Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Пр. Григория печерского. Утоплен в Днепре в 1094 по приказанию князя. Ч. М. Мощи в Антониевой пещере. II. Св. Кира , патр. констант. (705–712, † 714). 1295. (Сирм. 7 янв.). Память его совершалась в загородном монастыре Хора. Св. Аттика , патр. констант. (406–425). 1295. Возведен на престол 8 января, умер 10 октября. Пр. Агафона. Египетский подвижник IV в. 1295. (Достопам. сказ.). III. Страдание св. Исидора и прочих 72 в Дерпте, † в 1472 году от немцев. Белоз. 493. 51. † (Св. 382 янв. 3. Филим. янв. 7). Св. Григория , еп. Мизии, † 1012. Остр. Охр. Филарета Южные св. Св. муч. Або грузинского из агарян, за обращение ко Христу пострадавшего от них в 790 году. IV. Феоктиста епископа. 1295. 1469. (Вас. Мед. 9 янв. Готф. 11 янв. Феоктиста патриарха). Феодора римлянина. 51. 1621. Сн. Прилож. 2 февр. 20. Свв. мучч. Терентия , иже в Кесарии. 51 (1621 и иже с ним многих. сн. 10 янв.). Зотика . Хлуд. 35. Пр. Фатияны. Св. 878. (Татиана М. Гр. 5). Брак в Кане галилейской. Син. i (10 янв.). V. Св. Ипполита , папы римского. Кал. Нан. 1. Флор. 1. Ев. 44. (30 янв.). Самея пророка. 1295. Мак. М. Гр. (9 янв.). Иоанна молчальника. Порф. (имя 3 дек.). Дометиана , еп. мелетинского. Охр. (10 янв.). Пр. Ксенофонта и дружины. Екл. Анфологион греч. по Деян. св. (26 янв.). Феоктиста , игумена сицилийского. М. Гр. по Никодиму (янв. 4). Преставление пр. Павла комельского. 201 (янв. 10). Св. Арчила грузинского. По древним памятн. (21 июня). 9 1 . Св. муч. Полиевкта при Декии и Валериане в Мелитине армонской, † 259. Конст. 42. Вас. и почти все. М. 11 и 12 в. МКр. Канон Феофана. Служба. (М. Р. Б. Ф. У. Н. 13 февр. Иерон. 7 янв., другие римские 10 янв). Пр. Евстратия чудотворца в обители авгаровской на Олимпе малоазийском, 9 в. 239. Моск. 1295. Рум. (Акад. 10 янв. Агавровского). Св. пророка Самея . 2 Паралип. 22, 15. 3Цар. 12 . Печ. прол. (1295. Мак. М. Гр. 8 янв.). Св. Петра , еп. Севастии армянской (ныне Савас), брата Василия В. в конце IV века. Ч. М. М. Р. (Италогр. 6 февр. Армянский у Даниэля 15 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Итак, в данной части книги я постарался популярно изложить учение Библии и Церкви о таинствах и показать их особую важность для спасения, а также показать то, как грубо искажают это учение протестанты. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82/4. Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Изд. Богомыслие и Библия для всех, 1998. С. 437. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 315. Введение в христианское богословие». С. 438. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 314. Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. Христианское просвещение, 1993. С. 55. Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. С. 448. Димитрий Чуйков. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 43–44. Там же. С. 39–41. Глава 12. О Таинстве Священства Главные разномыслия протестантов с православными относительно вопроса священства заключаются в следующем. I. Православные разделяют верующих на священство и мирян 418 , на пастырей и овец, на клир 419 и прихожан. Протестанты же отказываются признавать такое разделение верующих, говоря о том, что пред Богом все верующие равны: все являются овцами Христа и священниками у Бога. Г. Гололоб, например, прямо говорит: «Евангельские христиане как и западные протестанты отрицают возможность сохранения в новозаветной Церкви института священства , а также правомочность передачи Божественной благодати посредством церковных таинств» . Аргументы в пользу своей позиции протестанты приводят такие. 1) 1Пет.2:9 , где обо всех христианах сказано так: «вы – род избранный, царственное священство , народ святый, люди, взятые в удел». Вот, торжествуют протестанты, ясно написано, что все верующие, а не только особые люди в Церкви являются священниками. Поэтому, догмат о всеобщем священстве стал одним из важнейших для реформации, и остаётся таковым по сей день для всего протестантизма. 2) Протестанты говорят: «нам не нужны никакие особые люди-священники, так как у нас есть один священник Христос, как написано »...мы имеем такого Первосвященника, который воссел одесную величия на небесах...» ( Евр.8:1 )». (По этой причине, кстати, протестанты и не называют своих пресвитеров священниками).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

