В этот же период М. вторгся в центральные районы Аравии, находившиеся под контролем царства Химьяр , к-рым правил тогда христианин Маадикариб Яфур , однако не сумел там закрепиться. Во всяком случае наскальная сабейская надпись Ry 510, датированная 631 г. химьяритской эры (521 г. по Р. Х.), сообщает, что М. «заключил мир с уплатой дани». После кончины Маадикариба Яфура и вступления на химьяритский престол царя-иудея Йосефа Асара Ясара , учинившего гонения на христиан, М. попытался в янв. 524 г. последовать его примеру, но, встретив решительный отпор со стороны подчинявшихся Лахмидам представителей кочевых араб. племен, исповедовавших христианство, вынужден был отказаться от своего намерения. В кон. 20-х - нач. 50-х гг. VI в. отмечено противостояние М. и царя Гассанидов аль- Хариса ибн Джабалы , с кон. 30-х гг. они воевали за контроль над т. н. стратой (мощеной рим. дорогой), проходившей несколько южнее Пальмиры. Лахмидско-гассанидская борьба являлась частью военных столкновений Византии и Ирана, как, напр., во время походов Хосрова I в 540-544 гг., однако продолжалась и тогда, когда между 2 державами действовал официально заключенный мир. Особое ожесточение противоборство царей Лахмидов и Гассанидов приобрело после того, как в 546 г. М. захватил одного из сыновей аль-Хариса ибн Джабалы и принес его в жертву аль-Уззе. М. погиб во время похода в пограничные области Месопотамии в битве с гассанидским войском близ Киннесрина. С его смертью завершился период наибольшего военно-политического могущества Лахмидов. Ист.: Procop. Bella. I 17. 1-3, 29-48, 18. 1-12; II 1. 1-15, 3. 31-53, 4. 14-26, 16. 16-19, 19. 26-46, 28. 12-14; Ex historia Nonnosi excerpta// Phot. Bibl. T. 1. Cod. 3; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 386-388, 390, 431; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes: 10ème série//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 307-310 [Ry 510]; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 105-109; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 82-85; Caskel W. Gamharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muhammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 429; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1881-1882. T. 2. P. 900, 958-959, 1025; Chronicon miscellaneum ad annum Domini 724 pertinens/Ed. E.-W. Brooks; interpr. I. Guidi//Chronica minora. P., 1904. Pars 2. [Vol. 1: Textus]. Р. 143; [Vol. 2: Versio]. P. 111. (CSCO; 3-4. Syr. 3; 4); The Chronicle of Pseudo-Zachariah Rhetor: Church and War in Late Antiquity/Ed. G. Greatrex; transl. R. R. Phenix, C. B. Horn. Liverpool, 2011. P. 285-289, 297-298. |
The same Prophet Hosea, proclaiming the name of God and addressing the chosen people, says: “for I am God, and not man; the Holy One in the midst of thee” (Hosea 11:9). God defines Himself as such, which means that holiness is one of the most important definitions of God (Cf., Leviticus 11:44–45; 19:2; 20:3, 7, 26; 21:8; 22:2, 32. Jesus of Navi [Joshua] 24:15, 19. 1 Kings Samuel] 2:2, 10; 6:20; 2 Kings Samuel] 22:7; 4 Kings Kings] 19:22. 1 Paralipomena Chronicles] 16:10, 27, 35; 29:16. 2 Paralipomena Chronicles] 6:2; 30. 