А.А. Половцов Потемкин, Петр Иванович Потемкин , Петр Иванович, окольничий, род. в 1617 году. В 1647 году, будучи стряпчим, был назначен «дневать и ночевать на государевом дворе» с окольничим Б. И. Пушкиным на 2-ое июля, а в 1651 г. был в числе лиц, назначенных ездить за государем в его походах на богомолье. Затем П. принимал участие, будучи уже стольником, в Польской войне (1654–1655 г.) за Малороссию. В июле 1655 г., находясь в юго-восточной части Польши при воеводе стольнике князе Гр. Гр. Ромодановском от главного воеводы, бояр. Вас. Вас. Бутурлина, получил назначение двинуться вглубь Польши и осадить гор. Люблин. После непродолжительной осады Потемкину удалось заставить город сдаться. В декабре того же 1655 года воеводы отправили от себя к государю вестников о своих счастливых военных действиях в различных частях Польши, причем от кн. Ромодановского был послан П.; 26-го декабря вестники были приняты государем и сообщили о поражении русскими войсками гетмана Потоцкого при гр. Гродке, о множестве пленных поляков, о взятии Люблина Потемкиным. Готовясь к войне со Швецией (1656 г.), московское правительство еще задолго до объявления войны отправило отряд войска под начальством стольника Потемкина на берега Невы. Пройдя к истокам, к тому месту, где находится теперь Охтенское предместье Петербурга, Потемкин осадил шведскую крепость Канцы или Шанцы, (переименованную потом шведами в Ниеншанц, а Петром Великим в Шлотбург). В январе 1656 г. крепость была взята П.; однако лишь в июне он мог подступить к Орешку; и 11-го июня пришла к Потемкину грамота с приказом идти за Шведскую границу для выведывания, а также приглашения финских и корельских племен, живущих у Ладожского озера, перейти на сторону русских. Но П. уже предупредил грамоту, ибо еще 3-го июня отправился за рубеж и в Орешковском уезде, на заставе, разбил шведов. Много шведов было убито, много забрано в плен, и только незначительной части войска удалось убежать и скрыться в лесах. Приглашать же финские и корельские племена не пришлось, так как они сами, писал П., «в Орешском уезде ко мне пристали и промысел над неприятелем твоего царского величества со мной вопче чинят».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Приложение 2-ое. Православие и инославие А – Римская церковь 1. Основные отличия Римской веры от Православия Римская Церковь , в силу различных исторических условии, постепенно уклонилась от истинного православного вероучения. Эти уклонения более всего выразились в учении об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына; о непорочном зачатии Божией Матери; о власти и значении Римского епископа. В связи с последним исказилось во многом представление о Церкви и о некоторых таинствах. В Римской Церкви преобладают, хотя к счастью уже изживаются, некоторые неверные представления о человеке, его падении и, в соответствии с этим, об искуплении, о заслугах святых и о загробной жизни. 2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына В XI веке, под непосредственным давлением германских императоров. Римская Церковь изменила текст Символа Веры , утвержденный двумя первыми Вселенскими Соборами. Согласно новому римскому тексту Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (по латински: a Patre Filioque), а Собор в Лионе в 1274 году уточнил: “как от единой причины”. В предшествующие века сами Папы боролись со сторонниками такой произвольной прибавки, противоречащей словам Самого Господа: “Я пошлю вам от Отца Духа истины. Который от Отца исходит” ( Иоан. 15,26 ). Новая прибавка была основана на философских предпосылках, чуждых Божественному Откровению. Это самовольное изменение Символа Веры , общего для всей Церкви, было одной из основных причин отпадения в раскол западной Церкви. Православная Церковь учит, что лицо Бога Отца есть единственное начало, или причина. Божественного бытия; поэтому и. происхождение Святого Духа не безличное, одновременно от Отца и Сына. Но излияние благодати Святого Духа на всю тварь, а отнюдь не личное бытие Святого Духа как третьего лица Пресвятой Троицы, стало возможным через воплощение Бога-Слова. Таким образом, не приняв новый римский догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, Православная Церковь сохранила понимание Бога как личности. 3. Учение о папской власти

