Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (ст. 8–19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 – по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям («сын Иессея» – Давид ( 1Цар.20:27,30,22:7,9 ); «сын Тимеев» – Вартимей ( Мк.10:46 ) ). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. ις, «сын». Из того, что двое из приставников – Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона – женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона. 3Цар.4:8 .  Вот имена их: Бен-Хур – на горе Ефремовой; «Гора Ефремова» ( Нав.17:15,19:50 ; Суд.7:24,19:16 ) – одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее ( Иер.50:19 ). В переводе LXX и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку ες, «един». 3Цар.4:9 .  Бен-Декер – в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане; Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом ( Нав.19:42–43,21:16 ). (См. Onomastic. 663). Вефсамис – левитский город в Иудином колене ( Нав.15:10 ), близ филистимской границы ( 1Цар.6:9–12 ), теперь Ain-Sems. 3Цар.4:10 .  Бен-Хесед – в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; Арюбоф – нигде еще не встречается в Библии, но, вероятно, как и Сохо ( Нав.15:48–49 ), и Хефер ( Нав.12:17 ), Οφερ, Epher., слав. «земля Оферова», – на юге Иудина колена. 3Цар.4:11 .  Бен-Авинадав – над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; Нафаф-Дор ( Нав.11:2,12:23 ), назначенный в удел Манассиину колену ( Нав.17:11 ), но не занятым им (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В св. книгах ветхого завета Аравия упоминается, как «Земля Восточная» или просто – «Восток». Так, об Аврааме (за 2000 лет до Р. Хр., в книге Бытия говорится: «А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на Восток, в Землю Восточную (гл. 25, ст. 6). По объяснению ученых, здесь под «Землей Восточной» разумеется Аравия, жители которой известны были под именем «Сынов Востока» (Бени-Кедем 49 ). Измаил, сын Авраама 50 , жил в северной Аравии и был, по общепринятому мнению, родоначальником некоторых арабских племен. Моисей 51 жил в земле Мадиамской, на северо-западе Аравийского полуострова, и путешествовал с евреями после исхода из Египта по пустыне в Каменистой Аравии. Во времена еврейского царя Соломона, начало царствования которого относится за 1020 лет до Р. Хр., в Библии , кроме царицы Савской, упоминаются цари аравийские, которые приносили Соломону золото и серебро (2 Парал. Гл. 9, ст. 14) Царица Савская 52 , известная в арабских преданиях под именем Балкисы или (Билкисы), услышав о славе Соломона, прибыла в Иерусалим, чтобы испытать загадками мудрость царя евреев. Прибыла она в Иерусалим с весьма большим богатством: с верблюдами навьючен­ными благовониями, великим множеством золота и драгоценными камнями. И подарила она царю Соломону сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоцен­ные камни. И никогда не было у Соломона таких благовоний, какие подарила ему царица Савская 53 . Соломон заключил договор с Тирским царем Хирамом II ( 3Цар. 5:26 ) и даже женился на дочери Хирама 54 . По заключении союза Соломон и Хирам установили прямое морское сообщение с Индией (через Офир), но и при этом торговля их не обхо­дилась без посредства Южной Аравии, так как суда их выгружались в Емене и товары следовали далее по Аравии караванным путем. По смерти Соломона, морской путь по Красному морю был совсем закрыт для финикиян усилив­шимися на берегах этого моря египтянами. Несмотря на это, сухопутная торговля с Аравией продолжалась еще целые столетия, как об этом можно судить из слов пр. Иезекииля (за 600 лет до Р. Хр.), определенно говорившего о торговле Аравии с Тиром, гл. гор. Финикии: «Аравия и все князья Кедара производили торговлю с тобой… Купцы из Сабы и Раемы 55 торговали с тобой… (гл. 27, ст. 21 и 22)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Иерихона. В то время, когда он, занятый, конечно, мыслью об этом, находился вблизи города, ему последовало новое божественное откровение относительно его завоевания. Откровение сообщено было через Ангела Господня, явившегося в виде мужа с обнаженным мечом. Принятый за обыкновенного воина, явившийся открыл себя через объявление своего ангельского чина: «вождь воинства