27. Tobit 3:11; 8:5, 15; 12:12, 15. Judith 9:13; Job 6:10; Psalms 2:6; 3:5; 5:8; 10 14 15 17 19 21 23 26 27 32 42 45 46 47 50 64 67 70 76 77 54; 78 88 97 98 5, 9; 101 102 104 42; 105 110 137 144 21; Proverbs 9:10; Wisdom of Solomon 1:5; 9:8, 10, 17; 10:20. Wisdom of Sirach 4:15; 17:8; 23:9–10; 43:11; 47:9, 12; 48:23. Esaias [Isaiah] 1:4; 5:16, 19, 24; 6:3; 8:13; 10:17, 20; 11:9; 12:6; 17:7; 29:19, 23; 30:11–12, 15; 31:1; 37:23; 40:25; 41:14, 16, 20; 43:3, 14–15; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 52:19; 54:5; 55:5; 56:7; 57:13, 15; 58:13; 60:9, 14; 63:10–11; 65:11, 25; 66:20. Jeremias [Jeremiah] 23:9; 31:23; 50:29; 51:5. Baruch 2:16; 4:22, 37; 5:5; 20:39–40; 28: 14; 36:20–22; 39:7, 25. Ezekiel 43:7–8; Daniel 3:52–53; 4:5–6, 10, 14–15, 20; 5:11; 9:16, 20, 24. Joel 2:1; 3:17; Amos 2:7. Abidias 1:16. Jonas 2:5, 8; Michaias [Micah] 1:2; Abbacum [Habbakuk] 1:12; 2:20; 3:3; Sophonias [Zephaniah] 3: 11–12; Zacharias [Zechariah] 2:13; 2 Maccabees 8:15; 14:36; 15:32; 3 Maccabees 2:2, 11, 16; 5:8; 6:1–2, 4, 17, 26; 7:8; 2 Esdras 14:22; Matthew 1:18, 20; 3:11; 12:32; 28:19. Mark 1:8, 24, 29; 12:36; 13:11; Luke 1:15, 35, 41, 49, 67, 72; 2:25–26; 3:16, 22; 4: 1, 34; 11:13; 12:10, 12. John 1:33; 7:39; 14:26; 17:11; 20:22; Acts 1:2, 5, 8, 16; 2:4, 33, 38; 3:14; 4:8, 25, 27, 30–31; 5:3, 32; 6:3, 5; 7:51, 55; 8:15, 17–19, 39; 9:17, 31; 10:38, 44–45, 47; 11:15–16, 24; 13:2, 4, 9, 35, 52; 15:8, 28; 16:6; 19:2, 6; 20:23, 28; 21:11; 28:25. 1 Peter 1:12, 15–16; 2 Peter 1:21; 1 John 2:20; 5:7. Jude 1:20; Romans 5:5; 9:1; 14:17; 15:13, 16; 1 Corinthians 2:13; 3:17; 6:19; 12:3; 2 Corinthians 6:6; 13:13. Ephesians 3:5; 4: 30; 1 Thessalonians 1:5–6; 4:8; 2 Timothy 1:14; Titus 3:5; Hebrews 2:4; 3:7; 6: 4; 9:8, 14; 10: 15; Revelation 3:7; 4:8; 6:10; 15:3–4; 16:5). |
Лит.: Pflugk-Harttung J., von. Das Breve Papst Clemens II. für Romainmôtier//NA. 1886. Bd. 11. S. 590-594; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1911. T. 5. P. 270-285; G ü ggenberger K. Die deutschen Päpste. Köln, 1916. S. 29-37; Foreville R. Clément II//DHGE. T. 12. Col. 1093-1096; Specht W. Der Tod des Papstes Clemens II.: Eine chemisch-toxikologische Studie//Jb. f. Fränkische Landesforschung. Neustadt, 1959. Bd. 19. S. 261-264; Hauck K. Zum Tode Papst Clemens II.//Ibid. S. 265-274; Das Grab des Papstes Clemens II. im Dom zu Bamberg/Hrsg. S. Müller-Christensen, A. von Reitzenstein. Münch., 1960; Neukam W. G. Eine zeitgenössische Tradition der verschollenen Urkunde des Papstes Clemens II. für Kloster Theres vom 1047 Okt. 1//Jb. f. Fränkische Landesforschung. 1963. Bd. 23. S. 225-238; Dolley M. Some Neglected Evidence from Irish Chronicles Concerning the Alleged Poisoning of Pope Clement II//Frühmittelalterliche Studien. B., 1969. Bd. 3. S. 343-346; Goez W. Papa qui et episcopus: Zum Selbstverständnis des Reformpapsttums im 11. Jh.//AHPont. 1970. Vol. 8. P. 27-59; Schr ö bler I. «Dâ von wizze wir alle wol, das S. Johannes ein swert truoc»: Zur Ikonographie des Clemensgrabes im Bamberger Dom//Verbum et signum: Fr. Ohly zum 60. Geburtstag/Hrsg. H. Fromm. Münch., 1975. Bd. 1. S. 341-353; Zimmermann G. Bischof Suidger von Bamberg - Papst Clemens II.