Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия - 2.04.1899, С.-Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В 1833 г. определен в пансион при ярославской гимназии, в нач. 1834 г. зачислен в 5-й класс гимназии. После окончания гимназии в 1836 г. поступил в Московский ун-т на медицинский фак-т, в том же году перешел на 1-е отд-ние философского фак-та (впосл. переименован в историко-филологический фак-т), избрал предметом своих занятий рус. историю. Часто посещал квартиру М. П. Погодина , где работал со старинными рукописями. К студенческим годам относятся первые научные и лит. опыты А. Ф.- «Указатель к сочинению Н. С. Арцыбашева «Повествование о России»» (1838) и «О влиянии внешней природы на народ и государство» (в 1837 сочинение удостоено серебряной медали). В 1840 г., после окончания ун-та, поступил на службу в Археографическую комиссию, с к-рой был связан до конца жизни (с 7 окт. 1840 чиновник, с 1854 член комиссии, в 1854-1873 главный редактор издания ПСРЛ, в 1865-1873 правитель дел, с дек. 1891 председатель комиссии). В 1856-1889 гг. под редакцией А. Ф. вышли 6 томов ПСРЛ (7-10, 15, 16), новые издания Лаврентьевской летописи, А. Ф. совместно с Н. П. Барсуковым составил подробный указатель личных имен к ПСРЛ (на буквы А-К), переиздал опубликованную Я. И. Березниковым в неполном виде 2-ю и 3-ю Новгородские летописи. В 1841-1850 гг. одновременно преподавал рус. словесность в дворянском полку. 15 марта 1844 г. стал хранителем Отд-ния рукописей и старопечатных церковнослав. книг Публичной б-ки. В течение неск. лет создал инвентарный каталог, указатель рукописей. В 1848-1862 гг. заведовал Отд-нием рукописей и старопечатных церковнослав. книг и Отд-нием рус. печатных книг и периодики; в Отд-нии печатных книг под его руководством составлен алфавитный каталог, значительно пополнено собрание редких книг. По заключению, составленному А. Ф., было принято решение о покупке казной Древлехранилища Погодина, книги и рукописи к-рого в 1852 г. были переданы императором в б-ку; А. Ф. составил их описание. С 1850 г. в «Отчетах» б-ки регулярно публиковал сведения о поступивших в б-ку рукописях и книгах на церковнослав. и рус. языках.

http://pravenc.ru/text/153749.html

Богословский вестник – духовный журнал (1892–1900 гг.) начал выходить при Московской дух. академии с 1892 г. и заменил собой прежний академический журнал, выходивший 4 раза в год под назв. «Творения свв. отцов в русском переводе», с «прибавлениями». Этот последний журнал получал ранее субсидию в 4,000 р. от митрополита, но с прекращением в 1884 г. этой субсидии оказался в положении затруднительном и в 1892 г., при его 370 подписчиках, ему грозило, наконец, полное банкротство. Новый ректор академии, просвещенный и энергичный молодой архимандрит Антоний (Храповицкий) , сам хороший духовный публицист, предпринял преобразование этого кабинетно-ученого журнала в более живой. Его представление, поддержанное тогдашним митрополитом Московским Иоанникием (Гудневым), было разрешено св. синодом в благоприятном смысле. Новый журнал «Богословский Вестник» положено было выпускать ежемесячно, книжками от 12 до 15 печатных листов, по цене в 7 р. с пересылкой, 6 р. без пересылки, по следующей программе: отдел 1: творения свв. отцов в русском переводе, причем, кроме продолжения перевода творений св. Кирилла Александрийского , предполагалось помещать небольшие отдельные произведения свв. отцов, доселе не переведенные; отд. 2: исследования и статьи по наукам богословским, философским и историческим; отд. 3: из современной жизни, – обозрение заслуживающих внимания православного христианина событий и мероприятий в церковной и гражданской