Филиппа (14 нояб., славник на стиховне) «Καταλιπν τ π γς» (    ) 2-го гласа; мучеников Гурия, Самона и Авива (15 нояб., славник на стиховне) «Δετε φιλομρτυρες πντες» (      ) 2-го гласа (в рим. изд. греч. Минеи 1889 г. и в слав. печатных Минеях без надписания); вмц. Варвары (4 дек., на хвалитех) «Η σχνθη βσκανος χθρς» (      ), «Τν πανγυριν σμερον» (    ) и «Η θεκλητος μρτυς Βαρβρα» (      ) 2-го гласа; равноапостольных Константина и Елены (21 мая, славник на «Господи, воззвах») «Πλουσων δωρεν τ κρεττονα» (      ) 2-го гласа; Рождества Иоанна Предтечи (24 июня на великой вечерне славник на «Господи, воззвах») «Σμερον το φωτς λχνος» (      ) 2-го плагального (6-го) гласа; апостолов Петра и Павла (29 июня, славник на литии) «Η σωφα το Θεο» (    ) 1-го плагального (5-го) гласа; вмч. Прокопия (8 июля, на хвалитех) «Ως προκπτων ν Θε» (        ) 2-го гласа (отсутствует в изд. греч. Минеи: Рим, 1902); мучеников Кирика и Иулитты (15 июля, славник на хвалитех) «Δετε πιστο, τος πανοις συνελθντες» (        ) 2-го гласа; прор. Илии (20 июля, на великой вечерне славник на «Господи, воззвах») «Δετε τν ρθοδξων τ σστημα» (      ) 2-го плагального (6-го) гласа; вмц. Христины (24 июля, на хвалитех) «Δοξζομν σου Χριστ τν πολλν εσπλαγχναν» (          ) 4-го гласа; вмч. Пантелеимона (27 июля, славник на «Господи, воззвах») «Εξλαμψε σμερον, σεβσμιος μνμη το ναργρου» (          ) 2-го плагального (6-го) гласа, (на литии) «Αγνα καλν γωνσω» (        ) 1-го гласа и (славник на литии) «Δετε φιλομρτυρες, μοφρνως παντες εφημσωμεν» (          ) 1-го плагального (6-го) гласа. Именем Византа (Βζαντος) надписаны стихиры в службах: ап. Филиппа (14 нояб., славник на «Господи, воззвах») «Το μεγλου Θλιππε φωτς, τας στραπας πυρωθες» (          ) 2-го плагального (6-го) гласа (в рим. изд. Минеи 1888 г. эта стихира надписана именем Византия); мч. Евстратия и иже с ним пострадавших (13 дек., на хвалитех; в слав. Минее по 50-м псалме) «Τν πεντριθμον χορεαν» (    ) 1-го гласа; предпразднства Рождества Христова (20 дек., на утренних стиховнах) «Σπλαιον ετρεπζου» (    ) 2-го плагального (6-го) гласа; предпразднства Рождества Христова и вмц.