Господня» – и указание на святость места. Обнаженный меч и звание явившегося как вождя воинства Господня показывали Иисусу Навину на готовность небесных сил помогать в предстоящей борьбе с Ханаанскими народами. Основанием для того, чтобы в явившемся Иисусу Навину видеть Ангела Господня, служит то, что он, подобно явившемуся в купине ( Исх.3:2–5 ), требует снятия обуви, равно как то, что явившийся носит здесь ( Нав. 6:1 ), как и в кн. Исход, имя Господь и открывает себя как Господь. Блаженный Феодорит не соглашался, однако, с теми, которые в явившемся Иисусу Навину видели Бога Слово; по его мнению, «это был Архангел Михаил» 49 . «Он сказал: нет» по нынешнему еврейскому тексту. Вместо «нет» читается ατ – «ему» в древних и позднейших греческих списках и других переводах, равно как в славянской Библии (при этом переводчики вместо еврейского «ло» с «алеф», как в нынешнем еврейском тексте, читали, очевидно, «ло» с «вав холемь», каковое начертание находится и в некоторых еврейских списках) 50 . Греко-славянский перевод «ему» и ввиду значительного числа свидетельств в его пользу, и того обстоятельства, что при нем ответ явившегося Иисусу Навину получает большую определенность через указание, к кому он обращен, заслуживает во всяком случае того, чтобы он был отмечен. «Воинством Господним» названо здесь не войско израильское, как в Исх.7:4,12:41 , а воинство небесное, как в 3Цар.22:19 , Пс.148:2 , ибо у Израильского войска был уже вождь, Богом поставленный. «Сюда» привнесено из славянской Библии; этому слову нет соответствующего ни в еврейском тексте, ни в греческих списках. Насколько известно, слова «господин мой» служат передачей еврейского слова «адони» в нынешнем его начертании.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52     О книге пророка Иеремии 1.Имя и происхождение пророка. Значение имени пророка Иеремии – Jrmijahu или, в сокращении, Jremjah установить трудно. Если производить его от глагола rama – бросать, то оно будет значить: Иегова отвергает. Но оно может быть производимо от глагола rama, означающего: основывать, поднимать; и в таком случае имя пророка будет значить: Господь основывает. Имя это было нередким в Израиле ( 1Пар. 12.13 ; 4Цар. 23, 31 ). Отцом Иеремии был Хелкия, из священников, живших в городе Анафофе (в колене Вениаминовом, в 7 верстах к северу от г. Иерусалима). В этом городе жили священники из рода Авиафара, который был до Соломона первосвященником, но при этом царе лишен был своего первосвященнического достоинства ( 3Цар. 2, 26 ). Нет ничего удивительного, что отец-священник дал своему сыну Иеремии воспитание, вполне отвечавшее традициям доброго старого времени и этим подготовил его к пророческому служению. 2. Время и деятельность пророка. Иеремия пророчествовал с 13 года царствования Иосии ( Иер. 1.2 ; Иер 25.3 ), т. е. с 627-го г. до Р. X. до разрушения Иерусалима в 588-м г., при последних иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, а потом еще некоторое время, по разрушении Иерусалима, в Египте – всего около 50 лет. Иосия (640–609) был царь благочестивый. Уже на 16 году своей жизни и след. на 8-м г. своего царствования он стал обнаруживать живой интерес к религии ( 2Пар 34.3–7 ), а на 20-м г. жизни, начал уничтожать в своей стране идолослужение. На 26-м г. жизни, когда найдена была в храме книга Завета, Иосия реформировал богослужение по руководству этой книги ( 4Цар 22,1–23, 30 ; 2Пар 34,8 – 35,27 ). Еще за пять лет до этой важной реформы Иеремия был призван к пророческому служению, но, очевидно, в первые годы своего служения он неизвестен был в Иерусалиме: иначе бы его совета спросили придворные, обращавшиеся за разъяснениями угроз книги Завета к пророчице Олдаме ( 4Цар.22:14 ). Ко времени царя Иосии относятся первые речи Иеремии, содержащиеся в II-VI гл. и Иер 17.13–27 . Хотя Иеремия не принимал близкого и прямого участия в реформаторской деятельности Иосии, тем не менее он глубоко ей сочувствовал и оплакал гибель этого царя в плачевной песни, которая не дошла до нас ( 2Пар 35.25 ). В это время Иеремия появляется в Иерусалиме и говорит свои обличительные речи главным образом в храме, где у него было больше всего слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Порицает же его за то, что не прекратил