Арх.: ГА Тверской обл. Ф. 103 [ст., проповеди, восп., дневники Беллюстина, письма к Беллюстину Н. В. Калачова, К. Д. и А. Д. Ушинских, М. И. Семевского, В. Ф. Корша и др.]; Ф. 106. Оп. 8 [мат-лы о служебной и лит. деятельности Беллюстина]; РГБ ОР. Фонд М. П. Погодина [часть ркп. «Описание сельского духовенства», письма Беллюстина к М.П.Погодину]; РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Д. 79 [Письма Беллюстина к М. П. Погодину]; Ф. 275. Оп. 4. Д. 12 [письма Беллюстина к Н. С. Лескову]; Ф. 459. Оп.1. Д. 307 [Письма к А. С. Суворину]; ИРЛИ ОР. Ф. 616, 6 [письма Беллюстина к А. Д. Желтухину]; Ф. 274. Оп. 1, 74 [письма Беллюстина к М. И. Семевскому]; Ф. 3. Оп. 4, 35 [письма Беллюстина к И. С. Аксакову]; Ф. 293. Оп. 1, 204 [письма Беллюстина к М. М. Стасюлевичу]; РНБ ОР. Ф. 601, 1413 [письма Беллюстина к В. А. Половцеву]; РГИА. Ф. 834. Оп. 2, 1856; Ф. 796. Оп. 154, 1415, 1425; Ф. 796. Оп. 160, 831; Ф. 797. Оп. 34. Отд. 1, 89; Ф. 797. Оп. 48, 114; Ф. 797. Оп. 49. Отд. 2, 142 [мат-лы о служебной и лит. деятельности Беллюстина]; ИРИ РАН (С.-Петербургское отд-ние). Ф. 20 [колл. ист. док-тов, собр. Беллюстиным]. Соч.: Из наблюдений над умирающим//Москвитянин. 1852. 20; О врачах для крестьян//Журн. землевладельцев. 1858. 1; Семья//Там же. 4, 5; Описание сельского духовенства. Лпц., 1858; Теория и опыт//ЖМНП. 1860. 10; Зап. о г. Калязине//Архив ист. и практ. сведений, относящихся до России, 1860-1861. СПб., 1861. Кн. 2; Приходские учителя//ЖМНП. 1861. 4; О церковном богослужении. СПб., 1861, 18976; По вопросу о бесприютных сиротах-девицах духовного звания//ПО. 1862. 6; О божественной литургии. СПб., 1863, 18865; Учительницы в народе//День. 1864. 4 окт.; Внутренняя жизнь уездных городов//День. 1864. 21 и 28 нояб.; Духовенство и земство//Дух христианина. 1865. 4, 9; Вечерние беседы с крестьянами. СПб., 1865-1867, 18862. 2 кн.; Наука - путь к царству вечному. СПб., 1867; Страстная неделя. М., 1869; Путь узкий и широкий. СПб., 1870; Сельское духовенство во Франции. СПб., 1871; Что сделано по вопросу о духовенстве//Беседа. 1871. 3, 11. 1872. 2; Городские нужды//Там же. 1872. 3; Нравственное значение мон-рей//Там же. 1872. 9; Из церковных бесед. СПб., 1872; К вопросу о раскольниках//ЦОВ. 1879. 43, 44; Из заметок о пережитом: Период юношества//Там же. 1882. 18, 33, 36, 39, 43, 47, 54, 59; Русь православная//Континент. 1993. 74. С. 141-158; «Заметки» о прочитанном свящ. И. С. Беллюстина (1847-1850)//Чтение в дореволюционной России: Сб. науч. тр. М., 1995. С. 91-116; Из истории провинциального духовенства: И. С. Беллюстин. Заметки, 1847-1850. Тверь, 2001.

