А. Забытые русские святогорцы - Каллиник и «филадельф» (страничка истории рус. книгописания на Афоне в конце XIV - начале XV в.)//MOCXOBIA. М., 2001. Т. 1: (К 60-летию Б. Л. Фонкича). С. 431-442; Фонкич Б. Л. Чудотворные иконы и священные реликвии христианского Востока в Москве в сер. XVII в.//Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 70-97. А. и Сербия Свт. Савва Сербский. Роспись ц. Вознесения Господня в Милешеве. Ок. 1228 г. Свт. Савва Сербский. Роспись ц. Вознесения Господня в Милешеве. Ок. 1228 г. История серб. монашества на А. является наиболее ясной и хорошо документированной почти на всем протяжении. Вероятно, монахи серб. происхождения жили в различных мон-рях на Св. Горе задолго до создания здесь национальной обители. Однако наиболее значимым моментом в истории серб. общины на А. было появление здесь в 1191 г. серб. княжича Растка (3-го сына вел. жупана Стефана Немани). В качестве послушника он поселился в Русском Пантелеимоновом мон-ре, где вскоре принял постриг с именем в честь прп. Саввы Освященного, а через нек-рое время перешел в Ватопедский мон-рь (впосл. архиеп. Сербский прп. Савва I ). В 1197 г. к Савве присоединился отец, отрекшийся от престола в пользу 2-го сына - Стефана Первовенчанного и принявший постриг с именем Симеон (прп. Симеон Мироточивый ). На их средства в Ватопеде был воздвигнут ряд построек, возобновлена разрушенная пиратами церковь в местности Просфора, приобретено неск. запустевших метохий, заселенных после этого выходцами из Сербии. За это святые Савва и Симеон были внесены благодарными насельниками Ватопеда в число ктиторов обители. Мон-рь Хиландар. Собор и фиал Мон-рь Хиландар. Собор и фиал Во время паломничеств по А. св. отец и сын обратили внимание на развалины небольшого мон-ря в сев.-вост. части полуострова, между Зографом и Эсфигменом, заброшенного после пиратского разорения. Основанный не позднее 1076 г., этот мон-рь был посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, носил название Хиландар (Χελανδαρου; болг. Хилендар) и в кон. XII в. принадлежал Ватопеду. Прп. Симеон испросил разрешение у своего свата имп. Алексея III Ангела (на дочери к-рого был женат Стефан Первовенчанный) возобновить этот мон-рь как сербский («своему отьчьству утврьдите срьбскыи монастырь звати се»). Просьба была поддержана всем святогорским собором (за исключением Ватопеда) во главе с протом, и во 2-й пол. 1198 г. император издал хрисовул, к-рому предшествовал златопечатный сигиллий, о передаче Хиландара Симеону и Савве с возведением мон-ря в ранг царской обители, об освобождении мон-ря от всякой власти, включая власть прота, и возвращении возрожденной обители всех ранее принадлежавших ей владений и угодий. Учреждение серб. национального мон-ря на Св. Горе явилось важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью автокефалии, предпосылки этого были заложены в правление Стефана Немани, окончательно эта задача была решена его детьми святыми Саввой и Стефаном уже после смерти отца.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Такие особенности повествования наиболее естественно было бы объяснить тем, что отношения между сербскими правителями и знатью, принадлежавшей к разным конфессиям, отличались взаимной терпимостью, и это должен был учитывать клирик, адресовавший свой труд высокопоставленной верхушке светского общества Зеты. Вывод, полученный на основе косвенных свидетельств литературного памятника, подкрепляет искусствоведческий анализ памятников сербской культуры конца XII в. Успенский собор Студеницкой лавры (1190 г.), в котором покоится гроб объединителя сербских земель и православного святого Стефана Немани, представляет собой типичное для византийского круга крестово-купольное здание, но украшенное скульптурным декором, характерным для романского мира. Евангелие, написанное в конце XII в. для брата Стефана Немани, Мирослава, также украшено изображениями и орнаментом, восходящим к романским образцам . Таким образом, взаимная терпимость создавала благоприятную обстановку для обмена духовными ценностями, созданными культурами с разной конфессиональной ориентацией. Вместе с тем ко 2-й половине XII в. осложнение отношений между конфессиями, по-видимому, стало отражаться на развитии отношений в регионе. Об этом заставляют думать сообщения биографов Стефана Немани о двух крещениях своего героя. Согласно более подробному изложению его сына, Стефана Первовенчанного, в детстве Неманя был окрещен в Зете по латинскому обряду, а затем «сподоби се вьторое крещение приети от рукы светителя и архиерея посреде Срьпскые земли» . Ни Стефан Первовенчанный, ни его брат, другой биограф Немани — святой Савва, не дали никакого объяснения этому факту (Савва Неманич лишь сравнил два крещения Немани с двумя монашескими обетами — пострижением и принятием схимы) . Некоторое объяснение дает свидетельство «Хиландарской летописи» о том, что крещение Немани состоялось на 30-м году его жизни . Изучение биографии создателя Сербского государства привело исследователей к заключению, что повторное крещение Немани имело место в то время, когда он стал самостоятельным правителем, получив земли в управление от византийского императора Мануила . Очевидно, управление православными подданными требовало уже в то время подтверждения своей верности православию от правителя, чья конфессиональная ориентация вызывала сомнения. Возможно, впрочем, что соответствующие требования исходили от византийского двора и не отражали настроений в сербском обществе.

