Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанская икона в киоте помещалась в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме имелось 12 клейм. Оклад внутренней рамы (1806) был выполнен на средства игум. Софии (Болховской) к возведению в 1808 г. нового Казанского собора. Внешнюю раму с клеймами чудес украшал оклад 1-й пол. XVIII в. с фигурными обрамлениями клейм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева и его супруги. Внутренняя рама изымалась из внешней и имела ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В теплое время года чудотворный образ пребывал в летнем Казанском соборе, в холодное - в зимнем храме свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского). В Казанском соборе (1808) чудотворный образ находился в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте ( Малов. 1879. С. 29-34; Загоскин. 1895. С. 160). Сохранившаяся монастырская пелена кон. XVI в. (27,5×24,5 см) с изображением Казанского образа (НМРТ) создана, вероятно, в местной мастерской. Возможно, именно эта пелена в XIX в. висела под явленной иконой ( Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. Гос. объединенного музея Респ. Татарстан//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 76-78. Ил. 4). 8 июля и 22 окт.- в дни празднования Казанской иконе - совершались крестные ходы из Благовещенского собора в монастырский собор, в обители богослужения возглавляли епархиальные архиереи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. архиерейские службы в мон-ре проходили 15-20 раз в год. Чудотворную икону ежегодно носили еще в 14 крестных ходах в храмы города. По просьбам горожан монастырские священники приносили Казанскую икону в частные дома. Обитель посещало множество паломников, в т. ч. 28 мая 1722 г.- имп. Петр I Алексеевич , 28 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна , затем имп. Павел I Петрович , 18 авг. 1836 г.- имп. Николай I Павлович , 20 июля 1837 г. и 27 авг. 1871 г.- имп. Александр II Николаевич , в 1871 г.- буд. имп. Александр III Александрович . 5 июля 1894 г. и 16 июля 1897 г. в мон-ре был прав. Иоанн Кронштадтский . После святотатственного похищения явленной Казанской иконы (в ночь на 29 июля 1904) на ее место в соборе была поставлена икона Божией Матери «Паммакаристос», написанная по заказу К-польского патриарха Иоакима III и присланная в дар мон-рю (к 2012 - в фондах Национального музея Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Саккос митр. Лаврентия. 60-е гг. XVII в. (НМРТ) В 50-60-х гг. XVII в. в храмы К. и Т. е. делали вклады именитые люди Строгановы (о значении Казани в торговой деятельности Строгановых в XVI-XVII вв. см.: Введенский. 1962. С. 274-295). Сохранилось 8 произведений из ризниц казанских соборов и церквей (ныне в собр. НМРТ). Это пелены к иконам, прежде всего к Казанской иконе Божией Матери или к иконе Божией Матери «Знамение» (обе сер. XVII в., НМРТ; Силкин. 2002. Кат. 18, 19. С. 187-189). Наиболее роскошными были шитые в мастерской Анны Ивановны Строгановой вклады в кафедральный Благовещенский собор Казани. В 60-х гг. XVII в. по обещанию Г. А. и Д. А. Строгановых для митр. Лаврентия II был создан саккос, сплошь расшитый композициями праздников и образами святых (НМРТ). Саккос имел вкладную надпись с именами святителя и заказчиков ( Яблоков. 1909. С. 39; см. также: Пинегин. 1890. С. 364; Спутник по Казани. 1895. С. 115; Завьялова, Каргалова. 1995. С. 78-79, 80; Силкин. 2002. Кат. 95. С. 294-297). Расшитый серебряными и золотыми нитями саккос был подобен драгоценному сосуду или окладу; среди изображенных святых большая часть - рус. князья, святители, преподобные. Саккос митр. Лаврентия чрезвычайно близок к шитому саккосу свт. Ионы (Сысоевича), митр. Ростовского, также созданному Строгановыми ( Завьялова, Каргалова. 