http://pravenc.ru/text/77918.html

Менее всего я был счастлив при розыскании литературных источников Слова о создании церкви Печерской: получился лишь тот отрицательный результат, что наше Слово стоит независимо от византийско-славянских сказаний о построении храма Софии Цареградской, а равно и от сказания о построении первой церкви в г. Лидде, известного с именем Иосифа Аримафейского 14 . Прибавлю еще, что не отмеченная нами в своем месте гипотеза Буслаева о происхождении Слова 15 – кажется мне лишенною всякой вероятности: конечно, Слово о создании цер. Печерск. составлено не ad majorem gloriam княжеского рода Всеволода Ярославича и Монамаховичей, а с тою же самою целью, что и Послание к Поликарпу. В заключение считаю долгом сказать, что без просвещенного содействия со стороны Совета Академии я не мог бы воспользоваться тем все-таки довольно значительным количеством рукописного материала, какой мне необходим был при моих научных занятиях. Изданием в свет настоящей книги я обязан Отделению русск. яз. и словесн. И. Акад. Наук, которому и проношу здесь свою глубокую благодарность. С чувством самой искренней признательности вспоминаю также о том неизменном участии, с каким всегда относился к моей работе академик Алексей Александрович Шахматов, начавший помогать мне своими ценными советами и указаниями еще в то время, когда я был на студенческой скамье. Д. Абрамович 14 февр. 1903 г. 1 «О Патерике Печерском». – Ж. Мин. Нар. Пр. 1838 г., окт., и Чтен. Общ. Ист. И Др. р. 1847 г., кн. 9; «О редакц. Патер. Печерск. Вообще, в ответе на ст: «Обзор ред. Киевопеч. Патер., преимущественно древних». – Чтения 1858 г., кн III. 2 «Обзор редакц. К.-Печ. Патер., преимущественно древних». – Известия II Отдел. И. Ак. Наук, 1856 г., т. V. 4 Ср. В. А. Чаговец. Пр. Феодосий Печерск., его жизнь и сочинения. К. 1901, стр. 5–18; Г. Н. Бельченко. Пр. Феод. Печ., его жизнь и сочин. По поводу книги В. А. Чаговца. Од. 1902, стр. 4–10. 9 См. рукоп. Водокол. 229, лл. 413 и 481 о. – 537; собр. гр. Уварова 968 (300); Тр.-Сергиев. Л. 792 и 805, лл. 108–135; М. Рум. и И. Муз. 306; собр. Григоров. 24 (1706); собр. Иискар. 155; Солов. б. 580 (991), 551 (182), 486 (705) и 474 (651); И. П. Б. Толст. III. 70; Кир. Бел. б. 115/1192; Ундол. 390, 391 и 642; И. Общ. Л. др. и Q. I. (1091); Воскр. Новоиерусал. м. 110, л. 145 и д.; собр. кн. Вяземск. F. СХ и Q. CLXXXI. и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Но Иаков с особенным намерением, к прискорбию Иосифа, правую руку свою возложил на голову Ефрема, а левую – на голову первенца Манассии и затем пророчески изрек им и потомству благословение, преимушественное же Ефрему ( Быт.48:8–20 ). По разумению Православной Церкви, таким крестообразным расположением рук Иакова при благословении предызображено было древо креста Христова и самый крест, как орудие благословения для верующих; преподанное детям Иакова благословение пророчески прознаменовало имевшее снизойти от Креста Христова благословение грешному человечеству. « Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах пременены руки сотвори » (тр. Воздвиж. на вел. вечерни, на литии 3 стихира самогл.; 1 авг. кан. 8 песн. 1 троп.). « Внучата древле Иаков благословляя, проображаше светло Крест честный » (понед. 4 нед. Четыред. кан. 9 песн. 1 троп.). « На юные главы длани иногда Иаков крест прописоваше, на нем же Слово распростерл еси длани » (Окт. 2 гл. сред. утр. кан. 6 песн. 1 троп.). « Священно во пременении руками, приснославный, благословляя внуки иногда, образ являя священного древа, имже благословение всем даровася, проклятым злою древа снедию и поползшимся во глубину зол » (Окт. гл. 8 пятн. утр. кан. кресту 8 п. 2 троп.). « Подзнаменова издалеча тебе Кресте всечестный, в благословениих Иаков явленнее: мы же в благодати удостоившеся видети тя, верою несумненною приступаем вси, и касающееся богатное благословение объемлем, и свет, и спасение, и прегрешений разрешение » (Пятн. 4 нед. Четыред. кан. 8 п. 2 троп.). « Рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение, его же мы держаще тверда хранителя, демонские всенощно отгоним полки, и велиарову гордыню в нем низлагаем, враждебнейшего Амалика побеждаем всегубительную силу » (На вел. вечерни пр. Воздвиж. на литии 2 стихира самогл.; ср. кан. Воздвиж. 6 п. 1 троп. и друг.). [Жезл Моисея при переходе через Чермное море – Исх. 14:21–28 .] П о церковным песнопениям, крест Христов по своей форме предызображен чудным жезлом Моисеевым, посредством которого израильтяне перешли немокренно Чермное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова) под 21 июля - тропарь, канон и молитва и под 2 окт.- тропарь и кондак. В службе Собору Тверских святых А. К. упоминается в 4-й стихире на Господи воззвах, а также в тропарях 5-й и 7-й песен канона утрени. Источники: Материалы собора 1677 г.//Тр. 2-го областного археол. съезда. Тверь, 1903. С. 110-126; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской//ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45-62; Кункин И. Я. Город Кашин: Материалы для его истории. Вып. 2//ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 53-67. 71); Архангелов С. А., свящ. Житие и чудеса св. блгв. кнг. Анны Кашинской. СПб., 1909; Житие и подвиги прп. блгв. вел. кнг. Анны Кашинской, новой чудотворицы. М., 1909; Житие блгв. кнг. Анны Кашинской: По синод. ркп. XVII в./Предисл. А. Титова. Б. м., б. г.; Иоаким, иером. Житие св. блгв. княгини Анны Кашинской (по ркп. XVII в. из б-ки Имп. АН 31.6.34). М., 1909; Тверской патерик. Каз., 1913. Тверь, 1991р. С. 13; ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51, 67, 72, 83-84, 88; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 431; Июнь. Ч. 2. С. 545, 551, 552; Октябрь. С. 88; Святая блгв. кнг. Анна Кашинская: [Сб.]/Моск. подворье ТСЛ. М., 1996.  Литература: Костомаров Н. И. Церковно-историческая критика в XVII в.//ВЕ. 1870. Кн. 4. С. 479-506; Ключевский. Древнерусские жития. С. 340-341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41-43; Колосов В. И. Благоверная княгиня Анна Кашинская: (Из трудов Тверского обл. археол. съезда). Тверь, 1905; [В. П. К.] Св. благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская: (Церк.-ист. справка в предупреждение новой смуты в Церкви). Ярославль, 1908; Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности: (С кратким житием блгв. кнг. Анны). СПб., 1909; Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизд. текстам: (К истории сев.-рус. лит. в XVII в.). СПб., 1916. С. XXVIII-XXX. (ПДПИ; Вып. 188); Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. П., 1954; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 188-192; Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 1997. С. 43-49; Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской//ТОДРЛ. 1996 Т. 50. С. 531-536; 1999. Т. 51. С. 221-231; она же. Почитание св. блгв. кнг. Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвященные//Рус. лит. 1998. 3. С. 147-154; Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 116-163. 