жизни, наблюдения над направлением нравственной жизни современного общества, суждения о духовных потребностях настоящего времени, сведения о внутренней жизни академии; отд. 4: критика, рецензии и полная по возможности библиография по богословским наукам; отд. 5: диссертации на ученые степени, протоколы заседаний совета академии, систематический и повременный каталоги академической библиотеки и, «по истечении некоторого времени», предполагалось издать «библейско-богословский словарь», «согласно воле митрополита Филарета». Журнал оставлен был под цензурой ректора академии, редакция поручена экстраординарному профессору Павлу Горскому-Платонову . В апреле 1893 г. редактором утвержден экстраординарный профессор Василий Соколов . Хотя весь 5-й отдел журнала составляет «приложение» к нему, так как печатается с особым счетом страниц, но с 1899 г. «Б. В.», по примеру «Церк. Вестника» с «Христ. Чтением» и «Странника», дающих читателям ценные отдельные приложения, стал давать подписчикам ежегодно по 2 тома творений св. Василия Великого , в русском переводе, а в 1901 г. обещает дать, в заключение, 3 тома, с приплатою к подписной цене одного рубля. За девять лет издания (по сентябрь 1900 г. включительно) журнал дал множество ученых статей почти по всем отраслям богословских знаний, целую научную богословскую библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАПИСКИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ЗРАО), группа изданий Русского археологического об-ва (РАО, см. в ст. Археологические общества ), выходивших в С.-Петербурге. Она имеет сложную историю, связанную с развитием РАО, к-рое возникло как Археологическо-нумизматическое об-во в 1846 г. 1-я серия периодических изданий выходила в 1847-1854 гг. на франц. языке под названием «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» (с 4-го т.- «Mémoires de la Société Impériale d " archéologie»). Параллельно на рус. языке издавались в 1849-1850 гг. «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества», а в 1851-1865 гг.- «Записки императорского Археологического общества». В 1886-1901 гг. печатались «Записки императорского Русского археологического общества. Новая серия». Кроме того, выходили записки отд-ний РАО: рус. и слав. археологии (ЗОРСА) - в 1851-1918 гг., восточного - в 1887-1921 гг., классического - в 1904-1917 гг., а также «Известия Русского археологического общества» (1859-1884). Для обмена результатами изысканий с иностранными исследователями РАО получило право выпускать свои труды не только на рус., но и на франц. и нем. языках. Статьи, имевшие преимущественно нумизматическую направленность, публиковались на франц. или нем. языке. «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» («Mémoires de la Société Impériale d " archéologie») выходили под ред. барона Б. В. Кёне в 1847-1854 гг. (8 т.), каждый том состоял из 3 выпусков. На 1-м заседании об-ва в 1847 г. его член-основатель П. С. Савельев призвал коллег уделять больше внимания древностям России и мусульм. Востока. В результате РАО приняло решение параллельно с «Mémoires...» выпускать «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества» на рус. языке (с 3-го т.- «Записки императорского Археологического общества»). Издание редактировали И. А. Бартоломей (1849. Т. 1. Вып. 1), Савельев (1849. Т. 1. Вып. 2-3), А. Н. Попов (1849. Т. 1. Вып. 4), Савельев (1850. Т. 2. Вып. 5-8; 1851. Т. 3; Т. 4. Отд. 2), Попов (1852. Т. 4. Отд. 1; 1853. Т. 5), Савельев (1853. Т. 6), Попов (1854. Т. 7. Вып. 1, 2; 1856. Т. 8), Савельев (1856. Т. 9. Вып. 1; 1857. Т. 9. Вып. 2; Т. 10; 1858. Т. 12. Вып. 1; Т. 14; 1859. Т. 13), П. И. Савваитов (1865. Т. 11; Т. 12. Вып. 2).