( 2Мак.12 гл.). Конечно, «могло быть два соименника», но много в этом «невероятного», а «очень вероятно», что одно лицо разумеется, только спутанно излагается история его (Гроций, Эвальд, Вернсдорф, Гримм и др.). Очень подозрительны громадные цифры войск: 9 тысяч ( 2Мак.8:24 ), 20 тысяч (8:20), 20 тысяч (40:31), 12 тысяч (11:11), 10 тысяч, 30 тысяч (12:23), 25 тысяч (12:26) «и еще 25 тысяч» (12:28) и т. п. Озеро в 2 стадии «наполнено кровью» (12:19). И вообще исторических погрешностей в этой книге, в значительном числе происшедших от заметного желания и самого Иасона и его «сократителя» прославить еврейский народ, чрезвычайно много во всех отношениях. С этой стороны достаточно кажется прочитать две-три главы, чтобы убедиться в суетности католических попыток доказать непоколебимый исторический авторитет ее. Трудно поверить повествованию о том, что Иеремия «повелел следовать за ним скинии и ковчегу, когда он всходил на гору (Нево)… и пришед туда, нашел пещеру, и внес туда скинию, ковчег, жертвенник кадильный» ( 2Мак.2:4–5 )… Много и других подобных повествований здесь есть, осужденных еще некогда митр. Арсением (3:25–26; 5:1–3; 10:29–30…). Но далеко несправедливо было бы все повествования книги отвергать. Много в них и истинных сказаний. Например, прославляемое Православной Церковью с давнего времени, мученичество Елеазара, семи братьев и матери их Соломонии (6:18–7:42), должно признать исторически достоверным. И многие другие повествования, стоящие в согласии с 1 Мак. книгою и древними историческими свидетельствами, должны пользоваться полным доверием. Но, согласно вышеупомянутому 85 апостольскому правилу, как «чтимая и святая», рассматриваемая книга имеет значение преимущественно нравоучительное и вероучительное. Христианские богословы обращали внимание на учение этой книги о творении мира «из ничего – εξ ουκ o υτν» – 7( Ориген . О началах. 11, 1. 5. Com. in Iohan. Ι, с. 18). Затем, здесь очень ясно раскрывается учение о воскресении мертвых и древняя вера в него иудеев ( 2Мак.7 гл.; 12:44–45; 14:44).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В этом состоит вечная жизнь души. Горе телу, когда оно предоставляется собственному его существу: оно разрушается и умирает. Горе и душе, если она остается только при одной себе, надеется только на дела свои, и не имеет общения с Духом Божиим: она умирает, лишаясь вечной, божественной жизни». «Тварь, – говорит, св. Василий Великий , – содержится, живет и существует, конечно, не тварью, которая сама имеет нужду в поддержке Сотворившего; конечно, не действием твари прославляется Бог, когда о Нем Самом говорится, что в Нем «живем и движемся и есмы»; но, действительно, Божеский Дух все, что от Бога и что чрез Сына, поддерживает в бытии. Посему приобщающимся Его дарует продолжение бытия». «Святыня, – говорит он же, – невозможна без Духа. И небесные силы не по природе святы; иначе они не имели бы никакой разницы со Св. Духом. Напротив того, они, по мере превосходства одной пред другою, имеют от Духа известную меру святыни». Творец, создав человека, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – даровал ему Свою Божественную благодать и чрез нее поставил его в общении с Самим Собою» (Догм. Бог. Преосв. Мак. 360–361). Все, рассмотренное нами, при свете Божественного учения и разъяснения свв. отцев