Пост начался из послушания и благоговения к Богу в первобытной ветхозаветной Церкви Божией. Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пищу древесные плоды и растения ( Быт.1:29 ). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещаний от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческая, Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо ( Быт.8:21; 9:3 ). Яснее начала поста указаны во дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синае, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи ( Исх.34:28 ). Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все времена, и во дни Моисея и во времена Судей ( Суд.20:26 ) и царей ( 1Цар.7:6 ), и после плена Вавилонского ( 1Ездр.8:21 ). В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно назвать чрезвычайным. Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковию дни ( Зах. 8:19 ), в кои и доселе Иудеи постятся 2 , напр. в праздник очищения или умилостивления – в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, – в такое время года, в которое поспевшие плоды земные, по-видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов ( Исх.30:10 , Чис.29:7 ). И будет сне вам законное вечное, – говорил Иегова об очищении: в месяц седьмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господом ( Лев.21:29–30 ). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи. Кроме того, всенародный пост был у Евреев в 10-й день десятого месяца (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором ( Иер.39:1, 52:4 , 4Цар.25:1 ); в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв ( Иер.39:2, 52:6–7 ); в 10 день пятого месяца Ава (июля), по причине сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.50 и 51); в 3 день седьмого месяца ради убиения Гедалии или Годолии ( 4Цар.25:25 , Иер. 41 ) и в 13 день 12 месяца, в память поста Есфири (9:30), и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не замечательно ли это откровение о Св.Троице, данное в первый раз в связи с сотворением человека, во второй – в связи с согрешением человека, и в третий, – в связи с судом над человеком. Очень хорошо, при этом, вспомнить характерные слова, какими древние израильтяне должны были начинать каждый день: «Господь, Бог наш, Господь Един есть» ( Втор. 6:4 ). В Еврейском подлиннике «Бог наш» обозначается словом «Елохему», от «Елохим», которое является формой множественного числа слова «Елоих». (Тоже надо сказать про «Серафим» и «Херувим»). «Елохим» значит «Боги», этим именно именем сатана искушал прародителей: «вы будете, как боги» ( Быт. 3:5 ). Таким образом, текст во Второзаконии должен бы читаться так: «Господь, наши Боги, Господь Един есть». Такое откровение еще более усиливает понятие о Св. Троице, и служит сильным аргументом против еврейской и унитарианской трактовки этого вопроса, отрицающей Троичность Божества. Св. Троица, будучи указана на первых страницах Библии, в дальнейшем находит как бы прогрессивное развитие откровения в отношении отдельных Лиц, Ее составляющих. Так в Ветхом Завете дается полное откровение Бога Отца, которое устраняет нашу неверность и служит особой нашей силой против мира (1 Ин. 2:15 ) В Евангелиях дается полное откровение Бога Сына, чрез что устраняется вина за грех , и Христос является нашей особой силой против дьявола (Мф..4:1–11). В Деяниях Апостолов дается полное откровение Бога Духа Святого, влиянием которого устраняется наша жестоковыйность, и в Нем мы получаем нашу особую силу против плоти ( Гал. 5:17 ). В Посланиях Апостолов дается откровение всей Св. Троицы, в словах м. б. более понятных, чем во всех других местах Писания. ( 2Кор. 13:13 ). Важно еще заметить, что три главных праздника древнего Израиля, во время которых каждый израильтянин должен был предстать пред лицом Божьим, также указывают на св. Троицу. Праздник кущей ( Лев. 23:34 ) имеет прямое отношение к Богу Отцу, Который лично обитал с Израилем в Скинии, во время скитаний Израиля по пустыне. В Исх. 23:8 от имени Бога говорится: «Устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них». Однако это было лишь тенью будущего общения Бога со святыми, о чем в Откр. 21:3 читаем: «Се, скиния Бога с человеками; и Он будет обитать с ними». Этот праздник имеет место в 15 день седьмого месяцаТисри, нашего Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

