л. 65 об. После антифонов начала Воскресных канонов 8-го гласа недостает до конца 2-го тропаря 5-й песни: с. съвлача дънн хе. л. 69 об. Стихира в неделю вечера: и мрътвыхъ въскренн на слове: досаже окончена. Далее до 6-й песни канона в понедельник утра недостает. На листе 74 еще позднее предидущей приписки на л. 40 приписка на поле слдующая: въоубленом… иже х цо… . На л. 75 сб. Ирмос 9-й песни во вторник утра оканчивается: въ домоу дда. Далее недостает до 2-го тропаря канона в среду на утрени 3-й псни: копио апли…. На л. 81 об. 2-й тропарь 4-й песни канона в четверток оканчивается словами: ты мирови, а далее недостает до продолжения тропарей 7-й песни. На л. 83 об. После стихиры: тебе написано начало канона в пяток на утрени. На л. 84 следуют тропари из 9-й песни в пяток на утрени. Рукопись оканчивается неполною стихирою в пяток вечера: кы похвалима…. Ни стихирь, ни канонов на повечериях под Воскресные дни здесь нет. За то нет в теперешних октоихах стихир хвалитных в буднишние дни. Догматики написаны не после стихири: на Гд вовахъ, а после других стихир, напр.: 5-го гласа догматик: въ чръмнмъ мори, написан после покаянных стихир на стиховне, написанных после Воскресных канонов, хвалитных стихир и стихир в неделю вечера; а догматик 8-го гласа: црь небный написан после хвалитных Анатолиевых. Догматик 6-го гласа не кто тебе не оублажать, а другой, написанный после стихир Воскресных: донно есть… который в печатном Славянском Октоихе положено петь на малой вечерни под Воскресенье. По прокимне: прите въси… так же на малой вечерни положено петь. По окончании канона и всех стихир после канона есть по мыслям похожий на догматике кто тебе не оублажитъ… начинающиеся так: не иглть ста ни раоуметь мъ прдивнаго ти рожства прчта Догматиков в других гласах здесь недостает. Грамматические обороты с соблюдением древнего правописания. Л. 1. об. црьковъ тво оукрашьшис. л. 2 об. въ вс тваръ потекли есте: – на мли въствоваеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1-я канона стихословится от стиха: «Господеви поем...» до «Огустеша, яко стена...» (по Ирмологию ). После стиха «Огустеша, яко стена...» поется ирмос канона Минеи. Певцы – стих : «Рече враг...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи. Певцы: «Послал еси дух Твой...». Чтец – снова 1-й тропарь . Певцы: «Кто подобен Тебе...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Простерл еси...». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Утешил еси...». Чтец – Богородичен канона. Певцы: «Тогда потщашася...». Чтец – 1-й и 2-й тропари первого трипеснца Триоди (за один). Певцы: «Нападет на ня...». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Дондеже пройдут...». Чтец – 4-й тропарь. Певцы: «Введ, насади я...». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца. Певцы: «Господь, царствуяй веки, и на век...». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди. Певцы: «И наведе на ня...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «Единице простая...». Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Божию Святую Гору воспоим...». Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец – тропарь: «Колесница огненная...». Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец – последний тропарь: «Брашно Адам яде...». Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Грядите, людие...». Примечание. Песнь 2-я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы. Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взыде на Небеса...». Чтец – 1-й тропарь канона. Певцы – стих: «И даст крепость...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи. Певцы – ирмос 3-й песни Минеи (в данном случае – глас 6-й: «Несть свят...»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия. По 3-й песни – ектения малая. Седален мученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

