С другой стороны, при развитии жизни церкви и церковной дисциплины, появились церковные правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения – 2, 3, 6, 7, 10 и более лет (см. правила Анкирского собора 5, 6, 7, 8, 9,16, 21. Василия 61, 64, 82, 73. Первого Всел. Собора 12 пр. Петра Ал. 8 пр. Дионисия 2 и 4, Тимофея 5 и 7 пр.). Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники. (См. прав. 13 Первого собора, Карфагенского 7 пр., Григория Нисского 5 и 2 пр. и рассказ о старце Серапионе в Ц. Ист. Евсевия кн. VI. гл. XLIV.) Клирики, согрешившие грехом смертным, низводились со своей степени, но не лишались причастия Св. Тайн (Васил. 32, 51). Женам, находящимся в очищении, запрещалось причащаться (канон, послание св. Дионисия Алек, к епископу Василиду пр. 2. Тимоф. пр. 7). Двоеженцы отлучались от св. причащения на один или два года (Неокесар. пр. 7, Лаодик. 1 прав., Василия Великого 4 пр.). Вышедшие замуж без согласия отца или господина отлучались на 3 года от причащения (Васил. 38 пр.). Вдовица 60-летняя, если бы захотела выйти замуж, должна была лишаться св. причастия, доколе не оставляла страстной нечистоты (Васил. 24). Верные, одержимые бесом, ежели не нарушали тайны и не хулили, могли причащаться по временам (Тимоф. 3 пр.). Муж и жена, преспавшие ночью, по утру не должны были причащаться (Тимоф. 5). Готовящийся к причащению и нечаянно проглотивший воду мог причаститься (Тимоф. 16). Кто не ходил в церковь три недели, тот лишался св. причастия (Шест. 80 стр.). Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Относительно апостольского времени с несомненностью нужно сказать, что Св. Дары принимались не натощак, как это можно заключить из речи ап. Павла к Коринфским христианам (Коринф. 11 гл. 20–34 ст.). Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Так, Тертуллиан , имея в виду причащение на дому, говорит жене (кн. 2): «Не узнает ли супруг, что ты тайно прежде всякой пищи вкушаешь.» У св. Златоуста в беседе 27 на 1 Кор. мы читаем: «Ты постишься пред причащением, дабы всячески быть оного достойным» Св. Киприан (письмо 63), Василий Великий (беседа 1 о посте), св. Григорий Наз. (слово 40) и другие отцы представляют эту практику как результат традиции, сохраняемой везде. А бл. Августин даже видит благодать Св. Духа в этом общем единении церквей. Угодно было Св. Духу, пишет бл. Августин, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи (epist ad Januar. Из Martigny 168 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Примечание 2. Сроки эти к сектантам не применяются. § 5. Смертно больные иноверцы просвещаются святым крещением по вере восприемников без оглашения (46 пр. Лаод. соб., Карф. соб. пр. 45 и Тимофея Александрийского Пр. 4.). § 6. Иноверцы бесноватые должны быть просвещаемы св крещением по выздоровлении, но в случае смертной опасности не запрещается крестить их (Тимоф. Арх. Алекс. Прв.2) § 7. Женщины иноверки, оглашаемые ко крещению, если приключится им «обычное женам» просвещаются св. крещением по очищении (Тимоф. Арх. Алекс, пр. 6.). § 8. Оглашаемый иноверец, впадший в тяжёлый грех не просвещается св. крещением, пока не исправится и не очистится покаянием, но если снова впадёт в грех , то лишается быть крещёным в течении 3-х лет (Неок. соб. Пр. 5, Всел. соб. Прав. 14). § 9. Оглашение должно состоять в живом наставлении в вере и благочестии христианском. § 10. Оглашаемые всё время оглашения должны а) удаляться с прежними единоверцами, б) проводить в посте и молитвах, являться ко всем церковным службам к самому началу, молиться с полным сокрушением и слезами о прежде содеянных ими грехах и с пламенным желанием принять св. крещение и стоять в храме во время литургии до начала литургии верных, после чего должны выходить из храмов и стоять на паперти (44 пр. Лаод. соб.). § 11. Самыми подходящими местами для оглашения иноверцев простых являются монастыри, где учителя и учительницы монастырских школ совместно с настоятелями и настоятельницами монастырей или избранными благочестивыми иеромонахами и монахинями могут в узаконенный срок оглашения наставлять ищущих крещения в истинах веры и где оглашаемые ежедневно могут