Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 декабря 2005 года 27 грудня 2005 р. 20:34 27 декабря 2005 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин Епископ Липецкий и Елецкий Никон Епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт Митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 91 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о предстоящем в 2006 году праздновании Дня славянской письменности и культуры в городе Ханты-Мансийске. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить участие в Организационном комитете по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию в качестве сопредседателя, архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию и архиепископу Верейскому Евгению , ректору Московских Духовных академии и семинарии , — в качестве членов. Считать важным развитие в епархиях Русской Православной Церкви празднования Дня славянской письменности и культуры в сотрудничестве с органами народного образования и культуры, что должно служить духовному и культурному возрождению народов нашего Отечества.   ЖУРНАЛ 92 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1501493...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ I († 18.01.1246), свт. (пам. 18 янв.), патриарх Тырновский (1235-1246), 1-й болг. патриарх после восстановления Болгарской Патриархии. Главным источником сведений о его жизни является Житие, единственный список к-рого сохранился под 18 янв. в Праздничной Минее на сент.-февр. западноболг. редакции (нач. XV в.; София. АН Болгарии. Слав. 23). Согласно Житию, И. был «болгарин родом» и принял монашество на Св. Горе. Судя по умолчанию Жития, И. не жил на Афоне в одном из больших мон-рей и не был игуменом. Существует предположение, не получившее развития в лит-ре, но и неопровергнутое, что с И. в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный «от Святые горы некий великий старец в преподобных», написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I , архиеп. Сербского, игум. серб. монастыря Студеница Спиридону ( Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игум. Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей)//Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92). Текст послания известен по 2 пергаменным серб. спискам в конвое сокращенного вида Пандектов Никона Черногорца в древнейшем переводе (РНБ. Q.n.I.27 (кон. XIII - нач. XIV в.). Л. 27 об.- 28 об.; F.n.III. 122 (2-я пол. XIV в.). Л. 175 об.- 176 об.; памятник не исследован и не опубл.). С Афона И. пришел на Дунай и поселился в местечке «над Красном» (совр. с. Красен; Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев. 1983. С. 283) или в с. Червен близ Русе ( Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството//Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282), в любом случае в долине р. Русенски-Лом (Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3). По одной из версий, И. был отсюда родом ( Снегаров. 1954. С. 164; Христов. 1976. С. 43). Вместе с 3 учениками он высек в горах небольшую ц. в честь Преображения Господня. Это произошло до 1218 г., т. к. болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования «слышал» о подвигах И. ( Ангелов. 1962. С. 18), посетил его и одарил золотом. Здесь И. называют старцем, что подчеркивает его сан и положение ( Павлов, Грудков. 1999. С. 12). На царские деньги он нанял работников, к-рые высекли ц. во имя арх. Михаила, к-рая является частью пещерного комплекса Михаила архангела монастыря близ Русе.

http://pravenc.ru/text/468925.html

