Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Ионы Введение Автор Писание мало говорит нам о личности Ионы, имя которого означает «голубь». Он был сыном Амафии (1,1). Об Амафии не известно ничего. Кроме данной книги, Иона упоминается в Ветхом Завете еще только раз ( 4Цар. 14,25 ) как пророк, возвестивший Божие благословение Израильскому царству во время правления Иеровоама II (793–753 гг. до Р.Х.). Этот монарх расширил границы своего царства за чет Сирии по слову Господа, «изреченному чрез Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера». Рассказ об Ионе ведется анонимно. Время и обстоятельства написания На основании 4Цар. 14,25 события, описываемые в Книге пророка Ионы, следует отнести к VIII в. до Р.Х. Тем не менее, определение хронологии составления данной книги затруднено. Книга датировалась в интервале от VIII до конца III в. до Р.Х. Но нет никаких оснований отвергать VIII в. как время ее написания (см. ком. к 3,3). Историческим фоном повествования о пророке Ионе является царствование Иеровоама II. В историю Израиля этот монарх вошел как один из выдающихся полководцев. Согласно 4Цар. 14,25–28 , он распространил свою власть на территории Дамаска и Емафа, восстановив таким образом северную границу Израиля там, где она была во времена Соломона ( 3Цар. 8,65 ). Судя по всему, царствование Иеровоама, как и его современника в Иудее Озии (792–740 гг. до Р.Х.), знаменовавшееся ростом численности населения и расширением территории, подъемом торговли и расцветом производства, вступило в период мира и процветания. Но пророки Осия и Амос объявили, что Израильское царство находится в состоянии упадка. Их пророчества состояли отчасти из осуждения религиозного синкретизма и социальной несправедливости ( Ос. 1,2–8; 2,1–13; 4,1 5,14; 6,1–6; 7,11–16; 8,1 9,17; 11,1–11; 12,3–8; Ам. 2,6–16; 3,9–15; 5,21–24; 7,7–17 ). В отличие от обличений современных ему пророков слово Ионы, обращенное к Иеровоаму, обещало территориальные приобретения за счет Сирии. Книга Ионы это рассказ о Боге, о Его милости и любви. Господь был Богом Израиля, которому в первую очередь предназначалась милость Господня и спасение. Тем не менее Ионе предстояло узнать вместе со всем народом, что Израиль не обладал монопольным правом на спасительную любовь Господа ( Рим. 3,29 ). Если иметь в виду исключительные отношения между Господом и Его избранным народом (народом завета), то это был тяжелый урок. Иона разделял со многими своими соотечественниками сильные националистические чувства и веру в исключительность своего народа, что мешало ему понять милость Божию. История Ионы это подтверждение слов: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс. 144,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Слова, сказанные Царской Семье Приветственное слово Царской Семье в день освящения памятника императору Александру II Освободителю в Московском Кремле 128 Благочестивейший, Богом венчанный Государь Император! Священный дееписатель, повествуя об освящении храма Истинному Богу, замечает, что в то время царь сотворил великий праздник с народом своим у построенного храма, и весь народ радовался и благодарил Бога о благих, яже Он сотвори ему ( 3Цар.8:65 ). Нечто подобное сотворил сейчас Ты в нашем первопрестольном граде Москве – этом храме и сердце России. Торжествует и твой народ, взирая на чудный памятник, воздвигнутый его любовью своему царю-освободителю, и имея невыразимое счастье видеть на этом празднике тебя, Богом венчанную царицу и многих членов Царствующего Дома. Радуется он и глубоко благодарит Всевышнего, что Он удостоил его принести царю своему этот дар благодарной любви. Пройдут годы, пронесутся столетия – и доколь жива Россия, этот памятник будет живым воспоминанием о величайшем из царей – Александре II, царе-освободителе, царе-крестоносце, царе-мученике. Но это – памятник рукотворенный, а для его