Однако ж ни о празднике, ни о памятнике сведений у иудеев не сохранилось… В частности о Птоломее Филопаторе сведения древности имеются очень благоприятные: он получил образование немалое в духе того времени, проявил немало знаков любви к своему царству и назван Филопатором в смысле особой чести и похвалы (на монетах и на памятнике розеттском этот титул есть). Сохранившиеся о нем исторические сведения делают очень мало вероятным описываемый в книге жестокий поступок его с иудеями, особенно как он описывается «не без прикрас» в 4-й главе. – Очень странное впечатление производит описание в книге некоторых чудес. Например, «по действию промысла небесного» не доставало у египетских писцов хартий и письменных тростей для переписи всех иудеев (4:15–16). Да и к чему нужна была эта перепись, когда всех их хотели истребить? Переписать не могли в 40 дней и ночей (4:12), а перевязали всех в одну ночь (5:3, 9). Что легче и скорее сделать?.. Продолжительный сон и странные перемены в мыслях Филопатора (5:6, 8, 18–22) также мало правдоподобны и не имеют себе параллелей в канонических повествованиях о чудесах. Зачем нужно было непременно всех иудеев со всех городов и сел свозить в Александрию и увозить отсюда ( 3Мак.4:8–9; 7:15 ), а не на месте их жительства подвергать казни (ср. Есф.3:13 )? Вообще в книге очень много признаков неисторичности. Множество явных противоречий автора собственным повествованиям: например, вторичное связывание уже скованных иудеев (5­­ 3:18; 4:8); иудеи были все собраны, связаны и пр. (4:5–6), а потом они же в Александрию сходились посмотреть на своих одноплеменников (6:10). По 3Мак.3:22 – все иудейское имущество должно быть «истреблено, опустошено, выжжено», а по 7– они опять получают его по какой-то «описи» (точно от опекуна наследники!). Что касается полезности и назидательности повествований третьей Маккавейской книги, как «чтимой и святой», то можно не мало сих достоинств находить в ней. Такова, например, геройская по содержанию обличительная речь к Птолемею старца-священника Елеазара ( 3Мак.6:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

7:9–17 Великое множество спасенных перед престолом Божьим В этом разделе может быть представлена другая группа людей, отличающаяся от описанной в 7:1–8, или другая картина той же группы, но уже на небе (двойные версии видений иногда встречаются и в ВетхомЗавете; ср.: Быт. 41:15–27 ; встречаются также и толкования видений, напр., у Даниила, в 4 Езд. и 2 Вар.). 7:9–12. В белые одежды облачались молящиеся в храме, а также поклоняющиеся богам в Малой Азии. Пальмовые листья использовались во время Праздника кущей. В грядущем верный Богу народ из всех племен и языков соберется на поклонение Богу в Праздник кущей ( Зах. 14:16 ); как и в апокалиптических текстах, будущее земли, в определенном смысле, уже исполнилось на небе. Пальмовые листья использовались во время празднования победы Израиля при его выходе из Египта, и это было торжество в воспоминание о верности Бога по отношению к ним во время их странствий по пустыне, когда весь народ полностью зависел от Него. Некоторые исследователи полагают, что это множество людей представлено мучениками или церковью мучеников из 6:11, которые рассматриваются здесь несколько иначе. Их неисчислимое множество, т. е. настолько огромное, что трудно перечесть, но все-таки не бесконечное число ( 3Мак. 4:17 ; они могут представлять бесчисленное множество, их так много, как песчинок в морском песке, напр.: Иудифь 2:20 ). 