служения на высотах и возлюбил родство с Ахавом 16 . Сие же яснее излагает книга Паралипоменон, почему писавший историю и отсылает нас к ней. Вопрос 49. Как должно разуметь сказанное: «не се ли, писана суть в книзе словес дний царей Иудиных» (3Цар.22:45)? И из сего явствует, что все тогдашние события были записываемы и из тех книг как писатель настоящей книги, так и писавшие книгу Паралипоменон почерпнули сообщаемые ими исторические сведения. Вопрос 50. Кого писатель называет Ваалом (3Цар.16:31–32)? Как сказал Иосиф 17 : Ваал был бог тирский, а Астарта была божество сидонское. Сие писатель показал и выше, говоря о Соломоне, что построил он капище «Астарте, мерзости сидонстей» ( 3Цар.11:7 ); ей же насаждали и посвящали рощи. И Астарта есть божество, у эллинов называемое Афродитою. Вопрос 51. Не представляется ли смелым сказанное Илиею: «аще будет в лета сия роса или дождь на земле, точию от уст моих» (3Цар.17:1)? Дерзко допускать до себя такие мысли о мужах духовных. Илия был пророк, первоверховный из пророков, пламенел Божественною ревностью и сие изрек по действию Духа Божия. Почему и исполнилось им изреченное. Вопрос 52. Как Илия, будучи свят и ведя жизнь по закону, вкушал пищу, приносимую ему вранами (3Цар.17:6)? Сам Законоположник подавал ему пищу сию чрез вранов. Ибо Сам повелел ему жить при потоке Хорафове, обещав посылать пищу чрез вранов, и исполнил сие обещание, потому что враны приносили утром хлебы, а вечером – мяса 18 . А сим Законоположник научает нас, что по немощи только иудеев постановил Он таковые законы. Ибо Сам иногда повелевал преступать оные. (Так, Иисусу пророку, Елеазару первосвященнику, а с ним священникам и левитам и всему народу повелел в субботу семикратно обходить Иерихон; так и теперь великому Илии повелел принимать пищу, приносимую ему вранами). А иногда не укорял Он преступивших таковые законы. (Так, Самсон за пьянство и сладострастие лишен был Божией благодати, а за то, что вкусил сотового меда, составленного пчелами в челюсти мертвого льва, нимало не был обвинен).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечно пред лицем Твоим; ибо Ты, Господи, возвестил это и благословением Твоим сделался дом раба Твоего благословенным во веки»: вот заключительные слова (ст. 29) благодарственной молитвы Давида за сообщенное ему откровение Божие об его потомстве ( 2Сам. 7 ). А в псал. 50 читаем его же молитву: «облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима». Мы выше указали на оба эти места как на параллельные. Поясним теперь это. Не забудем прежде всего здесь, что обетование, данное Давиду при упомянутом откровении касательно его потомства, не только по новозаветному толкованию ( Деян. 2, 30; 13, 23 ; Евр. 1 , 5b), но и по самому же ветхозаветному учению ( Псал. 88, 4–5 ; ст. 20–38; сн. Иезек. 34, 23 и Деян. 13, 23 ; Исаии 55, 3 сн. Деян. 13, 34 ), как и по иудейскому воззрению (см. напр. Мф. 9, 27 и под. 22, 42 и пар.), относится к Мессии – Сыну Давидову по плоти ( Рим. 1, 3 и др.), хотя этим не только не отрицается, а напротив тем же откровением и утверждается ближайше значение его в отношении к Соломону ( 3Цар. 8, 17–20 ; 1Пар. 22, 7 и дальн.) и к его преемникам на царстве из потомства его ( Псал. 88, 39 и дал.). Далее, как объясняет сам же Давид по повествованию 1Пар. 22, 7 и дал., главная причина отказа Иеговы Давиду в построении храма (дома Иегове) заключалась в том, что он «пролил много крови на землю пред лицем Иеговы» ( 1Пар. 22, 8 ) 49 , между тем как имевший, по обетованию, вместо него, построить этот храм сын его имел быть «человеком мирным» (ст. 9). Самое же существо причины в том, что «храм, как отобраз царства Божия, должен соответствовать и природе этого царства, отражать мир царства Божия. На этом то глубочайшем основании не Давид, муж брани, а только Соломон, – муж мира, прообраз Князя мира (Исаии 9, 5), должен был строить храм» 50 . Вот настоящая причина того, почему Давид должен был покориться воле Божией – не строить храма. Но из усмотрения этой же причины очевидно и то, что заключительные слова той благодарственной молитвы ( 2Цар. 7, 18–29 ) имеют более широкий смысл – моление о благословении не только дома Давидова в частности (-фамилии, династии его), но и врученного ему Богом