Бог судит по сердцу человека (3:136, см. СЕРДЦЕ, 850). Дела оцениваются по внутреннему состоянию сердца (2:121, см. ДЕЛА , 294). Сердце есть жертвенник, на котором благоугодная жертва Богу приносится (3:86, см. ХРИСТИАНИН , 1066). Богу нужно приносить сокрушенное смиренное сердце (5:81, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 107). Сердце не бывает праздным, но занято или любовью, или враждою Сердце человеческое праздно быть не может, но или враждою, или любовию непременно к какой-нибудь вещи занято. Ежели враждою занято, таковые и плоды произносит: произносит ссоры, драки, убийства, обиды, злословия, клятвы; лести, обманы, клеветы, осуждения, презрения, уничтожения, насмешки и прочая сим подобная. А ежели любовь в сердце живет, любезные и плоды являются, и как чистейшим очесам Божиим, так и благоразумным людем приятнейший (1:85). Сердце не может быть раздвоено в ЛЮБВИ Сердце бо, в котором любовь место свое имеет, раздвоено быть не может, но или к тому или к другому прилепляется, и противных между собою вдруг любити не может, но непременно, одного оставивши, к другому прилепляется, якоже глаголет Христос: «никтоже может двема господинам работати: либо единаго возлюбит, а другого возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет» ( Мф. 6, 24 ). Мир Христу противен есть, убо кто любит Христа, тот не любит мира, по учению Апостола: не любите мира, ни яже в мире (3:146) ( 1Ин. 2, 15 ) (3:146). Сердце человека одно есть, и раздвоено не может быть (2:99, см. ЛЮБОВЬ , 464) (2:76, см. БОГООБЩЕНИЕ , 95). Сердце у того занято другою любовью, кто умом от Него отвращается и молитвою к Нему не восходит (1:86, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ , 462). Порок и противная ему добродетель в едином сердце поместиться не могут (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ , 815). Христианин в сердце своем должен иметь любовь к Богу и ближнему (3:86, см. ПОДВИГ , 685). Христианин должен работать Богу сердцем (3:197, см. ЖИЗНЬ, 365). К Богу не ногами, но сердцем приступает человек (4:41, см. БОГ , 84). Следовать за Христом нужно сердцем (5:80, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ , 881) (4:248, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 880) (3:178, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 880) (4:379, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 880).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ЯЗЫК Христианин язык свой должен направлять к славословию Бога (3:85–86, см. ПОДВИГ , 685). Беречься от всего гнилого, ибо и Бога славим и св. Тайны принимаем этими же устами Помнить Христиане должны, что они святое и страшное имя Божие призывают, поют и хвалят: како убо имя Божие «великое и святое» призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, буесловием, кощунством, клятвою, хулением, злословием и прочиим смрадом? И тое им помнить должно, что причащаются пречистаго Тела и Крове Христовыя: како убо приимут во уста тую «Святыню», – во уста, глаголю, которыя гнилыми и смрадными словами