Начало и конец Великого поста зависит от дня празднования Пасхи. Пост начинается не раньше 15 февраля и заканчивается не позже 7 мая включительно. История Великий пост — самый древний. О нем писали отцы Церкви, начиная с I века: св. Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский , Ориген (III в.), Блаженный Иероним , Александрийские святители Александр и Кирилл (IV в.) и многие другие. 69-е правило Святых Апостолов устанавливает сорокадневный пост перед Пасхой. Святые Василий Великий и Григорий Нисский писали, что этот пост в их время существовал повсюду. Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от воды до третьего часа дня. А в понедельник и вторник первой седмицы вообще ничего не ели. Ограничения касались не только качества пищи, но и ее количества: ели один-два раза в день и понемногу. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. Особенности богослужения Как поститься Великий пост — самый строгий. Во время него запрещается есть мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Рыба разрешается только дважды — в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Но если Благовещение попадает на Страстную седмицу, рыбу уже не едят. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, если есть возможность. Самый строгий пост соблюдается в Великую пятницу, в которую не принято есть до выноса Плащаницы. Существует практика, когда христианам разрешается есть рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и Страстной седмицы, а также среды и пятницы. Петров пост Другое название — Апостольский. Пост посвящен ученикам Христа — святым апостолам, которые много сделали для распространения Евангельской вести и устроения Церкви. После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ученики Христовы пребывали в посте и молитве, готовясь к своей миссии — проповеди Евангелия (Деян 13:2–3). Хотя о некоторых апостолах в Новом Завете написано больше, чем обо всех остальных (например, о Петре, Иоанне, Иакове, Павле), ни один из них не был выше других. Но поскольку в Книге Деяний больше всего рассказывается о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь называет их первоверховными. В честь них Апостольский пост назван Петро-Павловским, или Петровым. Время и продолжительность поста

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не дается, и мы можем предположить, что 1-я седмица являет собою образец совершения звонов на весь период поста, если на этот счет нет каких-либо специальных указаний. В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем». На время поста не следует менять характер воскресных звонов . Воскресенье – малая Пасха . В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные. К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий Прокимен. Каждый воскресный день в период Великого поста празднуется особо. В неделю 3-ю, Крестопоклонную , в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон « во вся », который продолжается до возложения креста на аналой. Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софийского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения. В среду 5-й седмицы «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни». Красными именовали колокола среднего размера за их высокий красивый голос. В данном случае предписывается совершать трезвон без больших колоколов. Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской, поскольку вместе со службой, посвященной памяти прп. Марии Египетской, вычитывается весь Великий канон Андрея Критского в один прием. В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полагается, как указано в Учебном уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон – «во все кроме первого».

http://zavet.ru/a/rss_1330172255.html

Так полагали монофизиты, учившие, что до воплощения Господь Иисус Христос имел две природы, а после воплощения — только одну, Божественную. Но Господь Иисус Христос был совершенным человеком, то есть имел всю полноту человеческого естества. Поэтому страдания Его были сопоставимы с теми, какие испытывают обыкновенные люди, и даже несоизмеримо превосходили их по своей силе, однако Он как человек их победил. «С помощью Божией», — хочется добавить нам. Это верно, но и мы также имеем возможность с помощью Божией победить грех, однако, к сожалению, не идем до конца и в какой-то момент уступаем диаволу, не желая больше подвергаться ужасной муке. Конечно, после этого мы испытываем, может быть, не меньшее мучение от упрекающей и уязвляющей нас совести, но в тот момент мы не хотим об этом думать: мы уступаем, соблазняемся, делаем то, что внушает нам диавол. А Спасителя искушал и непосредственно диавол в пустыне, и враги, и даже друзья, как, например, апостол Петр, который прекословил Ему: «Господи, да не будет этого с Тобою», — на что Спаситель ответил ему: «Отойди от Меня, сатана!» (см. Мф 16:22–23). Господь Иисус Христос вытерпел все страдания, но не согрешил, поэтому Он и опытен, искусен в борьбе с грехом. Далее апостол Павел говорит: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (ст. 16). С дерзновением — не значит без страха, но при этом не должно быть и неуместной робости. Если мы хотим победить грех, то у нас нет другого выхода. Наша человеческая немощь вынуждает нас искать помощи, но друг от друга мы ее получить не можем: как может один утопающий помочь другому? Псалмопевец Давид сказал: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс 145:3). Поэтому мы должны с дерзновением искать помощи сверхъестественной. Сам Спаситель говорил, что мы должны стучать в двери и неотступно просить, пока наш друг, который, может быть, в это неподходящее для просьб время спит, не восстанет с ложа и не даст нам, нуждающимся, хлеба.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

