О. и. были посвящены церкви как в Западной, так и в Вост. Грузии. Самую древнюю, во Фронском ущелье, построил Баграт IV. В 1187 г. св. царица Тамара воздвигла крепость Гори и церковь для О. и.- напротив того места, где подвизался отшельник Афанасий, внук прибывшего с царицей Еленой ее духовника Филимона ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 25-28; Гарсеванов. 1868. С. 7-8). Для этих церквей несомненно создавались копии О. и., к-рые не сохранились, поскольку во время битвы образ всегда несли впереди царя (напр., в битве царя Картли Симона I Великого при Опшквити в 1590 погиб несший икону Гарсеванишвили, а сама О. и. попала в руки имеретинцев) ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 25-28). Возможно, позже вместо списков О. и. аналогичную функцию стали выполнять др. иконы тех же церквей, и с течением времени было забыто, кто или что было изображено на иконе. В честь О. и. был установлен церковно-народный праздник оконоба. Его отмечают в понедельник Светлой седмицы (учредил в 1189 в г. Гори прот. Гарсеван, правнук Филимона - см.: Гарсеванов. 1868. С. 10). В Имерети (в селах Чхари, Тузи и Сазано) оконоба отмечали на Антипасху . Со временем о празднике забыли ( Гавриил (Кикодзе). 1989. С. 298). 29 апр. 2003 г. архиеп. Горийский и Самтависский Андрей (Гвазава) восстановил празднование оконоба в понедельник Светлой седмицы. Ист.: Гарсеванов А. Город Гори и чудотворная Оконская икона Богородицы//Цискари (Заря). Тифлис, 1868. 2. С. 1-9 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178; Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх [под псевд. Садзагелов-Ивериели Г.]. Ист. очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в Горийской Оконской Богородичной церкви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1890. 12. 15 июля. С. 20-22; 30 авг. С. 12-13 (на груз. яз.); Уварова П. Окона//МАК. 1894. Вып. 4. С. 172-174; Джанашвили М. Гори и его окрестности//СМОМПК. 1904. Вып. 34. С. 163-200; Такаишвили Е. Оконский образ Распятия//МАК. 1909. Вып. 12. С. 117-132; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Гавриил (Кикодзе), еп. Проповеди. Тб., 1989. Т. 2: 1870-1884 гг. (на груз. яз.); Флоринский А. Письмо И. А. Джавахишвили// Хускивадзе Л. Византийский триптих слоновой кости из Грузии//Ars Georgica. Тб., 1991. Т. 10. С. 89-102 (здесь: 92).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

«Умоляю тебя, чадо: воззри ты на небо и землю и, видя все сущее на них, познай, что из ничего сотворил сие Бог, и что так произошел и род человеческий. Не бойся этого палача, но, став достойным братьев твоих, прими смерть, да по милости Божией опять получу тебя с братьями твоими» (2 Мак. 7, 28-29). Всесильный Бог сотворил нас и мир из ничего – но неужели так и исчезнем мы в ничто? Необратимо ли тленен человек, величайшее создание и дитя Божье, или есть в нем нечто неуничтожимое? Бурные события истории, вызовы так называемой «межзаветной эпохи», обрушившиеся на Израиль в пору его противостояния эллинским захватчикам, а впоследствии – римлянам, а также распространение иудейских диаспор в землях, принадлежавших иноверцам, и соприкосновение иудейской мысли с мыслью греческих философов оформило и укрепило представления и о личном посмертии человека, и о воскресении мертвых, и о «душе» в платоновском смысле слова (отличном от обычного употребления этого слова в Танахе, в котором «душа» означает чаще всего попросту «жизнь», «жизненная сила»). И в Евангелии мы уже встречаем представления об индивидуальной душе человека и его посмертном существовании как что-то для иудеев общеизвестное. Свидетельства евангелистов говорят нам о саддукеях, не верящих в воскресение, передают вопросы книжников Христу о том, чьей женой в воскресении будет многомужняя вдова, и притчу Христову о богаче и Лазаре. Событие Воскресения Христова потрясло привычные представления о жизни и смерти, впоследствии отлившись для Церкви в чеканные строки Символа веры о чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века. Отныне и навсегда смерть перестала быть для христианина безличной пустотой, небытием, обессмысливающим и поглощающим все живое, и само время перестало быть неумолимым медленным убийцей – оно стало путем, ведущим человека от рождения в жизнь вечную. Однако смерть, даже побежденная Христом, не исчезла совсем. Шли годы, сменялись поколения, и христиане, осознав, что второе пришествие Христово может быть еще не скоро, что надо как-то устраиваться жить пока еще в этом мире, вернули осмысление личной смерти и посмертия человека в свой обиход, в круг наиважнейших забот дня сегодняшнего…

http://pravmir.ru/usopshim-nashi-pechaln...

