Глава 9    Кажется же, что книга сия написана по возвращении из Вавилона, потому что упоминает о пленении и показывает причину оного; сказано: «весь Израиль сочтен есть; и се, суть писаны в книзе дний царей Израилевых и Иудиных, и преселены в Вавилон за вероломство их, имже беззаконноваша. И иже обиташа первее во одержаниих своих, и во градех их Израилевых, священницы, и левиты и нафинеи» (1 Пар. 9:1—2). А сие показывает, что книга писана позднее плена. Ибо пишущий историю говорит не о том, что было после него, но о том, что прежде него или при нем совершилось. Предсказывать же будущее свойственно пророкам. Писатель сказал, что с иудеями пленены были и до них владевшие сею землею. Ибо многие хананеи, хеттеи и иевусеи с ними вместе жили и разделили сие бедствие. С израильтянами также отведены были в плен и священники и левиты. Нафинеями же, думаю, названы так именуемые церковнослужители. Ибо многие посвящали себя на услугу священникам и левитам. И происходившим из других колен надлежало носить воду, рубить дрова и исправлять все иные подобные работы. Если же прехвальный Иисус и гаваонитянам, иноплеменникам, повелел быть водоносцами в скинии и дровосечцами, тем паче таковое служение прилично было израильтянам. Да и в толковании имен еврейских нашел я, что сие имя означает дар Иао, т. е. Сущего Бога. Писатель упоминает еще о жителях Иерусалима и говорит, что они были от сынов «Иудиных, Вениаминих, Ефремлих и Манассииных» (1 Пар. 9:3); припоминает священников и левитов, живших в сем городе (1 Пар. 9:11—16). Кореанами же называет потомков Кореевых и говорит, что из них были и придверники Божия храма, а учреждение сие сделано Самуилом и Давидом. Ибо сказано: «сих исчисли и постави Давид и Самуил провидец в вере их. И сии и сынове их при вратех дому Господня и в дому скинии стрещи ее по четырем ветром» (1 Пар. 9:22—24). Упомянул же о скинии, потому что при Самуиле и Давиде не был еще создан храм Божий и священные службы совершались в скинии. Писатель объясняет также чреды, потому что не каждый день сменялись они, но по истечении седьмеричного числа дней. Он присовокупил следующее: «братия же их, живущие в загородных домах своих, приходили в седьмой день входить с ними по седьми днех от времене даже до времене» (1 Пар. 9:25). А утвари богослужебные вверены были другим левитам. Сказано: «от тех же бяху над сосуды служения, по числу бо вношаху и по числу изношаху я. От тех же поставлени над сосуды и над всеми сосуды святыми, и над мукою пшеничною и вином и елеем, и фимиамом и ароматы» (1 Пар. 9:28—29). Впрочем, фимиам приготовляли священники. Сказано: «из иереев беша мироварцы мира из аромат» (1 Пар. 9:30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2889...

Вместе с тем θυμς - такая сила в человеке, к-рую он получает как «дар Божий»,- сила эмоциональная, сердечная (δωρματ στν κ θεο - Greg. Nazianz. Carmina moral. 25: Adv. iram//PG. 37. Col. 838; Isid. Pel. Ep. I 280), она возбуждает душевную энергию в человеке, вдохновляет его разум и волю; в таком качестве она не имеет характера личного возмездия за нанесенное оскорбление или ущемление прав. Эту силу человек должен употреблять только во благо ( Basil. Magn. Hom. 10. 5//PG. 31. Col. 365): в ревности о славе Божией или в отношении ближнего с целью исправления его. Г., если его не угасить, может перерасти в ненависть (μσος). «Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти» ( Ioan. Climacus. 8. 5). Ненависть более затрагивает мыслительную способность в человеке, Г.- проявление преимущественно чувства и воли, почему он заметнее в области физических и физиологических проявлений ( Зарин. 1996. С. 275). В свою очередь, вдохновляясь и поддерживаясь ненавистью, Г. стремится к внешнему проявлению, обнаруживая при этом характер неудержимой стремительности («внутренняя буря смятенного духа» - Basil. Magn. Hom. 10. 2//PG. 31. Col. 366-367), по последствиям Г.- явление разрушительное ( Зарин. 1996. С. 276), более того, он может быть определен как «кратковременное бешенство» (μανα τς στιν λιϒοχρνιος θυμς - Basil. Magn. Hom. 10. 1//PG. 31. Col. 356). Г. Божий «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию,- учит ап. Павел.- Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»» (Рим 12. 19). Г. Божий - это реальность. «...Горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поядающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» (Ис 30. 27-28); Господь «явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поядающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» (Ис 30. 30); дуновение Господа, как поток серы, воспламенит дерево (Ис 30. 33); крепкою мышцею и излиянием ярости будет господствовать он над Израилем (Иез 20. 33), проявивший непослушание народ «из руки Господа выпил чашу ярости Его... чашу опьянения» (Ис 51. 17), чашу «с вином ярости» (Иер 25. 15); пламень Г. Господня обрушивается на народ, ведущий братоубийственную войну (2 Пар 28. 11, 12). «...Открывается гнев Божий (ρϒ θεο) с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1. 18).