оскверняют? Внимай сему прилежно, необузданный язык, да неосужденно имя Божие призовешь, и Святых Таин причастишися (3:246). Внимательно следить, чтобы не употреблять язык в грех Так много зол язык необузданный делает! Сего ради должно христианам весьма тщаться в том, чтобы его хранить в ограде своей, и не попускать ему свободно исходить, якоже глаголет Апостол: «аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера» ( Иак. 1, 26 ). И Христос судом грозит необузданному языку: «всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» ( Мф. 12, 36 ). Аще за слово праздное, кольми паче за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, поносительное, воздадут ответ. Сего ради так сильно слово Божие увещавает нас к хранению языка: «да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гневе» ( Иак. 1, 19 ). «Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» ( Пс. 33, 13–14 ; 1Пет. 3, 10 и на проч. местах) (3:246). Всяким образом тщиться хранить язык, и многих грехов избежишь (4:163, см. ОСУЖДЕНИЕ , 634). Воздерживаться от греха языком От празднословия, смеху, осуждения и оклеветания берегись. Все сие грешно, и на гнев Бога подвизает: у Бога же во гневе быть страшно и тяжко. Сего ради без нужды не говори, но люби молчание (1:106).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Titus, 173, 180, 183. Zenobius, 175. Anonymus, 225. THEODORETUS. Epistolæ, 83, 1173–1494. Pentalogium, 84, 65–88. Homiliæ, 84. 53–64. Eranistes, 83, 27–336. Contra Nestorium ad Sporacium, 81, 1153–64. PAULAS, Libellus, 77, 165–8. Homiliæ 1–3, 1433–44. THEODOSIUS II, imperator Epistolæ 1–2, 77, 1447-- 8, 1457–62. PROCLUS. Orationes 1–4, 65, 679–716. Epistolæ 1–17, 65, 851–88. ACACIUS BERRHÆENSIS. Epistolæ, 77 et 84 (in Synodico). JOANNES ANTIOCHENUS. Epistolæ, 77, 83, 84. DALMATIUS. Apologia et Epistolæ, 85, 1797–1802. ATHANASIUS. Epistola ad episcopum Persarum, in qua DIONYSII ALEX. epistola ad Paulum Samosatenum, 28, 1559–68. EUTYCHES. Epistola ad Leonem, 84, 854–6. Libellus, 856. FLAVIANUS CP. Epistola ad Theodosium Augustum, 65, 899–92. TIMOTHÆUS ÆLURUS. Sermo et fg., 86, I, 270–76. GENNADIUS I CP. Epistola synodica,85,1613–22. EUSTATHIUS BERYTENSIS. Apologia Leonis papæ contra Timotheum ælurum, fg., 85, 1803–4. THEOTIMUS TOMITANUS. Epistola ad Leonem, imperatorem, 85, 1359–60. GELASIUS I. Epistola ad Syriæ episcopos, PGLT., 80, 925–32. QUINTIANUS. Epistola ad Petrum Fullonem, 85, 1733–8. XII anathematismi, 1737–40. JOANNES MAXENTIUS. Epistola ad legatos sedis apostolicæ, 86, I, 75–78. De Christo professio, 79–86. Contra Nestorianos capitula, 85–8. Alia fidei professio, 89–90. Ratio adunationis Verbi Dei, 89–92. Ad epistolam Hormisdam responsio (prævia epistola Hormisdæ), 93–112. Contra acephalos libellus, 111–16. Dialogi contra Nestorianos, 115–58. TIMOTHEUS III ALEX. [Monophysita]. Fg., 86, I, 265–70. THEODOSIUS ALEX. [Monophysita]. Epistola ad Severum. 