Христос рождается, славите!    Блаженный Феофилакт, Толкование на Евангелие от Матфея . Там же. Святитель Кирилл Иерусалимский, Мистагогические поучения 4. Святитель Амвросий Медиоланский, Послания 6.29. Русский перевод колядки: Небо и земля, небо и земля Ныне торжествуют, Ангелы, люди, Ангелы, люди Весело ликуют: Христос родился, Бог воплотился! Ангелы поют, Славу воздают. Пастухи играют, Пастыря встречают, Чудо, чудо возвещают! Во Вифлееме, во Вифлееме, Радость наступила! Чистая Дева, чистая Дева, Сына породила! Христос родился, Бог воплотился! Ангелы поют, Славу воздают. Пастухи играют, Пастыря встречают, Чудо, чудо возвещают! Блаженный Феофилакт, Толкование на Евангелие от Иоанна . Фома Аквинский, Сумма теологии . III. 7. 1. Там же. Свят. Иоанн Златоуст, Гомилии на Матфея . Иоанн Златоуст, Гомилия 28 на 1-е Послание к Коринфянам . Блаженный Августин, Слово на Богоявление . Блаженный Феофилакт, Толкование на Евангелие от Матфея . Блаженный Августин, Слово на Богоявление . Святитель Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Матфея . Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Матфея . Хотя о Симеоне сказано: «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26). И Закон Божий был изречен Духом Святым (2Пет. 1, 21), но, как мы уже уточнили: «при служении Ангелов» (Деян. 7, 53). Сохранившееся древнее предание рассказывает о явлении Симеону Ангела: «Пра­вед­ный Си­ме­он Бо­го­при­и­мец был, по сви­де­тель­ству свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки, од­ним из из­бран­ни­ков Бо­жи­их, ожи­дав­ших уте­ше­ния Из­ра­иле­ва, и Дух Свя­той пре­бы­вал на нем ( Лк. 2, 25 ). Ему бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га, что он не умрет до то­го вре­ме­ни, по­ка в мир не при­дет обе­щан­ный Мес­сия — Христос Гос­подь. Древ­ние ис­то­ри­ки со­об­ща­ют, что еги­пет­ский царь Пто­ле­мей II Фила­дельф (285–247 до Рож­де­ства Хри­сто­ва) по­же­лал по­пол­нить свою зна­ме­ни­тую Алек­сан­дрий­скую биб­лио­те­ку тек­ста­ми священных книг. Он при­гла­сил из Иеру­са­ли­ма книж­ни­ков.

http://radonezh.ru/analytics/beseda-na-r...

здесь снова исправлены Полоцким, и над ними обыкновенно полагается надпись: correcta. Поправки встречаются почти только на тех местах, какие исправлены и в предыдущей рукописи самим Полоцким, или Медведевым. Последние см. особенно л. 81, (сл. 250. л. 31 об.), Л. 233 об. 250. Л. 92 об.), 402. 250. л. 167), 408 250. л. 170), 456 об. ( 250. л. 182 об.) и др. Просматривал ркп. и делал в ней поправки и заметки и Сильвестр Медведев. Его рукою в «поучении от иереев к сущим под ними» на особом столбце, л. 533, приписана большая вставка о наказании прибегающих к волшебству (читаемая в печ. издании от л. 18 об. до 21 об.), и, сообразно с сим, вместо прежнего Симеонова краткого заглавия слова, сделано обширное. Рукою Сильвестра Медведева переписано л. 624–630 всё слово к Запорожскому воинству. На л. 528 в слове «о благоговейном стоянии во храме Божием», против места, где Полоцкий желающих иметь полнейшее наставление о поклонении на литургии св. дарам, приглашает к себе на удобнейшее место, Медведев отметил: не печатано. При некоторых словах есть пометы руки Полоцкого для переписчика. Над словом к православному Воинству: л. 616. iest па inschey tetradi tez. Над словами: л. 701 в день Рождества Христова от лица восточных патриархов, л. 705 на день Петра митрополита, переписанными одним малороссийским почерком: te slowo па koncu ksiegi В слове на день св. Григория Неокесарийского , перед сделанным в конце прибавлением о молении за царя и пр., л. 102 помечено: зд аще хощеши конецъ сотвори. См. л. 436 об. После 3 слова в день Благовещения пресв. Богородицы, л. 302 об., написаны Русские слова Польскими буквами: Siie pouczeniie otca Simeona Polockaho а moieho diadi. 252 (по преж. кат. 285). Венец веры кафолической и Катехизис, сочинения Симеона Полоцкого , в лист, полууставом, 247 л., 1670 и 1671 годов. Л. 1. Внецъ вры на смвола сты аплъ из различны цвт в бгосло в ски и соплетены. и врны к двамъ жениха нбна во и во воню дхвна сорженый. многогршнаг смена петровскаг ситнновича в лто зрои.