Послание иудея (или еллина – прозелита) Аристея, написанное ок. 200 г. до Р.Х., рассказывает следующее: «Греческий царь Египта Птолемей II Филадельф (285–247 гг. д.н.э.) решил пополнить свою огромную библиотеку и по совету ее хранителя Димитрия велел включить в нее «законы евреев». Для того, чтобы осуществить этот замысел, он отправил посольство в Иерусалим, прося прислать переводчиков. Первосвященник Елеазар дал по 6 мужей от каждого из 12 колен. Эти 72 мудреца прибыли в Александрию и за 72 дня переложили на греческий все Пятикнижие. Работали они на острове Фаросе, не общаясь друг с другом, но перевод у всех получился тождественный». Это предание повторяют Филон, Флавий, Талмуд, св. Иустин, Климент Александрийский и свт. Ириней Лионский 2 . С количеством переводчиков связано название версии из лат. septuaginta «семьдесят» и ее сокращенное обозначение LXX. По древнему преданию, одним из переводчиков был Симеон Богоприимец ( Лк. 2, 25–34 ; см. Рубан 1994, с.74–118) 3 . Правда, некоторые сомневаются в подлинности событий, описанных в послании Аристея. Если не считать некоторых второстепенных сомнений, то, пожалуй, главное возражение против подлинности этого рассказа состоит в том, что Димитрий Фалерийский был важным лицом при другом правителе – Птолемее Лаге, а должность хранителя библиотеки тогда выполняли рабы 4 . Но если обратиться к историческим данным, то, по свидетельству Плутарха, Птолемей Лаг и Димитрий Фалерийский составляли новое египетское законодательство, причем собирали законодательные сочинения всех народов и «тщательно изучали их». При этом Птолемей Филадельф был соправителем Лага и работал с Димитрием Фалерийским над составлением этих законов. Некоторые историки сомневаются в подлинности письма Аристея еще из-за того, что в настоящее время ничего не известно о упоминаемой в послании победе Птолемея в морской битве над македонским царем Антигоном. Кроме того, македонско-египетская война состоялась после смерти царицы Арсинои, о которой в послании говорится как о живой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

до Р. Х. 2 Цар 22). Формирование следующего раздела евр. канона, Пророков (Невиим), приходится на эпоху после возвращения из вавилонского плена и обычно связывается с деятельностью книжника Ездры и его окружения (сер. V в. до Р. Х.), хотя первое упоминание этого раздела наряду с Законом встречается только в предисловии к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (132 г. до Р. Х.). Последний разд. Писания (Кетувим) оформляется не ранее кон. I в. по Р. Х.; условно принята дата Иавнийского Синедриона - 90/100 г. по Р. Х. Критерием каноничности в раннем иудаизме служили представления о принадлежности книг ко времени пророков (от Моисея до времени правления персид. царя Артаксеркса I (2-я пол. V в. до Р. Х.) - Ios. Flav. Contr. Ap. 1. 8). Представление о том, что Ездра был последним пророком, определило результаты канонизации книг раздела Кетувим, к-рые традиционно датировались временем до Ездры, и отказ от мн. писаний эллинистического периода. Прор. Ездра. Роспись " дома собраний " в Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. Прор. Ездра. Роспись " дома собраний " в Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. Александрийский канон Б. представлен Септуагинтой, или переводом Семидесяти (LXX), названным так по числу 72 толковников, к-рые, согласно преданию, по просьбе егип. царя Птолемея II Филадельфа (285-247 гг. до Р. Х.) перевели Тору на греч. язык (см. ст. Аристея послание к Филострату ). В период между 285 и 150 гг. до Р. Х. в среде александрийских иудеев, для к-рых греч. стал родным, сформировался перевод Свящ. Писания, включивший в свой состав также ряд книг, отсутствовавших в палестинском каноне (далее отмечены Порядок книг и их группировка в LXX отличаются от принятых в евр. Б. и основаны на содержании и лит. форме соответствующих книг (есть рукописи, в к-рых последние 2 разд. расположены в обратном порядке): 1) законоположительные и исторические (Быт, Исх, Лев, Числ, Втор; Нав, Суд, Руфь, 1-4 Цар, 1-2 Пар, 1 (в слав. и рус. 2 Езд), 2 Езд (Езд-Неем), Есф, 1-4 2) поэтические и лит-ра премудрости (или учительные) (Пс [позднее христиане добавили библейские песни ], Притч, Еккл, Песнь, Иов, [в поздних рукописях иногда добавлены Пс Сол]); 3) пророческие (Ос, Ам, Мих, Иоил, Авд, Иона, Наум, Авв, Соф, Агг, Зах, Мал; Ис, Иер, Плач, Посл Иез, Дан (добавлены рассказы о Виле и Неканонические (т.