//Sorge um den Menschen: FS zum 25-jährigen Bischofsjubiläum von Alterzbischof J. Schneider/Hrsg. H. G. Röhrig. Bamberg, 1980. S. 125-135; Zimmermann G., Timmel R. Bischof Suidger von Bamberg - Papst Clemens II., † 1047//Fränkische Lebensbilder: N. F. des Lebensbilde aus Franken. Würzburg; Neustadt, 1982. Bd. 10. S. 1-19; Clemens II., der Papst aus Bamberg/Hrsg. L. Göller. Bamberg, 1997; Lombardi F. V. Vita e morte di papa Clemente II a San Tommaso in Foglia (anno 1047)//Studia Picena. Ancona, 1997. T. 62. P. 69-82; Laqua H. P. Clemente II//Enciclopedia dei papi. R., 2000. T. 2. P. 150-153; Das Bistum Bamberg in der Welt des Mittelalters/Hrsg. C. van Eickels, K. van Eickels. Bamberg, 2007; Gresser G. Clemens II.: Der erste deutsche Reformpapst. Paderborn, 2007; Hubel A. Überlegungen zum Grabmal des Papstes Clemens II. im Bamberger Dom//Neue Forschungen zur mittelalterlichen Bau- und Kunstgeschichte in Franken/Hrsg. H. Achim. Bamberg, 2011. S. 11-50; Stroll M. Popes and Antipopes: The Politics of 11th Cent. Church Reform. Leiden, 2012. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕХОНИЯ Иехония [евр. , - «Господь [Яхве] основал»; греч. Ιεχονας], иудейский царь, правивший в течение 3 месяцев (598-597 гг. до Р. Х.), сын и преемник царя Иоакима . Возможно, основное имя (вар. ) было дано И. при вступлении на трон, а другое ( или - 1 Пар 3. 16-17; Иер 27. 20; 29. 2) было получено им при рождении ( Berridge. P. 660). Современник пророков Иезекииля и Иеремии. После смерти отца И. в 18 лет стал царем (4 Цар 24. 8). Его мать Нехушта, дочь Елнафана из Иерусалима, была весьма влиятельна при дворе, об этом свидетельствует неоднократное упоминание о ней в Библии (4 Цар 24. 8, 12, 15; Иер 22. 26). Точные даты правления И. устанавливаются благодаря Вавилонской хронике (впервые опубл. в 1956), согласно к-рой конец его правления приходится на 2-й день месяца адара в 7-й год правления Навуходоносора ( Wiseman D. J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B. C.) in the British Museum. L., 1956. P. 73; Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. Locust Valley (N. Y.), 1975. P. 102). Эта дата соответствует 15/16 марта 597 г. до Р. Х. И. правил 3 месяца и 10 дней (2 Пар 36. 9), поэтому дату его восшествия на престол можно уверенно отнести к 9/10 дек. 598 г. до Р. Х. После того как отец И. умер при осаде Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором, его мать и приближенные решили сдаться в надежде, что вавилоняне отведут войска (4 Цар 24. 12). Осада была снята, однако И. был низвергнут с трона и отправлен вместе с семьей и приближенными в Вавилон (ср. также: Иер 13. 18-19). Вместо И. Навуходоносор возвел на престол дядю И.- Маттафию, получившего впосл. имя Седекия (4 Цар 24. 17). Положение И. и его семьи в плену описано в вавилонских адм. источниках. На неск. клинописных табличках, датируемых временем правления Навуходоносора, сообщается в т. ч. о поставках масла для И. (аккад. Ia-ú-kinu) и его 5 сыновей (ANET. P. 308). Одна из табличек уверенно датируется 13-м годом правления Навуходоносора (т. |
The Era of Antioch (5492 BC) and Era of Alexandria (5502 BC) were originally two different formations, differing by 10 years. They were both much in use by the early Christian writers attached to the Churches of Alexandria and Antioch. However after the year AD 284 the two eras coincided, settling on 5492 BC. There are, consequently, two distinct eras of Alexandria, the one being used before and the other after the accession of Diocletian. ( " Epoch: Era of Antioch and Era of Alexandra. " In: The Popular Encyclopedia: being a general dictionary of arts, sciences, literature, biography, history, and political economy. (Vol. 3, Part 1). Glasgow: Blackie and Son, 1841. p. 73.) Elias J. Bickerman. Chronology of the Ancient World . 