царства Израилева, в котором царь есть лишь наместник Бога на земле (теократия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Писание говорит: человецы большим (высшим) кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть (полагается конец произнесением клятвы Евр.6:16 ). Посему Бог , не имея никого выше себя, клялся собою ( Евр.6:13 . Быт.22:16 ), о святем своем ( Пс.88:36 ), именем своим великим ( Иер.44:26 ). По указанию Господа клятва в Ветхом Завете произносима была, при частных и общественных делах, во имя Божие ( Втор.6:13 . Быт.26:28 . Нав.9:19 ), с поднятием правой руки на небо ( Быт.14:22 . Втор.32:40 ); а часто с положением ее под стегно того, кому клянутся ( Быт.24:2. 47:29 ). Поднятие руки было выражением указания на Бога, как свидетеля, а положение под стегно знамением искреннего обещания. Так и при Ветхозаветном воцарении народ произносил Клятву в верности и послушании Царю. Царь Давид положил завет в Хевроне пред Господем всем старейшинам израилевым ( 3Цар.10:3 ); первосвященник Иодай, при воцарении Иоаса, завеща завет между Господем, и между Царем, и между людьми, яко быти им в люди Господни ( 4Цар.11:17 ). И этот завет, по словам Иосифа Флавия, был не что иное, как взаимная клятва или Присяга 47 . Согласно с словами Писания: человецы большим кленутс я, и всякому их прекословию кончина есть клятва ( Евр.6:16 ), клятва или Присяга издревле употребляется в Церкви Христовой в делах важных и необходимых. По словам Тертуллиана , писателя III века, древние христиане по известному образцу произносили клятвенное обещание 48 . Св. Златоуст говорит, что древле клялись в Церкви пред священною трапезою и пред Евангелием 49 . У Греков, при воцарении Императора, произносима была всенародная Присяга Царю. По сказанию Никифора Грегораса (1365 г.), весь народ римский, при воцарении Андроника юного или III, дал торжественную ему клятву. Патриарх же и собор священнослужителей заключили свою Клятву в письмена, обещав, что как сами они, так и преемники их в управлении церковном будут хранить его царство в безопасности от всякой измены» 50 . Кантакузен свидетельствует, «что у греков хранится постоянный обычай, чтобы при воцарении нового Императора все начальники провинций собирались вместе и утверждали клятвою верность свою новому Царю» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В Ветхом Завете этим словом (Евед Ягве) именовались особо избранники Божии: патриархи ( Быт.26:24 Исаак. Быт.24 – Иаков), пророки ( 4Цар.9:7 ; 1Езд.9:11 ; 3Цар.14:18 проч. – около 36 раз), вожди и праведники ( Суд.2:8 ; Иов.1:8 ), цари ( 2Цар.3:18 др. – около 30 раз), и весь Израиль ( Пс.135 ). В Песнях Раба Господня (42:19; 49:17; 50:49; 52:13,12) говорится о Рабе Господнем, проповедующем истинную веру, страдающим во искупление грехов человечества, приносящим свет всем народам и прославляемом Богом. Эти пророчества Иисус Христос применил к Себе ( Лк.22:19–20, 37 ), и первохристианская Церковь признавала в этом описании Раба Господня таинственное предвозвещение о жизни и искупительной смерти Господа Иисуса Христа ( Мф.12:17–21 ; Ин.12:9 ). Поэтому в свете новозаветного толкования, в полном объеме и совершеннейшим образом предречения Песней о Рабе Господнем исполнились только на Иисусе Христе и ни на ком другом. К ветхозаветному Израилю они могут относиться лишь отчасти, как к прообразу, и как народу Господню, которому была вручена на хранение истинная вера. Но еврейский народ, как известно, не был идеальным исполнителем данной миссии, и поэтому в ряде мест Песен он обличается как недостойный раб Господень (напр. 42,19: «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, т вестник Мой...»). Первая песнь. О кротком Отроке Господнем ( Ис.42:1–9 ) В стихах 1–9 этой главы содержится пророчество о Мессии, имеющим прийти на землю в образе кроткого и смиренного Раба Господня, благовестника спасения для всех жаждущих Его, также об установлении Им Нового Завета и просвещении язычников. С самого начала главы речь идет от лица Бога, говорящего о Своем Отроке: Вот Раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу ух Мой на Него, и возвестит народам суд». Согласно Евангелию от Матфея (12:15–21) это пророчество относится к Личности и служению Иисуса Христа, воплотившееся