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

И мы не должны вызываться на искушения. Другое дело, если, вследствие данного обета, приходится терпеть горе и позор и голод: не нарушай обета, чего бы то ни стоило, да будет слава Господу. Память Святого Епископа Иоанна, Игумена Синайского В судьбе Немани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов. Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Немани 303 , хотя жупания славянская и южные горцы сражались с римлянами за свою политическую свободу еще прежде времени христианского. Отчего это так? С 1062 года большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от Римского папы 304 . Неманя увидел, что романизм чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере, и свободному развитию народа. И он уже в летах зрелых (30 лет) решился прервать всякую связь с папизмом. В младенчестве своем, рожденный в Зете, он был крещен латинским священником 305 . В 1143 году он торжественно снова принял крещение от руки православного Расского епископа Леон­тия 306 . Это решило судьбу его и Сербии. Без этого шага Немани не только не достигнуть бы могущества жупана всей Сербии, но и не уцелеть бы и в своей маленькой области Расции. Ему пришлось воевать со всеми удельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что Неманя за­ключен был в подземную пещеру своими братьями 307 . Но сербский народ встал на сторону православного Немани. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом романизма; вера чистая, вера восточная была по душе его; приняв ее на своем языке во время Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие романизма. Потому охотно переходил он на сторону Немани, когда тот начинал борьбу с тем или другим врагом своим. Блаженный Стефан в подвигах за чистую веру не оставляем был без помощи Небесной. Когда братья привели против него (в 1175 г.) немцев, греков, венгерцев: он, находясь вблизи Звечан- ского храма святого Георгия, послал добрых священников молиться святому Георгию. Совершены были ночное бдение и Литургия. Ночью один из священников видит пред собою воина. «Кто ты?» – спросил он в испуге. «Я раб Христов Георгий, – отвечал явившийся, – и послан на помощь к государю твоему». И Стефан одержал неожиданную победу 308 . Неманя довел дела до того, что и братья его, долго действовавшие в видах романизма, отказались от папы и прервали всякое сношение с ним. Папа и гневался, и льстил: но это не помогло делам его 309 . Так блаженный Неманя, вытесняя романизм из Сербии, возвышал себя и народ свой 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17 У Доментиана часто встречается противопоставление “восток – запад”: восток означает Святую Гору, Грецию, святые места, а запад – Сербию. 18 В этом абзаце наследники Немани отождествляются с пророками еврейского народа, а сербский народ именуется “Новый Израиль”, т. е. избранный народ. 22 Святой Димитрий – мироточец и покровитель города Солуна. Намек на поздний культ Немани, который создадут Савва и Стефан Первовенчанный после смерти Немани: он – мироточец и военный защитник Сербии. 24 Еврейский народ считает себя избранным народом, по этому сравнению “паства” Немани, т. е. сербы, названы избранниками Божьими. 31 Просфора – Башня этого монастыря, посвященного св. Симеону Богоприимцу, существует и по сей день. Неманя принял монашеское имя по Симеону Богоприимцу. 33 В Протатоне находится чудотворная икона Богородицы. О Чудесах Богородицы повествуют в разных средневековых текстах, например в Афонском Патерике и др. Царем Михаилом, излеченным Богородицей, может быть византийский царь Михаил IV Пафлагонец (1034 –1041), страдавший эпилепсией. 35 Иверский грегорианский монастырь основан около 980 г. Это – третий по значению монастырь на Святой Горе. В нем хранится известная чудотворная икона Богоматери Вратарницы (Портаитиса). 36 В Лавре находится икона Богоматери “Икономиса” домоуправительницы, по легенде, Богородица явилась основателю Лавры – св. Афанасию, и сообщила, что она будет заботиться о монастыре. 39 Дочь царя, Евдокия, была замужем за братом Саввы, Стефаном, великим жупаном, позднее, королем Первовенчанным. 