Библиография Источники S. Anastasius Sinaita. Quaestiones. PG 89. S. Anastasius Sinaita. Viae dux adversus Acephalos. PG 89. S. Athanasius Alexandrinus. Oratio III contra arianos. PG 26. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto. PG 32. S. Basilius Caesariensis. Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones. PG 31. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita. PG 75. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate. PG 75. S. Gregorius Nyssenus. Adversus Apollinarem. PG 45. S. Gregorius Nyssenus. De hominis opificio. PG 44. S. Gregorius Theologus. Poemata de Seipso. PG 37. S. Gregorius Theologus. Oratio XLV – in Sanctum Pascha, PG 36. S. Gregorius Palamas. Capita physica, theologica. PG 150. S. Gregorius Palamas. Homilia V. PG 151. S. Gregorius Palamas. Prosopopeiae. PG 150. S. Gregorius Palamas. Theophanes, sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate. PG 150. S. Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia. Capita II, III. PG 3. S. Dionysius Areopagita. свт. De Divinis nominibus. PG 3. S. Joannes Damascenus. De fide orthodoxa. PG 94. S. Joannes Damascenus. De haeresibus liber. PG 94. S. Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae. PG 94. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae ΧΧIV in Epistolam ad Ephesios. PG 62. Leontius Byzantinus. Adversus Nestorianos. Liber I, V. PG 86a. S. Macarii Aegyptii. De libertate mentis. PG 34. S. Macarii Aegyptii. Homiliae. PG 34. S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber. PG 91. S. Maximus Confessor. Capita de Charitate. PG 90. S. Maximus Confessor. Capitum quinquies centenorum. PG 90. S. Maximus Confessor. Expositio orationis dominicae. PG 90. S. Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica. PG 91. S. Nicolaus Cabasila. De Vita in Christo Lib. I. IV. PG 150. Афанасий Великий , свт. На ариан слово третье// Афанасий Великий , свт. Творения. ТСЛ, 1902. Т. 2. Василий Великий , свт. О Святом Духе// Василий Великий , свт. Творения. СПб., 1911. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Скачать epub pdf Глава X Иер. 10:2 . Сия глаголет Господь: по путем языков не учитеся и от знамений небесных не страшитеся. То есть не занимайтесь движением звезд, приписывая им решение и знание будущего. Словами: от знамений небесных как бы (говорит): не думайте, что от движения звезд будет что-либо. Иер. 10:3 . Понеже законы языков суетни суть. Разве потому говорю: не почитайте, что язычники почитают? А потому, что тщетны. Под законами разумеет богослужение. Иер. 10:4 . Сребром и златом украшена. Но золотом снаружи облачается то земля, то человеческое искусство. Иер. 10:4 . Млатами и гвоздьми утвердиша я. Но (идол) стоит? И это унижение, так как не сам по себе имеет стоячее положение, почему не может и переходить. Для чего гвозди? Кто приготовляет себе Бога? Когда видишь (идола) стоящим, представляй поддерживающие гвозди; если вынешь их, упадет навзничь; когда видишь блестящим позолотою, представь плавильщиков; когда видишь облаченным (в одежды), представь голое дерево, не имеющее само по себе ничего, никакой физической красоты; когда видишь несомым, подумай, что это свойственно слабости. Иер. 10:9 . Сребро извито от Фарсиса приидет ( ξει). То есть с моря. Золото Мофаф ( Μωφθ) 90 – по месту 91 . Иер. 10:5 . Не убойтеся их, яко не сотворят зла. Что же? Неужели, скажи мне, не причинят зла и не погубят? С соизволения Божия. Палач ничего не может сделать, если не позволяет судья; а это не свойственно силе. Иер. 10:11 . Бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли. Это – действительно свидетельство: Тот, Кто создал небо, есть истинный Бог, Тот, о Котором говорит пророк. Да постыдятся ученики еретиков. Вся тем Быша ( Иоан. 1:3 ), и: в началех ты Господи землю основал еси и дела руку твоею суть небеса ( Пс. 101:26 ). Не это – свидетельство, а снисхождение. Не это – великое дело Божие, а ангелы, архангелы, начала, силы, а больше всего – крест. Иер. 10:12 . Бог ( Θες) 92 сотворивый землю в крепости своей. Полагает два (дела): творение и совершенную гармонию. Представь, каким было творение неба и земли, когда они оставались просто лежащими, и насколько было лучшим и превосходнейшим, когда небо простерто над землею и служит покровом земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

