Памятник св. Бенедикту в аббатстве Монте-Кассино. 1735 г. Скульптор К. ди Каррара Памятник св. Бенедикту в аббатстве Монте-Кассино. 1735 г. Скульптор К. ди Каррара Свт. Григорий Великий почти ничего не сообщает о занятиях монахов. В одном из эпизодов упоминается, что насельники мон-ря во главе со св. Бенедиктом работали в поле (Ibid. II 32. 1). Святой обычно молился в келье (Ibid. 11. 2) и в часы досуга читал, сидя у порога (Ibid. 31. 2). Кроме основного Кассинского монастыря св. Бенедикт руководил неск. монашескими обителями, в т. ч. женскими. В один из жен. мон-рей, расположенный неподалеку от Кассинской обители, он посылал монахов для духовного наставления (Ibid. 19). В др. эпизоде Григорий Великий упоминает о 2 монахинях знатного происхождения, живших близ Кассинского мон-ря, к-рым прислуживал благочестивый мирянин. Он пожаловался св. Бенедикту на высокомерное отношение монахинь, и святой пригрозил им отлучением от Церкви (Ibid. 23. 2-5). Сестра святого, Схоластика , в юные годы также стала монахиней и жила в некой обители (cella); ежегодно она встречалась со св. Бенедиктом в одном из владений Кассинского монастыря (non longe extra ianuam in possessione monasterii - Ibid. 33. 2). Не названный по имени аристократ попросил св. Бенедикта послать монахов в его владения, находившиеся близ Таррацины (ныне Террачина, пров. Латина), чтобы основать монастырь. Святой назначил настоятеля (pater) и его помощника (quis eis secundus esset), указал место для оратория, рефектория, дома для гостей и др. зданий (Ibid. 22; об описании монашеской жизни во 2-й кн. «Диалогов» подробнее см.: Vog üé . 1991-2008. T. 10. P. 148-172). Свт. Григорий Великий писал о том, что кассинские монахи поддерживали постоянные отношения с мирянами, среди которых были как аристократы, так и простые крестьяне. Особым доверием св. Бенедикта пользовался аристократ Теопроп, живший в Кассине ( Greg. Magn. Dial. II 17; 35. 4); упоминается также благочестивый мирянин, брат мон. Валентиниана, часто посещавший мон-рь (Ibid. 13). Вероятно, знатные покровители обеспечивали монахов продовольствием, хотя в «Диалогах» об этом не сообщается (упом. о подаренном вине (Ibid. 18) и о мешках с мукой, к-рые чудесным образом появились в мон-ре во время голода (Ibid. 21)). Диак. Серванд, аббат некоего мон-ря в Кампании, часто посещал святого вместе со своими монахами (Ibid. 35. 1). Об отношениях св. Бенедикта с местными церковными властями, прежде всего с епископом Кассина, сведений нет. В «Диалогах» упоминается лишь о помощи святого голодавшему субдиак. Агапиту (Ibid. 28) и о наказании невоздержанного клирика из Аквина (ныне Акуино), к-рый нарушил обещание не вкушать мясную пищу (Ibid. 16. 1-2). Кассинский мон-рь посещал св. Сабин , еп. Канузия (ныне Каноса-ди-Пулья), друг Бенедикта (Ibid. 15. 3); по-видимому, основатель монастыря был знаком и со св. Германом , еп. Капуи (Ibid. 35. 3-4).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

     На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил архиепископ Обуховский Иона, викарий Киевской епархии, наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря в Киеве. Владыка, Вы были назначены наместником монастыря в 28 лет. Наверное, молодому человеку нужна была изрядная доля мужества, чтобы принять на себя такую ответственность? В конце 1998 года архимандрит Агапит (Бевцик), наш первый наместник, который начал восстановление Ионинского монастыря и собрал братию, стал епископом Хустским и Виноградовским (ныне он митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский). Когда Блаженнейший митрополит Киевский Владимир спросил, есть ли у него преемник, владыка указал на меня. Митрополит Владимир меня вызвал и, думаю, несколько удивился, потому что выглядел я даже моложе своих лет. Меня поставили исполняющим обязанности, полгода Блаженнейший владыка присматривался, потом утвердил в должности наместника. Конечно, было непросто, прежде всего – в налаживании взаимоотношений с некоторыми братиями. Я ведь был одним из них, никаких руководящих послушаний