Учение Христа Судьба в христианстве Религия и вера Феноменология страха Отдавать – это основа Церкви, основа жизни, основа христианства О служении. Как жить христианину Христианство и современное гуманитарное сознание: сущность предмета религиоведения «Христианский ответ на вызовы беды» Русско – Французский семинар Религиозное чувство как психологический феномен Богослужение Великого поста Богослужение Пасхального времени Новый Год Что значит для нас Рождество Христово Рождественская радость Что думает о насилии Церковь? О страдании О Паскале О книге Стендаля «Прогулки по Риму». Десять заповедей бизнеса Рождество Христово в его экуменическом преломлении Взрослость. Совершеннолетний мир Открытие памятника протоиерею Александру Меню Убийц отца Александра Меня так и не нашли Традиционная модель семьи Программа Радио «Свобода» об эвтаназии Случайности и закономерности в нашей жизни Суеверия Красный антисоветчик Если Родина в опасности Ласточка, которая делает весну Когда душат нищета и злоба, спасают искренняя помощь и встреча с верой Мы должны дружить Безумие христианства Проповедь на Рождество Христово Проповедь на Рождество Христово Проповедь на Рождество Христово Слово о покаянии в крещенский сочельник Проповедь в Крещенский сочельник О Крещении Господнем Проповедь на Крещение Господне Проповедь на Крещение Господне Проповедь на Сретение Господне Проповедь в неделю крестопоклонную Проповедь о Страданиях Христовых Пасхальная проповедь 2003 Пасхальная проповедь Пасхальная проповедь 2005 Праздников Праздник Проповедь о Господе Воскресшем Проповедь на Пятидесятницу 3 июня 2001 Господь оставил его трудиться среди нас Проповедь на Успение Проповедь на праздник святых Космы и Дамиана Приблизилось Царствие Небесное Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше О святых отцах киево-печерской лавры Слово на отпевании Михаила Гаспарова. Чтобы стать соработниками божьими Что мы ищем в церкви? Он разделил с нами полноту беды О христианской щедрости О «неуслышанных» молитвах О святости

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

А книжники и фарисеи всех времен, видя, что Господь ест и пьет на Вечери Любви с мытарями и грешниками, будут говорить ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Но с самого начала Господь непоколебим в избранном Им пути. Многие ложные праведники полагали, что мытарей должно презирать и ненавидеть. «Нет, — говорит Христос, — их должно жалеть, они больны, и нуждаются во враче. Они грешники, и нуждаются в Спасителе». Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, и мы узнаем еще одно Его именование — Он Врач душ и телес наших. Фарисеи думали, что Господь, ревнующий о праведности, отделит Себя от грешников. «Нет, — говорит Христос, — Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Он послан в грешный мир, и Его забота прежде всего — о великих грешниках. Время прощения наступило, ибо Мессия пришел. Господь нуждается в праведниках, но чтобы начать идти путем праведности, надо увидеть себя грешником. Христос пришел всех спасти. И единственный, кому Он не может помочь, — тот, кто считает себя настолько праведным, что уже не нуждается в Его помощи. Такой человек утверждает медную стену, как говорят святые отцы, между собой и Богом. А Левий Матфей становится учеником Христовым. Даже апостольство открывается кающимся грешникам. Гордые фарисеи видят себя праведниками, а мытари исповедуют себя в покаянии грешниками. «От нихже первый аз есмь», как говорит каждый из нас перед трапезой Господней — вместе с апостолом Павлом, святым Иоанном Златоустом и всеми святыми. Неделя 3-я Великого поста Крестопоклонная Мк, 37 зач., 8, 34—9, 1 Господь сказал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

http://moral.ru/седмица-3-я-великого-пос...