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

719 Здесь кончается список, находящийся в Сборнике Синод. библ. Далее сказка печатается по ркп. библ. А.И. Хлудова, 254. 720 Чумичева Ο.В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667–1676 гг. ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 285–292. Текст Повести печатается по списку БАН, собр. Дружинина, 178/216. Разночтения даются по спискам: ГПБ, Q. XVII. 199 (обозначен ПБ); ГБЛ, собр. Барсова, 247 (обозначен Б), ИРЛИ, собр. Каликина, 77 (обозначен К). Все примечания – 0. Чумичевой. 725 «В Соловецкой обители затворишася... а не во сне сие». – Повесть 7175 го маия в 20 день. Бысть некоему брату откровение яве, а не во сне (ПБ). 785 «...полон монастырь злата, но не будет то. Но понеже превознесется сердце ваше». – Полн монастырь злата. Но не буди того, понеже превознесется сердце ваше (К). 797 «Многая же братия и миряня к той книги прикасалися и померли». – Множество же братии к той книги прикасахуся и мертви бываху (К). 836 Печатается по: Панченко Ο.В. Соловецкие повести о «видениях» 1668 г. Книжные центры древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 469–471. Действие повести относится к июлю 1668 г. Повесть дошла до нас в составе соловецкого сборника конца 60-х гг. XVII в., хранящегося в Древнехранилище ИРЛИ (Карельское собр., 11, л. 12–17). О распространенности среди соловлян сказаний подобного рода рассказывал в декабре 1668 г. высланный из монастыря дьячок Семен Калашников: видения «сказывают и складывают и пишут на столбцах и на тетратех, и простым людем на соборе чтут, а збирают собор для того нарочно» (Чумичева Ο.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 42). 837 Печатается по: Панченко Ο.В. Соловецкие повести о «видениях» 1668 г. Указ. изд. С. 471–472. Повесть дошла до нас в составе соловецкого сборника конца 60-х гг. XVII в., хранящегося в Древнехранилище ИРЛИ (Карельское собр., 11, л. 17 об. 22 об.). 838 РНБ, Соловецкое собр., 895/1005, л. 234–242 об. Печатается по: Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 52. СПб., 2001. С. 693–694 (Приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существуют непосредственные переводы Танаха, это: Септуагинта, Акилы, Феодотиона, Симмаха (греческие), Таргумы (арамейский), Пешитта (сирский), Иеронима (латинский), Лютера (немецкий), Синодальный (русский), а также посредственные переводы, такие как арабский, эфиопский, армянский, грузинский, древнеиталийский, славянский. Самый ранний и единственный дохристианский перевод Танаха на греческий язык, сделанный в Александрии, именуется Септуагинтой, или переводом 70-ти (LXX). Появление перевода связано с легендой, которая сохранилась в назидательно-апологетической книге «Послание Аристея» . Послание, написанное ок. 200 г. до Р.Х., рассказывает следующее: греческий царь Египта Птолемей II Филадельф (285–247 гг. до Р.Х.) решил пополнить свою огромную библиотеку и по совету ее хранителя Димитрия велел включить в нее «законы евреев». Для того чтобы осуществить этот замысел, он отправил посольство в Иерусалим, прося прислать переводчиков. Первосвященник Елеазар дал по 6 мужей от каждого из 12 колен. Эти 72 мудреца прибыли в Александрию и за 72 дня переложили на греческий язык все Пятикнижие. Работали они на острове Фаросе, не общаясь друг с другом, но перевод у всех получился тождественный. Это предание повторяют Филон, Флавий, св. Иустин, Климент Александрийский , свт. Ириней Лионский, и оно содержиться в Талмуде. Однако уже блж. Иероним считал подробности, сообщенные в Послании, легендарными. Существовало сказание, согласно которому каждый переводчик работал над всем текстом, находясь в изолированной келье, но перевод у всех получился идентичным. Отсюда возникла мысль о боговдохновенности Септуагинты, которую разделял, в частности, Филон Александрийский. Однако блж. Иероним решительно отверг эту мысль. «Иное дело, – писал он, – быть пророком и иное – быть переводчиком» . Легенду же о кельях он прямо расценил как басню. Впрочем, в достоверности рассказа Аристея ни он, ни другие отцы и учители Церкви не сомневались. С XVI в. Послание было признано псевдэпиграфом. Другое освещение получила и причина создания Септуагинты. По-видимому, она возникла в силу практических нужд иудеев диаспоры, многие из которых стали забывать отеческий язык. Определенную роль сыграли здесь и миссионерские мотивы. Тем не менее, в современной библиологии после периода скептицизма установилось доверие к главным фактам, изложенным в Послании .