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Тридцатый день. Поучение 5-ое. Преподобный Александр Свирский. (Против непочитающих родителей). I. Ныне совершается память преп. Александра Свирского . Этот великий подвижник родился в деревне Олонецкой губернии. С раннего детства и в отрочестве являл он великое благочестие, любил пост и молитву, уклонился потом от брака, и всею душою стремился к отшельнической жизни. Когда ему минуло 26 лет, преподобный отправился на острова Валаам и там принял иночество. Он провел 13 лет в монастыре, следуя не своей воле, а послушный всем, и пребывая постоянно в труде и молитве. После этого он получил позволение жить в уединении; и, устроив себе тесную хижину в 6 верстах от реки Свири, жил там семь лет в совершенном одиночестве. Затем стали собиратьсяк нему труженики; жили сперва отшельники в отдельных келлиях; но потом, когда умножилось число братий, преподобный стал строить монастырь с каменным храмом св. Троицы. «Где возьмем средства? – говорили братья: – предприятие неразумное». Но пр. Александр отвечал: «точно, мы ничего не можем сделать, если не поможет Господь; но Он помогает уповающим на Него». Храм был выстроен и в 1526-м году освящен по благословению архиепископа Макария. Имя пр. Александра стало далеко известно; многие приходили к нему за наставлением; приносили и дары обители. Преподобный, умудренный Господом, наставлял и утешал приходящих, молился с ними, убеждал их обращаться к Господу во всех скорбях и угождать Ему верою, милосердием, чистотою жизни. Вот один случай прозорливости преподобного Александра. Когда он освящал храм св. Троицы, после молебна народ подавал ему то деньги, то вещи. В это время поселянин Григорий также хотел подать от себя, но преподобный не принял. Два или три раза Григорий пытался положить дар свой в фелонь преподобнаго, но последний отталкивал его руку, и наконец сказал: «дара твоего не приму; ты бил свою мать и тем навлек на себя гнев Божий.» – «Что же мне делать?» спросил в сокрушении Григорий. «Ступай, проси прощения у своей матери и впредь не смей ее оскорблять», отвечал Александр. «

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тридцать первый день. Поучение 2-ое. Святые чудотв. и бессребренники Кир и Иоанн. (Жалующимся на трудность спасения). I. Воспоминаемый ныне церковью святой Кир родился и получил воспитание в египетском городе Александрии. Он был знаменитым врачом и лечил бесплатно; любя ближних всем сердцем, он никогда ничего не брал за свои труды. Посещая больных, он в тоже время давал им советы нравственности и убеждал беречься грехов, говоря, что душевный недуг гораздо опаснее телеснаго. Нередко язычники, слушая наставления Кира, оставляли свои заблуждения и обращались ко Христу. В то время царствовал Диоклитиан, жестокий гонитель истинной веры. Когда Александрийскому наместнику донесли, что Кир распространяет христианство между язычниками, его велено было схватить. Узнав об этом, Кир удалился в Аравию и там продолжал врачевать душевные и телесные недуги. Здесь присоединился к нему один молодой воин, Иоанн, родом из Эдессы; он начал учиться у Кира и подражать его святой жизни. Они вместе помогали больным и проповедывали слово Божие. В то время были взяты на мучение Афанасия и три дочери ея: Феоктиста, Феодотия и Евдоксия; они были приведены в город Каноп (в нижнем Египте). Кир и Иоанн отправились туда же, нашли Афанасию и дочерей ее в темнице и убеждали мужественно исповедывать Христа и встретить за Него, если будет нужно, мученическую смерть. Когда градоначальнику Сириану донесли, что двое неизвестных людей научают христианок упорствовать и не поклоняться идолам, Сириан велел их схватить и привести к себе и грозно требовал, чтобы они отказались от своей веры и принесли жертвы богам, обещая им за это награды и почести; видя безуспешность своих попыток, он приказал лишить святых жизни (в 311 году). II. Братие! часто приходится слышать, как некоторые, рассуждая о пути к царствию Божию, находят его столь трудным, что готовы сказать: «кто может спасен быти?» (Лук. XVIII, 26). «Трудно», говорят, «спастись; в мире спастись невозможно». Свв. Кир и Иоанн служат сильными обличителями таких мудрователей. Кто были они? Врачи, т. е. люди мирские и близко соприкасавшиеся с миром, однако крепкой верою в Бога и любовию к ближним достигли вечного блаженства на небесах. Разберем наши жалобы на трудность спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.