XX в.). Она должна была быть выше Ивана Великого (колокольни ц. Иоанна Лествичника в Московском Кремле, 1505-1508, 1600; высота 81 м), однако по повелению имп. Павла I высоту колокольни уменьшили до 72,5 м. Общая пирамидальная композиция колокольни при гигантских для своего времени размерах и довольно крупных массах в целом имела стройные пропорции. Два нижних яруса представляли собой восьмерики с примыкающими с востока и запада прямоугольными выступами. Во 2-м ярусе, где располагалась надвратная ц. прав. Симеона Богоприимца, выступы, в одном из к-рых был алтарь, завершались фигурными кровлями с главками. 3-й ярус, с арками звона, также имел 8-гранную форму, но был уже предыдущих. Самый узкий верхний ярус звона был цилиндрическим и венчался яйцевидным куполом с главкой-фонариком. Фасады имели поярусную ордерную декорацию. Римско-дорические пилястры закрепляли углы и края фасадов нижнего 2-светного яруса. Восьмерик 2-го яруса с огромными рим. окнами и маленькими круглыми окошками над ними был оформлен ионическими полуколоннами, сдвоенными на углах. При этом боковые выступы, представленные как отдельные палатки, выделялись рустом на углах и окнами-серлианами. 3-й ярус украшали сдвоенные коринфские колонны, 4-й - композитные. Несмотря на четкое соподчинение ордеров, архитектору все же не удалось избавиться от некоего нагромождения разнохарактерных и разномасштабных форм. Схожее впечатление возникает от колокольни (1804-1811) Борисоглебского мон-ря в Торжке, связанной с именем Н. А. Львова. Некоторые исследователи неверно считали, что проект колокольни Андроникова мон-ря принадлежит этому зодчему; в наст. время документально доказано авторство К. Это последняя из 3 точно известных построек зодчего, помимо работ в доме кн. А. В. Урусова в Москве (ни характер работ, ни местоположение дома неизв.). Церковь вмц. Варвары на Варварке в Москве. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 1882 г. Традиционно считается, что К. был автором одной из самых известных московских церквей - вмц.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Близка по структуре к этой церкви полуразрушенная Никольская ц. (1777) в бывш. имении Тургеневых с. Железцове (Дзержинский р-н), центричная основа к-рой изменена удлинением зап. рукава. Еще более изысканной композицией обладает 2-этажная 4-лепестковая, увенчанная восьмериком ц. Вознесения (1784) в поместье С. А. Чаплина Вознесенском (ныне с. Вознесенье) под Тарусой (в аварийном состоянии). К тому же типу храмов относится небольшая одноглавая кладбищенская ц. Бориса и Глеба (1791) в Мосальске. В ряду центричных храмов кон. XVIII в. особое место занимает ц. Космы и Дамиана (Спасская) (1794) в Калуге: ее составляют 5 тесно сдвинутых объемов - центральный с куполом и узким восьмериком под главкой и 4 круглых в плане 4-ярусных объема (2 нижних яруса 2-светные). Выразительность композиции, близкой к лучшим произведениям барокко, позволила предположить участие в ее создании учеников Ф. Б. Растрелли ( Фехнер. 1971. С. 164). В творчестве Ясныгина проявилась классическая тенденция, сходная с московской архитектурной школой посл. трети XVIII в. Одно из его крупнейших сооружений - кафедральный Троицкий собор в Калуге. Строительство, начатое в 1786 г., было остановлено из-за сомнений в надежности конструкции купола диаметром 17 м. Возведение собора продолжилось в 1804-1812 и 1815-1818 гг. Близкий к центричному, крестообразный в плане собор, с полукруглой апсидой и прямоугольными рукавами креста, короткой открытой колоннадой (позднее застроена и превращена в паперть) соединялся с монументальной 3-ярусной колокольней, увенчанной шпилем. Фасады основного объема и нижнего яруса колокольни объединены общим ордерным мотивом: полуколоннами большого