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Справка: Болгарские уроженцы – Христо Попов, Христо Вергов, Стефан Бунтовников и иеродиакон Иларион, как значится в упомянутых выше указах Святейшего Синода, и Атанас Трифонов, по его собственному заявлению, имеют получать на свое содержание в Академии стипендии от Святейшего Синода Болгарской церкви, греческий же уроженец Панайот Коцампопуло никаких средств к содержанию в Академии не имеет. Определили: 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять болгарских уроженцев Христо Попова, Христо Вергова, Стефана Бунтовникова, Атанаса Трифонова, иеродиакона Илариона и греческого уроженца Панайота Коцампопуло в число студентов 1 курса Академии, а болгарского уроженца Петра Юрьева, оказавшегося совершенно неподготовленным к прохождению академического курса наук, – в число вольных слушателей академических лекций. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о назначении греческому уроженцу Панайоту Коцампопуло на содержание в Академии особой стипендии из Синодальных сумм. XVI. Собственноручные показания студентов 1 курса о желании их изучать специальные предметы первой или второй группы, один из древних и один из новых языков и слушать лекции по естественно-научной апологетике. По сим показаниям изъявили желание слушать: предметы первой группы: из языков: 1 . Анисимов Петр- греч. нем. Арефьев Иван – греч. нем. Ващенко Григорий – греч. нем. Вергов Христо, болгарин -греч. франц. —344— 5 . Воскресенский Иван – лат. франц. Головачев Потап – лат. нем. Дионисий (Марангудакис) иеродиакон, грек. греч. франц. Зеленин Николай – греч. нем. Знаменский Василий – греч. нем. 10 . Иларион, иеродиакон, болгарин – греч. франц. Кудинов Павел – греч. нем. Лепехин Николай – лат. нем. Попов Христо, болгарин – греч. франц. Пятницкий Иван – лат. нем. 15 . Ряжский Константин – лат. нем. Соловьев Николай – лат. нем. Сорокопуд Георгий – лат. нем. Спасский Алексей – греч. нем. Тарасов Василий – греч. нем. 20 . Трифонов Атанас, болгарин – греч. франц. Троицкий Дмитрий – греч. нем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через несколько дней, когда мы всей нашей группой читали в комнате Гавриила молебен Божьей Матери, он испустил дух. Пресвятая пришла и забрала его. Михалис дал нам знак, чтобы мы завершили молебен, а уже после занялись усопшим. Христо 56 На проповеди г-на Михалиса приходил также г-н Христо. Человек большой веры и ревности к духовным вещам. Он много постился и читал много книг. Однажды, будучи уже в преклонном возрасте, он сильно заболел, и его родственники хотели пригласить священника, чтобы его причастить, но он отказался. Когда они стали его убеждать, что нужно причаститься, то он открыл им следующую тайну. За несколько месяцев до этого, на ночной молитве, внезапно вся его комната осветилась, и перед ним явился сам Христос, который по-дружески сказал ему: «Старина Христо, ты продвинулся далеко… Теперь тебе нет нужды причащаться от священника, я сам буду приходить и причащать тебя. Но никому об этом не говори!». С тех пор он верил, что его причащает сам Христос, и что он отправится в рай. Так он и умер, а родственники почитали его за святого. У них было много его фотографий, которым они всё время покланялись. Однажды Старец позвонил Михалису и с беспокойством сказал: «Михаил, дорогой, передай родственникам старины Христо, чтобы они совершенно прекратили поклоняться ему как святому, так как этим они гневят Господа. Старина Христо впал в прелесть, и попал в ад… Он поверил лукавому и погиб». Родственники поначалу изумились, но потом приняли это слово, так как доверяли Старцу, и после этого только молились об этой несчастной обманутой душе. Христо говорил и проповеди, все считали его образцом христианина. И постепенно он поверил похвалам людей, а от своего духовника отдалился. И в итоге впал в гордость, посчитал себя достойным видеть Господа. К сожалению, вселукавый