1995. С. 80; Силкин. 2002. С. 296). Исполненный в визант. традициях, он напоминает о лицевых саккосах в патриаршей ризнице. Для саккоса митр. Лаврентия предназначалась палица с образом «Спас Нерукотворный» ( Завьялова, Каргалова. 1995. С. 75. Ил. 5; Силкин. 2002. Кат. 96. С. 298). Вероятно, наряду с саккосом и палицей для кафедрального Благовещенского собора Казани в той же «светлице» Строгановых были сделаны плащаница и комплект покровцов на служебные сосуды ( Силкин. 2002. Кат. 107-109. С. 303-305). В соборную ризницу из архиерейской казны перешли 2 панагии митр. Лаврентия. Одна имела образ Божией Матери Печерской с Младенцем, вырезанный на камне («фатисте»), на ее обороте располагалась позолоченная «доска»-пластина с текстом Символа веры, исполненным в технике черни ( Яблоков. 1909. С. 34).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Эту плащаницу вложила М. И. Челяднина - супруга боярина И. П. Фёдорова-Челяднина (свияжский воевода в 1556) и племянница А. Челядниной, мамки царя Иоанна IV Васильевича, у которой была собственная светлица. Не исключено, что плащаница М. И. Челядниной была исполнена в традициях шитья, близких к традициям царской мастерской 2-й четв.- сер. XVI в. Преображение Господне. Пелена. 1565 г. (НМРТ) Преображение Господне. Пелена. 1565 г. (НМРТ) Наиболее богатой в это время была ризница казанского Спасо-Преображенского мон-ря. В каменной ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского (Николы Ратного), имелось 2 драгоценных воздвизальных креста с мощами ( Невоструев. 1877. С. 24). До нач. XX в. сохранялась ее храмовая икона свт. Николая Чудотворца, представлявшая поясной образ святителя, в серебряном сканом окладе ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 8; Лебедев. 1895. С. 54). В ризнице было много шитых тканей, предметов богослужения ( Невоструев. 1877. С. 25-26, 28; Лебедев. 1895. С. 57-58; Пинегин. 1890. С. 359-360). Наиболее полно состав ризницы отражен в писцовых книгах 1565-1567 гг. В мон-ре было 2 воздуха: «болшей», повторявший извод плащаницы кнг. Т. А. Тёмкиной-Ростовской из кафедрального собора (60-е гг. XVI в., НМРТ, см.: Силкин. 1995. С. 64, 65. Ил. 6), и «меншей» (не сохр.), вложенный женой Н. В. Бороздина, с изображением Деисуса и небесных сил, херувимов и серафимов, шитый серебряными и золотыми нитями ( Невоструев. 1877. С. 29; Пинегин. 1890. С. 356; Спутник по Казани. 1895. С. 152, упом. 110 жемчужин); 2 лицевые палицы, одна с шитым золотом и серебром по лазоревому фону образом Божией Матери «Воплощение», украшенная жемчугом («500 зерен без десяты опричь мелкова жемчюгу»), звездой и серебряным крюком, другая с шитым крестом, составленным из серебряных позолоченных дробниц, также с серебряным крюком ( Невоструев. 1877. С. 29). Из числа сохранившихся предметов наиболее известен «булгаковский сударь» - вложенная в казанский Спасо-Преображенский монастырь воеводой кн.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Евангелие» (Там же. С. 83). По сведениям Яблокова, этот покров был подобен покровам на раках Казанских митрополитов - свт. Гурия в Благовещенском соборе и свт. Варсонофия в Спасо-Преображенском мон-ре (местопребывание неизв.). Ризницы казанских храмов пополнялись драгоценной утварью работы местных и столичных мастеров. Для Благовещенского кафедрального собора в 1686 г. были сделаны серебряные сосуды на средства келейной казны митр. Маркелла; ладанница с вкладной надписью митр. Адриана (1688, НМРТ); в 1694 г. сосуды пожертвованы патриархом Адрианом ( Он же. 1909. С. 37); в 1689 г. им же пожертвован золотой напрестольный крест, украшенный эмалями и алмазами ( Платон (Любарский). 