40 Доментиан не желает показать Савву славолюбивым. Поэтому его поездка в Царьград за царским разрешением строить сербский монастырь показана как поездка по нуждам Ватопеда. И только услышав предложение царя, Савва упоминает Хиландар. Хиландар на тот момент находился в развалинах. Ранее это был небольшой греческий монастырь. 42 Многие лета – обобщенная фраза Доментиана о времени. Савва на Святой Горе, до прибытия Немани, прожил, как минимум, пять лет, после приезда Немани и до путешествия Саввы в Царьград прошло менее года.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Но мало того: он задумал объединить и образовать сербскую православную церковь . Ранее одни сербские епископии зависели от охридской архиепископии, а другие от барской (в Италии). Неманя стремился к тому, чтобы все епископии в его державе подчинены были митрополиту рашскому, что ему и удалось. В 1177 году серб- —525— ская церковь сбросила с себя власть барской архиепископии, а через 45 лет добилась независимости и от константинопольской патриархии. В 1222 г. провозглашена была сербская архиепископия, а сын Стефана Немани св. Савва – первым сербским архиепископом 736 . Таким образом Стефан Неманя первый положил основание сербскому государственному единству, а сербской православной церкви придал чисто-национальный характер. По распоряжению высокопреосвященного митрополита Иннокентия 13 февраля 1899 года совершены были торжественные архиерейские служения во всех церквах епископских резиденций. В монастыре Студенице, «задушбине» Стефана Немани, мощи которого и ныне нетленно почивают здесь (перенесены сюда из хиландарского монастыря св. Саввою и Стефаном Первовенчанным), литургию совершал преосвященный Савва, епископ жичский, в сослужении многочисленного духовенства. Равно отслужены были литургии во всех церквах королевства, городских, сельских и во всех монастырях. По распоряжению министра просвещения и церковных дел, на этих торжественных богослужениях, присутствовали все воспитанники школ вместе с своими наставниками. В этот день в храмах произнесены были приличествующие торжеству поучения, а во всех школах преподавателями сербской истории предложены были ученикам более или менее обширные сообщения о жизни и деятельности Стефана Немани. Немало появилось статей по поводу этого торжества в сербской печати. Желая видимым знаком почтить память великого Немани, король сербский указом предписал, чтобы гимназия в г. Враньи называлась впредь Неманьиной, и чтобы один пехотный полк именовался полком Стефана Немани – Симеона Мироточивого. Высокопреосвященный митрополит Иннокентий 13 февраля в придворной церкви, посвященной памяти преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

322 Сам Симеон в хризовуле Хиландарской обители: «Вънезапу оставих владычь- ство мое, – оставих на престоле моего лубвиваго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора, зетя кир Алексея царя» (Григорович В. Очерк путешествия). Грамота Стефана Немани в: Monumenta serbica spectantia historiam Serbiae, Bosnae, Ragusii/Ed. Franz Miklosich. Viennae, 1858. IX. Сомнения поклонника Св. горы ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы) вовсе напрасны. Никон. л. 2, 280: «господствова лет 42». 323 Так называется супруга его в помянниках сербских (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). В Никон. л. 2, 280: «Сему супружница бе Анна, подобна ему во всяких добродетелех, священники и иноки и странные повсегда милуяше». 324 По Саввину житию Немани, он прибыл в Св. гору 2 ноября 1197 г. ( Safafik . Pamatky drevniho pisemnictvi). 325 Барский пишет: «св. Савва Сербский купно с отцем своим Симеоном соз- даша в мон. Ватопеде параклисов шесть: 1 во имя Спасителя, 2 св. бессребреников,св. Георгия, 4 св. Феодора, 5 св. Предтечи, 6 св. Николая; и быша новые ктиторы и празднуются тамо от иноков 12 генваря» (Странствования Василия Григоровича- Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747/Под ред. Н. Барсукова: В 4 ч. СПб., 1885–1887. Ч. 3 (далее – Странствования Василия Григоровича-Барского. – Ред.). 