7:13,14. Иудейские учителя иногда задавали вопросы, на которые, как они знали, их ученики не смогут ответить. Здесь используется такой же прием. Еврейские апокалипсисы и их редкие римские аналоги часто упоминают об ангелах-наставниках (напр.: 1 Енох, и 3 Вар.), которые задавали смертным наводящие риторические вопросы, чтобы привести их к более правильному пониманию истины (напр.: 4 Езд. и Завет Авраама; ср.: Дан. 8:13,14; 12:6,7 ); в других текстах приводятся сложные видения, о понимании которых просто нужно просить ( Дан. 7:16; 12:8; 4 Езд.) или ждать их разъяснения в будущем ( Дан. 8:16 ). «Великая скорбь» соотносится с Дан. 12:1 – это период тяжелейших испытаний, которые ожидают народ Божий перед концом света. Выражение «омыли одежды» в крови относится к ритуалу, а не к зримому образу, – кровь жертвы очищала утварь для служения в храме, о чем говорится в Ветхом Завете (см. коммент. к Евр. 9:21,22 ), а белый цвет в новозаветную эпоху был цветом священнического облачения для служения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2:6. Иудейские учителя часто использовали образ Содома наряду с образом допотопного поколения как олицетворение зла и разврата (см.: 3Мак. 2:5 ; часто у раввинов и др.). Ветхозаветные пророки такжепостоянно использовали Содом как символ предельной степени греховности современного им поколения (ср.: Втор. 32:32 ; Ис. 1:9,10; 3:9; 13:19 ; Иер. 23:14; 50:40 ; Пл. 4:6; Иез. 16:46 ; Соф. 2:9 ). 2:7,8 . Иудейская традиция разделяла людей на тех, кто признавал Лота праведным, и тех, кто не считал его таковым (большинство раввинов и ряд других верующих не считали Лота праведным). В Бытии же онизображается как праведник ( Быт. 18:25; 19– 16 ); он не был таким праведным, как Авраам ( Быт. 13:10,11; 19:29,32–35 ), но для Содома – слишком праведным ( Быт. 19:9,15 ). 2:9 . В большинстве иудейских преданий говорится, что нечестивые должны мучиться в «геенне до дня суда (или до дня своего уничтожения). В Прем.10 Премудрость «спасла праведного» Лота, когда нечестивые погибли в огне Содома; 2 Пет., вероятно, указывает на это предание. 2:10,11. В разных еврейских текстах упоминаются те, кто ругает небесные звезды или проклинает сатану или бесов. Оппоненты Петра, вероятно, восприняли этот обычай, возможно, в форме «духовной баталии». Хотя христиане должны были заботиться о своей общественной репутации, – поскольку обвинения в подстрекательстве к мятежу в Римской империи вели к суровым пре следованиям и репрессиям, – эти лжеучителя ругали светские власти на земле и ан гельские воинства, которые стояли за ними (см. коммент. к Еф. 1:19–23 ). 2:12. Древние авторы считали, что некоторые животные предназначены исключительно в пищу людям; здесь животные являются объектом охоты. Философы (напр., Эпиктет и стоик II в. император Марк Аврелий) описывали животных как тварей, которыми руководят инстинкты, в отличие от человека, который руководствуется разумом, и неразумных людей сравнивали с «бессловесными животными». 2:13. В ночное время люди часто предавались кутежам; обвинение в участии в дневных пирушках считалось более тяжким, чем обвинение в язычестве. (Широко распространено мнение о том, что Петр здесь использовал лексику из раннего еврейского источника «Взятие на небо Моисея». Но есть и противоположная точка зрения о том, что, наоборот, данное сочинение опирается на 2 Пет; окончательный вывод зависит от того, когда был написан каждый из этих двух документов. Возможно, что оба они имеют в своей основе некий общий источник или что выявляемая вербальная параллель представляется чисто случайной.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

23 В дейст. γαμεν с γυνακα=γεσθαι γυνακα, но оба глагола употр. и без доп. с двойн. винит. (ср. Флав. Ant. XIV. 12. 1. Niese §. 300. γεγαμβρεετο [?]… μλλων γεσθαι τν Αλεξνδρου θυγατρα) с подраз. или стоящим ες οκαν о муже. О жене же и родителях обычно употребляется сред. с дат. γαμεσθαι τινι, – страд. с дат. о замужней: γαμηθεσα τ ινε [?] τρ γεγαμημνη и под. Это различие значений особенно выступает в след. выражениях: οκ γημεν λλ’ γματο – не женился, но замуж вышел (Анакреон о муже под башмаком жены), схол.: γαμ γυνη λγει ο γαμομαι; γημμην νρ λγει ντ το γημα. Еврип.: γαμοσα κα προδοσα σε, схол.: γαμε μν νρ, γαμεται δ γυν. О женах с мужским характером: γαμομενα τε κα γαμοσαι γυνακες (См. у Steph. Pass, и Lid–Sc). Также в Оксириифских папирусах (ed. Grenffll–Hunt) о мужчине: γμας (κ τν μοων? 3 стол. см. 1. 