Учеником Д. был волоцкий инок Онуфрий (Исаков), владелец рукописи «Съборник Ануфрея Исакова, Денисьева ученика Звенигородского» (РГБ. Вол. 577. Л. 388 об., список кон. 90-х гг. XV в.; книга упом. в описи 1591 г.- КЦДР. С. 85). В кон. 1538 г. на ее последнем листе Онуфрий (Исаков) сделал запись о смерти Д. Учениками Д. также были монахи Волоколамского мон-ря Дионисий (Горбатый) из старомосковского боярского рода Кутузовых и Никон (в сер. XVI в. он дал вкладом в мон-рь Следованную Псалтирь с записью: «Псалтырь Никонава, Деонисья Звенигородцкаго ученика» - ГИМ. Епарх. 117(180). Л. 475, список кон. XV - нач. XVI в.). По мнению А. А. Зимина, сыновьями Д. были упоминаемые в источниках волоцкие иноки - Феодосий и Владимир Звенигородские (АФЗХ. Ч. 2. 36. С. 38; Зимин. 1977. С. 114. Примеч. 62). Однако в ряде родословцев сер. XVI в., в т. ч. и в родословной вставке в одном из сборников из б-ки Д., он отмечен как бездетный (РИИР. Вып. 2. С. 42; Бычкова. 1986. С. 75). После кончины Д. значительная часть его б-ки попала в казну Волоколамского мон-ря (в описях 1545, 1573 и 1591 указаны 18 рукописей, ранее принадлежавших Д.). В наст. время известны 7 книг из библиотеки Д.: Следованная Псалтирь (ГИМ. Епарх. 96(159), посл. четв. XV в.), Лествица с толкованиями - вклад Д. в Волоколамский мон-рь (РГБ. Вол. 459, 1-я четв. XVI в.), Слова постнические прп. Исаака Сирина (РГБ. Гранков. 53, кон. XV - нач. XVI в.), 4 сборника историко-лит. состава (ГИМ. Епарх. 348(502), 351(518), списки кон. XV - нач. XVI в.; 405(646), 20-е гг. XVI в., и РГБ. Вол. 661(684), кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в.). Подборка текстов в сборниках свидетельствует об интересе Д. к агиографии, к монастырским уставам (помимо сведений о Студийском уставе помещен Устав прп. Нила Сорского без указания имени преподобного), к церковному праву, а также к совр. полемическим произведениям (включены письмо Нила (Полева) к Герману (Подольному), послания прп. Максима Грека к Николаю Немчину и «на латину»). Сборники также содержат исторические тексты (о Др. Риме, Иудее, Персии и Македонии, повести о наводнении в Неаполе, землетрясении в Венгрии), родословие звенигородских князей, где подчеркивается их происхождение от вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича . Для Д. был характерен интерес к лит. новинкам: сб. ГИМ. Епарх. 405(646) включает «Прение живота с смертью» 3-й редакции - это один из ранних сохранившихся списков. Как установил Б. М. Клосс , Д. принадлежал старший и лучший список «Сказания о Мамаевом побоище» (РНБ. Q. IV. 22. Л. 19-90; эти листы были вырезаны П. М. Строевым из сб. РГБ. Вол. 661, где они находились между листами 428 и 429; см.: Клосс. 2001. С. 334-335). В описях книг Волоколамского мон-ря упоминаются и др. книги из б-ки Д., в т. ч. неск. сборников (КЦДР. С. 25, 26, 34, 35, 82, 83, 85).