1868. С. 80; Пинегин. 1890. С. 364; Яблоков. 1909. С. 32). Распятие на лицевой стороне было выполнено белой эмалью, фигуры предстоящих - цветной. В эмалевых клеймах на обороте были упомянуты частицы мощей из Св. земли, вероятно полученные из патриаршей ризницы. По использованию эмали с росписью напрестольный крест кафедрального Благовещенского собора напоминает крест, происходящий из московского Успенского собора (кон. XVII в., ГММК; см.: Мартынова. 2002. Кат. 319. С. 256-259). Драгоценные вклады в соборную ризницу поступали от горожан: напр., серебряный ковш с чеканным орлом на внутреннем поддоне, пожалованный, судя по надписи, царями Иоанном и Петром Алексеевичами с царевной Софией Алексеевной в 1682 г. посадскому человеку Алексею Третьякову «за пробир Казанской таможни». Напрестольное Евангелие из казанского Петропавловского собора. 1-я четв. XVIII в. (НМРТ) Напрестольное Евангелие из казанского Петропавловского собора. 1-я четв. XVIII в. (НМРТ) Наиболее роскошные вклады в этот период были сделаны в казанский Богородицкий мон-рь, что связано с растущей славой обители и покровительством правящей династии. В монастырской ризнице немало предметов из золота и щедро украшенных драгоценными камнями и жемчугом; исполненные местными мастерами, они напоминают столичные образцы. Еще в 1687 г., при митр.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМИИРТ) Образы из деисусного чина Успенского собора несколько отличаются от праздников. В них подчеркнута монументальность, фигуры плотно заполняют иконные «ковчеги», суровое выражение на ликах, цвета приглушенные, одежды и обувь декорированы, напр. расшитые серебром алые лоры и сандалии архангелов. На пророческих иконах соединены 2 поясные фигуры на одной доске. Кроме икон в иконостасе в Успенском соборе с первых лет его существования находилось собрание небольших икон-пядниц, к-рые не сохранились. Анисимов отметил 2 «небольшие иконы (пядницы), 16 в… в угрожающем состоянии» - иконы Спаса Нерукотворного и прор. Иоанна Крестителя; видимо, были частью 3-фигурного Деисуса ( Анисимов. 1920. С. 32). Возможно, их размещение над южными и северными дверями иконостаса было обусловлено их древностью или связями с его основателем. В писцовых книгах 1565-1567 гг. среди пядничных икон Успенского собора упоминается «Деисус на празелени три иконы пядницы» ( Французова. 2002. С. 359). Снятие с креста. Фрагмент плащаницы. 1560–1652 гг. (НМРТ) Снятие с креста. Фрагмент плащаницы. 1560–1652 гг. (НМРТ) Важнейшее значение для раннего периода имеют памятники лицевого шитья. О них можно судить по письменным сведениям и сохранившимся предметам из ризниц кафедрального собора Казани, казанского Спасо-Преображенского монастыря и свияжского Успенского монастыря. Большинство из них имеет летописцы - вкладные надписи с датой создания, именами создателей и вкладчиков, о нек-рых сообщают писцовые книги 1565-1567 гг. Наиболее выдающийся памятник - плащаница (воздух) из кафедрального Благовещенского собора Казани (1560-1562, НМРТ). Из писцовых книг известно, что плащаницу вышила кнг. Т. А. Тёмкина-Ростовская, супруга казанского воеводы кн. Ю. И. Тёмкина из бывших ростовских князей; материалы (шелковые и золотые нити) были выкуплены из царской казны, ткани даны служившими в Казани воеводой М. Лыковым и дьяком К. Фёдоровым ( Невоструев. 1877. С. 11; Пинегин. 1890. С. 363; Яблоков.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Внутренний вид ц. Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Фотография. 2011 г. Внутренний вид ц. Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Фотография. 