http://pravenc.ru/text/165179.html

Оценивать всё это можно по-разному: от полного неприятия до признания большой ценности такого опыта для ситуации «расцерковления» (проблемы, всё больше выявляющейся в современном русском православии). В любом случае, ознакомление с терстегеновским изложением опыта внутренней христианской жизни будет интересно и полезно всем читателям: одним – для теоретического изучения, а другим, может быть, – и для практического применения.     Игумен Петр (Мещеринов) EYΣEBEIA   Кто ходит в страхе Божьем, вере и любви, тот служит Богу истинно и право чтит Его. Не преступает страх притвора храма (2 Пар. 3, 4), но издали он кланяется Богу. Сетуя и каясь, скорбит и плачет он, и в грудь себя биет (Лк. 18, 13). Он удаляется от зла, старается о добром (Притч. 8, 13; Пс. 33, 15; 2 Кор. 8, 21) и обращения от мёртвых дел своих взыскует (Исх. 30, 18; Евр. 6, 1). С молитвой и алчбой восходит вера во святая (Евр. 9, 2), где, как алтарь кадильный оный (Исх. 30, 1-10), она кропление приемлет Кровию Христовой (Евр. 10, 19-22), где Сам Иисус, Хлеб предложенья (Евр. 9, 2), ей простирает дух и жизнь (Ин. 6, 51; 63), и где всё проницающий светильник (Лев. 24, 2-4) ей разумение всех истин открывает (Ин. 16, 13; 1 Ин. 2, 20). Святое же Святых любви отверсто чистой (Евр. 9, 3). Там, глубоко во мраке (3 Цар. 8, 10-12) изволит Бог в душе покоиться безмолвной (Пс. 64, 2; 131, 14; 2 Кор. 6, 16). Кто сего достигнет, тот может Бога Самого объять и созерцать и поклоненье воздавать Ему, подобно Херувимам (Исх. 25, 19-21). Вот в этом состоит богослуженье. Кто держится сего троякого устава, тот почитает истинно и чисто Отца и Сына и Святого Духа. Всё остальное – лицемерье. Соверши сие – и будешь истинно благочестив, и честь, и благо и блаженство в Боге обретёшь. I § 1.  Истинное благочестие сегодня совсем неизвестно. §§ 2 – 5. Оно не может состоять в том, что является общим для верующих и неверующих, §§ 6 – 8 в чём-либо экстраординарном или §§ 9 –10 в явных, ощущаемых дарах благодати. §§ 11 –13 Неправильное и § 14 правильное отношение к таким дарам.       