http://pravenc.ru/text/178380.html

Важнейшим этапом истории О. стала 2-я пол. XV в.- время, когда наблюдается т. н. стилевой перелом. В нотации О. произошли характерные изменения, появилась новая редакция словесного и муз. текста. Сохранились неск. рукописей, относящихся к этому времени, к-рые показывают процесс изменений в песнопениях (РНБ. Q. I. 94, сер. XV в.; Кир.-Бел. 654/911, 50-60-е гг. XV в.; РГБ. Ф. 304. 408, 3-я четв. XV в.; РНБ. Кир.-Бел. 9/1086, 40-70-е гг. XV в.). По этим спискам можно судить о работе музыканта над песнопением. После написания текста выставлялись гласовые обозначения и лишь потом вписывались крюки. В этот период О. были выделены из корпуса многогласников и осознаны как самостоятельное явление. В 3 рукописях 3-й четв. XV в. появился термин «осмогласник». Так названы стихира Сретению в рукописи РНБ Q. I. 94 (Л. 118) и стихира вмч. Пантелеимону «Всемилостивый Господи» в рукописи РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 272). Песнопения обозначены в 1-м случае «осмогласной», во 2-м - «смогла» с очевидным пропуском для инициала О. Во всех этих случаях термин относится к ненотированному или частично нотированному песнопению. Иногда в ненотированном песнопении выставляются гласовые обозначения, что не встречается в более ранних списках. К кон. XV в. наметились основные принципы чередования гласов: календарный (1-2-3-4-5-6-7-8) в О. Сретению и вмч. Пантелеимону, сродномузыкальный (1-5-2-6-3-7-4-8) в песнопении Усекновению главы св. Иоанна Предтечи и модификация сродномуз. принципа (1-5-2-6-4-3-7-8) в О. Успению. С кон. XV в. О. фиксируются иначе: гласовые обозначения выставляются не в крюковой, а в текстовой строке, иногда киноварью; чередование гласов и места постановки гласовых обозначений едины для всех списков. С кон. XVI в. стало практически обязательным возвращение в последней строке к начальному гласу песнопения, ранее применявшееся только в единичных списках. Период кон. XVI - нач. XVII в. характеризуется резким увеличением количества О. Важным стимулом для этого послужило распевание новых богослужебных текстов в кон. XVI в. в связи с канонизацией рус. святых на Макариевских Соборах. Кроме того, в это время были распеты ранее читавшиеся тексты, заново распеты песнопения ранее существовавших служб, к их числу относятся песнопения свт. Николаю Чудотворцу, мученикам Маккавеям, празднику Покрова Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

1911. С. 131). Обители Кларджетской пуст., в т. ч. и М., считались царскими: царский двор непосредственно пользовался их доходами или жаловал их крупным сановникам. В 1-й пол. XIII в. атабаг и амирспасалар (главнокомандующий) Грузии Аваг Мхаргрдзели († 1250) освободил кларджетские обители от хараджа (налога в пользу светских сюзеренов), в ознаменование чего 20 дек. в М. был установлен день поминовения (агапа) Авага (НЦРГ. A 97. Л. 66; Клдиашвили. 2005. С. 298). Настоятели М. участвовали в заседаниях дарбази - совещательного органа при царском дворе (Распорядок царского двора. 1993. С. 62). Во главе М. стоял игумен, к-рый подчинялся архимандриту 12 кларджетских пустыней. До XV в. М. входил в Анчийскую епархию, к нач. XVI в. отошел Тбетской епархии. Эта перемена, возможно, была связана с политикой правителей южногруз. княжества Самцхе-Саатабаго Джакели, которые стремились к полной, в т. ч. и церковной, независимости. К XV в. они завладели мон-рями Кларджети: представители этого рода, а также связанных с Джакели феодальных домов Боцосдзе, Абусерисдзе, Панаскертели, Шаликашвили и др. упоминаются в синодиках XV-XVI вв. М. и монастыря Цкаростави ( Клдиашвили. 2005. С. 298-299). Во 2-й пол. XV в. Вада Боцосдзе, представитель младшей ветви Джакели, освободил М. от бажи (дорожной пошлины), после чего в его честь также была установлена агапа (НЦРГ. A 97. Л. 232 об.- 233; Клдиашвили. 2005. С. 299). О пожертвованиях «Мидзнадзори и храму св. апостолов» говорится в приписках XV-XVI вв. к рукописи НЦРГ. A 97 ( Клдиашвили. 2005. С. 295). Из приписок к древнегруз. рукописям известны неск. настоятелей М. 1-й пол. XVI в.: Зосима (Хантубидзе) (Hieros. Patr. iver. 49. Fol. 214v; НЦРГ. H 2211. Л. 49 об.; НЦРГ. H 2338. Л. 2), Иосиф (Хантубидзе) (НЦРГ. A 503. Л. 302 об.) и Варфоломей (Балавадзе) (НЦРГ. A 97. Л. 294) ( Кекелия, Хоситашвили. 2011. С. 199-203; Халваши. 2016. С. 158). В сер. XVI в. турки завоевали Тао-Кларджети; М., как и др. обители региона, постепенно опустел и пришел в упадок.

