1. Включить имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской; 2. Память священномученика Геннадия (Парфентьева) совершать 28 октября по старому стилю/10 ноября по новому стилю в день его кончины; 3. Честные останки священномученика Геннадия (Парфентьева), в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание; 4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора». Протоиерей Михаил Рязанцев и архимандрит Алексий (Туриков) вынесли из алтаря икону священномученика Геннадия Яранского и передали Святейшему Патриарху Кириллу. При пении хором тропаря и величания Предстоятель Русской Православной Церкви благословил народ Божий иконой ныне прославленного святого. Икона была возложена на аналой в центре храма для поклонения. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Арсения Аванесяна, клирика храма преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес иерей Назарий Эйвазов, кандидат богословия, клирик храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО г. Москвы. После проповеди протоиерей Михаил Рязанцев зачитал жизнеописание священномученика Геннадия (Парфентьева). По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и ко вкладу в развитие церковно-государственных отношений были удостоены: Святейший Владыка в завершение напутствовал награжденных: «Каждый из награжденных на своем месте честно трудится для пользы Отечества и Церкви Божией. Дай Бог, чтобы как можно больше государственных мужей, представителей бизнес-сообщества, нашей интеллигенции шли по этому пути, по которому шли наши самые выдающиеся государственные деятели прошлого, созидая силу Отечества, его обороноспособность, и одновременно сознавая свою ответственность за духовное и культурное развитие нации. Верю, что в нынешних условиях все это возможно соединить во благо нашего народа. Еще раз с праздником всех вас поздравляю!».

http://patriarchia.ru/db/text/5855581.ht...

Файл 28779.jpg:   Размер: 1346x1346, 1.81 MPix, 518 Kb. Дата: 2017-02-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (237) , (4) . Описание: Богоматерь с младенцем на троне. XIX век. - Поморский храм Знамения Пресвятой Богородицы, С.-Петербург. " «Богоматерь с младенцем на троне», часто в описях именуемая «Печерской», что, впрочем, не совсем верно, находилась в центральной части. " Файл 31816.jpg:   Размер: 436x640, 0.28 MPix, 115 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (138) , (0) . Описание: Богоматерь тронная в раме с 20 клеймами истории иконы Период создания: XVIII в. Материал, техника: дерево, левкас, темпера Размер: Вертикальный размер: 63. Горизонтальный размер: 48,5, рама 200 х 103 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 16964015 Номер по ГИК (КП): ЯХМ-53403/1260 Инвентарный номер: И-1405 Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " В среднике Богоматерь в красном мафории и си[...] Файл 33842.jpg:   Размер: 404x800, 0.32 MPix, 68 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (130) , (2) . Описание: 23 июня — празднуется память перенесения списка с чудотворной иконы Божией Матери «Печерская» в город Череповец. Краткая история появления образа со списка чудотворной Печерской иконы Божией Матери в г. Череповце: в 1829 году крестьянской вдовой из с. Степановского был сделан список с чудотворной иконы Божией Матери «Печерская». Его доставили из г. Ярославля в д. Матурино, а затем 10 июня по старому стилю (23 июня по новому стилю) 1830 года (мое замечание: Ярославская прославлена в 1823 г.) [...] Файл 34421.jpg:   Размер: 768x1024, 0.79 MPix, 168 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (92) , (2) . Описание: г. Череповец список с чудотворной иконы Божией Матери «Печерская». Многие череповчане стали совершать паломничества в Ярославль, где, прикладываясь к чудотворному образу, получали исцеление от мучивших их недугов. В числе этих паломников оказалась и крестьянская вдова Татьяна из села Степановского, которая в 1829 году заказала список с чудотворного образа. Причем сделала это «по обещанию», т.е. скорее всего женщина получила или надеялась получить помощь от Царицы Небесной после молитвы пер[...]