http://sedmitza.ru/text/1266554.html

Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 17. Л. 423-434 [Опись 1702 г.]; Ф. 281, 1209. Оп. 1. 953, 15398, 15406, 15410; ГА Владимирской обл. Ф. 556, 573. Ист.: Владимирские ГВ. 1847. 30. Ч. неофиц. С. 132; 31. С. 137-138; 32. С. 143-144; 39. С. 180-182; 40. С. 184-185; Владимирский сб. М., 1857. С. 167-168, 175-179, 184-185; ДАИ. 1867. Т. 10. 32. С. 92; ЖМП. 1994. 7/8. С. 3. Лит.: Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 125; ИРИ. Ч. 3. С. 752; Тихонравов К. Н. Николаевский мон-рь в г. Гороховце//Владимирские ГВ. 1847. 29. Ч. неофиц. С. 129; он же. Ист. заметка о г. Гороховце//Там же. 1854. 12. Ч. неофиц. С. 87-88; он же. Николаевский мон-рь в г. Гороховце//Владимирский сб. М., 1857. С. 109-110; [Ростиславов Д. И. ] Опыт исследования об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 77; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 115-122; Соболев Н. Никольский мон-рь в г. Гороховце Владимирской губ.//Древности: Тр. МАО. М., 1912. Т. 4. С. 301-307; Столетов А. В. Памятники архитектуры Владимирской обл. Владимир, 1958. С. 204-205; Тиц А. А. По окраинным землям Владимирским: (Вязники, Мстера, Гороховец). М., 1969. С. 89-97; Везарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в.: Сб. ст. М., 1975. С. 82; Андреев Н. И. , Скворцов А. И. Гороховец. Ярославль, 1988. С. 48-52; Казаков М. Никольские страдальцы//Новая жизнь: Газ. Гороховец. 1992. 44. С. 2; Неживой В. За каменными стенами возродился муж. мон-рь//Призыв: Газ. Владимир. 1994. 21 окт.; Праздник св. обители: Св.-троице-Никольскому мон-рю 350 лет//Новая жизнь: Газ. 1994. 103. С. 3; О, Пресвятый и Пречудный Отче Николае...//Там же. 1997. С. 1, 3; Что ни страница - открытие//Там же. 59/60. С. 2-3; Св.-Троице-Никольский мон-рь: К 5-летию со дня возрождения//Там же. 97-98. С. 1, 2; Памятники истории и культуры Владимирской обл. Кат. Владимир, 1996. С. 161; Андреев Н. И. Гороховецкая ист. хроника: Сб. краевед. ст. Владимир, 2002. С. 90-92.