http://pravenc.ru/text/2563170.html

О.- автор песнопения на швед. языке на сюжет притчи о царе, который созывал гостей на брачный пир (Мф 22; Лк 14). Это песнопение было включено в сборник духовных гимнов, составленный в 1536 г. швед. богословом, реформатором Олаусом Петри . Впосл. оно входило в сборники псалмов, утвержденные лютеран. Шведской церковью . Известность О. принесло соч. «Хроника Готского королевства». Для Швеции это 1-й научный труд, охватывающий историю страны с древнейших времен до сер. XV в., в связи с чем О. называют «отцом шведской историографии» ( Tj ä ll é n. 2016. S. 680). Работу над «Хроникой...» он завершил примерно в нач. 70-х. гг. XV в. Дискуссионным является вопрос, с какой целью и для какой категории читателей создана «Хроника...». Ранее считали, что О. приступил к работе в сер. XV в. по заказу швед. кор. Карла VIII Кнутссона (1448-1457, 1464-1465, 1467-1470). Совр. исследователи У. Ферм и Б. Челлен полагают, что это произведение создавалось с образовательными целями - чтобы читать лекции по истории Швеции для членов соборного капитула и др. клириков Уппсальского архиеп-ства. По мнению Я. Эберга, одного из издателей «Хроники...», сочинение предназначалось для международной аудитории (Chronica. 1995. Bd. 2. S. 13-14). «Хроника...» сохранилась в неск. списках, наибольшее значение имеют 3 рукописи XVI в. (древнейшая 1508 г.). Первое издание «Хроники...», подготовленное историком и литератором И. Мессениусом, опубликовано в 1615 г. В 1678 г. издан шведский перевод, выполненный Й. Сильвиусом. Впосл. хронику не переводили, за исключением отрывков, переведенных на совр. шведский (Röster från svensk medeltid. 1991) и на рус. языки (Из «Хроники Готского королевства». 2018). Научное издание лат. текста осуществлено в 1993-1995 гг. (Chronica. 1993-1995). В предисловии изложены основные экклезиологические идеи О.: Церковь является мистическим телом, в к-ром духовенство и миряне подобны 2 рукам - правой и левой. Власть папы Римского и власть короля уподобляются солнцу и луне; они должны сотрудничать, причем Церкви надлежит занимать главенствующее положение. В «Хронике...» важнейшее место автор отводит Уппсале - духовной столице Швеции: в древности этот город, как Иерусалим и Рим, был местом, где властвовали язычники и совершали обряды языческие жрецы, затем - вновь как Иерусалим и Рим - он стал центром, где сотрудничали христ. духовенство и правители, принявшие истинную веру. О., подобно др. средневек. хронистам, изобразил соотечественников как избранный народ, на к-рый возложена особая миссия. Следуя традиции, восходившей к трудам позднеантичных историков ( Иордан (сер. VI в.), Прокопий Кесарийский (сер. VI в.) и др.), О. считал Швецию родиной готов. Он разделял т. н. гетицистские идеи, согласно к-рым шведы являются потомками готов, покоривших Европу, и поэтому стоят выше др. народов.

http://pravenc.ru/text/2578277.html

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад. Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва - Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви. Лит.: Муратов П. П. Два открытия//София. 1914. Вып. 2. С. 11-17; Каргер М. К. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая»//СбОРЯС: Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 466-469; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 22-29; Морозов В. В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI в.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произв. рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в. С. 17-31; Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство Небесного Царя»)//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 185-209; Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее лит. параллели//Искусство христ. мира. М., 1998. Вып. 2. С. 49-56; Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: Нек-рые аспекты содержания//ДРИ: Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 399-417.

