В то время, по Божию попущению, на ту страну, в которой жил Филарет, напали Измаильтяне подобно вихрю сокрушающему и пламени пожигающему, они опустошили всю страну и увели в плен множество жителей; уведены были и у Филарета все его стада овец и волов, коней и ослов, и взяты были в плен многие из рабов его. Тогда сей милосердый муж дошел до такого разорения, что у него остались, наконец, только два раба, пара волов, лошадь и корова. Остальное же всё имущество Филарета или роздано было бедным его щедрою рукою, или разграблено Измаильтянами; селами же его, садами и нивами завладели живущие вокруг земледельцы, одни — просьбами, другие — насилием. И остался у Филарета только тот дом, в котором он жил, да одна нива. Претерпевая такую нищету, лишение и такие напасти, сей добрый муж никогда не скорбел и не роптал и, как второй Иов праведный, ни в чем не согрешил пред Богом, — ни даже словом: «не согрешил устами своими» Но подобно тому, как кто радуется множеству своего богатства, так и он радовался своей нищете, которую вменял за великое сокровище, разумея, что бедность есть более верный путь ко спасению, чем богатство, как и Господь сказал, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23) Однажды, взяв двух своих волов, Филарет пошел возделывать оставшееся у него поле. Работая, он восхвалял и радостно благодарил Бога, что начинает, по заповеди Его святой, в поте лица своего есть хлеб свой (Быт.3:19), и что труд спасает его от лености и праздности, — этих учительниц всякому злу. Вспоминал он и слова Апостола, возбраняющего есть ленивому и любящему праздность человеку: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фесс.3:10). И возделывал свою землю блаженный Филарет, чтобы не оказаться ему недостойным есть хлеб свой. В тот же день возделывал свое поле и один поселянин. И вот внезапно один из волов его заболел и пал. Горько заплакал земледелец и скорбел неутешно, тем более, что и волы у него были не свои, — он едва выпросил их у своего соседа для обработки нивы. Тогда вспомнил он о блаженном Филарете и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Павел ( Евр. 13, 16 ). Раздробляй алчущим хлеб твой, говорит прор. Исаия, и нищыя бескровные введи в дом твой: аще видиши нам одей. ( Ис. 58, 7 ). Милуяй нища, взаим дает Богови, по даянию его воздастся ему, говорит Премудрый (Притч. Сол., 19, 17). Суд без милости не сотворшему милости, говорит ап. Иаков (Гл. 2, 13). Заслуга благотворительности, выставленная Господом Иисусом Христом не должна ограничиваться лишь материальным вспомоществованием ближнему; она должна иметь в виду и душевное улучшение нищих, способность их «молиться и трудиться», а след. – и достижение ими такого состояния, в котором они не нуждались бы в сторонней помощи для своего существования. Потому благотворитель, пособляя материально бедным, должен, насколько может, влиять и на всю их личность, вступая с ними в беседы, посещая их дома, наставляя их, подавая им советы, пособляя им, чем и как может, выйти из трудного положения их. При господствующей у нас случайной и особенно уличной подаче нищему это затруднительно и даже невозможно. Потому благотворительность должна быть организована; т. е., должны быть устроены для бедных приюты, в которых они получали бы правильное вспоможение как телесное, так и духовное (насколько нуждаются в последнем). Каждый христианин обязан, конечно, принять участие в устроении и процветании этих приютов, – и участие не только материальное, но и духовное, насколько может. Так как в настоящее время у нас благотворительность еще не организована надлежащим образом, то неизбежно и обычное у нас случайное и уличное подаяние нищим. Подавая случайно попадающимся нищим милостыню, надобно делать некоторый разбор между ними (насколько можно сделать его по первому впечатлению), чтобы не питать тунеядства (2 Фесс. 3, 10 и д.). Но, с другой стороны, надобно остерегаться, чтобы под предлогом предотвращения злоупотреблений милостынею не притупить в себе сочувствия в нищим и не отказать действительно нуждающемуся. Свойства истинной благотворительности следующие: Во-первых, доброхотность.