86, I, 277–8. Ad Alexandrines, 279–82. Fragmenta, 285–6. EPIPHANIUS СР., præter epistolas ad Hormisdam, рарат, in PL., 63. Sententia contra Severum et Petrum, 86, I, 783–6. EUSTATHIUS MONACHUS. Epistola de duabus naturis adversus Severum, 86, I, 901–42. [PAMPHILUS HIER.]. Panoplia dogmatica, PGLT., 80, 885–932. LEONTIUS BYZANTINUS. De sectis, 86, I, 1193–1268. Contra Nestorianos et Eutychianos, 1267–1396. Adversus Nestorianos, lib. 1–7, 1309–1768.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Кир. мон. 73–673, л. 10). 1222 Старец Мисаил Сиземец в феврале 1619 года назван умершим (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 10 об.). 1225 Вклад заупокойный по архимандрите Феофиле была сделан в августе 1619 года (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 18 об.). 1227 В июле 1621 года взыскивались деньги по кабале, оставшейся после смерти старца Фаддея (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 20 об.). 1228 В сентябре 1620 года после старца Митрофана Нижегородца осталось денег 26 алтын 4 деньги (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 3). – Вслед за именем Митрофана в Синодике 754–1011, л. 47 об. приписано (другими чернилами): священо инока Тарасия. (из округу служби на москве). Слово «священо инока» зачеркнуто. 1229 Старец Матфей Скребнев значится умершим в ноябре 1620 года (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 4). 1231 Старец Трифон «Уленменской» значится умершим в январе 1621 года (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 9). 1234 В Синодике 754–1011, л. 48 после имени Ионы Бруткова иной распорядок: «Исакия. Епифания. Филофея. Иону. Закхею. Власия». 1236 Игумен кирилловский Савватий умер 22 сентября 1628 года (Рук. Кир. библ. 78–1317, л. 342 об.). – Имя игумена Савватия в Синодике 754–1011, л. 49, не упоминается. 1237 В виду разности при перечислении имен, наблюдаемой в Синодике 754–1011 сравнительно с Синодиком 759–1016, приводим выдержку из первого целиком: (л. 49) Боголепа. Парфения. Евлогия. Ефросина. [священно инока.] Ферапонта. (чюдовскои постриженик Казимеров). Аверкия. Федор (Ванромеев). Игнатия. Феодора. Аврамия (масласкан). Гедеона. [инока] Игнатия. [инока] Аврамия. [инока] Арона. Игнатия. Саватия. Патапия. Симона. Харитона. инока Матфея (л. 49 об.), Варлама. Никодима, архиепископа Корнилия. Иону. Корнилия. Ферапонта. Феофелакта. Патермуфия. (2100) Корнилия. Иону. Илинарха. Селивестра. [инока] Антония. Иова. Иосифа. Генадия. [инока] Еуфимия. [инока] Мисаила. [инока] Игнатия. [инока] Инокентия. [священнодиакона инока] Аммона. [инока] Трифона. (л. 50) [инока] Саватию. [инока] Ивана. князя инока Иону. [священно инока] Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