посещать церковные службы. § 12. Оглашение иноверцев может быть на указанных выше началах и в приходских храмах, если только ищущий крещения иноверец по каким–либо уважительным причинам не сможет быть оглашаем в монастыре. § 13. В 45 правиле Лаодикийского собора читаем: ,,да речет веру пред Епископом и пред пресвитером в четверток коеяждо недели хотяй креститися». В толковании на это правило сказано: «Подобает приходящего к соборной церкви и хотящего прияти крещение поучать вере прилежно и еже аще навыкнет, да исповедает пред Епископом или пред пресвитером в четверток коеяжды недели, дóндеже креститися, не подобает бо вскоре такового крестити, прежде даже веры не навыкнет». Итак, нужно не только поучать оглашаемого, но и испытывать знания его в области веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Церковные законы наши суть законы греческой церкви, изложенные в Кормчей вместе с постановлениями патриархов и императоров. Законы церкви имеют главное основание свое в Моисеевом законе (18 и 20 гл. кн. Левит), разъяснены и истолкованы в правилах апостольских (19), соборных (IV Всел. 53, 54; Неокесар. 2), отеческих (Вас. Вел. 23, 78, 87; Тимоф. Алекс. 11) и позднейших церковных определениях. По Моисееву закону, брак запрещался: 1) сыну с матерью, даже с мачехой; 2) брату с родной сестрой; 3) деду с внучкой; 4) племяннику с теткой; 5) свекру с невесткой; 6) деверю с невесткой; 7) отчиму с падчерицей; 8) зятю с тещей. Христианская церковь , приняв безусловно эти запрещения, простерла их еще дальше, для соблюдения большей чистоты брака. По церковным законам восточной церкви, образовалось мало-помалу запрещение в родстве вступать в брак до 7-й степени; в свойстве двухродном между одним супругом и родственниками другого – до 7-й степени; между родственниками одного и другого – до 5-й безусловно, в 6-й условно; в свойстве трехродном между одним из супругов и свойственниками другого. По римскому праву, оставленному и 6 Вселенским собором без изменения, запрещалась одна первая степень, т.е. между отчимом и женой пасынка и между мачехой и мужем падчерицы, но впоследствии у греческих святителей возник обычай простирать запрещение до 4-й степени. Родство духовное считается препятствием до 7-й степени (Невол. I, 196. Записки по церковн. законоведению. Киев, 1871 г., стр. 160). В России, по неопределенности понятий, правила эти применялись не одинаково до напечатания Кормчей в XVII столетии Правила Кормчей остаются в силе и доныне. Но строгость их смягчена под влиянием светской власти. Постановления строго канонические отличены от тех, кои не имеют значения канонов. Указы Синода 1787 и 1810 гг. (Нев. I, 202) и неопубликованные указы Синода 1837 г. дек. 31 и 1841 г. апр. 14 служат главным руководством по этому предмету. В силу сих указов запрещение безусловное простирается до 4-й степени родства и двухродного свойства по канону; в трехродном же свойстве Синод оставляет безусловно запрещенной одну первую степень; в духовном родстве брак воспрещается восприемнику с матерью восприятой и самой восприятой, а восприемнице с отцом восприятого или самим восприятым. Однако же из этого не следует, чтобы все дальнейшие воспрещения, поименованные в Кормчей, почитались безусловно снятыми. Они не должны только считаться безусловным препятствием, и в запрещенных Кормчей степенях всегда требуется особенное разрешение епархиальной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

А. Преступления духовных лиц против должности. а. Неправильное совершение святых Таинств и церковных служб. Между церковными правилами IV и V вв. встречается очень много определяющих правильный способ совершения святых Таинств и служб церковных. Большая часть из них изложена в положительной (категорической) форме как бы ответа на предложенный вопрос. Таковы правила, касающиеся: 1) Способа принятия в церковь и крещения еретиков и раскольников (I Вселенск. собор, прав. 8 и 19; II Вселен. собор, прав. 7; святого Василия Великого прав. 1-е), младенцев и больных (Карфаг. собор, прав. 54, 83, 124; святого Тимофея Александрийского прав. 2 и 4; Неокесар. собор, прав. 6-е), обучения крещаемых вере и наблюдения за их жизнью (Лаодик. собор, прав. 46, 47, 49; Неокесар. собор, прав. 5; свят. Тимоф. Александр. 