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лук. 2:51 . И был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова... Иоак. 19:26–27. Говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя... 10) О почитании св. угодн. Божиих д) Блаженное состояние святых на небе Прем. Сол. 3:1–3. Души праведных в руке Божией. Прем. Сол. 4:7 Праведник, если и рановременно умрет, будет в покое... Мф. 21:26 . Хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего. и) Сам Господь прославляется во святых 2 Фесс. 1:10. Он придет прославиться во Святых Своих. 2 Фесс. 1:10. Дивен Бог во Святых Своих. 11) О почитании св. Ангелов 12) О почитании нетленных мощей св. угодников Божиих а) В планах Творца было создать человека бессмертным не только по душе, но и по телу Прем. 2:22 . Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего. г) По этой вере даже ветхозаветные люди питали уважение к телам умерших Быт. 50:7–9 . Кости патриарха Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую. Исх. 13:19 . Взял Моисей с собою кости Иосифа... 4Цар. 23:17–18 . Царь Иудейский, разрушая идольские капища и сожигая кости мертвецов, бывших служителей Ваала, кости пророка Божия повелел оставить в покое. Мф. 23:29 . Евреи устраивали гробницы пророков и украшали памятники праведников. ж) В нов. завете, когда совершено искупление человечества от первородного греха, явилась возможность сохраняться нетленными телам св. угодн. Божиих 2Кор. 6:16 . Бы храм Бога живого, сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... Гал. 2:20 . Уже не я живу, но живет во мне Христос. Иоан. 6:56 . Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 1Кор. 15:49 . Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. – 15:20 Христос… первенец из мертвых. Иоан. 21:22 . Апостол Иоан Богосл. мог остаться в живых до второго пришествия Христова, если бы этого захотел Господь И. Христос. 1Кор. 15:47–49 Первый человек из земли, перстный, второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков Небесный, таковы и небесные. з) Христос уничтожил грех, всех зовет к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Как и прочие сочинения Терстегена, данный трактат оказывается весьма актуальным при раскрытии темы «расцерковления», являющейся одной из важнейших сегодняшних пастырских проблем (этому главным образом посвящены §§ 8-й и 9-й). Из текста, помимо прочего, становится видным и отношение обывателей к своим «духовно пробуждённым» согражданам (верный себе Терстеген, всегда стремящийся уравновешивать противоположности, предостерегает здесь и «духовно пробуждённых» как от излишнего упования на «общинность», так и от пренебрежения нормативной церковностью). Это отношение было весьма отрицательным. Неприятие «духовного пробуждения» со временем всё более увеличивалась и в конце концов привело к запрету в 1740 году всех внебогослужебных собраний в Рейнско-Рурской области (этот запрет продолжался десять лет). Как Терстеген предлагает реагировать на такое неприятие, показывает ещё одно его письмо, датированное 1737 годом и направленное тем же адресатам. Это письмо составляет приложение к XI трактату. Игумен Петр (Мещеринов) Прошу вас, братия, примите сие слово увещания.             (Евр. 13, 22) Возлюбленным по благодати Божией братьям, сёстрам и друзьям, которых имена – в книге жизни (Фил. 4, 3)! 1. Откликаясь на ваши многочисленные пожелания, я бы хотел, конечно, посетить вас лично, дабы мы, осенённые Божиим благословением, могли укреплять и назидать один другого (1 Фесс. 5, 11) в нашем призвании и вере и утешать друг друга всеми теми благами, которые мы имеем во Иисусе, Главе и Начальнике нашей жизни (Деян. 3, 15), благословенном во веки, аминь (Рим. 9, 5). Но поскольку Промысел Божий в этот раз не изволил устроить сие, то я приветствую вас сердечно в сих строках и желаю вам от всей души всяческого возрастания и укоренения в благодати. Ваша память, ваша любовь, которую вы оказали мне и при последнем моём визите к вам, часто ободряет меня, и одновременно побуждает всецело препоручать ваши души Начальнику и Совершителю веры (Евр. 12, 2), Его попечению и благодатному действованию, дабы никто не оставался отставшим, но всякий по своей мере простирался к цели нашего звания (Фил. 3, 14) – к общению с Богом в духе. В таковых мыслях и чувствах Господь всё полнее да единит нас (1 Кор. 1, 10) в одно сердце и душу (Деян. 4, 32), в сладчайшей любви Иисуса!