In Joannem. Heracleo hæreticus, 7, 1293–1322. Origenes, ex tomis 1–32, 140, 21–330. Eusebius Emesenus, 86, I, 549–54. Didymus, 39, 1645–54. Chrysostomus h. 1–88, 59, 23–482, 56, 247–56. Nonnus. Paraphrasis, , 43, 749–920. Theodorus Mops., 66, 727–86. Cyrillus Alexandrinus, 73–74, ad c. 756. Ammonius, 85, 1391–1524. Petrus Laodicenus, 86, II, 3329–30. Scholia Vetera, 106, 1217–90. Photius, 101, 1231–34. Nicetas David, 105, 575-S. Theophylactus, 123, 1127–1341; 134, ad col. 318, Euthymius Zigabenus, 129, 1107–1502. Theodorus Prodromus, , 133, 1203–8. In Acta APOSTOLORUM Origenes, 14, 1829–32. Eusebius Emesenus, 86, I, 557–62. Didymus, 39, 1653–78. Chrysostomus h. 1–55, 60,13–384; In principium Actorum 1–4, 51, 65–112. De mutatione nominum 1–4, 61, 113–56. Theodorus Mops., 66, 785–86. Theodotus, 77, 1431–2. Cyrillus Alex., 74, 757–74. Ammonius, 85. 1523–1608. Hesychius, 93, 1387–90. O_Ecumenius, 118, 43–308. Theophylactus, 125, 483–848; 849–1060; 1061–1132. Theodorus Prodromus, . 1209–20. Euthalius, Editio seu Elenchus Actuum Apostolorum, 10, 1549–58 et 85, 627–64. Anonymus. Argumentum, 118, 25–28, 29–32; Capita, 35–42. Homilia.   Basilius Seleuciensis. In claudum sanatum, 85, 253–64. In Pauli Epistolas. Anonymus. Iambi, , 118, 31–34. Euthalius, 85, 693–790. ATHANASIUS, 28, 753–74. THEODORETUS. In omnes Pauli Epistolas, 82, 35–878. JOAN. DAMASCENUS. Loci selecti in Epistolas S. Pauli, 95, 441–1034. Ad Romanos. Origenes. hom. 1–10 (Rufinus), 14, 831–1294. Eusebius Emesenus. Fg., 86, I, 561–2. Chrysostomus. Hom. 1–32, 60, 391–682. Fg., 64, 1037–8. Homiliæ singulæ, 51, 155–208. Ps.-Chrys., 59, 663–74 (VII.19). Theodorus Mopsuestenus. Fg., 66, 787–876. Cyrillus Alexandrinus, 74, 773–856. Theodoretus, 82, 43–226. Gennadius. Fg., 86, 1669–1728. Joannes Damascenus, 95, 441–570. Photius 101, 1233–54. O_Ecumenius, 118, 307–636. Theophylactus, 124, 335–560. Ad CorinthIOS 1 et 2. Athanasius in 1 Cor., fg., 27, 1403–4. Eusebius Emesenus. Fg., 86, I, 561–2. Gregorius Nyssenus. Hom, in 1 Cor., XV, 28, 44, 1303–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Hippolytus, 10, 605–8. Origenes, 12, 1011–28. Eustathius, 18, 613–74. Gregorius Nyssenus, 45, 107–14.   In Davidem.   Basilius Seleuciensis, 85,181–92,191–204, 203–16, 215–2. Pseudo-Chrysostomus, 62, 759–64; 64, 17–18. Hesychus, 93, 1479–80. In Heliam.   Basilius Seleuciensis. 85, 147–58. In Heliam et Viduam. Chrysostomus, 81, 337–48; 56, 583–6. De Petitione Elisæi ad Heliam.   Nicephorus Chumnus, 140, 1455–66.   In Elisæum et Sunamitidem.   Basilius Seleuciensis, 85, 137–48. In Libros Paralipomenon. Theodoretus. Quæstiones. 801–18 (I): 819–88 (II). Procopius Gazæus, 87, 1201–8(I); 1269–20 (II). In Job. Clemens Alex., 9, 739–12. Origenes, 12, 1029–50; 17, 57–106. Pseudo-Origenes, 17, 371–522. Athanasius, 27, 1343–8. Eusebius Emesenus, 86. I, 331–42. Didymus, 39, 1119–54. Chrysostomus, 64, 503–656. Theodorus Mops., 66, 697–8. Olympiodorus (Nicetas Heracl.), 93, 13–470.   Homiliae singulæ. Chrysostomus, 63, 477–86. Ps.-Chrysostomus 1–4, 56, 563–82. In Psalmos. Hippolytus, 10, 607–16, 711–26. Origenes, 12, 1053–1686; 17, 105–150. Eusebius Cæs., 23, 65–1396, 24, 9–76: canones, 1395– 6. Eustathius. De titulis, 18, 685–86; 695–8; alia, 685–88. Athanasius, Ad Marcellinum, 27, 11–46. Commentarius, 59–546 et 547–90. De titulis psalmorum, 649–1344.