124. lin. 2. р. 191), τος γεγαμηκσι (186 г. по Р. без допол. II. 8. lin. 24. р. 163), γαμν (σν τ γυναικ? 81–95 по Р. II. 245. lin. 6. р. 236). Напротив, о женщине: γεγαμημνη (186 г. по Р. II. 237. 7. lin. 29. р. 160) τς παιδς τς κδεδομνης), τν δ μητρα το Π γεγαμσθαι τ πατρ μου… τν δ κα το υο μητρα . γεγαμσθα μοι (94–95 г. по Р. II. 257. lin. 24–25 и 29–31. p. 223), δ μτηρ μν εγαμθηι [?] τι πατρ μν (76–77 no P. II., 361. p. 311), cp. τς παιδς κδιδομνης (186 г. II. 237. 7. lin. 28–29. p. 160) и π το πατρς κδοθεσα πρς γμον и μτηρ ατς τ πατρ γρφ συνκησε (ib. col. 8. lin. 4–5. p. 162), συνοικεν λλλοις (ib. 7. lin. 23 p. 160), σονοικοσα [?](ib. 7. 32. p. 161) и συνοικσιον (61 г. по Р. ? II. 250. 16. p. 202 и 96 г. по Р. II. 266. 11 lin. 1. p. 242). 24 В приписке к книге Есфирь код. Амброс. (F Swete, VII Holmes): γμησεν, – 2Мак. 14:25 : παρεκλεσεν ατν γμαι... κα γμησεν, и 4 Мак. 16:9: ο δ γαμσαντες как противоп. ο μν γαμοι. Также и производные: γμος только в Быт. 29:22 и Есф. 1:5 (с разночт. πτου в Алекс. код,), – 2:18 и 9:22 (в обоих послед. местах во множ. числе), но в соотв. евр. миште, означающему собственно: попойку, пир, бал. В таком же значении термин употреблен и в Тов. (ок. 10 раз) и 1 и 3 Мак. (4 раза), и только трижды, в книге прем. Солом. (несомн. греч. происхождения) в значении греческо-классическом, т. е. брака (13:17, – 14:24. 26), – также γαμικς и γαμετ только в 3Мак. 4:6 и 4 Мак. 2:11. Вместо того употребляются: большею частью – διδναι и λαμβνειν и сложные – с ες (чаще) и без ες – γυνακα, иногда: εναι и γιγνεσθαι ες γυνακα, μνηστεεσθαι γυνακα, χειν γ, κτσθαι ες, συνοικζειν и συνοικειν с дат. (вар. вин.), καθζειν, ρπζειν, φερνζειν γυνακα, πιγαμαν ποιεσθαι и γαμβρεειν, соответственно евр. баал, лаках, наса, араш, хатан, махар и йашав в разных формах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Иудифи (Иудифь). 6 . Товита (Тов.). 7 . 2-я Ездры (2Езд.). 8 . 3-я Ездры (3Езд.). 9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3Мак.). Авторитет последних книг высок, и, хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога. Новый Завет говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги. Законоположительные: 1 . Евангелие от Матфея (Мф.). 2 . Евангелие от Марка (Мк.). 3 . Евангелие от Луки (Лк.). 4 . Евангелие от Иоанна (Ин.). Исторические: 5 . Деяния апостолов (Деян.). Учительные книги – это Послания апостолов. Соборные, обращенные ко всем Церквам: 6 . Иакова (Иак.). 7–8. 1-е и 2-е Петра (1, 2Петр). 9–11. 1-е, 2-е, 3-е Иоанна, (1, 2, 3Ин.) 12 . Иуды (Иуд.) Послания апостола Павла: 13 . К Римлянам (Рим.). 14–15. 1-е и 2-е к Коринфянам (1, 2Кор.). 16 . К Галатам (Гал.). 17 . К Ефесянам (Еф.). 18 . К Филиппийцам (Фил.). 19 . К Колоссянам (Кол.). 20–21. 1-е и 2-е к Фессалоникийцам (1, 2Фес.). 22–23. 1-е и 2-е к Тимофею (1, 2Тим.). 24 . К Титу (Тит.). 25 . К Филимону (Филим.). 26 . К Евреям (Евр.). И наконец, пророческая книга – 27 . Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.). В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью , мы можем узнать волю Бога. Однажды «некто спросил преподобного Антония: “Что мне делать, чтобы угодить Богу?” – “Что велю тебе, – отвечал старец, – то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога перед своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании ; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай эти три Заповеди – и спасешься”». Символ Веры Азами Православной веры, без следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры . Знание его необходимо для того, чтобы узнать Бога и угодить Ему. Символ Веры читается наизусть крещаемым перед Таинством Крещения, он поется на Литургии, желающий принести покаяние также должен сначала произнести Символ Веры , по церковным правилам то же требуется от желающих вступить в церковный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Глава VII Послание царя, благосклонное к иудеям ( 3Мак.7:1–7 ). Умерщвление отступников ( 3Мак.7:8–13 ). Возвращение остальных иудеев по своим жилищам ( 3Мак.7:14–20 ). 