http://bogoslov.ru/article/5576946

В Первом Послании к Фессалоникийцам апостол Павел благодарит Бога за эти три спасительных дара: веру, любовь и надежду. И не только за эти дары, но и за то, что христианам была дана возможность и способность благодарно отвечать Богу на Его благодатные подарки. Апостол благодарит не просто за «веру и любовь, и надежду», но за «дело веры и труд любви и стойкость надежды на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 1, 3). Здесь «дело, труд и стойкость» — благодарный христианский ответ Богу на дары «веры, любви и надежды». Причем эти ответы носят не общий и абстрактный, но вполне конкретный характер. На языке Древней Церкви «дело веры» означало миссионерскую деятельность: тебе дана Богом вера — неси ее другим. «Стойкость надежды на Господа Иисуса Христа» означала выдержку при всех невзгодах в ожидании встречи с Господом в День Его пришествия. «Труд любви» — это то, что сегодня мы назвали бы благотворительностью в самом широком смысле этого слова. В другом месте то же проявление христианского милосердия называется «братолюбием» (1 Фесс. 4, 9). И это второе наименование благотворительности отражает реальное положение христиан того времени. Ведь христиане тогда были каплей в море язычества и, если говорить о Палестине, весьма немногочисленной и к тому же преследуемой и ненавидимой группой среди иудеев. Хотя учение Христово представляет всех людей «братьями в Адаме», самыми близкими и наиболее нуждающимися в поддержке были «братья и сес-тры во Христе». Поэтому и «братолюбие» было направлено прежде всего на христиан. Об этом прямо сказано в Послании к Галатам: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 10). Тема прочитанного сегодня отрывка из Второго Послания к Коринфянам — именно благотворительность в виде денежных пожертвований для Иерусалимской христианской общины. Эти пожертвования апостол Павел собирал с помощью своих сотрудников во всех Церквях, основанных им в языческих провинциях Римской империи. Где бы ни появлялся апостол, он соблюдал верность постановлению Иерусалимского Апостольского собора. Тогда было решено, чтобы Павел и Варнава, миссионерствуя среди языческих народов, при этом «помнили нищих» (Гал. 2, 10). «Нищими» называли в то время иерусалимских христиан. «Помнить нищих» означало собирать средства на их нужды. В других местах посланий апостола Павла эти сборы называются «сборами для святых» (1 Кор. 16, 1), «вспоможением святым» (2 Кор. 9, 1) или «подаянием для нищих между святыми в Иерусалиме» (Рим. 15, 26). Апостол объяснял смысл этих благотворительных сборов тем, что духовные блага Евангелия пришли к язычникам из Иерусалимской церкви. И материальные дары Иерусалиму — как бы благодарный ответ новообращенных христиан из язычников (Рим. 15, 27). Однако это внешнее объяснение. Глубинный же смысл «труда любви» — укрепление живого единства и связи между столь различными по своему происхождению и культуре Церквями, рассеянными по необъятной Римской империи.

http://aquaviva.ru/journal/otrazhenie-ly...