326 Хризовул Симеона: «Изидох из отечества своего в Св. гору и обретох мона­стырь, бывший Хиландарь, иде же не бе камень на камени остал, и сподоби мене Владыка мои быти ему ктитору, – дадох монастырю у Милиях села». Летопись: «Ку- пивше многою ценою место Ватопедское, зовомое Хиландар, – населиша сербских своих иноков» (Гласник. Кн. 5). 327 Драгоценное Хиландарское Евангелие, писанное дьяком Григорием «князю великославному Мирославу, сыну Завидину» ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы), без сомнения, писано для племянника св. Немани. Завида, брат Немани, известен как строитель храма Апостолов на р. Лиме (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Мирослав, сын Завиды, не упоминается у Раича, но Раич часто повторяет, что у него недостает многих сведений. Очень естественно, что племянник подарил Евангелие туда, где подвизался дядя. Месяцеслов Миросла­вова Евангелия ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы) отли­чается тем, что имена святых переведены с латинского языка, а не с греческого. Так это и в месяцеслове Ассеманова Евангелия XI в. Хиландарский монастырь любили и цари Московские (Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824 (далее – Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. – Ред.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Следует обратить внимание, что движение развивается параллельно в Сербии и Болгарии и что византийское правительство столько же озабочено бьшо восстанием в Болгарии, как военными предприятиями великого жупана Сербии. Последний одновременно ведет дело на два фронта. В то время как на юго-востоке успех сербов был обеспечен восстанием Петра и Асеня 212 , по направлению Адриатического моря притязаниям их стояли на дороге Венгрия и Венецианская республика. С этой точки зрения представлялось бы весьма важным осветить намек на предприятия сербского великого жупана в Далмации, относящиеся к царствованию Исаака, хотя в самом слове под далматами разумеются сербы. Здесь по смерти Мануила Стефан Неманя в союзе с венгерским королем занял некоторые города в Северной Далмации вместе с Зарой. На Адриатическом море сербские владения в Захлумье и Зете представлены были в княжении Мирослава и находились в зависимости от Сплетской архиепископии. Столько же влияние Римского престола, как и отдаленность от центра этих владений постоянно ставили великого жупана в необходимость защищать эти области против покушений со стороны соседей. После переговоров и соглашения с германским императором Неманя продолжал более активную деятельность на далматинской окраине. Так, он овладел Скутари вместе с окрестными епископскими городами 213 и приморскими укрепленными местами Дульциньо, Антивари и Котор. В 1189 г. жена князя Михаила Дуклянского Демслава бежала в Рагузу вследствие притеснения со стороны Немани, и весьма вероятно, что с тех пор и Дукля присоединена к Сербии. По отношению к Котору имеется акт городского совета от 1186 г., помеченный временем Стефана Немани. Поражение на Мораве, которое так сильно преувеличил в своем похвальном слове Никита Акоминат, сопровождалось следующими результатами. «Неманя убежал из боязни, чтобы не попасться в плен и не потерпеть наказание за проступок против своего господина. Ты же напустил на его дом всепожирающий огонь, который уничтожил не только то, что подвергается горению, но и самые камни, и взял большой полон, а многих перебил 214 . Земля обратилась в пустыню, и не осталось в ней жителей. Далмация стала доступна только ветрам. Ты сам лично участвовал в битве, не подражая в этом своим предшественникам. Вследствие того еще недавно гордившиеся перед нами иноязычные племена испытали скорбь, и напал на них страх и трепет при слухе о том, какие бедствия постигли далматинцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Рязанская область Рязань, город. Рязань. Илии Пророка, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Сербия АК Воеводина, Западно-Бачский округ. Сомбор. Сомборский Стефановский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Расинский округ. Крушевац. Стефана архидиакона, церковь Рашский округ. Жича. Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня (с приделом Стефана архидиакона) Рашский округ. Доляни. Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной (с приделом Стефана архидиакона) Смоленская область Новодугинский район. Липецы. Спаса Преображения, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Дорогобужский район. Дорогобуж. Стефана архидиакона на Афанасьевском кладбище, церковь Кардымовский район. Бережняны. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Ставропольский край Предгорный район. Суворовская. Стефана архидиакона, часовня Тамбовская область Тамбов, город. Тамбов. Стефана архидиакона, церковь Тверская область Тверь, город. Тверь. Успенский Жёлтиков мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (с приделом Стефана архидиакона) Кашинский городской округ. Кашин. Корсунской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Томская область Томск, город. Степановка. Стефана архидиакона, церковь Тульская область Тула, город. Тула. Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Алексин, город. Рождество-Слуки, урочище. Рождества Христова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Турция Стамбул. Стамбул. Стефана архидиакона, церковь Карабюк. Сафранболу. Стефана архидиакона, церковь Бурса. Трилья. Стефана архидиакона, церковь Украина, Волынская область Луцкий район. Усычи. Стефана архидиакона, церковь Украина, Луганская область Славяносербский район. Славяносербск. Стефана архидиакона, церковь Украина, Одесская область Одесса, город. Одесса. Стефана архидиакона при Управлении 4-й стрелковой бригады, церковь Украина, Сумская область Конотопский район. Степановка. Стефана архидиакона, церковь (координаты не указаны)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=244

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

246 Житие св. Симеона Немани, описанное сыном Стефаном Первовенчанным, и другое описание св. Саввы: «о житии господина Симеона, како бысть пред Богом и человеки», изданы у Шафарика: Pamatky drevniho pisemnismwi, Прага 1851. В Дометиановом описании жития св. Саввы также довольно говорится о св. Симеоне. 247 Шафарика памятники. Сам Симеон в хризовуле Хиландарю: «воздвиг я погибшую дедину свою и приобрел от Поморья Зету с городами, от Албанцев Пилоть, от Греков земли Лабь с Лепланом, Глубочицу, Реку, Загралату, Левчье, Белицу, Лепеницу». Григоровича путеш. 40. Сербляк (л. 124) показывает, что от Греков отобрано было 30 городов при императоре Андронике Комнене, след. в 1183–1185 г. Андроник хотел сокрушить молодое Сербское государство: но жестоко ошибся. 248 Эта зависимость, по условиям начальным, была почти только номинальною. Theoph. contin. р. 291 ed. Bon. Мануил Комнен, предоставивший Немане звание великого жупана, велел написать на картине возведение Немани в жупана: он надеялся увидеть в Немане безответного вассала; но – ошибся. Евстафий Солунский в похвальном слове Мануилу не опускает этого деяния Мануилова, по как Грек прибавляет: «одно не одобряется в живописце, что везде украшает он раба трофеями, но не называет Неманю paбoм».–Tafel de Thessalonica р. 419. 515. 251 Сербская летопись, найденная Гильфердингом в ркп. XV века, начинает историю Сербии с Немани именно потому, что «когда угасла первая проповедь в Сербской земле и различные ереси умножились в ней на много лет, начальствующие ни мало не заботились об истреблении еретических плевелов до того времени, когда явился великий жупан Неманя». Русск. бес. 1860 г. 11, 19. 253 Главный пастырь Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получавший паллиум из Рима, и ему подчинены были епископии Сербии и Албании: Которское, Свачское, Скодринское, Дивотское, Пиглотское (Пулати сев. Албании), Сербское, Боснийское, Требинское. Булла п. Александра 1062 г. Антиварийскому архиепископу – у Фарлати (t. VII ed. Coletti) и Яффе (Regesta pontificum rornan.). Такие отношения Сербии начались с Сербского князя Михаила Воиславича, подчинившего Сербию папе около 1050 г. Со времени императора Василия Сербская церковь находилась в ведении Константинопольского патриарха. – О Греческих кафедрах см. «Рус. Св.» января 12-го пр. 20. О Ядринской Славянской метрополии, Босанском епископе Феодоре и Белоградском епископе Феодосии 1055 г. см. Гласник X, 195. 204.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010