А. Половцов Позняк, Яков Аникиевич Позняк , Яков Аникиевич, сенатор, родился 9-го октября 1805 года и, по окончании курса в Московском университете по нравственно-политическому отделению со степенью кандидата названных наук и с награждением серебряной медалью «за лучшее рассуждение, сочиненное им на заданный предмет», – 29-го сентября 1828 года, вступил на службу по Департаменту Внешней торговли чиновником особых поручений при начальнике Одесского таможенного округа. В следующем же году (29-го апреля) П., по прошению, был уволен от службы, но уже 7-го мая, по ходатайству генерал-лейтенанта Желтухина, бывшего полномочным председателем княжеств Молдавии и Валахии, был определен в штат вице-председателя Валахского княжества и вскоре получил место начальника отделения канцелярии, а в 1830 году (27-го января) сделался ее правителем. 4-го ноября того же года Позняк был переведен П. Д. Киселевым (впоследствии графом) на ту же должность в штат другого вице-председателя Молдавии. Когда в 1834 году временно прекратилось русское управление в Молдавском и Валахском княжествах, Позняк 24-го октября был причислен к Министерству Финансов. Здесь он пробыл до 29-го марта 1835 года, когда состоялся его перевод в Министерство внутренних дел – чиновником особых поручений; при этом Позняк был прикомандирован к Хозяйственному Департаменту. В следующем, 1836 году (26-го февраля), Позняк прикомандировался к генерал-губернатору Черниговской, Полтавской и Харьковской губернии графу Левашову, а затем, 12-го ноября, определился чиновником особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. Именным Высочайшим указом от 1-го октября 1838 года П. был назначен юрисконсультом при том же обер-прокуроре, а в 1842 году определен младшим чиновником за обер-прокурорским столом и помощником управляющего канцелярией Святейшего Синода, будучи в 1855 году назначен старшим чиновником за тем же столом. За время своего служения в Синоде Позняк несколько раз бывал откомандирован в епархии: в 1837 году – в Белорусскую (с 7-го мая по 24-ое сентября), затем в 1839 году (с 20-го июня по 31-ое августа) – в Черниговскую и Смоленскую и, наконец, в 1850 году – в разные епархии; несколько раз, кроме того, ему поручалось исправление и других должностей: так, три раза в 1843, 1846 и 1851 годах) он исправлял обязанности управляющего канцелярией и раз (в 1853 году) временно занимал должность директора хозяйственного управления. В 1846 году П. был награжден чином действительного статского, а в 1858 году – чином тайного советника. В том же 1858 году (17-го октября) Позняку повелено было присутствовать в Правительствующем Сенате, по Межевому Департаменту, а в 1861 году он был переведен во 2-ой Департамент. За бытность свою сенатором Позняк принимал участие в проведении положений о крестьянах, за что и получил установленный для участников в этом деле знак. Последней наградой Позняка был орден Белого Орла, полученный им в 1868 году; в том же году он был назначен первоприсутствующим во 2-ом Департаменте Сената.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Покровский , Николай Васильевич, тайный советник, член Совета министра финансов; происходил из дворян, род. в 1816 г., ум. 11-го марта 1878 г. в Петербурге, погребен в Новодевичьем монастыре. 30-го июля 1831 г. П. поступил на службу копиистом в Калужскую казенную палату и находился там до 3-го апреля 1835 г., будучи 24-го августа 1833 г. определен помощником контролера. С 3-го апреля 1835 г.. по 29-e мая 1838 г. П. состоял в Калужском Приказе общественного призрения сначала столоначальником, а с 9-го ноября 1886 г. бухгалтером; 29-го мая 1838 г. был переведен в Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел на вакансию младшего помощника контролера и бухгалтера, 1-го сентября, 1840 года назначен старшим помощником контролера и бухгалтера, 10-го марта 1844 г. и должность старшего контролера и бухгалтера, 16-го сентября ему было поручено управление временным Счетным отделением Хозяйственного департамента, с 8-го июля 1846 г. он был назначен в комиссию, учрежденную для поверки счетов, недоимок и невыполненных расходов по С.-Петербургской Городской Думе и для составления проекта правил о порядке собирания и отпуска городских сумм. 11-го октября 1850 г. он назначен был начальником Счетного Отделения означенного Департамента. В 1859 г., предписанием министра Внутренних дел от 11-го января, П. был назначен депутатом от Министерства внутренних дел в учрежденную при Государственном Контроле специальную комиссии для устройства кассового и ревизионного порядка, 3-го августа – членом комиссии по преобразованию Заемного Банка; с 11-го февраля по 9-ое марта 1860 г. он находился в командировке для упорядочения счетной части Московского Приказа общественного призрения, 10-го сентября произведен в статские советники, с 6-го октября по 17-ое декабря был снова командирован в Москву с той же целью и 25-го декабря того же года назначен чиновником особых поручений V-ro класса при Министре внутренних дел, с поручением управления Счетным отделением Хозяйственного департамента. 