К числу всенародных постов можно отнести пост, описанный в 1-й Книге Царств, когда все Израильтяне постились целый день, прислушавшись к словам обличившего их в идолопоклонстве пророка Самуила: И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе (I Цар. 7; 6). Но, несмотря на свою всенародность, этот пост был еще и чрезвычайным, так как был наложен на иудеев при скорбных обстоятельствах. Собственно всенародными постами являлись твердо установленные в Ветхозаветной Церкви дни. Вот некоторые из них: 1) 9-й день четвертого месяца Фаммуза (соответствующего июню), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв; 2) 10-й день пятого месяца Ава (июля) в память сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом; 3) 3-й день седьмого месяца Тисри (сентября) в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей. 4) 10-й день седьмого месяца Тисри, как непосредственное Божие установление для сугубого очищения грехов. 5) 13-й день двенадцатого месяца Адара (февраля) в память поста Есфири и др. Частный пост ветхозаветные иудеи налагали на себя временно, большей частью при скорбных или, наоборот, радостных обстоятельствах. Подобный пост содержался либо отдельными иудеями, либо целыми сообществами. Яркий пример частного поста при тяжких обстоятельствах содержит Книга Судей: Вениамин вышел против них из Гивы во второй день, и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом ( Суд. 20; 25, 26 ). Пост в христианстве Новозаветная Церковь – преемница Ветхозаветной, поэтому Христос неоднократно подчеркивал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Матф. 5; 17 ). И первое, что сделал Христос перед своим выходом на проповедь – удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал ( Мф. 4; 1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

После плена субботний год соблюдался и притом с особым ригоризмом, именно относительно покоя земли (ср. 1Мак 6.20–49,53 ; Иосиф Флавий Иуд.Древн. 11:8, 6; 13:8, 1; 14:16, 12; 15:1, 2); год пред разрушением Иерусалима был также субботним. Зато чистый религиозно-нравственный дух закона более и более терялся в массе казуистических предписаний талмудических авторитетов (напр., прощение долгов было исключено из числа привилегий субботнего года посредством изобретенного Гиллелом Старшим т. наз. «прозбола», т. е. документа, гарантировавшего за кредитором право взыскивать свои долги в год субботний). Провозглашение юбилея Лев.25.9 . Лев.25:8 .  И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; Лев.25:9 .  и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; Лев.25:10 .  и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Как после 7 недель от Пасхи следовал 50-й день – праздник Пятидесятницы, так после 7 субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год, евр. schat-hajobel или просто jobel (также schnat-deror, Лев.25:10 , см. Иез 46.17 ; Ис 61.1 ); LXX: ενιαυτς φσεως, год отпущения, слав.: « оставления». По Исифу Флавию (Иуд.Древн. 3:12, 3) ωβλ (греч. транскрипция евр. jobel) означает λευερα. Арабск. перев.: dimissio, Vulg.: remissio. Но это не есть точная передача собственного значения имени jobel. Последнее скорее (согласно с мнением Розенмюллера, Бэра, Кейля, Рима, Штаде-Зигфрида и др.) может обозначать (по соотношению с Исх 19.13 и Нав 6.5–6 ) звуки труб (из бараньего рога сделанных), протяжные и разливающиеся во все стороны (гл. jabal – разливаться), звуки, какими по всей Палестине возвещалось народу наступление юбилейного года (название schnat-jobel, юбилейный год, посему вполне аналогично по смыслу с именем праздника 7-го новолуния, jom teruah, день трубного звука). Объявлялся юбилей в 10-й день месяца тисри оканчивающегося субботнего (49-го, Лев.25:8 ) года, т. е. в день очищения. Что юбилейный год был именно 50-м, а на 49-м, как полагали многие иудейские и христианские толкователи (из русских ученых – м. м. Филарет и Г. Властов), видно из прямого свидетельства текста Лев.25:10, 11 , где юбилейный год прямо называется 50-м, и из Лев.25:8 , где 49-й год или 7-й субботний отличается от года юбилейного; то возражение сторонников противоположного взгляда, что при принимаемом нами счислении «были бы 2 года сряду пустования земли» (Властов), устраняется уже упомянутым