В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача мирян. Быть для ближнего милосердным самарянином из евангельской притчи – нравственный долг каждого православного христианина. Миряне обладают огромным потенциалом и опытом для участия в социальном служении Церкви.  Социальное служение Церкви (церковная благотворительность, церковная социальная деятельность, диакония) – это инициированная, организованная, координируемая и/или финансируемая Церковью деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся денежными средствами, имуществом, советом, трудом.  Дела милосердия могут совершаться мирянами как в индивидуальном порядке (частная благотворительность), так и принимать организованные формы (общественная благотворительность).    2. Уже Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7).  В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61. 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или предоставлять мелкие беспроцентные ссуды (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11).  Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20). Кроме того, ветхозаветные благодеяния – это скорее результат законодательного повеления, а не веления сердца. Основной аргумент этого законодательства – страх Божий (Сир. 4, 5-6; Тов. 4, 7). 

http://bogoslov.ru/article/1304103

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой - параскеви, что значит " пригтовление " (к дню покоя - субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому " день первый " (после субботы, см. Мф. 28, 1) соответствует нашему воскресенью, " день второй " - понедельнику и т.д. День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд. 7, 19), а день - на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54, 18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк. 12, 38; Мф. 14, 25) и вошло в употребление понятие " час " - двенадцатая часть дня или ночи (Мф. 20, 1-8; Деян. 23, 23). Счет месяцев Названия месяцев Древние и Ассиро-Вавилонские, число дней в месяце и особые дни Соответствует месяцам современного календаря в священном году в гражданском году I АВИВ , НИСАН, 30 дней 14. Пасха (Исх. гл. 12; Лев. 23, 5; Числ. 28, 16). 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев. 23, 10-14). март-апрель ЗИФ , ИЯР, 29 дней 14. Вторая пасха - для тех, кто не мог совершить первую (Числ. 9, 10-12). апрель-май СИВАН. 30 дней 6. Пятидесятница (Лев. 23, 16) или праздник седмиц (Втор. 16, 9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев. 23, 15-21) и начатков всех плодов земли (Числ. 28, 26; Втор. 26, 2, 10). май-июнь ФАММУЗ. 29 дней 17. пост. Взятие Иерусалима (Зах. 8, 19). июнь-июль АВ. 30 дней 9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах. 8, 19). июль-август ЭЛУЛ. 29 дней август-сентябрь АФАНИМ , ТИШРИ. 30 дней 1. Праздник труб (Числ. 29, 1). Новый год. 10. День очищения (Лев. 16, 29; 25, 9). 15-22. Праздник кущей (Лев. 23, 34-36; Чмсл. 29, 12-35). сентябрь-октябрь БУЛ , МАРХЕШВАН. 29 дней октябрь-ноябрь КИСЛЕВ. 30 дней Праздник обновления (1 Мак. 4, 52_59. Ин. 10, 22). ноябрь-декабрь ТЕБЕФ. 30 дней декабрь-январь ШЕВАТ. 30 дней январь-февраль АДАР. 29 дней 11. Пост Есфири (Есф. 4, 16).

