Иосиф не гонится за особенной точностью в данном случае, и говорит, что по прошествии 10 лет жизни в Моавитской земле все они умерли в скором один после другого времени. Из обстоятельств жизни Ноэмини по возвращении в родной край с Руфью Иосиф намекает на тяжелую подробность, что вдова и ее сноха (то же вдова) на первых порах были вынуждены жить доброхотными даяниями добрых соседей, а также подчеркивает любвеобильную заботливость Ноэмини о своей снохе, которой она оставляет кушанье, принесенное им соседями, и в свою очередь – подобные же отношения и снохи к своей свекрови, которой Руфь целиком оставляет крупу, полученную от Вооза (ср. Руф.2:18 ). В не совсем точной параллели с Библией, где Елкана, после разрешения неплодства жены своей Анны Самуилом, имеет от нее еще 3 сыновей и 2 дочерей, – Иосиф говорит о рождении «еще других сыновей и 3 дочерей». Цель водворения Самуила при скинии Иосиф определеннее старается указать, поясняя, что, – препоручив отрока первосвященнику Илии, Анна посвятила его «в звание пророка», каковое он и начал отправлять по достижении 12-летнего возраста. Весьма важны в историческом отношении сведения об Илии, бывшем в то время первосвященником. В лице его первый из потомков Ифамара, младшего сына Ааронова, получил первосвященство, после линии – Елеазар, Финеес, Авиезер, Вокий и Озис. Новая первосвященническая линия, прервавшая, неизвестно почему, линию Елеазара, старшего Ааронова сына, и перешедшая в линию младшего, – открывшись Илием, после Иосифа (Озис?), шла в его племени до времен Соломона 326 который за участие Авиафара в деле Адонии опять возвратил эту высокую честь Елеазаровым потомкам в лице Садока 327 , поставленного царем вместо Авиафара (3Ц.2:35). Удаление последнего (3Ц.2:27) от священства Господня писатель Царств (1Ц.2:31–35; 3Ц.2:26, 27, 35; ρχ.VIII, I, 3) рассматривает как исполнение слов Господа, объявленных в наказание дому Илия в Силоме. Четырехмесячный плен Кивота Божьего (1Ц.6:1 – 7 месяцев) неодинаково передается у Иосифа и в Библейском повествовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Вот таинственная стамна, вводимая во Святое святых, чтобы принять манну. Как я подобает, краснейшие девы со светильниками сопровождают Матерь Света; праведно, чтобы с яркими, как звезды, свечами сопутствовали Той, которая прекрасна, как солнце, избранна, как луна. Когда Дева шла на брак Всесвятого Духа, кто должны быть подругами невесты, как не свещеносные девы? О, как велика была, вероятно, радость родителей, Иоакима и Анны, когда они видели в своей юной дщери великую святость и в малом трехлетнем дитяти – все дарования Святой Троицы! О, сколько благодарственных песней исходило из уст обоих Богу за то, что Он даровал им Дщерь, Которая, как они прозревали, должна была стать святым сокровищем славы Божией и чистым престолом Царя славы! С каким ликованием души, вы думаете, Захария принял Богоотроковицу Марию! Он знал пророчество Духа Святого, что Она будет лествицей Иакова, по которой сойдет на землю Сын и Слово, и взойдет на небо человек! Разумеется, только в этом и состояло последнее назначение Девы. А чтобы лучше понять это, слушайте внимательно. Слово Божие так сладко, что влечет к себе всякую черствую душу. Поэтому Давид говорит: словеса Твоя паче меда устом моим ( Пс.118:103 ), та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою (42:3). Пророки и патриархи старались усиленными молитвами привлечь Сына Божия из храма неба в этот храм земли, чтобы Он избавил нас от рук диавола; они взывали: седяй на херувимех, явися ( Пс.79:2 ); доколе, Господи, забудеши мя до конца (12:2); прииди во еже спасти нас (79:3). Но по грехам человеческого рода Бог не внимал им: не бе ни гласа, ни послушания (3Ц.18:26). Наконец, воставши Мариам, иде. Приходит сегодня во храм Дева Мария и здесь изрекши: да будет – се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему ( Лк.1:38 ), привлекает с неба на землю Сына Божия: и Слово плоть бысть и вселися в ны ( Ин.1:14 ). Пророки, видя это небывалое чудо, венчают Ее священную главу венцом, составленным из звезд: и знамение велие явися на небеси: Жена облечена в солнце, и луна под ногама Ея, и на главе Ея венец от звезд двоюнадесяте ( Откр.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Так в древности поступали многие завоеватели, чтобы сломить дух сопротивления в покоренных ими странах. Самария оставалась центром этой провинции и в дальнейшем, переходя, вместе со всей Палестиной, от Ассирии под владычество Вавилона, затем Персии, а затем и Греции. В 130 г. до РХ Самария была разрушена Гирконом (Маккавейский период) , но позже восстановлена и обстроена Иродом Великим, который переименовал ее в Себасте. Теперь это небольшое селение Себастия рядом с холмом, который остался от прежней Самарии, со множеством развалин и остатками древних ворот, у которых, возможно, сидели те прокаженные, о которых говорится в 4Ц 7.3 (так исполнилось пророчество о ней- Мих 1.6 , высказанное в 7 в. до РХ); б) название всего Северного (Израильского) царства (3Ц 18.2; 4Ц 17.24,26,28,29; Езд 4.10 ; Иер 31.5 ; Ос 14.1 (ср. ст. 2); Ам 3.9 ), вошедшее в употребление после царствования Ахава и употреблявшееся всегда с целью подчеркнуть отступничество от Бога жителей этого царства ( Иер 23.13 ; Ос 7.1; 8.5–6 ; Ам 8.14 ) (в 13.22 Самария упомянута при описании событий, происшедших примерно за 50 лет до ее образования); в) название одной из римских провинций Палестины, располагавшейся между Иудеей и Галилеей ( Ин 4.4:7 ). В. Вихлянцев. Библейский словарь (историко-религиозный), 1994 г. 10 Акко (ивр. ‎ – Акко, араб. ‎‎ – Акка, европейские языки: Acre, St. Jean d’Acre) – город в Западной Галилее (Израиль), расположенный примерно в 18 км севернее города Хайфа, на берегу Средиземного моря. По материалам Википедии. 11 Эпитропия (греч. Επιτροπ – комиссия) – в греческом церковном праве, а так же в греческом обществе – структура самоуправления. Эпитропия образуется путем выборов. Голосованием избираются члены комиссий (эпитропы), которые впоследствии, осуществляют исполнительную власть. Носит внутренний и часто временный характер. По материалам википедии. 12 Муфтий (араб. ‎‎ – muft, производное от афта – «высказывать мнение») – высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Пашами именовались, как правило, губернаторы или генералы. В качестве почётного титула «паша» примерно равен «сэру» или «господину». Только османский султан Турции и (делегированием) хедив Египта могли награждать титулом паши. Изначально титул использовался исключительно для военачальников, но впоследствии девальвировался и мог применяться по отношению к любому высокопоставленному официальному лицу или вообще лицу постороннему, удостоенному подобной чести. Выше пашей стояли хедивы и визири, ниже – беи. Существовали паши трёх степеней – бейлербей паша, мирмиран паша и мирлива паша, что отмечалось числом конских хвостов, павлиньих хвостов или хвостов яков, четыре хвоста носил только сам султан как верховный военачальник. По материалам википедии. 