Скачать epub pdf III. INDEX METHODICUS I. – DOGMATICA A) UNIVERSE BARTHOLOMÆUS, apost. Fg., 2, 785–6. MATTHIAS, apost. Fg., 2, 783–4. BARNABAS. Fg., 2, 781–2. CLEMENS ROMANUS. Fg., 1, 453–60; 1475–6. PAPIAS. Fg., 5, 1255–62. SENIORES apud Irenæum, 5, 1385–1402. JUSTINUS. Fg., 6, 1591–1600; 1801–2. TATIANUS. Fg., 6, 1601–2, 1801–6. CLAUDIUS APOLLINARIS. Fg., 5, 1293–6. MELITO. Fg., 5, 1207–26. IRENÆEUS. Fg., 7, 1225–64; 2017–18. (Pfaffiana, 1248–57.) PANTÆNUS. Fg., 5, 1329–32. SERAPION ANTIOCHENUS. 5, 1373–6. CLEMENS ALEXANDRINUS. Stromatum. lib. 1–8, 8, 685–1382; 8, 9–602. Hypotyposes, 713–50. Fragmenta, 749–54. HIPPOLYTUS. Fg., 10, 861–74. ORIGENES, Periarchon, lib. 1–4, 11, 111–414; Stromatum fg., 101–8. Philocalia, 14, 1309–16. GREGORIUS THAUMATURGUS. Expositio fidei, 10, 983–88. Fragmenta, 10, 1789–90. DIONYSIUS ALEXANDRINUS.Fg.,10, 1597–1602. Epistolæ, 1291–1344. THEOGNOSTUS. Fg., 10, 239–42. PIERIUS. Fg., 10, 243–6. METHODIUS. Fg., 18, 339–40; 403–8. PETRUS I ALEX. Fg., 18, 509–22. EUSTATHIUS ANT. Fg., 18, 675–96. ATHANASIUS. Expositio fidei, 26, 199–208. Tomus ad Antiochenos, 26, 795–810. Epistola ad Jovianum, 813–24. Sermo major de fide, 26, 1263–94; 1237–40; 1247–50. Epistolæ heortasticæ, 26,1360–1444. Fragmenta, 1217–1326. ATHANASIUS ALEX. Explicatio symboli, 26, 1231–2; 28. 1637–44. Liber de definitionibus, 28, 533–44. Quæstiones ad Antiochum, 597–700. Aliæ, 773–96. Expositio fidei, 26. 1262. Brevis expositio fidei, 1321–24. Fides Patrum nicænorum. 28, 1637–44. Symbolum Quicumque, 1581–96. Ejus expositio, 1595–1604. Epistola catholica. 28, 81–84. Epistola ad episcopum Persarum, 1554–68. Symbolum HIEROSOLYMITANUM, 33, 533–6. CYRILLUS HIEROS. Catecheses 1–23, 33, 351–1128 (in primis 4–5, 453–524). Fragmenta, 1181–2; 1203–4. EUSEBIUS CÆSAR. De incorporali et invisibili Deo, 24, 1113–28; 1127–36. BASILIUS CÆS. Homilia de fide, 31, 463–72 et 675–82. BASILIUS et GREGORIUS NAZ. . De sancta et orthodoxa fide, latine, 30, 831–6. GREGORIUS NAZIANZENUS. Homilia de dogmate, 35, 1065–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Русский археологический ин-т в К-поле - РАИК], первое рус. научное об-во по исследованию истории, археологии, искусства христ. Востока за границей. Создание РАИК явилось результатом развития византиноведения в России с сер. XIX в. и его расцвета в конце столетия. Идея создания РАИК принадлежала Ф. И. Успенскому , ставшему бессменным директором ин-та, осуществление ее стало возможным при покровительстве А. И. Нелидова, рус. посла в К-поле и впосл. первого почетного председателя об-ва. Устав и штат были утверждены имп. Александром III Александрович в 1894 г., торжественное открытие состоялось 26 февр. 1895 г. Устав определил основные направления работы ин-та: изучение древней географии и топографии, исследование истории и археологии всех территорий Византийского мира, описание рукописей, эпиграфика и нумизматика, исследование архитектуры и монументальных памятников искусства. Нелидов добился от правительства Порты разрешения производить раскопки на всей территории Османской империи и сохранения за РАИК половины всех находок. Сотрудники РАИК предприняли комплекс научных экспедиций в М. Азию, Болгарию, Сербию, Македонию, Грецию, Афон, Сирию, Палестину. Среди самых значительных работ: изучение архитектуры, мозаик и фресок мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; мозаик ц. Неа-Мони на Хиосе, 1042-1056 гг.; мозаик ц. Успения в Никее, кон. VII в., 1065-1067 гг.; открытие мозаик и фресок V-IX вв. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике; раскопки в районе акрополя г. Византия; изучение остатков Большого имп. дворца в К-поле; археологические исследования древних столиц Болгарии Плиски (Абобы) и Преславы . Исследования сотрудников РАИК публиковались в ж. «Известия РАИК» (всего вышло 16 т.), среди них монографии Ф. И. Успенского «Археологические памятники Сирии» (1902. Т. 7. Вып. 2-3) и «Константинопольский серальский кодекс Восьмикнижия» (1907. Т. 12), Ф. И. Шмита «Кахрие-Джами: История монастыря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков» (1906. Т. 11).