http://zavet.ru/a/rss_1024743003.html

Всякая система отсчета, движущаяся относительно ИСО равномерно и прямолинейно (например, другое судно или берег, относительно плывущей лодки), также является ИСО. Согласно принципу относительности все ИСО равноправны, и все законы физики неизменны (инвариантны) относительно перехода из одной ИСО в другую. Это значит, что проявления законов физики в них выглядят одинаково, и записи этих законов имеют одинаковую форму в разных ИСО. Галилею принадлежит приоритет и в формулировании математических правил преобразования, позволяющих переходить от одной инерциальной системы отсчета к другой. Однако кроме ИСО существует множество систем неинерциальных, т.е. двигающихся с ускорением, торможением или вращением. Таким образом, неизбежно встает вопрос об «эталоне», позволяющем отличать указанные системы от систем покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно (ИСО). В XVII в. И. Ньютон (Sir Isaac Newton; 1642 –1727) в своем фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии» (1684 –1686 гг.) дает определения этих «эталонов» – абсолютного времении абсолютного пространства. «I. Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. II. Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным» . Иначе говоря, время – это протекающая всегда неизменно и равномерно универсальная длительность любых процессов во Вселенной, а трехмерное эвклидово пространство – универсальное вместилище себя и всего существующего в мире. С точки зрения этой концепции абсолютные пространство, время и материя представляют три независящие друг от друга сущности. Будем помнить, что великий английский физик был также и богословом, поэтому, говоря о фундаментальных, абсолютных категориях, он не мог в данном контексте не коснуться вопроса о Боге. Согласно логике рассуждений Ньютона, Господь творит мир в абсолютном времени и абсолютном пространстве, которые являются божественными атрибутами (как вечность и вездесущие) и одновременно средствами познания Самим Богом сотворенных Им вещей . Такой образ мысли, безусловно, явился отходом от святоотеческого понимания творения мира «из не сущих» (2 Мак. 7:28), вновь порождая вопросы, подобные задаваемым еще в IV веке блаженному Августину: «Что делал Господь до сотворения мира и где Он находился?» .

http://bogoslov.ru/article/2230131

Исходя из этого вполне логично считать, что естественно-научные реконструкции — космологическая, геологическая, биологическая и антропологическая, фиксирующие неизменное присутствие «естественного зла», т. е. катастрофы, болезни, страдания и смерть — на протяжении всей мировой истории, описывают мир падший . Этот повреждённый мир существенно отличается от мироздания, о котором повествуют первые главы Книги Бытия. Однако привычное нам видение событий никак не сочетается с этой концепцией, ведь грехопадение, проклятие земли и изгнание Адама из рая случилось в определённый момент времени, когда вполне гармоничный и сформированный мир уже существовал. Никаких следов райского бытия в известной нам исторической ретроспективе нет. Чтобы решить эту проблему, придётся предположить, что грехопадение прародителей оказало равно разрушающее влияние не только на их будущее и наше бытие, но и на всё ранее бывшее прошлое — с самого момента сотворения мира « из не сущих » (см. Быт. 1: 1; 2 Мак. 7: 28). Но это предположение, на первый взгляд, выглядит абсурдно. Смена событий, их каузальность, причинность — необратимы. Время характеризуется строгой однонаправленностью, одномерностью, упорядоченностью, в которой причина всегда предшествует следствию . Оно «течёт» только из прошлого, через настоящее в будущее. Неслучайно существует даже специальное понятие «стрела времени», используемое для краткого, наглядного именования направленности и необратимости, где время описывается как геометрический луч, направленный из прошлого в будущее. Из любых двух несовпадающих точек на оси времени одна всегда является будущим относительно другой, и случившееся позже никак не может оказать влияние на то, что было раньше. «Законы науки не делают различия между направлением “вперёд” и “назад” во времени. Но существуют по крайней мере три стрелы времени, которые отличают будущее от прошлого. Это термодинамическая стрела, то есть то направление времени, в котором возрастает беспорядок; психологическая стрела — то направление времени, в котором мы помним прошлое, а не будущее; космологическая стрела — направление времени, в котором Вселенная не сжимается, а расширяется. Я показал, что психологическая стрела практически эквивалентна термодинамической стреле, так что обе они должны быть направлены одинаково», — отмечал известный космолог С. Хокинг .