7 Османский (турецкий) пиастр – название денежной единицы Османской империи куруш, принятое в Европе. Куруш (тур. kuru, ранее guru, через множественные заимствования образовано от лат. grossus этимологически родственно русск. грош) – в современной Турции, после денежной реформы 2005 года, куруш это 1/100 турецкой лиры (1 USD=1,6984 TRY по состоянию на 20 февраля 2009 г.). Первоначально, куруш – название серебряных европейских монет в Османской Турции, например левендальдера – асади-куруш, рейхсталера – риял-куруш (подроб. см. талер). Позднее – собственная монета (1 куруш=40 пара), чей вес менялся очень значительно (от 26 до 1.2 грамм). По материалам википедии. 9 Самария – а) столица Северного (Израильского) царства, основанная Амврием, царем израильским, на холме, принадлежавшем некоему Семиру (отсюда ее название) (3Ц 16.24), и расположенном в очень живописной долине в северо-западном направлении от Сихема. Город был построен очень выгодно в военном отношении и выдержал две осады сирийскими войсками (3Ц 20; 4Ц 6.24–25), но в 721 г. до РХ был взят (после трехлетней осады) Саргоном, царем ассирийским (4Ц 18.9–10) (см. Салманассар) . После этого почти все жители Северного царства были переселены в другие земли, а на их место поселены народы из покоренных ассирийцами земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

не от състава на самия клир. Въплъщението се отнася към идването на Христа на земята в плът. Предвечният Божи Син възприел изцяло човешката природа от Дева Мария. Той бил (и винаги е) една Божествена Личност, притежаваща в пълнота от Бог Отец Божествената природа и в пълнота човешката природа от Мария с идването Си в плът. Така Синът вечно съчетава двете природи в единната Си Божествена ипостас. Божият Син, безкраен в Божествената Си природа, доброволно приел ограниченията на своето човечество, в което изпитвал глад, жажда, умора и накрая смърт. Въплъщението е в основата на християнската вяра; без него тя не би могла да съществува. Библията казва: «А всякой дух, който не изповядва, че в плът е дошъл Иисус Христос, не е от Бога» ( 1Иоан. 4:3 ). Чрез Боговъплъщението Синът Божи е изкупил човешката природа и това изкупление е отворена врата за всички, които отиват при Него в прославеното Му човечество. Вяра – една от трите главни християнски добродетели. По ап. Павел вярата е осъществяване на очакваното и увереност в невидимото («Вяра е жива представа на онова, за което се надяваме, и разкриване на онова, що се не вижда» ( Евр. 11:1 ), а според св. Йоан Златоуст: «Вяра е това, да приемаш онова, което по никакъв начин и чрез никакви разсъждения не може да бъде постигнато» (Беседа върху 1Кор.). Но вярата трябва да бъде неразделна от добрите дела, защото «вярата без дела е мъртва» (вж. ( Иак. 2:14–26 ). Виж също Вяра и раздела Нашата вяра. Слово Г Архангел Гавриил (архангел Гавраил) (евр. – «сила Божия») – един от седемте архангели. Извън речника: Събор на св. архангел Гавриил. Газа (твърдина, укрепление; Бит. 10:19; Втор. 2:23 ; Нав. 10:41; 11:22; 13:3; 15:47 ; Съд. 1:18; 16:1,2,21; 4:24; 4Ц 18:8; Иер 25:20; 47:1,5 ; Ам 1:6,7 ; Соф. 2:4 ; Зах. 9:5 ; Деян. 8:26 ) – един от петте най-древни и най-известни филистимски градове (редом със Сидон, Содом, Гомора, Адам, Цевоим). Разположен на брега на Средиземно море, на югозапад от Йерусалим. Отдаден по жребий на Юдиното коляно (Съд 1:18, 1Цар 6:71 , Деян. 8:12 ), но така и не взето от тях (Иисус Навин не успял да го завладее, и градът си останал филистимски). Била за кратко време независима при юдейския цар Езекия ( 4Цар. 18:8 ), а после – подвластна на Персия, Халдея и Александър Велики. В Новия Завет Газа се споменава само в разказа за обръщането на Етиопската царица Кандакия