(XIV в.), свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Источники содержат существенные расхождения в сведениях о времени служения святого. В летописях И. упоминается только в списке ростовских архиереев, к-рый в сводах 2-й пол. XV в. сопровождает известие 1396 г. о поставлении ростовского еп. св. Григория . Здесь перечень епископов читается в таком порядке: «Антоний, Иаков, Иван, Гаврила». В списке налицо ошибка, т. к. Гавриил был поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти Ростовского еп. св. Антония (1329-1336), в 1346 г. Гавриил оставил кафедру (или был смещен с нее), и в том же году Ростовским епископом стал Иоанн (1346-1356). Однако ясно, что составители перечня относили пребывание И. на Ростовской кафедре ко времени до 1346 г. Более достоверным представляется сообщение, содержащееся в службе и в Житии святителя, о том, что он был назначен на Ростовскую епархию после кончины еп. Матфея Гречина, управлявшего епархией с ок. 1381 до зимы 1384/85 г. (см. ниже). Вероятно, И. был поставлен митр. Пименом в период между поездками в К-поль, т. е. между июлем 1388 и нач. 1389 г. Когда митр. св. Киприан в 1390 г. приехал в Москву, Ростовскую кафедру уже занимал свт. Феодор . Важно отметить, что в перечне Ростовских епископов в Новгородской IV летописи (составлен в 1-й пол. XV в.) за Матфеем Гречином следует свт. Феодор, тот же перечень читается в Типографской летописи - ростовском владычном своде 2-й пол. XV в. В печатных Святцах 1646 г. в качестве даты кончины И. впервые был указан 6900 (1391/92) г. (Л. 89 об.), что повлияло на последующую церковную историографию. Очевидно, что составителям Святцев дата смерти святого была неизвестна (по-видимому, она недописана). В созданном в нач. XVIII в. «Летописце о ростовских архиереях» сообщается, что И. был хиротонисан во епископа Ростовского в 1386 г., через 3 года изгнан и скончался 27 нояб. 1392 г. в основанной им обители (очевидно, в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре ), где его мощи покоятся под спудом.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Аввакир - пример терпения, досад и укоризн. 4: 29. Авраам - нашедший из земли своей, и от рода, и дома отца своего, - служит примером уклонения от мира. 3:19. Адам Если бы Адам сохранил заповедь воздержания, то не познал бы, что такое жена. 15: 1. Адам, доколе имел простоту, не видел наготы своей. 24: 24. Акакий - пример терпения досад и укоризн, - и смирения. 4: 10. Ангелы Ангел был руководителем исшедших из Содома. 1: 7. Что в сновидениях представляют нам Ангелы? 3: 28. Ангелам только свойственно не падать в грехи. 4: 31. Одним Ангелам свойственно не развлекаться мыслями. 4: 92. Когда приходит Ангел - радуется душа смиренного. 21: 12. И Ангелы имеют преуспеяние. 26: 152. Ангелы присутствуют с безмолвствующими душевно и им помогают. 27: 8. 9. Слово о любви известно и Ангелам, по мере их просвещения. 30: 5. Б Бог К рабам Божиим прилично начинать слово от Бога. 1: 1. Бог - Творец всех одаренных свободною волею, жизнь и спасение их. 1: 3. Бог радуется о чистоте нашего тела; и чистота усвояет нас Богу. 15: 35. 36. Работающие Богу сподобляются милости Его; а любящие Его - утешения, 26: 24. Чрез что познается имеющий в себе Духа Божия? 26: 215. Учение о Святой Троице отлично от учения о воплощении. 27: 85. Бог именуется любовию. 30: 1. 4: Выразить определенно о существе Божием невозможно. 30: 6. Совершенство чистоты есть начало Богословия; кто может утверждать догматы о Пресвятой Троице? 30: 20. 21. 22. 23. 24. Боголюбие Кто есть боголюбец и воздержник? (См. о любви). 1: 4. Бдение Какая польза от бдения и жажды? 6: 13. В каком случае труд заменяется бдением, а бдение рукоделием? 14: 25. Предстояние пред Богом во бдении, при дневных и нощных молитвах, уподобляется предстоянию пред земным царем. 20: 1. 2. О различии духовных упражнений, какие имели подвижники во время дневной и нощной бдительности? 20: 2. О пользе бдения и о вреде от многого сна. 20: 3-6. Бдение очищает память, а излишний сон бывает причиною забвения. 20: 9. Безмолвие и отшельничество Кто удобнее может низлагать помыслы возношения -- послушник или безмолвник? 4: 54. 55.