Глава 34 Иосия, 16-й царь иудейский, и его религиозная реформа (Ср. 4Цар.22:1–23:20 ) 1–7. Время воцарения Иосии, продолжительность царствования и богоугодный характер его. 8–13. Возобновление храма на 18-м году царствования. 14–28. Открытие в храме древней книги закона, чтение ее перед царем, посольство к пророчице Олдане по поводу прещений книги и ответ пророчицы. 29–33. Всенародное чтение книги закона и заключение завета о точном исполнении заповедей Иеговы. 2Пар.34:1 .  Восемь лет было Иосии, когда он воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме, 2Пар.34:2 .  и делал он угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево. 2Пар.34:3 .  В восьмой год царствования своего, будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров. 2Пар.34:4 .  И разрушили пред лицем его жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы, 2Пар.34:5 .  и кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил Иудею и Иерусалим, 2Пар.34:6 .  и в городах Манассии, и Ефрема, и Симеона, даже до колена Неффалимова, и в опустошенных окрестностях их 2Пар.34:7 .  он разрушил жертвенники и посвященные дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской, и возвратился в Иерусалим. В отличие от 4 Царств, 2 Паралипоменон в самом начале повествования о царствовании Иосии говорит хоть не столь подробно, как в ( 4Цар.23:4–20 ), о предпринятом Иосией очищении культа путем удаления всех принадлежностей и остатков идолослужения. О неодинаковой последовательности рассказа об Иосии в 4 Царств и 2 Паралипоменон см. комментарии к ( 4Цар.22:1–2 ), «Толковая Библия», т. II, с. 563–564. 2Пар.34:8 .  В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал Шафана, сына Ацалии, и Маасею градоначальника, и Иоаха, сына Иоахазова, дееписателя, возобновить дом Господа Бога своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 34 Вторая речь Елиуя. 1–4. Введение. 5–9. Разбираемое Елиуем положение Иова. 10–30. Божественное Правосудие. 31–32. Необходимость смирения пред Богом. 33–37. Иов заслуживает наказания. Иов.34:1 .  И продолжал Елиуй и сказал: Молчание Иова на предложение Елиуя ( Иов 33.32 ) дает ему право продолжить слово. Уже первая речь Елиуя, раскрывая мысль о воспитательном, исправительном характере страданий, исключает возможность предположения о Божественном неправосудии; сообразно с этим вторая посвящена обоснованию того положения, что божественное мироправление следует началам самой строгой правды. Иов.34:2 .  выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! Иов.34:3 .  Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. Иов.34:4 .  Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо. Если уму свойственна способность суждения, как гортани способность распознавать вкус в пище ( Иов 12.11, 20.12–13 ), то «мудрые», не Иов и друзья, у которых не хватает мудрости ( Иов 32.8–12, 15–18, 33.33 ), а стоящие кругом слушатели могут обсудить, насколько справедливы слова Иова. Иов.34:5 .  Вот, Иов сказал: я прав, но Бог лишил меня суда. Иов.34:6 .  Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины. По его заявлению, он прав ( Иов. 9.15, 13.18, 23.10–11, 27.6 и т. п.), а Бог лишил его суда (евр. «гезир» – права), – возможности доказать свою невинность (ср. Иов 27.2 ). Ввиду этого, хотя правда на его стороне, но он выступает в качестве лжеца, так как само свидетельство о невинности утрачивает силу, – является ложью ввиду факта страданий. Они – убедительное доказательство его греховности ( Иов. 9.20, 10.15 ). В том же положении лжеца окажется Иов, если вопреки сознанию правоты ( Иов 27.3–6 ), признает себя виновным. Ввиду невозможности суда, оправдания его, невинные, нанесенные божественным гневом раны, – страдания (ср. Иов 6.4, 16.13 ) не подлежат исцелению (ср. Иов 23.13–14 ). Иов.34:7 .  Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 34 1–4. Возобновление скрижалей. 5–7. Разъяснение Моисею сущности Господа. 8–27. Завет Бога с народом. 28–35. Пребывание Моисея на горе и сияние лица его по сошествии оттуда. Исх.34:1 .  И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; Исх.34:2 .  и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; Исх.34:3 .  