Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Второе послание святого апостола Павла к Солунянам Повод к написанию второго послания к Солунянам Поводом к написанию второго послания к Солунянам был слух, дошедший до св. апостола Павла, о том, что солуняне, глубоко проникшись мыслью первого послания о внезапности второго Пришествия Христова, стали " колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов " (2 Сол. 2:1-2), то есть что этот день близок. Такому убеждению способствовали еще и гонения и скорби, претерпеваемые солунянами (2 Сол. 1:4-5). Слова апостола Павла: " мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших " (1 Сол. 4:15) стали истолковывать в том смысле, что сам св. апостол Павел надеется дожить до второго Пришествия, и, следовательно, оно очень близко. Такие мысли внесли расстройство в нормальное течение жизни солунян: некоторые оставили всякое попечение о житейском и, бросивши все свои дела, предались праздной, мечтательной жизни, иные в волнении только суетились, не будучи в состоянии спокойно трудиться. Такое настроение поддерживалось лжеучителями, по-видимому показывавшими даже какое-то послание, будто бы апостолом Павлом написанное (см. 2 Сол. 3:17-18). Получив вести, возможно от кого-либо из верующих солунян, приезжавших к нему, о таком настроении среди солунян. св. Павел поспешил уврачевать их своим вторым посланием. Время, место и цель написания второго послания к Солунянам Самое содержание этого послания ясно показывает, что оно написано вскоре после первого, ибо служит разъяснением мыслей первого, особенно в вопросе о втором Пришествии Христовом Видно, что никаких новых событий среди солунян не произошло, кроме смущения, вызванного первым посланием, а потому все основания имеются предполагать, что это второе послание написано тоже из Коринфа и в том же 54 году, как и первое. Это подтверждается еще и тем, что послание надписано именами Павла, Силы и Тимофея, а последние два сотрудника Павловых оба вместе были при нем только в Коринфе. Оно написано, вероятно, в конце пребывания св. Павла в Коринфе, потому что он просит в нем помолиться об избавлении его от злых и лукавых человек, намекая, по-видимому, на восстание против него, возникшее в Коринфе, как описывает это книга Деяний (18:13-18).

http://sedmitza.ru/lib/text/430643/

Содержание    Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину Адриану, папе древняго Рима, Тарасий, Божиею милостию епископ Константинополя, новаю Рима, о Господе радоваться.    Спасительнаго домостроительства великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа совершенно достаточно было для сохранения мира, единодушия и согласия между всеми христианами. Сам Он по воскресении из мертвых дунул и сказал апостолам Своим: «мир Мой даю вам, мир оставляю вам» (Иоан. 14:27). Поэтому восхищенный до третьяго неба, входивший в рай и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел провозвестил, говоря так: «Той (Христос) есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею» (Ефес. 2:14—15) и опять в послании к фессалоникийцам возвещает: «Темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2:15). Но древний злой враг диавол не преставал в разныя времена разделять и расторгать основанную на основании апостол и пророк Церковь, так как это было приятно ему; старался сам войти в нее при помощи некоторых послушных ему злых мужей и посеять плевелы в стране, возделанной трубами Духа, святыми апостолами, которые, получив силу свыше, запахали ее браздами своей деятельности и предоставили уверовавшим чрез них пожинать пищу для жизни вечной. Богоглаголивое учение их воспринимали жившие в разныя времена пастыри и стражи ея, святые отцы наши; они с корнем вырвали вкравшиеся и привзошедшие в нее плевелы, то есть, ереси и новшества, и для жатвы оставили на поле хлеб чистый. Да и ваша братская и архиерейская святость беседовала с ними посредством их богоглаголивых учений и усвоила из них слово истины; а ныне она повелела посечь мечем Духа выросшия сорныя травы, соглашаясь с справедливым желанием вернейших и миролюбивых императоров наших; поэтому то она, согласно письменно заявленной нами просьбе, послала для составления вселенскаго собора мужей соименных первоначальнику апостолов Петру. Когда они прибыли, то благочестивые и миролюбивейшие императоры приняли их благосклонно и повелели им отправиться к нам; через них же мы получили и ваше послание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3983...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