http://pravenc.ru/text/158418.html

Он обходит в настоящем месте случаи совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников, еще более увеличивающих воскресную радость, по сравнительной редкости таких случаев (даже не ежегодно) и потому, что важнейшие из них вовсе вытесняют воскресную службу. Оставляя регламентацию этих последних случаев до месяцесловной части, Типикон в этой своей части говорит только о совпадениях с воскресным днем памятей великих святых и начинает — в 3 главе — с самых великих святых, которым положено бдение. Таких святых очень немного. Безусловно, без оговорки «аще изволит настоятель», бдение назначено только следующим святым: Иоанну Предтече (24 июня и 29 августа), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Иоанну Богослову (26 сентября и 8 мая) и трем святителям (30 января). Но кроме них допускается Типиконом бдение и еще целому ряду святых. Допустимо оно по особым обстоятельствам и всякому святому (в царские дни, местночтимым святым). С другой стороны, и названным самым великим святым «великия ради нужды» может не быть бдения, как может его не быть и в двунадесятый праздник (исключая Рождество Христово и Богоявление). Устав, даваемый в 3 главе Типикона, имеет силу для всякого святого, по какому бы случаю ему ни было бдение, если память его приходится в воскресенье. Он не вполне приложим только к бдению храмового святого, который имеет, впрочем, по сравнению со всяким другим великим святым одно лишь преимущество при соединении с воскресным бдением (свое Евангелие на утрене и стихиру после него). При соединении таких бдений — воскресного и святого — устав стремится, прежде всего, не увеличивая обычного объема бдения, каждой из двух служб дать приблизительно равное место, достигая этого тем, что песнопения предпосылает в каждой группе песнопениям святого, но зато дает первые в меньшем количестве. На малой вечерне стихиры на Господи воззвах только воскресные, так как их небольшое количество (4) неудобно было бы делить между двумя памятями; только славник святого; Богородичен гласа ввиду важности его (малый догматик); зато стиховны отдаются почти всецело святому: после воскресной стихиры здесь поются стиховны великой вечерни, которых нельзя петь на своем месте из-за воскресных стихир; славник святого уже с малой вечерни (так как стиховный славник великой вечерни будет на своем месте), Богородичен (в противоположность Господи воззвах) по гласу славника, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

25 июня называется днем попразднства Рождества Иоанна Предтечи; последование И. П. соединяется с последованием прмц. Февронии, из праздничных особенностей (т. е. кроме обязательных элементов последования - стихир, канона и седальна) сохраняется только пение отпустительного тропаря И. П.; служба на литургии та же, что и в день праздника. В Студийско-Алексиевском Типиконе отмечается неделя (воскресенье) после Рождества Иоанна Предтечи; последование И. П. соединяется с воскресной службой Октоиха и включает: отпустительный тропарь, канон, стихиры, службу на литургии. Последование рядового святого, чья память приходится в неделю после Рождества Иоанна Предтечи, не поется, за исключением совпадения этого воскресенья с 29 июня или с 1 июля ( Пентковский. Типикон. С. 347-350). 28 авг., перед праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи, к непраздничному (с пением на утрене «Аллилуия») последованию прп. Моисея Мурина прибавляются посвященные И. П. канон и стихиры-самогласны. 29 авг. праздничное последование И. П. имеет в целом те же особенности, что и 24 июня. 30 авг. совершается попразднство Усекновения главы Иоанна Предтечи; соединяются последования И. П., Октоиха и св. Филикса; в честь И. П. поются отпустительный тропарь, канон и стихиры (Там же. С. 366-367). На праздники Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февр. и 25 мая) служба имеет одинаковые праздничные особенности. 