и учителей Церкви, по вопросу об отношении Бога, в частности, Духа Божия к творению и в особенности, к человеку, приводит нас к принятию двух положений – тезиса, так сказать, и антитезиса: во-первых, нравственная жизнь в человеке не только определяется в нем идеею Бога, но и реагируется непосредственным воздействием на человека Духа Божия, во-вторых, оскудение добра и нравственных расположений в человеке настолько может быть велико, что тонус Божественного свойства в душе человека, обращенный к непосредственному восприятию воздействия Духа Божия, может быть совершенно затемнен и закрыт для Св. Духа, что и выразил Господь о допотопном мире, говоря: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» . В первом случае человек, по свидетельству Св. Писания, прилепляется к Господу, и един Дух имеет с Господом ( 1Кор.6:17 ), есть благодатно сын Божий, ибо «елицы Духом Божиим водятся» , говорит Ап. Павел, «сии суть сынове Божии» ( Рим.8:14 ), во втором случае человек принимает дух мира сего ( 1Кор.2:12 ), внемлет «духовом лестчым» ( 1Тим.4:1 ), бывает «пристанищем всякому нечистому духу» ( Откр.18:2 ), начинает иметь отцом своим диавола, похоти которого он хочет творить ( Ин.8:44 ) и делается окончательно сыном противления ( Еф.2:2 ), вознося хулу на Св. Духа ( Мф.12:31 ; Лк.12:10 ), т.е. омертвевая духовно-нравственно в своем противлении Духу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Значит, непонятно, зачем тогда Страшный Суд по Воскресении из мёртвых, когда отделят одних от других, одних справа поставят, а других слева? И как человек может оказаться в пламени, как богач мучился в огне, если не было Суда? Неужели Бог неправосудный? Поэтому, есть частный суд, и есть Всеобщий Суд. То, что частный суд не является окончательным, связано с тем, что со смертью человека его добрые и злые влияния продолжают сохраняться в мире живых. И в зависимости от того, какое влияние окажется доминирующим, определится окончательное решение об усопшем на последнем Страшном Суде. Поэтому Церковь и постановила молиться за усопших. И эта традиция восходит к ветхозаветной церкви, когда не только молились, но и постились за умерших. Сказано: и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.  (2 Цар. 1:12) Здесь молились и плакали люди Давида и сам царь Давид, и постились о умерших. Ещё, это из другой книги: ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха. (2 Мак. 12:44-45) Т.е. и молились, и постились, и жертвы приносили. Кстати, у иудеев всегда были молитвы за умерших. В каждой синагоге есть место, где ставят свечи за умерших. Правда, они отказались от восковых, у них электрические свечки ставят, но на определённое время. С другой стороны, отцы церкви всегда учили, что полное воздаяние возможно только тогда, когда душа возвратится в тело. Так как, греша в теле, она и должна была страдать в теле. Живя благочестиво в теле, она должна была и наслаждаться в теле. Поэтому здесь как бы присутствует некая такая высшая справедливость. И следующий вопрос. Очень интересный. Это вопрос раба Божия Андрея с Украины. Андрей пока ещё не православный, он баптист. Он пишет:

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

6) «Против апокрифов выступали многие из отцов ранней церкви, например, Ориген , Кирилл Иерусалимский , Афанасий». Здесь пора сказать о том, что Джош Мак-Дауэлл и все вообще протестанты путают «неканонические» книги с апокрифами, в то время как апокрифами называются другие книги, такие как книга Еноха, Юбилеев, евангелия от Петра, от Никодима, от евреев, от Иакова; откровение Седраха, Варуха, Петра, Павла и многие другие, которых никогда не было в Септуагинте и которые Церковь никогда даже не пыталась ввести в библейский канон, которые ни на каком Соборе и ни в каком списке библейских книг никогда не упоминаются, ибо «апокрифы» значит «утаённые» 675 , и они по самой своей сути не могут быть в списке книг, предназначенном для всех, как Библия. Протестанты же совершенно не разделяют «неканонические» книги от апокрифов, и одни и другие книги называют просто «апокрифы». Об утаённых книгах (апокрифах в истинном смысле) ясно говорится в 3Езд.12:37–38; 14:26,44–48 : «Все это, виденное тобою, напиши в книге и положи в сокровенном месте; и научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны. (...) И когда ты совершишь это, то иное объяви, а иное тайно передай мудрым. (...) Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал». Таким образом, одни ветхозаветные книги предназначались для всех – и достойных, и недостойных, а другие – только для мудрых. Со времен Ездры были написаны и другие тайные книги, в том числе и христианские. Поэтому, как в ветхозаветной Церкви было открытое учение для всех, и учение тайное, лишь для мудрых, для верных и достаточно посвящённых, так это остаётся и в новозаветной Церкви. Именно о тайном учении Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» ( Мф.7:6 ). О том же говорил и ап. Павел: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными» ( 1Кор.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ср. Бр. Сл. 1892 г., т. 11, 142 стр. 12 Церковные Ведомости 3, 1900 г. О стремлении руководителей австрийской секты образовать независимую от правительственной власти раскольническую « Церковь » чит. в «Циркуляре Министра Внутренних дел губернаторам» от 30 Апреля 1900 года. 17 βαπτζω – крещу, погружаю; баптисты – крещеные христиане (die getaufte Christen), как они сами себя называют. 18 Rohnert «Kirche Kirchen und Secten» Leipzig 1881 j. 129 S. Vgl. Dresbach. «Die protestantischen Secten der Gegenwart». Barmen 1888 j. 149 s. Stark «Bilder aus der Reformationsgeschichte». Leipzig, 1869 j. 15 s. 19 Cramp. «Geschichte der Baptisten von der Gründung der ersten christlichen Gemeinde bis «zum Schlusz. des 18 Jahrhunderts». Aus dem Englischen. Hamburg. 1873 j. 287 s. 29 В 1876 г. в одной Англии, не считая Шотландии, было 2671 община с 265.727 членами. Missionsblatt getaufter Christen 1878 j. 97 s. В 1894 г. 353.067 членов. Vedder. Geschichte der «Baptisten» Hamburg. 1896 j, в конце таблица. 34 Мак-Гахан. «О поступательном движении православия в Америке», Русское Обозрение. 1895 г. Сентябрь, 203 стр. 42 О них можно прочитать в статье «Прав. Собес.» за ноябрь месяц «Появление бегунства в Казани». Наше редакционное примечание. 44 Этот принцип бегуны не только перекрещенные, но и «жиловые» проводят в самых широких размерах; обратившейся же советую забыть его. Редактор. 45 Настоящий рассказ представляет ученическую работу по Словесности, на тему: «Самый радостный день в моём детстве», – исправленную стилистически преподавателем. Прим. Ред. 46 Последние строки заимствованы нами, по желанию рассказчицы, из письма её к нам, от 8 ноября. Ред. 47 До появления Марковского толка в Мелекесе почти не было раскольников, теперь же их официально насчитывается до 2 т., а в действительности гораздо больше. 49 Дегтерев действительно плохой старообрядец: – некоторые старопечатные книги он считает сборниками южно-русских басен, в полемике на них никогда не ссылается, рассуждает более от разума и на основании сочинений Т. И. Филиппова, В. С. Соловьева и т. п. По его словам, он принадлежит к австрийцам-окружникам. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8.2.44. Вторник. Вчера перебрались в новые буданы. При постр[ойке] разделил группу на «стариков» и «молодых». Над молод[ыми] поставил старш[им] Мак[сима], дело пошло на лад. Мак[сим] большой гультай , а здесь работал за троих. Выяснил, что Уп[орников] бросил винтовку, когда бежал от немцев. Заб[роскин] подал её ему. Если бы [она] была в будане, то были бы хоть осколки. Второе – н[емцы] в будан не спускались. Когда Сер[гей] Ан[ненков] нашёл винтовку одного убитого партизана, Уп[орников] подумал, что это его винтовка, и был удивлен и недоволен. Жалко, выпал снег, а то бы я отправил его на поиски. Теперь у меня 10 человек хорошо вооруженных и 3 лошачины в запасе спрятаны. Вчера первый раз за зиму лёг спать с сухими ногами. 