17.04.2015 21:00. Прямой эфир. В студии протоиерей Андрей Ткачёв. Тема передачи - Священное Писание. 27.04.2015 12:42:46 Протоиерей Андрей Ткачев Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! В студии протоиерей Андрей Ткачёв. Наша неисчерпаемая тема — это Священное Писание, и мы сквозь этот магический кристалл будем смотреть на окружающую действительность. Подавляющее большинство христиан знает 50-й псалом, а, например, 51-й или 49-й, знают уже на порядок меньше. Шаг вправо, шаг влево — тёмный лес, топь и болото. Я предлагаю вам такой принципиальный подход к изучению неизвестного: мы знаем псалом 50-й, шажок назад — 49-й, вперёд — 51-й. Псалом 90-й знают многие: «Живый в помощи Вышняго...», шажок назад — 89-й, вперёд — 91-й. А что там? Таким образом, расширяется изведанное поле. То, что раньше было «терра инкогнита» - становится известным. Понятным до конца оно быть не может, оно достаточно глубоко и неисчерпаемо, но всё-таки расширяется область христианского сознания, засеянная Божиим словом. Мне интересно почитать сегодня с вами псалом 49-й. Здесь есть целый ряд откровений Божиих, касающихся судеб мира и стояния души перед Богом на суде, в том числе и на окончательном Суде. Псалом этот не Давидов, это псалом Асафа. Не все псалмы в Псалтири ведут своё родословие от Давида. Есть один псалом Моисеев, есть псалмы сынов Кореевых, сынов Асафа, есть не надписанные псалмы — псалмы неизвестных авторов. Давиду принадлежит около половины псалмов, не более того. Итак: 1 Бог богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. 2 С Сиона, который есть верх красоты, является Господь, 3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Будем так по паре стихов читать.     «Бог богов Господь возглагола и призва землю от восток солнца до запад» , — так по-славянски звучит первый стих. «От восток солнца до запад хвально имя Господне» — это слова из одной книги малых пророков. «Бог богов» — обратим внимание на это название. Каких богов? Кто ещё? Ещё в Апокалипсисе говорится: «Господь господей».

http://radonezh.ru/analytics/17-04-2015-...

Беседа 35 на псалом 125 90 Пс.125:1 .  Песнь степеней. Когда возвратил Господь плен Сиона, как мы были утешены! 91 Духовный плен тяжелее чувствен­ного. – Состояние иудеев, возвратившихся из Вавилон­ского плена, было отлично от состояния их отцов по выходе из Египта. – Особая причина радости первых. – Почему в начале псалма сказано: «когда возвратил», а потом: «возврати» ( Пс.125:1, 4 )? – «Сеющие со слезами пожнут с радостью» ( Пс.125:5 ). – Никому так мало полезен покой, как чело­веку. – В страданиях не нужно унывать в виду обе­тованной за это награды. 1. Слово: «плен» по названию своему просто, но имеет много значений. Есть плен добрый, о котором, напр., говорит Павел: «и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор.10:5 ); есть и худой, о котором, напр., он говорит: «которые вкрадываются в домы и обольщают женщин» ( 2Тим.3:6 ); есть духовный, о котором говорится: «проповедовать пленным освобождение» ( Ис.61:1 ); есть и чув­ственный – от неприятелей. Но первый – тяжелее. Взявшие кого-нибудь в плен по закону войны часто и щадят пленных; хотя заставляют их носить воду, рубить дрова и ходить за лошадьми, но нисколько не вредят их душе; а кто взят в плен грехом, тот приобрел себе властелина жестокого и беспощадного, принуждающего его к делам самым постыд­ным. Этот тиран не умеет ни щадить, ни миловать. Послу­шай, напр., как он, взяв в плен жалкого и несчастного Иуду, не пощадил его, но сделал святотатцем и предателем, а по совершении греха, вывел его на зрелище пред иудеями, открыл его преступление и не допустил воспользоваться по­каянием, но, предупредив раскаяние, довел его до петли. Грех есть властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестию повинующихся ему. Поэтому, увещеваю вас, будем с великой ревностью убегать власти его, будем бороться с ним, никогда не станем мириться с ним, и, освободившись от него, будем пребывать в этой свободе. Если иудеи, освободившись от иноплеменников, были утешены, то тем более мы, освободившись от греха, должны радоваться и восхищаться, и хранить вечно эту радость, а не нарушать и не осквернять ее, снова предаваясь тем же порокам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В. Беликов Часть I. Духовные меры против раскола «Дикое растение самочинного неведения» 88 , по своему происхождению, – раскол и в настоящее время, «наиболее основан на невежестве» 89 , писал м. Филарет. Этим невежеством – особенно невежеством женщин 90 – раскол держится и им питается. При собственном невежестве раскольники пользуются малообразованностью православных для совращения их в раскол. «Для безграмотного крестьянина довольно двух слов: старая вера, чтобы совратить его с церковного