Псалом 73 Еврейский народ по этому псалму представляется отринутым Богом ( Пс.73:1 ), святилище, т. е. храм, разрушенным ( Пс.73:3 ), на земле всюду господствуют враги ( Пс.73:4 ), самый храм сожжен ( Пс.73:7 ), среди народа нет пророков, как вестников воли Божией ( Пс.73:9 ), всюду царит насилие ( Пс.73:20 ). Такие черты состояния еврейского народа нашли полное осуществление после нападения и разрушения Иерусалима Навуходоносором, когда вся земля была опустошена, храм сожжен, всюду царили халдеи и пророка у евреев не было. По надписанию еврейской Библии писателем псалма был Асаф, конечно, не современник Давида, но один из его благочестивых потомков, на котором тяжело отзывалось народное бедствие и гибель святыни. Вспомни, Господи, народ, Тобою издревле избранный, который теперь Ты отринул (1–3). Враги все уничтожили, всем завладели, разрушили и сожгли святилище и места собраний, У нас нет пророка (4–9). Доколе, Господи, Ты будешь отклонять руку Твоей помощи (10–12)? Ты освободил их из рабства, чудесно охранял потом от гибели. В Твоей власти все моменты времени и вся земля (13–17). Вспомни об угнетенном народе и защити его от грозных врагов, избавь от посмеяний (18–23). Пс.73:1 .  Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? «Отринул нас навсегда» – не в смысле полного и вечного отчуждения Бога от своего народа, а в смысле продолжительности ниспосланного на него испытания. Обычная гипербола, употребляемая писателями и поэтами. Можно понимать «навсегда» и буквально, суживая заключающийся здесь смысл до указания на вечное уже лишение еврейского народа его святыни – Кивота Завета, который с разрушением храма исчез навсегда. Пс.73:2 .  Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился. «Сонм» – собрание людей, народ. «Стяжал» – приобрел. Еврейский народ был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. – «Искупил в жезл достояния», точнее «искупил в колено достояния», т. е. Господь сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей, которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ПОСТ 1. Пост в среду и пяток – достаточно. Больше стремиться к упорядочению мыслей и чувств Пост в среду и пяток – достаточно. Прибавлять к сему еще что-либо не настоит нужды. Налегайте больше на упорядочение мыслей и чувств. Тело достаточно держать в воздержании (1, с. 73). 2. Пощение детей, если не позволяет здоровье, не обязательно Пощение детей, если здоровье не позволяет, не обязательно. Но очень жаль, что, привыкши с мальства, потом уж они не наладят на пост (1, с. 73–74). 3. Благотворное значение поста Еще поздравляю с началом поста душеспасительного. Великое благо – время сие. Бог чрез Святую Церковь благотворно учредил его для нас, немощных, не могущих и не умеющих добре постничествовать все время жизни своей, хотя сознаем, что она вся, ни мгновения не исключая, должна принадлежать Господу и обращена быть в славу Его. Это и по самому сотворению нас, а тем паче по искуплению, в коем мы имеемся купленными ценою бесценною, почему и не должны себе принадлежать, а купившему нас, Который в силу сего стал нашим Господином, законно требующим, чтоб мы Ему себя предавали и иных господ не накликали на себя, которым, по оплошности нашей, нет числа (2, с. 211). 4. Желающий встретить Господа достигнуть этого может только постническими трудами Се начались приготовительные к посту недели и в самом начале – Сретение, которое очень знаменательно указывает, что желающие сретить Господа могут достигнуть сего не иначе, как постническими трудами, мытаревым смиренномудрием, искренним раскаянием по указанию блудного, памятию о Страшном Суде, плачем о падении во Адаме и о своих собственных грехах и воплями: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Извольте стать в начале сего пути, просмотреть его весь вдаль... и затем положить по мере сил своих пройти его, как того желает Господь (2, с. 217–218). 