за 1923 г. М., 1923. Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР за 1925 г. М. 1925. «Совершенно Секретно». Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг. Т. 1 Ч. 2. М., 2001. Советская власть и евангельские церкви Сибири в 1920–1941 г. Документы и материалы/ Сост. А. И. Савин. Новосибирск, 2004. Трагедия народа: Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1997. Т. 1. Partei und im frühen Sowjetstaat: Die Protokolle der Antireligiosen Kommission beim Zentralkomitee der Russischen Kommunistischen Partei (Bol " seviki) 1922–1929. Berlin, 1929. Периодическая печать «Известия ВЦИК (с 14 июля 1923 г. – ЦИК СССР и ВЦИК)». 1922. 1 июля, 12 августа: 1923. 4 февраля, 27 апреля, 1, 15 июля, 8, 12 августа; 1924. 23 марта, 24, 27 мая, 10 июля; 1929. 26, 27, 28 апреля. «Правда». 1922. 5 ноября; 1925. 25 января. «Революция и церковь ». 1919. 6–8; 1923. 1–3. «Вестник духовных христиан-молокан». 1925. 102. «Вестник истины. Духовно-назидательный журнал Международного союза церквей ЕХБ». 2008 . 6. Монографии, воспоминания, статьи, диссертации и др. Виноградов В. , протопр. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923–1925)//Церковно-исторический вестник. 1998. 1.С. 8–40. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 1–4/Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М.. 1998–2003. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921). М. 1975. Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г, Макаров Ю. Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (октябрь 1917 – конец 1930 г.). СПб., 2005. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.. 1997. Кто руководил НКВД. 1934–1941: Справочник. М.., 1999. Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозный и перковный факторы во внутренней политике Советского государства в 1922–1953 гг.). М., 201.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Показательный суд по обвинению в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922 г. Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г. Арестован 15 июля 1922 года (епископ СЕРАФИМ, прот. МИРТ.). Освобожден 25 июля 1922 г. Арестован 10 сентября 1922 г. (Архиеп. НИКАНДР, архиеп. ФАДЕЙ, епископ КОРНИЛИЙ, ДОМИОЗ, НИКОЛАЙ, ВАСИЛИЙ, протоиер. ГЛАГОЛЕВ, игумен ФИЛАРЕТ, свящ. С. ДУРЫЛИН, ДУЛОВ, протоиер. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (Ковров), КОНСТАНТИН (Суздаль)). Приговор: 2 года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 г. Тюрьмы: Владимирская, Московская, Таганская (еписк. ФЕОДОСИЙ), Вятская. Этапы (еписк. СЕРАФИМ, епископ НИКОЛАЙ) 10 сентября 1922 г. – 15 мая 1923 г. В Зырянском краю Усть-Сысольск, г. Усть-Вымь, с. Корчемье (митрополит Кирилл, архиепископ Фаддей, епископ Николай, протоиерей Богданов, архиеп. НЕОФИТ). В народном суде пересуд по делу о ценностях, 1 год заключения. За давностью дело прекращено апрель 1924 г. В Зырянском краю без приговора сверх срока 14 ноября 1924 г. – (12 – ) 20 января 1925 г. Возвратился во Владимир на церковное делание февраль 1925 г. Арестован в Гавриловом Посаде 8 сентября 1925 г. при поездке по Епархии и препровожден во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 г. Освобожден 10 сентября 1925 г. Арестован 2 января 1926 г. Освобожден 2 марта 1926 г. Предложено уехать из Владимира или прекратить управление Епархией. Отказался оставить вверенную мне Епархию – декабрь 1926 г. Арестован 2 января 1927 г. Московская внутренняя тюрьма – 3 января – 30 апреля 1927 г. В одиночке с митрополитом Сергием 23–28? За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским – 3 года Соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма – май 1927 г. Соловецкие лагеря – Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож. Арестован 23 декабря 1929 г. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г. Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г. Болел сыпным тифом в январе–феврале 1930 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Архимандрит Гурий пользовался среди учащихся большим авторитетом, его называли душой казанского академического иночества. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал ученые собрания, на которых преподаватели и студенты обменивались мнениями по разным вопросам, в том числе и политическим. Избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов по избранию от монашествующих. В июле/августе 1919 года назначен управляющим Московского Сретенского монастыря, а впоследствии становится его настоятелем. В октябре начались первые аресты насельников обители. Архимандрит Гурий был арестован 3 октября и помещён в Бутырскую тюрьму. В 1920 году – архимандрит Московского Покровского миссионерского монастыря. 8 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. При этом он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырём, а позже московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета. 27 июня 1920 года арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским) в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа. Приговорён к заключению в лагере до конца гражданской войны, по амнистии этот приговор был заменён тюремным заключением на 5 лет. Находился в заключении в Бутырской и Таганской тюрьмах. 24 марта 1922 года освобождён. В 1922–1923 годах проживал в Москве без права выезда, управлял Покровским монастырём, входил в состав консервативной группы архиереев, возглавляемой владыкой Феодором (Поздеевским). 3 августа 1923 года распоряжением Патриарха Тихона 54 «В заботах о благоустроении Петроградской епархии и для удовлетворения ходатайств верующих – Временное Высшее Церковное Управление поручает Вашему Преосвященству вступить во временное управление православными приходами Петроградской епархии. Одновременно с сим поручается Вашему Преосвященству забота и архипастырское попечение и о православных приходах Псковской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Священномученик Онисим родился в 1872 году в деревне Марково Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1904-м был рукоположен во священника и в последствии возведен в сан протоиерея. В 1920 году он был назначен священником в Свято-Троицкую церковь в Нижнем Новгороде. В 1922 году протоиерей Михаил энергично выступил против организованного властями обновленческого раскола. На его квартире священники обсуждали, какую литературу надо изучить, чтобы давать достойные ответы на диспутах, которые устраивали государственные пропагандисты атеизма.  Об этом поступил донос в ОГПУ. 26 февраля 1925 года участники встречи были арестованы и заключены в нижегородскую тюрьму. Через месяц их освободили под подписку о невыезде. На следующий день протоиерей был пострижен в монашество с именем Онисим и хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). Тем временем Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года». Епископ Онисим избрал местом жительства город Воткинск, и 26 апреля 1926 года митрополит Сергий назначал его епископом Воткинским.  30 декабря 1927 года в доме секретаря епископа  был произведен обыск, во время которого было найдено шестнадцать номеров  журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии,  присланных служившим там священником. Вскоре хозяин дома был вызван в ОГПУ и арестован. 4 февраля 1928 года арестовали и епископа Онисима. Он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера». 22 июня 1928 года его приговорили к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Перед окончанием срока заключения 3 января 1931 года Особое Совещание приговорило епископа дополнительно к трем годам ссылки в Северный край. Из Соловков он был отправлен в Архангельск, где поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии. В 1933 году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру. 18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и направлен в Бутырскую тюрьму в Москве. Обвинение - проповеди антисоветского характера и создание контрреволюционной группировки из числа духовенства. 16 апреля 1936 года приговорен к пяти годам ссылки в город Каргополь Архангельской области. Здесь 6 января 1938 года его снова арестовали и заключили в городскую тюрьму. Допрос состоялся в самый день праздника Рождества Христова. Были предъявлены обвинения в антисоветских высказываниях. 11 января епископ был переведен в тюрьму в Архангельск. 13 января его приговорили к расстрелу. Епископ Онисим был расстрелян 27 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-190-...