На утрене, после двупсалмия (с каждением), шестопсалмия и мирной ектении поются «Бог Господь» и тропарь святого (тропарь удваивается). Далее следуют 2 или 3 кафизмы (в зависимости от времени года), после к-рых сразу, без ектении (к-рая заменяется троекратным «Господи, помилуй»), поются седальны Октоиха (если по Уставу седальны Октоиха заменяются седальнами Минеи, перед ними произносится малая ектения). Затем Пс 50 и канон (при святом без знака - 2 канона Октоиха на 10 со ирмосом и Минеи на 4; возможны и др. варианты - см. 11-ю и 48-ю главы Типикона); библейские песни должны стихословиться по будничной редакции (как правило, число тропарей канона существенно сокращается, а библейские песни заменяются молебными припевами). Катавасии после каждой песни канона нет, но после 3, 6, 8 и 9-й песен исполняют т. н. покрывающие ирмосы из канона Минеи. В начале 9-й песни следует песнь Пресв. Богородицы «Величит душа моя Господа» (с каждением), а в конце, после покрывающего ирмоса,- «Достойно есть» . По 3, 6 и 9-й песнях канона возглашаются малые ектении; после канона поются эксапостиларии Октоиха и Минеи (устав см. в 16-й гл. Типикона) и читаются Пс 148-150 (т. н. хвалитные); если в Минее есть стихиры на хвалитех (что бывает при Б. б. достаточно редко), псалмы должны петься; после псалмов, если стихир нет, на «      » читается гимн «      ». Далее читаются вседневное утреннее славословие и «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения, поются стихиры на стиховне, читаются «Благо есть» , Трисвятое, поется тропарь святого, возглашается сугубая ектения и утреня заканчивается (в целом порядок будничной утрени после канона близок к порядку будничной вечерни после кафизмы). 1-й час присоединяется к утрене без отпуста; отпуст утрени произносится после него. Все богородичны в службе или на ряду, или «от меньших» (из 2-го и 4-го Приложений). И на вечерне, и на утрене просительная ектения предваряет сугубую. Отпуст как вечерни, так и утрени произносится при закрытых св. вратах. К малым часам могут присоединяться междочасия .

http://pravenc.ru/text/будничного ...

Так же Так же На вечерни кафизма рядовая. После каждого антифона которой ектенья малая; На Господи воззвах стихирь 10; триоди 5, храма или святого бденного 5, слава святого, и ныне Богородичен догмат по гласу славы. Прочее по чину литургии преждеосвященной, как в полиелее. Так же. На Господи воззвах стихирь триоди 3 и святого 5. Слава святого, и ныне Богородичен – догматик по гласу славы. Прочее вечерни, как при полиелее. Стиховны триоди; слава святого и ныне Богородичен воскресен по гласу славы или крестобогородичен; «Ныне отпущаеши», трисвятое, «Отче наш», тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен. Ектенья «Помилуй нас, Боже» – и 3 поклона великие и (без трисвятого) «Всесвятая Троице». «Буди имя Господне» и псалом «Благословлю Господа» «Достойно есть» и отпуст. Утром Полунощиица обычная с кафизмою и тропарями обычными; по Честнейшую 3 поклона великие. Утреня тоже обычная. На Бог Господь тропарь святого 2-жды, слава и ныне Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; но ектенья малая бывает только после 3-й кафизмы По 1-й и 2-й кафизмах седальны триоди, а после 3-й оба седальна святого с Богородичными и ектенья; Полиелей, величание святому, седален святого. Степенна – антифон 4-го гласа: От юности моея. Прокимен, евангелие святого, стихира святого. Молитва Спаси Боже люди Твоя – и каноны. Каноны святого с ирмосом на 6-ть, ирмосы по 2-жды, катавасия Отверзу уста моя. Если в какой песни канона святого встретится песнь канона триодн, то песнь канона святого поется на 6, а трипеснца на 8, катавасия триоди. По 3-й песни, седалеи святого; по 6-й песни кондак и икос святого. Но 8-й – Честнейшая. По 9-й – светнлен святого, слава и ныне Богородичен. На хвалите стихиры святого на 4, слава святого, и ныне Богородичен его, а после сего чтец тотчас читает: Слава Тебе показавшему нам свет, слава в вышних Богу; ектенья – исполним утреннюю молитву. Стиховны триоди дня самогласен 2-жды, и мученичен, слава и ныне Богородичен. После сего, Благо есть – 1-жды, трисвятое, Отче наш, тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен Ектенья Помилуй нас Боже .. 3 поклона веикие. Отпуста не бывает, а тотчас читается: 1-й час с кафизмою (кроме понед. И пятка); на нем тропарь и кондак святого. По Честнейшую 3 поклона великие Трисвятое не читается. А прямо – Христе свете истинный – и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь»тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – кондак и икос мученика, глас 4-й; седален мученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Иорданскими струями...». По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «В рабии образе...». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Яко вредящих земных...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, песнь 4-я – 6 (со ирмосом). На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господскомтропарь праздника, тропарь мученика. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученика; кондак праздника. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2024 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 9 по 14 января) читаются рядовые чтения 30-й седмицы. В Неделю 34-ю по Пятидесятнице (15 января) читаются воскресные чтения 30-й Недели.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-22/