Алексей Реутский 25 марта 2014 г. 12:10 В неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом. 25 марта 2014 г. 11:40 В Благовещенске в День памяти Албазинской иконы Божией Матери «Слово Плоть Бысть» состоялся крестный ход, в котором приняли участие около тысячи верующих города и области, в том числе казаки Амурского казачьего войска, ветераны локальных войн, байкеры и спортсмены. Такой крестный ход именно в день памяти святыни проходит в городе впервые после большевитского переворота 1917 года. Возглавил молитвенное шествие епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан. 24 марта 2014 г. 10:55 На площади Максима Горького в Нижнем Новгороде открыт и освящен бюст митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова, +2001). Бюст установлен по инициативе Фонда памяти митрополита Николая. Также состоялась презентация центра духовной культуры и обновленной музейной экспозиции «Духовный пастырь и светский философ». 21 марта 2014 г. 13:40 В Богородице-Рождественском монастыре прошли Ефросиниевские чтения, посвященные устроительнице обители княгине Марии Ивановне Серпуховской, в схиме Марфе. 21 марта 2014 г. В результате мониторинга памятников деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Карельской областях, который в минувшем году провела общественная организация «Общее дело» из 350 храмов и часовен - 56% нуждаются в срочной реставрации. Если ничего не предпринять, через два года они полностью разрушаться. Об этом ЦВ рассказал руководитель проекта священник Алексий Яковлев. Алексей Реутский 19 марта 2014 г. 16:40 В книжном магазине «Библио-Глобус» в рамках презентации книги Ольги Гусаковой «Хранители веры» протоиерей Сергий Правдолюбов поделился воспоминаниями об известных ему людях, пострадавших за веру и о жизни правосланой семьи в условиях богоборческих гонений.

http://e-vestnik.ru/news/page/51/

23 МАРТА Неделя 2-я Великого поста Епископ Петергофский Маркелл совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, по окончании которой митрополит Владимир возглавил благодарственный молебен по случаю дня тезоименитства настоятеля храма протоиерея Виктора Московского. Рукоположение: Иосиф Зурабович ПИЛИЕВ рукоположен во диакона к Свято-Троицкому собору Лейб-гвардии Измайловского полка. 24 МАРТА Понедельник 3-й седмицы Великого поста Митрополит Владимир совершил малое освящение новопостроенного храма святителя Николая в Коломягах. 29/30 МАРТА Неделя Крестопоклонная Митрополит Владимир совершил Всенощное бдение с поклонением честному Кресту и Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе. Рукоположения: диакон Павел Анатольевич ШТАНЬКО рукоположен во пресвитера к храму Коневской иконы Божией Матери в посёлке Саперное; монах ГЕРМАН (Шинкаренко Юрий Владимирович) рукоположен во иеродиакона к Свято-Троицкому Александро-Свирскому монастырю. 5 АПРЕЛЯ Суббота 4-й седмицы Великого поста Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанской церкви Вырицы по случаю дня памяти преподобного Серафима Вырицкого 3 апреля. 7 АПРЕЛЯ Благовещение Пресвятой Богородицы Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском проспекте по случаю престольного праздника. Рукоположение: Александр Владимирович САФИНОВ рукоположен во диакона к Свято-Троицкому храму подворья Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря в Санкт-Петербурге. Рукоположения клириков, совершенные по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира викариями Санкт-Петербургской епархии Архиепископ Тихвинский Константин, ректор СПбПДАиС, рукоположил: Владимира Павловича ВАЛЯЕВА 7 апреля в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры к Павловскому собору Гачтины. Епископ Петергофский Маркелл рукоположил: монаха ИГНАТИЯ (Стадникова Игоря Борисовича) 30 марта в Вознесенском (Софийском) соборе Царского Села во иеродиакона к Свято-Троицкому Александро-Свирскому монастырю;

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/47...

Она осуществляется тогда, когда идет человек путем веры в Бога и веры в человека, которую проповедует Церковь. Эта причастность раскрывается, этот образ осуществляется человеком на том самом пути, о котором говорит молитва святого Ефрема Сирина. Мать-Церковь по-матерински берет за руку каждого из нас и ведет по тому пути, на котором человек непременно находит самого себя в самом высоком смысле слова, находит причастность Божеству в глубине своего существа. Конечно, Царство Божие существует объективно вне нас, но никогда не забывайте: Христос сказал, что Царство Божие также внутри нас. Вот, чтобы раскрыть его в себе, нужно послушаться Церкви, нужно принять материнское ее руководство, нужно отдать свои руки Матери-Церкви. И она, за эту руку тебя взявши, приведет непременно к счастью раскрытия в себе всего самого лучшего, самого святого, что может быть, — причастности Божеству. “Мы — причастники Божества” — как говорит Палама. Аминь. ПРОПОВЕДЬ В 3-Ю НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. Протоиерей Всеволод Шпиллер, 29 марта 1981 г. Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? Крест, по учению Церкви (вы это можете найти, например, в каноне Кресту Господню, который каждую пятницу читается в келейном правиле), — это есть образ Пресвятой Троицы, Триипостасного Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. Вот что такое Крест — образ. Какое отношение существует между Первообразом и образом? Мне уже не раз доводилось говорить с этого места — с проповеднического амвона нашей церкви — об отношении между Первообразом и образом, а в данном случае — между Пресвятою Троицею и крестным знамением, Крестом, который стоит перед нами. Отношение это такое, что некоторые свойства Божии, Самого Бога, Самой Пресвятой Троицы присутствуют в этом Кресте, в образе.