Вмарте 1912 года назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. 6 мая 1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 4 апреля 1913 года назначен председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. С 9 ноября 1913 года возложено исполнение обязанностей по должности Председателя Учебного Комитета при Св. Синоде. С 14 января 1915 года, согласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. (В книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство» на стр. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см. «Церковн. Ведомости» 1915 г., 3, стр.26.). Участник Всерос. Свящ. Собора 1917/1916 гг. в Москве. С 10 авг.1917 года – архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. С 1922 года епархией не управлял. С 18 марта 1924 года – митрополит Нижегородский. С 10 декабря 1925 года – заместитель Патриаршего Местоблюстителя. С 30 ноября 1926 года епархией не управлял. С 27 марта 1927 года снова вступил в управление Русской Церковью, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний, оппозиций и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с самого того момента, когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно после декларации, выпущенной им 16/29 июля 1927 г. Его собственная ошибка, – временное отпадание в обновленческий раскол, – сыграла немалую роль в этих событиях, так как поколебала доверие к нему в сознании отдельных иерархов и рядового духовенства. Вместе с тем, задача, стоявшая перед ним, была велика и сложна. Нужно было найти правильную основу взаимоотношений между Церковью и Советской Властью и легализировать Церковь , да еще и довести до сознания всех пасомых, что подчинение атеистической власти не является изменой Богу, и что забота о благосостоянии Родины – обязанность каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда в 1918 после Брестского мира здание посольства заняли советские дипломаты, группе русской молодежи удалось вынести из церкви часть икон и памятные доски. В 1921 архиепископ Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) провел в посольской церкви последние службы. С апреля 1922 они уже свершались то в классах Русской гимназии, то в здании Германского Красного Креста в Шарлоттенбурге, а в Пасху — в протестантских храмах. Нужда в своем поместительном храме оставалась очень насущной, так как в Берлине и его окрестностях нашли себе приют десятки тысяч беженцев из России. Собрав, наконец, среди эмигрантов необходимые 25 тыс. марок, епископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко) приступил в 1925, по проекту Н. В. Васильева и Гельриха, к постройке на Находштрасе, 10, близ Фербеллинер платц, доходного дома с церковью на верхнем этаже, которой дали название посольского храма. 5 ноября 1928 эту церковь освятил митрополит Антоний (Храповицкий), Первоиерарх РПЦЗ. В этом же доме разместилась Русская гимназия. Новый храм на десять лет стал кафедральным собором новообразованной Германской епархии. Однако, из-за финансового кризиса в стране, приведшего, кстати, к массовому отъезду русских эмигрантов, был просрочен долг строительной фирме и дом перешел в ее собственность. В августе 1935 дом был куплен немецкими профсоюзами, которые решили его снести, чтобы на этом месте возвести современный административный комплекс. От общины потребовали освободить помещение, однако епископ Тихон обратился к властям, принявшим в начале 1936 решение: «При взаимодействии Рейха и “Рабочего фронта”, за счет этих двух органов, необходимо построить русскую православную церковь в виде небольшого деревянного храма на другом месте, но близ Фербеллинер платц». В это время столичная община насчитывала 324 человека. Преследуя внешнеполитические и пропагандистские цели, Министерство церковных дел в конце концов предложило вместо деревянной церковки возвести каменный собор. Оно приобрело за 12 тыс. марок участок в районе Вильмерсдорф, недалеко от Находштрасе, и выделило на строительство 27 тыс. марок, почти половину сметной суммы. 20 тыс. дали немецкие профсоюзы, 3 тыс. — Министерство иностранных дел. Гитлер отказался участвовать в расходах. Комитет по сбору пожертвований во главе с генералом В. В. Бискупским, созданный при епархии, собрал более 6 тыс. марок; из Сербии 5 тыс. марок прислал принц-регент.

http://sobory.ru/article/?object=24490