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

бетшаша: 70 толк. вм. (ибболу от – увядать) читали (ивлу от – стариться, ветшать). хромоша соотв. евр. от =трепетно ускакивать, хромая или спотыкаясь убегать (Раши, Фюрст и Штейнберг). стезь своихъ 70 толк. вероятно читали (ср. 2Ц.20:12–13), вм. нынешнего как читается и 2Ц.22:46. В русск. переведено: трепещут в укреплениях своих (ср. слав.-гр.-лат. – 2 Ц. вострепещтъ во градхъ своихъ); но принимая во внимание употребление префикса по соображению с халд. пер. и паралл. местом Мих.7:17 , можно перевести еще точнее: «в ужасе бегут из укреплений своих» (ср. Пумпянский), т.е. воевавшие с Давидом неприятельские народы до такой степени упали духом, что не надеются уже на защиту своих укреплённых городов, а в страхе оставляют их пред победоносным нашествием Давида и ищут спасения в бегстве. Ст. 47–51. Заключительное славословие Господу, Защитнику и Спасителю, с новым, кратким исчислением воспетых в псалме различных милостей Его, и с выражением желания прославлять Его и между языческими народами, особенно в виду обетования о вечном Царстве Мессии, дарованного царю Давиду и Его потомству. мз. Живъ Гдь, и блгвенъ бгъ, и да вознесетс бгъ моег, 47. Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, 47 . Живъ Гдь... Господь имеет жизнь в самом Себе, есть самосущая жизнь и источник жизни ( Ин.5:26; 1:8:4 ). Указание на это свойство, как основное свойство существа Божия, присущее лить единому истинному Богу, Творцу и Промыслителю вселенной, служило у древних важнейшею клятвою ( 1Цар.26:10 ; 2Ц.4:9; 3Ц.1:29 и 17:1, 12 и др.), которою и Сам Бог подтверждал обетования и угрозы Свои людям ( Числ.14:21, 28 ; Втор.32:40 ; Ис.49:18 и др.). Здесь в устах Давида оно является, как торжественный вывод из рассмотрения многочисленных, испытанных им на себе, чудесных действий Промысла Божия. Давид хочет восхвалить Господа в противоположность мнимым богам покорённых им языческих народов, которые, как немеющие в себе жизни, без- сильны оказать какую-нибудь помощь своим чтителям. и да вознесетс бгъ моег=«да почитается великим и высоким» (Зигабен), да будет прославляем всеми Бог, чудесно избавлявший меня в различных моих несчастьях. – Отцы и учители Церкви, изъясняя Пс.в мессианском смысле, слова: живъ Гдь – толкуют о воскресении Христа, Спасителя (ср. Деян.1:3 ; 2Кор.13:4 ; Апок.1:18; 2:8 ), а слова: да вознесетс Бгъ моег – о вознесении Его на небо и прославлении небесным Отцом за совершение Им человеческого спасения (ср. Филип.2:7–9 ; – св. Афанасий, Евсевий, бл. Феодорит, Иероним, Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ст.10-й читается при облачении священнослужителей, посколько, по разуму Св.Церкви, всё это пророчество имеет отношение к Ней, ибо возвращение из плена и языческого рассеяния, о котором возвещает буквальный смысл предсказания 61:1–10, является прообразом спасения от духовного порабощения (греху и диаволу) всего человечества через Иисуса Христа, спасения в Его Церкви, о чём здесь и возвещает таинственный смысл предсказания, раскрытый отцами и учителями Церкви. Стт.1–9 составляют паремию в Великую субботу и в церковное Новолетие – «приятное лето Господне» (1/14 сентября). Книга пророка Иеремии 1 . Личность, служение и эпоха Иеремии Иеремия – [Ирмейаху] (имя, вероятно, означает «избранный Богом») принадлежал к священнической семье, жившей в маленьком городке, называемом Анафоф (теперь Аната), примерно в 4 км к северо-востоку от Иерусалима. Первосвященник Авиафар, из рода Ифамара, поселился здесь в дни Давида (3Ц.2:26). Семья пророка, очевидно, владела землёй в той местности со времени Авиафара, и на её социальное положение далее указывает тот факт, что Иеремия имел своим писцом Варуха, брат которого был главным постельником у царя Седекии (51:59; см. ещё 45:1). Можно добавить, что Хелкию, отца Иеремии, нельзя отождествлять с первосвященником Хелкией ( 4Цар.22:8 ), т.