тосканского ордера и антаблементом. Портики сев. и юж. фасадов завершены треугольными фронтонами, к-рым соответствуют портики на фасадах нижнего яруса колокольни. Меньшие по размерам храмы кон. XVIII - нач. XIX в., связанные с творчеством или влиянием Ясныгина, были выполнены в стиле проектов т. н. 10-го «Смешанного альбома» («Альбома церквей») М. Ф. Казакова (ныне в ГНИМА). По проектам Ясныгина были построены круглая в плане купольная ц. Жен-мироносиц (1798-1815) в центре Калуги; четверик, увенчанный мощной ротондой,- Васильевская ц. (1796-1801) в Солдатской слободе. Церкви ротондального типа в стилистике классицизма появляются в сельской архитектуре: Никольская ц. (1800) в с. Растворове (Мещовский р-н; впервые обследована в 2004, см.: Шорбан. Неизвестный памятник. 2010). По лепестковому плану основного ротондального объема и близкой к 3-нефной трапезной с овальными частями она напоминает чертежи из т. н. 10-го «Смешанного альбома» М. Ф. Казакова, в частности проект ц. св. Иоанна Предтечи в Белозерске Вологодской обл., который связывают с творчеством В. И. Баженова ( Выголов. 1983). К московской архитектурной школе принадлежит и колокольня (90-е гг. XVIII в.) в формах неоготики в усадьбе Еропкиных Успенское (Грабцово), напоминающая колокольню московского Зачатиевского монастыря ( Николаев. 1970. С. 85-86).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Декорация фасадов выдержана в стилистике узорочья (наличники с треугольными фронтонами, мощная колонна, разделяющая апсиды); декор в основном кирпичный, применялся белый камень (часть карнизов). Редкой и дорогостоящей деталью (вклад высокопоставленного лица?) были 4 полихромных горельефа с изображениями евангелистов (приписывают мастеру Степану Полубесу, что сомнительно), к-рые, возможно, украшали в кон. XVII в. четверик (барабаны?); с перестройкой верхних частей храма они оказались на его паперти, с 1930 г. находятся в ГМЗК (единственная сохр. в Москве параллель - декор придела св. Тихона Амафунтского ц. Успения в Гончарах, 1702). На рубеже 20-х и 30-х гг. XVIII в. в Покровскую ц. был перенесен основной престол во имя св. Отцов семи Вселенских Соборов из снесенного в 1729 г. соборного храма. Были разобраны завершения, кровли, верхняя часть (2-й ярус?) четверика, стена внутри четверика, отделявшая сев. придел от юж. Столб трапезной также был разобран и заменен поперечной стеной с арочным проемом (опорой для зап. стены четверика нового 2-го яруса), такой же проем был сделан и в зап. стене четверика. Все помещения перекрыли новыми сводами на одном уровне, ставшие основой для верхнего храма. Основной объем верхнего храма во имя св. Отцов семи Вселенских Соборов - 2-светный четверик с 3 полуциркульными апсидами, стоящими на сводах 2 нижних (средняя опирается на тромп, соединяющий нижние), и небольшой односветной трапезной. Четверик перекрыт сомкнутым сводом; луковичная главка на световом барабане увенчана крестом, к-рый в верхней части включает изображения 2 ангелов, несущих венец (знак царского вклада на строительство мон-ря?). Декор храма соединяет нарышкинские (наличники с разорванными фронтонами на четверике) и позднепетровские (плоские лопатки, рамочные наличиники апсид) элементы; ряд деталей выполнен в белом камне (карниз, порталы). С 3 сторон храм был окружен галереей, крытой тесом, с 1735 г.- железом; с юга и севера она покоилась на массивных столбах, с запада - на сводах ризничных палаток. К боковым порталам верхнего храма с земли вели лестницы-всходы. Судя по архитектурным формам, к этому же строительному периоду относится граненая апсида, расположенная над сев.-вост. палаткой, в к-рой помещалась часовня. Храм был освящен 31 авг. 1730 г. В 1736 г. собор был расписан Григорием Яковлевым «со товарищи».