2nd edition. Cornell University Press. 1980. p. 73. Rev. Philip Schaff (1819-1893), Ed. " Era. " Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge. New Edition, 13 Vols., 1908-14. Vol. 4, pp. 163. A calendar obtained by extension earlier in time than its invention or implementation is called the " proleptic " version of the calendar. Kuzenkov, p. 2. In the commonly used nineteenyear Paschal moon cycle, there was no year when the Passover (the first spring full moon, Nisan 14) would coincide with Friday and the traditional date of the Passion, March 25; according to the Alexandrian system the date would have to have been Anno Mundi 5533, or 42(!)AD. Kuzenkov, p. 2. Ibid. The Chronography of George Synkellos: a Byzantine Chronicle of Universal History from the Creation . Transl. Prof. Dr. William Adler & Paul Tuffin. Oxford: Oxford University Press, 2002. Van der Essen, L. Chronicon Paschale . In The Catholic Encyclopedia (New Advent). New York: Robert Appleton Company, 1908. 1:2. Homily 19 , Russian edition, pp. 85 [ Homily 29 , English edition, p. 143]. 12:10. George Ogg. Hippolytus and the Introduction of the Christian Era. in Vigiliae Christianae, Vol.16, No.1 (Mar., 1962), pp. 4-6. It is likely that his reckoning is from B.C. 43, the year in which Octavian was declared consul by senate and people and recognized as the adopted son and heir of Caesar. Epiphanius, ( Haeres ) also puts the Lord " s birth in the 42nd year of Augustus when Octavius Augustus xiii and Silanus were consuls; and they were consuls in 2 B.C. See Ibid. |
ПРИМЕЧАНИЯ Глава тринадцатая КРУШЕНИЕ 1. Лахишские письма были открыты археологом Старки (см. W. Keller. Тне Bible as History, р. 282). Письма написаны на глиняных черепках почерком, указывающим на поспешность. В одном из них пророк упомянут по имени, но — начало имени не сохранилось. Окончание «ягу», вероятно, указывает на Иеремию (евр. Ирмейягу). Текст писем в кн.: Н. Bardmke. Hebraische Konsonanmenmeksme. Leipzig, 1954, S. 28-31; англ. пер.: Primchard, АПЕТ, р. 322. Библейские данные о последних днях Иерусалима содержатся в Книге Царств (4 Цар 15), в Паралипоменоне (2 Пар 36, 11 сл.), у Иезекииля (24; 33, 21 сл.) и у Иеремии (главы 21; 32-34; 37-43, 1-7; 52). Как полагают библеисты, в книге последнего эти главы являются частью биографии пророка, написанной Барухом, а также сборника пророчеств, написанных Иеремией между 588 и 586 гг. (см.: L. Stachowicz. Ksiega Ieremiasa. Poznan, 1967, р. 53 сл.) О халдейских источниках см.: D.J. Wiseman. Chronicles of Chaldean Kings. London, 1956. 2. Это пророчество повторяется в Книге Иеремии дважды (23, 5-6 и 33, 2-15 сл.). В последнем случае оно прямо относится к тому времени, когда пророк был заключен в караульном помещении дворца (33, 1). О его значении и подлинности см.: W. Rudolf. Jeremia. — В кн.: О. Eissfeldm (ed.). Handbuch zum Alten Testament, S. 125. 3. Книгу Плача предание приписывало Иеремии, но в настоящее время общепринятым считается мнение, что книга написана несколькими поэтами вскоре после 587 г и в первые годы плена. См: T. J. Меек. Тне Воок of Lamentation, N. Y., 1956. 