Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5-й: «Страстотерпцы Христовы...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны мучеников, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос мучеников, глас 6й; седален мучеников, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста…». По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5й – 3, и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5й: «Страстотерпцы Христовы…» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1й: «Болезньми святых…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны мучеников, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго . И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой. По 50-м псалме стихира, глас 6, самогласна. [Византиево:] Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли обстояще одр, с трепетом зряху Тя. И ови убо взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: о Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся: в Нейже вселися будущия жизни наслаждение! Но о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму. Канона два, кир Космы, и кир Иоанна. Ирмосы обоих канонов по дважды, тропари же на 12. Катавасиа, кийждо лик свой ирмос. Канон первый, егоже краестрочие: Да торжествуют богомудрии. Глас 1. Песнь 1. Ирмос: Преукрашенная Божественною славою, священная и славная, Дево, память Твоя, вся собра к веселию верныя, начинающей Мариаме с лики и тимпаны, Твоему поюще Единородному: славно яко прославися. Да провождают невещественнии чинове, небошественное в Сион Божественное тело Твое: внезапу же стекшеся апостол множество от конец, Богородице, Тебе предсташа абие, с нимиже Чистая, Твою честную Дево память славим. Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи. Другий канон, Иоанна Дамаскина, глас 4. Песнь 1. Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя успение. Девы отроковицы, с Мариамиею пророчицею, песнь исходную ныне воскликните: Дева бо и Едина Богомати, ко приятию небесному преставляется. Достойно яко одушевленное Тя небо, прияша небесная Пречистая, Божественная селения: и предста светло украшена, яко Невеста Всенепорочная, Царю и Богу. Песнь 3. Ирмос: Содетельная и содержательная всех, Божия мудросте и сило, непреклонну, недвижиму Церковь утверди Христе: Един бо еси свят, во святых почиваяй. Жену Тя мертвенну, но паче естества и Матерь Божию, видевше Всенепорочная славнии апостоли, ужасно прикасахуся руками славою облистающей, яко богоприятное селение видяще.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

    (Гл. 1) По мановению Богоначалия, отовсюду высоко поднимаемые облаками, богоносные апостолы, (гл. 5) прибыв к пречистому и живоначальному телу Твоему с особым чувством лобызали (его); (гл. 2) высочайшие же небесные силы, пришедшие со своим Владыкою, провожая принявшее Бога и пречистое тело Твое, объятые ужасом, стройно предшествовали (гл. 6) и невидимо восклицали вышним чинам: вот пришла Всецарица Богоотроковица; (гл. 3) снимите врата и премирно примите Ее, эту Мать всегда существующего Света; (гл. 7) ибо через посредство Ее произошло спасение людей во всех родах их; на Нее мы не можем взирать, (гл. 4) и Ей достойную честь оказать невозможно, ибо превосходство Ее выше всякой мысли. (гл. 8) Итак , Пречистая Богородица, всегда живя с живоносиым Царем, и Дитятею Твоим, постоянно молись о сохранении и спасении нового народа Твоего от всякого вражеского нападения; ибо мы приобрели Твое предстательство, (гл.1) веками световидно ублажая (Тебя). Паремии    Те же, что на Рождество Богородицы:    1-я — видение патриархом Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28:11—17).    2-я — видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма (Иез. 43:27—44:4).    3-я — дом и трапеза Премудрости (Притч. 9:1—11).    См. Рождество Богородицы стр. 39—47. Стихиры на литии    Стихиры ставят целью себе всесторонне раскрыть значение события и посему начинают (1-я стихира «Подобаше самовидцем») со значения его для ближайших участников — апостолов. Затем событие обозревается с самой широкой точки зрения по его отношению ко всему творению (2-я стихира «Яже небес вышшая») и с самой высокой точки зрения по его отношению к Богу Творцу — Отцу и Сыну (3-я стихира «Всенепорочная Невеста»). Указывается частнее значение события для мира (4-я стихира «Приидите, вси концы»), Церкви (5-я стихира «Приидите, празднолюбных собор») и для Самой Богоматери (6-я стихира «Воспойте, людие»).     Самогласны, глас 1    Подобаше самовидцем Слóва и слýгам и éже по плóти Матере Егó успéние видети, конéчное елико на Ней таинство; яко да не тóкмо éже от земли Спасово восхождéние ýзрят, но и Рóждшия Егó преставлéнию свидéтельствуют. Тéмже отвсюду божéственною силою собравшеся, Сиóна достигóша, и на нéбо идýщую предсылаху Вышшую херувим; Ейже и мы с ними покланяемся, яко молящейся о душах наших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На литии стихиры Успения, глас 1: Подобаше самовидцем Слова и слугам: Таже глас 2: Всенепорочная Невеста: Слава, и ныне, глас 3: Приидите, вси концы земнии (писаны на самый праздник, зри день 15-й ). На стиховне стихиры Успения со стихи их (зри день 15-й ). Слава, Премудрости, глас 6: Господи, воплотился еси, якоже восхотел еси,/изволил еси восприяти нищету нашу/и богатство благосердия показал еси./Славим Тя, Человеколюбче,/смотрения Твоего таинство почитающе/и молящеся даровати нам оставление прегрешений наших,/мир и велию милость. И ныне, Успения, глас 4: Егда изшла еси, Богородице Дево: (писана на самый праздник, зри день 15-й ). На благословении хлебов тропарь Премудрости, дважды. И Успения, единожды. Тропарь Премудрости, глас 1: На Престоле огнезрачием/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси явитися на земли, яко человек,/исполняя предвечный о нас Совет Святыя Троицы, Христе Иисусе;/сего ради и пострадал еси плотию,/да спасеши мир и вознесеши избранныя Твоя,/идеже присно, яко Бог, во славе царствуеши./Слава всеблагому Твоему Совету,/Слава премудрому смотрению Твоему,/Слава неизреченному снизхождению Твоему, Едине Человеколюбие. Ин тропарь Премудрости, глас 8: Премудрость Отчая,/Сияние славы и Образе Ипостаси Его,/в начале Небеса и землю основавый,/благослови достояние Твое,/сохрани в мире Церковь и град Твой и люди Твоя спаси. На УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Премудрости, дважды. Слава, и ныне, Успения. По 1-м и 2-м стихословиих седальны Успения (зри день 15-й ) Величание: Величаем Тя,/Единородный Сыне Божий, Иисусе Христе,/вся премудростию Твоею в начале сотворшаго/и человеческий падший род от вечныя смерти/всемилостивно искупившаго. По полиелеи седален Успения (зри день 15-й ). Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Приидите, возрадуемся Господеви,/воскликнем Богу, Спасителю нашему. Стих: Избавление посла людем Своим, заповеда в век завет Свой. Всякое дыхание: Евангелие от Иоанна (глава 3, ст. 13–17): Рече Господь: никтоже взыде на Небо: конец: но да спасется Им мир. По 50-м псалме, Слава: Всяческая днесь радости исполнишася,/Бог Господь, и явися нам. И ныне, тойже. Таже Помилуй мя, Боже: и стихира, глас 6 (зри Славник на Господи, воззвах: страницы 144–145). Каноны Иисусу Сладчайшему, глас 2 и Успению сего дне, глас 1. Канон Иисусу Сладчайшему. Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда/фараонитское всевоинство преоруженная сила,/воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть:/препрославленный Господь славно бо прославися. Иисусе Сладчайший Христе, Иисусе Долготерпеливе,/души моея язвы исцели, Иисусе,/и услади сердце мое, Многомилостиве, молюся,/Иисусе, Спасе мой, да величаю Тя, спасаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Все цитаты в предисловии приводятся по «Личному делу Г.И. Шиманского», хранящемуся в архиве МДА. 2 Скорее всего, это был митрополит Гурий (Гросу), управлявший Кишиневской епархией в 1920—1936 гг. 3 Богословский институт был переименован в 1946 году в Московскую Духовную Академию (МДА). 4 Г. И. Шиманский Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. 5 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах». 6 Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее — п. 1, 1). 7 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2. 8 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 9 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни. 10 Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника. 11 Утреня, светилен на «Слава, и ныне». 12 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 13 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 14 Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Гвое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Гвое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял). 15 Утреня, 1-й канон, п. 8,1 — русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916). 16 Великая вечерня, 1 стихира на стиховне. 17 Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне». 18 Великая вечерня, 4 стихира на литии. 19 Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 20 Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника). 21 Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 22 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 23 Слово в день Рождества Богородицы. 24 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3. 25 Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 26 Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах» 27 Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

302 Навечерие Богоявления, великие часы, 1-й тропарь на 3-м часе. 303 Навечерие Богоявления, великие часы, стихира на 9-м часе. 304 Минея, 3 января, утреня, 1-я стихира на стиховне. 305 2 января, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 306 Минея, 2 января, 1-я и 3-я стихира на стиховне. 307 Требник Петра Могилы. Молитва на водоосвящение Святого Богоявления. 308 Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на вечерне Богоявления, — см. Протоиерей Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1837. 309 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 310 Там же. 1-я стихира на «Господи, воззвах». 311 Преображение, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии. 312 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 313 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии. 314 Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 315 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 316 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 317 Преображение, утреня, стих по 50-м псалме. 318 Преображение, утреня, «Слава, и ныне» на седален по полиелеи. 319 Преображение, утреня, 2-й канон, п. 5, 2, русский перевод. 320 Преображение, утреня, 2-я стихира на хвалитех. 321 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на стиховне. 322 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 3, 1. 323 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 8, 2. 324 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 325 Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах». 326 По Требнику Петра Могилы вначале чина освящения плодов читается псалом 66-й, после прочтения молитв начатки «овощей» (плодов) благословляются и освящаются святейшим Именем Бога, в Троице поклоняемого, и кроплением святой воды. При этом священник говорит: «Благословляется и освящается овощие сие кроплением воды сея священныя во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 327 Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