2011 г. В 1-й пол. XIX в. для приходских церквей Казани (Никольских (Ляпуновской и Вешняковской), Георгиевской, Вознесенской, Владимирского собора) работало немало крепостных мастеров, из них известны Никифор Андреев, Григорий Артемьев, Николай Волков, Александр Григорьев, Флавиан Колосов, Ефим Платонов, Петр Пономарёв, Ардалион Соколов, Иван Севрюгин ( Малов. 1884. С. 155-156). Профессиональным иконописцем был дворовый человек П. И. Депрейса Андрей Тимофеев. В 1832 г. он написал иконы для 4-ярусного иконостаса вновь выстроенного Троицкого собора Раифского монастыря «живописным искусством на древний греческий вкус», а также выполнил роспись стен собора согласно программе, предложенной ему настоятелем мон-ря игум. Амвросием - с развернутым циклом Страстей Христовых в алтаре и сюжетами из ВЗ и НЗ назидательного характера. Работа Тимофеева в Троицком соборе Раифского монастыря - редкий для казанских храмов пример целостного живописного ансамбля, когда монументальная роспись и иконы принадлежат кисти одного художника. Мастерство Тимофеева было, по-видимому, оценено по достоинству, т. к. 2 года спустя он вновь работал в Раифском мон-ре ( Он же. 1880. С. 25-28; Ключевская. 2009. С. 57-58). Другой профессиональный мастер, Ф. Д. Колосов, из крепостных игум. Софии (Болховской) казанского Богородицкого мон-ря, в нач. XIX в. работал для Богородицкой обители, в 1803 г.- для Владимирского собора в Казани, в 1806 г.- для Казанского имп. ун-та ( Малов. 1884. С. 155-156. Примеч. 1; Ключевская. 2009. С. 37). Крещение евреев в Казани в 1845, 1846 и 1847 гг. Фрагмент иконы. 40-е гг. XIX в. (НМРТ) Крещение евреев в Казани в 1845, 1846 и 1847 гг. Фрагмент иконы. 40-е гг. XIX в. (НМРТ) Памятником миссионерской деятельности древнего Спасо-Преображенского монастыря следует считать икону «Крещение евреев в Казани в 1845, 46 и 47 годах» работы неизвестного художника (НМРТ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Предметы делали, напр., из остатков горелого серебра - блюдо 1678 г. в казанском Богородицком мон-ре (использовалось для поднесения митры при архиерейском служении) с позолоченными надписями в клеймах («блюдо церковное Богородицы Казанской») ( Малов. 1879. С. 76; Спутник по Казани. 1895. С. 161). Серебряную ладанницу, сделанную на средства митр. Корнилия (1656, НМРТ), переделывали в 1687 г., при митр. Адриане ( Яблоков. 1909. С. 38). В 1699 (7207) г., при игумене Раифского мон-ря Адриане, из ветхого кадила было сделано новое серебряное вызолоченное (по надписи; см.: Малов. 1880. С. 86). Лицевые пелены, созданные в XVII в., старинные и почитаемые, позднее служили основой для архиерейских палиц. Сохранилась, напр., переделанная, видимо, в XIX в. палица со строгановской пеленой сер. XVII в. Божией Матери «Знамение» (НМРТ; см.: Силкин. 2002. Кат. 20. С. 188, 190-191). Подобного же рода палица некогда хранилась в Зилантовом мон-ре ( Денике. 1917. С. 10; Рощектаев. 2004. С. 146). В ее состав входила старинная пелена с образом крылатого прор. Иоанна Предтечи. Так же как и на пелене с образом Божией Матери «Знамение», его фигура была шита золотыми, серебряными и шелковыми нитями по камке. В отличие от палицы с образом Божией Матери «Знамение» на палице из Зилантова мон-ря был сохранен шитый вязью по краям текст тропаря святому. О переделке свидетельствуют новый материал фона и прорисовка масляными красками по шитым ликам, к-рую Денике относил к 1750 г. ( Денике. 1917. С. 12). Возможно, пелена, послужившая основой для палицы, была принесена из др. мон-ря. Следует сказать, что лицевые шитые пелены в церковных ризницах бережно хранились: в ризнице кафедрального собора к нач. XX в. было 10 икон-хоругвей (так представляли себе тогда функцию лицевых иконных пелен), на к-рых «изображения Господа и разных святых вышиты золотом и серебром» ( Яблоков. 1909. С. 39). Палица с лицевой пеленой «Успение Пресв. Богородицы» XVI в. Шитье. XIX в. (НМРТ) Палица с лицевой пеленой «Успение Пресв.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