к. последний принадлежал к роду Елеазара, а не Ифамара. В 13-й год царствования Иосии (639–609), т.е. в 626 г. до Р.Х. Иеремия был призван Богом быть пророком, и его пророческое служение продолжалось при Иосии и 4-х преемниках этого царя, а именно: Иоахазе (609 г.), Иоакиме (608–597), Иехонии (597 г.) и Седекии (597–586). Это была эпоха падения Ассирийской монархии и возрождения Нововавилонского царства. Опасность, которая давно грозила южному царству со стороны Ассириии, в бурную эпоху Иеремии закончилась низвержением иудейской монархии Вавилоном. Седекия и большое число его поданных были отведены в Вавилонский плен. Пророк Иеремия с бескорыстным патриотизмом отверг предложение победителя о почётном содержании его в изгнании и остался в Иудее, продолжая своё пророческое служение в последовавшее смутное время, пока группа его соотечественников не заставила его сопровождать их в Египет Там, в Египте, согласно преданию, его постигла мученическая смерть в Тафнисе; его побили камнями иудеи за его обличения. Время его служения приходится на 626–583 гг. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Галина И. 20 января 2020, 18:09 Анне.  " Мир управляется Промыслом Божиим, действию которого подчинено не только добро, но и зло, совершающееся в мире. Промысл Божий есть «воля Божия, по которой все сущее целесообразным способом управляется». Но из того, что принадлежит Промыслу, «одно бывает по благоволению, другое по снисхождению», или попущению, то есть одно соответствует воле Божией, а другое Бог лишь допускает. Напр., Бог в воспитательных целях попускает, чтобы праведник впал в несчастье. Бог попускает совершение греха, но выбор того, что должно быть сделано, находится целиком во власти человека, и ответственность за грех, совершенный человеком, лежит на нем, а не на Боге. " (Митр. Иларион (Алфеев). На воре и Ив. Петр-че. Анна 20 января 2020, 13:01 Очень хороший рассказ, спаси Господи! Было немного страшно читать - мне сразу в голову пришло, что вдруг это были голодные дети. Господь был милостив к Ивану Петровичу с самого начала, все было Промыслом. И ловушка, и его болезнь, а потом болезнь супруги. Как трепетно и радостно осознавать, что наши судьбы на ладони Божией и всем нам Он желает спасения больше, чем мы сами, ведь Он отдал жизнь на кресте, чтобы мы могли быть с Ним в вечности. Татьяна 20 января 2020, 08:36 Трогательно, до слёз... Галина И.-Алле 19 января 2020, 09:46 С праздником Крещения Господня! Простите, вы значИтельно преувеличили мои слова. Я говорила об ОДНОРАЗОВОМ накормлении сытым пенсионером голодного вора. " Милость да превозносится над судом " . Самосудом! От него бы не убавилось, и погреб бы цел остался. И парень, возможно, покаялся бы- такое тоже не раз бывало. Ну, а если продолжал бы воровать- заявить в полицию на законных основаниях. Любой человек может скатиться от образа Божия к звероподобному. Сплошь и рядом это было и есть. Царь Давид сказал: " ..тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне " (3Ц. 24,14). А мы иногда готовы замучить чел.-ка за кусок хлеба и иное.