http://pravenc.ru/text/166259.html

Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 281. Л. 1-5 [Офицерская опись 1762 г.]; 735. Л. 5 об. [Опись Флорищевой пуст. 1762 г.]; ГА Владимирской обл. Ф. Р-357. Оп. 2. 156, 234; ГВСМЗ ОР (г. Владимир). 258. Л. 1-57 об. Ист.: Писцовая книга Гороховца 1687 (1676) г.//Владимирские ГВ. 1865. 31. С. 201; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст. Вязники, 1896. Прил. 5, 11, 20, 25, 29, 32; [Добронравов В. Г. ]. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 416-417; [Резолюция Свящ. Синода об открытии Г. м.]//ЖМП. 2000. 4. С. 21; Орлов С. А. Флорищева пуст. Н. Новг., 2002. С. 99-105, 112, 158-165, 189. Лит.: Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 125; ИРИ. Т. 3. С. 751-752; Авель (Ванюков), иером. Общежит. Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 18844, 1996п. С. 50-51; Т[ихонравов] К. [Н. ] Мон-ри, бывшие во Владимирской губ.//Владимирские ГВ. 1854. 32. Ч. неофиц. С. 251; он же. Ист. заметки о г. Гороховце//Там же. 12. Ч. неофиц. С. 88; он же. Владимирский сб.: Мат-лы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губ. М., 1857. С. 109; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст. Вязники, 1896. С. 150-153; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст./Под ред. прот. В. В. Косаткина. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 130-131; Сухов Д. Красногривский мон-рь и церкви в с. Нижний Ландех Гороховецкого у. Владимирской губ.//Древности: Тр. комиссии по сохранению др. памятников МАО. 1909. Т. 3. С. 52-54; Скворцов А. И. , Строгова Л. Гороховец: Фотоальбом. М., 1985. С. 11-12; Андреев Н. И. , Скворцов А. И. Гороховец: Ист.-краевед. очерк. Ярославль, 1988. С. 66-68; Якунин М. Красив мон-рь издали//Новая жизнь: Газ. Гороховец. 1988. 15 марта. С. 4; Булгаков С. В. Рус. мон-ри в 1913 г.//Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. Прил. С. 361. Стб. 1; Харузина Н. На Знаменке - благодать//Новая жизнь: Газ. Гороховец. 1995. 24 окт. С. 3; Памятники истории и культуры Владимирской обл.: (Вязники, Мстера, Гороховец). Владимир, 1996. С. 156; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, Православия. Саров; Саранск, 1999. С. 45; Гациский А. С. В вотчине князя Пожарского// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 580-581; Андреев Н. И. Гороховецкая ист. хроника: Сб. ист.-краевед. очерков. Владимир, 2002. Вып. 2. С. 96-99: Путев. по рус. городам: Север, восток/Сост.: Д. Семеник. М., 2003. С. 231-232; Ракитин А. А. , Слёзкин А. В. Гороховец//Моск. журн. 2003. 9. С. 50.