30-го июня 1861 г. он был назначен в Департамент разных податей и сборов (ныне Департамент неокладных сборов) вице-директором, 26-го сентября ему предоставлено в комиссии для устройства кассового и ревизионного порядка, помимо звания депутата от Министерства внутренних дел, и звание депутата от Министерства финансов по Департаменту разных податей и сборов. 4-го апреля 1865 г. пожалованный в действительные статские советники, П. 16-го апреля 1867 г. награжден был орденом св. Станислава 1-й ст. и 10-го ноября 1867 г. назначен членом Совета министра финансов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Петерсен, Карл Иванович (Karl Heinrich Petersenn) Петерсен , Карл Иванович (Karl Heinrich Petersenn) – врач, родился в Лифляндии 26-го января 1803 г., умер в Вольмаре 22-го июня 1874 г. Отец его, Иван П., был нотариусом Заарского приходского суда в Перновском уезде. Карл П. получил первоначальное образование в Дерптской гимназии, которую посещал с 1814 года; в 1819 г. он поступил в Дерптский университет на медицинский факультет, 26-го января 1821 г. вошел в число казенных воспитанников того же университета, а 17-го апреля 1825 г. окончил курс с отличием (лекарем 1-го отделения). В том же году он представил диссертацию и, защитив ее, был признан Дерптским университетом в степени доктора медицины, после чего занял должность младшего врача Ахтырского гусарского полка. 1-го декабря 1826 г. он был утвержден старшим лекарем в том же полку, а в 1828 г. отправился в поход и участвовал в русско-турецкой войне, причем был в следующих сражениях: 1-го мая 1828 г. – при переправе через Дунай, 29-го июня и 2-го июля в деле при Козлуджи, 8-го июля при Шумле, 17-го и 18-го июля при Чафлыке и Эскистамбуле, 19-го и 25-го июля при Эскистамбуле и Драгокиой, а 26-го при Кюстенджи, 3-го, 14-го и 28-го августа под Шумлой; из Шумлы он отправился с полком в Валахию на зимние квартиры. В 1829 г. Петерсен вновь был в сражениях: 25-го мая – в Невчинской долине, 30-го при деревне Кулевче, 31-го при Шумле, «при взятии штурмом неприятельского редута». Между тем, появилась чума, и в июне 1829 года главнокомандующий вызвал из числа полковых медиков «охотников для пользования зараженных больных». Петерсен изъявил свое желание поступить в их число, и был командирован в крепость Варну, где боролся с чумой до 1-го сентября. 22-го октября при отступлении войск на кантонир-квартиры в княжество Валахское он вновь участвовал в сражении. 13-го декабря 1829 г. П. был пожалован орденом св. Владимира 4-й степени за отлично-усердную службу, а 6-го августа 1830 г. произведен в коллежские асессоры. Между тем вспыхнуло польское восстание, и Петерсен снова отправился на театр военных действий и участвовал в сражениях: 6-го и 7-го апреля 1831 г. под местечком Барамленом, с 8-го по 15-ое – при преследовании повстанцев до австрийской границы, 6-го июня в Царстве Польском, после переправы через реку Буг, 12-го при обложении крепости Замостья, 14-го при экспедиции к селению Звержинцу, 15-го и 19-го июля и 4-го, 14-го и 19-го августа – при отражении вылазок мятежников из крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Про биометрию, повестки через Госуслуги, цифровой рубль и блокировку YouTube 26.09.2023 477 Игорь Ашманов — член Совета при президенте РФ по правам человека, российский предприниматель в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, программного обеспечения, управления проектами. Занимает 2-ое место (после Артемия Лебедева) в «Рейтинге ключевых персон российского рынка digimal-мapkemuhra и веб-разработки». В этой программе вы узнаете: — о том, почему единая биометрическая система — это грубая ошибка; — стоит ли отзывать свою биометрию в МФЦ; — в чем опасность повесток через госуслуги; — станет ли цифровой рубль путем к цифровому концлагерю и тотальному контролю; — есть ли риск введения социального рейтинга в России; — кого ChatGPT лишит работы; — правила воспитания детей в цифровом веке. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/09/26/pro_...