указанием законодателя ( Лев.25:21 ) на особое благословение Божие на урожай года предсубботнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 Агг.1:15 . В двадесять четвертый день месяца шестаго, во второе лето, при Дарии царе. С евр: «в двадцать четвертый день шестаго месяца, во второй год царя Дария». Т. е. эти работы по созиданию Иерусалимского храма, о которых выше было сказано, начались во второе лето царствования Дария, в 24 день шестого месяца Элюля 14 ; след. чрез 23 дня спустя после первой речи Св. Аггея ( Агг. 1:1 ). Агг.2:1–2 . В седмый месяц, в двадесять первый месяца, глагола Господь рукою Аггеа пророка, глаголя: рцы ныне к Зоровавелю Салафиилеву от колена Иудова и ко Иисусу сыну Иоседекову, иерею великому, и ко всем прочиим людем, глаголя: кто от вас, иже виде храм сей в славе его преждней? и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами? С евр: «в седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне чрез прор. Аггея: ( Агг. 2:2 ). Скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Исусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: ( Агг. 2:3 ) Кто остался между вами, который видел этот Дом, в прежней его славе? и каким вы теперь его видите? не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» В 21-й день седьмого месяца (конечно, церковного года), который есть Тисри (или иначе Ефаним), было новое откровение чрез пророка Аггея к Зоровавелю, первосвященнику Иисусу и ко всем Иудеям. Господь Бог повелел Св. Аггею сказать им следующее: кто из вас, оставшихся в живых, видел храм Иерусалимский в прежнем его великолепии и славе? В каком виде вы его находите теперь? Не правда ли, что он как бы не существует; ибо остались одни развалины? Очевидно, что эти вопросы сделаны пророком для того, дабы возбудить наибольшую ревность к построению нового храма. Храм Соломонов, по богатству, великолепию и обширности, был чудом своего рода; великолепное и торжественное служение в нем, при соучастии множества музыкантов и певцов, наполняло сердца иудеев невыразимою радостью и восторгом, возбуждало радостные религиозные чувства, а благосветлые обетования Божии, соединенные с служением в сем храме, делали его единственным, неоценимым сокровищем во всем мире. Не было ничего выше и славнее храма Иерусалимского, где были очи и сердце Божие, где все говорило о беспредельной любви Божией. Напоминая все это и сему подобное, пророк пробуждает прежнюю любовь и привязанность ко храму, а чрез это самое поддерживает и согревает усердие к постройке нового храма; ибо любовь не может видеть разрушенным любимого предмета; по природе своей она желает его видеть целостным.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Праздник пятидесятницы был одним из трех великих праздников Ветхого Завета: «три раза в год празднуйте Мне, – вещал Господь через Моисея сынам израилевым, когда они стояли у Синая, – в праздник пасхи, пятидесятницы и кущей». ( Исх.23:14–17, 34:23 ; Втор.16:16 ). Пятидесятница праздновалась спустя семь недель после начала жатвы ячменя. ( Втор.16:9 ), и именно в 50-й день от того дня праздника опресноков, в который израильтяне приносили в скинию, а впоследствии во храм, первый сноп жатвы только что поспевшего ячменя 1 . В Библии не сказано, в какой именно из семи опресночных дней ( Исх.23:15 ) совершалось это потрясание снопом ячменя. Довольно распространено мнение, что оно приурочивалось непременно ко дню, следующему за субботой на опресночной неделе, и от этой субботы отсчитывалось 50 дней, так что пятидесятница всегда приходилась в первый день недели, который в христианстве стал называться воскресеньем 2 . В обоснование этого обыкновенно приводят то, что канун дня, в который на празднике опресноков совершалось потрясание снопом пред жертвенником, в кн. Лев.23:11, 15 , называется по еврейскому подлиннику субботою 3 , и что первая христианская пятидесятница, когда Святый Дух сошел на апостолов, была в первый день после субботы (срвн. Мф.28:1 ; Деян.2:1 ). Но последнее могло быть совершенно случайным. Что же касается первого, то известно, что субботою назывался не только седьмой день недели, но и другие праздничные дни, в которые закон Моисеев предписывал субботний покой. Наприм., день очищения, всегда праздновавшийся 10-го числа седьмого месяца, называемого Тисри ( Лев.16:29 ), мог падать на всякий день недели; между тем он иногда называется субботою (напр. Лев.16:31 и Лев.23:32 ). Точно также субботою называются первый и восьмой дни праздника кущей 4 , в какой бы день недели они ни случились ( Лев.23:39 ). Следовательно, нет никаких затруднений признать, что канун дня потрясания снопом называется в книге Левит субботой ( Лев.23:11, 15 ) не потому, что необходимо приурочивался к седьмому дню недели, а вследствие запрещения работать в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Глава 29 Праздник труб. – День очищения. – Праздник кущей. Чис.29:1 .  