http://pravenc.ru/text/149329.html

А. Роль и значение митр. Киприана в истории древнерус. лит-ры: (К рус.-болг. лит. связям XIV-XV вв.)//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 215-254); Дончева-Панайотова Н. Киприан: Старобългарски и староруски книжовник. София, 1981; Седова. 1983; Прохоров Г. М. Киприан//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 466, 470 [Библиогр.]; Коссова А. Дж. Митр. Киприан - основоположник на лит. традиция на Московска Рус//Средновековни тексти, автори и книги: Сб. в чест на Х. Миклас. София, 2012. С. 270-287; Турилов А. А. К изучению вклада митр. Киприана в рус. культуру посл. четв. XIV-XV вв.: (Новые факты и гипотезы)//Россия-Болгария: образы духовного единства. София, 2015. С. 112-124; Он же. Митр. Киприан и рус. культура его времени: (Новые аспекты проблемы - факты и гипотезы)//Славяноведение. 2017. 2. С. 3-4). Редакция Жития П., составленная свт. Киприаном, в XV в. без существенных изменений была включена в Волоколамские Минеи, в XVII в.- в Милютинские Минеи и Минеи свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) (см. Минеи-Четьи ). В сер. XVI в. при составлении Великих Четьих-Миней под рук. митр. всея Руси свт. Макария (см. Минеи - Четьи ) киприановская редакция Жития была расширена в соответствии с агиографическим лит. каноном того времени - введены диалоги, прямая речь, текст поделен на главы с заголовками (ВМЧ. Дек.: Дни 18-23. Стб. 1620-1646). В таком виде Житие вместе с Похвалой вошло в состав «Книги степенной» царского родословия рубежа 50-х и 60-х гг. XVI в. (ПСРЛ. Т. 21. Пол. 1. С. 321-332; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: В 3 т. М., 2007. Т. 1. С. 567-581). В XVI-XVIII вв. появилось неск. сокращенных вариантов киприановской редакции Жития П., иногда дополненных Похвалой святителю, в т. ч. Проложная редакция (ПДРЦУЛ. Т. 2. Ч. 1. С. 69-72; Державина О. А. Др. Русь в рус. лит-ре XIX в.: (Сюжеты и образы древнерус. лит-ры в творчестве писателей XIX в.); Пролог: Избр. тексты. М., 1990. С. 259-261). Биография П. был уроженцем Галицко-Волынской земли. Отца святителя звали Федор. Обе редакции Жития содержат предание, что его мать, когда была им беременна, имела видение агнца, из к-рого произрастало цветущее дерево с горящей свечой.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

В 1204 г. Китр был захвачен крестоносцами, на месте алтаря сожженного кафедрального собора была построена 3-этажная башня. Китрскую кафедру занял латинский епископ. Из письма Римского папы Иннокентия III (1208) известно, что для улучшения экономического положения Китрской епархии он предоставил ее епископу право получения доходов вакантной Платамонской епископии ( Hendrickx. 2002. Σ. 109). В нач. XIII в. жители Китра построили вне стен крепости небольшую кладбищенскую церковь, в XIV в. был сооружен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Перистаси. В 1-й четв. XIII в. крестоносцами была построена крепость Платамона. В 1224 г. Пиерия была отвоевана Эпирским деспотом Феодором Ангелом Комнином Дукой. В сер. XIV в., во время гражданской войны между Иоанном V Палеологом и Иоанном Кантакузином, Китр сохранял свое значение как крепость, но в XV (XVI?) в. из-за угрозы нападений пиратов его жители переселились дальше от побережья, на место совр. городка Китрос. Туда же была перенесена епископская кафедра. В XV в. была построена и расписана ц. апостолов Петра и Павла в Эйинио, в 1489 г. был основан мон-рь вмч. Георгия Победоносца в Ритини, в 1542 г.- Дионисия Олимпийского монастырь , в кон. XV - нач. XVI в. были выполнены фрески ц. Пресв. Богородицы Контариотиссы и 1-й слой росписей ц. свт. Афанасия Великого в Эйинио, в 1-й пол. XVI в.- 2-й слой фресок в этой церкви и в храме св. Соломонии в Литохоро. В 1590 г. Китрский еп. Зосима подписал томос, подтверждавший учреждение Патриаршества в России. В 1607 г. Зосима занял митрополичью Фессалоникийскую кафедру. В 1612 г. Китрос подвергся нападению итал. пиратов, которые сожгли резиденцию тур. бея. Турки сочли виновными в происшедшем правосл. жителей Китроса и еп. Иеремию, которому пришлось бежать из епархии. Только спустя неск. лет он смог возвратиться на свою кафедру. Мон-рь прп. Ефрема Сирина. 1985, 2000 г. Мон-рь прп. Ефрема Сирина. 1985, 2000 г. В посл. четв. XVIII в. епископская кафедра была перенесена в Колиндрос, а в 1904 г.- в быстро развивавшийся г.