1 и др.) и правила, запрещающие совершение Крещения над умершими и клириками, впавшими в тяжкие грехи (Карф. собор, прав. 26, 36). 2) Таковы же правила о совершении святого Таинства Миропомазания (Лаодик. собор, прав. 7, 48; Карф. собор, прав. 68; I Вселен. собор, прав. 8 и II Вселен. собор, прав. 7). 3) Относительно святого таинства причащения, например: о не совершении святой Евхаристии в частном доме (Лаодик. собор, прав. 58), о не преподавании святых Тайн телам скончавшихся (Карф. собор, прав. 26), о не вношении во святой алтарь никаких плодов для совершения Евхаристии кроме хлеба и вина (Карф. собор, прав. 46) о совершении Литургии людьми неядшими (Карф. собор, прав. 50 и 58), о необходимом напутствии умирающего причащением святых Тайн (I Всел. собор, прав. 13) о порядке причащения святых Тайн епископа, пресвитеров и дьяконов во время совершения Литургии (I Всел. собор, прав. 18). 4) Таковы же, далее, правила относительно назначения кающимся времени покаяния и открытого их примирения на Литургии, совершения мира и освящения дев как действий, принадлежащих только епископу, но не пресвитеру (Карф. собор, прав. 6, 7 и 52). 5) Есть, наконец, правила относительно правильного и единообразного совершения молитв, как предначинательных, так и окончательных, молитв предложения или возложения рук (Карф. собор, прав. 116), совершения Литургии и Вечерни (Лаодик. собор, прав. 19 и 18), относительно отправления службы иподьяконами, чтецами, певцами и парамонариями (Лаодик. собор, 15, 16–23, 25, 43, 59 и 60; Карфаг. собор, прав. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

108. В том же м. Троянове находится ещё церковь во имя святого пророка Илии. Приход 5-го кл. Церковь построена в 1752 г. на средства помещика Никодима Воронича. Деревянная на каменном фунд., крыта жестью, при ней деревянная колокольня. Копии метрич. книг хранятся с 1840 г., а исп. ведом. с 1847 г. Земли: усад. 2 дес., пахот. в 1-ю см. в урочище Трояновке 7 дес. 2,008 саж., в нём сенок. 4 дес. 595 саж., во 2-й см. в урочище Ставецком 9 дес. 838 саж., в нём сенок. 1 дес., в 3-ю см. 7 дес. 410 саж. и сенокосной 40 саженей. Земля ниже посредственной. Причт: 1 свящ. – 300 руб., 1 псаломщ. – 50 p. и пономарь – 36 р. Причтовые постройки новы и хороши. Деревни прихода: Дворец, Слоб. Головинка и Железняки. Дворов – 227, прихожан – 1,874 д. об. п., р.-катол. 192 д. об. п., раскольников 212 д. об. п. Одноклас. народ. фундушевое училище МНП сущ. с 1832 г., учеников – 62. Свящ. – Иоанн Иаков. Дейниковский (с 1848 г.), псаломщ. – Григорий Стеф. Терешкевич (с 1885 г.), поном. – Аристарх Данил. Желчук. 109. с. Турчиновка волости Пятковской, от г. Житомира 45 вер., от ближ. почт. ст. Чуднова 12 вер., от ж.-дор. ст. Ольшанки 8 вер., от ближ. приход. с. Великие-Коровинцы 6 вер. и с. Тютюнников – 2 версты. Приход 5-го кл. Церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Построена в 1875 г. на средства прихожан и казны при содействии местного священника Давида Немоловского. Освящена в 1874 г. 25 августа. Деревянная, на каменном фунд., крыта жестью с такою же колокольнею, вместительна. Копии метрич. книг хранятся с 1779 года, а исоповед. ведом. с 1823 года. Земли: усад. с огород. 3 дес. 482 саж., пахот. 29 дес. 2,378 саж. и сенок. 5 дес. 316 саженей. По качеству грунта – частью чернозёмна а частью суглинок. Причт: священник и жалованьем 300 p., псаломщик – 50 руб. и просфорня – 16 руб. Причтовые постройки ветхи; предположено строить новые. Церковно-приход. школа сущ. с 1886 г. с жалов. учителю 4 р. в месяц; учеников – 26. Деревни прихода Княжина (владелец Ф. А. Терещенко) 2 вер., хутор Степка 3 вер. Дворов – 92¼, прихожан – 948 душ обоего пола, р.-кат. 45 д. об. п. Свящ. – Христофор Ив. Захариевич (с 1882 г.), псаломщ. – Николай Тимоф. Костинский (с 1864 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Малые-Коровинцы в 1 версте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