http://pravicon.com/icon-250-photo

Е. Грачева : Владыка, на прошедшей неделе Россия отмечала 100 лет со дня ключевой переломной даты в истории нашей страны и Русской Церкви – 100 лет открытия Всероссийского Поместного Собора. Какие ключевые решения были приняты тогда 100 лет назад, которые до сих пор влияют на жизнь Русской Православной Церкви, помимо того, что Собор выбрал святителя Тихона Патриархом? Митрополит Иларион : Когда в стране в начале XX века начались революционные события и люди стали говорить о реформах в самых разных областях, то заговорили и о церковной реформе. Но только церковные люди, прежде всего, говорили о том, что надо восстановить тот канонический строй Церкви, который испокон веков существовал, и что надо восстановить патриаршество. Собор готовился более 10 лет. Существовал специальный орган Предсоборное Присутствие, где и архиереи, и священники, и монашествующие, и миряне активно обсуждали этот вопрос, и другие вопросы церковной жизни. Собор открылся в праздник Успения Божией Матери 28 августа по новому стилю, тогда это было 15 августа по старому стилю. И главным деянием, конечно, было восстановление Патриаршества. Причем произошло это тогда, когда власть в стране уже захватили большевики. То есть это действительно был судьбоносный переломный момент и в жизни страны, и в жизни Церкви. И во многом благодаря тому, что Церковь потеряла императора в качестве своего главы, но обрела свою каноническую главу, ей удалось выстоять в самые тяжелые годы гонений и репрессий. Но, конечно, были и другие решения Собора. Например, Собор принял решение восстановить тот канонический церковный строй, который предполагал, что в каждой области будет своя митрополия, и что митрополии будут делиться на епархии. Такое решение было принято, но в советское время оно не могло быть осуществлено, потому что государство препятствовало свободной жизни и деятельности Церкви. И только в наше время при Патриархе Кирилле, когда мы стали возвращаться к решениям Собора, к решениям 100-летней давности, которые не просто копируются, но переосмысливаются, адаптируются к сегодняшнему дню, стало возможно создать эту систему митрополий, то есть создать новые епархии. В этом смысле сегодня появилась возможность воплотить в жизнь решения, принятые век назад членами Поместного Собора, многие из которых потом стали мучениками и исповедниками Русской Церкви.