http://pravenc.ru/text/166263.html

Ист.: Описание о российских святых; Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера: История ее, древности, статистика и этнография. Прил. Владимир, 1865. С. 107-112. (Тр. Владимирского губ. стат. комитета; 4). Лит.: Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 358; Голышев И. А. Древности Богоявленской ц. в слободе Мстере Вязниковского у. Владимирской губ. Мстера, 1870; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176; Голубинский. Канонизация святых. С. 362; Добронравов В. Г., Березин В. Ист.-стат. описание приходов и церквей Владимирской епархии. Владимир, 1898. Ч. 5. С. 276-277, 317-318, 371-372; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. описание г. Коврова с уездом. М., 1903. С. 79-80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2; Баранов В. В. Иконопись Мстеры: История, структура промысла, худож. особенности: АКД. М., 2008. С. 20-21; Монякова О. А. Святые земли Ковровской//Афанасьевский сб. Шуя; Ковров, 2011. Вып. 1: Мат-лы 1-й межрегион. науч.-практ. конф. «Религиозно-образовательная среда рос. провинции». С. 86. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/2563614.html

Принадлежа к кругу первых французских гуманистов, с которыми его связывала дружба и многолетняя обширная переписка, Ж. считается автором 1-го гуманистического соч. «Pastorium Carmen» (Песнь пастырей, 1383), эклоги в подражание буколикам античных авторов и Франческо Петрарки . Ж. допускал и отстаивал необходимость использования в преподавании произведений античных авторов: Теренция, Цицерона, Сенеки и др. Испытал влияние Петрарки, отразившееся не только в его поэзии, но и в диалогах. Стал также теоретиком нового интеллектуального и лит. течения, манифестом к-рого является пролог к трактату против Иоанна Монзона, где Ж. провозгласил необходимость возрождать классическую латынь с целью воспитания во Франции историков, ораторов и поэтов, не уступающих итальянским. С этой же целью он принял участие в ученом споре вокруг «Романа о Розе» (этот диспут способствовал распространению в обществе гуманистических идей; в нем приняли участие многие деятели 1-го поколения гуманистов - Кристина Пизанская , Гонтье и Пьер Коль, Никола де Кламанж). Жан де Монтрёй признавал Ж. своим учителем и авторитетом в вопросах лит-ры, стиля и языка. Ж. в целом не противопоставлял гуманизм богословию, напротив, пытался использовать образцы античной и итал. риторики на благо католич. Церкви. После изобретения книгопечатания Ж. стал самым публикуемым франц. автором (его «Opera omnia» в XV в. издавались 5 раз). Несмотря на прижизненную славу и почитание после смерти, Ж. не был канонизирован католич. Церковью. Соч.: Opera omnia. Cologne, 1483. 3 vol.; Strassburg, 1502. 4 vol.; Antw., 1706. 5 vol.; Œuvres complètes/Ed. P. Glorieux. P., 1960-1974. 9 vol.; Christine de Pisan, Jean Gerson, Jean de Montreul, Gontier Col. Le Débat sur le «Roman de la Rosé»/Ed. E. Hicks. P., 1977; De juridictione spirituali et temporali// Posthumus Meyjes G. H. M. Jean Gerson et l " Assemblée de Vincennes (1329). Leyde, 1978. P. 121-136; Жерсон - Майори, наставнику дофина: Записка о реформе теологического образования; Письма наставникам Наваррского коллежа (29 апр., май-сент. 1400)/Пер., вступ. ст. и коммент.: С. К. Цатурова//Антология пед. мысли христ. Средневековья. М., 1994. Т. 2: Мир преломился в книге. С. 227-252; Против «Романа о Розе»: Письмо Пьеру Колю (окт. 1402)/Пер., вступ. ст. и коммент.: С. К. Цатурова//Европ. педагогика от Античности до Нового времени: (Исслед. и мат-лы): Сб. науч. тр. М., 1994. Ч. 2. С. 156-183.