http://pravenc.ru/text/1841153.html

Первая монастырская ц. ап. Иоанна Богослова к нач. XVI в. обветшала, и в кон. 20-х - нач. 30-х гг., при игум. Феодосии, построили новый деревянный храм с таким же посвящением дальше от реки (старую церковь разобрали до 1589). В 1552 г. во время половодья вода смыла часть кладбища у старой Иоанновской ц., в результате чего братия обрела нетленные мощи основателя мон-ря прп. Варлаама и игум. Феодосия. Мощи были вновь захоронены у алтарной стены новой Иоанновской ц. Над новой могилой прп. Варлаама установили гробницу, от мощей начали происходить чудотворения. В 1619 г. В. м. был разорен литов. отрядами и «русскими ворами» (см. Смутное время ): они заняли обитель, убили мн. насельников, разграбили имущество, церк. утварь, сожгли кельи и дворы в монастырских деревнях, перебили монастырский скот. В 1622 г. сгорели Иоанновский и Трехсвятительский храмы. 16 февр. 1627 г. Новгородский митр. Киприан выдал грамоту на строительство новой ц. во имя ап. Иоанна, к-рая была освящена в 1631 г. Благословляя церковное почитание прп. Варлаама, митр. Киприан в 1631 г. дал игум. Евфимию грамоту на устройство при Иоанновской ц. престола во имя преподобного (освящен в 1635). Ц. во имя ап. Иоанна имела «во внутренности на одной линии два алтаря, на поверхности два верха шатровых или пирамидальных, по сторонам корпуса бочки (полукуполы), с трех сторон паперти шли предхрамия, к ним вели три крыльца высокие, из которых в церковь три двери» ( Мясников. С. 279). В 30-х гг. XVII в. на месте сгоревшего Трехсвятительского храма был выстроен новый, с таким же посвящением, к-рый вновь сгорел, но вскоре был восстановлен с приделом в честь Св. Духа, затем опять сгорел. 12 сент. 1671 г. Новгородский митр. Питирим выдал грамоту на строительство нового храма, в к-ром основной престол был освящен во имя Св. Духа, а престол во имя Трех святителей устроен в приделе (ГААО. Ф. 829. Оп. 3. 32). До кон. XV в. В. м. оставался единственным крупным мон-рем в Важском крае, к 1764 г. стал лучшим по экономическому состоянию и благоустройству, несмотря на то что никогда не был большим - в нем жило 15-30 монахов, неск. слуг и трудников (в сер. XVII в. ок. 20 чел.). Комплекс земельных владений В. м. сформировался во 2-й пол. XV в. благодаря вкладам посадника Василия Степановича, его сына Ивана и внука Исаака Семеновича (Немира) (ГВНиП. 280-282. С. 281-283); в XVI - 1-й пол. XVIII в. недвижимые владения В. м. почти не увеличились. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству вел. кн. Иоанн III Васильевич жалованной грамотой от 5 янв. 1482 г. (СПбФИРИ РАН. Колл. 115. Оп. 1. 584; XIX в.) закрепил за обителью часть земель, принадлежавших боярам - потомкам прп. Варлаама. По грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича 1543 г. мон-рю выдавалась руга деньгами, рожью и овсом. В кон. XV - 1-й трети XVII в. мон-рь неоднократно получал налоговые и судебные льготы от московских вел. князей и царей.