4. 4 Царств 25, 8 относит штурм Иерусалима к 19-му году правления Навуходоносора. Официально Навуходоносор был коронован в Вавилоне в апреле 604 г. И тогда падение Иерусалима нужно отнести к 586 г. См. статью «Chronology» в кн. «Тне Interpreter " s Dictionary of the Bible», N.Y., 1962, v. I, р. 580. Но Иеремия говорит о 18-м годе Навуходоносора (52, 29). Это может означать, что Иеремия вел счет не с коронации халдейского царя, а со смерти его отца в августе 605 г. И поэтому более точной датой гибели Иерусалима следует признать 587 г. |
Paulinus, ер. 29, 14. Ее внучка, Мелания Младшая, похоже тоже имела такую склонность (Vie de Sainte Me lanie, chs. 23 et 26. Ed. Gorce. Pp. 174, 178-180 (SC, 90)). 35 Ер. 23, 4-5; ср.: V. M. 25, 3 36 Ср.: D I, 25, 6 (Мартин) с D III, 1, 6-7 (Сульпиций). 37 Sulpicius, ep. 3, 2. P. Hylte n. Studien zu Sulpicius Severus. Lund, 1940, ch. 3. 38 Paulinus, ер. 28, 5-6; 32, 3-5. 39 V. M. 25, 2-5; Sulpicius, ep. 2, 14. 40 Ср.: V. M. 1. 41 Относительно монашества Паулина см.: J.T. Lienhard. Op. cit., рр. 30-31, 58-81, 101-106. 42 См., например, Sulpicius, D II, 11. 43 J. Leclercq. The love of learning and the desire for God. London, 1978, pp. 199 ff. 44 Строительство церквей - V. M. 13, 9, сопровождение монахов - V. M. 13, 7; ер. 3, 6-7; D II, 3, 1. 45 Ер. 27, 4. 46 D II, 14, 7; III, 1; III 17, 1. О ситуации в Ноле см.: J.T. Lienhard. Op. cit., рр. 78-80. 47 D I 4, 5 - 5, 2; I 8, 5. Paulinus, ер. 23, 6-8. 48 Примулиакская братия как монахи: Paulinus, ер. 22. Сульпиций именуется " слугой Бога " у Паулина Миланского (Vita Ambrosii 1,1). О подобного рода сообществах см. также: E. Griffe. La Pratique religieuse en Gaule au Ve siecle: saeculares et sancti. BLE 63. 1962, pp. 253-254. 49 Gennadius, De viris illustribus 19. Эти письма утеряны и не идентифицированы. Письма, приписываемые Сульпицию, которые К. Хальм опубликовал в Приложении к своему изданию работ аквитанского писателя, на сегодняшний день большинством ученых не признаются таковыми на основании ряда стилистических признаков (подробнее см.: P. Hylte n. Op. cit., pp. 156-157). 50 Ср.: J. Fontaine. Vie..., Vol. I, 45; J.T. Lienhard. Op. cit., рр. 81, 144. 51 Например, ер. 24 с § 5 и до конца. 52 Sulpicius, ep. 2, 1; D II, 6, 3. 53 Такой вопрос ставит Фонтэн и делает выбор в пользу первого (Vie... Vol. III, 1185 ff.). 54 Паулин, возможно, думал так же (J.T. Lienhard. Op. cit., рр. 139-140). См.: G.K. van Andel. The Christian concept of history in the " Chronicle " of Sulpicius Severus. Amsterdam, 1976, pp. 117-130. 55 V. M. 26, 3; ср.: Киприан. К Донату, 15: " Да будет тебе или усердная молитва или чтение; когда ты говоришь с Богом, тогда и Бог говорит с тобой... " . Cit. D. Gorce. La Lectio divina des origines du ce nobitisme a saint Benoit et Cassiodore: I, Saint Je ro me et la lecture sacre e dans le milieu asce tique romain. We pion-sur-Meuse & Paris, 1925, p. 183 n. 1. 56 |