http://pravenc.ru/text/182229.html

епархий на присоединенной территории. При имп. Павле I Г. устранялся от гос. дел, часто болел, неск. раз брал продолжительный отпуск. 16 окт. 1799 г. он был освобожден от управления С.-Петербургской епархией, но оставлен митрополитом Новгородским и Олонецким. 19 дек. 1800 г. по собственному прошению был уволен от управления епархией. При этом Павел I отказал Г. в просьбе поселиться в Симоновом московском мон-ре и в предоставлении пенсии. Г. поселился в Новгороде, вел аскетический образ жизни, тратил много средств на благотворительность, практически не оставив после себя сбережений. Первым из духовных лиц награжден орденом Андрея Первозванного (1796), также получил орден Александра Невского (1797). Погребен в соборе Св. Софии в Новгороде в Предтеченском приделе. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 56. 1; Оп. 60. 49; Оп. 77. 448. Соч.: Толкование на соборные послания св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна. СПб., 1815; О блаженствах//ХЧ. 1837. Ч. 4. С. 50-83; О служении и чиноположениях Правосл. Церкви. М., 18634; Письма к Арсению (Верещагину)//РА. 1864. 11-12; Кн. крат. поучений. Н. Новг., 1910. Лит.: Поленов В. А. Жизнеописание митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Тр. имп. Рос. акад. 1840. Ч. 1. С. 137-145; Макарий (Миролюбов), архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857; Еп. Гавриил// Чередеев К. К. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 126-128; Письма рус. государей, вел. князей и др. особ к новгородским архиереям//ЧОИДР. 1860. Кн. 3. С. 123-148; Филарет (Гумилевский). Обзор; Феофан (Соколов), архим. Зап.//Странник. 1862. Февр. С. 33-58; Сухомлинов М. И. История Рос. акад. СПб., 1874. Т. 1. С. 58-137; Беляев А. Митр. Петербургский Гавриил как устроитель монашеской жизни в России//ДЧ. 1889. 2. С. 164-178; Знаменский Ф. , прот. Преосв. Гавриил, митр. Новгородский и С.-Петербургский//ПрибЦВед. 1901. 3. С. 76-82; Жмакин В. , прот. К биогр. митр.

http://pravenc.ru/text/161309.html

а) Святая Церковь не только вообще учит, что Христос благоволил подвергнуть Себя суду и осуждению, чтобы нас избавить от осуждения за преслушание, но и дает особенное значение всем тем истязаниям, какие Господь претерпел от врагов, осудивших Его на смерть, так что и узы Христовы, и ударение Господа в ланиту, и оплевание Его, бесчестие, покрытие лица, заушение, разоблачение, венчание тернием, облачение в багряницу, вручение Ему трости и т. п. в священных песнопениях Церкви выражает символическое значение страданий Спасителя. Иисус Христос, Сын Божий, послушлив быв Отцу ( Флп. 2:8 ), судится и осуждается для того единственно, чтобы избавить Адама и его потомство от осуждения за преслушание (Постн. триодь: Велик, понед. утр., по 2 стихосл.; Октоих гл. 3; нед. кан. п. 5 тр. 1; гл. 2; нед. кан. п. 7, тр. 1). Иисус Христос был связан для того, чтобы нас разрешить от уз греховных и от клятвы, а врага диавола связать узами (Окт. гл. 4, пят. кан. п. 4, тр. 1; там же п. 8, тр. 1; Вел. пят. на Госп. воззв. и ныне, Окт. гл. 8 сред. кан. п. 6, тр. 2; гл. 4, пят., кан. п. 8, тр. 1. Гл. 5, ср. кан. п. 8, тр. 2. Гл. 8, среда, кан. п. 6, тр. 2). Иисус Христос претерпел ударение в ланиту от раба, чтобы нас освободить от рабства диавола (Гл. 4, пят. кан. п. 3, тр. 2). Иисус Христос понес оплевание и бесчестие, чтобы нас почтить обесчестившихся (Октоих, гл. 4, сред. кан. п. 6, тр. 1). Иисусу Христу покрывается лице – для очищения греха Адама, преступившим видением, – «во отъятие падения, еже подъят Адам, украден быв, видения ради» (Гл. 6, вторн. на Госп. воззв. сг. 2), – а в отношении к врагам Его – как бы во исполнение слов Самого Бога: скрыю лице Мое от них ( Втор. 32 , ср. 2Кор. 3 ). Иисус Христос заушается, чтобы заушить злобу древняго змия и избавить нас от его лести (Гл. 6, сред. кан. п. 7, тр. 1. Гл. 6, четв., на Госп. воззв., ст. 2). Иисус Христос разоблачается (в претории), чтобы нас обнаженных облечь в одежду нетления и обнаружить вражии коварства (Гл. 5, сред. кан. п. 7, тр. 2. Гл. 8, пят. кан. п. 5, тр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010