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/938/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера и разум 22.10.2008 338 В мире, где самые жестокие формы экстремизма все чаще оказываются связанными с религиозными догматами, а некоторые поступки лидера " единственной сверхдержавы " (с его собственных слов) предписываются ему напрямую самим Господом, Европа выступает основным оплотом просвещенного секуляризма. Это не значит, что повсюду в Старом Свете церковь отделена от государства, как это сделано, например, во Франции. В Британии монарх выступает и главой англиканской церкви; в Дании, Греции, на Мальте и Кипре христианство считается государственной религией, а первая строка конституции Ирландии подчеркивает, что этот документ принимается " во славу пресвятой Троицы, от которой проистекает всякая власть [на Земле] и с которой людям и государствам должно сообразовывать свои действия " . Однако традиции существуют сами по себе, а жизнь идет своим чередом. И сегодня только в 11 из 27 стран ЕС в бога верят более половины взрослых граждан, а в Германии, Англии, Франции, скандинавских странах и Бенилюксе от 26% до 60% жителей называют себя не принадлежащими к религиозным конфессиям (для сравнения: в США к верующим причисляют себя от 78% до 92% населения). Регулярно посещают богослужения чуть более 14% европейцев (против 42% граждан США). Воплощается ли нерелигиозность европейцев в их меньшей духовности, как это должно бы быть, если верить утверждениям наших священнослужителей о существующей между этими явлениями чуть ли не прямой зависимости? Скорее всего нет: в 2007 г. в ЕС на 100 000 жителей совершалось в 3, 4 раза меньше убийств, в 4, 9 раза меньше вооруженных нападений и в 5, 7 раза меньше изнасилований, чем в Соединенных Штатах (и соответственно в 9, 9, 11, 4 и 8, 6 раза меньше, чем в " проникающейся духовностью " России), а распространенность венерических заболеваний среди тинейджеров в Америке в 27(!) раз выше, чем в ЕС (добавим, что 19 из 25 самых опасных городов США находятся в так называемом библейском поясе - штатах с наиболее ярко выраженной религиозностью).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

От Казанского комитета духовной цензуры печатать дозволяется 26 марта 1879 года. Цензор Э. профессор В. Миротворцев. «Краткое руководство» составлено для открытой мной в 1875 году школы, в которой по старинным книгам приготовляются к собеседованию с отпадшими мнимыми старообрядцами. Поступают в школу из тех приходов, в которых много старообрядцев, православные крестьяне, взрослые, грамотные, имеющие собственную охоту беседовать о предметах святой веры. Краткое руководство печатается для того, чтобы облегчить занятия в школе, чтобы занимающимся дать возможность правильнее повторять у себя дома и сообщать другим то, что узнают они из старинных книг. Напечатанное руководство, полагаю, будет неизлишним и для других в собеседовании со старообрядцами. Почти все старинные книги, нужные при собеседовании с мнимыми старообрядцами, имеются у нас под руками и указаны в Руководстве. Указание это сделано для старообрядцев, дабы они уверились, что поступающие в школу знакомятся со старинными книгами не по выпискам из этих книг, а прямо по непосредственному, самоличному чтению их. Точный снимок изображения приложен к 92 вопросу. Главный миссионер Вятской епархии, Кафедральный протоиерей Стефан Кашменский . Введение Об исправлении книг при патриархе Никоне и о книгах нужных к собеседованию с мнимыми старообрядцами, отпадшими от святой церкви 1. Что говорят отпадшие от церкви, мнимые старообрядцы, об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне ? «По преданию Никона, бывшего патриарха, и по новоизложенным его книгам, проповедают его Никоновы ученицы новую незнаемую веру» (Челобитная Соловец. монаст., в истории о отцех и страдальц. Соловецк. лист. 70). «Истинную нашу православную веру они похулили, и весь церковный чин и устав порушили, и книги вси перепечатали на свой разум, противно и развращенно» (там же лист 70 и на обороте). 2. О неисправностях в наших богослужебных книгах что говорилось за сто лет до патриаршества Никона, в книге Стоглав? «Божественные книги писцы пишут с неправленных переводов, а написав не правят же: опись к описи прибывает, и недописи и точки непрямые. И по тем книгам в церквах Божиих чтут и поют, и учатся и пишут с них» (Стоглав. Глава пятая, вопрос пятый. – Снес. Стогл. глав. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Печерский. 2.      Елиазаров. 3.      Мирожский. 4.      Снетогорский. 5.      Крыпецкий. 6.      Великолуцкий Троицкий. 7.      Святогорский. 8.      Небин. 9.      Никандров. 10.      Предтечев Псковский. 11.      Вознесенский Великолуцкий. 12.      Нововознесенский. 