диавол перехитрил его, видоизменился, и сумел в последние месяцы его жизни завести его в прелесть и скинуть в ад. Путешествие со Старцем Мой муж Харалампий был полицейским, с 1956 года старец Порфирий был его духовником. Обычно он ходил к Старцу один, так как я оставалась сидеть дома с семью детьми и со свекровью. Он был родом из деревни Монодри, недалеко от деревни Старца, – деревни «Святой Иоанн». Однажды, в 1977 г., Старец сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её продолжалось десять лет (1825-1835 гг). В начале XX века на колокольне Христо-Рождественского собора насчитывалось восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов. Работы по строительству возобновилось через пять лет, в 1840 году, когда началась пристройка каменной трапезной. Руководили работами протоиерей Андрей Иванович Калугин и церковный староста Стефан Ларин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма города Липецка. К 1848 году в приходе Христо-Рождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами. В смутные времена лихолетья, после революции 1917 года, Христо-Рождественский собор также пострадал от рук безбожной власти, как и многие храмы того времени. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. А в 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое состояние. И, в один из дней, встал вопрос о его сносе. Однако, по воле Божией, нашлись защитники храма. Активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей. В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцовом часовом заводе. Однако, время шло вперед. Как известно, времена меняются. Господь Бог услышал молитвы верующих и в 1991 году безбожная власть пала. В тот же год Христо-Рождественский собор вернули верующим города Липецка. Тогда же он стал кафедральным. 2 ноября 1991 года состоялось освящение Христо-Рождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) и липецкого духовенства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

Февральская революция открыла шлюзы для проявления всякого недовольства, рушились прежние, казалось, незыблемые основы и представления, в том числе и по вопросу религиозного воспитания в школе. Ещё задолго до октябрьского переворота неоднократно вставал вопрос о том, сохранять или изымать Закон Божий как предмет из цикла обязательных для преподавания. Сохранились документальные сведения по ст. Урюпинской, Хопёрского округа, раскрывающие обстоятельства обсуждения этого сложного и запутанного вопроса. Изложены были они настоятелем Христо-Рождественской церкви священником Петром Протопоповым в церковно-приходской летописи и выражали точку зрения Церкви. Отец Пётр Протопопов — не только истинно верующий православный человек, но и ответственный, ревностный, озабоченный делами прихода, состоянием нравственности прихожан и положением Церкви пастырь. Он — умнейший и глубоко порядочный человек; ему чужды лицемерие, игра словами, легковесность суждений, крикливость. Он один из немногих священнослужителей станицы, который не покинул родную церковь, не оставил своё служение в ней — в самое сложное время — в связи с приходом в станицу красных и мужественно перенёс угрозы, оскорбления, обыски, неоднократные попытки расправы над ним. Пётр Иванович Протопопов, 1874 года рождения; окончил духовную семинарию; в 1913–1920 гг. — настоятель Христо-Рождественский церкви. Ко времени записывания по горячим следам церковной и станичной истории в 1913 году ему было 39 лет (первая часть летописи до 1913 г. утеряна). Возраст зрелого и сложившегося человека с устоявшимися убеждениями и ценностями, основанными на православной христианской вере. В 1911 г. в “Донских епархиальных ведомостях” им опубликована статья, посвящённая истории возникновения и деятельности церковно-приходской школы при Христо-Рождественской церкви ст. Урюпинской (См. Священник П. Протопопов. 25-летний юбилей Урюпинской Христо-Рождественской церковно-приходской школы//Донские епархиальные ведомости. 1911. 10. С. 222–226; 11–12. С. 259–265; 4. С. 339–343).

