[Республика Молдова (РМ); молдав. Republica Moldova], гос-во в Юго-Вост. Европе. На западе граничит с Румынией , на севере, востоке и юге - с Украиной (общая протяженность границ - 1906 км). Территория - 33 843,3 кв. км. Столица - Кишинёв (532,5 тыс. чел.; перепись 2014 г.). Крупные города: Тирасполь (133,8 тыс. чел.; оценка на 2014 г.), Бэлць (Бельцы; 97,9 тыс. чел.; перепись 2014 г.), Бендеры (др. названия - Бендер, Тигина; 91,9 тыс. чел.; оценка на 2014 г.), Рыбница (47,95 тыс. чел.; оценка на 2014 г.), Унгень (Унгены; 30,2 тыс. чел.; оценка на 2014 г.), Кахул (Кагул; 28,7 тыс. чел.; перепись 2014 г.), Дубоссары (Дубэсарь; 25,1 тыс. чел.; оценка на 2014 г.), Сорока (Сороки; 22,2 тыс. чел.; перепись 2014 г.), Орхей (21,1 тыс. чел.; перепись 2014 г.). Офиц. язык - молдавский (румынский). (С т. зр. лингвистики молдавский и румынский являются одним языком, обозначаемым 2 разными лингвонимами. Согласно Декларации о независимости, название офиц. языка - румынский, согласно Конституции РМ - молдавский. Конституционный суд РМ признал приоритет Декларации, но оставил в силе и название согласно Конституции.) Административно-территориальное деление: 32 района, 5 муниципиев (Кишинёв, Бельцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь) и 2 автономно-территориальных образования: Гагаузия (Гагауз-Ери; адм. центр - Комрат) и левобережье Днестра, фактически контролируемое Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР) - самопровозглашенным гос-вом с неурегулированным статусом (свыше 12% территории М.; население - 475,7 тыс. чел. (перепись 2015 г.); столица - Тирасполь; офиц. языки - молдавский, русский, украинский; в адм. отношении включает 5 районов и 2 города республиканского подчинения - Тирасполь и Бендеры). РМ - член СНГ (1991), ООН (1992), ОБСЕ (1992), МВФ (1992), МБРР (1992), Совета Европы (1995), ГУАМ (1997), ВТО (2001); ассоциирована с ЕС (2016). География. Рельеф М. состоит из равнин и низких возвышенностей, высота к-рых от 429 (в центре) до 4 м (на крайнем юге). Более возвышенные территории - Сев. Молдавское плато (до 320 м на севере), Центр. Молдавское плато (до 347 м), Днестровское плато (до 347 м). Наиболее низинные территории - Бельцкая увалистая равнина (до 200 м), Нижнеднестровская равнина (до 150-170 м) и Южномолдавская равнина (до 150-200 м). На левом берегу Днестра расположены юго-зап. отроги Подольского плато (высотой до 275 м). Климат - умеренно-континентальный. Среднегодовая температура +19,1°C на юге и +10,2°C на севере. Среднегодовое количество осадков составляет 400-620 мм. Крупные реки - Днестр, Прут, Реут, Бык, Ботна. Крупные водохранилища и натуральные озера - Костешты, Дубоссары, Кучурган, Белеу, Манта, Салаш. Леса охватывают ок. 10% территории и расположены в центральной и приднестровской части М. Население

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Глава 1 1–7. Невеста, по имени Суламита ( Песн 7.1 ), сначала в монологе сама с собою (ст. 1–3), а затем, в обращении к иерусалимским женщинам (ст. 4–7) выражает свою пламенную любовь к жениху и настойчивое искание его. 8–16. Только что явившейся Жених превозносит похвалами Невесту (ст. 8–10, 14) и в свою очередь выслушивает восторженные похвалы себе с ее стороны (ст. 11–13, 15–16). Песн.1:1 .  Да лобзает он меня лобза­ни­ем уст сво­их! Ибо ласки твои лучше вина Песн.1:2 .  От благо­вония мастей тво­их имя твое – как раз­литое миро; по­этому девицы любят тебя. Песн.1:3 .  