16) Патриарх Лука. Издатели Пидалиона приводят его мнения «из решений его на некоторые вопросы, сохраняющихся в рукописях» во 2-м Двукр., 7-м Вас. В. и др. 17) Мануил Малакс – нотарий (Эммануил Малакс, 32-е 6-го). Издатели Пидалиона приводят мнения Малакса – в 32-м 6-го из номоканона, в 26-м 4-го из истории патриархов, в 28-м Ап. из перевода правил. 18) Анастасий Синаит . «Все вопросоответы, изданные в 1777 году, по истине, говорят издатели Пидалиона, принадлежат» Синаиту. В Пидалионе указывается и объясняется 103-й в 17-м Тимоф. Алекс. 19) Нил (не знаем, говорят издатели Пидалиона, монах или иеромонах). В Пидалионе упоминаются схолии этого Нила на правила Феофила. Нил ссылается (в толк. 1-го Феоф.), относительно разрешения на вино и елей в навечерие Богоявления и Рождества, в какой бы день это ни случилось, на типики; издатели Пидалиона замечают по этому случаю: «не этот ли Нил и внес в типики разрешение на вино и елей в навечерие Богоявления, если случится оно в субботу или воскресенье». 20) Франциска Туррианского схолии на постановления апостольские – в 11-м Лаод. 21) Пселл упоминается в прим. к пред. 7-го Вселенского собора. При составлении «учения о сожительстве», кроме мнений и определений указанных выше лиц, издатели Пидалиона пользовались определениями – Василия Ахридонского, Евстафия римского патриция (1 и 2 гл.), патриархов: Сисиния (2 и 6 гл.), Алексия, Неофита, Луки, Михаила Керуллария (2, 6 гл.), И. Каматира (5), Николая (5), Иеремии (8), Ксифилина (11), Феодора Иерусалимского (8) и др. Никодим, один из составителей Пидалиона, по словам автора брошюры о жизни его, глубоко изучил Св. Писание и творения отцов церкви, так что мог на память не только приводить места из них, но и указывать страницы, где то, или другое содержится. Такая начитанность и опытность его в церковной письменности открывается во всем блеске в Пидалионе. После Св. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, слова которого издатели Пидалиона повсюду вводят в свою речь – в самих толкованиях правил, в симфонии и примечаниях, они пользовались творениями отцов и учителей церкви: Игнатия Богоносца (39 и 64 Ап., 16 Тр., 3 Соф., 14 Неок., 29 Лаод.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Пред избранием двенадцати апостолов Иисус Христос удалился на «гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6,12 ). Вся середина последней, пред взятием под стражу, ночи была проведена Христом в молитве в саду Гефсиманском ( Мф.26,36,39,42,44 и др.). Все это видел и знал народ, а потому все, чему учил Христос и что бы Он ни делал, исполняло всех слушателей благоговейным удивлением, вызывавшим такую оценку Его делам (отзывы народа о Его мудрости мы уже видели выше). «Все хорошо делает и глухих делает слышащими и немых – говорящими» ( Мк.7,37 ). Всюду Спаситель вносил мир и любовь, всецело отдавая Себя для других. По свидетельству апостола Павла, вся жизнь Его была совершеннейшей и свободной жертвой, и Он «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» ( Тит.2,14 ). Иисус Христос отдал Свою жизнь, чтобы даровать жизнь миру ( Ин.6,51 ) (Там же, с.110–111). Вся жизнь Христа – непрерывная жертва Богу Проповедуя людям любовь к ближним до положения жизни своей за них ( Ин.15,13 ), Господь Иисус Христос первый совершил этот великий подвиг, положив душу Свою за всех, – за праведных и неправедных, за веровавших и неверовавших, за друзей и врагов. Вся жизнь Его была одной непрерывной жертвой Богу, была так нравственно совершенна и чиста, что Он мог сказать врагам Своим: «Кто из вас обличит Меня во грехе?» ( Ин.8,46 ). И ученикам Своим «Грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» ( Ин.14,30 ). Вся жизнь Христа была сплошным подвигом служения ближнему, – жертвой совершенно бескорыстной ( Мк.7,37 ; Ин 8,46,14,30 ). Христос всюду творил дела любви с удовольствием, от всей души и никогда не требовал Себе никакой награды. Спаситель забывает о Своей личной жизни, Он живет жизнью Своих слушателей, им отдает всего Себя, их призывает ко спасению. Его личное, человеческое «я» состоит, если можно так выразиться, разве только в полном отречении от Себя Самого ради любви к Богу и людям (Там же, с.111). Призвание Христа – привести людей ко спасению Всякий раз, когда