http://pravenc.ru/text/154235.html

В кон. XIV - нач. XV в. игуменом Д. был буд. митр. Киевский и Литовский Григорий Цамблак . В составленных им Житии и службе кор. св. Стефану Дечанскому он сообщил нек-рые факты из истории обители и дал подробное ее описание, к-рое служит надежным источником для реконструкции ее первоначального вида (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. С. 102-104; Цамблаков опис дечанског храма у светлости buзahmujcke естетике//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. С. 183-188). После османского завоевания Сербии монашеская жизнь в Д. в отличие от мн. др. серб. мон-рей не угасла, хотя часть его владений была конфискована. Мон-рь был освобожден от части налогов, т. к. на дечанских игуменов была возложена обязанность разведения соколов для султанского двора. Согласно подати, уплаченной мон-рем в 1485 г., его доходы чуть превышали 1 тыс. акче. 2-я пол. XVI в. стала для Д. кратким периодом расцвета, связанным с восстановлением Печской Патриархии , мон-рю даже удалось расширить владения. Патриарху Печскому Антонию (Соколовичу) приписывается роспись царских врат церкви. В XVI в. в Д. подвизались преподобные Нестор и Евфимий , а в общей стихире серб. святым упоминаются дечанские пустынножители Ефрем и Евстафий. До XVIII в. мон-рь имел владения в Валахии, господари к-рой оказывали финансовую помощь мн. правосл. мон-рям в Османской империи. Со временем экономическое положение обители ухудшалось, для защиты прав мон-ря игумены и их представители обращались к верховной турецкой власти в Стамбуле в 1506, 1539, 1572, 1577, 1581, 1595, 1598, 1602, 1672, 1677, 1699 гг. и позднее. В 1558 г. местный спахия Нухо Топчуоглу собирался разрушить собор в обители, утверждая, что под ним находится серебряный рудник; храм сохранило лишь вмешательство султана Сулеймана Великолепного. В сер. XVII в. из-за ослабления центральной власти в Османской империи возросла безнаказанность и агрессивность местных феодалов. Положение усугубляли расселявшиеся на окрестных землях албанцы-мусульмане, не почитавшие христ. святыни. В 1644-1645 гг. дечанский монах отметил в книге, что в это время мон-рю была «великая неволя» от албан. племени Климентов. В 1687 г. Арап-паша разорил окрестности Д. Одной из форм эксплуатации мон-ря албанцами была т. н. защита обители. Под предлогом обеспечения безопасности в мон-ре поселялись албан. вооруженные отряды, и монахи были обязаны их содержать. В 1692 г. мон-рь был разорен отрядом Татархана и лишь заступничеством св. покровителей был спасен от уничтожения. В кон. XVII - сер. XVIII в. неск. раз пострадал от пожаров. В 1707 г., по свидетельству католич. архиепископа г. Бар, в Д. было 3 монаха. В 1720 г. игум. Мелетий и 12 иеромонахов дали присягу, что никогда не покинут мон-рь. Была составлена т. н. Клятвенная книга, впосл. пополнившаяся подписями и др. насельников (Дечани. 152).

http://pravenc.ru/text/171794.html

м. Вскоре, разорвав отношения с прп. Иосифом, кн. Феодор стал оказывать благоволение настоятелю В. м. архим. Алексию (Пильемову), пожаловал в 1506 г. мон-рю свою вотчину с. Данилково и пустошь Артёмовскую в Ламском стане (ДДГ. 98. С. 407), землю на р. Городне и 2 двора на р. Бесновке (Рус. дипломатарий. Вып. 3. М., 1998. С. 40). Кн. Феодор предлагал инокам Иосифова Волоколамского мон-ря оставить своего игумена и перейти «на Возмище», после чего неск. насельников Иосифова Волоцкого мон-ря бежали в В. м. Прп. Иосиф просил архим. Алексия вернуть хотя бы имущество, к-рое монахи взяли с собой, но получил отказ. Тогда он обвинил архим. Алексия и кн. Феодора в разжигании конфликта с Новгородским архиеп. св. Серапионом . Однако в апр. 1509 г. архиеп. Серапион отлучил от Церкви вместе с прп. Иосифом и архим. Алексия, настоятелем В. м. стал бывш. келарь Андроникова московского мон-ря архим. Геннадий (Синодик. Л. 37). После смерти бездетного кн. Феодора ( 1513) земли Волоцкого княжества перешли вел. кн. Василию III Иоанновичу . В нач. XVI в. покровительство В. м. оказывала также мать кн. Феодора кнг. Иулиания Михайловна, в нояб. 1503 г., перед кончиной, она завещала мон-рю «Пречистой на Возмищо» с. Михайловское «на Волоке» и была похоронена в В. м. В том же году ее сын рузский кн. Иван Борисович пожаловал В. м. Булгаковские деревни, а также дер. Кривошеино и Бучнево на р. «Волцне» (совр. р. Волошня) в Льняниковском стане «со всем тем, что к тем деревням потягло истарины». Первоначально В. м. входил в Новгородскую епархию, с 1613 г.- в Патриаршую область. Вероятно, до сер. XV в. мон-рем управляли игумены, затем архимандриты (в 1724 братия писала в Святейший Синод о том, что мон-рь был «изстари степенной... и архимандриты в нем издревле бывали с шапками»). В 1517 г. настоятелем обители был поставлен архим. св. Акакий , в 1522 г. хиротонисанный во епископа Тверского, ок. 1553-1554 гг.- св. Герман (Садырев-Полев) , с 1564 г. архиеп. Казанский. Архим. В. м. Сильвестр участвовал в Соборе 1580 г., запретившем архиереям и мон-рям приобретать вотчины.

http://pravenc.ru/text/155102.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010