http://bogoslov.ru/article/5141999

Талантливый пастырь и администратор, И. давал послушание помощникам в зависимости от их способностей. Так, иеродиак. Нектарий заведовал новоучрежденной школой, в к-рой обучались 15 детей. Из ее воспитанников правительство предполагало готовить священнослужителей. Монахи Герман и Иоасаф трудились в пекарне, иером. Афанасий - в огороде. Иеромонахи Макарий и Иувеналий занимались непосредственно миссионерской деятельностью. 25 мая 1795 г. И. направил иером. Макария для проповеди на Алеутские о-ва. К 24 июня 1796 г. о. Макарий на 25 островах, имевших до 50 селений, крестил 2472 чел., повенчал 536 пар, в т. ч. 36 - русских с алеутками. Иером. Иувеналий и иеродиак. Стефан (Говорухин) строили храм, а также совершали богослужения в Павловской Гавани. Летом 1795 г. по благословению И. иером. Иувеналий начал миссионерскую деятельность среди чугачей, затем кенайских индейцев, в 1796 г. принял мученическую кончину. 23 янв. 1796 г. еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) по представлению И. сообщил в Синод, что миссионеры крестили 6746 чел. и сочетали браком 1573 пары. По словам И., он с членами миссии «тысяч до семи перекрестил американцев, да тысячу другую побольше браков обвенчал» ( Головщиков. 1894. С. 26). И. крестил всех желающих («То креститься приходят, то венчаться, кто поучаться закону, а никого опечалить и оскорбить отказом не хочется»,- писал он). Он отмечал, что из-за незнания миссионерами местных наречий им трудно было донести евангельские истины до местных жителей. Критически настроенный начальник Новоархангельской конторы Российско-Американской компании К. Т. Хлебников обвинял миссионеров в высокомерии и «беспокойном нраве». В 30-х гг. XIX в. он писал, что все кадьякцы были крещены в течение 2 месяцев, «не получив никакого понятия о значении сего действия… Грубый народ сей оставался в понятиях и обычаях теми же дикарями, какие они были, и по сию пору совершенно чужды христианской вере» (Рус. Америка. 1979. С. 243). Так же, как и Хлебников, оценивал работу миссионеров и действительный камергер, директор Российско-Американской кампании Н. П. Резанов.

http://pravenc.ru/text/578080.html

В ранних источниках нет четких аргументов о месте книги в Библии, но оба варианта - в начале или в конце разд. «Писания» - можно легко обосновать. Поскольку книга содержит описание полной истории израильского народа, начиная с Адама , она является логическим завершением канона ВЗ. В то же время помещение книги после разд. «Пророки» и перед Псалтирью основано на жанровом сходстве П. с книгами ранних пророков, и т. о., историческая летопись, в к-рой дается подробное объяснение муз. традиций Иерусалимского храма, помещается непосредственно перед Псалтирью. В Септуагинте 1-я и 2-я книги П. находятся среди исторических книг сразу после Книг Царств, и данный порядок расположения книг, принятый также в Вульгате, оказал влияние на место П. во многих совр. переводах. Две книги П. изначально были одной книгой. Согласно сделанному на полях примечанию (см. Масора ) к 1 Пар 27. 25, этот стих был ее серединой. В конце 2-й П. содержатся завершающие ее масоретские комментарии. Разделение на 2 книги ввели переводчики Септуагинты. Подобно Книгам Самуила (24 302 слов) и Царей (25 424 слов), каждая из к-рых была поделена на 2 части, П. (24 058 слов) является одной из самых длинных книг в Библии. Вероятно, из-за увеличения количества букв (в греч. переводе за счет использования гласных) и слов (для передачи смысла евр. выражений) понадобилось разделить эти объемные произведения ( Knoppers. 2003. P. 51). Переводчики учитывали содержание и композицию текста. Так, 1-я часть книги заканчивается итоговыми замечаниями о правлении Давида (1 Пар 29. 26-30), а 2-я часть начинается с описания времени Соломона, сына Давида (2 Пар 1). Такое разделение было принято более поздними переводчиками, в XV в. оно стало вводиться в европ. издания евр. Библии. Основная структура и содержание В книгах П. описана вся история Израиля, от первого человека Адама до гибели 1-го гос-ва во времена царя Седекии и до появления эдикта персид. царя Кира. Т. о. история Летописца параллельна ранней библейской историографии от кн. Бытие до 4-й Книги Царств и оканчивается отсылкой к новой эпохе. Это обширное произведение состоит из 3 разделов, различающихся по содержанию, лит. особенностям, а также основным историческим и богословским акцентам: введение (1 Пар 1-9); история Израиля при правлении Давида и Соломона (1 Пар 10-2 Пар 9); история Иудейского царства после отступничества сев. колен (2 Пар 10-36). Введение (1 Пар 1-9)