требовали того обстоятельства, Христос проявлял величай­шее мужество и твердость, пренебрегал опасностями, лишь бы исполнить Свое призвание – привести людей ко спасению. Христос не смущался, когда против Него подымались взрывы негодования со стороны враждебно настроенных к Нему слушателей ( Лк.4,16–30 ; Ин.10,30–31 ). Он настойчиво и твердо продолжал говорить о том, что вызывало ропот среди Его противников. Христа оскорбляли, старались унизить Его достоинство, подорвать к Нему любовь и уважение народа, но Христос всегда кротко сносил эти обиды. Он прекрасно знал, что злое сердце можно сделать добрым и любящим только силой любви и незлобия, что «сильное слово, будучи соединено с кротостью, возьмет за сердце и победит» (Св. Иоанн Златоуст . Толкование на Тимоф.1,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Припел. Схрани в мире церковь и град твой Господи, молитвами всех святых твоих и спаси нас. Стих 2. Яко не остави Господь жезла грешных, на жребий праведных. Схрани в мире Церковь . Стих 3. Ублажи Господи благия и правыя сердцем; Съхрани в мире церковь . Стих 4. Уклоняющияся в развращения, поведет Господь соделающими беззакония: мир на Израиля. Съхрани в мире церковь . На входе же поют. Благослови венец лету благости твоея. Спаси нас Сыне Божий, дивен сый в святых поющих ти. Аллилуия 3. По входе, Тропарь новому лету. Таже преподобному и Кондак его. Посем, Слава: Кондак: Новому лету: И ныне: Богородици. Радуйся благодатная, Прокимен: Новому лету. Глас 3. Велий Господь наш, и велия крепость его, и разуму его несть числа. Стих: Хвалите Господа яко благ. Преподоб. Проким. Глас 7. Честна пред Господем смерть преподобнаго его. Апостол. Тимоф. зачало 282. Преподобным: Колоссаям зачало 288. Аллилуия: Глас 4. Стих 1. Тебе подобает песнь Боже. Стих 2. Благословиши венец лету. Преподобним. Блажен муж бояйся Господа. Евангелие. Луки зачало 13. Преподобным. Матфея, зачало 43. Причастный: Благословиши венец лету благости твоея Господи. Другой: В память вечную. Аще же неделя. Антифон: Вся поем якоже указася. Блаженна же непоем. По входе. Троп. Воскрес. и Индикт и с: с Кондаком е. Слава Кондак: Индикт: И ныне. Богородичен. Проким. Индикт: и Въскрес. Апостол и Евангелие прежде Индикт. потом Недели. Аще же храм есть Святому, прилагаем и Святому: Причастн. Индикт: и Святому. Сице творим аще и храм есть Святаго Симеона Столпника. Чин Пещного действа Чии Пещного действа совершался в память чудесного избавления еврейских отроков Анании, Азарии и Мисаила, вверженных в огненную разазженную печь за непоклонение ими вавилонскому идолу. Это событие воспоминается на каждой утрени на 7 и 8 песнях канона, но более торжественно было воспоминаемо в особый день в священнодействии, называемом Пещным действом. Пещное действо совершалось после дня празднования трем отрокам, 17 Декабря, или пред этим днем, именно в неделю (воскресенье) Праотец или в неделю св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Таким образом, все доводы, какие только приводятся автономистами для оправдания отрицания ими отношений и обязанностей человека к Богу, нашему Творцу, Законоподателю, Промыслителю и Мздовоздаятелю, представляются не достигающими своей цели. Оказывается, что автономисты совершенно произвольно попирают одно из основных правил морали: воздавай всему должное и чрез то возводят безнравственность в общеобязательный закон, в норму. (Сост. по кн. проф. А, Гусева: „Религиозность, как основа нравственности“, стр. 9 – 42).     Замечание о заблуждении протестантов, не придающих значения добрым делам. Для оправдания своего неправого учения лютеране ссылаются на некоторые места св. Писания; но ссылаются совершенно напрасно. Они указывают, что ан. Павел в посланиях к римлянам, к галатам и ефесеям учит об оправдании человека одною верою. Именно в послании к римлянам апостол говорит: „мы утверждаем, что человек оправдывается верою независимо от дел закона» (Рим. 3:28); еще: „не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность» (Рим. 4:5). В послании к галатам: „познавши, что человек не оправдывается от дел закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали в Иисуса