29 заключить завет с Господом. См. ком. к 15,12. да отвратит от нас пламень гнева Своего. Бог должен был отвратить Свой гнев от народа в случае, если тот покается в грехах и снова станет оказывать подобающее почтение храму. 29:12–14 Летописец называет потомков трех родов Левия (29,12) и трех семейств певцов (29,13.14), подчеркивая, что предприятие Езекии пользовалось поддержкой со стороны всех левитов и имело задачей восстановить порядок богослужения, установленный некогда Давидом и Соломоном (см. ком. к 1Пар. 6,1–81 ). 29 из сыновей Елицафановых. Елицафан был видным начальником из числа потомков Каафы ( Чис. 3,30 ). 29 вошли священники внутрь дома Господня... левиты. Сообщая эти подробности, летописец подчеркивает, что все, совершаемое Езекией, находилось в строгом соответствии с требованиями закона Моисеева. к потоку Кедрону. Ср. 15,16; 30,14; 4Цар. 23,4.6.12 . 29:20–36 Рассказ об освящении Езекией храма делится на три части: жертвы, принесенные начальниками народа (29,20–24), организация музыки и пения в храме (29,25–30), жертвы, принесенные народом (29,31–36). 29 на жертву о грехе. См. Лев. 4,1 5,13. за царство и за святилище и за Иудею. Жертвы приносились от лица представителей царского рода, священников и левитов, а также от простого народа. Все эти социальные группы запятнали себя отступничеством в годы царствования Ахаза ( 4Цар. 16,1–20 ). 29 всего Израиля... всего Израиля. В повествовании об эпохе воссоединенного царства (29,1 36,23) этим выражением обозначается весь народ, без разделения на северян и южан (30,1; 31,1; 35,3; см. ком. к 10,1; 1Пар. 11,1 ). Езекия повелел, чтобы всесожжение было принесено не только за одну Иудею (29,21), но и за северную и южную части страны вместе. Озабоченность царя судьбами обоих царств уподобляла его Давиду и Соломону (см. ком. к 1Пар. 11,1 ), а также предваряла его желание сплотить народ воедино в праздновании Пасхи (30,1–6). 29:27–30 пение Господу. См. ком. к 1Пар. 15,16–24 . 29 это сделалось неожиданно. Очищение и возобновление храма заняло меньше трех недель (29,3.17); народ увидел в этом неоспоримое свидетельство сопутствовавшей ему Божией помощи. Глава 30 |
Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская. 991/992 10.02.1030 15.10.1059 31.01.1109 1109(1110) 21.04.1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный 10.08.1158 19.09.1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный 28.03.1165 07.09.1186 29.03.1187 29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий 10.12.1193 24.08.1199(1200) 1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный 03.07.1201 22.01.1211 03.07.1223 Митрофан, паки 03.07.1223 25.02.1230 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный 25.05.1251 21.10.1274 11.1276 11.1276 22.05.1299 Климент 05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный 29.06.1300 12.1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный 05.06.1309 05.02.1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный 02.1326 05.1329 31.08.1330 03.07.1352 Св. Моисей III, лаки 15.09.1359 в/у Алексий, нареченный 07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный 17.01.1389 11.08.1415 22.03.1416 22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский 01.09.1421 30.08.1423 9.1423 09.1424 09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый 13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный 26.05.1434 11.05.1458 19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный 02.1459 05.11.1470 15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный 15.12.1471 07.1483 04.09.1483 24.06.1484 12.12.1484 26.06.1504 15.01.1506 04.1509 04.03.1526 19.03.1542 18.06.1542 06.1551 