5. Поздравление с Четыредесятницей. Отношение к службам и о причащении в течение поста Поздравляю и вас с святой Четыредесятницею. Помоги вам, Господи, провести ее в добром здоровии и во спасение души. Можно дома поклонами отбывать все службы... а в субботу и в воскресенье сходить к обедне (3, с. 65). 6. О поведении во время поста

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Иконы “Рублева письма” в Иосифо-Волоколамском монастыре Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Преподобный Иосиф Волоцкий может быть назван одним из первых собирателей сведений о жизни прославленного иконописца Андрея Рублева и его икон. Основатель Успенского Волоколамского монастыря в своем сочинении “Отвещание любозазорным…” 1 донес до нас драгоценные воспоминания старца Троице-Сергиева монастыря Спиридона о созерцательной жизни преподобного Андрея. Особое отношение преп. Иосифа Волоцкого к Рублеву, претворявшему в живописи заветы преподобного Сергия Радонежского, подтверждает послание старцев Иосифо-Волоколамского монастыря Ионе Голове, в котором упомянуто, что на место основания обители в 1479 г. преподобный Иосиф принес несколько книг и четыре иконы, три из которых были написаны Андреем Рублевым 2 . Следовательно, с этими иконами освящали место монастыря и его первую деревянную церковь во имя праздника Успения Богоматери. В Иосифо-Волоколамском монастыре по воле его первого игумена с момента освящения находились иконы Андрея Рублева, число которых в XVI в. возросло за счет вкладов. Научный интерес к иконам Андрея Рублева в Иосифо-Волоколамском монастыре проявился в середине прошлого века. Его пробудили публикации текстов произведений преп. Иосифа Волоцкого, послания волоцких старцев и описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1545 г. К этой теме обращались Д. А. Ровинский, В. Т. Георгиевский, А. П. Голубцов, В. Н. Лазарев 3 . Итоги исследований были подведены в статье 1958 г. Н. А. Казаковой “Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в Иосифо-Волоко­ламском монастыре в XVI в.” 4 . Однако с некоторыми положениями этой статьи трудно согласиться, а ряд ее выводов представляется возможным уточнить и дополнить. Н. А. Казакова неправильно прочла текст о вкладе иконописца Феодосия в древнем синодике Иосифо-Волоколамского монастыря. Эта рукопись многократно дополнялась. На ее листе 72 об., разрывая вкладную запись Феодосия, было приписано поминание “Оладьи Ондреева сына Клементева”, которое сделано другим почерком 5 . Исследовательница сочла, что в синодике утрачен лист и что на листе 73 сохранился обрывок записи вклада представительницы какой-то знатной семьи, давшей монастырю иконы Андрея Рублева, оцененные в двадцать рублей. Подобное толкование текста приводит сразу к нескольким недоразумениям: а) вклад сына Дионисия сводится в этом случае только к работе над стенописью и к покупке деревни; б) пропадает название этой деревни, которое читается в рукописи через перенос — “Су/дниково” (лл. 72 об.–73); в) прочтение “дала”, а не “далъ” вызвало появление мифической женщины, вложившей в Иосифов монастырь иконы Андрея Рублева 6 . Легенда об этой даме была повторена в статье В. Д. Кузьминой, в первом издании научно-популярной книги В. Н. Сергеева и в ряде научно-популярных статей 7 .