пути» 91 . Поэтому-то мы и замечаем, что раскол наиболее распространен между менее развитыми классами русского общества – «между крестьянами и мещанами, и особенно их женами», из которых «многие держатся раскола искренно» 92 . Но если раскол есть продукт невежества, заблуждение ума, уклоняющегося от истины, то он, естественно, требует и врачевания духовного, противодействия ему духовными средствами. «Доколе заблуждение раскола не сопровождается оказательством или совращением от православия или нарушением гражданского закона, дотоле, говорит м. Филарет, возможное и должное на него действование есть духовно-нравственное» 93 . То же самое он пишет и в своем мнении «о средствах к уменьшению расколов». «Вразумление в истинном учении, – говорит он в этом мнении, – без сомнения, есть самое свойственное орудие для обращения заблуждающих всякаго рода» 94 , а следовательно и для обращения раскольников. Это противодействие расколу духовными средствами составляет «существенный долг служителей церкви» 95 . Такими духовными средствами борьбы с расколом, по мнению Филарета, следует считать: 1) школу, 2) просветительную деятельность духовенства и монашества, 3) деятельность специальных миссионеров и, наконец, 4) полемическую литературу. Глава I. Школа Школа, как средство борьбы с расколом. Наилучший тип такой школы. Школы женские. Свобода приходской школы от светского контроля. Задачи школы – в отношении к православным и раскольникам. Трудность привлечения последних в школу. Средства победить эту трудность. Успехи приходской школы. Заботы м. Филарета о развитии школьного дела в своей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава 1. Минуций Феликс I. Жизнь и труды Первый латинский христианский богослов, с которого мы начинаем изучение латинской богословской традиции – это апологет конца II – начала III века Минуций Феликс 89 . Скудные сведения о его жизни содержатся в его собственном сочинении и немногочисленных свидетельствах последующих авторов. По всей вероятности, Минуций Феликс происходил из Северной Африки; возможно, из города Цирта (современная Константина в Алжире) 90 . Впоследствии он переехал для работы в Рим. Лактанций и блаж. Иероним единодушно называют Минуция Феликса «известным Римским адвокатом» (Romae insignis causidicus) 91 , что подтверждается его собственными словами во 2-ой главе его апологии 92 . Будучи сначала язычником 93 , Минуций Феликс обратился ко Христу уже в зрелом возрасте 94 . Его единственным сочинением является апология Octavius («Октавий») 95 , которая была написана между 170 г. и 248 г., из чего можно судить о годах жизни ее автора (втор. пол. II в. – пер. пол. III в.) 96 . Текст апологии Минуция Феликса сохранился только в одной рукописи IX в. (Codex Parisinus 1661). Впервые она была опубликована в Риме в 1543 г. Фавстом Сабеем (Faustus Sabaeus) в качестве «восьмой книги» (liber octavus) Рассуждений против язычников (Disputationes adversus gentes) 97 , принадлежащих другому латинскому апологету конца III – начала IV вв. Арнобию Старшему 98 . Однако уже в 1560 г. Франсуа Балдуин (Franciscus Balduinus) в своем Гейдельбергском издании исправил эту ошибку и установил подлинного автора Октавия. Октавий 99 (CPL 37; PL 3, 231–360; CSEL 2.3; Marci Minucii Felicis «Octavius»/Kytzler В., Teubner В. G. Leipzig, 1982) – это философская апология, написанная в форме диалога и отличающаяся стройной композицией, изысканностью языка и стиля. Образцом для нее послужили, главным образом, трактаты Цицерона О природе богов (De natura deorum) и Сенеки О промысле (De providentia). Кроме того, в апологии Минуция Феликса встречается множество параллелей с другими раннехристианскими апологетами, такими как Тертуллиан , св. Иустин, Татиан , Афинагор, свт. Феофил Антиохийский и др. Основное содержание апологии представляет собой диалог между язычником Цецилием Наталием (Caecilius Natalis) и христианином Октавием Януарием (Octavius Januarius), давним другом Минуция Феликса , именем которого и названа апология. Аргументы Цецилия находят строгую параллель в ответах Октавия. В апологии можно выделить следующие части:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Это уход целой эпохи» На 91-м году жизни скончался Фидель Кастро 26.11.2016 619 Время на чтение 3 минуты Лидер кубинской революции Фидель Кастро умер в пятницу в 22:29 по местному времени в возрасте 90 лет. Об этом в эфире государственного телевидения сообщил его брат Рауль Кастро, передает РИА Новости. В субботу его тело будет кремировано. «Согласно воле, выраженной товарищем