О почитании святых мощей и других останков угодников Божиих «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13: 20–21 ). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6: 19–20 ). Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божиих, части их тел или же их кости и частицы костей, чрез которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, напр., риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, чрез которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу. Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последние, по повелению Господню, произвели земля и вода ( Быт. 1: 20 и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лице его дыхание жизни“ ( Быт. 1: 26–27. 2: 7 ). Вот почему тело человека не то, что тело животного, ибо в человеческом теле, созданном непосредственно Самим Богом, а не произшедшем из земли или воды, обитает «душа живая“, разумная, созданная по образу и по подобию Божию, в нем находится «дыхание Божества», почему тело человека должно было быть бессмертно, нетленно: «Бог создал человека для нетления, говорит премудрый Соломон, и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его“ (Прем. Сол. 2: 23–24. Быт. гл. 3. Рим. 5: 15 и 17). С пришествием в мир Христа Спасителя благодать Божия, подаваемая в святых таинствах Церкви, освящает тела людей, делает их членами Христа, храмами Св. Духа: «Разве не знаете,. говорит христианам Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас“ ( 1Кор. 3: 16–17 ). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? (6: 15). «Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога“ (6: 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Девятая заповедь закона Божия. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна 1. Библейские изречения о девятой заповеди I. Девятая заповедь закона Божия запрещает следующие грехи: 1) Лжесвидетельствование пред начальством: оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом(Притч. Сол. XVII, 15). – Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, а не спасется ( Npumч. XIX, 5 ). – Что молот и меч и острая стрела, то человек, произвосящий ложное свидетельство против ближнего своего (Притч. Сол. XXV, 18). – Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды (Исх. XXIII, 1). 2) Лжесвидетельствование в обыкновенной жизни: а) мы не должны лгать на ближних наших: посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу ( Eфec. IV, 25 ). – Кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Nemp. III, 10 ). – Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь ( Ncaл. V, 7 ). – б) не должны изменять: кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся (Притч. Сол. XX, 19). в) не должны злословить: не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата, или судит брата своего, тот злословит закон, и судит закон: а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья ( Uak. IV, 11 ). г) не должны клеветать: не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим: ибо на воре – стыд, и на двоязычном – злое порицание ( Cupax. I, 16 – 17 ). II. Девятая заповедь предписывает следующие добродетели: а) мы должны говорить истину: горе тем, которые зло называют добром, и добро злому, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким (Исаии I, 20). б) хорошо отзываться о ближних: сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь ( Cup. VI, 5 ). – Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Mamф. VII, 1 – 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда вступает человек в христианскую жизнь, первые слова, которые он слышит, это: «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Так начинается погружение человека в таинственную бездну троической жизни. «… И били Его по голове тростью, и плевали на Него… и повели Его, чтобы распять… сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен». (Мк. 15, 19-20, 28). Тот, Кто домирно, т. е. прежде сотворения мира, уже был — становится человеком. Тот, Кто имел бого-равное бытие и обитал в неприступном свете, никем из людей не виденном (1 Тим. 6, 16), — родится простым человеком; при этом — в стойле для скота (Лк. 2, 7). Из ослепительного царства Божией Славы (Ин. 17, 5; 2Пет. 1, 17; 2 Кор. 3, 7; 1 Сол. 2, 12; Евр. 1, 3) Сын Божий, обладающий, по эссенциальному равенству с Богом, Божественной Славой, вселяется в наш мир. И живет в низком, ни от кого и ни от чего не защищенном социальном положении, приняв и в этом образ раба. Терпит бичевания, пощечины, плевки и, наконец, «жесточайшее и омерзительнейшее истязание», как назвал Цицерон крестную муку и смерть. Таково уничижение Бога, обнищание Господа Славы (Флп. 2, 7; 2 Кор. 8, 9; 1Кор. 2, 8). Оно доходило и до того, что, как человек, Он боролся в душе со страхом смерти и с ужасающей тоской оставленности Самим Богом в последние минуты жизни и страданий (Мк. 15, 34; Мф. 26, 39). Так надо было, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, был бы Вождем спасения в крайнем уничижении Божества, в истощении Его (Евр. 2, 10). Так должно быть (Мф. 26, 54). И вот, стоим мы с вами, слушатели сегодняшней беседы о Кресте Господнем, перед непонятным «надо было» и «должно быть», перед превосходящим ум парадоксом зачем-то понадобившегося уничижения Самого Бога. Попробуем приблизиться к какому-нибудь его пониманию, чтобы укрепить в себе всем нам столь нужную уверенность в действительной возможности своего благодатного возрождения. Попробуем сделать это, обратившись к тому опыту, о котором шла речь в прошлый раз. Христианское понимание тайны воплощения Бога неотделимо от личностного, персоналистического понимания Божественного Триединства.

http://pravmir.ru/ognennoe-dvizhenie-lyu...