до этого не исполнял, и вдруг становлюсь начальником. Были и скорби, и переживания, пришлось немного потерпеть. Но милостью Божией все со временем успокоилось, взаимоотношения в итоге стали добрыми, теплыми. То есть послушание не показалось Вам выше сил? Знаете, в таком возрасте ничто не кажется невыполнимым. В молодости сил много, и я как-то по этому поводу не рефлексировал. С внешней стороны все было знакомо – я и раньше помогал в хозяйственных делах, в организации реставрационных работ… Единственная трудность, как уже сказал, – построить отношения с теми братиями, которые с напряжением восприняли это назначение. Слава Богу, из монастыря у нас никто по этому поводу не ушел, и открытых конфликтов не было.      Вы получили сначала светское образование? Я отучился в медицинском институте три года, после первого курса попал в Киево-Печерскую лавру, влюбился в обитель и в монашескую жизнь, стал по мере сил помогать в Лавре. Все свободное время после лекций и выходные проводил там, ночевал часто. Практически полностью уже был лаврским. И понимал, что, даже если окончу институт, все равно по специальности работать не буду, пойду в монастырь. Конечно, такая раздвоенность невозможна: вроде бы нужно заниматься, а сердце в другом месте; сижу на паре и на часы смотрю – когда же закончится, чтобы помчаться в Лавру… На третьем курсе завалил сессию – и с радостью ушел.

http://pravoslavie.ru/143329.html

Гавр. [Гавриилом] Сретенским у о. Гавриила Вениаминова, куда едва добрались в темноте чрез бесконечное Девичье поле. Вспоминали про Владыку Иннокентия, незабвенного благотворителя и благожелателя Японской Миссии. Угощали закуской; исподтишка я наблюдал за маневрами доброй и кроткой Катер. [Катерины] Ивановны — чтобы не дать Гавриилу Ивановичу напиться; немножко поставила в графине водочки — и ту скоро же унесла; поставила и мадеры, но и ее скоро убрали. 29 сентября 1879. Суббота Положительно, скука и пустота здесь, в России. Встал теперь ночью с 30 на 31–е октября, чтобы продолжать дневник; не пишется. Вспомнился мотив одной песенки Я. Д. [Якова Дмитриевича]. Пахнуло Японией: там мои привязанности, там моя работа: и теперь встал в 3 часа — бессознательно природа будит на дело в Японии, а какое дело здесь? Одно в настоящую минуту — лечь опять и заснуть. С.-Петербург 28 октября 1879. Воскресенье Ночью с субботы на воскресенье прибыл в Петербург. Поезд запоздал. Вечером в вагоне — черкес с рассказами об обвалах на Кавказе; грубость выпившего железнодорожника. Андрей рассказал, между прочим, что были два раза из Новодевичьего монастыря. На столе нашел, в числе других записку К. П. [Константина Петровича] Победоносцева о С. [Сергее] Рачинском. В воскресенье к обедне отправился в Новодевичий монастырь. Жаль, что не был извещен об имеющемся на этот день диспуте на Магистра в Д. [Духовной] Академии — Болотова. Из монастыря заехал к Путятину. 29 октября 1879. Понедельник Утром — у А. Гр. [Андрея Григорьевича] Ильинского. К Министру финансов послано официально от Обер–прокурора о необ… [продолжения записи не сохранилось.] 12 ноября 1879. Понедельник Ночевал в Петергофе, у П. А. Благовещенского, в бывшем кабинете Н. А. Булгакова, ныне комнате его дочери Анны, воспитывающейся в Смольном. Утром П. А., несмотря на то, что вчера проговорили до 4–го часа ночи, озаботился встать раньше меня, чтобы напоить меня чаем; говорил, что дочь — маленькая Варя (9–ти лет), ночью в 5–м часу, пробудившись, спрашивала про меня, — боялась, чтобы я не уехал — без свидания с ней. Но утром проспала, и уехал я не видавшись с ней. Милая идиллия! Отец и мать — Елена Павловна — такие добрые и радушные; детки — вчерашние — Булгаков Коля и Сережа Благовещенский, рукоплескавшие, когда услышали, что я приехал в Петербург, и так неохотно вчера уехавшие в гимназию. — Сережа — все отговорки представлял, чтобы остаться дома, хотя и безуспешно, и поминутно карабкался на диван, чтобы взглянуть на часы и сказать «еще рано», — что за милое семейство! Бог наградит их за их доброту и чисто родственное радушие!