1918, 11 (24) ноября – 24 декабря (1919, 6 января). Арест патриарха Тихона. 1919, 29 июня (12 июля). Покушение на патриарха Тихона при выходе из храма Христа Спасителя. 1998, 8 (21) июля. Послание патриарха Тихона с призывом отказаться от мщения врагам Церкви. 1919, 11 (24) декабря – 24 декабря (1920, 6 января). Арест патриарха Тихона. 1920, 8 (21) июля. Допрос патриарха Тихона в Московском суде на «Процессе Виленских угодников». 1920, август. Воззвание патриарха Тихона «К народам мира и к православному человеку» (о голоде). 1922, 28 февраля (13 марта). Воззвание патриарха Тихона по поводу постановления ВЦИК о принудительном изъятии церковных ценностей. 1922, 22 апреля (5 мая). Допрос патриарха Тихона в Московском революционном трибунале на процессе «по делу 54 – х». 1922, 6 (19) мая. Патриарх Тихон увезен из Троицкого подворья и заключен под стражу в Донском монастыре. 1923, апрель. Патриарх Тихон в течение трех недель находился во внутренней тюрьме ГПУ. 1923, 25 апреля (8 мая). Патриарх Тихон перевезен из внутренней тюрьмы ГПУ в Донской монастырь. 1923, 3 (16) июня. Заявление патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР. 1923, 14 (27) июня. Патриарх Тихон освобожден из – под стражи. 1924, 8 (21) марта. Постановление Президиума ЦИК СССР о прекращении дела по обвинению патриарха Тихона. 1924, 26 ноября (9 декабря). Убийство келейника патриарха Тихона Я. А. Полозова. 1924, 25 декабря (1925, 7января). Последнее завещание патриарха Тихона с назначением своих заместителей «в случае нашей кончины». 1924, 31 декабря (1925, 13 января). Патриарх Тихон помещен в больницу Бакуниных на Остоженке. 1925, март. Новое постановление ГПУ о привлечении патриарха Тихона к суду. 1925, 23 марта (5 апреля). Последняя литургия патриарха Тихона в храме Вознесения Господня за Никитскими воротами («Большое Вознесение»). 1925, 25 марта (7 апреля), 23 час. 45 мин. Патриарх Тихон скончался. 1925, 30 марта (12 апреля). Похороны патриарха Тихона. 1925, 6 (19) июня. Постановление коллегии ГПУ: «Дело ввиду смерти Беллавина следствием прекратить».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

24 ноября 1919 года послушник Владимир направил прошение наместнику Лавры архимандриту Виктору (Островидову) с просьбой постричь его в монашество. Состоявшееся 27 ноября заседание Духовного Собора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры поддержало его прошение , и 26 февраля 1920 года послушник Владимир был пострижен в монашество и наречен Серафимом , а 29 февраля был рукоположен во иеродиакона. Летом 1922 года при поддержке советских властей был организован обновленческий раскол и храмы в Лавре захватили обновленцы. Братия Лавры разделилась: часть придерживалась той точки зрения, что необходимо признать обновленческое ВЦУ, другие были категорически против присоединения к группе предателей Церкви, и им пришлось покинуть Лавру. Среди них был и иеродиакон Серафим. 3 июля 1922 года он просил Духовный Собор отпустить его в бессрочный отпуск  и, получив разрешение, был определен на должность псаломщика ко храму великомученицы Екатерины, что на Васильевском острове в Петрограде. В 1923 году храм великомученицы Екатерины был также захвачен обновленцами, и с 12 апреля 1923 года иеродиакон Серафим стал служить на Никифоровском подворье в Петрограде. 25 декабря 1924 года за ревностное служение он был награжден Патриархом Тихоном грамотой. 12 апреля 1928 года иеродиакон Серафим вернулся в Александро-Невскую Лавру, наместником которой стал в это время строгий ревнитель православия епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). В 1929 году иеродиакон Серафим был возведен в сан архидиакона . 27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. «В связи с тем, – писали они, – что бывшая Александро-Невская Лавра превратилась в большой советский городок, насчитывающий семнадцать различных учреждений и школ, где и нежелательно нахождение церкви, и, кроме того, идя навстречу наказам избирателей... и массовому ходатайству ряда предприятий и учреждений и физкультурников... о закрытии церкви, так как помещение необходимо под районный дом физкультуры, – церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели» .

http://fond.ru/kalendar/194/serafim/