бессмертного духа наиболее благоугоден памятник другого рода, памятник нерукотворенный, в душах наших воздвигнутый. К утешению своему и почившего Августейшего страдальца, мы можем сказать, что у нас есть надежда на доставление ему и сей радости. Ибо невинно пролитая им на Русскую землю кровь его не должна пропасть для него даром, бесследно. Но как кровь христианских мучеников служила для мира семенем веры и истины, так и кровь царя-мученика послужит для нашего Отечества семенем отрезвления, нравственного исправления и обновления. Как некогда на гробницах мучеников устраивали престол Христов, так и на костях царя-мученика создается мало-помалу алтарь веры и верности долгу, строгой, но гуманной, чуждой себялюбия, исполненной законности, уважения к правде и порядку, честности в стремлениях и действиях. И благодарение Богу! Этот алтарь уже созидается. Начало ему положено блаженной и вечной памяти достойным Августейшим родителем твоим – императором Александром III, этим носителем идеала Русского царя и народа. Бодро вступив на прародительский престол в смутное время крамолы, он твердо повел Россию по пути веры и верности коренным и здравым началам народной жизни и в короткое время своего царствования возвел ее на такую высоту, до которой она прежде никогда не достигала. Но вот, волею Божией, он умер – но не умерло Его дело, преданное им в твои надежные руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ф.Я. Покровский IV. Царствование Соломона Деятельность Соломона, опирающаяся на предположение единства в израильском народе и c целью закрепления этого единства Соломон вступает на престол Израиля, по-видимому, крепко объединенного между собою; возмущение Адонии направлялось лично против него. Все действия Соломона опираются на предположение этого единства и имеют в виду еще более закрепить его. He боясь возбудить чрез то разъединение в народе и не встречая его, он строит в Иерусалиме великолепный храм Иегове, переносит сюда ковчег завета из Давидовой скинии и скинию собрания Моисееву из Гаваона со всеми её священными вещами ( 3Цар.8:4 ; 2Пар.5:5 ) и делает таким образом иерусалимский храм единственным центром религиозной жизни Израиля, к чему стремился, но чего не мог достигнуть, как мы видели, Давид. И весь Израиль от входа в Емаф до реки египетской (от самой северной границы до юго-западной) с особенною радостью присутствует при его освящении ( 3Цар.8:1–3,65 ) и расходится, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу своему, Давиду, и народу своему, Израилю (66). Высшие государственные должности, явившиеся в царствование Давида, остаются и при Соломоне, и их занимают частию те же лица, что и при Давиде, частию дети их и другие Давидовы сановники. Главнокомандующим войсками становится после казни Иоава Ванея, начальник царских телохранителей при Давиде. Должность писцов занимают два сановника, Елихореф и Ахия, сыновья Сусы, Давидова писца. Дееписателем остается Иосафат. Государственными податями, вообще всякого рода повинностями, заведывает Адонирам. 272 Первосвященники – Авиафар и Садок. Азария, сын Садока, священник, быть может, придворный, исполнявший тоже, быть может, что и Ира при Давиде ( 3Цар.4:2–6 ; ср. 2Цар.8:16–18; 20:23–26 ). К этим прежним должностям Соломон присоединяет две новые: должность начальника над домом царским, которую занимал некто Ахисар, и должность начальника над приставниками, которые поставлены были им в 12 областях царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Палестина I 1) слово «П.» представляет собой сокращение греч. слов Палайстина Сюриа – «Сирия филистимлян». Так, в отличие от северной ⇒ Сирии (⇒ Сирийцы, Сирия), греки называли Южную, лежащую по обе стороны от реки Иордан, Мертвого моря и Аравы, хотя в целом эта область значит. обширнее, чем заселенная некогда ⇒ филистимлянами прибрежная равнина. Во времена рим. владычества