http://pravenc.ru/text/2578974.html

Данная позиция современного церковного законодательства в вопросе минимального возраста священника и диакона отличается от принятых в древности канонических возрастных цензов. И если в 90-е гг. прошлого столетия такое положение дел, в целом, оправдывалось значительной нехваткой духовенства, то в настоящее время кадровая проблема не стоит так остро. Все это ставит под сомнение целесообразность наличия низких возрастных цензов и сложившейся практики рукоположения в раннем возрасте. Очевидно, что проблема здесь заключается вовсе не в формальном отступлении от «буквы» закона. Значительно важнее определить, что нужно для внутрицерковной жизни в данный исторический период, ведь при всяком послаблении в церковных канонах должно руководствоваться, в первую очередь, пользой церковной. Актуальность и практическая необходимость исследования проблемы, а также минимальная степень разработанности данного вопроса заставляет нас обратиться к подробному изучению канонических норм, регламентирующих возраст рукоположения, практики их применения в Византии и Русской Церкви. Главная задача, стоящая перед нами, - выявление возможности и необходимости, а также форм применения указанных канонических норм в современном законодательстве и практике Русской Православной Церкви.     Ряд канонических правил, устанавливающих возрастные цензы для поставления в священный сан, существовал в Церкви не изначально. Однако их поздняя позитивация совершенно не исключает употребления в Древней Церкви именно такого решения возрастного вопроса, который отразили впоследствии каноны. По своей сути изучаемые нами нормы, содержащиеся в соответствующих церковных правилах, не являются новым, сугубо христианским явлением. Как у иудеев, так и у древних греков и римлян возраст всегда выступал в качестве важнейшего фактора дееспособности лиц. «Уважение к возрасту было глубоко укоренившимся чувством в иудейской среде, и само слово " старейшина " (πρεσβτερος [ пресвитерос ]) было заимствовано ранней Церковью именно из иудаизма» . Если в Патриархальный период, как видно из библейских данных, жертвоприношения совершались просто родоначальниками, как старшими и наиболее почтенными представителями рода, то с возникновением храмового богослужения (скинии) появляются специальные служители с установленными для них конкретными возрастными рамками. В Ветхом Завете мы встречаем различные цензы для левитов: 30 (Числ. 4, 1-3.23.30.47), 25 (Числ. 8, 24), 20 лет (1 Пар. 23, 24-28; 2 Пар. 31, 17; 1 Езд. 3, 8), причем «до 30-летнего возраста левиты привлекались лишь как помощники старших левитов; с 30-летнего же возраста делались самостоятельными служителями при скинии» . О возрасте, необходимом для первосвященника в Ветхом Завете, предписаний не встречается, но, очевидно, что таковой не мог быть ниже левитского, а, скорее всего, был выше. К тому же в древности у евреев существовал еще и закон, согласно которому лишь по достижении 25 лет дозволялось чтение всех книг Священного Писания .