http://sedmitza.ru/text/1041517.html

Предалтарный иконостас главной церкви – плоский, трехярусный в 5 саж. длины и 4 вышины. Устроен в 1856 году на монастырскую су??. Первый и второй ярусы проведены во всю ширину храма; третий в ширину подкупольной арки, у простенков которой он загнут с обеих сторон. Эти части яруса, по 2¼ арш. ширины, поставлены на хорах. Ярусы ??коих средний вполовину ниже остальных) разделены карнизами. Царские южные и северные врата и иконы первого яруса разделены колоннами поставленными на тумбах в равном одна от другой расстоянии; над к?? нами, сверх карниза, восемь небольших пилястр разделяют иконы второго яруса; на пилястры опираются четыре колонны и (между ними) ч?? тонких небольших колонки, в промежутках которых размещены и ?? третьего яруса. В боковых частях этого яруса по две колонны и ?? ними по образу. Над последним ярусом, сверх карниза посреди иконно?? полуциркульный фронтон, рама которого – с завитком на верху и ?? легкими по дуге выгибами; на завитке резной крест с яблоком; по сторонам фронтона резные аттрибуты ветхого и нового завета. Царские ?? сквозной резьбы с узорами из пальмовых ветвей, виноградных лоз и пуков колосьев. Иконы первого яруса разного размера и очертания и входные врата в пышных лиственных рамах; над местными и двумя рядовыми с ними иконами по три парящих резных херувима. Иконы второго яруса – тоже в лиственных рамах четырехугольных, но менее пышного рисунка. Иконы третьего яруса – без рам, помещены в прорезях иконостаса и разделены тонкими витыми колонками; над тремя из них, помещенными посредине, две херувимские головки, и над двумя – с правой и левой стороны – по одной. Колонны в первом и третьем ярусах витые с лиственными капителями, у первых базы украшены лаврами, у последних – гранью. Базис иконостаса, тумбы колонн, пилястры второго яруса и пояски под карнизами украшены тонкой лиственной вязью резьба карнизов греческого рисунка. Рама надъиконостасного фронтона с бордюрами из мелких листков. Поле щита выкрашено белой масляной краской; резьба позолочена на полимент.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Объемно-планировочная компоновка церкви выполнена по принципу продольно-осевого размещения составляющих ее частей, получившая название «корабля» - наиболее распространенного среди приходских храмов. Двухъярусный четверик с фронтонами по центру фасадов увенчан декоративным пятиглавием. Луковичные главки помещены на постаменты, украшенные рядами кокошников, прямоугольная в плане трапезная соединяет основной храмовый объем с четырехъярусной шатровой колокольней. Пятигранная апсида, равная нижнему ярусу четверика, примыкающие с севера и юга к основанию колокольни небольшие палатки дополняют объемное построение церкви. Перед дверными проемами, западным (главным), южным и северным, устроены крыльца с лестницами, двумя четырехгранными столпами на постаментах и двухскатными кровлями. Два нижних яруса колокольни несут невысокий, переходный к восьмирику звона, объем со скошенными углами. Диагональные грани верхнего яруса глухие. Проемы звонов, ориентированные по сторонам света, акцентированы треугольными фронтончиками. Композицию храма завершает невысокий шатер, переходящий в восьмиричек, который несет луковичную главку с ажурным крестом на тонкой шейке. Пилястры, каннелированные по первому ярусу, членят фасады храма на три прясла. Поля боковых прясел разделены карнизами. Широкий двухчастный фриз из пропильной резьбы, наложенной на стены напоминает подзоры. В тимпаны фронтонов по центру фасадов вписаны декоративные кресты. Резные «солнца», «шахматный» узор и стилизованные «балясинки» украшают пилястры второго яруса. Окна имеют рамочные обрамления, повторяющие граненые очертания проемов верхнего яруса. Декоративное оформление фасадов памятника построено на удачном сочетании различных по масштабу элементов «щипцового» мотива. В этой манере выполнены сандрики наличников окон алтаря, трапезной, нижнего яруса холодного храма и зонты крылец нижнего яруса; фронтоны, подчеркивающие центральное прясло четверика; завершения сторон граненых шеек у глав и окон центральной световой главы. На колокольне этот остроконечный рисунок подхвачен щипцами яруса звона и слуховым фронтонным пояском в основании главы. Тимпаны оконных сандриков заполнены декоративными крестами. Треугольные очертания имеют оконные проемы, расположенные по центру, северного и южного фасада холодного храма. Филенки и «ширинки» заполняют свободные грани восьмирика звона.