Фиделем, его тело будет кремировано в ранние часы субботы», — передает агентство Франс-пресс слова брата Фиделя, нынешнего руководителя Кубы Рауля Кастро. Лидер кубинской революции Фидель Кастро был выдающимся политиком и истинным патриотом своей страны, заявил в субботу уполномоченный МИД РФ по правам человека, демократии и верховенству права Константин Долгов. «Ушел из жизни Фидель… Выдающийся политик, мужественный и мудрый человек, истинный патриот своей страны. Вечная память», — написал Долгов в своем микроблоге в Twitter. Россия и Куба останутся стратегическими партнерами и после кончины Фиделя Кастро, заявил РИА Новости сенатор, руководитель группы дружбы с Национальной Ассамблеей Кубы при Совете Федерации Вадим Тюльпанов. «Россия и Куба исторически являются стратегическими партнерами, такими они были при Фиделе Кастро, такими они останутся и после его кончины», — заявил Тюльпанов. Сенатор подчеркнул, что нынешний руководитель Кубы Рауль Кастро продолжает политику своего старшего брата, в том числе и в том, что касается отношений с Россией. Тюльпанов выразил соболезнования в связи с кончиной Кастро, назвав его «выдающимся, незаурядным человеком, политиком и гражданином». «Это безмерная утрата и уход целой эпохи», — сказал он. Сенатор Алексей Пушков выразил соболезнование народу Кубы в связи со смертью Фиделя Кастро и отметил, что лидера кубинской революции будет помнить мир. «Умер Фидель Кастро», — написал он в микроблоге Twitter. По словам сенатора, Фидель Кастро доказал, что можно на протяжении 55 лет быть объектом давления и экономической войны со стороны США и выстоять. «И вот уже глава США едет в Гавану, а не наоборот», — отметил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/26/et...

прот. Александр Прокопчук Шестая Глава Все события, о которых рассказывается в шестой главе, происходят на берегу Тивериадского озера, которое евангелист Иоанн называет морем: «После этого ушел Иисус на ту сторону моря Талилейского, или Тивериадского». Это указание является явным историческим и географическим несоответствием, так как из Иерусалима нельзя уйти «на ту сторону» Галилейского озера. Очевидно, что события, происходящие в пятой и шестой главах, разделены между собой значительным промежутком времени. Из первого стиха седьмой главы мы узнаём, что Христос покинул Иерусалим, потому что, хотя после исцеления расслабленного Он объяснил иудеям, что, нарушив субботу, Он выполнил дело, данное Ему Отцом, они по–прежнему намеревались Его убить: «И после этого ходил Иисус по Галилее; ибо по Иудее Он не хотел ходить, потому что иудеи искали Его убить». Быть может, сообщение о переправе по Тивериадскому озеру стало бы более естественным, если бы стих 7:1, в котором говорится о возвращении Иисуса в Галилею, стоял в начале шестой главы. Но в 7–й главе это указание связано с содержанием всего последующего текста: Иисус вынужден незаметно войти в Иерусалим (7:10), и там неоднократно пытаются Его арестовать (7:33, 44). Отношение людей к знамениям, совершённым Иисусом Христом в Галилее, прямо противоположно тому, что произошло в Иерусалиме. Здесь исцеление больного у купальни Вифезда вызывает резкое неприятие со стороны иудеев: «начали гнать иудеи Иисуса». А во время путешествий по Галилее за Ии сусом Христом следовало множество людей, «Потому что видели знамения, которые он творил над больными» 90 (6:2). В последующем изложении ещё не раз говорится о многолюдстве следовавшей за Ним толпы (6:5, 7, 9). Эту многочисленную толпу людей вела за Иисусом вера в Него 91 . Как уже отмечалось, в четвёртом Евангелии вера является следствием увиденного чуда, а не предшествует ему, как у синоптиков. Очевидно, что люди шли за Иисусом вдоль берега, на значительном расстоянии. Иисус «взошел на гору», некоторое время «сидел там с учениками Своими» и, «подняв глаза», увидел с вершины множество направлявшихся к Нему людей (5:3, 5). Упоминание о приближении Пасхи (ст. 4) выполняет не только хронологическую (события, описанные в главе, происходили за год до распятия Иисуса), но и богословскую функцию. В эти дни иудеи, собираясь идти в Иерусалим, ещё больше исполнялись надежд на появление нового Моисея, который освободит их от римского рабства. Насыщение пяти тысяч