http://pravenc.ru/text/182593.html

А.А. Половцов Снегирев, Вениамин Алексеевич Снегирев , Вениамин Алексеевич, профессор Казанской духовной академии, уроженец Нижегородской губернии, сын сельского священника, род. в 1841 г. и, по окончании курса Нижегородской семинарии, поступил в Казанскую духовную академию, курс которой окончил в 1868 г. и сейчас же назначен преподавателем логики и психологии в академии. 30 июня 1870 г. получил степень магистра за сочинение: «Учение о лице Господа И. Христа в трех первых веках христианства» (Прилож. к «Правосл. Собеседн.» 1870 г. III и 71 г., I, и отдельно Казань 71 г.) и 15 авг. того же года получил звание доцента. 14 июня 1872 г. избран и утвержден (14 авг. экстраординарным профессором. С 1877 по 1886 г. преподавал логику и психологию в Казанском университете. Временно преподавал в академии и метафизику в весеннем семестре 1884 г. и с 15 ноября 1886 г. до конца 1887–1888 уч. г. Кроме чтения лекций, на Снегиреве лежали и другие обязанности: так, напр., с 1874 по 82 г. он был членом совета от отделения, с 1877 по 81 г. – членом Казанского комитета духовной цензуры. Умер 16 февр. 1889 г. С. напечатал: 1) «Спиритизм, как философско-религиозная доктрина» («Правосл. Собеседн.» 1871 г., т. I, 12, 279; III, 9, 142 и 282). 2) «Вера в сны и снотолкование» (Каз. 1874 г.). – 3) «Психология и логика, как философские науки» (ib., 1876 г., т. II, 427–51). – 4) «Науки о человеке» (ib., 1876 г., т. III, 62–89). – 5) «Сон и Сновидения» (ib. 1875 г., т. III, 208, 441 и 1876 г., т. II, 57, 136, т. III, 321 и отд. – 6). «Физиологическое учение о сне и сновидениях» (ib. 1882 г., т. II, 36, 117 и 1884 г., т. I, 266). Два последние исследования дополнены и соединены в одно под заглавием: «Учение о сне и сновидениях. Историко-критич. очерк» (Казань 86 г.) и удостоено советом академии премии митр. Макария. – 7) «Психологические сочинения Аристотеля» (вып. I, Каз. 1885 г. и раньше в «Учен. Зап. Казанск. унивс. περ ψυχηςεσоδια). – 8) «Метафизика и философия» («Вера и Разум» 1890 г. и отд. Харьков 90 г., – издано по смерти автора). 9) «О природе человеческого знания и отношении его к бытию объективному» («Вера и Разум» 1891 г.). – 10) «Самознание и его личность» (ib. 1891 г.). – 11) «Субстанциальность человеческой души» (ib. 1891 г.). – 12) «Нравственное чувство (опыт психологического анализа)» (ib.). – 13) «Сердце и его жизнь» (ib. 1892 г. 7–8, 12–14. Все это и отд.). Кроме того, Снегиревым напечатаны критические разборы чужих трудов: 1) «Ересь антитринитариев III века», соч. Гусева (Протоколы академии 1870 г., 127–31); 2) «Космологическое доказательство бытия Божия», соч. Попова (ib. 1871 г., 96–99); 3) «Православное христианство в Китае», соч. Панова (ib. 1871 г., 371–2); 4) «Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства», соч. Милославского (ib. 1874 г., 13–19). В 1891 г. в отдел рукописей библиотеки академии поступило два тома лекций Снегирева составленных студентами и проверенных доцентом ак. А. Н. Потехиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Богушев-Богушевский, Николай Казимирович Богушев-Богушевский , барон Николай Казимирович, род. 6 мая 1851 г. в имении отца, Должице, Лужского уезда С.-Петербургской губ., ум. в 1891 г. Первоначальное образование он получил дома, а потом в Женеве, 11-ти лет переехал в Лондон, где поступил в частный пансион, в 1865 г. перешел в Итонскую коллегию, а по окончании в ней курса слушал лекции в Кембриджском и Оксфордском университетах и завершил свое образование в Гейдельбергском университете. Во время своего пребывания за границей он изучил классические и новые языки, в том числе голландский и испанский. По возвращении в Россию в 1870 г. Богушевский поступил на службу в канцелярию предводителя дворянства Псковского уезда, но вскоре перешел на должность секретаря в С.