3-я часть: к аноны по Уставу (т.е. канон Богородице и святого, перенесенного с периода от Лазаревой субботы до Антипасхи). По Трисвятом: кондак святым, «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. На малом повечерии в неделю вечером особенности такие же, как и в 3-й части великого повечерия в другие дни (см. выше). Напомним, что вечером в Неделю 1-ю Великого поста на малом повечерии читается канон пророков из Триоди. Утреня Утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной. По «Бог Господь…» (поется «Бог Господь…» вместо «Аллилуиа»): тропарь мучеников дважды, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Кафисмы 3 по Уставу. П о 1-й и по 2-й кафисме – нет малой ектении и читаются седальны Триоди. По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению (возглас – «Яко Твоя держава…») и читаются седальны Минеи: 1-й седален мучеников, «Слава»: 2-й седален мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи. Полиелей (схема этой части утрени от полиелея до канона – такая же, как на обычной полиелейной утрене). Канон: а) в тех песнях, где нет трипеснца: 2 канона мучеников со ирмосом на 8. Катавасия – «Отверзу уста моя…». б) в тех песнях, где есть трипеснец: каноны святых со ирмосом на 6 и Триоди на 8 (+ добавочный тропарь Триоди, который в счет «на 8» не входит). Катавасия – Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди (ирмос – 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия – 2-го трипесца). Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами. К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни: седален мучеников (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В стихосложении из сочетания полустиший образуются стихи, в песнопении из мелодических колен или строк, музыкальные периоды. Мелодические строки по своему значению и общей последовательности в периодах составляю или первый или второй член, а сообразно с этим принимают форму повышения или понижения. Количество колен или строк в периодах греческого распева, как и распева знаменного, различно; поэтому и самые периоды по своему мелодическому и текстовому содержанию не равномерны. Предыдущий член периода, или левое его колено, составляющее его повышение, иногда выражается только одной строкой, которая последуется соответственным ему понижением или правым коленом; тогда образуются простые двустрочные периоды. Но в греческом распеве очень часто предыдущий член повторяется два, три и более раза, то в буквальном, то в варьированном виде, и наконец, заключается строкой понижения. Тогда образуются трёхстрочные, четырёхстрочные и многострочные периоды. Иногда же и всё песнопение распето многократно повторенной строкой повышения и заключается лишь одним финальным понижением. Так четырёхстрочный период, например, мы видим в ирмосе 1-й песни пасхального канона „Воскресения день“, а пятистрочный в его тропаре „Очистим чувствия“; припев же на 9-й песни „Ангел вопияще“ имеет шесть однообразных строк повышения, заключаемых одним понижением (Обих. л. 211 об. 212 и 226). Такой состав напевов составляет особенность одного греческого распева. К отступлениям от этих общих правил построения периодов должно отнести с одной стороны сокращённые мелодические периоды, представляющие собой повышение и понижение слитными в одну безраздельную строку, а с другой периоды, распространённые через вставку вводных строк. В сокращённых периодах левое колено или повышение утрачивает свойственное ему протяжённое окончание и, как по мелодии, так и по тексту, сливается в одну строку с понижением. Таковы, например, сокращённые периоды в начале воскресных тропарей гласов 4-го, 6-го и 8-го. Употребление сокращённых периодов или слитных строк в греческом распеве встречается довольно часто. Оно вызывается недостатком слогов и слов текста в известном кратком отделе речи для составления полного двустрочного периода, а вместе и связностью слов текста, при тщательном соблюдении силлабического стиля напева, т. е. соразмерности количества звуков мелодии с количеством слогов текста. Различение и расчленение этого вида строк уясняет многие мелодическая фразы напева, кажущиеся по первому на них взгляду неправильными, а потому достойно особого внимания певцов. – Распространённые периоды принимают в своём начале или середине добавочные строки, которые представляют собой отдалённые варианты повышения. Такова, наприм., строка в воскресном тропаре гласа 3-го: „Яко сотвори державу“ (Обих. л. 34). Такие строки иногда представляются отдельными строками в ряду других периодов, но большей частью принадлежат к какому-либо периоду, с которым и связуются своим текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