http://religare.ru/2_113344.html

Из моих воспоминаний Печатается по: Архиепископ Нестор. Из моих воспоминаний//Харбинское время. 27.10.1940. Слово Преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского на молебне в г. Харбине 19 августа 1945 г. по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире Печатается по: Слово Преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского на молебне в г. Харбине 19 августа по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире//Журнал Московской Патриархии. 1945. И. С. 27–28. Приветственное слово Преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского, победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября 1945 г. в г. Харбине Печатается по: Приветственное слово Преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского, победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в г. Харбине//Журнал Московской Патриархии. 1945. И. С. 30–31. Список основателей Православного Камчатского братства во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса Печатается впервые: См.: ГАРФ. Ф. 601. On. 1. Е.х. 2313. Лл. 7–10. Печатается с учетом особенностей орфографии подлинника. Из дневника генерала графа Ф.А.Келлера Печатается по: Дневник генерала гр. Ф.А. Келлера 1918 г.//Царский вестник. Белград. 542. 1937. 28 февраля. Дата дневниковой записи дана, вероятно, по новому стилю. Как известно, генерал был убит петлюровцами 8/21 декабря. Из воззвания епископа Нестора «Ко всему казачеству» Печатается по: Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск. – Иркутск. 1930. С. 25–26. Из письма епископа Нестора митрополиту Иннокентию (Фигуровскому) Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Е. х. 233. Л. 55. Машинописная копия для Временного Синода. Письмо епископа Нестора митрополиту Антонию (Храповицкому) Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Е. х. 233. Л. 115–119. Автограф. Получено 10.12.1925. Часть письма, зачеркнутая адресатом (эти абзацы заключены нами в прямые скобки), свидетельствует о том, что его, вероятно, зачитывали на заседании Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В период с 28 августа по 20 сентября (здесь и далее даты указаны по новому стилю – прим. ТАСС) было проведено три сессии Собора: первая — в период с 28 августа по 22 декабря 1917 года, вторая — со 2 февраля по 20 апреля 1918 года, третья — со 2 июля по 20 сентября 1918 года.  В работе Собора, своеобразного церковного Учредительного собрания, приняло участие 564 человека, из них 80 архиереев, 129 священников, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. О чем же они спорили больше года? Проблемы, которые нужно было решать Начиная разговор о церковных реформах, нужно вспомнить, что представляла собой Русская церковь в начале XX века. 200 лет, начиная с петровского времени, она была лишена патриарха и фактически представляла собой одну из государственных структур, сталкиваясь таким образом со всеми сложностями и издержками любой бюрократической системы. Кроме того, Церковь выполняла функции современных ЗАГСов — вела учет населения, записывая в книги сведения о родившихся, умерших и вступивших в брак. Каждый житель Империи (речь, конечно, не шла о территориях, где традиционно проживали мусульмане, буддисты или евреи) должен был раз в год, Великим постом, приходить на исповедь и к причастию. Сведения об этом хранились в церковных исповедных ведомостях. Поскольку православие было государственной религией Российской Империи, отступление от православия (и неверие вообще) до указа о веротерпимости (1905 года) преследовалось по закону, что, конечно, предопределило появление верующих формально, внешне, «не на самом деле», и во многом способствовало впоследствии утверждению советского атеизма. Формальное соблюдение православных обрядов и невысокая грамотность россиян не позволяли полностью изжить средневековые магические представления граждан (да что говорить: и сейчас нельзя сказать, что они полностью изжиты), что создавало духовенству немалые проблемы. Понимал это еще царь Петр, искоренявший суеверия и ратующий за повышение уровня образования — хотя бы духовенства. Ситуация осложнялась (как и теперь) тем, что основным языком богослужения был не очень понятный церковнославянский.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Наконец, и наш нынешний святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл тоже призвал превратить в общенародный праздник памяти князя Александра именно 12 июня, а не 6-е. И это совершенно правильно. – День рождения Александра Невского, таким образом, совпадает с государственным праздником – Днем России. Еще одно символическое совпадение? – Причем очевидное. С одной стороны, мы имеем государственный праздник с не очень внятным содержимым. Хотя слово «независимость» убрали из его названия, но все же помнят, в чем там дело. С другой стороны, у нас есть совершенно очевидное народное волеизъявление относительно общенародной значимости конкретного лица. Патриарх Кирилл и призвал наполнять этот праздник именно таким созидающим смыслом, праздновать его как день рождения выдающегося русского исторического деятеля. Что же касается так называемого «официального юбилея» Невской битвы 1240 года, то получилось еще смешней и печальней. «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», в подлинности которой никто не сомневается, прямо свидетельствует: «Выступил же на них в день воскресения, 15 июля, на память 630 святых отцов Халкидонского Собора и святых мучеников Кирика и Улиты». Возьмите любой, даже самый дешевый, церковный календарь и посмотрите, на какой день выпадает память этих святых. Это и сегодня 15 июля. Ничего за девять веков не изменилось. Но по новому-то стилю это будет 28 июля! И даже если пересчитывать по григорианскому календарю, выйдет 22-е. Откуда взялось 15-е? – Может, это не так уж и важно? Главное, что вспомнили… – Хорошо, что вспомнили. Но связи опять обрываются. Например, на 15/28 июля сегодня падает день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. В XIII веке он еще не был канонизирован, иначе бы составитель жития Александра обязательно и его упомянул. Но день его успения – 15 июля 1015 года – был хорошо известен всем летописцам. Так вот, некоторые церковные историки, например Г.П. Федотов, полагают, что именно победа в Невской битве ускорила общецерковное прославление князя Владимира. Сначала в Новгороде, а потом и в остальных русских княжествах. При нынешней дате «официальных» торжеств даже разговор на эту тему выглядит странно.

http://pravoslavie.ru/38449.html

Но православный мир этой прибавки не принял, потому что за долгое время пользования юлианским календарем нагрузил его сакральным содержанием — святцами, а главное — пасхалией. И менять все это считали кощунством. Кто же был прав? Арбитром тут может служить только пасхалия. Праздновать память святым по новому стилю легко привыкнуть, а изменить составленное на 7980 лет вперед расписание Пасхи гораздо болезненнее. В постановлении Никейского собора 325 года сказано, что Пасха празднуется по такому правилу: ждем весеннего равноденствия, затем первого полнолуния и после него первого воскресения. По юлианскому календарю равноденствие считается случившимся 22 марта, но это неверное предположение — оно наступает на 13 дней раньше! Значит, празднование Пасхи по юлианской пасхалии нарушает постановление Никейского собора! То есть нам пришлось бы сказать, что юлианское счисление неправильное, если бы не одно поразительное обстоятельство. Святой огонь в храме Воскресения в Иерусалиме нисходит на православную «неправильную» Пасху, а не на «правильную» католическую. Как видим, все дело в вере. Христос сказал, что вера может сдвинуть гору с места. Оказывается, что она может сдвинуть с места и весеннее равноденствие. Какое нам дело до астрономического солнца — всего лишь раскаленного камня, — когда у нас есть Солнце правды — Иисус Христос! Пасха — событие не астрономическое Как определяется день празднования Пасхи? Принцип расчета, принятый на Никейском соборе в 325 году, объясняет священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик Николо-Кузнецкого храма (Москва), завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.  — Почему на Никейском соборе был поставлен вопрос о пасхалии? Потому что до него в разных концах империи Пасху праздновали в разное время. В малоазиатских Церквах, например, тогда, когда мы отмечаем Чистый четверг, Тайную Вечерю, 14 нисана по еврейскому календарю. Но поскольку Церковь на тот момент в империи стала единой, решили праздновать Пасху все вместе — в ближайшее воскресенье после полнолуния, которое идет за весенним равноденствием по юлианскому календарю. (По дополнительному условию, если это воскресенье совпадет с иудейской Пасхой, христианскую передвигают на неделю дальше.) Почему привязали Пасху к юлианскому календарю? Он оказался очень удобным в отличие от других календарей — лунного, солнечного, звездного и т. д. Он как бы промежуточный между этими календарями, сочетает и лунный, и солнечный циклы и обладает хорошей периодичностью. Раз в 28 лет даты в нем совпадают с днями недели, а раз в 19 лет — с фазами луны. По нему легко рассчитать, когда случилось то или иное событие в прошлом. Скажем, в историческом источнике написано: когда при императоре Феодосии I произошла такая-то битва, было лунное затмение и был четверг. В каком году это случилось? Чтобы произвести подобный расчет, даже григорианцы сейчас переходят на юлианский календарь, с помощью которого это делается мгновенно.