но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. Исх.34:4 .  И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. Как видно из предшествующей главы, отверженному Богом Израилю дается обещание, что он по-прежнему будет народом богоизбранным. Осуществлением подобного обещания и является восстановление нарушенного завета. Так как по существу этот второй завет подобен первому, то он и совершается при одинаковой с ним обстановке. Приготавливаются скрижали, но не Господом ( Исх.32:16 ), а Моисеем в знак напоминания о нарушении завета; запрещается кому бы то ни было, кроме Моисея, восходить на Синай (ср. Исх.19:12 ); посредником при заключении завета является Моисей, а Господь сходит к нему в облаке ( Исх. 19:9, 20:20 ). Исх.34:5 .  И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. Исх.34:6 .  И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, Исх.34:7 .  сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Необходимым условием при заключении завета было согласие народа ( Исх.19:8 и т.д.); но его уже недостаточно при восстановлении завета. Последнее может быть желательно для нарушившего завет, т.е. Израиля, и совершенно не желательно для оставшегося верным ему, т.е. Бога. Поэтому в то время как при заключении завета Господь предложил Израилю выразить свое желание вступить в союз с Ним, теперь Он указывает на возможность со своей стороны восстановить нарушенный завет. Она коренится в открытых им Моисею ( Исх.33:19 , Чис.14:17–18 ) свойствах божественного милосердия, долготерпения, которые приходят во всепрощение, но не исключают и правосудия. Открывшийся ранее при купине, как единый существующий, неизменяемый, Всевышний открывается теперь, как человеколюбивый милосердный. И поскольку эти последние свойства обеспечивают восстановление нарушенного завета, постольку, благодаря им, Господь является не изменившим Своему первоначальному обещанию быть Богом народа еврейского 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 34 1–4. Суд над вселенной. 5–17. Суд над Едомом. Предварительное замечание. Главы 34-я и 35-я образуют собою заключение к первой части пророчества Исаии, соединяя в себе существенные черты предсказаний этой части о временах суда и спасения. Пророк говорит в 34-й гл. о конце мира, но облекает картину этой последней катастрофы в образы, взятые от событий его времени, так что последний всеобщий суд над вселенной принимает у него характер суда над известным клочком земли (Идумеи). В 35-й главе пророк рисует нам обратную сторону суда над миром – именно окончательное искупление Израиля и возвращение его из чужой страны в отечество. Ис.34:1 . Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней! Все народы должны слушать пророчество о том суде, какой совершится некогда над вселенною. Эти народы будут подвергнуты совершенному истреблению, и даже само небо пострадает от огня этого грозного суда. Обращение пророка к народам и всему, что есть на земле, напоминает собою его слова в гл. 1-й ст. 2-й и указывает на особенную важность далее следующей речи. Ис.34:2 . Ибо гнев Го­с­по­да на все народы, и ярость Его на все во­ин­ство их. Он пред­ал их заклятию, отдал их на заклание. Здесь предметом суда Божия названо только человечество. Неразумная природа уже идет вслед за человеком. «Воинство их» – это не войска в собственном смысле этого слова, а толпы, массы людей (ср. ст. 4-й). «Заклятию» – см. Ис.11:15 . Ис.34:3 . И убитые их будут раз­бросаны, и от трупов их поднимет­ся смрад, и горы раз­мокнут от крови их. Здесь мы находим гиперболические выражения, да и самое заклание грешных людей, конечно, должно быть признано только метафорой. Ис.34:4 . И истлеет все небесное во­ин­ство; и небеса свернут­ся, как свиток книжный; и все во­ин­ство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. «Небесное воинство» или звезды истлеет как тлеет от жара огня бумага или материя. «Небеса свернутся». Небо – по-евр. rakiaf – это, собственно, громадное пространство. Это пространство станет маленьким, свернется от того же иссушающего действия огня, как бумага свертывается от жара в трубочку.