На X-XIV вв. приходится расцвет жанра: сохраняется значительное количество древних текстов, появляются новые праздничные И. и их новая разновидность - воскресные И. Существует определенная терминологическая непоследовательность: один и тот же текст И. в разных рукописях может фиксироваться на своем месте в службе, но под др. жанровым определением, к примеру как седален или как катавасия, вероятно, потому, что все эти жанры могут исполняться на одном и том же месте в праздничной службе - по 3-й песни канона. В греч. Типиконах южноиталийских редакций, изданных Т. Тоскани, И. называются величания на праздники (μακαρζομεν). Подобные разночтения свидетельствуют о том, что в данный период жанровая система была еще неустойчива и обозначение жанра было обусловлено влиянием того или иного устава или традиции, к к-рой относилась конкретная рукопись. В списках Типикона Великой церкви встречаются отдельные упоминания о пении И. не только на утрене, но и на вечерне. По мнению Х. Матеоса , в будни с И. (как и с тропаря) могла начинаться 1-я часть утрени в нартексе, после чего следовал 1-й, неизменяемый, антифон (Пс 3, 62, 133), а способ исполнения И. был аналогичен способу пения тропарей с изменяемыми псалмами: в начале и в конце псалма (после «Слава, и ныне:») - полностью, а после каждого стиха в середине псалма - только окончание (κροτελετιον) (см.: Mateos. Typicon. 1962. T. 1. P. XXII-XXIII; T. 2. P. 324-326). В целом для списков Типикона Великой ц., как и для певческих книг этой традиции, свойственна вариативность гимнографической терминологии: одни и те же гимны в разных списках могут иметь различное название. В списке Типикона кипрского происхождения (Bodl. Auct. E. 5. 10 (30322), 1329 г.) для Недели св. праотец описано исполнение певцом И. в начале утрени: певец произносит «Благослови, владыко» и после начального благословения патриарха поет И., после чего патриарх читает молитву 1-го антифона (тот же порядок предписан и для Недели св. отец); здесь также упоминается о дополнительной части И.- периссии (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 134; T. 2. P. 324).