24 февр. последование И. П. соединяется со службой Октоиха; на вечерне поется «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры И. П. исполняются на 6, на стиховне в качестве славника используется самогласен И. П., указан отпустительный тропарь И. П.     утреня совершается с пением «Бог Господь», поются степенны 4-го гласа, прокимен (тот же, что и 29 авг.), Евангелие Лк 7. 17-30, поется канон Октоиха и И. П. (тропари последнего дважды), по 6-й песни - кондак, по 9-й - светилен «Небо звездами», на хвалитех - стихиры И. П., на стиховне утрени, кроме стихир Октоиха, указан самогласен И. П.; на литургии - изобразительны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни канона И. П., чтения те же, что и 24 июня. Также обозначены особенности богослужения в случае совпадения 24 февр. с будними днями Великого поста, в частности замечено, что дневная служба (3, 6 и 9-й часы) совершается раньше обычного из-за праздника И. П. 25 февр.- попразднства Обретения главы Иоанна Предтечи; последование И. П. соединяется со службой рядового святого, совершается служба с «Бог Господь» и тропарем И. П. (если 25 февр. не приходится на будние дни Великого поста); на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен те же, что и 24 февр., Апостол 2 Кор 4. 6-15, Евангелие Лк 7. 17-30 (Там же. С. 329-330, 345).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Соответственно приведённому изречению, которого греческий текст содержит в себе 32 буквы, этот канон состоит из 32-х песнопений, т. е. 8 ирмосов и 24 тропарей, из которых каждый в греческом подлиннике и начинается буквою, заключающеюся в акростихе, в последовательном порядке. Писан он языком прозаическим, размеренным и приспособленным к пению по 3-му гласу, отличающемуся торжественною плавностью и умилительною трогательностью своего напева. Канон на Сретение Господне (св. Козьмы Маюмского) Песнь 1. – Ирмос Χρσον βυσσοτκον πεδον λιος πεπλευσ ποτε· σε τεχος γρ πγη κατρωθεν δωρ, λα πεζοποντοπορντι κα θεαρως μλποντι· σωμεν τ Κυρ, νδξος γρ δεδξααι. Сщ глбокородительню землю солнце нашествова иногда, к стна бо гст баполы вода, людемъ пшомореходщымъ, и бгогодн поющымъ: поимъ Гдви, славн бо прославис. Солнце некогда взошло над сухою землёю, родившеюся из глубины; ибо вода по обе стороны отвердела, как стена, для народа пешешевствовавшего чрез море и богоугодно воспевавшего: воспоём Господу; ибо Он торжественно прославился. Тропари 1. αντωσαν δωρ νεφλαι· λιος ν νεφλ γρ κφ ποχμενος πη, κηρτοις λναις Χριστς ν τ να ς βρφος· δι πιο βοσωμεν· σωμεν τ Κυρ, νδξως γρ δεδξααι. Да каплютъ вод блацы, солнце бо на блац легц носимо настало на нетлнню рк, Хртосъ въ цркви к млнцъ: тмже поимъ Гдви, славн бо прославис. Облака да источат воду; ибо Солнце-Христос, носимый лёгким облаком-нетленными руками, явился в храме, как младенец; посему мы верные, будем восклицать: воспоём Господу; ибо Он торжественно прославился ( Ис.5:6, 19:1, 45:8 ). 2. σχσατε χερες Συμεν τ γρ ανειμναι, κα κνμαι παρεμναι, δ πρεσβτυ εθυβλως κινεσθε Χρι πρς παντν· χορεαν σν δωμτοις στσαντες, σωμεν τ Κυρ· νδξως γρ δεδξααι. Крпитес рц Смени лыста же старча правобыстр движитас Хрт на ликъ со безплотными оставльше, поимъ Гдви, славн бо прославис.