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изъяснение псалма 34-го. «Псалом Давиду». И сей также псалом изрек блаженный Давид гонимый Саулом. В нем упоминается о лукавстве Доика; потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною избиения многих; упоминается также о Зифеях и о других, извещавших Саула о Давиде, как показывают это выражения, встречаемыя в псалме. Пс.34:1 .  Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». В сказанном у Пророка прекрасный порядок, приличный и молитве праведника; потому что просит он Бога всяческих сперва разсудить, а потом дать приговор и о наказании. Пс.34:2 .  Возьми щит и латы и восстань на помощь мне. Пс.34:3 .  Обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» «Приими оружие и щит и востани в помощь мою»: «Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя». Упомянув о брани, по необходимости перечисляет и роды оружия, самым видом сего оружия устрашая живущих порочно. Бог же не приводит в действие стольких оружий, наказывая обидчиков; Ему достаточно слова, чтобы предать их конечной казни. «Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». К спасению моему довольно Твоего слова. Поскольку Пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях, но единым словом одних наказывает, а другим благодетельствует. Пс.34:4 .  Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло. «Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая». Пусть не успеют в том, говорит Пророк, что замышляют, и плодом лукавства для них пусть будет стыд. Пс.34:5 .  Да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их. «Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их». Сие подобие употребил Пророк и в первом псалме. «Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли» ( Пс. 1:4 ). Пс.34:6 .  Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 34 Иез.34:2 . Сыне человечь, прорцы на пастыри Израилевы, прорцы, и рцы пастырем: сия глаголет Адонаи Господь: Иез.34:3 . Оле, пастыри Израилевы! Еда пасут пастыри самих себе? Не овец ли пасут пастыри? Сами вы скажите, говорит Бог, что свойственно пастырю, себе ли отыскивать пажить или пасти овец? Се млеко ядите, и волною одеваетеся, и тучное закалаете, а овец Моих не пасете. Все говорит в переносном смысле: вы, священники, собирали начатки, десятины, участки жертв, а вы, цари, взимая дани и оброки, не довольствовались ими, а, убивая богатых, себе брали их богатство; но ни священники ваши, ни вы не заботились об уходе за овцами. Потом в подробности описывает несообразность их поведения. Иез.34:4 . Изнемогшаго не подъясте, и болящаго не уврачевасте, и сокрушеннаго не обязасте, и истощенному не возвратили полноты тела, и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте, и что всего неизвинительнее, крепкое оскорбисте трудом, и властию наказасте я и наруганием. Не только немощным не подавали надлежащего врачевания, но и на здоровых налагали великие труды. И сие не трудно усмотреть из истории. Ибо поклоняющихся идолам и живущих беззаконно не восхотели уврачевать и обратить к Богу худые пастыри, а божественных пророков, укрепившихся в добродетели, не переставали оскорблять, заключать в узы и подвергать тысячам огорчений, и, делая это, издевались над ними, обращая в смех, что говорили они. Почему и сказано: и «властию наказасте я и наруганием», в показание, что вместе и святым причиняли скорби, и сами, что делалось, почитали то шуткою и детскою игрою. От сих-то худых пастырей, говорит Бог, Иез.34:5 . Разсыпашася овцы Мои, и быша на изъядение всем зверем сельным. Название «зверей» берет опять в переносном смысле, потому что в том же смысле взято именование «овец». Называет же зверями духовными демонов, губителей душ, и зверями чувственными отовсюду на них нападающих врагов. Иез.34:6 . И расточишася и заблудиша овцы Моя по всем горам, и по всем холмом высоким, и на лице всея земли разсыпашася овцы Моя, и не бе взыскающаго, ни обращающаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Предлагаемая статья имеет задачею раскрытие и установление точного смысла и значения 34-го Апостольского правила и стоит в близкой связи с нашею же статьею, под заглавием: „Топографический смысл 34-го Апостоль­ского правила» 1 , именно как её