http://sobory.ru/article/?object=29385

Объемная композиция крестообразного в плане собора состоит из одночастной полукруглой апсиды, узкой и длинной трапезной с четырехколонным тосканским портиком. Боковыми одноэтажными рукавами креста и массивным световым восьмериком, поставленным над средокрестием храма. Восьмерик завершен восьмигранной крышей со световым барабаном, несущим купол в форме маковицы с яблоком и крестом над ним. Над западным входом и приделами поставлены пять небольших барабанчиков, завершенных шатрами с яблоками и крестами над ними. Невысокий цоколь выделен большой толщиной стены, фасады приделов и апсиды завершены фризом, декорированным лежащими нишками и ступенчатым карнизом; трапезной – раскрепованным фризом с частыми зубчиками и плоским карнизом. Простенки трапезной закреплены пилястрами, приделов и апсиды – лопатками. Лучковые окна в апсиде и приделах обрамлены ленточными наличниками (двойными в верхней части), над лучковыми окнами трапезной размещены круглые нишки с ликами святых. Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом на тромпах, апсида – конхой, боковые ячейки приделов перекрыты парусными сводами, средние ячейки – крестовыми, с распалубками над всеми окнами в приделах. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом. Помещения сообщаются через арочные проемы. Деревянный резной позолоченный иконостас с выдвинутой вперед центральной частью имеет по два яруса икон в боковых частях и четыре яруса в центральной части. Верхний ярус представлен одной иконой. В пышном декоративном решении иконостаса использованы древнерусские и барочные формы. Нижние ярусы разделены раскрепованным антаблементом. Иконы первого яруса, вставленные в рельефные рамы с полукруглым завершением, фланкированы фигурными полуколоннами. Резные царские врата имеют килевидные завершения, над ними в уровне второго яруса размещена арочная дуга. Трехчастная центральная часть иконостаса фланкирована резными башенками и завершена ажурной резьбой растительного характера. Главная вертикальная ось увенчана крестом. Все стены и плафоны расписаны ковровым рисунком из растительного орнамента с обилием цветочных мотивов, среди которых изображены пророки, праотцы и вновь причисленные к лику святых. Отдельно стоящая надвратная колокольня во время военных действий была частично разрушена. В 1990 году первоначальный облик колокольни восстановили по сохранившимся старинным фотографиям. Ее объемная композиция состоит из четверика со скругленными углами и арочным проходом ориентированным по оси запад-восток, и верхнего яруса в форме барабана, немного расширяющегося к верху. Завершена колокольня куполом и высоким шпилем с яблоком и крестом. Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света. В уровне импостов на обоих ярусах пропущена профилированная горизонтальная тяга. Фасады завершены гладким фризом, ограниченным полочкой и профилированным карнизом. Уровень пола верхнего яруса выделен таким же профилем, что и импосты.

http://sobory.ru/article/?object=13462

Второй ярус столба, который условно можно назвать средним восьмериком, значительно уже нижнего, за счёт чего над сводами галереи первого яруса звона образовалось свободное гульбище. Большая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба, представляет из себя постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, второго яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъём с первого яруса звона на второй осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства второго яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в которых висели колокола. В центре площадки второго яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его - каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над вторым ярусом звона, как и над первым, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Таким образом, постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счёт полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью. Годуновская надстройка завершающая храм-колокольню представляет собой кирпичный цилиндр, не перекрытый сводом. При его возведении над ребрами нижнего восьмерика были устроены " тромпы " , образованные напуском кирпича. Снаружи барабан разделен на 3 яруса; их пропорции характерны для русских сооружений конца XVI века. Основание декорировано ложными кокошниками с увеличенными килями, между которыми поставлены щипцы: вся композиция имитирует два ряда кокошников - аллюзию на распространенный в это время тип покрытия храма. На этом основании поставлен гладкий фуст барабана , прорезанный восемью щелевидными прямоугольными окнами, с профилированными наличниками, завершенными фронтонами. На карнизе помещена разделённая каменными валиками храмозданная надпись, состоящая из трёх регистров золотом на синем фоне, которая гласит:

http://drevo-info.ru/articles/2639.html

Декор здания, суховатый и несколько огрубленный в деталях, интересен большим разнообразием приемов и стилизованных форм, заимствованных из архитектурной практики самого широкого хронологического диапазона. На четверике храма, расчлененного широким карнизом с поясами дентикул и филенок на два яруса, подчеркнуто скупая отделка нижних частей стен, обработанных на углах парными пилястрами, противопоставлена насыщенному и дробному декору верхнего яруса, в котором преобладают элементы русского стиля. Углы верхнего яруса, имеющего на каждом фасаде по два окна, закреплены пучками полуколонок. Над венчающим карнизом возвышается аттик в виде ряда кокошников. Плоскости стен расчленены карнизами, проходящими в уровнях перемычек и подоконников больших прямоугольных окон, обрамленных плоскими наличниками с килевидными завершениями. Стройные цилиндрические барабаны пятиглавия (центральный превышает по объему угловые) обработаны легкой аркатурой. На притворах гладкие угловые пилястры поддерживают карниз с дентикулами и рядом кокошников в основании кровли. Расположенные в притворах дверные проемы и окна на срезанных гранях имеют арочные перемычки. Над входами выложены большие равноконечные кресты. В нижнем ярусе апсиды, завершенном плоским карнизом, размещено восемь арочных окон, сгруппированных попарно; окна верхнего яруса обрамлены наличниками и полуциркульными архивольтами, опирающимися на белокаменные полуколонки. Усложненная фасадная структура трапезной отличается перенасыщенностью декора. Ее фасады расчленены на два яруса: в нижнем расположены световые проемы, верхний, глухой, соответствует высокому сводчатому перекрытию. Углы трапезной закреплены гладкими пилястрами, по которым раскрепованы широкий венчающий карниз и тонкая межъярусная тяга. Над карнизами трехоконных ризалитов, имеющих на углах филенчатые пилястры, помещены полукруглые кокошники. Трехоконные ризалиты с филенчатыми пилястрами на углах увенчаны тремя кокошниками, перекликающимися с кокошниками в завершении четверика основного храма. По сторонам ризалитов помещено по два окна, между которыми в верхнем ярусе находится ложный проем, — все они заключены в колончатые наличники с навершиями-кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=45354