Влеки меня, мы по­бежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радо­ваться тобою, пре­воз­носить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя! Охваченная восторгом любви к Жениху, отдавшись всем существом своим порыву и энтузиазму любви, Невеста живет только мыслию о нем, всеми силами души стремится к соединению с ним и невольно выражает желание, чтобы Жених дал ей осязательное проявление любви – лобзание: «да лобзает он, – говорит Невеста о своем Возлюбленном, не называя даже его по имени, так как для любящего ее сердца предмет любви слишком известен, – меня лобзанием уст своих!» (ст. 1). Половая человеческая любовь есть взаимное притяжение двух полярных противоположностей. Но подобные полярные же противоположности существуют и вообще в царстве природы, и в жизни общественно-политической и в религиозной; отсюда та страстная любовь и влечение к Жениху, которое имеет Невеста – в переносном или иносказательном смысле может означать: 1) стремление земли вообще и палестинской природы, в частности, к солнцу, как источнику тепла, света и жизни; 2) влечение страны, напр., Палестины, к Царю, как нравственному солнцу страны; 3) наконец, и главным образом, благодатно-таинственное стремление человечества или Церкви – ветхозаветной и новозаветной – к соединению с Богом и Христом. В таком случае указанное стремление Невесты к соединению с Возлюбленным будет означать пламенное желание членов Церкви ветхозаветной – пророков и вообще праведников – лицезреть Самого Христа (см. Мф 13.16–17 ). Так именно объясняется смысл слов: «да лобзает он меня» у Оригена – Иеронима: «Смысл этих слов таков: доколе жених мой будет посылать мне лобзания через Моисея, доколе он будет давать мне лобзания через пророков? Я уже желаю коснуться его собственных уст: пусть он сам придет, пусть сам снидет ко мне» (с. 140). Что мысль о церкви или обществе верующих в его отношении к Богу и Мессии была ясно сознана уже Давидом, видно из параллельного по содержанию Песни Песней псалма 44 (евр. 45), пред изображающего (особенно во второй своей половине, ст. 10–18) благодатно-таинственные отношения Христа и Церкви (см. «Толковую Псалтирь» Евфимия Загибена, перев. с греч. Изд. 3-е Киев. 1907 г., с. 347–363).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ОТЧАЯНИЕ Отчаяние – первое искушение вражеское на пути ко спасению Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно противу того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: «Христос Иисус пришел в мир грешников спасти» ( 1Тим. 1, 15 ) (1:223). Отчаяние есть диавольская кознь Как то есть диавольская кознь, что он, прежде греха, милостиваго Бога представляет нам, чтобы тако удобнее могл нас в грех привести; так и то его хитрость есть, что по согрешении правосудие Божие предлагает, чтобы в отчаяние согрешившаго низринуть. И тот и сей совет есть пагубный злаго и враждебнаго духа (2:225). Когда грешник благодатию Божиею очувствуется и начнет каятися и милости у Бога искать: тогда враг тщится в отчаяние его привести, представляя ему правосудие Божие, которое всем воздает по делам их... Тако пронырливый дух, как прежде грехов «милость» Божию предлагает человеку, чтобы в грехи вринуть его, так согрешившему «правду» Божию представляет, чтобы в отчаяние привести, и тако всяким образом тщится нас погубить (5:337). Помыслы смутные и в отчаяние влекущие от диавола приходят, который хощет нас во всеконечное отчаяние вринуть и тако нас погубить, понеже отчаяние есть грех тяжкий: ибо кто отчаявается своего спасения, тот мнит, что Бог есть немилостивый и не истинный, – что есть хула страшная на Бога. К сему тяжкому греху хощет нас сатана чрез помыслы смутные и отчаятельные привести; которому его лютому искушению должны мы противитися, и утверждатися в надежде милосердия Божия, и от того нашего спасения ожидать (5:347). Сатана возбуждает человека к отчаянию (5:76; см. НАДЕЖДА , 588) (3:115; см. ВРАГ , 202). В час кончины сатана грешника в отчаяние ввергает (3:290; см. СМЕРТЬ , 939). Диавол искушает тех, кто только начал каяться в больших грехах «Противу духовнаго искушения», которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие. Хотя и всякому христианину может сие искушение приключиться, яко сатана, который таковое искушение наводит, никого не оставляет; однакож наипаче тому приключается, который во грехах не мало времени прожил, и, Божиею благодатию исправившися, начал каяться (3:299).