Сына Божия, Который пришел на землю в смиренном Облике человека, по выражению апостола Павла, «приняв образ раба, делавшись подобным человекам и по виду став как человек»: Филипп, 2:6–7). Но греческие переводчики, добавившие к оригинальному тексту первого стиха слова «Иаков» и «Израиль», очевидно, относили это пророчество к ветхозаветному Израилю, как хранителю и проповеднику истинной религии. Этих добавлений греко-славянской Библии нет в Евангелии от Матфея, где текст Ис.42:14 как пророчество, исполнившееся и Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Во всяком случае, у ассирийцев и вавилонян была очень сильная любовь к иностранной культуре и этим объясняется греческая терминология в названии музыкальных инструментов. Если можно еще спорить о греческом словопроизводстве названий: самвика, кафара и песантэрин, то нет сомнения, что симфония – – есть слово чисто греческое: συμφωνα, означающее также музыкальный инструмент. Эта терминология дала богословам отрицательного направления повод для признания неподлинности книги пророка Даниила. Греческие слова сочтены были доказательством происхождения книги после Александра Македонского, с распространением греческого языка по Азии 46 . В настоящее время подобные доказательства уже не могут иметь силы. Сношения ассирийцев с греками начались задолго до Александра Македонского. Современник Исайи, ассирийский царь Саргон, упоминает в своей надписи об ионянах и их море. Сеннахирим одержал над греками в Киликии победу и в честь ея поставил себе памятник. По свидетельству Бероза, он имел в своей армии греческий отряд 47 . Асаргаддон и Ассурбанипал водили свои армии несколько раз в Финикию, ведшую торговлю с Грецией. Они и сами имели сношения личные с греками: между своими данниками они перечисляют несколько греческих царей с островов Кипра, Пафоса 48 и др. Можно ли сомневаться, что такой любитель музыка, как Ассурбанипал, познакомился с музыкальными инструментами своих данников – греков, и их названиями? Если в Библии встречаются санскритские названия индийских товаров, привозившихся в Иудею ( 3Цар. 10.11–12.22 ), то и у ассирийцев и вавилонян могли употребляться греческие названия греческих музыкальных инструментов. Вавилон еще во время Иисуса Навина вел торговлю с Финикией (I Нав. 7,21) и продолжал вести ее со всеми народами при Иезекииле ( Иез. 17, 4.19 ). Для торговых целей Навуходоносор устроил канал к персидскому заливу. А грек Анаксимандр, современник пленников, нарисовал карту восточных царств, конечно, на основании путешествий греков по востоку 49 . Есть, наконец, положительное историческое свидетельство о путешествии греков в Вавилон. Брат поэта Алкея во время Навуходоносора прославился в отдаленных странах своею помощью Вавилону. Он, вероятно, был во вглаве греческого отряда 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Заметим, что случай, аналогичный приведенному в 2Кор.2-4, также произошел и с преподобным Серафимом Саровским, который говорит: " Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: " В доме отца моего обителей много " (Ин.14:2). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители - только не знаю, с телом, или кроме тела. Бог весть, это непостижимо, А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал, сказать тебе невозможно " (29:53). Приложение 6. Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших (первенцем из мертвых) Апостол Павел называет Иисуса Христа первенцем из умерших (1Кор.15:20), апостол Иоанн - первенцем из мертвых (Откр.1:5). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три - из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3Цар.7:17-23); сына Сонамитянки (4Цар.4:32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея - ученика и преемника пророка Илии (4Цар.13:21). И три случая воскрешения - из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лк.7:12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лк.8:49-55); четырехдневного Лазаря (Ин.11:14,38-44). Кроме того, в Мф.27:50-53 говорится о воскресении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах. Апостол Павел пишет: " Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его " (1Кор.15:22,23). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010