Господи Боже мой! Удостой, чтобы не меня утешали, но чтобы я утешал;  чтобы не меня понимали, но чтобы я понимал; чтобы не меня любили, но чтобы я любил. Ибо кто дает, тот получает; кто себя забывает, тот обретает; кто прощает, тому простится, кто умирает, тот просыпается к Жизни Вечной " . Как говорил сам Николай Иванович: " Все это пришло... постепенно, вместе с развитием потребности веровать " . Помолимся и мы ко Пресвятой Богородице, великомученику и целителю Пантелеимону и всем святым, чтобы Господь по их предстательству укрепил и в нас, руководителях, учащих и учащихся академии, веру, а вместе с ней способность к жертвенному служению ближним и дорогому Отечеству нашему " . От руководства академии всех присутствующих с престольным праздником поздравила начальник финансово-экономической службы Нина Азарова. Она пожелала всем помощи Божией в возрождении Смоленского храма. Храм Смоленской иконы Божией Матери при Военно-Медицинской академии был построен в 1809 году по проекту архитектора Павла Филиппова. Он разместил храм на первом этаже, справа от центрального ризалита, рядом с конференц-залом. Освятил храм 15 сентября 1809 года протоиерей Стахий Колосов, настоятель Петропавловского собора. На стенах висели памятные доски с именами павших в боях преподавателей и выпускников академии. В 1894 году архитектор Александр фон Гоген начал перестройку церкви, сделав ее двусветной, изменил отделку и реставрировал иконостас. Была также устроена звонница. Стены и своды художники Общества поощрения художеств расписали орнаментами и евангельскими сценами. После годичного акта 19 октября 1896 года митрополит Санкт-Петербургский Палладий освятил обновленный храм. В 1882-1908 годах в церкви служил известный проповедник протоиерей Николай Розанов. Последним перед революцией священником был иерей Михаил Лебединский. Церковь закрыта в 1922 году; ныне на ее месте находится малый конференц-зал и музей истории Военно-медицинской академии. В 2014 году Ученый совет академии принял решение о воссоздании храма. В этом же году приказом начальника академии Андрея Бельских создана комиссия по возрождению Смоленского храма. В рамках реконструкции зданий академии планируется перенести музей и малый конференц-зал, высвободив историческое помещение возрождающегося храма. ИА " Вода живая " , 10.08.15 Поделиться 20 февраля 2024 3 января 2024 6 декабря 2023 27 ноября 2023 18 ноября 2023 27 октября 2023 8 октября 2023 19 августа 2023 15 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 11 апреля 2024 9 апреля 2024 7 апреля 2024 6 апреля 2024 4 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

1015—1023 Елевферий 1023—1028 Петр II 1028—1051 Иоанн VI 1051—1062 Емилиан 1062—1075 Феодосий II 1075—1084 Сельджукская эра 1084—1098 Никифор 1084—1090 Иоанн VII 1090—1099 Латинская эра 1098—1268 вакантно 1099—1155 Иоанн VIII 1155—1159 Евфимий I 1159—1164 Макарий III 1164—1166 Афанасий II 1166—1180 Феодосий III 1180—1182 Илия III 1182—1184 Христофор II 1184—1185 Феодор IV 1193—1199 Иоаким 1199—1219 Дорофей I (II) 1219—1245 Симеон II 1245—1260 Евфимий II 1260—1269 Мамлюкская (Египетская) эра 1268—1517 Феодосий IV 1269—1276 Феодосий V 1276—1285 Арсений 1285- ? Дионисий 1293—1308 1308—1342 Игнатий II 1342—1353 Михаил II 1353—1369 вакантно 1369—1386 Пахомий I 1386—1393 1393—1401 Михаил III 1401—1410 Пахомий II 1410—1411 Иоахим II 1411—1426 1426—1436 Дорофей II (III) 1436—1454 Михаил IV 1454—1462 1462—1476 Иоаким III 1476—1493 Григорий III 1493—1511 Османская эра 1517—1922 Дорофей III (IV) 1511—1524 Иоаким IV 1524—1555 Михаил V 1555—1567 Иоаким V 1567—1585 Дорофей IV (V) 1585—1597 Афанасий III 1598—1614 Игнатий III 1614—1628 Евфимий III 1629—1631 Евфимий IV 1631—1647 Макарий III 1647—1685 Кирилл III 1686—1688 Неофит 1688—1700 Афанасий IV 1700- 24 июля 1724 Сильвестр 8 октября 1724 — 24 марта 1766 Филимон 9 мая 1766 — 16 июля 1767 Даниил 17 августа 1767 — 26 декабря 1791 Анфимий январь 1792 — 1 августа 1813 Серафим 1813- 3 марта 1823 Мефодий 25 мая 1823 — 6 июля 1850 Иерофей 19 октября 1850 — 25 марта 1885 Герасим 11 июня 1885 — 24 апреля 1891 Спиридон 14 октября 1891 — 12 февраля 1898 Мелетий II 27 апреля 1899 — 21 февраля 1906 Современная эра с 1922 Григорий IV 29 июня 1906 — 12 декабря 1928 вакантно 1928—1930 Арсений II — антипатриарх 1930—1933 Александр III 30 января 1931 — 17 июня 1958 Епифаний – анипатриарх, наследник Арсения; воссоединился с Синодом Феодосий VI 14 ноября 1958 — 19 сентября 1970 Илия IV 25 сентября 1970 — 21 июня 1979 Игнатий IV 2 июля 1979 — 5 декабря 2012 Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 88  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233

http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010