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Скачать epub pdf Часть 2 Пастырь на ниве служения Настроение пастыря в священнослужении Закон воздействия пастыря на душевную жизнь пасомых ясно формулируется словами Господа: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела ( Мф. 5:16 ). Природа человека больше увлекается живым примером, чем отвлеченным словом. Как выводящий стадо пастух идет пред овцами, а овцы за ним идут, так и пастырь словесных овец «должен… наставлять прихожан своих к житию святому примером своим » 90 . И начальники сильнее действуют на подчиненных не словами, а делами жизни. Предшествующие Божию стаду пастыри, активные деятели в винограднике Господнем, – соль земли и свет мира (ср.: Мф. 5:13–14 ). Соль предохраняет пищу от порчи и безвкусицы, а пастыри пасомых охраняют от тлетворных теорий совне, а внутри них охраняют религиозную мудрость. Соль сообщает пище вкус, а пастырское учение очищает внутреннее настроение служителей и придает ему свойство любви и братства во Христе. Пастыри – свет мира в смысле чистоты своих воззрений, осмысленности жизни, свечения светом Христовым, просвещающим мир. Для этого они сами почерпают свое учение из чистого источника истины, и жизнь их торжественна, трогательна и серьезна. Такою жизнью им свойственно вести поучаемых к такой же жизненной настроенности. Истинный пастырь должен прежде творить, а потом учить (см.: Деян. 1:1 ) и учением как нормою деятельности подготовлять людей к Царствию Божию. Если он по немощи падает, но своим падением не увлечет, а напротив, постарается учить исполнению этой истины в силу своего глубокого убеждения, то он будет не совсем чуждым Царства Небесного, именно одним из самых малых в нем (см.: Мф. 5:19 ). Более всего должно остерегаться пастырю разлада слова и дела своего или фарисейской праведности (см.: Мф. 23:3–4 ). Худо живущий не в состоянии говорить слов учения дерзновенно, из-за обличения совести в грехах. Разлад дела и слова препятствует пастырю иметь душевный покой и следить за ходом борьбы добра со злом в пасомых. И обратно, добрая пастырская жизнь созидает духовное образование людей, делает их похожими на руководителей уравновешенностью духа, покоем сердца и твердым исполнением христианского долга. Действительность живых примеров люди всегда и везде сознавали. В обществе истинный пастырь как раз и должен являть лучшие свойства человеческой души и распускать почки истинного доброделания. Дурные дела пастыря порочного не могут быть скрытыми, а скоро делаются известными. Его «падение» святитель Тихон Задонский сравнивает с падением большого дерева, сокрушающего мелкие деревья 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Сортировать по Исключить новости Из истории западного богословия: Проспер Аквитанский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 I. Жизнь и сочинения Проспер Аквитанский 1 родился в Аквитании 2 , вероятно, в конце IV в. Он получил прекрасное классическое образование. Через некоторое время Проспер переселился в Марсель, возможно, с целью избежать политических неурядиц; кроме того, его привлекала подвижническая жизнь марсельских и леринских монахов. Однако он так и остался всю свою жизнь мирянином, хотя поддерживал тесные связи с монастырями Прованса. Возникший в 426 г. спор по поводу августиновского учения о благодати и предопределении застал Проспера в Марселе. В 426–427 гг. он написал к некому Руфину, искавшему его руководства в этом вопросе, длинное письмо о благодати и свободе выбора (Epistola ad Rufinum de gratia et libero arbitrio, PL 51, 77–90, далее —Руфин). В нем Проспер подверг суровой критике каких-то “нечестивцев”, которые нападали на учение блаженного Августина, и с жаром выступил в его защиту. Противники Проспера, которые были, по-видимому, монахами Марсельского и Леринского монастырей, в последующие годы продолжили свою критику учения Августина, так что в конце 428 г. Просперу пришлось написать письмо самому Августину (Epistola ad Augustinum, PL 51, 67–74) 3 , чтобы сообщить ему об оппозиции его учению и попросить дать разъяснения. В ответ на это письмо Августин написал два трактата: Depraedestinationesanctorum ‘О предопределении святых’ и De dono perseverantiae ‘О даре пребывания [в добре]’, которые изначально составляли один трактат 4 . В ожидании ответа Августина Проспер написал поэму в 1002 гекзаметрах — Carmen dein gratis (“О безблагодатных/неблагодарных”, PL 51, 91–148), содержание которой тесно связано с его письмами к Руфину и Августину. Поэма имеет четыре части: в I сначала излагаются взгляды пелагиан (1–113), а затем так называемых “полупелагиан” (114–225); во II эти взгляды опровергаются (226–564); в III продолжается разбор “полупелагианства” (565–800); наконец, в IV обсуждаются связи между пелагианством и “полупелагианством” (801–1002).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010