1909. С. 38-39). Плащаница украшена композициями «Снятие с креста» и «Положение во гроб», к-рые соединены благодаря размещению их на оси креста распятия ( Силкин. 1995; Дроздова О. Э. Иконография Оплакивания и Положения во гроб Господа и Бога нашего Иисуса Христа в лицевом шитье//Убрус. СПб., 2003. Вып. 3. Цв. вкл. 3; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6; С. 66). Подобно иконам Страстного цикла из свияжского Успенского собора мастер-знаменщик избегает экспрессивных образов и движений в отличие, напр., от мастеров светлицы кнг. Е. Старицкой, плащаницы которой 60-х гг. XVI в. служили образцовыми ( Силкин. 1995. С. 59-60). Писцовые книги упоминают в кафедральном соборе лицевую 2-стороннюю хоругвь, на к-рой «Прсвятые одигитрия выбиван с обе стороны золотом и серебром по тафте по зеленой крест медян» ( Невоструев. 1877. С. 12). Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) По образцу плащаницы казанского Благовещенского собора были созданы др. воздухи: для свияжского Успенского собора (60-е гг. XVI в., вклад кнг. Т. А. Тёмкиной-Ростовской; см.: Яблоков. 1907. С. 83; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6) и для казанского Спасо-Преображенского монастыря (оба в НМРТ; о плащанице Спасо-Преображенского монастыря см.: Невоструев. 1877. С. 29; Заринский. Церковные древности. 1877. С. 11-13 (публ. надписи на с. 12); Лебедев. 1895. С. 59; Силкин А. В. Плащаница Агаповой//Древнерус. искусство. М., 1990. С. 53-69. Ил. 1, 6, 7. (Новые открытия реставраторов/ВХНРЦ; 1); Завьялова, Каргалова. 1995. С. 70-72). Авторы XIX в. отмечали тонкость шитья, а также смелость и энергичность в рисунке фигур ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 12). Вкладом знатной московской семьи была несохранившаяся плащаница свияжского городского собора: «воздух Положенье во гроб Господа нашего Исуса Христа на вишневой камке, шит золотом да серебром» ( Французова. 2002. С. 345).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Пелена с Казанским образом Божией Матери. 30–40-е гг. XVII в. (?) (ПГХГ) Пелена с Казанским образом Божией Матери. 30–40-е гг. XVII в. (?) (ПГХГ) Пелена с Казанским образом Божией Матери. Сер. XVII в. Мастерская А. И. Строгановой (НМРТ) Пелена с Казанским образом Божией Матери. Сер. XVII в. Мастерская А. И. Строгановой (НМРТ) В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем в связи с рождением 22 окт. 1-го сына Димитрия установлено общерус. празднование Казанской иконе: «...празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы» (Окружная царская грамота Маркеллу, архиеп. Вологодскому и Великопермскому, о праздновании явлению чудотворной иконы Казанской Богородицы в 22 день окт.//ААЭ. Т. 4. 40. С. 61). В царствование Алексея Михайловича широко почитаемая Казанская икона становится главной иконой Божией Матери «Одигитрия», которая, как некогда икона «Одигитрия» в К-поле, становится охранительницей Москвы. По указу царя с 1660/61 г. крестные ходы в Казанский собор 22 окт. и 8 июля соединялись с хождениями вокруг Москвы «по градам», т. е. по городским стенам Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов ( Голубцов А. П. Чиновники. 1908. С. 216; Никольский. 