=Hesychius Hierosolymitanus. Quæstiones in Psalmos, 28, 743–52. Apollinaris. Interpretatio in Psalten, , 33, 1313–1538 et 1627–34. Eusebius Emesenus, 86, I, 549–50. Diodorus, 33, 1587–1628. Basilius Cæs, 29, 209–494. Ps. Basilius, 30, 71–118. Gregorius Nyssenus. In Psalmorum inscriptiones, 44, 431–608. In Ps. VI, 607–16 . Didymus, 39, 1155–1616; 1617–24. Chrysostomus, 55, 35–528. Pseudo Chrysostomus, 55, 527–784; 61, 689–98. Asterius Amasenus, 40, 389–478. Theodorus Mops., 66, 649–96, 1003–4. Cyrillus Alex., 69, 717–1276. Theodoretus, 80, 857–1998, 84, 19–32. Ammonius, 85, 1361–64. Gennadius, 85, 1665–8. Hesychius, 93. 1179–1340 et 27, 849–1344. Maximus Confessor, 90, 855–72. Anastasius Sin., 89, 1077–1144. Nicetas, Catenae præefatio, 69, 699–714.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1485B Логосу также приписывается особая роль в исхождении Духа: Он есть διαπορθμευτης «проводник» Святого Духа, что напоминает древнюю формулу: «Дух исходит от Отца через Сына». 1796 Cp. также Gray P. T. R. Leontius of Jerusalem’s Case of a «Synthetic» Union in Christ//Studia Patristica, 18. 1. Kalamazoo, Michigan, 1985. P. 151–154. 1816 Contra Monophysitas, 39. PG T. 86. Col. 1792D-1793A; Contra Nestorianos, V. 2. PG T. 86. Col. 1725BC. 1819 Contra Nestorianos, V. 1. PG T. 86. Col. 1724D. Здесь также подчеркивается, что истина плоти не уничтожается, но лишь переходит в более высокое состояние. С другой стороны, Воплощение не означает изменения в Божестве. Во всей Евангельской истории обе природы остаются неизменными. 1820 См. Contra Aphthartodocetas. PG Т. 86. Col. 1336ВС; Contra Nestorianos et I utychianos. PG T. 86. Col. 1352C-1353A. 1823 Contra Nestorianos, IV. 37. PG T. 86. Col. 1705C. В Contra Monophysitas, II. 21. PG T. 86. Col. 1581D, Леонтий более широк в описании того, что в жизни Христа «подобает Богу». 1825 Contra Nestorianos, I. 19. PG T. 86. Col. 1485A. Слово πνεμα может означать и третью Ипостась Св. Троицы – Св. Дух, и Божественную природу, общую всем Лицам Св. Троицы. Так или иначе, Логос взаимодействует со своим человечеством. 1826 См. Contra Nestorianos, I. 19. PG T. 86. Col. 1485А. Предлог πρς с дативом означает «дополнительно», «кроме того». 1828 Ibid. PG T. 86. Col. 1505D. Грей (Gray P. T. R. Leontius of Jerusalem’s Case for «Synthetic» Union in Christ//Studia Patristica, 18.1 (1985). P. 151–154) хорошо показывает эти сотериологические подходы в связи с тремя текстами Леонтия (Contra Nestorianos, I, главы 6, 18, 47), посвященным истолкованию «одного лица и ипостаси» Христа в связи с идеей «синтеза». Этот ипостасный (синтетический) союз имеет три следствия. (1) Поскольку плоть Христа обрела существование в Боге, остальное человечество участвует в неизменном и бессмертном бытии со Словом (глава 6. PG Т. 86. Col. 1425С). (2) Всеобщая человеческая природа обожена благодаря этому «сущностному синтезу» во Христе (глава 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Михаила воина, 667. Модеста, патр. иерусалимского, 672. Назария и др. муч., 666. Нестора, муч., 38. Никиты, великомуч., 664, 665, 783. Николая, святителя мирликийского, 9, 180, 647, 649, 657, 676, 693, 712, 