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИАН [Лат. Maximianus] (нач. V в.), св. (пам. зап. 3 окт.), еп. Багаи в пров. Нумидия (ныне Ксар-Багаи, вилайет Хеншела, Алжир). Сведения о М. сохранились гл. обр. в сочинениях блж. Августина. Первоначально М. и его брат Касторий были донатистами (см. ст. Донатизм ), но впосл. присоединились к кафолической Церкви. М. был избран на епископскую кафедру в небольшом г. Багаи, известном как оплот донатистов. Так, в 347-348 гг. местный еп. Донат организовал вооруженное сопротивление имп. легату Макарию, к-рый прибыл в Багаи для преследования донатистов (см.: Shaw. 2011. P. 165-167). В Соборе, состоявшемся в Багаи 24 апр. 394 г., приняли участие 310 донатистских епископов, которые попытались положить конец схизме среди донатистов. По-видимому, избрание М. вызвало разногласия среди жителей Багаи: блж. Августин и его друг Алипий, еп. Тагасты, упоминали об «опаснейшем [для Церкви] смущении» (periculosissimum scandalum), но не привели подробностей. В то же время епископы с похвалой отзывались о М. как о достойном служителе Церкви. На Милевском Соборе 27 авг. 402 г. (см. ст. Карфагенские Соборы ) было принято решение о смещении М. и избрании нового епископа. По словам Августина и Алипия, М. добровольно отрекся от кафедры, «чтобы устранить опасность для Церкви» (propter ecclesiae uitanda pericula). Епископы предложили возглавить диоцез Багаи его брату Касторию, но тот, по-видимому, отказался ( Aug. Ep. 69). Вопреки своему решению и постановлению Милевского Собора М. сохранил епископскую кафедру. Вскоре М. подал в светский суд жалобу на донатистов, захвативших базилику в поместье Кальвиан (fundus Caluianensis); решение было вынесено в его пользу. Во время посещения храма на епископа напала толпа донатистов: «Он укрылся под алтарем, но они разломали алтарь над его головой и жестоко избили его кусками дерева [от алтаря], палками и арматурой, так что все вокруг было залито кровью». Донатисты сорвали с епископа одежду и вытащили его из церкви. Во время избиения М. ударили ножом в пах, что вызвало сильное кровотечение. Когда епископа волокли по земле, грязь залепила рану и остановила кровь; это спасло ему жизнь. Оставив М. полумертвым, донатисты ушли, но вскоре вернулись и отбили епископа у кафоликов, попытавшихся унести его в безопасное место. По-видимому, во время схватки начался пожар в базилике (впосл. блж. Августин утверждал, что донатисты подожгли храм и бросили в огонь священные книги - Idem. Breviculus collationis cum Donatistis. III 11. 23// S. Aureli Augustini Scripta contra Donatistas/Ed. M. Petschenig. W.; Lpz., 1910. Pars 3. P. 71-72. (CSEL; 53); ср.: Idem. Contra partem Donati post gesta. XVII 22//Ibid. P. 121).

http://pravenc.ru/text/2561652.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Королевство Нидерландов; нидерланд. Koninkrijk der Nederlanden; неофиц. название - Голландия], гос-во, состоящее из 4 самоуправляющихся гос. образований (landen): Н.- в Зап. Европе и в Карибском м. (муниципалитеты Бонайре, Синт-Эстатиус, Саба); Арубы, Кюрасао, Синт-Мартена - в Карибском м. В Зап. Европе Н. на севере и западе омываются Северным м. (длина береговой линии - 451 км), на востоке граничат с Германией (длина границы - 577 км), на юге - с Бельгией (450 км). Территория европ. части Н.- 41,54 тыс. кв. км (в т. ч. внутренние воды - 7,65 тыс. кв. км). Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен расположены на одноименных островах в Карибском м., входящих в цепочку М. Антильских о-вов. Территория Арубы и Кюрасао - 193 кв. км и 444 кв. км соответственно (полностью занимают острова), Синт-Мартена - 34 кв. км (занимает юж. часть острова, на севере граничит с франц. Сен-Мартеном). Столица королевства - Амстердам (855,3 тыс. чел.; т. н. Б. Амстердам - 1358,8 тыс. чел.; оценка 2017 г.); местопребывание королевского двора, парламента и правительства - Гаага (530,6 тыс. чел.; в агломерации - более 1 млн чел.). Адм. центр Арубы - Ораньестад (35 тыс. чел.; оценка 2015 г.), Кюрасао - Виллемстад (150 тыс. чел.; оценка 2010 г.), Синт-Мартена - Филипсбург (1327 чел.; перепись 2011 г.). Крупнейшие города - Роттердам (637,8 тыс. чел.), Утрехт (347,7 тыс. чел.), Эйндховен (229,1 тыс. чел.), Тилбург (215,6 тыс. чел.), Гронинген (205 тыс. чел.), Лейден (124,4 тыс. чел.; в агломерации - 270,9 тыс. чел.), Дордрехт (118,5 тыс. чел.; в агломерации - 270 тыс. чел.). Офиц. язык - нидерландский, в пров. Фрисландия также фризский; статус региональных языков имеют папьяменто (в Арубе, Бонайре и Кюрасао), английский (в Синт-Эстатиусе, Сабе и Синт-Мартене). Административно-территориальное деление: Н. разделены на 12 провинций, объединяющих 388 муниципалитетов (2017), а также включают 3 особых муниципалитета - Бонайре, Синт-Эстатиус и Сабу - на одноименных островах в Карибском м.; Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен не имеют административно-территориальных единиц.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Н. Зверева 1915 год Из дневника Татьяны Николаевны Четверг, 1 января Утром поехали с Папа к обедне. Видела Карангозова. Завтракали 5 с Папа и Мама. Гуляла с Ольгой и Анастасей. Скатывались с Алексеем с его горы. Прыгали через костер. В 4 часа поехали четверо в Большой дворец к раненым офицерам. Обошли всех, сидели в 8-й палате. Папа принимал дипломатов и свиту. Чай пили и обедали с Папа и Мама. Сидели у Сони до 7 часов, потом поехали к нам в Дворцовый лазарет к офицерам. Сидели во 2-й палате у нижегородцев, Ягмина, Наврузова и князя Вачнадзе. После обеда работали у Мама. Пятница, 2 января Были в «Знамении». Оттуда с Аней и Ольгой на моторе в наш лазарет. Резали немножко ногу Потулова. Потом перевязывала Отмарштейна и Гогоберидзе, который приехал. Потом еще нижних чинов: Беломестный 51-го Сибирского стрелкового полка, Чикин 346 , Пустовских 137-го Нежинского. Завтракали с Папа и Мама. Потом 5 с Папа поехали в Манеж на елку конвоя сводного полка и выздоравливающих раненых. Очень было хорошо. В 4 часа поехали в Большой дворец. Попали на концерт. Чай пили и обедали с Папа и Мама. Потом мы две с ней поехали в наш лазарет. Было крушение поезда, и мы ждали Аню 347 . Встретили ее на вокзале, она сильно разбита, и очень тяжелое состояние. Привезли к нам. Григорий приехал, потом Папа. Аня причащалась. Оставались до 1.15. Заходили к нижегородцам. Легла спать в 2 часа. Из дневника Ольги Николаевны Пятница, 2 января «Знамение», перевязка. Лоскутов, Папа кирасир – вахмистер 3-го эскадрона, рана левой голени. Кречетов 19-го Сибирского стрелкового полка, рана правой голени, и Данилин 3-го Сибирского стрелкового полка, рана правого плеча, левой руки. Резали ногу Потулова. К. был. В 2 часа елка конвойная, была еще команда выздоравливающих. Скоро кончилось, так как с 2 часов сестры раздавали подарки. Ш. душка был. Грустный почему-то. В Большом дворце попали на концерт. К. был. После обеда поехали в наш лазарет с Мама. Было крушение поезда. Ждали Аню туда. Встретили на вокзале, очень тяжело разбита, бедная, но в сознании. К. был. Григорий Ефимович приехал. Всю ночь оставался. Ее причастили. После 12 часов вернулись. Папа был.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Республика Камерун; франц. République du Cameroun; англ. Republic of Cameroon], гос-во в Центр. Африке. На западе омывается зал. Бонни (часть Гвинейского зал. Атлантического океана). Граничит на северо-западе с Нигерией, на северо-востоке с Чадом, на востоке с Центральноафриканской Республикой, на юге с Республикой Конго, Габоном, Экваториальной Гвинеей. Территория - 475 тыс. кв. км. Столица - г. Яунде (1,676 млн чел., 2010 г.). Другие крупные города: Дуала (1,978 млн чел.), Гаруа (519 тыс. чел.), Баменда (485,8 тыс. чел.), Маруа (394,6 тыс. чел.), Бафусам (347,5 тыс. чел.), Нгаундере (282,5 тыс. чел.), Бертуа (265,3 тыс. чел.). К. разделен на 10 провинций. Является членом ООН (1960), Африканского союза (1963), МВФ и МБРР (1963), Организации Исламского сотрудничества (1974), Экономического сообщества государств Центральной Африки (1983), ВТО (1995), Содружества (1995). Офиц. языки - французский и английский. География. Вдоль побережья зал. Бонни расположена низменность шириной до 150 км, в сев.