-Петербургский попечительный о бедных комитет при Императорском человеколюбивом обществе. Однако большую часть времени он проживал в своих имениях в Псковской губ. или же путешествовал по России и за границей. Свои деревенские досуги Богушевский посвящал исследованиям о России и ее древностях (писал преимущественно на английском языке), а также деятельной переписке с русскими и иностранными друзьями. В 1878 г. появилось наиболее крупное его произведение: «The English in Muscovy during the sixteenth Century» (перепечат. из «Transactions of the R. Historical Society», 1878, т. VII). Из русских статей Богушевского назовем следующие: 1) «Посещение развалин прежнего немецкого Гостиного двора на Завеличье в Пскове 15 мая 1873 г.», в «Псковских губерн. ведомостях», 1873, 36, и отд. – 2) «Исторические черты о бывшем рыцарском замке Нейгаузене», ibid., 1874, 6–8 и 10, и отд. – 3) «Вести из Псковского уезда. Село Паниковичи», ibid., 1874, 41. – 4) Автобиографическая заметка (1874 г.) в альбоме «Знакомые» Семевского. – 5) «О Мелетовском погосте, Псковского уезда», в «Псковских губерн. ведомостях», 1876, 18, 19, 25, 26 и 31, и отд. – 6) «О селе Выбутах (Лыбутах), родине св. вел. княгини Ольги Российской, Логазовской волости, Псковского уезда», в приложении к II т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Александр Николаевич (4.02.1838, Москва-10.10.1906, С.-Петербург), филолог, историк и теоретик лит-ры. Из дворян, отец - генерал, военный педагог. Окончив 2-ю московскую гимназию, В. в 1854 г. поступил на словесный фак-т Московского ун-та, где его научным руководителем был Ф. И. Буслаев , среди др. учителей - О. М. Бодянский и П. Н. Кудрявцев. После окончания курса в 1858 г. В. был награжден золотой медалью за дипломное соч. «О волке и собаке в греческой и римской символической мифологии» (на лат. языке) и оставлен при ун-те. Одновременно преподавал в московском 3-м кадетском корпусе теорию словесности. В 1860 г. поступил гувернером в семью рус. посла в Испании кн. М. А. Голицына и прожил ок. года в Мадриде, посетил Италию, Францию и Англию, откуда посылал корреспонденции в «Санкт-Петербургские ведомости» и др. издания. В 1862 г. по рекомендации Московского ун-та был командирован за границу, слушал лекции в Берлинском ун-те, изучал слав. языки и лит-ру в Праге. В 1864-1867 гг. жил в Италии, работал в архивах и б-ках и собирался писать историю итал. Возрождения. Участвовал в собраниях кружка рус. интеллигенции в доме художника Н. Н. Ге, встречался с А. И. Герценом. В 1868 г. опубликовал найденный им в Риккардианской б-ке во Флоренции роман Дж. да Прато «Вилла Альберти» (XV в.), сопроводив его обширным исследованием. Осенью 1868 г., получив предложение преподавать на кафедре всеобщей лит-ры Московского ун-та, вернулся в Россию. В 1870 г. защитил магист. дис. «Вилла Альберти: Новые мат-лы для характеристики лит. и обществ. перелома в итал. жизни XIV-XV столетия», в том же году стал доцентом на кафедре истории рус. лит-ры С.-Петербургского ун-та. В 1872 г. защитил докт. дис. «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. легенды о Морольфе и Мерлине» (СПб., 1872), получил звание профессора. С 1876 г. являлся членом-корреспондентом имп. АН по отд-нию языка и словесности, с 1880 г. академик, с 1901 г. возглавлял отд-ние рус. языка и словесности имп. АН. В 1885 г. по инициативе В. в С.-Петербургском ун-те впервые в России было создано романо-германское отд-ние историко-филологического фак-та, начало работу Неофилологическое об-во.

http://pravenc.ru/text/158220.html

А.А. Половцов Дювернуа, Александр Львович Дювернуа , Александр Львович, славист, профессор московского университета, родился в Москве в 1840 году, умер в 1886 году там же. Д. получил домашнее воспитание под руководством матери, затем учился в I-й и IV-й московских гимназиях и по окончании курса в последней поступил в московский университет, сперва на юридический, а потом на историко-филологический факультет. Обнаружив вскоре склонность к лингвистическим занятиям и основательно изучив языки славянские вообще и литовский в особенности, а также, под руководством профессора П. Я. Петрова, языки санскритский и арабский, Дювернуа, будучи еще студентом, занимался в синодальной библиотеке чтением рукописей и изучением палеи и был уже тогда настолько подготовлен к научной деятельности, что