и англ. правления П. офиц. называлась тер., включающая в себя совр. Израиль и части Иордании, Ливана и Сирии; 2) если под П. вообще понимается область между горой Ермон на севере, заливом Акаба на юге, Средиземным морем на западе и Аравийской пустыней на востоке, то ее внутр. границы, особенно политич., постоянно изменялись. Во времена царя Соломона вся область от Типсаха до Газы ( 3Цар. 4:24 ) или от Емафа (Хамата) до потока Египетского (Вади-эль-Ариш; 3Цар. 8:65 ; 2Пар. 7:8 ) находилась под его владычеством. В Нав. 11:17 ; Нав. 12сев. границей израил. владений назван Ваал-Гад у горы Ермон, а юж. – гора Халак (Джебель-Халак; новоевр. Хар-Хехалак). Собственно область поселения евреев простиралась от Дана до Вирсавии (Беер-Шевы) ( 1Цар. 3:20 ). II. 1) П. – это «земля обетованная», к-рую Бог обещал дать потомкам ⇒ Авраама ( Быт. 12:7 ); это земное пространство было избрано Господом как место ветхозаветного Божьего откровения в Его народе и новозаветного откровения в Его Сыне Иисусе Христе (⇒ Ханаан). Поэтому средневековые ученые рассматривали П., а точнее Иерусалим, как геогр. центр земного круга. И хотя совр. наука уже не оперирует такими понятиями, она, тем не менее, признает, что П., где пересекались важнейшие сухопутные и морские пути древнего мира, занимала чрезвычайно выгодное геогр. положение (см. Иез. 5:5 ). Все важнейшие дороги неминуемо должны были проходить через Палестину; 2) в отличие от пустынного Синайского полуо-ва, П., которая расположена севернее, образует юго-зап. часть т.наз. «благодатного полумесяца» – широкого пояса густонасел. тер. с плодородной землей; нек-рые комментаторы относят к странам «благодатного полумесяца» и Египет. На севере и северо-востоке «благодатный полумесяц» ограничен плоскогорьями Малой Азии и Ирана и лежащим между ними Армянским нагорьем, на юге и востоке – Аравийской пустыней, на западе – Средиземным морем. Здесь, за узкой береговой равниной, тянутся две горные гряды, разделенные глубокой долиной. Сообщение с Месопотамией облегчается благодаря тому, что в сев. Сирии внутр. горная цепь повернута на восток, в то время как Евфрат делает поворот на запад. Сир.-палест. горы влияют на климат окрестных тер., который становится более влажным по сравнению с областями, лежащими в глубине материка;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 8 Государственная деятельность Соломона (Ср. 3Цар.9:10–27 ) 1–6. Устроение и постройка городов. 7–9. Государственные подати и повинности. 10–11. Главные приставники Соломона; поселение дочери фараоновой в особом дворце. 12–16. Организация богослужебного персонала. 17–18. Флот Соломона и плавание в Офир. 2Пар.8:2 .  Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых. Тогда как по ( 3Цар.9:11 ) Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, в уплату за работы и материал по постройке храма, 2 Паралипоменон здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему («Кавул» – ( 3Цар.9:10–12 )). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Паралипоменон) совершенно другое событие. «Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого? Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы?» – Проф. М.С. Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 509. 2Пар.8:3 .  И пошел Соломон на Емаф-Сува и взял его. В этом стихе 2 книги Паралипоменон сообщает неизвестный из 3 книги Царств факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр.: Хамат-Цова, Vulgata: Emath Suba, LXX по Александрийскому списку: Αιμιθ Σωβ, слав.: «Эмаф-Сува». Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. ( Чис.13:22 ; 3Цар.8:65 ); Onomasticon 52, 424, 425, 425; См. «Толковая Библия», т. II, с. 407), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова (или Сува, Цоба) ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:3 и другие места) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Евфратом (Onomasticon, 889; «Толковя Библия», т. II, с. 404 и 317). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м ( 4Цар.14:23,25 ), свящ. писатель 2 Паралипоменон имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. 3Цар.4:21,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Оба эпитета, как γιος, так и ληθηνς, в Ветхом Завете прилагаются к Иегове как Владыке святого избранного народа израильского ( Ис.6:3, 40:25 ; Авв.3:2 ; Пс.77и др.; Ис.65:9, 16–17 ). Рассмотрение ветхозавет­ных мест, в которых Иегове присваиваются оба эти названия, открывает их глубокий смысл в применении к лицу Иисуса Христа в настоящем слу­чае: перенесение эпитетов выражает мысль об одинаковом Божественном достоинстве, одинаковых Божественных правах Иисуса Христа с Богом Отцом и устанавливает те же самые отношения Иисуса Христа к новому Израилю, какие связывали ветхозаветный Израиль с Иеговой. Как следствие и пояснение к первым двум эпитетам присоединяется последний: «имеяй ключ Давидов» и проч. Этот образ находит объяснение в гл.22 Исаии: обличая царедворца Севну ( Ис.22:15 ), Господь Саваоф говорит устами пророка: «Возложу ключ дома Давидова на рамена... Елиакима, сына Хелкиина» ( Ис.22:20, 22 ); «отворит он, и никто не запрет» ( Ис.22:22 ). С ключом дома Давидова соединяется право над входами и выходами в нем, а ключ, принадлежащий самому Давиду, сообщает обладателю наследственные права Давида, то есть власть над крепостью Сионом ( 2Цар.5:7 ; 3Цар.8:1 ), городом Иерусалимом ( Ис.10:24, 33:20 ), а вместе с тем и над всем Израилем (Мих.4и мн.др.). Объем власти определяется с положитель­ной и отрицательной стороны: от Христа зависит допустить или не допу­стить в Иерусалим; следовательно, власть является во всех отношениях неограниченной. А так как Царство духовного Израиля есть Царство Не­бесное, то ключ Давида имеет одинаковое значение, как и ключи Царства Небесного у Мф.16:19 . В главной части определения Иисус Христос 1) высказывает похвалу достоинствам Церкви (ст. 8), 2) изрекает пророчество об иудейской сина­гоге (ст. 9), затем присоединяет 3) обетование и 4) увещание верующим (ст. 10–11). Ст.10. «Яко соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины иску­шения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущая на земли». По словоупотреблению Апокалипсиса, вселенная вся понимается в собственном смысле и обозначает всю землю как поприще всемирно-исторической жизни человечества и само человечество, населяющее землю: в Апок. 12диавол называется «обольщающим всю вселенную»; в Апок. 16бесовские духи, творящие знамения, выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в великий день Бога Вседержителя, и между этими царями есть цари из-за Евфрата, от восхода солнечного ( Апок. 16:12 ). В том и другом случае οικουμνη δλη, конечно, не Римская империя, а вся вселенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В настоящее время на месте его находится деревня Афка с развалинами древнего храма Адониса, отличающаяся красивым местоположением (Святая Земля, II, 574–575). Нав.13:5 .  также [Филистимская] земля Гевла и весь Ливан к востоку солнца от Ваал-Гада, что подле горы Ермона, до входа в Емаф. Осталась незавоеванной также область на север от Афека, названная «землей Гевла» (по-евр. тексту Гивли, в греч. сп. Γαλιαθ, Γαβλι, в слав. Библии «Гавли») от находившегося в ней города Гевал, который у греков носил название Библос. О жителях Гевала, как искусных каменотесах и строителях кораблей, упоминается в 3Цар.5:18 , у Иез.27:9 . Он находился к северу от Бейрута и расположен был на высоком утесе, вдающимся в море. На его месте в настоящее время бедная деревня Джебейль с развалинами древнего города. Слово «[Филистимская]» перенесенное из славянской Библии находит себе соответствие во многих греческих списках, но оно отсутствует в еврейском тексте и переводе блаженного