-зап. части которой находится вулканический массив Камерун (высота 4100 м - высшая точка страны). Берега на севере плоские, песчаные или заболоченные, в юж. части в основном высокие и скалистые. К востоку от прибрежной низменности крутыми уступами поднимаются внутренние плоскогорья, занимающие большую часть страны. В центральной части К. возвышается нагорье Адамава с конусами потухших вулканов. Впадина Бенуэ отделяет нагорье от невысоких гор Мандара (средняя высота 800-1000 м). На крайнем севере страны расположены плоские озерно-аллювиальные равнины - впадины оз. Чад (высотой ок. 300 м). Климат К. экваториальный на юге и субэкваториальный в остальной части страны. Средние температуры самого теплого месяца (февр. или марта) 24-28°С, самого холодного (июля или авг.) 22-24°С. Количество осадков на севере в районах, прилегающих к оз. Чад, менее 500 мм, часто бывают засухи; во внутренних районах выпадает от 1,5 до 2 тыс. мм осадков в год; на побережье зал. Бонни - свыше 3 тыс. мм, на зап. и юго-зап. склонах массива Камерун, являющегося самым влажным местом в Африке,- до 9655 мм в год.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

С.К. Севастьянова Приложение 2. Переписка новгородского митрополита Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1650–1652 гг. (новгородский период). Тексты I. «Отписки» новгородского митрополита Никона царю о восстании в Новгороде (1650 г.) Издаваемые ниже шесть «отписок» митрополита Никона царю хранятся в составе следственного дела о новгородском восстании 1650 г. в документах Посольского приказа РГАДА, ф. 96 («Сношения России со Швецией»), оп. 1, стлб. 3, ч. 1 – 3. Тексты «отписок» неоднократно издавались как исторические источники, что отразилось на качестве издания: сверка текстов подлинных документов с ранее опубликованными показывает наличие многочисленных опечаток, пропусков как отдельных слов, так и целых фраз, воспроизведение неверных прочтений издателями текстов самих документов. Поэтому «отписки» митрополита Никона издаются вновь по правилами ТОДРЛ (Т. 52). При публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «де» – день и т. п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри ( ) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: выцвели чернила, текст затерт писцом, утрачен из-за механических повреждений бумаги или скрыт под остатками печати; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. В подстрочном комментарии мной отмечены явные искажения текстов рукописей в предыдущих изданиях, которые обозначены следующим образом: Т – Тихомиров 1964, 286 – 296; Р – Коваленко и др. 2001; Л – Лобачев 2003, 347 – 350. Звездочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях. 1.«Отписка» новгородского митрополита Никона царской семье (после 19 марта до 13 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) Проф. П. П. Пономарев Перу этого автора принадлежат следующие труды, касающиеся нашего предмета. 1. «Догматическая основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей – аскетов IV века (с введением истории подвижничества вообще и христианского в частности до III века включительно)». Казань. 1899. Это – магистерская диссертация. 2. Журнальные статьи: a) «О значении аскетической литературы». (Речь перед защитой диссертации). Правосл. Собеседник. 1900 г. Март, стр. 299–309. б) «Христианский аскетизм и светское право». ibid. Октябрь,, стр. 330–347. 3. Статья, под названием «Аскетизм», помещенная в «Православной Богословской Энциклопедии» (изд. под редакцией проф.. А. П. Лопухина ). Т. II. (Спб. 1901 г.), столбец 53–75. Нет нужды доказывать, что диссертация г. Пономарева имеет основное значение по отношению к его статьям, которые представляют собой, поскольку они так или иначе раскрывают интересующий нас предмет, экстракт его книги, лишь с незначительными, в некоторых случаях, вариантами и не имеющими существенного значения для нас дополнениями. Автор названного сочинения ставит себе задачу «объективно излагать христианский аскетизм в его общих догматических (теоретических) основах, насколько последние проявились в жизни и литературе св. отцов – аскетов IV века». И