http://bogoslov.ru/article/6174086

Когда он внезапно упал на землю и объят был великою тьмою, тогда подняли его и положили на носилки. И вынесли как беспомощного, ясно познав всемогущество Божие. Первосвященник (Ония), опасаясь, чтобы царь не подумал, что сделано Иудеями какое-нибудь злоумышление против Илиодора, принес жертву о его спасении». И он выздоровел, и сам, принеся жертву Господу, возблагодарил Онию, возвратился к царю и рассказал ему о всем происшедшем с ним. Однако же Селевк не отказался от своего замысла и «спросил Илиодора, кто был бы способен, чтобы еще раз послать в Иерусалим, он отвечал: если ты имеешь какого-нибудь врага и противника твоему правлению, то пошли его туда и встретишь его наказанным, если только останется он в живых, ибо на месте сем истинно пребывает сила Божия». И царь отказался от своего намерения. Вскоре после того он умер, и воцарился Антиох, по прозванию Епифан. (2 Мак. 3, 1—7, 9—12, 14, 21—28, 32, 35—38) Вот когда наступило снова сильное смущение среди иудеев, угрожавшее им утратой веры и своей национальной самобытности. По смерти благочестивого первосвященника Ония не было ему подобных, которые могли бы поддерживать народ своим добрым влиянием, и народ стал снова впадать в нечестие. И снова в гневе Своем Господь предупреждал народ грозными пророчествами, которые и не замедлили сбыться. Когда за двести лет до Р. Х. Антиох Епифан, встревоженный опасением, по поводу одного из народных возмущений в Иерусалиме, что Иудея отпадет от его власти, «поднялся из Египта, рассвирепев в душе», то напал на Иерусалим «и взял город вооруженною рукою». И приказал тогда воинам «нещадно бить всех, кто попадется, и умерщвлять, кто станет скрываться в домы». «Так свершилось избиение юных и старых, умерщвление жен и детей, заклание дев и младенцев. В продолжение трех дней погибло восемьдесят тысяч: сорок тысяч пало от руки убийц, и не меньше убитых было продано. Но, не удовольствовавшись этим, он дерзнул войти в святейший на всей земле храм. Скверными руками принимая священные сосуды и иные вещи, пожертвованные от других царей на возвеличение и славу и честь святаго места. Похитив из храма тысячу восемьсот талантов, поспешно удалился в Антиохию, оставил в стране приставников, чтобы угнетать народ, в Иерусалиме — Филиппа, родом Фригийца, нравом же человека еще более жестокого, нежели каков был поставивший его». Но это было только началом бедствий, разразившихся над иудеями.