http://pravenc.ru/text/АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКИНФА МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы, находился в Никее (ныне Изник, Турция). Условно назван по имени основателя мон. Иакинфа (ок. VI-VII вв.). Точное время основания и закрытия монастыря неизвестно. Кафоликон И. м. в честь Успения Пресв. Богородицы - памятник визант. архитектуры и храмовой декорации, утраченный в 20-х гг. XX в. На алтарной плите и колоннах кафоликона присутствовала надпись: «ΘΕΟΤΟΚΕ ΒΟΗΘΕΙ ΤΩ ΟΥΛΩ ΣΟΥ ΙΑΚΙΝΘΩ ΜΟΝΑΧΩ ΠΡΕΣΒΥΤΕΡΩ ΗΓΟΥΜΕΝΩ» (Богородица, помоги рабу Твоему, монаху Иакинфу, пресвитеру и игумену; Weigand. 1931. P. 411-420; Peschlow. 2003. P. 205). Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Иакинфа. VII в. Фотография. Нач. XX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Иакинфа. VII в. Фотография. Нач. XX в. Первым датированным письменным свидетельством об И. м. является упоминание об игум. Григории, присутствовавшем на Вселенском VII Соборе в Никее в 787 г. ( Mansi. T. 12. P. 111; T. 13. P. 152, 189). К IX в. относится рассказ о странствующем мон. св. Константине, из иудеев (пам. 26 дек.), к-рый привез с Кипра в И. м. руку св. Паламона, обретенную чудесным образом (Житие прп. о. нашего Константина. 2001. С. 37-38). Автор Жития называет основателем обители «благочестивого мужа Иакинфа» и прославляет ее братию. При визант. имп. Константине X Дуке (1059-1067) И. м. находился на попечении патрикия Никифора, препозита и вел. этериарха, к-рый восстановил и благоустроил монастырский храм Успения Пресв. Богородицы после землетрясения 1065 г. ( Mango. 1959). В июне 1209 г. в храме И. м. проходил Собор под председательством К-польского патриарха Михаила IV Авториана , о чем свидетельствует синодальная грамота (RegPatr, N 1210). Предположительно при патриархе Михаиле IV и его ближайших преемниках (1-я четв. XIII в.) в И. м. располагалась резиденция К-польских патриархов в изгнании. В июне 1211 г., после победы войск Никейской империи в битве при Антиохии-на-Меандре над иконийским султаном Гийяс ад-Дином Кай-Хосровом I, провозглашенный в Никее визант. имп. Феодор I Ласкарь захватил своего тестя, свергнутого в 1203 г., имп. Алексея III Ангела , заключившего союз с тюрками. Алексей был отправлен на поселение в И. м., где позднее умер и был похоронен. Там же позже были погребены сам Феодор I ( Георгий Акрополит. 2005. С. 54) и его 1-я супруга Анна, дочь Алексея III (Там же. С. 61). В 1240 г. игум. Мефодий был избран патриархом, однако не прошло и 3 месяцев, как он скончался и был похоронен в своей обители ( Niceph. Callist. Enarratio.//PG. 147. Col. 465). В 1241 г. калабрийские монахи, сопровождавшие дочь герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена Констанцу (Анну), невесту никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца , решили не возвращаться в Италию и обосновались в И. м. (RegPatr, N 1308).