И в седьмой месяц, в первый [день] месяца, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; пусть будет это у вас день трубного звука; Чис.29:2 .  и приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев, без порока, Чис.29:3 .  и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на тельца, две десятых части ефы на овна, Чис.29:4 .  и одну десятую часть ефы на каждого из семи агнцев, Чис.29:5 .  и одного козла в жертву за грех, для очищения вас, Чис.29:6 .  сверх новомесячного всесожжения и хлебного приношения его, и сверх постоянного всесожжения и хлебного приношения его, и возлияний их, по уставу, в приятное благоухание Господу. Праздник (возвещаемый звуком священных) труб совершался в первый день осеннего месяца тисри (сентябрь), который был седьмым в священном году евреев. По указанию 6 ст. жертвы праздника труб не исключали жертв новомесячия и ежедневных, которые должны были приноситься обычным порядком, сверх праздничных. Чис.29:7 .  И в десятый [день] сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте тогда души ваши и никакого дела не делайте; Чис.29:8 .  и приносите всесожжение Господу в приятное благоухание: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; Чис.29:9 .  и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на тельца, две десятых части ефы на овна, Чис.29:10 .  и по десятой части ефы на каждого из семи агнцев, Чис.29:11 .  и одного козла в жертву за грех, [для очищения вас,] сверх жертвы за грех, приносимой в день очищения, и сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения его, и возлияния их, [по уставу приносимых в приятное благоухание, в жертву Господу]. Великий день всенародного очищения начинался вечером девятого числа месяца тисри (сентябрь). Десятого числа утром при скинии происходило священное собрание народа, причем отправлялся весь тот церемониал священного дня, который указан XVI гл. кн. Левит. В заключение следовало приношение козла в жертву за грех (независимо от того, который приносился по жребию) и принесение всесожжений – праздничного и ежедневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пишу древесные плоды и растения (Быт. 1, 29). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещании от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческие. Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо (Быт. 8, 21; 9, 3). Яснее начала поста указаны в дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синай, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исх. 34, 28). Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все времена, и во дни Моисея, и во времена Судей (Суд. 20, 26) и царей (1 Цар. 7, 6), и после плена Вавилонского (1 Езд. 8, 21). В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно называть чрезвычайным. Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковью дни (Зах. 8, 19), в которые и до сих пор иудеи постятся, например, в праздник очищения, или умилостивления, — в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, — в такое время года, в которое поспевшие плоды земли, по–видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов (Исх. 30, 10; Чис. 29, 7). И будет это вам законное вечное, — говорил Иегова об очищении, — в месяц седъмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем (Лев. 21, 29–30). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи. Кроме того, всенародный пост был у евреев в 10 день десятого месяца, (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором (Иер. 39, 1; 52, 4; 4 Цар. 25, 1); в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня) в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Сверх нее надевался 2) эфод или особая короткая одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными на них именами двенадцати колен, по шести на каждом. Эфод стягивался особым поясом, одинаковым с ним по цвету и работе. Затем был особый 3) наперсник или нагрудник, прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами; на нем сверкало двенадцать драгоценных камней, вделанных в золото по три в ряд с вырезанными также на них именами двенадцати колен Израилевых. В связи с наперсником находились и таинственные урим и туммим («советы и совершенства»), посредством которых первосвященнику сообщалась воля Божия. 4) Головной кидар первосвященника отличался от простого священнического не только большею роскошью, но и особенно тем, что на передней части его была золотая дощечка с выбитою на ней надписью: Святыня Господня. Первосвященник избранного народа по высоте и величию своего служения был прообразом «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия» ( Евр. 4:14 ). Празднование субботы послужило основой для других торжественных праздников, установленных в определенные, более крупные промежутки времени. Сюда относятся: а) праздник новомесячия, который совершался при первом появлении всякой луны, о чем возвещалось народу двумя серебряными трубами. Праздник состоял в усиленном принесении жертв. б) Праздник труб, совершавшийся в первый день месяца Тисри, которым начинался гражданский год, но который был седьмым, так сказать, субботним месяцем священного года. Так как этот день всегда приходился в субботу, то и самое соблюдение его имело характер субботства. Наступление его возвещалось трубами, от чего он и получил свое название. Затем, с расширением круга субботства, установлены были великие периодические праздники, совершавшиеся в несколько лет раз. Сюда относился в) субботний год. Подобно тому, как освящался каждый седьмой день и седьмой месяц, так должен был освящаться и каждый седьмой год. Особенностью субботнего года было то, что в течение его и самая земля, как всецело принадлежавшая Господу, должна была соблюдать субботу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

3 . Пятидесятница или праздник седмиц 325 . Совершался в пятидесятый день от второго дня опресноков. По сему времени заключать можно, что сей праздник установлен был в память синайского законоположения и для принесения Богу благодарения за новые плоды земные. Посему в сей день между многочисленными жертвами приносимы были два кислых хлеба. В таковых случаях употреблялся некоторый особенный о6ряд возношения, который состоял то в поднятии приносимого вверх, то опущении вниз, то в движении оного в соответствии с четырьмя странами света 326 . 4 . Праздник труб или нового лета. Был в первый день месяца Тисри. Причиною его установления полагают: одни трубный звук синайский, а другие сотворение мира, которое полагают в сем времени года. Некоторые думают, что он предвестник воскресения мертвых по трубному гласу Архангела. 5 . День очищения. Был десятый того же седьмого месяца. Он соединял покой от дел с постом и умилением. В сей день великий иерей, принесши жертву о грехе за себя, поставлял перед скиниею двух козлов и по жребию одного из них закалывал в жертву за грехи всего народа; входил несколько раз во Святая Святых, кадил, и семикратно кропил кровью над очистилищем; а потом возлагал ее на роги алтаря, и также кропил на него. Над другим козлом исповедывал грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню. Омовение предшествовало и последовало сим обрядам, и все оканчивалось всесожжением. К сим учреждениям могло подать случай преступление, которое сделали евреи при Синае; но Апостол Павел дает оным знаменование прообразовательное 327 . 6 . Праздник кущей. Открывался в пятнадцатый день того же месяца множеством жертв, которые постепенно уменшаясь в числе в продолжении семи дней, оканчивались в восьмой названный святым, также как начались в первый. В сии дни весь народ должен был жить в кущах, в воспоминание Божьего над собою покрова во время странствования в пустыне и жизни патриархальной. 7 . Новомесячия. Возвещались звуком труб и праздновались жертвоприношениями. Бог, требуя Себе начатков вещей и времен, напоминал, что Он есть всего Начало, и что все к Нему должно возвращаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010