Грехи, в которых принесено покаяние, заглажены будут милосердием Божиим (1:16, см. МУЧЕНИЕ, 575). Всякий грех, и малейший, низводит человека на дно адово, если милость Божия не поможет Горе же всякому человеку, когда Бог с ним по строгости правды Своея в суд впадет! Не инаго чего, как вечнаго в огне геенском мучения, ожидать ему должно. Всякий бо грех, и малейший, по мнению нашему, силен есть погрузить человека во дно адово, когда милость Божия не приспеет, ради Сына Его Иисуса Христа обещанная. Что уже о тех сказать, которые волею согрешают? Сего ради должно всякому, кто хощет суда Божия убежать, от грехов отстать и молить Бога верою во Христа: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене» ( Пс. 6, 2 ) (3:114). Если бы Бог за каждое преступление наказывал нас, ни на малейшее бы время не могли жить (1:88, см. БОГ , 74). Милосердия Божьего никакой грех победить не может (3:115, см. ВРАГ , 202). Заслуги Христа выше всех грехов вместе взятых (4:283, см. ИСКУШЕНИЕ , 413). Не отчаиваться от грехов, но надеяться на милосердие Божие Сие человеколюбие Его ободряет нас за содеянные грехи не отчаяваться, но с верою и надеждою толкать в двери милосердия Его. Како бо отец над кающимся и с сожалением и слезами просящими прощения не умилосердится? Откуда повелено к Нему молитися: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» ( Мф. 6, 12 ) (3:405). Если бы не милость Божия, люди постоянно падали бы (3:255, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 28). Грехи допускают и самые благочестивые Из Святаго Божия Слова познаем, что и самые благочестивые и свято живущие согрешают, и согрешают много. «Много согрешаем вси», глаголет Апостол ( Иак. 3, 2 ). И Иоанн святый исповедует: «аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин. 1, 8 ). И за «оставление грехов помолится всяк преподобный во время благопотребно» ( Пс. 31, 6 ). И Христос верным, кровию Его оправданным, и Бога Отца благодатию Его исповедающим, велит молитися: «Отче! остави нам долги наша (грехи)» ( Мф. 6, 12 ), ведая, яко согрешают вси... Ибо Бог не токмо внешния наши дела и грехи видит и судит, но и внутренния помышления, склонения, начинания сердечныя, яко сердца и утробы испытуяй, ясно усматривает и по тем судит. Многих грехов своих человек не видит, ни познает в совести своей; но Божие око, светлейшее солнца, вси проницает. Сего ради глаголет Псаломник: «грехопадения кто разумеет» ( Пс. 18, 13 ), – то есть, никто не может их познать и исчислить. Откуда и молится к Богу о очищении их: «от тайных моих очисти мя», показуя, что ничим иным оные не очищаются, как исповеданием, усердною молитвою и верою о Христе Иисусе (3:218–219).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Правобережная Украина была очищена от русских войск под турецким давлением по Константинопольскому договору от 5 апреля 1712 г. (см. Артамонов В.А. Россия и Речь Посполитая после Полтавской победы (1709 - 1714). М., 1990. С. 115 - 117), но не после окончания Северной войны (Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. С. 190). Теорию исследования личностного фактора в политическом процессе см.: Ракитянский Н.М. Психологическое портретирование в политологической практике. М., 2008. Военные кампании «закалили сильного лидера» Мазепу и прославили его как храброго воина. - Ковалевська О. Ibah Мазепа: у запитаннях та biдnobiдяx. К., 2008. С. 55. Adlerfeld G. Leben Carl des Zwölften, König von Schweden. Frankfurt und Leipzig, 1742. Bd.3. S.144, 231 - 234. Таирова-Яковлева доказывает, что все обращения Мазепы к Лещинскому были пустыми декларациями или московскими фальшивками, и о подчинении Гетманщины полякам речи не шло. См.: Таирова-Яковлева Т.Г. Мазепа. М., 2007. С. 189, 199, 202. Она же верит лицемерным словам Мазепы, что он де был непримиримый враг Польши и готов умереть за царя. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. С.189, 342 - 343, 347 - 348. Напротив, О.Ковалевская пишет, что украино-польский договор был результатом мастерской дипломатии Мазепы - он выводил Гетманщину из антишведской коалиции и защищал её от разорений в случае марша шведов на восток. Ковалевська О. Ibah Мазепа: у запитаннях та biдnobiдяx. С.77. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. С. 182. Русская дипломатия «водила за нос» польского союзника - на словах обещала вернуть Правобережье Короне Польской, на деле же тайно инструктировала Мазепу тянуть время отговорками. Борисенко В.Й., Бульвинський А.Г., Biзep С.О. Eboлюцiя ykpaïhcьko-pociйckux biдhocuh у дpyriй noлobuhi 17 ст. К., 2006. С. 246. Так пишут об измене гетмана Мицик Ю.А., Бажан О.Г., Власов В.С. Icmopiя Украïни. К., 2008. С.157. Шевчук В. Cycniльho-noлimuчha думка в Ykpaïhi biд 1710 по 90-mi роки XVIII ст.//Тисяча рокïв ykpaïhcьkoi cycniльho-noлimuчhoï думки. У 9 т. Т. 4. Кн.1. К., 2001. С. 54.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/30/...

Враг Сатана – дух лукавый, отступивший от Бога Диавол – лукавый дух, отступивший от Бога Диавол – начальник греха. Диавол есть воплощение всего отрицательного, полная противоположность Христу. Диавол есть отец лжи и всякия лести. Сатана – хитрейший и опаснейший враг. Враг злобный и лукавый. Враг опытный и коварный. Враг, злобясь на Создателя, устремляется на человека. Диавол враждует на Бога через человека. Истинный враг человека – диавол. Враг пытается препятствовать на пути ко спасению. Враг стремится отнять СПАСЕНИЕ у ДУШИ. Враг борется с человеком, желая лишить его спасения Враг всячески трудится, чтобы погубить человека Враг в БРАНИ с ХРИСТИАНАМИ стремится пленить ДУШУ. Диавол неусыпно на нас вооружается. Враг непрестанно нападает на верного раба Христова. Враг постоянно ополчается на человека. Враг никогда не перестает воевать. Диавол яростно преследует человека. Враг ругается над человеком. Диавол всячески стремится вредить благочестивой ДУШЕ. Враг ИСКУШЕНИЯМИ стремится отнять ПОКОЙ. Вражии козни, как сеть, мир опутали. Враг нападает через ПОМЫСЛЫ. Если не удается ИСКУСИТЬ через помыслы, диавол действует через людей. Враг действует через злых людей. Враг гонит рабов Божиих через послушных ему людей. Враг радуется, если кого-нибудь опечалит. Диавол прельщает СУЕТОЙ мира. Диавол соблазняет на ГРЕХ. Диавол смущает прежними грехами. Сатана СОМНЕНИЕМ хочет отвести от веры. Диавол старается, чтобы человек или словом, или делом, или помышлением похулил имя Божие. Сатана препятствует христианскому ПОСЛУШАНИЮ. Враг находит оружие против нас внутри нас. Сатана помрачает ум, чтобы человек не помнил о вечном. Диавол ослепляет человека, чтобы не видел, что идет за диаволом. Враг более всего стремится разорить брачный союз. Диавол ищет погибели человека, но Господь хранит. Враг хочет погубить человека, но Бог не разрешает. Одна благодать Божия спасает от вражиих козней. Враг без попущения Божьего ничего не делает. Вражиих козней без помощи Божией избежать не можем. Чтобы освободиться от диавольской работы, необходимо покаянием обратиться к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Cosmas et Damianus. Georgius Nicom., 100, 1503–28. Cyprianus et Justina. Gregorius Naz., 35, 1169–93. Passio, 115, 847–82. Eudocia, , 85, 831–64. Cyriacus, 115, 919–44. Cyrus et Joannes. Sophronius, 87, HI, 3379–422; 3423–548; 3517–612; 3611–7(5. Vita, 87, III, 3677–90; 3689–94; alia, 114,1231–50. Seneca, epigramma, , ,3421–4. In translatione=Cyrillus Alex. Orationes 1–3, 77, 1099–1106. D Daniel Stylita, 116, 969–1038. Demetrius, 116 (supplementum ad Metaphrasten ex AA.SS.), 1167–1426 in quo Passio, 1167–72; 1173–84. Miracula, lib. 1 a Joanne Thessalonicensi 1203–1324; lib. 2–3 ab anonymis, 1325–84 et 1383–1426 521–24=116, 1387–94]. J. Stauracius. De oleo S. Demetrii, fg., in Analectis, 116, 1399–1422. Demetrius Chrysoloras (ibid.), 1422–6. Leo, imperator. Laudatio, 107, 667–8. Eustathius Thessalonicensis. Canon., , 136, 161–8; Laudes, 169–216. Theophanes Cerameus, 132, 849–58. Gr. Palamas, 151, 535–50. Dionysius Areopagita, ex Menæis, , 4,577–88. Methodius (Metrodorus), 4, 669–84. Symeon Metaphrastes, 4, 589–608; 116, 1031–50. Michael Syngelos, 4, 617–68; ex Suida, 607–12. Christophorus patricius, , 3, 115–6. Anonymi, , 115–8. Dorotheus junior. Joannes Euchaitä Vita, 120, 1051–74. Drosis. Chrysostomus, 60, 683–94. E