http://bogoslov.ru/article/314669

В книге Исход продолжительность египетского рабства повторена дважды (см.: Исх 12: 40–41): «Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день ( первого месяца – Исх. 12: 1–11) ), вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». Следовательно, исход израильского народа из Египта произошел в 3662+430=4092 году от С.Ч. «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Цар. 6: 1). «Времени царствования Соломонова в Иерусалиме и над всем Израилем было сорок лет» (3 Цар. 11: 42; 2 Пар. 9: 30). После смерти Соломона его царство разделилось на Иудейское и Израильское (см.: 3 Цар. 11: 30–32; 12: 20–24). Это событие произошло в 4092+480+(40–4)=4608 году от С.Ч. Именно в 4608 году от дня сотворения человека Ровоам (сын Соломона) воцарился в Иудее (см.: 3 Цар. 12: 17; 14: 21; 2 Пар. 12: 13), а Иеровоам – в Израиле (3 Цар. 12: 20; 14: 20). Здесь и далее имена израильских царей выделены курсивом, продолжительность царствования показана в круглых скобках после имени царей, более надежные подчеркнутые числа использованы в последующих расчетах года воцарения от года разделения царства Соломона (от Р.Ц.С.). В книгах Царств и Паралипоменон приводятся не только годы царствования 20 иудейских и 20 израильских царей, но и согласованные годы их воцарения. Так, Аса воцарился: после Ровоама (17) и Авия (3) – 17+3=20 лет; «в 20-й год царствования Иеровоама, царя Израильского » (3 Цар. 15: 9). По второму варианту, воцарение могло произойти как в начале, так и в конце 20-го года царствования Иеровоама , а потому годом воцарения Асы следует считать число 19.5 с погрешностью ±0.5 лет, то есть 19.5(±0.5) год от Р.Ц.С. Ахав воцарился: после Иеровоама (22 года), Навата (2), Вааса (24), Ила (2), Замврия (7 дней), Амврия (12) и Фамния (6, одновременно с Амврием) ; в 38-й год Асы (см.: 3 Цар. 16: 29), то есть в (19.5±0.5)+(37.5±0.5)= 57(±1) год. Иосафат воцарился: в 4-й год Ахава (см.: 3 Цар. 22: 41–42) – (57±1)+(3.5±0.5)=60.5(±1.5); после Асы (41) – (19.5±0.5)+41= 60.5(±0.5) . Иорам воцарился: после Ахава (22) и Охозии (2) ; в 18-й год Иосафата (см.: 4 Цар. 3: 1) – (60.5±0.5)+(17.5±0.5)= 78(±1) . Ииуй убил Охозию и Иорама (см.: 4 Цар. 9: 23–28) и воцарились: Гофелия после Иосафата (25), Иорама (8) и Охозии (1) и Ииуй после Иорама (12) в (78±1)+12= 90(±1) году от Р.Ц.С.