3Мак.7:1 «Царь Птоломей Филопатор начальникам Египетским и всем поставленным в должностях – радоваться и здравствовать. Здравствуем и мы и дети наши, ибо великий Бог благопоспешествует нам в делах по нашему желанию. «И дети наши…», τα τκνα ημν… Β 217 или 216 г., на который приходится описываемый в нашей книге случай, Птоломей, сколько известно, не имел еще детей, по крайней мере, ни одного законного. Позднее у него родился от сестры-супруги наследник престола Птоломей V Епифан, который при смерти отца своего (в 203 г.) имел всего 5 лет от роду. – «Великий Бог…» Здесь несомненно Иегова, Которого царь теперь исповедует как истинного Бога (VI: 25 ). 3Мак.7:2–3 Некоторые из друзей наших по злоумышлению своему часто представляли нам и убеждали нас собрать всех Иудеев, находящихся в царстве, и замучить необычайными казнями, как изменников, присовокупляя, что, доколе не будет этого сделано, дела нашего царства никогда не будут благоустроены по ненависти, которую питают они ко всем народам. О ненависти, которую иудеи питали ко всем народам, говорят многие другие древние писатели: ср. Тацита, Ист. V, 5, 2; Dio Cass. 49, 22; Diod. 34, 1, p. 524; Philostr. Apoll. 5, 33; Иос. Фл., пр. Апп. 2, 10, 14; 1Coл II: 15 ; Ecф III: 13 ; Juven. 14, 103 и д. 3Мак.7:4 Они-то привели их в оковах, с насилием, как невольников, или лучше, как наветников, и без всякого рассмотрения и исследования покушались погубить их, изобретая жестокости, лютейшие даже Скифских обычаев. «Изобретая жестокости, лютейшие даже Скифских обычаев…», Греч.: νμου σκυθν αγριωτραν μπεπορπημνοι ωμτητα…, слав. точнее: «свирепейшею лютостью паче закона скифска вооружени…», т. е. как бы одев на себя (или вооружившись ) лютость, свирепейшую скифских обычаев. – Закон – νμος – в значении «обычай» употребляется нередко. 3Мак.7:5–6 Мы строго воспретили это и по благоволению, которое питаем ко всем людям, тотчас даровали им жизнь; а когда узнали, что небесный Бог есть верный покров Иудеев и всегда защищает их, как отец сынов, еще же приняв во внимание известное их доброжелательство к нам и к предкам нашим, мы справедливо освободили их от всякого обвинения в чем бы то ни было и приказали всем и каждому возвратиться в свои домы, так чтобы нигде никто ни в чем не оскорблял их и не укорял в том, что произошло без их вины.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IV Высылка иудеев в Александрию, заточение их в тюрьмы и перепись ( 3Мак.4:1–16 ). 3Мак.4:1–3 Везде, куда приходило это повеление, у язычников учреждались народные пиршества с радостными кликами, как будто закореневшая издавна в душе вражда теперь обнаружилась дерзновенно. А у Иудеев началась неутешная скорбь, горький плач и рыдание; ибо жгли сердце достигавшие со всех сторон стоны оплакивающих неожиданную, внезапно определенную им погибель. Какая область или город, или какое обитаемое место, или какие дороги не наполнились их плачем и воплями? «Какая область…», τις νομς. Νομς – нарицательное имя для обозначения округов или уездов, на которые делился Египет. 3Мак.4:4 Жестоко и без всякой жалости они были вместе высылаемы властями каждого города, так что при виде этой необыкновенной кары и некоторые из врагов, смотря на общее страдание и помышляя о неведомой превратности жизни, оплакивали злополучнейшее их изгнание. 3Мак.4:5 Гнали толпу престарелых, покрытых сединами, сгорбленных от старческой слабости в ногах, и по требованию насильственного изгнания бесстыдно принуждали их к скорейшему шествию. 