продолжение. Там мы представили доказательства в опровержение мнения, будто 34-го Апост. правило нужно понимать в топографическом смысле и выяснили несостоятельность доводов, представленных проф. Н. Глубоковским в пользу этого странного мнения. Теперь, воспользовавшись ответною статьею г. Глубоковского, только как поводом возвратиться к 34-му Апост. правилу, постараемся полнее выяснить его положительный смысл и значение в каноническом законодательстве. По своей идейной стороне и по своему значению даже просто в качестве исторического документа он вполне того заслуживает 2 . Для установления правильной интерпретации занимающего нас правила, как и вообще всех 85-ти правил, известных под именем Апостольских, требуется наивозможно строгое выполнение основного начала интерпретации: пони­мать правило буквально, относясь с полным уважением к каждому его термину. Такое требование основывается на двух свойствах пра­вила: а) на его редакционном совершенстве, ибо в нем нет выражений неясных, обоюдных: и в стилистическом, и в логическом отношении оно – безукоризненно; б) на том, что оно в самой терминологии своей носит печать глубокой христианской древности – печать церковного устройства первых трех веков. Между тем главный недостаток интерпретации, защи­щаемой г. Глубоковским и, к сожалению дов. распростра­ненной и в среде наших русских канонистов, и со­стоит в том, что она грубо искажает текст толкуемого правила, подменяя подлинные термины его θνος (народ) и πρτος (первый) совершенно иными, а именно: παρχα (об­ласть, гражданская провинция) и μητροπολτης (митрополит, епископ главного города гражданской провинции). Сделав такой подмен терминов, интерпретаторы реши­тельно заявляют, что 34-е правило говорите о митрополитской системе церковного устройства 3 , введенной, кстати сказать, только первым вселенским собором (325 г.) т. е. в начале IV-ro века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Иерихон Иерихон ( , , – издающий бальзамический запах, душистый, благовонный; εριχ; V. и L: Iericho; слав. Чис.22:1, 26:63, 33:48 . Втор.32:49, 34:1, 3 . Нав.2:1, 3, 12:9, 16 ,,. 18:12, 21, 24:11. 2Цар.10:5 . 3Цар.16:34 . 4Цар.2:4, 25:5 . 1Пар.6:78, 19:5 . 2Пар.28:15 . 1Ездр.2:34 . Неем.3:2, 7:36 . Иудиф.4:4 . Сир.24:15 . Иер.39:5 . 1Мак.9:50, 16:14 . Мф.20:29 . Мк.10:46. Лк.10:30, 18:35, 19:1 . Евр.11:30 . – Из древнейших городов Палестины; лежал в расстоянии 6-ти часов пути от Иерусалима, в 2-х часах от Иордана, на западном берегу Иордана, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм ( Втор.34:3 . Суд.1:16, 3:13 . 2Пар.28:15 ). Это был царский город ханаанский, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною ( Нав.2:1–3, 15, 6:18–19 ). При вступлении евреев в Палестину, он первый подлежал их завоеванию. И. Нав. предварительно послал соглядатаев осмотреть его, и после город чудесно был взят ими: по семидневном обхождении вокруг него с ковчегом завета и трубным звуком священников, при громком в последний обход восклицании народном, стены города пали, и город был взят, и все в нем предано мечу и истреблению (см. гл. Нав.6 , сн. 2Мак.12:15 . Евр.11:30 ). При разделе земли обетованной, местность эта досталась колену Вениаминову ( Нав.18:21 ). По завоевании этого города, И. Навин произнес проклятие на того, кто бы дерзнул восстановить его, и город оставался в развалинах до времен царя Изр. Ахава, когда, не страшась проклятия, некто Ахиил дерзнул снова восстановить его, за что и понес достойное наказание ( 3Цар.16:34 , сн. Нав.6:25 ). Правда, о существовании его упоминается и во времена Судей ( Суд.3:13 ), и во времена царств ( 2Цар.10:5 . 1Пар.19:5 ); но это, вероятно, было небольшое селение, удерживавшее прежнее название города, а не укрепленный город. Впоследствии, по восстановлении его Ахиилом, он медленно приходил в прежнее свое положение. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пророк Илия, и здесь, поблизости, было училище пророков, где жили сыны пророческие ( 4Цар.2:4, 5, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Дни Утреня 1-ый час 3-ий час 6-ой час 9-й час Вечерня Воскресенье 2, 3 (+17) --------- ---------- ---------- --------- ---------- Понедельник ---------- Вторник 10, 11, 12 19, 20, 1 Четверг Пятница 13, 14, 15 ---------- --------- Суббота ---------- ---------- ---------- ---------   Здесь видно, что количество кафизм, исполняющихся в течение седмицы, увеличено так, чтобы за семь дней прочитать всю Псалтирь дважды. Рассмотрев таблицу, можно увидеть, что распределение кафизм осуществляется по их порядковому номеру на утрени и часах не затрагивая вечерню. На протяжении седмичных дней отсутствует чтение 17-ой и 18-ой кафизмы. 17-ая отсутствует ввиду того, что она исполняется в субботу, а 18-ая – на вечерни. 2.    Кафизма на вечерни Рассмотрим некоторые памятники, касающиеся «песней степеней» на вечерни. Согласно палестинскому Часослову VIII–IX вв. (Sin. gr. 863), вечерняя служба начиналась 103-м псалмом, за которым следовала вся 18-ая кафизма с разделением на три «Славы» . Другой палестинский памятник – синайско-грузинский кодекс 34 (Sin. iber. 34), датируемый около 700 года – также указывает на вечерни исполнение 18-ой кафизмы . Более того, анализ системы распределения кафизм в указанном кодексе позволил исследователю этого памятника сделать вывод о том, что 18-ая кафизма составляла неподвижный и оригинальный элемент вечерни, то есть не входила в обычное распределение кафизм между службами . Сходство в указаниях на стабильное исполнение 18-ой кафизмы во время вечерни в Sin. gr. 863 и Sin. iber. 34 указывает на палестинское происхождение данного элемента. Остается открытым вопрос о времени, когда «песни степеней» появились на палестинских вечернях. Распределение кафизм между службами в уже упомянутом синайско-грузинском кодексе (Sin. iber. 34), о котором мы еще скажем ниже, датируется VI-м веком. В это время 18-ая кафизма уже являлась постоянным элементом вечерни. Ввиду этого, гипотетическое время установления этого элемента – около V-ro века . Таким образом, 18-ая кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни.

http://bogoslov.ru/text/4453203.html

Иаков Иаков ( =запинатель; ακβ; Iacob; Iakobъ; L: Iakob): a., Иаков патриарх, родоначальник народа израильского. Быт.25:26–34, 27:6–11 и далее 36 и далее. Быт.28:10–22 . гл. Быт.29 – 35, 37, 42:1–4, 46:26–28, 47:1–10 . гл. Быт.48–50 . Чис.23:7, 10, 23, 24:5, 17 . 1Цар.12:8 . 4Цар.17:34 . 1Пар.29:18 . Пс.19:2, 80:2 . и др. Ис.2:3, 6, 41:8, 14, 42:24, 43:1, 44:1 . Мал.1:2 . 3Ездр.3:16 ... Сир.44:25, 45:6 и др. Мф.1:2, 8:11. Лк.13:28 . Деян.7:8, 12, 14–15 . Рим.9:13 . Евр.11:20–21 . и др. – Он был младший сын Исаака, и иначе назывался Израиль. История его жизни подробно излагается в кн. Бытия, в гл. Быт.25 , и потом Быт.27–50 . Вот краткий очерк ее. Имя свое «Иаков», что значит запинатель, получил он оттого, что при рождении держался рукою своею за пяту брата своего Исава ( Быт.25:24–26 ). Впоследствии открылись различные свойства этих братьев, и оказалось, что не первенец Исав, а Иаков достоин был быть родоначальником благословенного племени. Исав слишком мало ценил достоинство своего первородства, и по своему легкомыслию и жадности продал его брату своему за кушанье из чечевицы ( Быт.25:29–34 ). Не дорожил он и благословением родительским, вопреки желаниям родителей, самовольно вступив в брак с дочерями ханаанскими, которые были в тягость и Исааку и Ревекке ( Быт.26:34–35, 27:46 ). Посему Промысл, допустивший хитрость Ревекки, при слепоте Исаака, лишил Исава благословение отеческого, несмотря на его первородство, и оно досталось достойнейшему ( Быт.27:1–40 ). Но отселе начинаются тяжкие испытание для Иакова. Исав возненавидел его и намеревался убить, ожидая только смерти отца ( Быт.27:41 ). Узнав о сем, Ревекка уговорила Иакова удалиться на время на ее родину, пока утолится гнев на него брата его, и Исаака – отпустить его в Месопотамию, в дом отца ее, чтобы там избрал себе невесту из дочерей Павана, брата ее ( Быт.27:42–46 ). Напутствованный благословением родительским, Иаков отправился и на пути ободрен был от Бога видением таинственной лестницы, соединяющей небо с землею, и обещанием ему благословение Божия, данного Аврааму и особенного покровительства Божие в жизни ( Быт.28:1–5, 10–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010