http://pravoslavie.ru/89460.html

Будущий супруг выбирается спонтанно, причем европейцев женят на азиатках и наоборот (примирение народов через «межвидовое скрещивание» – это ли не вариант духовной лысенковщины?). Как утверждает Мун, Бог помогает ему подбирать идеально подходящие пары, для чего ему достаточно взглянуть на фотографии претендентов и ознакомиться с их анкетами. Выбор Муна, если верить официальной статистике ЦО, на редкость точен: на сотню браков не больше пяти разводов. Но кто проверял эти данные? Реальная цель «своднической миссии» Муна – численное увеличение «Семьи». Ребенок, родившийся в мунистской семье, тоже станет сектантом. Следовательно, с помощью искусственных браков можно без миссионерского труда, без труда вообще увеличивать и увеличивать численность ЦО. В 1995 году в мире было зарегистрировано 360 тысяч мунистских браков 113 . Массовые мунитские свадьбы собирают многие тысячи пар. Краткая хроника развития самого известного мунитского об­ряда: 16.04.1960 – 3 пары; 4.06.1962 – 72 пары; 24.07.1963 – 124 пары; 1.07.1982 – 2100 пар; 2.11.1988 – 6516 пар; 25.08.199230 тысяч пар. 114 Судьба почти полумиллиона еще не родившихся детей заранее предрешена: им быть мунистами. В 1960 году Мун женился на 18-летней студентке Хак Джа Хан. «Брак агнцев» (так его назвал Мун). Впоследствии его супруга получила титул «матери мироздания» и заняла одно из двух самых высоких мест в муновской иерархии. Считается, что своим браком с Хак Джа Хан основатель секты положил начало физическому высвобождению человечества в целом. Супруги уже стали «Богом во плоти». Существование этой «пары истинных родителей» вернуло возможность очищения крови всему человечеству. Это притязание Муна, вначале понимаемое в самом пря­мом смысле слова, теперь выражается в парных «массовых усыновлениях». Дети, рожденные муновскими парами, счи­таются детьми «истинных родителей», то есть Муна и его жены. 115 А если у супружеской четы нет потомства? Эта ситуация тоже не должна выходить из-под контроля ЦО. По свидетельству Клэр Амелии Лами Шамполлион, чей сын был вовлечен в мунистскую общину, в ЦО существует практика передачи детей в другие семьи. «Это называется „дар любви», – свидетельствует г-жа Шамполлион. – Если у пары нет детей, ей могут предложить нерожденного младенца от другой пары. Процедура четко продумана: донорская пара должна написать прошение лидеру, который оформит „дар» независимо от того, будет он законным или нет. Это произошло во Франции, по крайней мере, один раз (насколько я знаю), другая французская женщина ездила в Алабаму с целью родить и отдать ребенка женщине, которой он был обещан. Ребенок был пятым в семье. Во Франции такая практика незаконна. Этот факт стал известен родителям настоящего отца, которые подали в суд. Судья решил, что ребенок должен быть возвращен настоящим родителям. Это еще раз подтверждает, что люди (для Муна) – не более чем инструменты» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Иов.42:12 .  И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. Ср. Иов 1.3 . Иов.42:13 .  И было у него семь сыновей и три дочери. В отношении детей удвоения (ст. 10) нет (ср. Иов 1.2 ). Но так как умершие дети не считаются по ветхозаветному воззрению навсегда потерянными ( 2Цар 12.23 ), то, действительно, у выздоровевшего Иова детей оказалось вдвое более прежнего. Иов.42:14 .  И нарек он имя первой Емима, имя второй – Кассия, а имя третьей – Керенгаппух. «Емима» (арабское «йемане») ­­ «голубица», «чистая, как голубка»; «Кассиа» ­­ «нежная, как благоухание кассии», «Керенгаппух» ­­ «нарумяненный рог», – грациозная не столько от природы, сколько от употребления румян (ср. 4Цар 9.30 , Иер 4.30 ; Иез 23.40 ), косметики. Иов.42:15 .  И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. Именам дочерей Иова вполне соответствовала их наружность. По законам израильтян, дочери получали право на владение земельными участками лишь в случае отсутствия братьев ( Чис 27.8 ). Обычаи арабов ( Иов 1.3 ) были, очевидно, другие. Иов.42:16 .  После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; Продолжительность жизни Иова до страданий неизвестна. Греко-славянский перевод определяет ее в 78 лет: «поживе же Иов по язве лет сто семьдесят всех же лет поживе двести четыредесять осмь». – «Видел сыновей своих», (cp. Иов 5.25 ) Иов.42:17 .  и умер Иов в старости, насыщенный днями. Ср. Иов 5.26 ; Быт 25.8, 35.29 . За стихом 17 следует в греко-славянском тексте заимствованная из «сирской книги» приписка, указывающая генеалогию Иова («сын Зарефа, матери же Восорры, Исавовых сынов сын»), время и место жизни («быть ему пятому от Авраама»; «в земли убо живый Авситидийстей, на пределех Идумеи и Аравии») и отожествляющая его с Эдомским царем Иоавом. Как отсутствующая в переводах Акилы и Симмаха, она не может быть признана изначальною, а всего скорее может быть признана произведением какого-нибудь христианина. За это ручаются ее слова: «писано же есть паки востати ему (Иову), с нимиже Господь восставит и».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17 Этих слов нет в Св. Писании. См. Пс. 102:11; Ис. 1:18; Иер. 3:19, 22. 18 Что Ной прежде восшествия своего в ковчег, возвещая своевременным ему людям грядущую катаклисму призывал их к покаянию и исправлению своей жизни, эта мысль высказывается у Феофила Антиохийского (Ad Autol., III, 19). 19 Т.е. Божиим. Климент Александрийский, приводя сокращенно эти слова Климента Римского, называет Авраама ιλοι Θεου . См. Ис. 41:8; 2 Пар. 20:7; Иак. 2:23 20 Т.е. к западу 21 Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (Adv. haer., IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). 22 Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У !Иустина (Dial c. Tryph., II, III), Иринея (Adv. haer., IV, 20) и др. 23 Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). 24 Эти слова Спасителя в иной форме встречаются в тексте евангелистов: Мф.7:1—2 и Лк.6:36—38. 25 По мнению Якобсона, с которым соглашается Гильгенфельд, должно читать: εαυτοις или αυτοις , которое употребляется не редко в значении αλληλοι Гефеле держится чтения: αυτος , относя это я нарушителям церковного порядка. 26 Эти и последующие слова до начала гл. XVI послания приводятся у Климента Александрийского (Strom. IV, 5). 27 От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. 28 Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. 29 Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. 30 В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит δωτε , а не δωται , как читали некоторые ученые. 31 И опять Он же, т. е. Христос. 32 Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. 33 Т. е. христиан. 34 Эти слова из послания Климента и далее до конца XXII главы приводятся, с небольшими изменениями, у Климента Александрийского (Strom. IV, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010