3Мак.4:5–8 . Упомянув о бедствии, постигшем иудеев, в общих чертах, писатель дает описание отдельных случаев того, как производилась отсылка иудеев на казнь в Александрию. 3Мак.4:6 Отроковицы, только что сочетавшиеся супружеским союзом и вошедшие в брачный чертог, вместо ликования начали плач, посыпали пеплом благоухавшие от мастей волосы, были ведены непокрытыми и вместо брачных песней поднимали общий вопль, будучи мучимы истязаниями иноплеменных. В оковах они открыто влекомы были с насилием, до ввержения в корабль. «Посыпали пеплом… волосы…» – в знак величайшей скорби и траура. – «До ввержения в корабль…» Иудеи каждой области ведены были, по видимому, до ближайшей пристани на р. Нил, где они и забирались на особые транспорты, спускавшиеся от верховьев к устьям Нила. 3Мак.4:7 А их супруги, вместо венков перевязанные по шеям веревками, в цветущем юношеском возрасте, вместо пиршества и наслаждения молодости, проводили остальные дни брака в плаче, ибо под ногами у себя видели открытый ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава II Молитва первосвященника Симона ( 3Мак.2:1–15 ). Поражение царя, возвращение в Египет и преследование тамошних Иудеев ( 3Мак.2:16–24 ). 3Мак.2:1 А первосвященник Симон, преклонив колени пред святилищем и благоговейно распростерши руки, творил молитву: Симон, упоминаемый здесь, по времени должен быть Симон II, сын Онии II, тождественный с упоминаемым у Сираха (L: 1). – Праведный, пользовавшийся величайшим уважением народа за свою высокую жизнь (219–199 г. до Р. X.). 3Мак.2:2 «Господи, Господи, Царь небес и Владыка всякого создания, Святый во святых, Единовластвующий, Вседержитель! Призри на нас, угнетаемых от безбожника и нечестивца, надменного дерзостью и силою. «Святый во святых» – описательное выражение высшей святости, превосходящей всякую святость – ангельскую и возможную человеческую. 3Мак.2:3–4 Ибо Ты, все создавший и всем управляющий, праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо с дерзостью и превозношением. Ты некогда погубил делавших беззаконие, между которыми были исполины, надеявшиеся на силу и дерзость, и навел на них безмерную воду. «Исполины…» ( Быт.6:4 ) – часто приводятся как образцы грубой силы и надменности. 3Мак.2:5 Ты сожег огнем и серою Содомлян, поступавших надменно, явно делавших зло, и поставил их в пример потомкам. «Поставил их в пример ( παραδειγμα) потомкам…», т. е. не в исторических только преданиях, но и в памятниках или следах их наказания, в данном случае – намек на известные свойства и особенности Мертвого моря. 3Мак.2:6–8 Ты дерзкого фараона, поработившего Твой святый народ, Израиля, посетил различными и многими казнями, явил Твою власть и показал Твою великую силу. И когда он погнался за ним, Ты потопил его с колесницами и множеством народа во глубине моря, а тех, которые надеялись на Тебя, Владыку всякого создания, Ты провел невредимо, и они, увидев дела руки Твоей, восхвалили Тебя, Вседержителя. Ты, Царь, создавший беспредельную и неизмеримую землю, избрал этот город, и освятил это место во славу Тебе, ни в чем не имеющему нужды, и прославил его Твоим величественным явлением, обращая его к славе Твоего великого и досточтимого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Мак.6:9–11 да не славословят суеверы суетных идолов за погибель возлюбленных Твоих, говоря: не избавил их Бог их, Ты же, Вечный, имеющий всю силу и всякую власть, призри ныне: помилуй нас, по несмысленному насилию беззаконных, лишаемых жизни подобно злоумышленникам. 3Мак.6:12–14 Да устрашатся теперь язычники непобедимого могущества Твоего, Преславный, обладающий силою спасти род Иакова. Умоляет Тебя все множество младенцев и родители их со слезами: да будет явно всем язычникам, что с нами Ты, Господи, и не отвратил лица Твоего от нас; соверши так, как сказал Ты, Господи, что и в земле врагов их Ты не презришь их». «Как сказал Ты…», ср. Лeb XXVI: 44 : «и тогда как они будут в земле врагов их, – Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их…» Подобное – см. Втор ХХХ: 2–4 . 