749, 754, 755, 761, 768, 779, 781, 788, 791, 793, 804–806. Николая исповед. студийского, 684. Никополийских 45 муч., 678, 686. Нифонта, преподобного, 35, 793. Онисима, муч., 679. Онуфрия, пустынника, 37, 39, 167, 181, 189, 677, 685, 701, 709, 747, 763, 764, 779, 788. Ореста, муч., 669, 670, 678, 758. Павла фивейского, 673, 684, 747, 748, 779. Павла, патр. константинопольского, 39, 669, 670, 783. Паисия Великого, 677, 685, 708, 747. Пантелеймона, муч., 678, 751, 758. Парасковии, преподобной, 630. Парасковии Пятницы, муч., 630, 755, 805. Патермуфия, муч. и др., 678. Пахомия Великого , 167, 685, 691, 712, 744, 754, 795, 810. Пелагии, блудницы, 666, 755, 759. Петра и Павла, апостолов, 44, 199, 200, 201, 630, 646, 648, 677, 746, 754, 764. Петра александрийского , муч., 669, 670. Петра афонского, 685, 754, 764, 788. Платона, муч., 669, 670. Потамии девы, 200, 201. Прова и друг. муч., 667, 668. Прокла, муч., 678. Прокопия, муч., 669, 670, 678, 745. Протасия, муч., 666. Романа, муч., 669, 670. Ромила, муч., 664, 665. Саввы Освященного, 672, 684, 749. Саввы, архиеп. сербского, 686, 720–722. Садофа, священномуч., 667, 668. Самона, муч., 669, 670. Севастийских 40 мученик, 39, 154, 160, 167, 180, 675, 709, 754. Сергия и Вакха, муч., 666, 755. Симеона и Анны, пророч., 674, 693. Симеона Дивногорца, 83, 182, 669, 685, 754. Симеона Столпника, 663, 684, 747, 761, 779, 786, 805. Его изображение, 411. Симеона сербского, 686. Симеона юродивого, 678. Симона Зилота, апостола, 199, 676. Синайских и Раифских избиение, 701, 702, 758, 777. Сисоя, 37. Созонта, муч., 668, 666, 755. Софии и дщерей ее, муч., 663, 666, 678, 755, 805. Спиридона, еп. тримифунского, 154, 200, 201, 754, 758. Стефана архидиакона, первомуч., 672, 680, 681, 748, 751, 768. Стефана, патр. римского, 680, 681. Стефана, архиеп. сурожского, 693, 745.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

THEOTIMUS JUNIOR Tomitanus ep., s. V, 85. Epistola ad Leonem, imperatorem, latine (Mansi), 1359–60. THOMAS. De pueritia et miraculis Domini Jesu (Cotelerius), in notis, 1, 950–3. THOMAS HIEROSOLYMITANUS, s. IX. Vide THEODORUS ABUCARA. n. 4, 97, 1503–32. THOMAS MAGISTER. Vide THEODULUS. TIMOTHEUS I ALEXANDRINUS ep., s. IV, 33. Response canonica (Beveregius), 1295–1308 (cum commentario Balsamonis). Epistola ad Diodorum, latine, 1307–10. Notitia G., 1293–6. TIMOTHEUS II ÆLURUS Alex. ер. hær., s. V, 86, I. Sermo latine, 270–74 (Mai monitum, 269–72). Fragmenta (M.), 273–6. TIMOTHEUS III ALEXANDRINUS ep. Monophys, s VI 86 I. Fg. homiliæ in Samaritanam (Joan., IV, 6) (M.), 265–8. Alia fragmenta (G.), 267–70. TIMOTHEUS ANTIOCHENUS presb., s. VI, 86. I. In crucem et transfigurationem (Gretser), 253–66. TIMOTHEUS BERYTENSIS ep., s. V, 85 et 86, II. Fg (in Adversus fraudes Apollin.), 86, II, 1959–70. Notitia Lequien, 85, 1803–4. TIMOTHEUS CP. presb., s». VI-VII, 86, I. De receptione hæreticorum (Cotelerius), 11–74. Index hæreticorum et scriptorum, 86, II, 3335–8. TIMOTHEUS HIEROSOL. presb., s. VI, 86, I. In Hypapanten (Combefis), 237–52. Dialogus