222 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 8. 223 Неделя св. Отец, предпразднство Рождества Христова, утреня, 3-й канон, п. 6, 2. 224 Октоих. Богородичен на 5-й воскресный ексапостиларий. 225 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Славу» на литии. Срав.: Неделя предпразднства Рождества Христова, 2-й канон, п. 5, 1; Благовещение, утреня, 2-я стихира на хвалитех и мн. др. 226 Октоих, 8 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 4, 1. 227 Октоих, 7 глас. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 228 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Слава; и ныне» на стиховне. 229 Октоих, 7 гл. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 230 22 декабря, предпразднство Рождества Христова, утреня, канон, п. 9, 3. 231 Четверг сыропустной седмицы, утреня, трипеснец, п. 8, 3. 232 Св. Симеон Новый Богослов. Слово 21-е//Его же. Слова. Вып.1. М., 1892. С. 186. 233 Срав.: Рождество Христово, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 234 Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1-й канон, п. 6, 2; Октоих, 7 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 8, 3. 235 Октоих, 1-й глас. Утреня. Догматик воскресный. Срав.: Октоих, 7 гл., 3-й канон, воскресный, п. 3, 1. 236 Рождество Христово, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 237 Октоих, 5 глас, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 238 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 5, 1 — русский перевод. 239 Рождество Христово, великая вечерня, 4-я стихира на литии. 240 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 6, 1 — русский перевод М. Скабаллановича. 241 Октоих, 7 гл., утреня, 3-й канон воскресный, п. 1,3. 242 Суббота мясопустная, утреня, 3-я стихира на хвалитех. 243 Октоих, 2-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 1, 4. 244 Октоих, 1-й глас, великая вечерня, 10-я стихира на «Господи, воззвах». 245 Октоих, 1-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 8, 3. 246 Благовещение, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 247 Рождество Богородицы, великая вечерня, 2-я и 5-я стихиры на «Господи, воззвах». Октоих, 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 277 и далее. 786 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Пер. с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. 787 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 32–33. 788 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 789 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 15–16. 790 См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 58. 791 Там же. 792 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 793 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 794 См.: Минея. Месяц иулий, 24. 795 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 796 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 797 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 798 Там же. На стиховне, стихира на Славу. 799 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 2. 800 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 801 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 802 Там же. На Господи, воззвах, стихира 4. 803 Там же. Утреня. Канон, икос. 804 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 805 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 806 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 807 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. С. 701–727, 850–851. 808 Греков Б. Д. Русь времен «Слова о полку Игореве»//Слово о полку Игореве. С. 14. 809 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Канон 2. Песнь 4, Богородичен. 810 Минея. Месяц иуний, 29. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 811 Октоих. Глас 2. Неделя. Утреня. Канон Божией Матери. 812 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Каноны 1, 2. Песнь 1, тропарь 1. 813 Там же. Великая вечерня. На стиховне, стихира 1. 814 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира 3. 815 Там же. Канон 2. Песнь 5, Богородичен. 816 Там же. Песнь 9, тропарь 2. 817 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 818

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Достоинство души в том, что она есть невеста Христова Верная душа неизреченную красоту, благолепие и благородие имеет. Ибо таковая душа есть невеста Сыну Божию, Царю небесе и земли обрученная, по писанном: «обручих вас единому Мужу деву чисту представити Христови» ( 2Кор. 11, 2 ), – дщерь небеснаго Отца, и храм Святаго Духа. Отсюда она получает превеликую красоту и достоинство (3:332). Душа как невеста обручается Христу в крещении и Ему единому прилепляется Что между собою жених и невеста: тое Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается: тако душа человеческая верою обручается Христу Сыну Божию, и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом родителей и прилепляется единому жениху своему: тако христианская душа, обручившаяся Христу Сыну Божию, должна оставить мир и мирския прихоти, и прилепиться единому Жениху своему Иисусу Христу; к чему Дух Святый чрез пророка увещевает ее: «слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты твоея» ( Пс. 44, 11–12 ) (4:46). Душа как невеста должна быть верной своему Жениху Небесному – Христу Помяни, христианине, что и твоя душа преславному оному Жениху обручена в невесту. Невеста единаго жениха своего любит, и тому единому угождает, как видим: тако душе христианской единаго Христа, Жениха своего, должно любить и Ему единому угождать. Не нравится жениху невеста и от ней отвращается, когда она ко иным любителям любовию обращается: тако отвращается Христос от души христианской, которая по греху и миру любовию своею обращается и тому угождает (4:298). Душа как невеста должна украшаться добродетелями Невеста убирается в платье цветное и украшается, чтобы понравилася жениху своему: тако душа ХРИСТИАНСКАЯ должна убираться в пристойное себе одеяние и украшать себе внутрь, чтобы понравиться Жениху своему, Иисусу Христу. Одеяние души указует Дух Святый чрез Апостола сие: «облецытеся убо (якоже избраннии Божии, святии и возлюбленнии) во утро-бы щедрот, благодать, смиренномудрие, кротость и долготерпение» ( Кол. 3, 12 ) (4:46–47).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010