Платер , фон-, Григорий Иванович (Георгий-Генрих), сенатор, сын богатого помещика, происходившего из древней лифляндской фамилии; родился 18-го августа 1782 года; 26-го мая 1791 г. он был определен, вместе с братом Густавом, в Морской Кадетский корпус. С 1794 года Платер начал плавать и в течение всей службы совершил 42 кампании. В 1796 году он был произведен в мичмана и службу в офицерских чинах начал на корабле «Эмгейтен», на котором плавал во время практической эскадры, под командой капитана 2-го ранга Бодиско. С 12-го мая 1798 года по 31-ое августа 1800 года П. находился в экспедиции к английским берегам, по случаю того, что императором Павлом I было дано Англии обещание выслать вместе с судами и десантные войска для совместного действия против французов, овладевших Голландией, и блокирования Текселя. Экспедиция эта окончилась разрывом с Англией. 10-го марта 1804 г. П. был произведен в лейтенанты и с 1806 года находился на корабле «Твердый» под командой капитана 1-го ранга Малеева, а в следующем году принял участие в Сенявинской кампании в Архипелаге. Здесь он был в следующих сражениях с турецким флотом: 10-го мая у Дарданельского пролива и 19-го июня при острове Лемносе, где взят был турецкий адмиральский корабль «Седеиль-барх». В это время Платер обратил на себя внимание адмирала Сенявина. При возвращении эскадры осенью того же 1807 года обратно в Россию, она зашла, вследствие повреждений, в Лиссабон, откуда проследовала в Англию, по случаю открывшейся войны. Из Англии Платер, по приказанию адм. Сенявина, 1-го июня 1809 года был отправлен курьером в Россию. В течение этого года он был командиром на галете «Олень» и на брандвахтенном судне «Иоганус». 5-го января 1811 года Платер был произведен в капитан-лейтенанты. В 1812 году, будучи командиром шлюпки «Лизета», в отряде гребной флотилии, он находился в плавании Кронштадт-Рига-Данциг и 4-го ноября был в сражении против французов у Риги. В следующем, 1813 году, он был при осаде Данцига, где получил орден Анны 2-ой степени; в 1814 году командовал бригом «Меркурий» в эскадре вице-адмирала Сарычева и был в плавании в Любек, а затем командовал брандвахтенным судном «Эммануил».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Благовещение – так христианская церковь называет один из великих Богородичных праздников, падающий на 25-ое марта и посвященный воспоминанию и возвещению архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только евангелии от Луки, но подробно ( Лк.1:26–38 ), что вполне соответствует важности его как «главизны нашего спасения». Тут совершилась великая тайна боговоплощения: «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Событие совершилось «в шестый месяц», т. е. не в 6-й иудейский месяц, а в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По времени установления праздник Б. является одним из древнейших богородичных праздников. Некоторые, как напр. братья Болландисты и прот. Дебольский, возводят его даже к апостолам; но подобное мнение не имеет за себя исторических данных. Свидетельства о праздновании дня Б. начинают появляться только в IV в. Первым по времени является свидетельство Афанасия Великого , называющего его в беседе о Богоматери «первым и всечестным» днем благовестия Божия о снисхождении Сына Божия с неба, а затем Иоанна Златоуста , выражающегося подобным же образом. О чествовании же дня Б. в последующий период, – в V в. говорят сохранившиеся от этого времени изображения Благовещения. Таковы, напр., изображения на равенском саркофаге С. Франческо и в мозайках триумфальной арки в церкви Марии Великой в Риме, исполненных при папе Сиксте III (432–445). Ввиду этого, лишено всякого основания мнение Иосифа Бингама, будто бы празднование Б. началось только в VI-VII в. Данный взгляд основан на том, что Лаодикийский собор, говоря в 51 пр. о непраздновании в великий пост дней мучеников, ничего не говорит о несовместимости с днями поста праздника Б., между тем, как Трулльский собор, повторяя правило Лаодикийского, дополняет его указанием на данный праздник. Но, если его действительно еще не было, во времена местного собора, то, во всяком случае, приведенные свидетельства ясно говорят за то, что он установлен гораздо раньше второго. Будучи известен в IV в., праздник Б. не был, однако, общераспространенным даже и в следующем V ст. О нем не упоминает напр. календарь Карфагенской церкви, причисляющий к лику святых блаж. Августина (ум. 430). Причина подобного явления заключается, как думают, в том, что установление праздника принадлежит какой-либо поместной церкви, – Константинопольской или же одной из малоазиатских. С течением времени праздник Б. начинает восхваляться в поучениях и песнопениях. Древнейшие из бесед принадлежат Андрею Критскому , Софронию Иерусалимскому и Беде Достопочтенному , а песнопения – Иоанну Дамаскину и Косьме Маюмскому (все VIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010