13.      Архангельский Песковский. 14.      Благовещенский Песковский. 15.      Гремячевский. 16.      Сереткин. 17.      Сергиевский Песковский. 18.      Любятов. 19.      Верхнеостровский. 20.      Николаев, Каменноградский. 21.      Стефановский. 22       Климентов. 23.      Димитриев. 24.      Илиинский Псковский. 25.      Илиинский тоже. 26.      Василиевский тоже. 27.      Пятницкий тоже. 28.      Рдейский. 29.      Рождественский Порховский. 30.      Спасский тоже. 31.      Хлавицкий. 32.      Стадищский. 33.      Духов Псковский. 34.      Введенский Псковский. 35.      Никитский Псковский. 36.      Песоцкий тоже. 37.      Котельницкий. 38.      Плёсский. 39.      Дворецкий. 40.      Сяберский. 41.      Демянский. 42.      Медовский. 43.      Феофилов. 44.      Николаевский Торопецкий. 45.      Кудин. 1 Печерский Успенский, от Пскова в 56 верстах, основан в исх. XV века. Архимандрия с 1605. Ныне первоклассный. [V, 543.] Игумены Иона . Сергий . Симеон . Дорофей , 1521. Савва , 1524. Герасим , 1528. Корнилий , с 1529 по 20 февр. 1570; казнён царём Иоанном. Савва в 1570 перев. из Снетогорского и вскоре хирот. в епископа Тверского. Сильвестр 15 июня 1571 перев. из Снетогорского; по 1580. Тихон , 1581–83, хирот. в архиепископа Казанского. Никон , 1584–86. Мелетий , 1586–92. а.? (архим. 1687). Архимандриты Иоаким в 1594 перев. из Новоторжского Борисоглебского (?); с 1605 архим., а 6 июля 1616 хирот. в архиепископа Псковского. Антоний , 1616–21, 5 мая хирот. в архиепископа Рязанского. Иоасаф , с 1621 [упом. 3 февр.], а 14 янв. 1627 хирот. в архиепископа Псковского. Иов в 1627 перев. из Никитского Переяславль-Залесского; по 1634 (sic). Порфирий , бывший Владимиро-Рождественский 90 , с 1634 по 1637 (упом. в мар.), перев. в Спасо-Андрониев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Антоний (Храповицкий) и Харьковская епархия в апреле - декабре 1917 г. 28.10.2010 771 Время на чтение 6 минут О событиях, происходивших в Харьковской епархии в условиях революционных изменений 1917 г., даже специалистам известно пока немного. Это, безусловно, обедняет представление об истории России. Особенно, если учесть, что Харьков по численности населения занимал 8-е место в Российской Империи. В границах же сегодняшней Украины это был город с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным. По переписи 1897 г. 89,1% составляли русские: 63,17% - великороссы и 25,92% - малороссы с.13.]. Перед Февральской революцией 1917 г. в Харьковской епархии православного населения было почти 3 млн. чел., 1063 церкви (2522 чел. духовенства, из них 93% выпускники духовных академий или семинарий), 12 монастырей (3092 чел.) л.27, 13]. В данном кратком очерке на основании архивных материалов главное внимание будет уделено некоторым тенденциям в жизни Харьковской епархии в апреле - декабре 1917 г. После Февральской революции 1917 г. комиссаром духовных дел в Харькове стал присяжный поверенный В.И. Рапп (его помощником - священник Владимир Шаповалов), а затем присланный Киевской украинской Церковной Радой урядник Корнильев л.1]. Антиправославные силы, революционеры всех мастей прежде всего хотели удалить из Харькова правящего архиепископа Антония (Храповицкого), авторитетного иерарха и известного богослова, который открыто высказывал своё отрицательное отношение к революционным событиям. 16 апреля 1917 г. в Благовещенском соборе часть прихожан потребовала удаления архиерея из епархии. Комиссар духовных дел приказал архиепископу Антонию покинуть Харьков в трёхдневный срок. Однако под давлением верующего народа, этот срок увеличили до 5-ти дней и позволили оставаться в пределах губернии до решения Св. Синода с.427]. Владыка Антоний подал прошение на покой и отбыл в Святогорский монастырь своей епархии. Однако революционные губернские власти не разрешили ему пребывание в пределах Харьковской губернии. 15 мая 1917 г. по постановлению Св. Синода он отправился на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Временное управление епархией было поручено первому викарию - епископу Старобельскому Феодору (Лебедеву).

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/29/...