http://pravoslavie.ru/127129.html

15–21 стт. Внизу («на земле») возле каждого из четырёх лиц животных было двойное колесо (колесо в колесе); высокие ободья колёс были усеяны множеством очей (символ вéдения). Колёса эти, образующие неземную (ангельскую) колесницу, двигались вместе с животными, «ибо дух животных был в колёсах», причём двигались «на четыре свои стороны», не оборачиваясь; необыкновенное устройство колёс и четвероликость делали ненужными и излишними повороты и обратные движения. 22–28 стт. Херувимы своими крыльями поддерживали утверждавшийся над ними небесный свод (евр. [ракиа], греч. στερωμα [стерéома] – твердь), имевший вид кристалла, – чем обозначается его прозрачность; над этим сводом, выполнявшим роль помоста или подножия – престол, по виду как бы из камня сапфира; на престоле восседал Подобный Человеку в сиянии как бы радуги. Таким, по описанию пророка, было его видение, которое он назвал ввиду его неизобразимости, видением «подобия славы Господней». 1: Сапфир – камень небесно-голубого цвета. Бога, восседающего на престоле в образе царя, видели и другие пророки: Исаия (6 гл.), Михей, сын Иемвлая (3Ц.22:19), но откровение Иезекиилю славы Божией прямо поражает своей оригинальностью, грандиозностью и символизмом. Четыре лица животных, также как и очи неземных (ангельских) колесниц, обращённые на четыре стороны света, символизируют всеведение и власть Бога, управляющего всем миром через Своих служителей-ангелов. Свод небесный или твердь, которую поддерживали херувимы – это изображение небесной тверди, которую создал Бог во второй творческий день для разделения небесных и земных вод ( Быт.1:6 ); прозрачность его для наглядности сравнивается с кристаллом. Но престол Божий вне (выше) этой тверди. Радуга – символ завета Бога со всем человечеством, а не только с евреями ( Быт.9:12 В целом это видение Иезекииля изображает Бога всемогущим, всеведущим и в то же время благостным Творцом и Промыслителем всей вселенной и всех народов; тем самым оно имело целью ободрить Иезекииля и через него всех пленников, внушить им мысль о том, что владычество всемогущего Бога не ограничивается никакими пределами, что и в земле переселения они находятся под Его властью и поэтому не должны прельщаться языческими идолопоклонством и нечестием, но сохраняя Ему верность, не терять надежды на спасение. Таков смысл этого видения в отношении к современникам пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Молебен – особено богослужение, при което вярващите просят милост и прошка от Господ и Неговите светии или благодарят на Бог и светиите Му за получени благодеяния. Някои молебени са включени в общественото богослужение и се извършват по време на храмовите празници или друго установено време, често едновременно с чина за освещаване на вода. Други молебени се извършват по молба на отделни вярващи в мирно време или при бедствия (война, суша и пр.). Тогава освен в храма, молебени се извършват по домовете, на полето и пр. Понякога към молебените се добавя пеене на акатисти, напр. Акатиста на Спасителя, Богородица или светиите. В чинопоследованието на молебвна влизат 50-ти псалом, канон (от който обикновено се пеят само припевите), четене на Апостола и Евангелието, молитва към светеца, към който е насочен молебена. Чинопоследованието на молебена се съдържа в Требника. Виж Богослужебни книги. Молитва Господня – молитвата «Отче наш, иже еси на небесах...» (Мат. 6:9–13; Лук. 2:24 ), която Господ Иисус Христос дал по тяхна молба на Своите ученици като образец за молитва, в която всичко е поучително за нас. Както и Десетте божи заповеди, молитвата се състои се от две отделни части: първата – за Божието, а втората – за човешкото. По този образец са построени почти всички молитви в Стария Завет (повече от 70 молитви, напр. Бит 32:9–12; 3:6–9; 8:23–53; 4Ц 19:15–19; 1Пар 29:10–19 ; 2Пар 20:6–12 ; Неем 1:5–11; 9:6–38 ; Пс 84:2–8 ; Иер 32:17–25 ) и в Новия Завет (около десет, напр. Ин 17 ; Деян 1:24–25; 4:24–30 ; Еф 3:14–21 ). Ако молещият се дръзвал още от самото начало да спомене себе си, то това е само с цел особено да подчертае Божието величие и милосърдие и своето нищожество и грехове, напр. в 1Ц 2:1–10; Езд 9:6–15 ; Пс 16; 83; 85; 101; 137; 142 ; Дан 9:4–19 ; Ион 2:2–10 ; Авв 3:2–19 ; Ин 11:41–42 . Извън речника: Господнята молитва Молитва Иисусова – кратка молитва към Иисус Христос: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Извън речника: Иисусовата молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010