Десятая заповедь закона Божия. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. 1. Библейские изречения о десятой заповеди Десятая заповедь закона Божия запрещает следующие грехи: а) Желания сладострастные: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Mamф. XV, 19 ). – Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Puмл. VIII, 6–7 ; ап. Иак. 1, 13–15 ). б) Желания корыстолюбивые – зависть: не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Галат. 5, 26 ). – Св. ап. Павел учит, что «все исполненные неправды, блуда, лихоимства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распри, обмана, злоречия, злонравия... ( Римл. 1, 29 – 32 ), царствия Божия не наследят» ( 1Кор. 6, 9 – 10 ). – (Таким образом зависть здесь поставлена на ряду с тягчайшими нравственными преступлениями). Зависть есть грех диавола: завистью диавольскою смерть вниде в мир (Премудр. Сол. 2, 24). От зависти происходит всякое несчастие: где зависть и рвение, ту нестроение и всякая злая вещь ( Иак. 3, 16 ). Средства к избежанию грехов против десятой заповеди. а) Господство над злыми желаниями: если делаешь доброе: то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго: то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быm. IV, 7 ). – Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Tuм. II, 22 ). – Но те, которые Христовы, распили плоть со страстями и похотями ( Гaлam. V, 24 ). б) подражание святым: посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий вас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. XII, 1). в) последование увещаниям слова Божия: да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Puмл. VI, 12 ; он. Eф. IV, 22 – 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Послание Предстоятеля Кипрской Православной Церкви Архиепископа Хризостома в Неделю Торжества Православия 10 марта 2009 г. 13:32 Хризостом, милостию Божией Архиепископ Новой Иустинианы и всего Кипра, всей христоименитой полноте святой Апостольской Церкви Кипра — Благодать, мир и благословение от Господа нашего Иисуса Христа. Возлюбленные о Господе чада, «Сия есть победа победившая мир, — вера наша» (1 Ин. 5:4). В начале Великого поста, уже в первое воскресенье, Церковь празднует Торжество Православия — свою победу над ересями. И это не случайно. На суровом пути подвига, венчающегося Крестом и Воскресением, точным компасом для нас должно стать правильное исповедание — а не ересь, Слово Божие — а не измышления человеческие. Без истинной веры наш пост становится простой диетой, а восхождение на Голгофу и пустой Гроб Господень — обессмысливаются. Сердцевина сегодняшнего праздника — восстановление почитания святых икон, которое состоялось на VII Вселенском Соборе и далось многими жертвами и кровью. Чтобы отметить свою победу над ересями, Церковь избрала это событие, поскольку в нем подытоживаются все ее усилия по утверждению правильного исповедания веры. Иконоборчество — это не просто эпизод из жизни Церкви. Иконоборцы отвергали образ Христа из-за того, что отрицали Его вочеловечение. Таким образом, они разрушали здание Церкви и таинство нашего спасения. Но все то же делали и прочие еретики. Итак, не даром «радуются днесь лицы отцев и апостолов» — «ибо оружия оскудеша враждебныя ереси». Поэтому после борьбы и сражений, скорбей и гонений, изгнаний и мученичества Церковь громогласно восклицает: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша» (1 Ин. 5:4). Однако Церковь не пребывает самодовольно в прошлом и не исчерпывается торжествами. Ей известно, что в этом мире она воинствует и подвергается нападениям лукавого и слуг его. Она сознает, что должна быть готова к ежедневной борьбе, поэтому и увещевает верующих: «Стойте и держите предания, которым вы научены» (2 Сол. 2:15). Церковь обличает тех, кто нарушает установления и оспаривает определения, утвержденные благочестием отцов. Конечно, настойчивость (принципиальность) Церкви не заключается в тоске по идеальному образу жизни или в приверженности формам и ценностям прошлого. Она состоит в сохранении всего, несомненно, правильного мира, в котором живут и действуют его обитатели.