выступил в «Летописях русской литературы и древностей», издаваемых профессором Н. С. Тихонравовым (1859 г., т. II, отд. 3, стр. 44–60) сначала с кратною библиографическою заметкой о только что начавшем тогда выходить в свет журнале Лацаруса и Штейнталя «Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft», а потом с разбором мнения Костомарова о литовском происхождении Руси под заглавием: «Разбор некоторых филологических объяснений г. Костомарова в статье: «Начало Руси» (там же, 1860 г., т. III, отд. 3, стр. 81–85). По окончании в 1866 году курса в университете, Дювернуа был оставлен на три года при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков и затем командирован был за границу, причем слушал лекции в Вене, Праге, Йене, Гейдельберге, Берлине, под руководством Рота в Тюбингене изучал санскрит и вообще с особенной любовью занимался сравнительным языкознанием и славянскою филологиею, результатом чего были его три статьи: «О происхождении варяг Руси» («Чтения Общества Истории и Древностей» 1862 г., 2), «О годе изобретения славянских письмен» (там же, 1862 г., 4) и «Тюбингенские акты славянской книгопечатни в Вюртемберге» («Московские университетские известия» 1868 г., 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСТУНИС Дестунис Гавриил Спиридонович, (16.03.1818, С.-Петербург - 19.03.1895, там же), рус. византинист греч. происхождения. Сын С. Ю. Дестуниса . В 1818-1826 гг. жил в Турции и Италии, где его отец служил в российских дипломатических представительствах. В 1834 г. поступил в С.-Петербургский ун-т, где изучал греч. словесность, его учителями были акад. Ф. Б. Грефе (один из основателей школы классической филологии в России) и исследователь античности М. С. Куторга . В 1838 г. Д. окончил университет со степенью кандидата. По ходатайству Куторги ему была предоставлена возможность отправиться в командировку за границу, однако из-за слабого здоровья поездка откладывалась 8 лет. После пребывания в 1846-1847 гг. в Афинах греческий язык и история Греции стали предметом его изучения. В 1848 г. Д. поступил на службу в Азиатский департамент МИД в качестве переводчика с греч. языка. Вскоре он был приглашен преподавать новогреч. язык в Ин-т вост. языков, а также начал читать курсы всеобщей и рус. истории в Александровском и Павловском жен. ин-тах. С сер. 50-х гг. активно сотрудничал с различными учреждениями АН, установил научные контакты с акад. А. А. Куником , подготовил ряд изданий по византиноведению (Исторические сказания инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте: Пер. с греч. СПб., 1858; Ватопедский снимок Птолемеевой географии; Мат-лы для рассмотрения вопроса о следах славянства в нынешнем греч. языке. СПб., 1860, и др.), готовил издание переводов своего отца. К 50-м гг. относятся и первые историко-этнографические работы Д. (Очерк клефтского быта//Геогр. вестн. 1855. 3. С. 27-46; Очерки Константинополя//Вестн. Имп. РГО. 1857. Кн. 1. Отд. 3. С. 1-11; Кн. 2. Отд. 3. С. 5-36, и др.). Подъем интереса к лит-ре, культуре и истории Византии в России позволил Д. при поддержке Куторги в 1859 г. обратиться в ун-т с предложением организовать кафедру визант. древностей и лит-ры и новогреч. языка. Решение о создании кафедры было принято 15 марта 1860 г., 23 сент. того же года Д. прочел вступительную лекцию «О значении византийской образованности». В 1860-1861 гг. им была прочитана значительная часть разработанного им курса визант. древностей и лит-ры, но с закрытием ун-та (1861) лекции Д. прекратились. Они возобновились в 1864 г., когда Д. получил место приват-доцента (26 авг. 1864). В 1865 г. стал д-ром греч. филологии, в 1867 г. избран экстраординарным профессором по кафедре греч. филологии, вскоре назначен ординарным профессором. В 1879 г. Д. был избран профессором еще на 5 лет, но не смог воспользоваться этим правом и через неск. месяцев отказался от преподавания из-за ухудшения здоровья. После отставки он остался почетным членом Совета ун-та и принимал активное участие в его заседаниях, обсуждении византиноведческих исследований, продолжал научную работу.