задача, намеченная автором – определить, установить и анализировать именно основные начала, принципиальные основоположения христианского аскетизма, и сама эпоха, избранная автором в качестве объекта его исследования – IV век христианской эры, – все это должно возбудить самый живой интерес специалиста, вызвать его на возможно подробное и обстоятельное ознакомление с трудом г. Пономарева. В самом деле, IV век – время исторического возникновения христианского монашества, которое представляет собой аскетическое явление κατ’ εξοχν. Как явление новое, а потому живое, юношески свежее и сильное, – монашество естественно обнаружилось тогда во всей своей непосредственной ясности, типической яркости и специфической определенности, энергически осуществляя и раскрывая свои принципы как в деле, так и в слове, – как в жизни, так и в аскетической литературе. Следовательно, IV век – это поистине эпоха основоположительная для монашески – уединенной формы христианской жизни. Это положение вполне сознает и ясно выражает сам автор, когда, напр., говорит: «аскетизм IV века в истории развития христианского аскетизма вообще занимает ту стадию, когда преимущественное внимание аскетов было обращено на истолкование основ последнего“ 679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

[греч. Ερηναος; лат. Irenaeus] († 303?), сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.), еп. г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия) в годы совместного правления императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана Галерия (286-305). Акты мученичества И. сохранились в греч. (BHG, N 948-949e) и лат. (BHL, N 4466; Novum Suppl., N 494-495) версиях. Вопрос о языке оригинального текста остается нерешенным. По мнению Л. С. Тиймона, греч. версия является переводом с латинской, Ж. Зейлер также высказался в пользу первичности лат. текста. Однако М. Симонетти указал, что обе сохранившиеся версии Актов мученичества являются переработками оригинального текста, по его мнению, греч. панегирика святому. При этом лат. версия подверглась правке в соответствии с текстом греч. версии и, т. о., является более поздней. Ф. Дольбо, осуществивший критическое издание текстов, вернулся к гипотезе о первичности лат. версии ( Dolbeau. 1999. P. 206-207). Х. Хильдебрандт показал, что содержание речей И., приведенных в Актах мученичества, может восходить к трактату Киприана Карфагенского «О побуждении к мученичеству» ( S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia/Ed. G. Hartel. Vindobonae, 1868. P. 317-347. (CSEL; 3. 1)), что свидетельствует в пользу мнения Тиймона, Зейлера и Дольбо. Однако гипотеза о существовании первоначальной греч. версии соответствует языковой ситуации в христ. общинах Иллирика в нач. IV в.: несмотря на то что придунайские провинции Римской империи входили в зону распространения латыни, христ. общины преимущественно состояли из грекоязычных выходцев из вост. части империи ( Kovács. 2003). Мн. мученики, пострадавшие в Паннонии, носили греч. имена, в т. ч. И. ( Mócsy. 1974. P. 325). Вопросы об исторической достоверности и о литературных особенностях Актов мученичества И. остаются предметом дискуссий. По мнению большинства исследователей, Акты мученичества являются «стилизованной и расширенной версией судебного протокола» ( Hildebrandt. 2006. P. 59). Согласно Зейлеру, «текст имеет все признаки древности» и «является одним из лучших «Мученичеств» Паннонии» ( Zeiller. 1967. P. 79-80). С этой т. зр. первоначальная (греч. или лат.) версия Актов мученичества, в к-рой содержалось описание допроса и казни И., была переработана и дополнена библейскими цитатами и пояснениями о значимости мученического подвига. Однако можно полагать, что произведение было составлено через неск. десятилетий после кончины И. на основе преданий о мученичестве святого. Это объясняет беллетризованный характер повествования и отсылки к более поздней церковной истории Сирмия (см.: Ibid. P. 80).

http://pravenc.ru/text/673987.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010