3Мак.6:15 Только что Елеазар окончил молитву, как царь со зверями и со всем страшным войском пришел на ристалище. «Со всем страшным войском…», греч.: σν παντ τω τς δυνμεως φρυγματι…, слав. точнее: «со… всею силы гордостию…» 3Мак.6:16–17 Когда увидели его Иудеи, подняли громкий вопль к небу, так что и близлежащие долины огласились эхом, и возбудили неудержимое сострадание во всем войске. Тогда великославный Вседержитель и истинный Бог , явив святое лице Свое, отверз небесные врата, из которых сошли два славных и страшных Ангела, видимые всем, кроме Иудеев. «Явив святое лице Свое…», т. е. «воззрев весело, милостиво», ср. Чuc VI: 25 ; Пс ХХХ: 17; LXXIX: 4, 8, 20. 3Мак.6:18 Они стали против войска, и исполнили врагов смятением и страхом, и связали неподвижными узами; также и тело царя объял трепет, и раздраженную дерзость его постигло забвение. «Связали неподвижными узами…», т. е. привели в состояние такое, что они не могли двинуть ног и сделать ни одного шагу. 3Мак.6:19–22 Тогда слоны обратились на сопровождавшие их вооруженные войска, попирали их и погубляли. Гнев царя превратился в жалость и слезы о том, что пред тем он ухищрялся исполнить. Ибо, когда услышал он крик Иудеев и увидел их всех преклонившимися на погибель, то, заплакав, с гневом угрожал друзьям своим и говорил: вы злоупотребляете властью и превзошли жестокостью тиранов и меня самого, вашего благодетеля, покушаетесь лишить власти и жизни, замышляя тайно неполезное для царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VI Молитва Елеазара священника ( 3Мак.6:1–14 ). Спасение иудеев ( 3Мак.6:15–37 ). 3Мак.6:1 Между тем некто Елеазар, уважаемый муж, из священников страны, уже достигший старческого возраста и украшенный в жизни своей всякою добродетелью, пригласил стоявших вокруг него старцев призывать Святаго Бога и молился так: «Из священников страны…» В числе иудеев рассеяния были многие из священнического сословия, которые не переставали и на чужбине именоваться ???, по-гречески ιερες, а если они были при этом из главных фамилий, то и αρχιερες. Упоминаемые рядом с ними старцы ( πρεσβτεροι) ведали дела синагоги вместе с архисинагогом. Это как бы геронты и архонты Александрийской иудейской общины. 3Мак.6:2 «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель, милостиво управляющий всем созданием! призри, Отец, на семя Авраама, на детей освященного Иакова, на народ святаго удела Твоего, странствующий в земле чужой и неправедно погубляемый. О различных наименованиях Божиих – см. 2Mak. I: 24 и д. – «Милостиво управляющий всем созданием…» T v πασαν διακυβερναν οικτιρμος κτσιν…, слав.: «иже создание все строяй в щедротах…» Если Бог всем созданием управляет милостиво, то при его особенных отношениях к Израилю это давало особенные основания в столь чрезвычайных обстоятельствах надеяться, что Он не откажет в Своем милосердии. – «Народ святого удела твоего…», народ, составляющий Твою священную собственность, посвященный Тобою в Твою собственность. О наименовании «Отец» – см. к V: 4. 3Мак.6:3 Ты фараона, прежнего властителя Египта, имевшего множество колесниц, превознесшегося беззаконною дерзостью и высокомерными речами, погубил с гордым его войском, потопив в море, а роду Израильскому явил свет милости. Ср. Исх.14:26–28 . 3Мак.6:4 Ты жестокого царя Ассирийского Сеннахирима, тщеславившегося бесчисленными войсками, покорившего мечом всю землю и восставшего на святый город Твой, в гордости и дерзости произносившего хулы, низложил, явно показав многим народам Твою силу. Ср. 1Mak VII: 41 ; 2Mak VIII: 19 . – «Святый город Твой» – 1Mak II: 7 ; 2Mak I: 12 . Перед «низложил» здесь в русском переводе пропущено «Господи» ( δσποτα, слав. «Владыко»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010