http://pravenc.ru/text/171757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ в Российской империи проводились в 1869-1911 гг. Всего было 15 А. с.: 1-й - в Москве (1869), 2-й - в С.-Петербурге (1871), 3-й - в Киеве (1874), 4-й - в Казани (1877), 5-й - в Тифлисе (1881), 6-й - в Одессе (1884), 7-й - в Ярославле (1887), 8-й - в Москве (1890), 9-й - в Вильно (1893); 10-й - в Риге (1896), 11-й - в Киеве (1899), 12-й - в Харькове (1902), 13-й - в Екатеринославе (1905), 14-й - в Чернигове (1908), 15-й - в Новгороде (1911). Предполагавшийся 16-й съезд в 1914 г. во Пскове не состоялся из-за начала первой мировой войны. Идея проведения А. с. в России (по примеру ведущих европ. стран) была высказана в 1864 г. председателем Московского археологического об-ва гр. А. С. Уваровым . Разрешение на открытие 1-го съезда было получено 27 апр. 1867 г. А. с. (как и Археологические об-ва) находились в ведомстве Мин-ва народного просвещения, утвердившего в 1868 г. правила их проведения. Мин-во финансировало А. с., выделяя на каждый из них 3 тыс. р. Кроме того, на подготовку А. с. жертвовали средства члены имп. фамилии (напр., вел. кн. Михаил Николаевич), общественные орг-ции городов - мест проведения съездов, различные учреждения и частные лица. Место проведения каждого съезда определялось на последнем заседании предыдущего, на к-ром происходило избрание предварительного комитета для осуществления подготовительной работы. На А. с. работали тематические отд-ния (древности первобытные, древности историко-географические и этнографические, памятники искусств и художеств, рус. быт, памятники церковные, памятники славяно-рус. языка и письма, памятники археографические и т. д.). Функции научного руководства А. с. осуществлял ученый комитет (председатели А. с. и секретари отд-ний). Председателем 1-4-го и 6-го А. с. был гр. Уваров, 5-го - А. В. Комаров, 7-го - И. Е. Забелин и т. д. Кроме того, на отдельных А. с. избирались почетные председатели (в 1871 - вел. кн. Константин Николаевич, в 1884, 1890 - вел. кн. Сергей Александрович).

http://pravenc.ru/text/76470.html

Н.В. Шляков I. Время написания поучения Мономаха Мнения М.П. Погодина и С.М. Соловьёва. Доводы М.П. Погодина и их несостоятельность. Простой способ определения дня недели и времени Пасхи. Объяснение 3 лет 3 зим в Переяславле. Указание на время в Поучении. Анализ походов. Походы на Волынь. Отношение Мономаха к Олегу Святославичу. Результаты возвращения Изяслава из Германии. Смысл походов в Полотск. Время прибытия Глеба Святославича в Новгород. Первый поход Мономаха. Время битвы с Тугорканом. Неделя вечера. Отношения к Давиду Святославичу. Пребывание его в Новгороде. Походы в Смоленск. Смерь Всеслава Полотского. Поход на Боняка. Почему походы перечисляются до 1118 года. Вероятная судьба Поучения. Утрата листов в Поучении. Выводы на этом основании об объёме и внешнем виде Лаврентьева оригинала Поучения. Отношение Юрия Долгорукова к Поучению. Время рождения детей у Мономаха. Юрий князь Ростовский. Курск владение Всеволода. Подсчёт походов. Возможность заключить о внешности Андреева экземпляра. Некоторое основание отнести поход Урусобу к 1109 году. 13 лет? Когда написано Поучение Владимира Мономаха ? Вопрос этот решался различно. Последнее слово в этом отношении принадлежит акад. Пыпину: в своей «Истории русской литературы», – том I, С.-Пб. 1898, стр. 101, – он говорит: «Поученье относится всего вероятнее к 1099, году», то есть, присоединяется к мнению, высказанному еще в 1862 году М. П. Погодиным в «Изв. II отд. И. А. Н., том X, стр. 234–244. Этого мнения держался в 1874 году и г. С. Протопопов , Журнал Министерства Народного Просвещения, ч. CLXXI. отд. 2, стр. 231–292: «Поучение Владимира Мономаха , как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в до-татарскую эпоху», см. стр. 235–237. Иначе думал С. М. Соловьев : в III томе своей «Истории России с древнейших времен», гл. I (стр. 760. изд. 1894 г., кн. I) он говорит про Мономаха: «Потом он объявляет повод, по которому написал поучение: по окончании усобицы с Давыдом Игоревичем па Витичевском съезде, поехал он на север в Ростовскую область, и, будучи на Волге, получил посольство от двоюродных братьев с приглашением идти на Ростиславичей галицких». Усобица с Давыдом Игоревичем на Витичевском съезде (срв. стр. 342 ad fin.) окончилась 30-го августа 1100 года, стало быть Поучение написано после 1100 года. Основанием такого мнения С. М. Соловьева служат, очевидно, слова Поучения, стоящие перед «и се ныне иду Ростову», «с Давыдом смирившиеся». Ближайшего определения времени С. М. не дает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010