http://pravenc.ru/text/200147.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодор Студит, прп. - житие Преподобный Феодор Студит, исповедник (память 26 января и 11 ноября по старому стилю) Родился в 758 г. в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Св. Писание, святой Феодор успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере. Приняв иночество, подвизался в устроенной его дядей Платоном, обители Сакудион (недалеко от горы Олимп в Вифинии), в которой позже стал настоятелем, подавая своей жизнью высокий пример добродетели. В 796 г. за ревность о хранении церковных правил и обличение беззакония императора Константина VI Багрянородного после жестоких мучений был сослан в заточение в г. Солунь. В царствование императрицы Ирины преподобный был возвращен из ссылки и получил в управление запустевший Студийский монастырь Скоро в обители собралось до тысячи иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского, а блаженный настоятель — наименование Студита (ок. 1065 г этот устав был принят преподобным Феодосием в Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям). Перу преподобного также принадлежит немало душеполезных книг, похвальные слова на Господские и Богородичные праздники, многие каноны и трипеснцы. При императорах Никифоре I (802-811 гг.) и Льве Армянине (813-820 гг.) св. Феодор много пострадал за иконопочитание и претерпел заточение сначала в Иллирии, в крепости Метопа, а затем в Анатолии, в Боните. После смерти Льва Армянина преподобный Феодор, освобожденный из заточения, поселился в г. Херсонесе (Вифиния). Несмотря на тяжелый недуг, он ежедневно совершал Божественную литургию и поучал братию. Здесь он мирно скончался в 826 г. В тот же час преподобному Иллариону Далматскому (память 6/19 июня) была открыта Господом блаженная кончина угодника Божия. Он увидел, как воссиял свет небесный, послышалось ангельское пение и голос: «Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу». В 845 г. мощи преподобного Феодора были перенесены в Студийский монастырь. Его брат, преподобный Иосиф, епископ Солунский тоже пострадал от иконоборцев, и скончался в 830 г. в Студийском монастыре, где почивают и мощи его. Преподобный Феодор как при жизни, так и по кончине совершил много чудес. Призывающие имя его избавлялись от пожаров, от нападения диких зверей, получали исцеление недугов. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодор Студит, прп. " .

http://pravicon.com/info-3540

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (ок. 832, Неаполь - 15.07.872, Вероли), свт. (пам. зап. 15 июля), еп. Неаполя (с 850). Основные сведения о нем содержатся в 2 житиях, написанных вскоре после кончины святого: анонимном и приписываемом диак. Иоанну Неапольскому. А., сын неапольского герц. Сергия, с детства готовился к церковному служению и воспитывался сначала при ц. Санта-Мария, а затем у свт. Иоанна IV, еп. Неаполя, к-рый впосл. рукоположил его во диакона. После смерти наставника А., несмотря на свой юный возраст, возглавил епископскую кафедру и вел строгую аскетичную жизнь, все свое состояние пожертвовав на помощь бедным и выкуп христиан из мусульм. плена. А. восстановил мн. церкви и упорядочил церковную организацию, принимал участие в Римском Соборе 861 г. В 867 г. новый герц. Неаполя Сергий, племянник А., не желая мириться с высоким авторитетом епископа, требовал, чтобы он оставил кафедру. А. вынужден был бежать из города под защитой отряда префекта г. Амальфи, посланного на 20 кораблях имп. Людовиком II против арабов, привлеченных герцогом на свою сторону и разграбивших мн. церкви Неаполя. А. переправился в Беневент, где был с почетом встречен императором, а затем нашел прибежище у своего брата Стефана, еп. Сорренто. Папа Адриан II послал в Неаполь Анастасия Библиотекаря и аббата Цезария с целью убедить герц. Сергия вернуть А. на епископскую кафедру, после неудачи их миссии папа наложил на город интердикт. Имп. Людовик II во время похода в Юж. Италию восстановил А. на епископском престоле, но тот скончался по пути в Неаполь. Первоначально мощи А. покоились в Монте-Кассино, пока в 877 г. не были перенесены еп. Афанасием II в ц. св. Иануария в Неаполь. Позже их перезахоронили в кафедральном соборе города. Ист.: BHL, N 734-739; ActaSS. Iul. T. 4. P. 72-89; MGH Scr. Lang. P. 433-452, 1065-1076. Лит.: Aloe S. d " . Storia della Chiesa di Napoli. Napoli, 1869. T. 1. P. 67-71; DHGE. T. 1. Col. 1388-1390; Mallardo D. Il Calendario Marmoreo di Napoli. R., 1947; NCE. T. 1. P. 999-1000; Boehm L. Athanasios//LTK. Bd. 1. Sp. 981-982. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЙДАН († 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/76832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) [греч. Γαβριλ ρδβλθυοτεΙβηρ] (XI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля), родом из Грузии, подвизался на Афоне, в пещере недалеко от Иверского мон-ря . За благочестивую жизнь он удостоился божественного гласа или, по др. версии, явления во сне Пресв. Богородицы, велевшей ему спуститься к морю и принять принесенную волнами икону, к-рая станет заступницей Иверской обители. Г. И. возвестил об этом игум. Павлу, и икона была торжественно принесена в мон-рь (см. в ст. Иверская икона Божией Матери ). Ж. Б. Ф. Питра и др. приписывают Г. И. составление ряда песнопений (см. в ст. Гавриил , визант. гимнограф). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 83; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 1. С. 452; Жития груз. святых. Тбилиси, 2002. С. 114-115. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 19029, 1997р. С. 26-28; Γερσιμος (Μικραγιανντης), μον. Γαβριλ Ιβηρτης//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 107-108; Mossay J. , Latteur D. Gabriel L " Hymnographe (19)//DHGE. T. 19. Col. 554-555. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи

http://pravenc.ru/text/161361.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГЕЭЗ классический эфиоп. язык, литургический язык Эфиопской Церкви, остававшийся единственным лит. языком христ. Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОРНЕЕ МЕСТО особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604) ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/rubrics/122642_7.html

1040 Т. е. ты в состоянии направить свою силу против Господа и Его могущества и величия. Слав. на Господа соответствует ват. ατ το Κυρου, а в алекс. [и син. после испр.] ατ Κριον. 1045 Т. е. не на обычном кладбище, а вне его: на поле, при дороге и пр., как у нас хоронят утопленников, удавленников и т. п. Слав. вне соответствует ξω – син. и алекс. [и все др., кроме ват.], а в др. [только в ват., в лат. пер. Иеронима, у Присциллиана и Пс.-Августина, соответствует масор. т.] – нет. 1048 Слав. мн. ч. зверие – греч. θηρα соответствует евр. , признаваемому названием зверя бегемот, к которому толковники относят 11–13 стт. По контексту мы отступаем в числе от греко-слав. т. В Итале ед. ч. bestia. 1050 В алекс., и др. лук. спп., сирогексапл., коптском, эфиопском, арм., соответствует масор. т.] добавлено ατο – его, в др. греч. и слав. – нет. 1056 Слав. напольныя соответствует ват. [и син.] γρο, а в алекс. [и др.] γνου – тростника, т. е. грубые, неочищенные, некультивированные (Олимп.). 1058 Т. е. поглотит реку Иордан. В 10–19 стт. описывается какое-то морское или земноводное (15 ст.) чудовище, наводящее на людей и животных ужас, частью похожее на крокодила, бегемота, гиппопотама и т. п. Но оно в полной зависимости от Господа и Его ангелов (14 ст.). Еп. Евсевий и Олимпиодор видели указание на злого духа в 14–15 стт. Это – то же, что кит, упоминаемый в 3:8, [прим. 7]; 9:13, [прим. 3]; 26:12, [прим. 9]. 1061 Греч. ψελ – кольцом, в слав. шилом, в синод. пер. иглою; разумеется, вероятно, острое и закругленное орудие, которым просверливали губы, вдевали цепи и потом уже водили животных, как, напр., слонов. 1062 Оскобленное слав. или соответствует в алекс. [и др. лук. спп., у Евс. Кес., лат. пер. Иеронима, коптском, арм.] α; а в ват. и др. – нет. 1065 Так громадно это животное, что, мертвое, не может быть вытащено из воды мореходами и рыбаками. 1066 Не забывай о силе и свирепости этого чудовища, которое может моментально прекратить твою жизнь и борьбу (Олимп.). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А Юнгерова. Учительные книги/К 11 Под общ. и науч. ред. А. Г. Дунаева. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 920 с. с разд. пагин. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Хронологический указатель святых 10 век Великая княгиня Ольга 11 июля 969. 1056 Феодор и Иоанн мученики 12 июля 983. Михаил митроп. киевский 15 июля 992. 11 век Великий князь Владимир 15 июля 1015. Князья Борис и Глеб 24 июля 1015. Феодор еписк. ростовский 8 июня 1023. Иоаким епископ новгор. 4 февр. 1030. Моисей Угрин 26 июля 1046. Великая княгиня Анна 4 окт. 1050. Владимир князь новгород. 4 окт. 1051. Ефрем новот. 28 янв. 1053. Лука еписк. новгородский 4 фев. 1059. Варлаам игумен 19 нояб. 1065. Иларион митрополит 28 авг. 1066. Дамиан врач печерский 5 окт. 1071. Иеремия прозорливый 5 окт. 1071. Леонтий епископ ростов. 23 мая 1073. Антоний препод. печерский 10 июля 1073. Феодосий игум. печерский 3 мая 1074. Матфей прозорливый 5 окт. 1085. Князь Ярополк-Петр 21 нояб. 1086. Никон игумен печерский 23 мар. 1088. Иоанн митрополит 30 авг. 1088. Исаакий затворник 14 февр. 1090. Исаия епископ ростовский 15 мая 1091. Алипий печерский 17 авг. 1092. Григорий чудотворец 8 янв. 1093. Стефан епископ владим. 27 апр. 1094. Агапит врач 1 июня 1095. Герман епископ новгор. 4 февр. 1096. Евстратий печерский 28 мар. 1097. Ефрем переяславский 28 янв. 1098. Феодор и Василий печер. 11 авг. 1098. 12 век Никон сухой 11 дек. 1101. Марк, Иоанн и Феофил 29 дек. 1102. Григорий икон. 8 авг. 1105. Прохор печерский 10 февр. 1107. Никита епископ новгород. 30 янв. 1108. Пимен многоболезненный 7 авг. 1110. Княгиня Анна 3 нояб. 1112. Кукша и Пимен 27 авг. 1113. Нестор летописец 27 окт. 1114. Преп. Исаия печерский 15 мая 1115. Аврамий ростовский 29 окт. 1117. Амфилохий еписк. вол. 28 авг. 1122. Феоктист еписк. черниг. 6 авг. 1123. Константин кн. муром. 21 мая 1129. Тимофей игумен печерский 28 авг. 1131. В. к. Мстислав Феодор 15 апр. 1132. Кн. Всеволод Гавриил 11 февр. 1139. Пимен постник игумен 28 авг. 1141. Кн. Святоша Николай 14 окт. 1142. Великий князь Игорь 5 июня 1147. Антоний рим. 3 авг. 1147 Пр. Спиридон и Никодим 31 окт. 1148. Онисифор 9 нояб. 1148. Мартин стар. 27 июня 1150. Нифонт еписк. новгород. 8 апр. 1156.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гимнограф отмечает, что сначала Грузию освятила св. Нина, а 12 монахов, «убегавших от беспокойства, ссоры, смут, возмущений» и «искавших спокойствия, утешения и уединения», послужили Господу в деле просвещения народа вслед за ней и обрели покой уже в Царствии Небесном. Мон. Макрина сравнивает И. А. со «столпом и утверждением истины», «скрижалью Нового Завета», называет его «украшением Кахети» и «просветителем Алаверди». Бог «украсил» И. А., «облачил ризой, подобной ризе Господней», «представил светилом небесным». Автор описывает тяготы и трудности, к-рые И. А. претерпел и преодолел, пока не «добрался до Господа»: трудом и лечением больных «проложил дорогу мирной жизни», держа в руках крест, мужественно переносил каждое испытание и стал ходатаем за людей. Мон. Макрина сравнивает И. А. с прав. Моисеем и прп. Антонием Великим. Преподобный с юности соблюдал 10 синайских заповедей и 9 заповедей блаженств, стал отшельником и «отсек в себе все земные страсти, поселился в тесной и темной келье, где приобрел духовное совершенство». Гимнограф называет Алаверди «обителью богословского учения» и «созвездием святых отцов». Мон. Макрина просит И. А. сделать ее достойной наследницей Царствия Небесного, духовно защитить и избавить от страданий. Одно из посвященных И. А. песнопений, по исследованию Кавтарии, использовалось на литургии в день памяти прп. Иоанна Зедазнели, а также исполнялось в качестве тропаря ему. Ист.: Древнегрузинские поэтессы/Сост.: Л. Асатиани. Тбилиси, 1936. С. 46-70 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 35-54; Кавтария М. Из истории древнегрузинской поэзии. Тбилиси, 1977. С. 225-242 (на груз. яз.). Лит.: Рухадзе Т. Из истории древнегруз. лирики. Тбилиси, 1954. С. 150 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 232-236, 241-251; 1974. Т. 13. С. 26-35; он же. Монахиня Макрина// Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343-346; Кавтария М. Из истории древнегруз. поэзии XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1977. С. 202-225 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи

http://pravenc.ru/text/673655.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010