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Канон на Великий четверток (св. Козьмы Маюмского) Песнь 1. – Ирмос Τμηθες τμται πντος ρυθρς, κυματοτρφος δ ξηρανεται βυθς, ατς μ πλιος γεγονς βατς κα πανοπλταις τφος· δ δ θεοτερπς νεμλπετο· νδξως δεδξααι Χριστς Θες μν. Сченое счетс море Чермное, волнопитаема же изсшаетс глбина, таже кпн безржнымъ бывши проходима и всержнымъ гробъ: пснь же бгокрасна воспвашес: славн прославис Хртосъ Бгъ нашъ. Ударом рассекается Чермное море, и волнообильная бездна иссушается, сделавшись удобопроходимою для безоружных и вместе гробом для вооружённых; посему воспевается богоугодная песнь: Христос Бог наш торжественно прославился. Тропари 1. πανταιτα κα παρεκτικ ζως, πειρος Σοφα τ Θε κοδμησε τν οκον αυτς γνς ξ πειρνδρυ μητρς· ναν γρ σωματικν περιθμενος, νδξως δεδξααι Χριστς Θες μν. Всевиновна и подательна жизни, безмрна Мдрость созда храмъ себ чисты неисксомжны матере: въ храмъ бо тлесенъ славн прославис Хртосъ Бгъ нашъ. Виновница всего и подательница жизни, Беспредельная Премудрость Божия создала Себе жилище от чистой безмужней Матери; ибо, облёкшись в храм телесный, Христос Бог наш торжественно прославился ( Притч.9:1 , Ин.2:21 ). 2. Μυαγωγσα φλυς αυτς, τν ψυχοτρφον τοιμζει τρπεζαν, μβροσας δ ντως Σωφα τ Θε κιρν κρατρα πιος· προσλθωμεν εσεβς κα βοσωμεν· νδξως δεδξααι Χριστς Θες μν. Тайн водщи дрги сво, дшепитательню готовлетъ трапез, же воистин Мдрость растворетъ чаш врнымъ: пристпимъ блгочестн и славн прославис Хртосъ Бгъ нашъ. Преподавая таинство возлюбленным Своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душепитательную трапезу и предлагает чашу бессмертного пития верным; приступим же благочестиво и будем взывать: Христос Бог наш торжественно прославился ( Притч.9:2 , Мф.26:28 ). 3. κυτισθμεν πντες ο πιο συγκαλυμνης ψηλ κηργματι τς κτυ κα μφτυ Σοφας τ Θε, βο γρ· γεσασθε κα γνντες, τι Χριστς γ, κρξατε· νδξως δεδξααι Χριστς Θες μν.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Содержание Примечание Введение Дневник О. иеродиакона Палладия, ведённый во время переезда по Монголии в 1847 году Переезд от Пекина до Кяхты по почтовому тракту, в 1847 году 27-го апреля 28-го апреля 29-го апреля 30-го апреля 1-го мая 2-го мая 3-го мая 4-го мая 5-го мая 6-го мая 7-го мая 8-го мая 9-го мая 10-го мая 11-го мая 12-го мая 13-го мая 14-го мая 15-го мая 16-го мая 17-го мая 18-го мая 19-го мая 20-го мая 21-го мая 22-го мая 23-го мая 24-го мая 25-го мая 26-го мая 27-го мая 28-го мая 1-го июня 2-го июня 3-го июня 4-го июня 5-го июня Дорожные заметки отца архимандрита Палладия во время переезда его по Монголии в 1859 году Письмо Профессора А. М. Позднеева к Барону Ф. Р. Остен-Сакену с замечаниями на «Дневник 0. Палладия по Монголии, ведённый в 1847 году».     О. Архимандрит Палладий посетил в первый раз Китай, находясь в составе двенадцатой Духовной Миссии, прибывшей в Пекин 4-го октября 1840 г. Уже четыре года спустя директор Азиатского Департамента, Лев Григорьевич Сенявин, озабочиваясь заблаговременным выбором начальника для следующей Духовной Миссии, обратился по этому поводу с доверительным запросом к начальнику Миссии, Архимандриту Поликарпу. Вице-директором Департамента был в то время Николай Иванович Любимов, который сопровождал 12-ую Духовную Миссию в качестве пристава и имел возможность, во время продолжительного пути и зимнего пребывания в Пекине, узнать поближе членов новой Миссии. Этим обстоятельством и объясняется самая форма, в которой был поставлен вопрос о. Поликарпу. Сенявин прямо указывал на двух членов Миссии, о. иеромонаха Гурия1 и иеродиакона Палладия, и спрашивал кого из них можно было бы избрать начальником будущей Миссии. В пространном ответе своём, 4-го апреля 1845 года, архимандрит Поликарп отзывался одинаково одобрительно о своих двух подчинённых, и хотя ставил о. Гурия выше по способностям, но всё-таки отдавал преимущество о. Палладию. Отзыв о последнем мы позволим себе привести здесь целиком из письма начальника Миссии: «Не скажу, писал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

