софийского собора прот. Василий Нордов. Архиерей был похоронен в простом некрашеном гробу в вологодском Софийском соборе на правой стороне. Надпись на его гробнице гласила: «Слова его Божественны гремели» (надгробие утрачено). Свою б-ку И. завещал племяннику архиеп. Анастасию, книжное собрание которого поступило в Астраханскую ДС. В XVIII-XIX вв. единственный известный портрет И. (посл. четв. XVIII в.; ВГИАХМЗ. 25592) хранился в 3-этажной «палате» (1764-1769) Вологодского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/674003.html

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см. Знаки праздников месяцеслова ), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому. Ист.: Описание о российских святых. С. 157; Пролог. Сентябрь-февраль. М., 1685. Лит.: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 183-187; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323-324; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 62-64; Голубинский. Канонизация святых. С. 128; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 231; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 249-261, 290-292; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000. А. К. Сальников, Е. В. Романенко Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) По описанию в иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., А. В. «12 лет млад, в одной рубашке, в левой руце посох, в правой крест» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 142об.), в подлиннике XVIII в.: «Праведный отрок... иже со отцом своим Козьмою земледельцем и шед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет в рубашке и в портах» ( Филимонов. С. 175). Одно из наиболее ранних изображений святого - в коротком белом хитоне и гиматии - сохранилось на иконе св. Василия Блаженного и А. В. в молении Спасу Еммануилу 20-х гг. XVII в. строгановского мастера (собрание П. М. Третьякова. ГТГ). На прорисях с икон XVII в. праведный отрок представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, нередко в ряду избранных святых ( Маркелов. Т. 1. С. 125, 127, 135). Вместе со свт. Николаем он изображен на иконе сер. XVII в. (ГИМ), в центр к-рой врезан деревянный крест XVI в.; с мч. Уаром - на иконе ок. 70-х гг. XVII в. (ГТГ); со св. Иоанном Предтечей - на образе кон. XVII в. (ВГИАХМЗ). На поле иконы, среди избранных святых,- на образе «Распятие Христово» Леонтия Стефанова, 1679 г. (ГИМ); на нижнем поле иконы Божией Матери «Троеручица», XVII в. (ГИМ),- по пояс, с обращенными к зрителю ладонями.

http://pravenc.ru/text/76384.html

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010