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

Л.А. Герд Содержание Перенесение мощей Продажа мощей Похищение мощей Захоронения в церквах Мощи при освящении престолов     Наверное, ни одно явление в жизни христианского общества не находило такую противоречивую оценку в юридических источниках, как святые и их останки. В римском праве могилы и всё, с ними связанное, рассматривалось как «res religious» и «res extra commercium». Они не могли быть куплены, проданы и не входили в область частного права. Подобно древним египтянам и евреям, римляне приравнивали гробокопательство к нечестию, преступлению против религии 1 . Осуждённые на позорную казнь христианские мученики не могли быть, согласно римским законам, погребены на общественных кладбищах. Более того, римские суды стремились предавать христиан такой казни, которая бы исключала погребение, например, утоплению в море 2 . Хоронить их на общественных кладбищах не всегда удавалось, поэтому практиковалось захоронение в разных местах – в пещерах, на месте мученичества, на участке, принадлежавшем мученику, и, что следует заметить особо, в христианских церквах. Вместе с тем внутри Церкви достаточно рано получила развитие другая традиция – запрет хоронить христиан рядом с язычниками и приравненными к ним еретиками, впоследствии зафиксированная в византийском праве (Bas. 60:69). Девятое правило Лаодикийского собора говорит о запрещении еретикам даже приходить на православные кладбища и к местам захоронения мучеников, а комментаторы Зонара и Вальсамон не дозволяют и православным посещать еретические кладбища 3 . Каноническое право добавило к античному почтению к могилам другое понятие – об отношении к святыне, которое, впрочем, тоже во многом восходит к языческой древности. В 72 и 73 правилах Св. Апостолов запрещается выносить из храмов воск или елей, а также использовать священную утварь в личных целях и присваивать её себе 4 . Многочисленные правила вселенских и поместных соборов запрещают под страхом отлучения и совершенного извержения расхищение или отчуждение движимого и недвижимого имущества церквей и монастырей 5 . Похищение утвари, церковных облачений карается отлучением согласно 10, 72 и 73 правилам Св. Апостолов и приравнивается к святотатству 10 правилом Двукратного собора 6 . В Номоканоне Иоанна Постника (X в.), вслед за Григорием Нисским , святотатство приравнивается к прелюбодеянию и подлежит тем же епитимьям 7 . Каждый епископ даёт отчёт в управлении церковным имуществом, как недвижимым, так и движимым (τ μν γρ κειμλια τν κκλησιν, τοι τ ερ κα τ λοιπ ναθματα) 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/relikv...

Рига. Моленная Успения Пресвятой Богородицы Гребенщиковской старообрядческой общины. Rgas Grebenšikova vecticbnieku kopienas Vissvts Dievmtes Aizmigšanas lgšanu nams Часовня. Действует.   Освящена в честь: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1814 и 1907. Колокольня - 1906. Архитектор: Я.Ф. Бауманис , Рейнхольд Шмелинг, А.Шмелинг Адрес: Латвия, г.Рига, ул. Маза Краста 73 Maz Krasta iela 73, Rga, Latvija Координаты: 56.937575, 24.139657 Проезд:трамвай 3, 5, 7, 9 до остановки " Улица Даугавпилс " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (поморское согласие). Существующий ныне комплекс зданий Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (безпоповцы поморского согласия) сформировался в 19 веке. Деревянная общественная моленная была основана первым наставником общины Ф.Н.Саманским в 1760 году в доме при богодельне. В 1798 году было возведено каменное здание, перестроенное в 1802 году. Здание представляло собой два двухэтажных корпуса с мансардой, пристроенные друг к другу по оси восток-запад. Моленная размещалась на втором этаже, за иконостасом примыкали жилые помещения причта. На первом этаже были хозяйственные помещения, перекрытые кирпичными сводами. С 1833 года Рижское старообрядческое общество стало называться Гребенщиковским по имени видного попечителя храма и богадельни – купца А. П. Гребенщикова. На средства купца Г. Ломоносова в 1863 году к зданию была пристроена парадная каменная лестница. В 1886 году здание было расширено и надстроено до 4 этажей. В 1883 – 1887 годах возведена ограда с воротами и часовенкой у главного входа. В 1905 – 1907 годах пристроена колокольня с большой позолоченной главой, ставшая высотной доминантой всего комплекса. Первоначально здание стояло вблизи реки, на пустынном берегу поймы Даугавы, выглядело очень впечатляюще. Объем молитвенного дома решен в лаконичных формах эклектики, ворота главного входа – оригинальная интерпретация русского стиля, колокольня – в стиле модерн. Трудами двух поколений рижских архитекторов создан цельный архитектурный образ в духе старообрядческой традиции. Храмовый комплекс является памятником архитектуры государственного значения 6629. Интерьер храма украшает высокий шестиярусный иконостас с древними иконами канонического письма. В книжнице хранится собрание древних рукописных книг. На богослужениях в храме звучат песнопения в древней традиции знаменного пения. Богослужения не прекращались со дня основания храма.