Н. Василиадис Смерть вторгается в мир Блаженная жизнь первозданных Теперь мы приступаем к исследованию таинства смерти, имея проводником Божественное Откровение и руководителями – богопросвещенных отцов нашей Церкви. Ибо и в этом великом вопросе Бог «не оставил нас в совершенном неведении». Он открыл нам как раз то, что полезно знать; о том же, чего мы не можем вынести по нашей человеческой немощи, Он умолчал, скрыв его от нас. Поэтому и мы ограничимся этим открытым для нас учением и не преступим «пределов вечных», не выйдем за рамки «предания Божьего». 91 Священник, прощаясь с умершим над могилой от лица воинствующей Церкви, бросает горсть земли на гроб и говорит: «Земля еси, и в землю отъидеши». Если усопший – монах, то поется тропарь «Земле, знувши, приими от Тебе создáннаго рукою Божиею прежде, паки же возврáщшася к тебе, рождшей: еже бо по образу Создатель прият, ты же приими тело твое». 92 Эти слова, которые повторяют слова Господа к Адаму ( Быт.3:19 ), напоминают нам о нашей «двухчастной природе» – мы состоим из тела и души. В час смерти это наше единство распадается на элементы, из которых оно «было составлено», неисповедимым и таинственным образом. " И создал Господь Бог человека из праха земного...» ( Быт.2:7 ), – говорит богодухновенный писатель книги Бытия. Наше материальное естество, тело, было создано из праха земного ( Иов.34:15 ) целенаправленным деянием Бога-Троицы ( Быт.1:26–27 ). Это дело Божественной любви, не постижимое человеческим разумом, неоднократно подтверждается Священным Писанием: Господь создал человека из земли... ( Сир.17:1 ), не только два первозданных человеческих существа, но и каждого потомка Адама и Евы на протяжении веков. Всякий потомок Адама непознаваемым способом устрояется, составляется ( 2Мак.7:22 ) в сложный организм, совершенство которого убеждает в том, что он является Божественным созданием. Тело материально и перстно, но имеет высочайшую ценность, согласно с глубокомысленным словом Божьим: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ), и, следовательно, никто не может и не имеет права уничтожить этот образ. Так что тот, кто лишает жизни другого человека, присваивает себе право, которое имеет только Божье величие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Самара. Церковь Спаса Преображения на старой Хлебной площади. Спасо-Преображенский собор /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:1685. Год утраты:1952 (снесена) Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Водников, приблизительно на месте здания по адресу Малярный пер., д. 1 Координаты: 53.177332, 50.074111 Проезд:Остановка " ул. Кутякова "/" ул. Князя Григория Засекина " (6 маршрут троллейбуса; 5д,17,19,32,36,77 маршруты автобуса; 32д,48д,48к,77д,92,127,128 маршруты маршрутного такси) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Преображенская церковь была самым древним каменным храмом Самары. В 1685 г. ее построили на территории Спасо-Преображенского женского монастыря, неизвестно кем и когда основанного. Монастырь располагался возле западной стены деревянной самарской крепости, занимая небольшой холм, полого спускающийся к Волге. Белоснежная Преображенская церковь венчала монастырскую постройку, возвышаясь над низкими домами и строениями. Церковь имела простейшую строительную конструкцию восьмерика на четверике и была невелика: ее размеры составляли 5,5 на 10 саженей. В купол основного придела были заделаны специальные «голосники» — керамические кувшины, что создавало в церкви особый звуковой резонанс. Поодаль стояла приземистая восьмериковая колокольня. Восточным фасадом церковь выходила на Хлебную площадь, где напротив стоял Казанско-Богородицкий собор. На нее ориентировалась первая самарская улица — Большая (Преображенская), идущая вдоль Волги. О первом столетии существования Преображенской церкви почти ничего неизвестно. Не обнаружено имен ее строителей и первых священников. Неизвестно, как она уцелела в пожаре 1703 г., погубившем деревянную крепость. Разрозненные сведения о ней сохранились лишь с середины XVIII столетия. На гравюре Кэстеля первой пол. XVIII в. церковь показана с деревянным навершием: луковичной главкой над основной церковью и вытянутым шатром над колокольней. В 1775 г. у храма появился левый придел, освященный 27.10.1745 г. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вероятно, тогда же выстроили и трапезную, соединившую храм с колокольней. В 1764 г. монастырь упразднили, а монахинь перевели в симбирский Спасский монастырь. Преображенская церковь по малочисленности прихода была приписана сначала к Троицкому собору, а затем к Казанскому собору. Приблизительно в 1772 г. она сделалась самостоятельной приходской церковью, однако в период с 1834 по 1843 г. вновь считалась приписной к Казанскому собору.

http://sobory.ru/article/?object=33275

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010