14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев) 20.11.1552 24.02.1570 06.12.1571 20.10.1575 12.09.1576 26.06.1591 20.02.1592 15.04.1601 06.02.1603 10.04.1619 22.07.1619 12.09.1626 Макарий II 20.10.1626 17.12.1634 08.03.1635 07.01.1649 11.03.1649 25.07.1652 08.08.1652 14.11.1663 Макарий III 06.08.1664 07.07.1672 22.12.1672 26.07.1674 06.08.1674 03.03.1695 Корнилий 14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III 06.06.1697 03.02.1716 03.02.1716 06.01.1721 06.01.1721 12.05.1725 24.05.1725 25.06.1725 25.06.1725 08.09.1736 29.05.1740 17.05.1745 18.08.1745 16.09.1753 22.10.1757 14.12.1767 01.01.1775 19.12.1800 19.12.1800 06.04.1818 26.06.1818 24.03.1821 24.03.1821 19.06.1821 29.06.1821 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 04.11.1848 17.09.1856 17.09.1856 01.10.1856 01.10.1856 17.06.1860 17.06.1860 11.08.1860 01.07.1860 07.09.1892 08.09.1892 21.11.1892 21.11.1892 13.08.1900 13.10.1900 17.10.1910 05.11.1910 29.07(11.08)1933 17(30)08.1923 01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский 22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 (08.1941 16(29)04.1944 15(28)11.1955 09(22)10.1956 09(22)11.1956 10(23)08.1959 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников 16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер 07(20)07.1990 Новгородская, обн. |
Енох (Иуд 14 — «Бывшие от века святые пророки»; Лк 1.70, Деян 3.21) Авраам (Быт 20.7 ср. Пс 105.14–15) Моисей (Втор 34.10; Чис 12.01–8; Ос. 12.13) Мариам (Исх 15.20) Елдад, Модад и семьдесят (Час 11.24–29) Девора (Суд 4.4) «Человек Божий» (Суд 13.6) Б. Эпоха монархии Самуил (1 Цар 3.1) Гад (2 Цар 22.5) Нафан (2 Цар 12.1) Ахия (3 Цар 11.29) Саул (1 Цар 10.10) Давид (1 Цар 16.13) Соломон (3 Цар 3.5) Асаф, Еман и Идефун (Ефан) (1 Пар 25.1) Иоиль прозорливец (2 Пар 9.29) В. Эпоха от разделения монархии до Ассирийского периода Самей (3 Цар 12.22) Ананий прозорливец (2 Пар 16.7) Иуй, сын Анания (3 Цар 16.1) Илия (3 Цар 17.1) Елисей (3 Цар 19.16) Михей, сын Иемвлая (3 Цар 22.8) Иозиил и Елиезер (2 Пар 20.14, 37) Захария (2 Пар 24.20) Неназванный пророк (3 Цар 20.13) Неназванный пророк (4 Цар 9.4) «Сыны пророческие» (3 Цар 19.10) Одед (2 Пар 28.9) Полный список упоминания ветхозаветных пророков в Священном Писании Имя пророка Цари, правившие в это время в Книги Ветхого и Нового Завета Израиле Вавилоне/Персии Самуил 71075- 1035 1 Цар 1.1–28.20; 1 Пар.9.19- 23, 11.1–3, 26.25–28, 29.29–30; (Samuel) 2 Пар 35.1–19; 2 Езд 1.1–22; Пс 98.5; Сир 46.16–23; Иер 15.1; 3 Езд 7.33–41; Деян 3.12–24, 13.16–20; Евр 11.32–40 ок. 1000- 960 Давид, Соломон 2 Цар7.1–17, 12.1–25; 3 Цар 1.1–46; 1 Пар 17.1–15, 29.29; 2 Пар 9.29, 29.25; Пс 50, Сир 47.1 (Nathan) Гад (Gad) ок. 1000- 960 Давид, Соломон 1 Цар 22.5; 2 Цар 24.1–25; 1 Пар 21.1–30, 29.29; 2 Пар 29.25 ок.870- 850 Ахав, Охозия 3 Цар 17.1–4 Цар 2.18; 4 Цар 9.36–37, 10.10–17; 2 Пар 21.4–15; Сир 48.1–12; Мал 4.4- 6; 1 Мак 2.58; 3 Езд 7.36–39; Мф 11.12–15, 16.13–16, 17.1–13, 27.45–50; Мк 6.14–15, 8.27–29, 9.1–13, 15.34–37; Лк 1.13–17, 4.23–30, 9.7–9, 18–20, 28–36, 51- 56; Ин 1.19–27; Иак 5.16–18; Рим 11.1–5 (Elijah) Иосафат Елисей ок.850- 785 Иософат, Иорам, Ииуй, Иоахаз, Иоас 3 Цар 19.1 — 4 Цар 13.21; Сир 48.12–16; Лк 4.23–30 (Elisha) Иорам, Охозия, Гофолия, Амасия 810(?) — 750 Иоахаз, 4 Цар 11.1–15.7; 2 Пар 9.29; 3 Езд 1.38–40; Деян 2.16 |
| |