9.2.44. Среда. Кажется, это первый день, прошедший спокойно. Осмотрел продукты, которые мы едим: мясо – тухлое, сначала кипятится в воде, вода выливается, а затем из него варится суп. Сухари покрыты плесенью, перед употреблением обугливаются, картофель мороженый. От желудка узнал великолепное средство – отвар дубовой коры. Нашли ячмень, хотели пустить в дело, да на наше несчастье хозяин нашёлся. Пришлось отдать. Обоих Сергеев сегодня отправляю в К[азимировскую] Сл[ободку] заказать сухарей и хлеба. С нами живёт серый кот, умудряющийся нас находить даже в том случае, если мы переходим жить на новое место. Вот и теперь (вчера) он с криком явился на наше новое жительство. Хорошо, это не н[емцы]. 12.2.44. Суббота. Ночью в четверг Сер[ей] Анненков привёл вторую стряпуху. Ф.Б. Занч. получил в посылке пол-литра, кот[орые] мы вчетвером и потянули перед сном. В 4 часа ночи с 10-го на 11-е при проверке поста обнаружил Аль[берта] спящего. Поставил Уп[орникова]. В 6 часов рядом с нами открылся ураган[ный] огонь автоматов и взрывы гранат. Расстояние напрямую 300 метров. Опред[елили], что это на Сергеев будан. Пришлось срочно менять место. Завел группу, расположил на отдых, (без костра, мокрые по колено), а сам с Мак[симом] и Сер[геем] Ан[ненковым] пошел в разведку.

http://pravoslavie.ru/61410.html

28 Мф 5, 44—48. Слова Христа о непротивлении злу иногда истолковывались (напр., Л. Толстым) в смысле полной пассивности. Между тем мы видим, что Сам Христос такой пассивности не проявлял. Он изгнал бичом торгующих в Храме; Он протестовал, когда слуга первосвященника ударил Его по лицу; Он говорил о великой любви тех, кто «положит свою жизнь» за ближних (Ин 15, 13). Поэтому Его слова о снесении оскорбления следует понимать как призыв побеждать зло добром; ср.Рим 12—21. В этом пункте Евангелие согласно с учением лучших из законников: «Подражайте свойствам Божиим: как Он милосерд, будьте и вы милосердны» (Сота, 14), «плати добром за зло» (Шемот Рабба, 22). 29 Лк 10, 25—37. 30 Ин 12, 20; Мф 8, 5—13; Лк 7, 1—10. 31 Иома, 85а, 1; Мак 2, 32—41. 32 См. кумранский текст, именуемый «Дамасским документом», X—XI. Позднейшие учители иудейства пытались дать субботним запретам богословское обоснование в том смысле, что человек, соблюдая праздничный покой, отказывается от любых действий, связанных с его властью над природой. Тем самым он исповедует свою зависимость от Создателя. Однако ничто не указывает на существование подобной идеи в евангельскую эпоху. 33 Мф 12, 1—6; Мк 2, 23—28; Лк 6, 1—5. 34 Лк 13, 15; 14, 5; Мф 12, 11. Обрезание совершается несмотря на субботу — учили раввины (Тосефта к Шаббат, 15). 35 Мк 3, 1—6. «Иродиане» действовали в данном случае как представители светской власти (Ирода Антипы). 36 Ср.: Амос 7, 10—15. 37 Санхедрин, XI, 3; Тосефта к нему 14, 13. Иудеи в ту эпоху уже фактически отказались от соблюдения многих параграфов уголовного кодекса, содержавшегося в Пятикнижии. Эти законы отражали уровень древневосточного правового сознания и в более поздние эпохи перестали соответствовать потребностям дня. Едва ли можно считать, что судебник Пятикнижия есть во всех своих подробностях плод божественного Откровения (см.выше приложение 3). Целый ряд уголовных принципов Торы заимствован из месопотамских и др.судебников. См., в частности, параллели между кодексом вавилонского царя Хаммурапи (XVIII b. до н. э.) и законами, приведенными в 20—23 гл. Исхода, указанные в кн.: Волков И. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914, с.70 сл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010