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Поэтому христиане — это " сыны Адама небесного, новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братья Христовы, подобные Отцу своему, Адаму духовному и светоносному " . Божественная Троица — единственно вечно-новая; и срастворяясь (=соединяясь) с Ней, человеческая личность становится и остается " новой тварью " . Вся бесконечно сложная жизнь истинного христианина обращается и протекает в Троичности, ибо родившиеся от Бога горним рождением, рождением от Духа Святого, имеют в себе Христа, их освящающего и упокояющего; они всегда путеводимы Духом Святым, невидимо путеводимы к облагодатствованию в своей Христо-образной душе. Через отроичение душа освобождается от несовершенства и, когда " взойдет к совершенству, совершенно (teleiws) очистившись от всех страстей и в неизреченном общении пришедши в единение и срастворение с Духом Утешителем, и, срастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, — тогда делается она вся светом (hole phws), вся — оком (hole ophthalmos), вся — духом, вся — радостью, вся — упокоением, вся — радованием, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротою " . " Душа, носящая в себе Бога, или, лучше сказать, носимая Богом… делается вся оком " . Духоносные, отроиченные, Христо-образные люди имеют душу, составленную из добродетелей Духа Святого, " внутренно пребывая неукоризненными, непорочными и чистыми " . Они становятся по благодати (kata harin) тем, чтчо Бог есть по естеству (kata physin), и все добродетели становятся для них " hws physews " (как бы природой). Человеческая личность срастается с Личностью Богочеловека Христа; Им распознается жизнь; Господь обитает в человеке и человек — в Господе, и " Сам Господь без труда творит в нем Свои собственные заповеди, исполняя его духовного плода " . Такая личность наконец ощущает себя Христо-образной (=Христо-подобной), обоженной, обогочеловеченной и всю суть своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Естественно, невозможно дискурсивно проанализировать таинственное, благодатно-мистическое срастворение (соединение) человеческой личности со Христом, и через Него — со Отцем и Духом Святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Христо-Рождественский кафедральный собор считается настоящим духовным центром города Липецка, одним из его символов, архитектурной жемчужиной, местом, где собираются верующие жители города и области, а также паломники со всех уголков земли. На сегодняшний день, собор является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения. Христо-Рождественский кафедральный собор расположен на Соборной площади города. Построен архитектором Томазо Адамини в классическом стиле. Увенчан позолоченным обширным куполом, что делает святыню еще более значимой и величественной. Фасады с Северной и Южной стороны украшены лоджиями с колоннами. Также с этих сторон есть два каменных крыльца: южное - с двухмаршевой лестницей и северное - с одномаршевой лестницей. Собор имеет несколько приделов: придел Николая Чудотворца, придел Серафима Саровского, Кресто-Воздвиженский придел, придел Смоленской иконы Божьей Матери. Возводилось это грандиозное сооружение на протяжении многих десятилетий по распоряжению великой русской правительницы Екатерины II, начиная с 1791 года. Строительство было Благословлено Святейшим Правительствующим Синодом и Преосвященным Иннокентием, епископом Воронежским. Возведение храмовой части Христо-Рождественского собора было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу. Случилась беда - произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей. Деньги на построение храма собирали у моста через реку Воронеж. Особенно активно во время проходивших здесь ярмарок. И вот, по милости Божией, 20 июня 1805 года был освящен первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца. А главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христо-Рождественскому храму переходит функция соборного храма города Липецка. Третий престол в храмовой части, правый, в южном приделе, был освящён в 1816 году.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 4. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II: Все правильно! В Советское время был алый стяг и Христовы заповеди в кодексе строителя коммунизма, но Самого Христо не было. Сейчас есть и алый стяг, есть и Христос, и Его заповеди. Все встало на свои места! И миллиардеры появились - всё встало на свои места. Теперь каждый продавец газет может стать миллиардером. Не то что при безбожном совке. В последние года витает идея возникновения в России православного социализма. Где будут сочатаваться социальная справедливость общества и жизнь во Христе отдельного человека. Вот алый стяг с изображением Христа, который стал возможен сейчас, может стать символом такого православного социализма. 3. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II: Все правильно! В Советское время был алый стяг и Христовы заповеди в кодексе строителя коммунизма, но Самого Христо не было. Сейчас есть и алый стяг, есть и Христос, и Его заповеди. Все встало на свои места! И миллиардеры появились - всё встало на свои места. Теперь каждый продавец газет может стать миллиардером. Не то что при безбожном совке. Более чётко - " каждый уличный продавец газет " . Но классика, конечно, " каждый чистильщик обуви " . 2. Ответ на 1, РОНОЛ: Все правильно! В Советское время был алый стяг и Христовы заповеди в кодексе строителя коммунизма, но Самого Христо не было. Сейчас есть и алый стяг, есть и Христос, и Его заповеди. Все встало на свои места! И миллиардеры появились - всё встало на свои места. Теперь каждый продавец газет может стать миллиардером. Не то что при безбожном совке. 1. Правильно. Все правильно! В Советское время был алый стяг и Христовы заповеди в кодексе строителя коммунизма, но Самого Христо не было. Сейчас есть и алый стяг, есть и Христос, и Его заповеди. Все встало на свои места! Сообщение для редакции Закрыть Закрыть ШОК: у всех умных людей есть именно это число в дате рождения

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/kr...

И.В. Прямоносов выполнил орнаментальные работы, а в куполе написал образ Господа Саваофа. Таким образом, Троицкий придел оказался богато украшен живописными ветхозаветными и новозаветными сценами и орнаментом, который, скорее всего, был растительным. По описанию середины 1920-х гг. вся церковь изнутри была выкрашена белой масляной краской, кроме главного храма, расписанного живописью. Иконостасы главной и придельных церквей Троицкого собора всегда были деревянными. Когда и кем они были изготовлены изначально, неизвестно. Об алтарной преграде Христо-Рождественского придела, устроенной еще в XVIII столетии, сведений не сохранилось. Можно лишь предположить, что по составу икон она была характерна для своего времени и, кроме местного ряда, включала праздничный и пророческий ярусы с Распятием вверху. В 1783 г. причтом Христо-Рождественской церкви был заключен контракт со священником с. Рафайловского Ялуторовского уезда Захарием Ершовым, в котором он в качестве подрядчика обязался поновить иконостас и, между прочим, написать 14 новых икон двунадесятых праздников. Был ли сам Ершов живописцем или только руководителем работ, неизвестно. В начале XIX в. для главного Троицкого алтаря устраивается трехъярусный золоченый иконостас, местами отделанный резьбой с тридцатью резными фигурами ангелов. В царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех Евангелистов, а вверху – Господа Саваофа, над которым расположилось резное «сияние» с предстоящими ангелами. В иконах алтарной преграды звучала тема Праздников и Страстей Господних, завершающихся Воскресением и Распятием. Иконостас для Димитриевского придела был изготовлен также в три яруса, простой работы, без резьбы. В Христо-Рождественском приделе иконостас, видимо, был переделан ранее подрядчиком Ершовым. В 1832-1833 гг. резной иконостас и заклиросные киоты в Димитриевском приделе изготовил крестьянин Введенской волости Курганского уезда Иван Никитин, а живопись выполнил дворовый человек господ Путьковских Василий Пермяков. В это же время поновляется иконостас в Христо-Рождественском приделе.

http://sobory.ru/article/?object=35686

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010