990. Слово 24. 991. Слово 24. 992. Слово 24. 993. Слово 24. 994. Слово 24. 995. Слово 24. 996. Слово 24. 997. Слово 24. 998. Слово 24. 999.  Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью (Пс. 120. 6). 1000. Слово 24. 1001. Слово 24. 1002. Слово 24. 1003. Слово 24. 1004. Слово 24. 1005. Слово 24. 1006. Слово 24. 1007. Слово 24. 1008. Слово 24. 1009. Слово 24. 1010. Слово 24. 1011. Слово 24. 1012. Слово 24. 1014. Слово 24. 1015. Слово 24. 1016. Слово 24. 1017. Слово 24. 1018. Слово 24. 1019. Слово 24. 1020. Слово 24. 1021. Слово 24. 1022. Слово 24. 1023. Слово 24. 1024. Слово 24. 1025. Слово 24. 1026. Слово 24. 1027. Слово 24. 1028. Слово 24. 1029. Слово 24. 1030. Слово 24. 1031. Ср.: Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника? (Иов. 7. 1). 1032. Слово 24. 1033. Слово 24. 1034. Слово 24. 1035.  Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13. 8). Слово 24. 1036.  …тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7. 14). 1037. Слово 24. 1038. Слово 24. 1039. Слово 25. 1040.  Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6. 24). 1041. Слово 26. 1042. Слово 26. 1043. Слово 26. 1044. Слово 26. 1045.  …Отец ищет… и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23, 24). 1046.  ..вселюсь в них и буду ходить [в них]» (2 Кор. 6. 16). 1047.  …если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18. 19). 1048.  Пребудьте во Мне; и Я в вас (Ин. 15. 4). 1049. Слово 26. 1050. Слово 26. 1051. Слово 26. 1052.  …совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 16, 17). 1053. Слово 26. 1054.  …рожденный от Бога, не грешит… лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5. 18). Слово 26. 1055. Мф. 18. 1. 1056. 1 Кор. 6. 20. Слово 26. 1057.  Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Екатерина 8 мая 2015, 09:41 Спаси Господи! Господь всегда рядом! Как вовремя такие слова. Татьяна Толкач 8 мая 2015, 03:01 Аминь! Марина 6 мая 2015, 09:53 Огромное спасибо! Христос воскресе! Любовь 5 мая 2015, 21:37 Господи! Какие Слова! Ну, в самую душу и в ту самую минуту, а она теперь тянется бесконечно... Одиночество, оно ужасно!Как, ну как пересилить его!Боже! Помоги мне! Ну как мне тяжело!Я знаю, что Ты есть и был и будешь всегда со мной!Прости маня за все! Olga 5 мая 2015, 20:33 Спасибо. Господи,помилуй нас. ....Какие Сильные Слова. 5 мая 2015, 10:47 Спаси Боже!Какое утешение. MAYA 5 мая 2015, 09:22 spasibo.da hranit vas BOG! Светлана 5 мая 2015, 05:49 Спаси Вас Господь, Тамара! Столько радости, благодати, утешения в каждом слове! р. Б. Анна 5 мая 2015, 00:28 Спаси Вас Господь! Действительно, как во время пришло через Вас утешение и вразумление Господне! Слава Богу за все!... Нина 4 мая 2015, 23:22 Спасибо, Тамара. Очень вовремя прочитала Вашу статью и удивилась, как Господь послал утешение.Пути Господни неисповедимы. Слава Богу за всё! Виктория 4 мая 2015, 18:42 Спаси, Господи! Тамара, дай Бог Вам здоровья! Именно сейчас мне необходимо было услышать эти строки! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных! Александра 4 мая 2015, 16:33 Спасибо. Как будто и мне написано. Очень не хватает в жизни таких поддерживающих слов от сестёр во Христе... Светлана 4 мая 2015, 15:57 Удивителен промысел Божий! Через вас пришло утешение и радость. Спасибо! р.Б.Иулия 4 мая 2015, 15:36 Спаси Бог, Вас, дорогая Тамара! Ксения 4 мая 2015, 15:33 Тамара, спасибо большое! Замечательно написано! Татиана 4 мая 2015, 13:21 Спаси Господи, Тамара! Вы даже не представляете, как важно для меня услышать эти слова именно сегодня... Manana Tuaeva 4 мая 2015, 12:39 tamar, tronula do glubini dushi! spasibo, milaia! ирина 4 мая 2015, 12:11 Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Еще вчера в отчаянии я взывала ко Господу. Просила простить меня грешную и утешить в моих скорбях и душевных смятениях. Но даже помыслить не могла, что получу ответ, причем так быстро. Воистину, Господь слышит каждого, кто взывает к нему. Господи, помилуй меня грешную и всех православных христиан. р.б. Ирина

http://pravoslavie.ru/78521.html