Иеронима; пониманию данного места это дополнительное слово не способствует, скорее может приводить к неправильному представлению о месте, где находилась земля «Гевла». Незавоеванной была также вся местность Ливанских гор, находящаяся к востоку от Гевала и простирающаяся с юга на север от Ваал-Гада (см. к Нав.11:17 ) или Баниас «до входа в Емаф». «Емаф» (по-еврейски Chamat, у греческих писателей – Епифания) находился на реке Оронте, к северу от Ермона или Антиливана. В древнее время Емаф был столицей особого царства. Многократно употребляемое в ветхозаветных книгах выражение «до входа во Емаф» ( Суд.3:3 ; 3Цар.8:65 и др. м.) служило обозначением вообще южной границы Емафского царства, которая была северной границей Израильской земли ( 2Пар.7:8 ). Нав.13:6 .  Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел Израилю, как Я повелел тебе; Нав.13:7 .  раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина [от Иордана до моря великого к западу отдай ее им; великое море будет пределом].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Те, кто были дети Божии (иудеи), лишились сыновства – Богу Отцу они причинили бесчадие, Небесного Отца осиротили. «Людие мои, что сотворих вам? Или что Мне воздаете? – За манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздите…» 199 Пс.34:15             А на спотыкание мое они возвеселились и собрались:                         собрались на меня пораженные, и я не знал,                         раздирают [одежды свои] и не смолкают. «Спотыкание» – человек споткнулся, в следующий момент упал ( Пс.38 /37:18). Враги «стерегут спотыкание мое» ( Иер.20:10 ). «Пораженные» – hap.leg.; те, кого Христос многажды поражал; они – битые, ущербные, «низкие» (МЛ), «калеки» (Раши), «инвалиды духа» (Ибн-Эзра), порченные – демоны. Но «пораженные» – это такие иудеи, которые уже не смели спрашивать Иисуса, потерпев поражение в спорах с Ним. Собрались вместе «пораженные» Христом – нечистые духи и ученые иудеи. Такого сборища прежде не бывало, и никто в таком не участвовал («я не знал»). «Раздирают» – глагол, который преимущественно используется в обороте «раздирать ризы» (в знак скорби) 200 . «Не смолкают» 201 – употребляют свое главное оружие: язык и совместное говорение (гвалт); такие «умолкнут» только в Шеоле ( Пс.31 /30:18). Пророк рисует обстановку архиерейского суда над Христом: «первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!.. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» ( Мф.26:65,67,68 ). Об этом же следующий стих: Пс.34:16             в скверных насмешках – [мой] хлеб,                         скрежетали на меня зубами своими. «Хлеб» – слово маог означает нечто испеченное, как «лепешка» (уга), встречается в Писании только один раз: когда пророк Илия пришел в Сарепту к вдове, она сказала ему, что нет у нее маог – ничего печеного, ничего хлебного ( 3Цар.17:12 ). Из остатка муки вдова сделала для Илии уга – лепешку, и с тех пор мука и масло в ее доме не истощались. Следует припомнить, что одна «лепешка» спасла Илию в пустыне от голода ( 3Цар.19:6 ), что «лепешки опресноков» были первой пищей народа по выходе из Египта ( Исх.12:8 ) и что, наконец, в пустыне из манны – небесного хлеба – делали «лепешки» ( Чис.11:8 ). Что говорит Давид в Псалме? Тот, Кто питал людей манной в пустыне, спасал от голода пророка и вдову с ребенком,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В параллель с исчислением разных предметов исчисляются многократно и „записываются” в разные списки поименно люди: пришедшие с Зоровавелем (2:1–65), пришедшие с Ездрою (8:1–14), взявшие иноплеменных жен (10:18–44); перечисляются даже животные, выведенные из Вавилона (2:66–67). В параллель с подобными исчислениями, как видно встречающимися едва не в каждой главе, встречаются многократные, также едва не в каждой главе, упоминания о письменных памятниках и