http://sobory.ru/article/?object=06230

В первые годы существования в издании выделялись следующие рубрики: «Статьи», «Движение идеи [объединения]» (летопись, документы, обмен мнениями, обзоры и библиография), «Наши труды» (о жизни мон-ря). Авторы статей и публикаторы документов и обзоров знакомили западных читателей с учением, богослужением, аскетикой Вост. Церкви. В первых номерах были опубликованы программная статья Бодуэна «Запад в школе Востока» (L " Occident à l " école de l " Orient//1926. N 1. Р. 10-20; N 2. Р. 65-73); обзорные статьи о рус. богословии иером. Льва (Жилле) «Владимир Соловьёв» (1926. N 1. Р. 20-26) и «Направления современной русской религиозной мысли» (Les orientations de la pensée religieuse russe contemporaine//Irénikon-collection. 1927. N 1); о богослужении и таинствах православной Церкви - статьи диак. Г. Цебрикова «Пасхальная радость в православной Церкви» (La joie pascale dans l " Église orthodoxe//1927. N 1. Р. 11-14) и «Дух Православия» (L " esprit de l " Orthodoxie//1927. N 7); о правосл. мон-рях - статьи Р. Дюге «Соловецкий монастырь» (Le monastère de Solovki//1928. N 10/12. Р. 492-502), пресв. Т. Бельпера «Письма с Горы Афон» (Lettres du Mont-Athos//1929. N 1. Р. 20-44; N 2. Р. 168-201; N 3. P. 332-365); о рус. церковном искусстве - статья Г. Беннигсена «Иконы в Русской Церкви» (Les Icônes dans l " Église russe//1928. N 3/4. P. 129-134; N 5/6. P. 244-251); об истории идеи объединения Церквей - статьи пресв. К. Королевского «Униатство» (L " uniatisme//1927. N 5/6), пресв. А. де Лилиенфельда «Об унии (документы и библиография)» (Pour l " Union (documents et bibliographie)//1927. N 10), Р. Бельмона «Патриарх Кирилл Лукарис и объединение Церквей» (Le Patriarche Cyrille Lukaris et l " Union des Églises//1938. N 4. P. 342-362; N 6. P. 535-553; 1939. N 2. P. 127-138; N 3/4. P. 237-247); о восточном обряде в католичестве - статья Королевского «Переход и адаптация к восточному обряду жителей Запада» (Le passage et l " adaptation des Occidentaux au rite Oriental//1929. N 4. P. 457-487; 1930. N 2. P. 136-166; N 3. P. 257-275; N 4. P. 402-419; N 5. P. 538-551; 1931. N 3. P. 282-322). В журнале публиковались статьи видных католич. и униат. иерархов, напр. проповеди о единстве христиан кард. Дезире Жозефа Мерсье (Paroles//1927. N 3/4), статья греко-католич. митр. Андрея Шептицкого «Два менталитета (православный и католический)» (Deux mentalités (orthodoxes et catholiques)//1926. N 5. P. 229-238; N 6. P. 261-266).

http://pravenc.ru/text/673919.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЖИР [Алжирская Народная Демократическая Республика], гос-во на севере Африки. Территория: 2 381,7 тыс. кв. км. Столица: Алжир (2 938,3 тыс. чел.- 2003). Крупнейшие города: Оран (1325,2 тыс. чел.- 2003), Константина (954,8 тыс. чел.- 2003), Аннаба (637,1 тыс. чел.- 2003), Батна (1111, 1 тыс. чел.- 2003). Офиц. язык: арабский, распространены также берберские и французский языки. География. Граничит на востоке с Тунисом и Ливией, на юго-востоке с Нигером, на юго-западе с Мали, Мавританией и Зап. Сахарой, на западе с Марокко. На севере омывается Средиземным м. Территория А. занимает центральную часть Атласских гор и пустыни Сахары. Климат в Сев. А. субтропический, средиземноморский, в переходной зоне к Сахаре засушливый, в Сахаре пустынный, крайне сухой. Население 32, 08 млн. чел. (2004), 73% - арабы (2000), в осн. алжирцы, а также марроканцы, египтяне и иракцы, 10,3% - кабилы, 4,2% - шавийя (сев. зенатские берберы), 1% - оазисные берберы, 0,6% - французы, 0,4% - марокканцы, 0,1% - туареги, небольшое число магрибских евреев, а также русские, белорусы, испанцы, итальянцы и др. Гос. устройство. 