С этой точки зрения мы видим пример первых шагов устроения христианской общественности в первохристианской Иерусалимской общине в апостольское время, в которой «никто ничего из своего имения не называл своим, но все у них было общее», «не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». В основе такого первоначального устройства общественной жизни первых христиан были начала христианской любви, братолюбия и самоотвержения: у всех «уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян. 4:32–35 ). В непосредственной близости к делу устроения жизни первохристианской общины на новых христианских началах стоял св. ап. Петр, который, по свидетельству книги Деяний Апостолов , наказал смертью Анания и Сапфиру, позволивших покривить душою при осуществлении этого дела ( Деян. 5:1–10 ). С духом устремлений первохристианской Иерусалимской общины выразил свое согласие и ап. Павел. Во втором послании к Коринфянам он, давая совет изобиловать вещественной милостыней (помощью) святым, т.е. нуждающимся христианам, приводят в назидание в книги «Исход» (16 гл.) поучительный пример как образец для подражания из жизни ветхозаветного народа Божия, и далее пишет: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а всем тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: «кто собрал много, не имел лишнего, и кто мало, не имел недостатка» ( 2Кор. 8:13–15 ). Св. апостол сам в своей многотрудной апостольской жизнедеятельности воплощал евангельскую идею самоотверженного труда и так поступать предписывал и завещал всем христианам: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фесс. 3:10; сравн. 1 Фесс. 4:11). И сам апостол во всю жизнь ни от кого не пожелал «ни серебра, ни злата, ни одежды», его собственные руки послужили для пропитания его и бывших с ним сотрудников. «Во всем я показал вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: «блаженное давать, нежели принимать» ( Деян. 20:31–35 ; см. «Журнал Московской Патриархии», 1950, стр. 58–59). §2. Любовь к Отечеству (патриотизм)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

10. Участники Епархиального собрания, отмечая высокий уровень епархиального делопроизводства, достигнутый в последние годы, считают необходимым продолжить работу по его совершенствованию и предлагают разработать документ, по возможности полно описывающий порядок делопроизводства с учетом имеющихся на этот счет распоряжений Святейшего Патриарха и иных, ранее принятых, решений по организации епархиальной жизни. 11. Епархиальное собрание считает необходимым сохранить наблюдение за реализацией задач, сформулированных Епархиальным собранием и Епархиальным советом год назад: по информационному сопровождению программы строительства храмов города Москвы, с докладом председателя информационной комиссии Епархиальному совету на каждом заседании последнего; по подготовке пособия для бесед перед совершением Таинства Венчания; по развитию миссионерской работы, в частности в сфере антисектантской деятельности и приходского консультирования; по оказанию помощи храмам, не имеющим возможности создавать собственные просветительские печатные материалы, в подготовке таковых. 12. Участники Епархиального собрания всецело разделяют заботу Святейшего Патриарха Кирилла о сохранении человеческой жизни с момента зачатия и считают необходимым продолжать добиваться принятия соответствующих законодательных решений. Одновременно должны быть усилены меры по поддержке семьи и материнства. 13. Епархиальное собрание приняло к сведению предложение Святейшего Патриарха заменить обычай в ряд праздников преподносить Предстоятелю цветы сбором средств в пользу социальных учреждений. 14. Грядущий 2017 год является годом 100-летнего юбилея торжественных событий созыва Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества, но также убиения первых новомучеников Церкви Русской после трагических политических событий, за которым последовали гонения на Церковь и страдания многих людей. Истекшее столетие показывает, что и после временного отступления от Бога остается возможным духовное возрождение, но также и то, что путь к последнему лежит через многие скорби. Члены Епархиального собрания призывают паству Первопрестольного града, памятуя об уроках прошлого, твердо стоять в вере Христовой, держась предания, которому мы научены (срав. 2 Фесс. 2:15), упражняясь в добрых делах (срав. Тит 3:14), поступая «как должно в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4720979...

«Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Ero ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Этот век закончится. Новый век присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22:20 ). Эсатология пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самое душу всех Писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 1:3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари, в надежде, что она, тварь, освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:20 – 21 ), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Конце: «Да придет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть eschiaton бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть telos, разумная конечная цель мировой истории» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы http://kiev – orthodox.org/site/scripturistic/1170) б) надежда ап. Павла дожить до Дня Господня. Неоднократное упоминание в посланиях Дня Господня. Введение термина παρουοια (парусия). Это слово (см. 1Фес. 2:19, 3:13, 4:15, 5:23 ), изначально могущее означать и «присутствие», и «пришествие», после 1 и 2 Фес. стало восприниматься как термин, обозначающий Второе Христово Пришествие 2. Признаки Второго Пришествия (Домашнее задание 5) Опровергая мнение лжеучителей, вводивших фессалоникийцев в заблуждение утверждениями об уже наступившем Дне Господнем, апостол указывает конкретные признаки приближения Парусии а) всеобщее отступление (греч. ποοταοα ) человечества от истин Христовой веры. Это отступление уже началось.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Италии прошла конференция по новейшим интерпретациям посланий апостола Павла Состоялся форум «Новое прочтение посланий ап. Павла в контексте иудаизма периода Второго Храма» РИМ. В итальянской столице прошел международный научный форум по библеистике «Новое прочтение посланий ап. Павла в контексте иудаизма периода Второго Храма». В конференции, организованной международным обществом исследователей иудаизма и раннего Христианства «Семинар по Еноху», приняли участие авторитетные исследователи Нового Завета и специалисты по истории и литературе раннего иудаизма. Основной целью форума было обобщить и дать оценку результатам последних исследований историко-культурной среды, в которой жил и составлял свои послания ап. Павел. Обсудить критическую позицию, которую, как считает на сегодняшний день большинство исследователей, занимал апостол в отношении римского имперского порядка, а также его особое место и вклад в формирование христианской самоидентичности. Работа конференции была разделена на 7 тематических сессий. Первые 3 сессии были посвящены осмыслению личности ап. Павла как человека, который, вероятно, считал себя, несмотря на веру во Христа и конфликты с иудеями, полноценным членом израильского народа, в эсхатологическое спасение которого верил (см. Рим 11:26 и сл.). В этой связи одним из основных докладчиков проф. Г. Боккаччини было сделано сообщение на тему «Три пути обоснования еврейской самоидентичности ап. Павла». Два доклада первой сессий были посвящены экзегезе так называемым «эсхатологическим фрагментам» Флп 2:6-11 и 1 Фесс 4:13—5:10 с учетом данных по ранне-иудейской апокалиптике и разным типам мессианских верований. Исследователи иудаизма Второго Храма Дж. Чарлзуорт и Л. Хуртадо выступили с докладами «Павел и апокалиптисизм: сравнительная реинтерпретация 2 Кор и 2 Еноха» и «Мессианский статус Иисуса в христологии ап. Павла». Ряд докладов был посвящен национально-религиозной самоидентичности апостола: «Еврейская самоидентичность Павла в римском мире: выходя за пределы конфликтологической модели», «Сначала к иудеям, а затем к эллинам: этно-ориентированные построения Послания к Римлянам» и др. В докладах других трех сессий конференции освящались следующие вопросы: проблема Закона и ритуальных практик раннего иудаизма, как они осмысляются у ап. Павла; существование неиудейских и смешанных христианских общин в Римской империи; проблема антисемитизма в посланиях апостола и влияние его позиции на христианских авторов последующих веков. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/4869751.html

Патриаршее поздравление архиепископу Витебскому Димитрию с 30-летием архиерейской хиротонии 23 липня 2019 р. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия с 30-летием архиерейской хиротонии. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Димитрию, архиепископу Витебскому и Оршанскому Ваше Высокопреосвященство! Примите поздравления со знаменательной датой — 30-летием архиерейской хиротонии. Связав свою жизнь с церковным служением, Вы получили богословское образование в Московских духовных школах и возрастали в Лавре преподобного Сергия, где принесли монашеские обеты и были возведены в священный сан. Премудрый Вседержитель, видя Ваши ревностные труды и благое намерение сердца, соделал Вас архипастырем, дабы по примеру апостолов Вы утверждали непреходящие христианские ценности любви, мира, согласия и милосердия, и «слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фесс. 3:1) на родной для Вас Белорусской земле. Попечение о клире и пастве во вверенном Вам уделе Вы совмещаете с настоятельскими трудами в московском храме великомученицы Ирины в Покровском, представительстве Белорусского экзархата. Во внимание к усердному служению и в связи с 30-летием архиерейской хиротонии полагаю справедливым вручить Вам памятную панагию. Молитвенно желаю Вам крепкого здравия, душевного мира, а также благодатной помощи Божией в дальнейших архипастырских трудах. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 20 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5471992...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010