ELEUTHERIUS, 115, 127–42. Ephrem, Syrus. Gregorius Nyssenus, 46, 819–50.; Vita, 115, 1253–68. Epimachus, 115, 1319–26. Epiphanius. Joannes discipulus: Vita, 41, 23–74. Polybius, 73–116. Epipodius. Passio, latine, 6, 1455–62. Eudocimus, latine, 115, 487–8. Eudoxius et socii, 115, 617–34. Eugenia, 116, 609–502. Eugenius et Maria, 115, 347–56. Eulampius et socii, 115, 1053–66. Euphemia, 115, 713–32. Asterius Amasenus, 40, 333–8. Euphrosyne, 114, 305–22. Euplus, 115, 523–30. Eusebia. Joannes Euchaita, 120, 1297–8. Eusebia seu XenE, 114, 981–1000. Eusebius Alexandrinus, Joannes monachus, 86 I 297–310. Eustathius Ant. Chrysostomus, 60, 597–606. Eustathius et socii. Nicetas David, 105, 375–418. Acta antiqua in iisdem imis paginis. Eustratius et socii, 116, 467–506.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Rufus et Respicius, Leo, presbyter. Prologus ad vitam, latine, 120, 173–4. S Sampson, 115, 277–308. Sebastianus et socii, 116, 793–816. Sergius et Bacchus, 115, 1005–32. Severianus, 115, 639–52. Simon Zelotes, Apostolus. Nicetas David, 105, 235–54. Sophia et sociæ, 115, 497–514. Sozon, 115, 633–40. Spyridon, 116, 417–68. Smephanus diaconus, protomartyr. Gregorius Nyssenus. 46, 702–22, 721–36. Asterius Amasenus, 40, 337–52. Chrysostomus, 59, 501–8, 699–702; 1–3, 63, 929–32, 931–34, 933–34. Proclus, 66, 809–18. Basilius Seleuciensis, 85. 461–74. Sophronius Hier., ., 87, III, 3789–96. Stephanus papa, 115, 513–24, latine. Stephanus Junior, Stephanus diaconus: Vita, 100, 1069–1186. Stephanus Rhegiensis, 115, 317–8. Symeon LOGOTHETA. Michael Psellus, 114, 183–208. Symeon Salus. Leontius Neap., 93, 1669–1748. Symeon Stylita, 114, 335–92. Symeon Stylita Junior. Nicephorus Uranus (Co_elum), 86, II, 2987–3216. Symeon Theologus Junior. Nicetas Pectoratus, 152, 260–84; Iambi, , 120, 307–8. Alexius, , 307. Basilius Protoasecretis, , 308–9. Hierotheus, , 307. Symphorianus. Passio, latine, 5, 1463–8. Symphorosa et filii. Passio, latine, 10, 65–68. Syncletica. Athanasius, 28, 1487–1558. T Tarasius CP. Ignatius diaconus, latine, 98, 1385–1424. Terentius et socii, 115, 95–106. Thaddæus Apostolus. Nicetas David, 106, 253–70. Chrysostomus, 60, 745–8. Thecla. 115, 821–46, Basilius Seleuciensis, 85, 477–618. Nicetas David, 105. 301–36. Sophronius Hier., , 87, III, 3795–800. Theodora Alex., 115, 665–90. Theodora Regina, s. XIII, Job monachus, 127, 903–8. Theodora Thessalonicensis. Nicolaus Cabasilas, 150, 753–72. Theodora et Didymus, latine, 115, 83–88. Theodorus Graptus, 116, 653–84. Theodorus Studita: Testamentum, 99, 1813–24. Epigramma, , 99, 1811–2. Michael, monachus: Vita, 99, 233–328; Alia, 99, 113–232. Naucratii encyclica, 99, 1825–50. Anonymus: De schismate Studitarum, 99, 1849–54. Anonymus: Epitome, 99, 105–8. Constantinus, ,99, 435–6. Theodorus Tiro. Gregorius Nyssenus, 46, 735–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Псалмопевец вспоминает о своем отчаянном призыве к Господу и радостно объявляет, что Тот услышал его. 114 муки адские постигли меня. Возможен иной перевод этого места: «путы адские...». Т.е. псалмопевцу представилось, что щупальца смерти уже опутали его и тянут в могилу. 114 Господи! избавь душу мою. То же, что «сохрани жизнь мою». 114 Милостив... праведен, и милосерд Бог наш. Таким видят Бога любящие Его. 114 простодушных. Точнее: «цельных душою», т.е. всецело преданных Ему. Он помог мне. Т.е. ответил на молитву псалмопевца (ст. 4). Глава 115 См. Псалом 114. 115:1 Я веровал. Эти слова основание для обращения к Господу: ответ на молитву может быть получен только при безусловной вере в Того, к Кому обращена 115 всякий человек ложь. См. Рим. 3,4 . Очевидно, псалмопевец говорит так о человеке, имея в виду Бога как абсолютную Истину. 115 Чашу спасения. Эти слова могут быть как указанием на жертвенное возлияние, о котором говорится в Чис. 15,10 , так и метафорой, противоположной по смыслу более частой метафоре чаши гнева Господнего (напр., Пс. 74,9 ). 115 пред всем народом Его. Псалмопевец обещает всенародно свидетельствовать о величии деяний Господа (см. ком. к Пс. 21,23 ). 115 Дорога в очах Господних смерть святых Его! Т.