http://patriarchia.ru/db/text/578999.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Всеволод Шпиллер Слово Крестное. Беседы, прочитанные во время пассий " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> Оглавление Беседы, прочитанные во время пассий в Николо-Кузнецком храме в Москве Предисловие В этом году прихожане нашего храма обратились ко мне с примечательной, в известном отношении, просьбой. Они просили в нескольких проповедях изложить современное христианское православное жизнепонимание. Просьба подчеркивает — современное… Они, разумеется, знают, что жизнепонимание не может не определяться безусловной верностью церковному преданию. Понимают, какое важное значение имеет для православного христианина апостольская заповедь стоять и держать предание ( 2 Сол.2:15 ). Но они отдают себе отчет в том, что каждая историческая эпоха стоит пред собственными нуждами, только ею выдвигаемыми, и требует от нас именно их религиозного осознания. Иначе говоря — требует перевода церковного предания, вечных на все времена истин в соответствии с этими, своими для каждой эпохи нуждами. Именно такое раскрытие их — богословское, гомилетическое, публицистическое и в любой иной форме они справедливо считают поэтому выражающим современное христианское православное жизнепонимание и его просят изложить. Должен сказать, что во всех своих проповедях я стараюсь как раз в таком же отношении быть обращенным к духовным нуждам сегодняшнего дня. Обращенности к темам религиозной жизни в современных ее условиях я учился на протяжении всех тридцати пяти лет своего священства, стремясь, по мере сил, следовать одному высокому примеру служения Слову, тому, который блестяще и неутомимо подается каждому православному проповеднику наших дней нынешним Первосвятителем Св. Болгарской Церкви — Святейшим Патриархом Кириллом. У него в служении Слову я имел счастье учиться и продолжаю учиться всему, главное же переводу учения Церкви на современный язык и твердой, но активной верности церковному преданию. Под отечески-попечительным священным омофором Его Святейшества, еще в бытность его митрополитом, под его учительской архиерейской властью прошло много самых светлых, радостных лет моего священства в другом моем, тоже горячо любимом Отечестве, в маленькой прекрасной Болгарии, очень требовательной к проповедническому амвону…

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-krestno...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней В Киево-Печерской Лавре вышло второе издание книги иером. Симона (Бескровного) «Птицы Небесные»   В Киево-Печерской Лавре вышло второе издание книги иером. Симона (Бескровного) «Птицы Небесные»   Книга иером. Симеона Бескровного «Птицы Небесные» я вляется литературным шедевром. Это книга, от которой трудно оторваться. Наверное, в жизни каждого человека встретилась книга, которая изменила его жизнь. Такой книгой для многих стал бестселлер «Птицы Небесные». Комментарии Всего комментариев: 4 2019/03/18, 08:20:23 СПАСИБО! " Волю же Твою кто познал бы,если бы Ты не даровал Премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому,что угодно Тебе, и спаслись премудростью " (Прем. Сол.9:16-19). АМИНЬ!!! Галина 2019/03/15, 09:06:37 Старцы Киево Печорские молите Бога о нас. Татиана 2019/03/13, 19:42:58 +++А Голубиная Страна лучше+++ О!Священный град Иерусалим!?. О!Чудесная Гора Фавор Иисуса!?. О!Святая Гора Афон Богородицы!?. О!Восхитительное Дивное Дивеево Святой Руси!?.-а не хвалите,а не маните,а не восхищайте,а не прельщайте,а не губите!.. " Не любите мира,ни того,что в мире: кто любит мир,в том нет Любви Отчей. " (1Иоан.2:15). -Даже такое Священное,Чудесное и Православное? -И даже такое Православное,Дивное и Священное на земле греха,лжи и смерти! -Даже Русь Святая Пресвятой Троицы распята и покоится во Втором,Соловецком,Мистическом Гробе Мира!?. " Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. " (Пс.72:25). Ибо наш Родной Отец Истины только в Горнем Отечестве Свободы! А наши возлюбленные Родные в Раю Нескончаемой Радости! И наша Истинная Родина лишь на Небесах Любви! О,Голубиная Страна Чудесного Птицелюба и Его Всепрекрасных Голубей Свыше! Небо,Крестом Христа и Крестом Русских Святых,отверсто!.. +++Любовь-София Солнцекрылая+++ " Волю же Твою кто познал бы,если бы Ты не даровал Премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3029

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010