http://zavet.ru/shpiller2ned.htm

Евангелию здесь сторицею и в будущем веке живот вечный, и сила Божественного Животворящего Креста сохранит вас и соблюдет на всяком месте от всякого вреда и порока...» Во второй части своей грамоты Никон желал изложить учение о силе и спасительных действиях Креста Христова и с этою целию воспользовался двумя Беседами из толкового Евангелия: Беседою на 3-ю неделю Великого поста, или крестопоклонную, и Беседою на Воздвижение Честного Креста. Но, приведши выдержки из той и другой Беседы, святитель продолжал речь и от себя: «Если мы желаем почтить приличною честью св. Крест, то должны изображать его на лице своем тремя первыми перстами десницы, совокупляя их во образ Св. Троицы, ибо такой древний обычай имеют по преданию все православные сыны Восточной Церкви. Они совокупляют три первые перста во образ Св. Троицы, просвещением которой открылось нам Таинство Воплощения, и мы научились славить Единого Бога в трех Ипостасях, Отца и Сына и Св. Духа. Совокупляя три перста, мы имеем в уме таинство Св. Троицы, а изображая ими на себе Крест Господа, воспоминаем Его страдание и Воскресение и ради их испрашиваем себе помощь от Бога. Он явил первому христианскому царю Константину образ Честного и Животворящего Креста на небеси... и повелел сотворить подобие его и носить пред полками... И Константин силою распявшегося на Кресте Христа Бога нашего одержал три достопамятные победы... И в память тех побед устроил три креста из чистой меди... и возградил на Св. горе Афонской монастырь Ставрос во имя Креста Господня, существующий доселе. Один из тех трех крестов принесен в Россию при великом князе Владимире и доныне находится в Москве. Его всесильным действием православные великие князья и цари русские одолевали врагов и покоряли под свою державу окрестные страны. Равно и ныне благочестивый государь наш царь Алексей Михайлович, ревнуя первому христианскому царю Константину, повелел носить один из тех трех крестов пред полками своего благочестивого воинства и силою распявшегося на Кресте Иисуса Христа, истинного Бога нашего, побеждает врагов, как всем видимо.

http://sedmitza.ru/lib/text/436179/

Конечно же, под другом подразумевается Господь Бог — наш единственный и безупречный друг (см. Лк 11:5–9). Значит, мы должны стучать, пока нам не отворят, стучать, пока наша неотступность не будет удовлетворена. Об этом говорится и в других притчах Спасителя. Итак, мы приступаем к престолу благодати — не к престолу суда, не к престолу справедливости, но к престолу благодати, то есть благого дара, потому что все, что мы получаем от Бога, есть дар и милость. Приступаем как с дерзновением, так и со страхом. Мы должны помнить, что это престол Божий, и приступать к нему со страхом и одновременно благоговением и любовью, надеждой и трепетом. Нужда заставляет нас быть дерзновенными, и мы вынуждены приступать к престолу Божию, чтобы получить милость и благовременную помощь, когда нас борет враг, когда находят сильнейшие искушения. Приступаем с дерзновением, какие бы тяжкие грехи ни лежали на нашей совести, какими бы немощными, убогими, израненными соблазнами и демонами мы ни были. Мы должны, несмотря на свое отвратительное, может быть, и погибельное нравственное состояние, угрожающее нам смертью вечной, иметь дерзновенную надежду на помощь, как имел ее израненный странник, которому помог милосердный самарянин. Когда мы уйдем из этой скоропреходящей земной жизни, тогда уже будет поздно просить о чем-либо, поэтому мы должны дорожить каждым моментом, особенно когда испытываем тяжесть борьбы с грехом. Кто знает, сколько нам придется прожить, какие грядут испытания, будет ли у нас еще возможность доказать свою верность Богу. Поэтому мы должны стремиться получить именно благовременную помощь как для того, чтобы победить грех во время брани, так и для того, чтобы не потерять быстротечное время нашей земной жизни, чтобы не оказалось, что оно пролетело в одно мгновение и просить уже некогда. Апостол продолжает: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах» (ст. 1–3). Здесь апостол Павел указывает на вполне известное всем его читателям, евреям, служение первосвященника. Первосвященник избирался из людей и поставлялся на служение Богу. Он был вынужден приносить жертвы за других: грешников, заблуждающихся, невежественных людей, но, будучи сам таким же немощным, как и они, приносил жертвы и за себя. Это заставляло его, если, конечно, он не очерствел своим сердцем совершенно (а бывали, наверное, и такие), сочувствовать людям.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010