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Бе же сын его старший на селе, потея от труда в земных заботах, далеко удаленный от благодати Святого Духа и отчего совета. Это тот, который говорит: село купих, и имам нужду изыти и видети е: и молютися, имей мя отреченна ( Лк. 14:18 ). Это тот, который купил пять супруг волов и под тяжестью закона наслаждается чувственными удовольствиями. Это тот, который, взяв жену, не может прийти на брак и, став плотию, никак не может соединиться с духом. Старшему сыну соответствуют в другой притче работники, посылаемые в виноградник в первый, третий, шестой, девятый часы, то есть по разновременным призывам, и негодующие за то, что с ними сравнены в плате работники одиннадцатого часа. И яко грядый приближися к дому, слыша пение и лики. И призвав единого от отрок, вопрошаше, что убо сия суть. И ныне Израиль спрашивает, почему радуется Бог при принятии язычников; но отягченный завистью не может узнать отеческой воли. Ст. 27. Он же рече ему, яко брат твой прииде, и закла отец твой тельца упитанна, яко здрава его прият. Причиной радости служит провозглашаемое на сей земле во славу Божию спасение язычников, спасение грешников: радуются ангелы, готова к радости и вся тварь; об одном только Израиле говорится: Ст. 28. Разгневався же, и не хотяше внити. Гневается, что в его отсутствие был принят брат; гневается, что жив тот, кого он считал погибшим; и теперь стоит за дверями Израиль, и теперь, когда ученики слушают Евангелие в церкви, мать его и братья стоят за дверями, ища его ( Мф. 12 )! Отец же его изшед моляше его. Как благой и милостивый, отец просит сына принять участие в домашней радости: просит Отец чрез апостолов; просит чрез проповедников Евангелия. Павел говорит об этом: Молим по Христе, примиритеся с Богом ( 2Кор. 5:20 ). И в другом месте: Вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки ( Деян. 13:46 ). Ст. 29–30. Он же отвещав рече отцу: се толико лет работаю тебе. Отец милостиво молит о согласии, а он, следуя правде законной, не покоряется правде Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

2 Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. С. 24. Однако, несмотря на то что 9-й час соединяется с вечерней, он принадлежит предшествующему, т. е. истекающему дню (см.: там же. С. 40); Булгаков С. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Харьков, 1892. С. 475; Николаевский В. Объяснение Устава богослужения Православной Христианской Греко-Российской Церкви. СПб., 1885. С. 75. 3 Не мешает здесь привести таблицу для справляющихся с Типиконом и незнакомых со счетом восточного времени, каковое в нем принято.  Деление суток по Свящ. Писанию. Мк. 13:35;15:33 ; Деян. 2:15;3,1 . Вечер-Часы Типикона (Устава) 1,2,3 ночи-Часы наши 7,8,9 вечера; Полночь-Часы Типикона (Устава) 4,5,6 ночи-Часы наши 10,11,12 вечера; Петлоглашение-Часы Типикона (Устава) 7,8,9 ночи-Часы наши 1,2,3 ночи; Утро-Часы Типикона (Устава) 10,11,12 ночи-Часы наши 4,5,6 ночи; Первый час-Часы Типикона (Устава) 1,2,3 дня-Часы наши 7,8,9 утра; Третий час-Часы Типикона (Устава) 4,5,6 дня-Часы наши 10,11,12 утра; Шестой час-Часы Типикона (Устава) 7,8,9 дня-Часы наши 1,2,3 дня; Девятый час-Часы Типикона (Устава) 10,11,12 дня-Часы наши 4,5,6 вечера; Так как родина церковного устава – Палестина, где день почти равен ночи, как у нас в равноденствие (ср. Ин. 11:9 ), то в Типиконе находим только два определения часов: нощи (ночи) и дне (дня). У нас же время восхода и захода солнца постоянно меняется, и потому даже более мелкие подразделения на утро и вечер должны считаться условными. Летом, например, восход солнца можно обозначить тремя часами утра, зимой же это время принято называть уже не утром, а ночью. Поэтому определения при часах по нашему счету пусть возьмет каждый какие ему угодно. Я руководствовался просто симметричностью частей суток. 4 Например, в первый день св. Пасхи, во все пасхальные дни, в вечер Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы. 5 Обращаю внимание читателя, чтобы не оговариваться после, что на церковно-богослужебном языке «неделя» не то же самое, что в мирском, обиходном. Неделей на церковном языке называется воскресенье (один день), а неделя в общежитейском смысле, т. е. период в семь дней, на церковном языке носит наименование седмицы. Однако я, чтобы не вызвать путаницы у мирских читателей, буду в скобках иногда ставить пояснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Апостолы освящали эти часы молитвой ( Деян 2, 15; 10, 9 ). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348). 3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе. В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня. Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третий и шестой часы совершаются в храме (Уст., 14 ноябр., понедел. 1-й седм. Вел. поста), а иногда и в притворе (Уст., неделя Антипасхи). В Великие четверток и субботу, а равно и в праздник Благовещения, случившийся в эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе и притом отдельно от литургии, как это можно видеть из различия во времени, назначаемом Уставом для этих служб (в Вел. четверток часы положены в 3-м, а литургия – в 8-м часу дня, в Великую же субботу часы – в 4-м, а литургия – в 10-м часу дня). Как совершаемые отдельно от литургии, эти часы вместе с изобразительными отправляются в притворе и в конце их бывает отпуст (см. в Уст. последования указанных дней). Но если Благовещение случится в Великие понедел., вторн. и среду, то часы (на которых читается Евангелие) совершаются в храме; в эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой: «Пресвятая Троице», читается: «Приидите поклонимся», и затем поётся вечерня (Уст., 25 март., аще в понед. Страстной седм.). О часах вседневных, великопостных, пасхальных и царских Часы бывают вседневные, великопостные, пасхальные и царские. Последование вседневных часов находится в Часослове, Следованной псалтири, великопостных – в Часослове, Следованной псалтири, в Уставе (понед. 1 седм. Вел. поста), пасхальных – в последованиях Пасхи, царских – в Триоди (Вел. пяток), Минее (25 дек., 5 янв.) и в последованиях на эти дни в Уставе. Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы (за исключением случаев, указанных в Уставе 1 и 2 февр. и в 28 храм. гл.), в понед., вторн., четв. и пяток во все седмицы Великого поста, в понед., вторн., среду Страстной седмицы. Царские часы 82 отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Крещения (см. 606, 518 и 19 стр. печатного оригинала); на этих часах 1, 3, 6 и 9 часы соединяются вместе; царские часы совершаются в храме. Пасхальные часы совершаются во всю пасхальную седмицу до недели ап. Фомы. За исключением вышеуказанных случаев во все остальные дни года совершаются вседневные часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Все эти часы суть трипсалмные. Пасхальные часы бывают без псалмов. Часы вседневные совершаются во все дни, в которые не положено часов великопостных, царских и пасхальных. – Таким образом, надобно знать, в какие дни совершаются эти три вида часов; в остальные же дни года бывают часы вседневные. Часы великопостные совершаются: 1) В среду и пяток сырные. Но если в эти дни случатся праздники, то вместо великопостных часов совершают обыкновенно вседневные часы. Эти праздники суть: а) Сретение (2-го февраля) б) день храмовой (Тип., храм. гл. 28). Тогда часы 3-й и 6-й прямо соединяются с литургиею Златоустого, а вечерня засим бывает отдельно. 2) В понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 3) В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Часы царские поются трижды в году: пред праздником Рождества Христова, Богоявления Господня и в Великую пятницу. Православной Церковью не положено совершать царские часы в субботу и Неделю, так как в эти дни отменяется пост, а царские часы есть служба поста (Тип., 25-го дек. 2-е зри). Потому, если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресение или понедельник, так что канунами праздников будут воскресение или суббота, то царские часы в таком случае совершаются не накануне праздника, не в субботу, не в воскресение, а в пятницу 277 . Пасхальные часы отправляются во всю пасхальную седмицу до субботы включительно. Литургии совершаются в Православной Церкви: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров. При указании дней, в которые бывают литургии св. Василия Великого , Преждеосвященных даров, и когда вовсе не положено совершать литургии, обозначится и то, когда бывает литургия св. Иоанна Златоустог о. Литургия св. Василия Великого бывает в году непременно десять раз, именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Недели (воскресения) Великого поста 278 ; дважды в Страстную седмицу: в четверток и субботу 279 и в день памяти св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Верх башни этой был низменный шатровой; на нем, по свидетельству Сам. Масквича, в 1611 году, стоял на шаре орел, знамение Московского герба. 