Христа, дабы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). В послании к ефесеям: „благодатию вы спасены чрез веру; и это не от вас Божий дар; не от дел – так что никто не может похвалиться“ (Еф. 2:8). Но а) под именем оправдания ап. Павел разумеет то оправдание, какое получает каждый грешник, язычник и иудей, при самом обращении к христианству, в таинстве крещения, и которое действительно даруется нам только по вере во Христа Спасителя, а отнюдь не по делам нашим, как этому учит и православная церковь; а не то оправдание, которого желает удостоиться каждый христианин уже но совершении всего земного поприща своего пред лицом Господа Иисуса Христа, Который, по свидетельству того же апостола, воздает каждому по делам его (Рим. 1:6). б) Под именем веры разумеет апостол не одно холодное принятие и усвоение рассудком истин веры, но веру живую, сопровождающуюся любовию и добрыми делами: «во Хримте Иисусе, – говорит он, не имеет силы ни обрезание, ни необрезание; но вера, сопровождающаяся любовию (Гал. 5:6). А что ан. Павел не только не отвергает добрых дел, которые следуют за верою во Христа и от нее рождаются, а напротив считает их необходимыми для христиан, об этом свидетельствуют все его послания, где так часто он убеждает верующих упражнять себя в благочестии (1 Тимоф. 4, 7), обогащаться добрыми делами (6, 18), жить достойно Бога, всячески угождать Ему, во всяком деле благом принося плод (Кол. 1:10); и притом присовокупляет, что всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы получить каждому, смотря потому, что он сделал, живя в теле доброго и худого (2 Кор. 5:10). Сюда относятся еще следующие места св. Писания: Гал. 6:10. 2 Солун. 2, 17. Тит. 3:1. Евр. 13:21.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

      7   26 июля 1920 г.– Слово протоиерея Н. К. Чукова при отпевании профессора-академика Б. А. Тураева       Подвигом добрым подвизахся, течение скончав, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия, не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тимоф. 4. 7–8).   Эти необыкновенно смелые слова сказал апостол Павел при конце своей жизни о себе и о всех христианах; и может быть не столько о себе, сколько о всех «возлюбивших явление Господне», в подвиге и с любовию готовящихся к нему. Поэтому не будет дерзновением применить эти слова и к почившему собрату нашему: «подвигом добрым подвизахся, течение скончав, веру соблюдох… прочее убо соблюдается ему венец правды».   Почивший Борис Александрович действительно подвизался «подвигом добрым». Он избрал себе тесный путь подвижника науки и неуклонно шел по этому пути до гроба. Он весь отдавался науке и в своей области достиг результатов громадных. Профессор-аскет, он подобно двум древним великим афинским ученикам, и здесь – дома, и за границей, всегда знал обыкновенно только две дороги – в храм науки и в Храм Божий. Подвижник-христианин, он на высоте знания глубже и глубже погружался в веру, и чем больших успехов он достигал, тем большею облекался силою смирения. Когда неверие горделиво бросало свои вызывающие замечания и положения, основывающиеся будто бы на строгих выводах разума, он не стыдился исповедовать, что живет верой, и смело противопоставлял ее разуму, зная, что разум силен только до известных пределов, за которыми он должен склониться пред верой.   Так, верою, он прошел всю свою жизнь, и в конце ее запечатлел эту веру свою смиренным служением св. Церкви, облеченный в священный стихарь, в котором лежит во гробе… Самый исход его из жизни запечатлен знамениями веры – св. таинствами Причащения и Елеосвящения… С таким настроением тяжело было переживать почившему последние годы.   И мысль об уходе из этой жизни постоянно предносилась ему. «Желание имам разрешитися и со Христом быти», – как бы так вместе с апостолом говорил он, и только смиренно покорялся воле Божией, до времени его державшей в этом мире. Зато в это последнее время он уже всецело ушел в область религиозную и весь жил Церковью, весь жил с Богом. Так почивший подвизаясь «подвигом добрым», «скончал свое течение, соблюл свою веру»…

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010