5 июля 1962 г. А. стал независимой республикой. Глава гос-ва - президент (избирается на 5 лет), главой исполнительной власти является премьер-министр. Состоит из 48 провинций (вилайя). Законодательная власть - двухпалатный парламент: члены Национального Народного собрания избираются сроком на 5 лет, 1/3 членов Совета Нации назначается президентом, 2/3 по конституционной поправке нояб. 1996 г. избираются сроком на 6 лет. Основной закон - конституция, вступившая в действие 22 нояб. 1976 г., пересмотренная 3 нояб. 1988-го, 23 февр. 1989-го и 28 нояб. 1996 г. Религия В стране 98,6% мусульман-суннитов, 1% христиан, из них криптохристиан - 0,3%, 0,7% католиков, небольшое число православных, монофизитов и протестантов. Права религ. меньшинств в А. соблюдаются в соответствии с конституцией. Правосл. Церковь

http://pravenc.ru/text/114180.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По стопам Геннадия Шичко Московские трезвенники подводят итоги уходящего года 31.12.2021 1463 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором Замоскворецкое общество трезвости (ЗОТ) вело активную деятельность с 1898 по 1918 гг. и возрождено в июне 2015 года. Почетный председатель ЗОТ – протоиерей Николай Кречетов, председатель Совета ЗОТ – диакон Марфо-Мариинской Обители милосердия о.Иоанн Клименко — автор работ « Горькая правда о пиве и табаке», « Образ и значение вина в текстах Пятикнижия Моисеева», кандидат химических наук, проводит курсы для алкозависимых и их близких по методу Геннадия Шичко (самые массовые в Москве и МО), ответственный за трезвенную работу на приходах Москвы (распоряжением Патриарха Кирилла). В ЗОТ  состоит 140 членов, из них: почетных членов – 7, действительных членов (обет трезвости на всю жизнь) – 73, кандидатов в действительные члены (обет трезвости на 1–3 года) – 33, друзей ЗОТ (без обета трезвости) – 27. В 2021 году индивидуальные консультации получили более 900 человек, из них более 220 страждущих, «Школа Трезвости» - 5 курсов (123 человека выполнивших все задания, не считая слушателей, из них 38 человека с пристрастием к алкоголю, 2 человека с пристрастием к алкоголю и наркотикам, 3 человека с пристрастием к табаку, 1 человек с пристрастием к азартным играм, 78 созависимых родственника). Реально школу посещает несколько сотен человек ежегодно. «Школу Трезвости Онлайн» закончили 42 человека (из них 14 человек с пристрастием к алкоголю, 2 человека с пристрастием к алкоголю и наркотикам, 1 человек с пристрастием к азартным играм, 25 созависимых родственников. Обеты трезвости на сроки от 3 месяцев до 3 лет или на всю жизнь дали 65 человек. Открыто 4 новые Общины трезвости в Москве, 3 в Московской области, 1 в Саратове, 1 в Якутии. Народный хор ЗОТ регулярно исполняет песнопения и песни, 2-й год продолжает еженедельные занятия (регент Мариам Кураленко). Ежемесячно собирается литературный клуб ЗОТ (Галина Файнгольд). Несколько раз в год совершается паломничество с молебном и обетами трезвости в Звенигород. Ежемесячно по воскресеньям проходит расширенная «праздничная» встреча ЗОТ с участием народного хора и приглашенных особых гостей. И это далеко не все, что успевает делать о.Иоанн и его команда.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/31/po...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Максим Грек Книга посвященная жизни и творчеству преподобного Максима Грека. Акцент делается на Максиме прежде всего как философе, при чем нетривиальном философе. Через фигуру преподобного Громов показывает свою главную тему — древнерусскую философию. Содержание книги: ВВЕДЕНИЕ Глава I. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 1. В ИТАЛИИ И НА АФОНЕ 2. «МАКСИМ ФИЛОСОФ» В РОССИИ 3. СУДЬБА НАСЛЕДИЯ Глава II. ПРОСВЕЩЕНИЕ БРАТЬЕВ СВОИХ 1. ПЕРЕВОДЧИК И КОММЕНТАТОР 2. ПОЛЕМИСТ И ОБЛИЧИТЕЛЬ НЕВЕЖЕСТВА 3. ЕДИНСТВО ЛОГОСА И СОФИИ Глава III. НРАВСТВЕННОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ БЫТИЯ 1. ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ? 