1057 По сказанию одного старинного летописца, Иоанн приняв в Московский герб вооруженного всадника, велел поставить его изваяние на возвышенном месте у Фроловских ворот, где В. К. Василий в 1527 году соорудил церковь во имя Св. Георгия Победоносца. Этот герб Московский поверстан в храмовый образ, который, по упразднении Георгиевской церкви, поставлен в трапезе церкви Св. Михаила Малепиа в Вознесенском монастыре. 1058 По указу Царя Михаила Феодоровича, Англичанин, часовой мастер Христофор Головей в 1626 году соорудил на этих воротах пирамидальную башню, доныне существующую, и устроил на ней часы, 1059 вместо старых боевых, о коих упоминает в 1624 году приходная книга Оружейной палаты. Тогда считали часы дня и ночи от восхождения до захождения солнца и обратно. 1060 Барон Мейерберг в 1661 году называет Спасские часы Московскими (horologium Moscoviticum), описывая их следующим образом: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов; эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве». 1061 На картинах коронования Царя Михаила Феодоровича видны на Спасской башне часы с циферблатом и солнцем со звездами. В 1705 году Петр велел переделать Спасские часы по Немецкому обыкновению на двенадцать часов. Мастером был часовщик Еким Гарнов (Garnault). Часы сии были устроены по образцу Амстердамских с танцы. 1062 В Троицкий пожар 1737 г. когда горела и Спасская башня часовая машина была повреждена и не прежде, как в царствование Елисаветы Петровны возобновлена. Настоящие часы башенные железные с огромным медным барабаном (цилиндром), с боем часов, четвертей и курантов, или игральною колокольною музыкой, для которой повешены там 33 колокола. Механизм часов помещен в 4 и 5 ярусах башни. Спасские часы, как главные в городе, служат для поверки времени и распределения занятий. До 1681 года висел там Кремлевский набатный колокол, о котором выше сказано нами. 1063 По указу Царя Михаила Феодоровича в 1628 году, на «Фроловские ворота сделаны были какие-то четыре болвана в суконных однорядках». 1064 При Фроловских воротах издревле состояли особые часовники и воротники; там же находилась до XVIII века Стрелецкая караульня и Опасный караул, которые держала Надворная пехота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Есть в той же описи и другие колокола, так сказать, особого назначения: колокол застольной; колокол нефимонный; колокол всполошной; колокол часовой старых часов; два колокола перечастные невелики, что стоят у часов на трапезе и т. д. Кстати – о часах и их бое. В той же описи XVII века мы находим в лавре трое башенных часов; «в монастыре же трои часы боевые. Часы старые стоят на трапезе. Другие часы новые болшие деланы во 139 и 140 (1631–1632) году стоят на колокольнице у большого колокола. Третие часы на круглой башне. У них колокол боевой, да два колокола перечастные...» Таким образом уже в середине XVII века были в монастыре часы, признававшиеся старыми – вероятно, прошлого XVI века. Впрочем, и тогда башенные часы с боем не были большой новостью на Руси. Первые часы в Москве, вызвавшие большое восхищение у летописца, устроил на своем дворе в Кремле, возле церкви Благовещенья великий князь Василий Дмитриевич еще в начале XV столетия. От древних часов теперь в лавре ничего не осталось. С круглой башни (Пятницкой) они куда-то исчезли. Старая трапезная и прежняя колокольня разрушены перед постройкой новых. Когда была достроена новая лаврская колокольня, для нее решили выписать башенные часы из Англии. Но «аглицкие мастера» просили несходную цену. Поэтому в конце концов часы были заказаны у «города Тулы ружейной палаты казенного ружейника Ивана Иванова сына Кобылина большого», который их и сделал в 1782 году. По условию часы должны были быть «новые, оборотные, с боем и четвертями в восемь колоколов», – как сказано в контракте, – «которые колокольчики мне, Кобылину, подобрав в согласие, повесить на четвертом ярусе»... Кобылин подобрал из этих восьми колоколов обычную гамму. И теперь новые часы, сменившие кобылинские в 1905 году, отбивают гамму каждые четверть часа. Звон колокольный был, как видим, хорошо разработан в музыкальном отношении, т. е. как в отношении тембра и высоты звука, ибо устав предписывал, в какие колокола или группы их трезвонить по разным случаям, так и в отношении ритмических фигур звона: различался зазвон, перезвон и трезвон. Следовательно, нет преувеличения в словах профессора Скабаллановича, что колокольный звон есть в сущности богослужение в звуках.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010