http://pravmir.ru/yulianskij-kalendar-os...

7. Поблагодарить юбилейную комиссию за проделанную работу по организации и проведению праздников. Ж У Р Н А Л 70 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой) (+ 1941). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание схиигумении Софии (Гриневой) — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить местное прославление и почитание в пределах Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой). 2. Утвердить иконописное изображение святой. 3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы. 4. Останки схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы считать святыми мощами. 5. Память схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы совершать 24 марта/4 апреля (день кончины) и 28 апреля/11 мая (день обретения мощей) по старому и новому стилю. 6. Вознести благодарность Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, за то, что явил нам новую молитвенницу за Святую Церковь и наш народ. Ж У Р Н А Л 71 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых новомучеников Запорожской епархии священника Александра Шишина (+ 1921). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание священника Александра Шишина — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии священника Александра Шишина. 2. Утвердить иконописное изображение святого. 3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака священномученику Александру Шишина, пресвитеру.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

24 июля. День памяти святой княгини Ольги . [Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю русскому Володимеру» сохранил для нас дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года. По новому стилю — 24 июля. Ольга была похоронена по христианскому обычаю в земле. Ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, перенес ее нетленные мощи в построенную им Десятинную церковь в Киеве. Почитание великой княгини Ольги как христианской святой началось еще при ее внуках — Ярополке, а затем Владимире. Общецерковное прославление произошло в 1547 году - Ольга была причислена к лику святых в чине равноапостольных]. Ил.: Святая княгиня Ольга. Михаил Нестеров. 1893. - С.4; 8 июля. День семьи, любви и верности. [«Все может быть отнято у нас, кроме любви, и это делает любовь тем единственным, что мы можем давать. Все остальное — члены нашего тела, разум, имущество — можно отнять у нас силой; но любовь — нет средства добиться ее от нас, если только мы сами не дадим ее. В отношении нашей любви мы столь же вольны, сколь не вольны ни в одном из прочих проявлений нашей души или тела. И хотя в основе даже и любовь — дар Божий, потому что мы не можем сами вызвать ее в себе, однако, когда имеем ее, это единственное, в чем мы можем отказать или что можем дать». Митрополит Сурожский Антоний ]. Фото Анастасии Воскресенской. - С.5; 17 июля. День памяти святых царственных страстотерпцев. [Страстотерпец — один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих заповедей, и чаще всего - от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца - то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это лик святых, убитых не за исповедание веры во Христа, а за их особую роль в общественном устройстве. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению. Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья]. Семья Романовых. Фото. - С.5. Даты июля: 28 июля. День Крещения Руси. [ Патриарх Кирилл: «Не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты. Какие церковные праздники являются самыми важными? По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Какие церковные праздники называются великими? Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”: — Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); — Обрезание Господне (1/14 января); — Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля); — День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля); — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”. Какие церковные праздники называются двунадесятыми? Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»). К Господским праздникам относятся: — Рождество Христово (25 декабря/7 января), — Крещение Господне (6 января/19 янв.), — Преображение Господне (6 августа/19 авг.), — Воздвижение Креста Господня (14 сентября/27 сент.),

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010