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

523 У жидовскиа азбуки первому слову имя «алфъ»... – Название первой буквы древнесемитского алфавита – «алеф». 524 ...греческие азбуки первому слову имя «алфавита»... – Такая передача наименования двух первых букв греческого алфавита отражает фонетику греческого языка средневековья, отличавшуюся от фонетики древнегреческого языка классической поры. 525 Но се имяна словом азбуки пермьскиа: а, буръ... е, ю, о. – Об изобретенной Стефаном пермской азбуке см.: Савваитов П. И. О зырянских деревянных календарях и о пермской азбуке, изобретенной святым Стефаном. М., 1873. С. 9–16; Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. СПб., 1889. С. 24–26; Лыткин В. И. Древне-пермский язык. М., 1952 и др. 526 Ныня же, во скончаниа лт... точию за 120 лт до скончаниа вку грамота замышляти! – Из этого фрагмента следует, что Епифаний относил создание Стефаном пермской азбуки к 1372 г. – за 120 лет до ожидаемого в 1492 г. конца света. 529 По потоп же бысть столпотворение, егда раздлишася языцы, якоже и в Бытии пишет. – Имеется в виду библейский рассказ о строительстве Вавилонской башни (Вавилонском столпотворении), в ходе которого произошло разделение народов и языков ( Быт. 11, 1–9 ). 530 Халдеи – семитские племена, жившие в первой половине I тысячелетия до н. э. в Южной Месопотамии. 531 ...афинйскою грамотою... – По-видимому, текст здесь испорчен: у Черноризца Храбра речь идет о финикийском письме, которое было усвоено и усовершенствовано греками при создании ими собственной системы письма предположительно к IX–VIII вв. до н. э. 532 ...седмъ философовъ едва азбуку уставили... – Несколько ранее в тексте Жития говорится о семи философах, усовершенствовавших греческий алфавит (заимствование из «Сказания о письменех» Черноризца Храбра; фрагмент в настоящем издании опущен), имена пятерых из них названы: Панамид (у Черноризца Храбра – Паламед), Кадом Милисий (Кадм из Милета), Симонид, Епихарий (Эпихарм) и Дионисий (Дионисий Грамматик). 533 ...а 70 муж мудрецъ... на греческий языкъ преведоша. – Имеется в виду создание Септуагинты (от лат. septuaginta – семьдесят) – перевода Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык, который был осуществлен, по преданию, семидесятью (точнее, семидесятью двумя) переводчиками, что и дало название переводу. Переводчики были приглашены в Александрию из Иерусалима египетским царем Птолемеем II Филадельфом (285–247 гг. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вся ученость по необходимости получила эллинистический характер. Знакомство с греческим языком и греческой литературой стало считаться необходимым признаком образованности, и халдейские мудрецы, как представители образованности, неизбежно должны были войти в это общее культурное течение и знакомиться с греческой литературой, которая начала обнимать собою все лучшие произведения книжной мудрости всех языков и народов. Доказательством этого служит, между прочим, то, что один из вавилонских жрецов, именно знаменитый Бероз, живший в III веке до Р.Х., настолько хорошо знал греческий язык и греческую литературу, что сам в состоянии был писать на этом языке древнюю летопись Вавилонии. 23 Это был действительно период сильного процветания эллинизма, и так как около этого именно времени вышел в свет греческий перевод Ветхого Завета, произведенный под покровительством знаменитого филэллина Птоломея Филадельфа (285–247 гг. до Р Х.), то, конечно, этот знаменитый труд не мог остаться неизвестным ученым мудрецам Месопотамии или вообще востока, и таким образом, те иудейские верования, которые дотоле известны были лишь по преданию или по устному сообщению, восточные мудрецы могли изучать в общедоступном, авторитетном переводе. А такое изучение по необходимости должно было открыть перед ними широкую историческую перспективу и показать им, что вся душа иудейского св.Писания заключается в разъяснении той идеи, которую некогда выразил их знаменитый соотечественник Валаам, именно в идее Мессии, как великой «звезды от Иакова» и «жезла от Израиля», т.е. необычайного представителя света и могущества, Избавителя мира. И в этой идее, при ближайшем ознакомлении с ней, не только не было ничего странного для восточных волхвов, а напротив – она находилась в ближайшем соответствии с их собственным религиозным миросозерцанием. Если признать, согласно с весьма распространенным преданием, что евангельские «волхвы с востока» прибыли собственно из Персии, то для персидских магов или волхвов идея Избавителя была совершенно понятной, потому что она отчасти вытекала из их религиозного миросозерцания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volhvy...