Christiani et Judæi (M.), 251–54. Notitia Combefis, 235–6. TITUS BOSTRENSIS ep., s. IV, 18. Adversus Manichæos, lib. 1–3, 1069–1264 (cum supplementis, 1257–64). In ramos palmarum, 1263–78. Commentarius in Lucam (Ducæus), 162, 777; PGLT., 80, 757–816. Notitia G., 18, 1065–68. TITUS COMES domesticorum, s, V, 84. Epistola ad Meletium in Synodico, cap. 173, 738. - ad Alexandrum Hierap., ibid., c. 180, 796–7. Præceptum Libiano judici, ibid., с. 183, 798–99. U UNGLESES. Vide JOANNES U. URBANUS I, papa, s. III. 10. Epistola (Mansi), 135–42. Notitia ex Libra pontificali, 131–34; Coustant, 133–4. URANUS. Vide JOANNES U. V VALENTINUS HÆRETICUS, s. II, 7. Fg. ex epistolis 1271–4; homiliis, 1273–4 (editio Massuet). Dissertatio de mali origine, 1273–78. VECCUS. Vide JOANNES V. VICTOR I, PAPA, s. II, 5. Epistolæ 1–4 (Mansi), 1483–90. AA.SS. Commentarius chronologico-historicus, 1475–84.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

De eo quod Deus Pater incorporalis est, lib, 4–5, 1147–1170. In Matthæum, X, 34, lib, 6 (de расе), 1169–82. In Matthæum, X 27, lib. 7, 1181–90. De operibus bonis et malis, lib. 8, 1189–96. De operibus bonis, lib. 9, 1195–1208. Testimonia veterum, 19, 67–84 pro E., 83–98 contra. Notitia FH., 9–54. H. Valesii de vita scriptisque Eus. Cæs., 53–66. EUSEBIUS DORYLæUS ер., s. V. Gontestatio adversus Nestorium in Synodico. c. 5, 84, 581–3. EUSEBIUS EMESENUS ер., s. IV, 86, I. Oratio de adventu et annuntiatione Joan. Bapt. apud inferos, edit, duæ (Augusti). 509–26=h. 13 Eus. Alex. Oratio de proditione Judæ, edit, duæ (Augusti), 525–36=h. 14 Eus. Alex. Oratio in diabolum et orcum, edit, tres (Mat et Augusti), 383–406=h. 15 Eas, Alex. Fragmenta (Augusti). De persona Christi, 535–42, 541–46. Exegetica ex catenis: In Genesim (Lipomani), lat., 547–9; In Leviticum, 557–8. In Psalmos, 549–50. Cf. 23. 1334 sq. (Eusebii Cæs.) In Joannem (Corderius). 549–54; In Acta (Cramer), 557–62. In epist. ad Romanos (Cramer), 561–62 In I ad Cor. (Cramer),561–62. In II Petri, 561–2. G. Augusti Annotationes historicæ et philologicæ in Eus. Em., 463–504; de descensu Christi ad inferos ex sententia E., 407–12; de consensu hujus orationis (3 æi ) cum evangelio Nicodemi, 411–14. Notitia Mai, 461–2; Fessler, 461–4. EUSEBIUS SUGDææ metr., s. XIV. Professio fidei (acta Isidori, 3), græce, 152, 1297. EUSTATHIUS AFRICANUS, s. V, 30. In Hexaemeron S. Basilii, latina metaphrasis, 869–968. EUSTATHIUS ANTIOCHENUS ep., s. IV, 18. (Ex editione G.) De engastrimytho contra Originem, 613–74. Allocutio ad imperatorem Constantium, 673–76. Fragmenta: 1 . In Prov. VIII, 22, 675–84 . 2 . In Prov. IX, 5, 683–86 . 3 . In inscriptiones Psalmorum, 685–86, 695–08. 4 . Ex interpretations Psalmi 15, 685–86. 5 . – – 92, 685–88. 6 . De anima, 687–92. 7 . Contra Arianos, 691–96. 8 . De Melchisedech, 695–96. Liturgia latine, 697–704. Commentarius in Hexaemeron (Allatius), 707–94. L. Allatii præfatio, 703–706. L. Allatii note, 795–1066. Notitia G. 609–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010