http://pravenc.ru/text/673735.html

«...Христос знал, что уничижение не может нисколько уменьшить Его славы, потому что она была не заимствованная, не приобретенная хищением, не чуждая и не несвойственная Ему, но естественная и истинная. Поэтому Он и принял образ раба, с ясным знанием и уверенностью, что это нисколько не может повредить Ему» (срав. Флп. 2, 6—8). Принятием на Себя образа раба Всевышний залечил раны, нанесенные людям диавольскими стрелами (ирмос 6-й песни 2-го канона), и удалил смертоносный яд главы змия, разлагавший племена и народы (1-й тропарь 4-й песни 2-го канона). Через дивное самоистощание Сына Божия человеческая природа поднята выше ее естественных границ — что видно в Пресвятой Деве, и приведена от безсолнечных врат к живоносному Свету (там же). Воплощение и Рождество Христово, чествуемые сегодня, таким образом явили путь воссоздания человека. Царствующий над Небесами, будучи невещественным Словом, принимает твердость плоти (одебелевает), чтобы привлечь к себе первозданного (2-й тропарь 3-й песни 2-го канона) и укрепить его вторым общением (1-й тропарь 6-й песни 2-го канона). Второе общение осуществляется через бессеменное зачатие в Богоматери, Пречистой Невесте, Божественной Отроковице Бога Слова, Который сошел в Ее утробу, как роса на руно, как капли, каплющие на землю (3-й тропарь 4-й песни 1-го канона), и прошел через Нее, не нарушив печати девства (там же, 3-й тропарь 2-го канона). Празднуемое событие велико, и велика благодарная любовь к Его Совершителю, а особенно к Деве Марии. Но сколько бы мы ни говорили и ни воспевали это, лучше всего стоять у Христовых яслей с глубоким молчанием и назидаться неповторимой картиной события Спасителева Рождества (9-я песнь 2-го канона). Вот такое пиршество слова представили нам составители канона. Хвалитные стихиры, являющиеся заключительной частью второй строфы рождественской поэмы-службы, как и конец канона, посвящены Пречистой Деве, Которая теперь стала средоточием обрадованного и облагодатствованного Воплощением всего творения. В третьей строфе — в песнопениях и чтениях на литургии говорится о всыновлении Богу, которое происходит через облачение человечества в новую, Христову одежду.

http://pravoslavie.ru/put/051223140922

Через Боговоплощение происходит возвышение рода человеческого. Соединившись с низшей Себе природой, Сын Божий становится среди земнородных; сообщив ей от Божественной природы, остается Богом (2-й тропарь 3-й песни 1-го канона). Несмотря на полное, кроме греха, уподобление человеку, Его святость не только не подавлена плотию, но, напротив, освятила, обожила и возвысила ее (там же). Вочеловечение Сына Божия, названное у апостола Павла великой тайной благочестия (1 Тим. 3, 16), совершается тайно от всех сил, сколько их ни есть, выше мира и на земле (3-й тропарь 1-й песни 1-го канона). Христос, по словам канона, Воплощение неизреченное имеяй, противное гадание посрамил есть (2-й тропарь 7-й песни 2-го канона), то есть Воплощение Христа, составляющее «загадку-проблему» (греч. провлима, слав. — «противное гадание») для диавола, принесло последнему посрамление. Если, по мысли святых отцов (святитель Афанасий Великий, блаженный Иероним), Христос человеческой плотию прикрыл Свое Божество от диавола, то, как добавляет автор канона, с посрамлением противника людям принесено Новорожденным Христом «богатство обожения» (там же). Восстановитель народов, являясь человеком («Мужем») и Богом, возвратил горохищное овча — человека с пустынных холмов на цветоносное пастбище (2-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Но Ему пришлось выдержать борьбу с диаволом и грехом, который до Воплощения Христа царствовал и торжествовал победу над людьми, как на празднике Вакха («бесящийся» — вакхео). Результатом этой борьбы явилось возведение человека от тления и смерти к полноте и красоте жизни. Пришествие Христа во плоти разрушило силу душегубца человеконенавистника, восстановило союз с ангельским миром и открыло доступ к Тому Родителю, от Кого происходит все творение (1-й тропарь 5-й песни 2-го канона). Благодаря Воплощению Христа — Чаяния народов все человечество возвратилось к истинному богопочитанию и через это объединилось и обрело примирение. Действенность Боговоплощения зависела от «самоистощания» Сына Божия, взявшего на Себя предел крайней нищеты (ипакой праздника)— образ раба. «Уничижение, — говорит святой Иоанн Златоуст, — принято Им для того, чтобы снизойти к нашей немощи и чтобы наставлять людей не только словами, но и примером. Как исполненный мудрости учитель лепечет вместе с лепечущими детьми и этот лепет служит знаком не неведения учителя, но заботливости его о детях, так точно и Христос (служит людям): не по несовершенству Существа Своего, но по снисхождению...» .

http://pravoslavie.ru/put/051223140922

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010