2. КОРЕНЬ ЗЛА«СРЕБРОЛЮБИЕ» 3. ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА Глава IV. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СОЦИУМА 1. КРИТИКА «НЕСТРОЕНИИ» 2. ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 3. СМЫСЛ ИСТОРИИ Глава V. ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ 1. ОБРАЗ МИРОЗДАНИЯ 2. ЧЕЛОВЕК КАК МИКРОКОСМ 3. ДУХ ИСТИНЫ ПАРАКЛИТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ СОЧИНЕНИЙ МАКСИМА ГРЕКА УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ     В марте 1553 г. молодой и полный сил царь Иван Васильевич Грозный внезапно заболевает тяжкой «огневой болезнью» (см. 96, 73, Казалось, дни его сочтены. Часть бояр присягает на верность царевичу Димитрию, наследнику престола, а князья Старицкие, близкие родственники царя, готовятся к захвату трона в случае смерти Ивана. Наступают тревожные дни, когда у постели тяжело больного государя решается вопрос о власти над великой державой, о возможных изменениях во внутренней и внешней политике России, о судьбах многих начинаний безвременно уходившего из жизни двадцатидвухлетнего энергичного правителя страны. Но кризис миновал, царь Иван Васильевич выздоравливает и в благодарность за чудесное избавление от близкой смерти, уже стоявшей у его порога, отправляется вместе с первой любимой своей женой. Анастасией и младенцем Димитрием в Кириллов монастырь за сотни верст к северу от Москвы, чтобы поклониться основателю обители Здесь и далее в скобках сначала указывается номер источника в списке литературы, помещенном в конце книги, затем курсивом номер тома, если издание многотомное, и далее страницы источника.  (Ред.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

12. Монашество «Мир Вам, отец наместник, и братии. Мир свышний да подается Вам, как насущный хлеб души, на всякий день; да умножится Вам и да не отнимется от Вас... Мир Вам и братии. Молитвам Вашим и их себя поручаю» (7:73, 31) Монашеское сословие – великая тайна, которую может уразуметь лишь принявший постриг. Мирянину, и даже благочестивому, она останется далекой от его разумения. Как можно добровольно оставить мир со всеми его прелестями? Как оставить родных, близких, знакомых и уйти в уединение, поселиться среди диких зверей? Как уйти из уютного дома и водвориться в пещере, землянке, дупле дерева? Как покинуть приятное и обречь себя на лишения, скорби, скитания?.. Приоткрывает эту тайну святой апостол Павел – она в глубокой, самоотверженной, непоколебимой вере в Бога, в искреннем желании монахов – этих земных Ангелов – жить с Богом и умереть в Бозе. «Верою, – говорит он, – победита царствия, содеяша правду, ...заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоше острия меча, возмогоша в немощи,... ихже не бе достоин (весь) мир...» ( Евр. 11:33–34, 38 ). Вера влекла их в желанное Небесное Отечество, являла мир пустыней, а пустыню – раем. Вера влекла их к подвигу, который преображал их, а преображая их изменял в лучшую сторону многих других. Окружающий их мир, как правило, становился и светлее, и теплее. В их молитвах нуждались все, особенно «при умножающейся немощи, ... да не бесплодно будет продолжение дней» (9:61). Следует сразу оговорить, что «можно вести жизнь монашескую и без обета» (3:3). «Вспомните Преподобного Сергия, который отсрочил свое удаление от мира, исполняя слово родителей и их успокаивая... Знаем и инаковые примеры. Алексий человек Божий оставил семейство, несмотря ни на что – и Бог оправдал путь его. Но не у всех одна мера дара. Рассудите о сем... и изберите путь благонадежный, ограждаемый смирением» (3:81). На земле Русской изначально вводилось и утверждалось монашество, в основном, общежительного характера. К нему, по-преимуществу, и обращает свое слово святой Митрополит Филарет. Его слово составляется из наставлений:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010