http://pravoslavie.ru/2971.html

Но какой-либо свой образ, который она имела, чтобы хоть как-то существовать и иметь возможность принимать формы различных вещей, она получила не от кого иного, кроме как от Всемогущего Бога, милостью Которого существует не только всякая вещь, которая имеет форму (formata), но и всякая вещь, способная к принятию формы (formabilis). Оформленное (formatum) отличается от того, что способно принять форму (formabile) тем, что оформленное уже приняло форму, а способное к принятию формы еще только может получить ее. Но Тот, Кто дает вещам формы, дает и саму возможность принять форму (posse formari); поскольку от Него и в Нем находится наипрекраснейший неизменяемый образ (speciosissima species incommutabilis) всего И потому един Тот, Кто дает каждой вещи не только красоту, но и саму возможность быть прекрасной. Поэтому мы со всей справедливостью верим, что Бог создал все из ничего, потому что даже если мир произошел из некоторой материи, то сама материя была сотворена из ничего, чтобы стать первой восприемницей форм по справедливейшему дару Бога, и чтобы затем [из нее] сформировалось бы все, что [впоследствии] получило форму. Однако мы говорим это для того, чтобы не полагали противоположным самому себе смысл Священного Писания, ибо написано, что все сотворил Бог из ничего (2 Мак 7:28), и что мир был создан из бесформенной материи (ср. Прем 11:18). 3. Итак, веруя во Всемогущего Бога Отца, мы должны считать, что нет ничего сотворенного, что не было бы сотворено Всемогущим. И Он сотворил все через Слово, которое называется Истиной (см. Ин 14:6) и Божией Силой и Премудростью (см. 1 Кор 1:24), и многими другими именами, которыми препоручается нашей вере Господь Иисус Христос, Сын Божий, наш Избавитель и Правитель. Ведь это Слово, через Которое все сотворено (ср. Ин 1:3), не могло родиться ни от кого иного кроме Того, Кто через Него (то есть Слово) сотворил все. Глава III. О вере в Сына Божия. О том, почему Сын Божий называется Словом Божиим, и о том, что Слово Божие тождественно Отцу по сущности (§§ 3-4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О. Кочетков сомневается в догмате о всеведении Божием, что Бог знает все: Самого Себя, тварей, прошедшее, настоящее и будущее — самым совершенным образом и ни в малой степени не нуждается в познании чего-либо. Отец Кочетков учит, что только «под конец шестого " дня " (предпоследнего миротворческого Светлого Богоявления) Бог " увидел " (и познал) " все, что Он создал " , т.е. весь созданный Им мир» (с. 87). И это «познание» результатов Своей деятельности нередко для кочетковского «Бога» весьма нерадостно. Так, « " свет " оценен Богом " яко добро " ( " что он хорош " ), что значит красив и добр, достоин быть Божьим творением сам по себе, а не только потому, что всякий результат Божьего дела — добр и хорош, почему " свет " и отделяется от недостойной этого " тьмы " » (с. 40). Отец Кочетков не верит Отцам Церкви, которые учат, что видимый мир был сотворен непосредственно Самим Богом. В согласии с гностической традицией он вводит в процесс миротворения посредника. «Первопричиной мира, — пишет Кочетков, — является создавшая его духовная, божественная Сила. Эта сила — трансцендентная миру нетварная Энергия, Дух Божий, Который, может быть, еще не Бог в Своем Существе и потому не Кто, а Что, но Который непосредственно от Единого в Троице Бога. Она — не Сам Бог, иначе Бог оказался бы в одном ряду с миром, Ему почти единоприродным, и главное, Сам бы оказался подчинен тем же, что и в мире, причинно-следственным отношениям. Это значило бы, что о Боге можно было бы спросить, кто создал Его Самого, и утверждать, что сотворение мира не есть акт божественной Любви и Свободы, а есть акт безразличной необходимости, что противоречит божественному Откровению» (с. 28). Аргументы, выдвигаемые о. Кочетковым в защиту его ложного мнения, что мир не мог быть сотворен непосредственно Богом, несерьезны. В таком случае, говорит он, Бог оказался бы единоприродным миру, а это, дескать, противоречит Откровению. Но разве в Откровении сказано, что Бог может творить мир не иначе, как из Своего существа, чтобы быть миру единоприродным Богу? Напротив, Священное Писание учит нас, что мир сотворен Богом от несущих , то есть из ничего (2 Мак. 7, 28; Рим. 4, 17). И потому ни о какой единоприродности Бога миру и речи быть не может: то, что сотворено из несуществовавшего, каким образом может быть одной природы с Богом, его сотворившим? И поскольку Бог творит мир из ничего, то напрасны также опасения о. Кочеткова, что при непосредственном сотворении мира Богом, Бог окажется «подчинен тем, что и в мире, причинно-следственным отношениям» .

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Мать обращается к сыну с неожиданным увещанием: « Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего (εξ ουκ ντων εποησεν αυτ ο Θες) и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими » (2 Мак. 7:28-29). И последний сын оказался достойным, как и все его братья. Что она сказала сыну? Материнское слово ставит сына перед лицом Божиим. Всё, что есть на земле и на небе, – не существовало изначально. И только по воле Создателя всё начало существовать. Это справедливо и для целой вселенной, и для множества населяющих Землю людей. Жизнь человека находится не в руке убийцы, а в руке Божьей. Создателю не нужно буквально ничего, чтобы сотворить человека и даже целый мир. Если человек в тяжкое время испытаний остается с Богом, то ему и смерть не страшна. Даже приняв смерть за исполнение Божьей воли, такой человек не теряет, а приобретает. Мученическая смерть сына для матери означала не потерю последнего сына, а приобретение . Здесь, на страницах ветхозаветной книги, «межзаветной книги» ощутимо предвосхищение событий Нового Завета. Предвосхищается новозаветная вера в воскресение Христово и воскрешение мертвых. Все, кто был умучен за имя Господне, воскреснут в вечную жизнь. Бог даст им новую вечную жизнь, которую никакие злодеи не могут отнять. С таким исповеданием веры древние христиане твердо стояли перед лицом жестоких языческих правителей. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 25 января, 2021 28 августа, 2020 14 августа, 2013

http://pravmir.ru/mucheniki-makkavei-pov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010