1880. 15. С. 361-376; 16. С. 394-409; 17. С. 415-430; 18. С. 446-458; 19. С. 463-479; 21. С. 512-525; Огнев В. , прот. Вятская епархия в XVIII в.: (Данные для истории)//Там же. 1881. 17. С. 445-462; 18. С. 476-483; 19. С. 485-496; 1883. 5. С. 119-127; 6. С. 146-158; 10. С. 269-281; 14. С. 369-384; 17. С. 455-465; 19. С. 501-511; 20. С. 525-545; 21. С. 553-574; 22. С. 601-609; 23. С. 616-626; 24. С. 647-658; 1884. 8. С. 166-185; 9. С. 201-213; 10. С. 225-235; 11. С. 252-261; 12. С. 274-287; 20-21; Сумароков П. К. К 50-летию Глазовского ДУ: Ист. очерк//Там же. 1893. 17. С. 509-520; 19. С. 570-578; 1894. 4. С. 113-121; 6. С. 179-190; 8. С. 215-228; 10. С. 285-297; 11. С. 337-352; 21. С. 682-691; 23. С. 784-792; 1895. 1. С. 27-32; 3. С. 81-87; 5. С. 151-157; 12. С. 461-470; 15. С. 606-621; 18. С. 754-761; Уханов В. К. К 75-летию Яранского ДУ: Ист. очерк//Там же. 1896. 2, 8, 13, 15, 17; он же. К 75-летию Яранского ДУ, 1822-1894//Там же. 1897. 3, 15; 1898. 14, 20, 21; Казанский К. И. К вопросу об учреждении просветительских центров в Вятской епархии//Там же. 1897. 8. С. 345-356; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв. Каз., 1897. Т. 1. С. 61, 124-126, 133-139, 247-250, 301-306, 322, 368-369. Прил.: С. XLII-XLIII; 1913. Т. 2. с. 39-44, 211-216, 428, 443, 458-461, 590-596, 608, 842, 873, 880-881; Луппов П. Н. Христианство среди вотяков со времени первых известий о них до XIX в. СПб., 1899; он же. О первых вотских переводах источников христ. просвещения. Каз., 1905; он же. Христианство у вотяков в 1-й пол. XIX в.//Тр. Вятской УАК. 1911. Вып. 1-2 (отд. изд.: Вятка, 1911); он же. Мат-лы для истории христианства у вотяков в 1-й пол. XIX в. Вятка, 1911. Пг., 1916; Зеленин Д. К. Кр. ист. очерк Сарапульского ДУ, 1820-1852 гг.//Вятские ЕВ. Ч. неофиц. 1899. 14. С. 718-734; 15. С. 772-787; 16. С. 824-839; 17. С. 880-894; Тапаевский С. , свящ. Ист. зап. об открытии 2-го епарх. жен. училища в Елабуге//Там же. 1903. 20. С. 864-890; Чернышев А. , свящ. Крестные ходы в Вятской епархии//Там же.

http://pravenc.ru/text/161163.html

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. св. Иоанн IV Постник 582–595 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фoмa I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Uoahh V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Nabeл IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+ 828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 9921007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Eфpeм II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

, Климент Смолятич 1147–1154 гг., св. Константин I 1155–1158 гг., Феодор1161–1163 гг., Иоанн IV 1164–1166 гг., Константин II 1167–1177 гг., Никифор II 1182–1198 гг., Гавриил. Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в 1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг., Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. Св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. Св. Феогност 1328–1353 гг., св. Алексий 1355–1378 гг. Преп. Сергий. Св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. Св. Дионисий 1383–1385 гг. Св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. 1448 Автокефалия Русской Церкви: св. Иона I 1448–1461 гг., Феодосий 1461–1464 гг., Филипп 1464–1473 гг., Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. Симон 1495–1511 гг., Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг., Иоасаф 1539–1542 гг., св. Макарий 1542–1563 гг., Афанасий 1564–1566 гг, св. Филипп 1566–1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. Кирилл 1568–1572 гг., Антоний 1572–1581 гг., Дионисий 1581–1586 гг., св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества. Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Игнатий 1605–1606 гг., свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. Иосиф 1642–1652 гг., Никон 1632–1666 гг., Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг., Иоаким 1674–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг., митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. , местоблюститель Патриаршего престола. Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг., Платон (Малиновский) 1745–1754 гг., Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг., Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг., еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг., Платон (Левшин) 1775–1812 гг., с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг., Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг., св.

http://pravoslavie.ru/106353.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010