Трехчастная продольно-осевая композиция состоит из храма с полуциркульной апсидой, незначительно вытянутой поперечно трапезной со скругленными углами и трехъярусной колокольни. Четверик храма несет световую купольную ротонду, увенчанную цилиндрическим световым барабаном с луковичной главкой. Выразительна и своеобразна композиция колокольни. Два нижних яруса-четверика близки друг другу по размерам. Значительно более узкий восьмигранный третий ярус завершен восьмидольной кровлей с люкарнами, глухим барабаном и луковичной главкой. Наружный декор церкви отличается изяществом и тонкостью в проработке архитектурных деталей. Перед фасадами четверика храма выступают портики с четырьмя тосканскими колоннами и треугольным фронтоном. На стенах четверика колоннам отвечают пилястры, между ними расположены прямоугольные проемы (посередине вход, по бокам окна), завершенные профилированными сандриками. Арочные окна храмовой ротонды, апсиды и трапезной заключены в рамочные наличники и имеют подоконники с кронштейнами. Пластику фасадов обогащают накладные щиты, расположенные под и над окнами. Верхние щиты украшены дисками и капельками. Скругленные углы трапезной акцентированы арочными нишами-экседрами с круглыми окнами над ними. Объемы церкви завершаются антаблементом с мутулами; на трапезной и апсиде он дополнен рядом сухариков. Все ярусы колокольни прорезаны высокими арочными проемами, отмеченными на первом ярусе трехчастными клинчатыми замками. Пилоны первого и второго ярусов оформлены сдвоенными колоннами (соответственно тосканского и ионического ордера), выполненными целиком из белого камня. На углах третьего яруса расположены коринфские пилястры, между ними помещены лепные драпировки. Ярусы завершены полным антаблементом, сильно раскрепованным у двух нижних объемов. Вокруг третьего яруса устроен круговой обход, имевший, очевидно, ограждение, от которого остались угловые парапетные тумбы. Бесстолпный храм отличается уникальной конструкцией двойного перекрытия. Ротонда, опирающаяся на четверик при помощи парусов, завершена куполом, прорезанным восемью отверстиями, расширяющимися к стене, а в центре образующими глухой диск. Выше расположен второй купол, по-видимому, открывающийся в световой барабан. Нижнее перекрытие поддерживается вертикальными металлическими связями, свисающими от верхнего купола. Пространство храма на всю ширину открывается в апсиду, перекрытую конхой. Широкий арочный проем связывает храм с двустолпной трапезной, перекрытой системой коробовых и крестовых сводов. Нижний ярус колокольни в средней части перекрыт крестовым сводом. Между северными пилонами первого яруса устроены низкие подсобные камеры и белокаменная лестница на второй ярус.

http://sobory.ru/article/?object=07202

Под большой чашей купола на дугах пятого яруса поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов, с вензелевыми буквами императрицы Екатерины, при которой сооружен купол, и с императорскими коронами. Первоначально колокольня была построена трехэтажною, с фонарем, или башенкой, наверху, но потом над нею были надстроены еще два этажа, и она получила нынешний вид [см. фототопич. таблицу IX]. Колокольня начата была строиться по повелению императрицы Анны Иоанновны, но уже после ее смерти, при Елизавете Петровне, в 1741 году и окончена в первоначальном виде в 1756 году. Надстроены два верхних яруса, придавших колокольне иной вид против первоначального и сделавших ее такою в отношении к архитектурной красоте, как мы ее охарактеризовали, после 1767 года митрополитом Платоном (16 июля 1766 года назначенным архимандритом лавры, с 10 октября 1770 года по 21 января 1775 года – архиепископом Тверским, сохранившим при сем и звание архимандрита лавры). Вышина колокольни – 41 сажень и один аршин (а без купола – 34 сажени и один аршин, так что купол имеет вышины 7 сажен); каждая сторона нижнего этажа, представляющего собой квадратный четвероугольник, в ширину – 12 сажен и один аршин; каждая сторона второго этажа – 7 сажен; клейма под чашею, которые снизу кажутся аршинными квадратами, на самом деле имеют вышины и ширины около 3 сажен. Купол и клейма под большой его чашей вызолочены через огонь червонным золотом. Всех колоколов на колокольне с часовыми и с негодными к употреблению – 42 (полный звон – 25 колоколов). Большие колокола суть: 1. более которого нет в России в действительном употреблении, имеющий весу 4000 пудов (по сказке мастеров, его ливших, – 4065 пудов), при языке, имеющем весу около 90 пудов, вылитый в лавре в 1748 году, повешенный на колокольню (на середину второго яруса) в 1759 году, употребляемый для звона в двунадесятые праздники и высокоторжественные дни. 2. «Корноухий» (названный так оттого, что имеет не медные, а железные уши), или «Воскресный», вылитый в лавре в 1683 году, имеющий весу 1275 пудов, висящий в западном пролете второго яруса. 3. «Годуновский», или «Полиелейный», вылитый для лавры царем Борисом Феодоровичем Годуновым в 1600 году, вес которого точным образом неизвестен и определяется разно – от 1700 до 2000 пудов, имя Годунова в надписи на котором срублено в 1744 году по приказанию императрицы Елизаветы Петровны, висящий в восточном пролете второго яруса (прежде «Годуновский» был воскресным, а полиелейным – «Корноухий»).

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010