дословное воспроизведение их. Таковы: указ Кира (1:1–4), письмо Артаксерксу персидских чиновников (4:11–16), ответ Артаксеркса на него (4:17–22), письмо тех же начальников Дарию (5:6–17), письмо к ним Дария (6:1–12), письменный указ Артаксеркса Ездре (7:11–26). Иудеи сами тщательно „записали” все пожертвования (8:34). Замечательно, что все поименованные указы и письма излагаются на арамейском языке, тогда как сам свящ. историк пишет по-еврейски. Естественен отсюда вывод о полной дословной точности свящ. писателя в цитации этих памятников, вероятно тщательно хранившихся у Евреев, так как они необходимы были на случай позднейших интриг Самарян и взяточников персидских „областеначальников” (4:5). Замечательно также в 5:4 выражение: „тогда мы сказали – “. Здесь идет речь об эпохе до Ездры и первое лицо можно лишь объяснить буквалбною выдержкою из памятника, принадлежавшего древнему современнику событий; т. е. видно отношение к древним историческим памятникам, какое мы видели в книгах Царств (напр. 3Цар. 8:8, 12:19 ) и Паралипоменон ( 2Пар. 5:9, 10:19 ). Этою же точностью и прагматичностью свящ. историка объясняется и тот факт, что по арамейски изложен им весь обширный отдел (4, 8–6, 8) о построении храма. Очевидно, он имел под руками подлинный современный событию исторический памятник и целиком его поместил в своей книге. Исчисление имен лиц, возвратившихся с Зоровавелем (2, 1–65), с точностью воспроизводится в книге Неемии (7, 1–70). Таким образом, все события, случившиеся до Ездры, излагаются языком древних памятников и точных „исчислений”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И воцарился Захария, сын его, вместо него. Дата воцарения Иеровоама II израильского согласуется с показанием ( 4Цар.14:1–2,17 ), по которым Амасия иудейский царствовал 29 лет, из них 14 лет совместно с Иоасом израильским, а 15 – с сыном последнего Иеровоама II. Но указанная в ( 4Цар.14:21 ) продолжительность царствования Иеровоама II 41 год не мирится со свидетельством ( 4Цар.15:8 ), что сын и преемник Иеровоама II Захария воцарился только в 33 и год Азарии-Озии иудейского, сына и преемника Амасии: если Иеровоам 15 лет царствовал одновременно с этим последним и еще 38 лет с Озиею, то общее число лет царствования Иеровоама II будет 53 года или, принимая, что 15 и 38 лет были неполными годами, 51 год, а не 41 год; можно поэтому допустить ошибку смешения цифр (буквы нун с мем: 50 и 40). В пользу удлинения срока царствовании Иеровоама II говорит и хронологическая дата пророческого служения Осии в надписании к его пророческой книге ( Ос.1:1 ; ср. стихи 4–5; ср., впрочем, у проф. И. А. Бродовича. Книга пророка Осии, Киев. 1901, с. XI-XVI. ) О столь продолжительном и несомненно славном царствовании Иеровоама II израильского свящ. писатель сообщает, однако, лишь самые общие сведения (может быть, ради нечестия этого царя с теократической точки зрения 4 , ср. стих 24 и ( 4Цар.13:2 ) или, вернее, по неимению подробной биографии этого царя); упоминает о знаменательном и впервые лишь после Соломона ( 3Цар.8:65 ) осуществившемся восстановлении древних обетованных Богом пределов земли Израиля от Емафа Сирийского ( 2Цар.8:9 ; Onomast. 52) до моря пустыни (евр. айм гаараба, Vulg.: mare solitudinis ст. 25). т. е. Мертвого моря ( Втор.3:17 ; Hab.3:16, LXX : θλασσα τς Αραβα, слав.: «до моря Аравитского», Onomast. 495). Иеровоам, довершивший в этом случае дело отца своего Иоаса ( 4Цар.13:25 ), мог воспользоваться слабостью Дамаска после побед над ним ассирийских царей Салманассара III и Ассурдана III (Meyer, Geschichte des Alterth. I, s. 146). Об этом подвиге Иеровоама II предсказал известный пророк Иона, с именем которого известна пророческая книга ( Ион.1:1 ), конечно, не заключающая этого специального предсказания, лишь содержащая пророчество Ионы о Ниневии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010