1911. С. 27). Крестные ходы по стенам шли «от праздника», т. е. от Казанского собора после литургии (впосл. в связи с продолжительностью ходов они начинались до литургии). По стенам Кремля направлялись к Спасским воротам, далее шли к Тайницким воротам. На кремлевских стенах патриарх указал освящать воду в 3 местах: на Спасских воротах (это делал архимандрит Чудова мон-ря), Тайницких (архимандрит подворья Кириллова Белозерского мон-ря), у Троицких ворот, на каменном мосту через р. Неглинную (архимандрит подворья Троице-Сергиева мон-ря). На стены Китай-города всходили у Неглименских (Воскресенских) ворот, шли к башне, к-рую взяли первой при штурме Китай-города 22 окт. 1612 г., и здесь освящали воду. Ходы по Китай-городу начинались и от Москворецких ворот. По Белому городу и Скородому (Земляному городу) патриархи отпускали крестные ходы с Лобного места.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

1920). С 40-х гг. XVII в. началось прославление святынь, обретенных в землях черемисов (мари). С 1647 г. известна чудотворная икона св. Жен-мироносиц, к-рую носили в Москву (АИ. Т. 4. 20; Елисеев. 1849. С. 62-63; Стариков, Левенштейн. 2001. С. 10, 47-49). В 1644 г. был написан «по вере Козмодемьянска города всяких людей» Нерукотворный образ Спасителя, хранившийся в Стрелецкой часовне г. Козмодемьянска, на берегу Волги (Обозрение. 1898. С. 300; Стариков, Левенштейн. 2001. С. 31). По преданию, автором иконы был Григорий Чёрный, московский мастер, написавший 2 чудотворных образа Божией Матери, чтимых в Нижегородской епархии и на соседних с ней чувашских землях,- Владимирской-Оранской (1629) ( Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34) и Палецкой-Страстной (1641). Стрелецкая часовня на протяжении веков получала значительные дары: напр., по преданию, медное литое паникадило с двуглавым орлом было, вероятно, подарено имп. Петром I (Обозрение. 1898. С. 300). Древнейшие святыни в рус. городах, построенных на земле мари, были, согласно преданиям, принесены стрельцами в XVII-XVIII вв.: храмовый образ из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Владимирском, образ Спасителя из Воскресенского собора Царёвококшайска, резная скульптура «Христос в темнице» из Троицкой ц. Царёвококшайска с надписью: «От стрельца 1695 году», «вымененная» в Киеве козмодемьянскими стрельцами Киево-Печерская икона Божией Матери из ц. Богоявления (каменная с 1734) Козмодемьянска ( Стариков, Левенштейн. 2001. С. 10, 19, 34, 81). Период после 1654 г. был для К. и Т. е. тяжелым; от эпидемии в Казани погибла большая часть населения. Как мольбы о спасении и обетные приношения следует рассматривать редкие произведения этого времени, напр. палицу, вложенную боярином И. Морозовым в кафедральный собор (1654, НМРТ). На ней вышиты и обнизаны жемчугом композиция «Благовещение», образ Господа Саваофа в небесном сегменте, символы евангелистов и небольшие фигуры в рост святителей Гурия и Варсонофия по сторонам ( Завьялова, Каргалова. 1995. С. 79. Ил. 9). Почти неразличимые по облику Казанские чудотворцы предстают на небольшой палице хранителями города и всех христиан. Совместное изображение святителей Гурия и Варсонофия как «святой двоицы», заступников К. и Т. е., с этого времени известно в вариантах. Они могут быть представлены в позе моления, как на лицевой пелене из казанского Богородицкого монастыря (сер. XVII в., НМРТ). Похожие друг на друга фигуры, в фелонях (разных по цвету), митрах, с Евангелиями, молящиеся образу Божией Матери «Воплощение» в небесном сегменте, представлены в святительском чине. Парное изображение святителей Гурия и Варсонофия Казанских было на оборотной стороне Смоленской иконы Божией Матери в Благовещенском храме Чебоксар (освящен в 1689; см.: Обозрение. 1898. С. 335).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010