е. не напрасна. Господь ценит жизнь святых Своих, и их смерть является для Него лишь этапом в их жизни с Ним. 115 я раб Твой. Эти слова следует понимать как выражение глубокой преданности псалмопевца Господу. 115 дома Господня. Т.е. иерусалимского храма. Аллилуйя. См. ком. к Пс. 110 . Глава 116 Пс. 116 Этот псалом примечателен своей лаконичностью. Он самый короткий из всех псалмов, и одновременно самая короткая Глава Библии. Это обстоятельство, однако, не лишает его большой значимости, особенно в свете обращения к нему апостола Павла ( Рим. 15,7–11 ). В связи с краткостью Пс. 116 высказывалось мнение, что первоначально он был частью какого-то другого псалма, но убедительного обоснования это мнение не получило. 116 все народы... все племена. Призыв вознести хвалу Господу обращен псалмопевцем не к одному Израилю, а ко всем народам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2966 См. Слово его на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, в Хр. чтении. 1842. 2. 166 (289). 2967 а) Новгор. Соф. библ., Макар. Чети-Мин. за сентябрь (1) под 14 числом: «Григория, архиепископа Российского, Слово на Воздвижение Честнаго Креста...»; б) Румянц. муз. 437 (202) – «Григория, архиепископа Российского, слово на Воздвижение Честнаго Креста». 2968 Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за сентябрь (1) под 8 числом: «Григория, мниха и презвитера, Слово на всечестное Рождество Пресв. Владычицы нашея Богородицы». 2969 а) Библ. Толстое. Отд. 1. 106 (111) – «Григория, епископа Российски, на Вознесение Господа...» б) Румянц. муз. 437 (202) – «Григория, епископа Российски, на славное Вознесение...» 2970 а) Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория Российски Слово на Успение Божия Матери...» б) Румянц. муз. (202) – «Григория, архиепископа Российского, Слово на всечестное Преставление преславныя Владычицы и Богородицы». 2971 а) Публич. библ. Отд. 1, in f., 242 (112) – «Слово святого Григория, мниха, пресвитера и игумена обители Пантократоровы, св. пророку Илии Боговидцу»; б) Публ. библ. Отд. 1, in f., 261 (112) – «Григория, мниха, и пресвитера, и игумена Пантократоровы обители, св. пророку и Боговидцу Илии». Есть это Слово под таким же названием: в) в библ. Толст. Отд. 1. 306 (110); г) в Рум. муз. 437 (202); д) в сборн. моей библ. 2. Л. 176 об. (110) и е) в сборн. моей библ. 39. Л. 219 (156). 2972 а) Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за июнь (1) – «Григория, мниха и презвитера, Слово на рождество Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. 437 (202) – с таким же заглавием; в) библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Слово архиепископа Российски Григория на рождество Предтечи...» 2973 а) Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория, архиепископа Российски, на усекновение главы честнаго и славнаго пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. 437 (202) – с таким же заглавием. 2975 Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория, архиепископа Российского. Слово похвально св. и верховным апостолом Петру и Павлу»; б) Рум. муз. 437 (202) – «Григория, мниха и презвитера, Слово...»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба (прп. Иоанн Лествичник , 57, 114). Источник. Некоторые из имеющих дар рассуждения хорошо определили отвержение самого себя, сказав, что оно есть вражда на тело и брань против чрева (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Видал я невольно падших; и видал произвольно желающих падать, но не могущих; и я счел сих последних окаяннейшими падающих на всякий день, потому что, не имея возможности согрешить, желают злосмрадия греховного (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Окаянен падающий; но тот окаянное, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Кто хочет бороться со своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. В сладострастных людях бывает (как некто из них, испытавший это, признавался мне по истрезвлении своем) чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле и смотрит на мертвые тала, как на бездушные намни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010