Как видно из этого списка, Г. напечатал две книги о своем бывшем начальнике графе Милорадовиче; но кроме того, он посвятил ему ряд своих произведений: «К мечу, присланному графинею Анною Алексеевною Орловой гр. М. А. М.» («Труды» Общества любителей российской словесности, 16), «Краткое обозрение жизни и деятельности гр. М.» («Пантеон славн. российск. мужей» 1818 г. 8), «Гр. М. А. М. в день именин его, 8 ноября 1818 г., при подарке чашки» («Славянин» 1829 г. 24–25), «Мои воспоминания о гр. M. A. M.» («Москвитянин» 1844 г. 1, 1851 г.. 4), «Обед у Милорадовича» («Москов. Городской Листок» 1847 г. 9). Г. описал в «Пантеоне славн. российск. мужей» (1818 г. 9) еще «Подвиги генерал-лейтенанта Котляревского в походе 1812 г.». Кроме вышеуказанных произведений Г. напечатал статьи: в «Русском Вестнике»: в 1810 г. – «О состоянии бедных и способах благотворить» 3), «О природной способности русских к изящным искусствам 3), «Терентий Иванович Волосков, ржевский механик, богослов и химик» 4); в 1815 г. – «О необходимости иметь историю Отечественной войны» 4, перепечатано в «Сыне Отечества» 1816 г., ч. 27), «О смерти Н. М. Стороженко» 6), «Письмо к другу из г. Павловска» 13); в «Сыне Отечества»: «Письмо к ген. NN о переводе воинских выражений на русский язык» (1816 г., ч. 28), «Мысли» (1817 г., ч. 38 и 39); в «Отечественных Записках» ред. Свиньина: «Подвиги русских за Кубанью в 1789 г.» (ч. 5) и «Несколько слов об однодворце, писателе Петре Михайловиче Захарьине» (ч. 13). Остальные свои произведения, в стихах и прозе, Г. печатал в «Трудах» Общества любителей российской словесности при Московском университете (9 стихотворений и басен), в альманахах: «Полярная Звезда» Рылеева, «Северные Цветы» Дельвига, «Новые Аониды» 1823 г., «Литературный музей на 1827 г.», «Альбом северных муз» на 1828 г. А. А. Ивановск ого (7 стихотворений), «Денница» Максимовича, «Комета Биелы» 1833 г. В. Н. Семенова; в журналах: «Аглая», «Северный Архив», «Дамский Журнал», «Соревнователь просвещения и благотворения», «Благонамеренный», «Славянин», «Новости литературы», «Московский Вестник», «Маяк», «Библиотека для чтения», «Москвитянин», «Современник», «Литературные прибавления» к «Рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Оно же удерживается в некоторых списках протоевангелия Иакова 1010 , в ватиканском минологии 1011  и в некоторых переводных памятниках древнерусской письменности 1012 . В праздничных песнопениях Минеи читаем: «волсви от персиды злато и ливан и смирну царю принесите (стих. на Господи воззв. в нед. св. Отец; творение Византиево; ср. стих. на хвал. 20 Дек.) … Персский образ и мудрование имуще (стих. на Госп. воззв. 24 Дек.) … Волсви персидстии царие от светлыя звезды водими достигоша в Вифлеем (стих. на литии 25 Дек.) 1013 … Преста прелесть персская (тропарь 8-й песни канона 24 Дек.) … из Персиды царие (седален 22 Декабря) … волхвы подвигл еси от Персиды (стихира на стих. 27 Дек.) …». Оставим в стороне мнения о происхождении волхвов из Эфиопии и Индии 1014 как не имеющие прямого отношения к византийско-русской иконографии; но происхождение их из Халдеи, о чем прежде других упоминает Ориген 1015 , имеет для нас значение. В кондаке 6-м акафиста в честь Богоматери говорится: «проповедницы Богоноснии бывше волсви, возвратишася в Вавилон (=Халдею)»; а в икосе 5-м: «видеша отроцы халдейстии ( δον παδες χαλδαων) на руку девичу создавшаго руками человека… потщашася дарми послужити Ему и возопити Благословенней: радуйся звезды незаходимыя Мати… радуйся прелести пещь угасившая». Автор акафиста Георгий Писида, несомненно, сближает, хотя и не отождествляет, волхвов с тремя вавилонскими отроками, так как представление о волхвах-отроках вызывает в его памяти не только дары их, но и вавилонскую печь. Такое именно толкование этого места акафиста приводится в слове о вочеловечении Христове, ложно приписываемом свят. Епифанию: «волхвы, яко же песнописец в кондаках и икосех похвалы Пресв. Богородицы извествуя сице рече: Боготечную звезду узревше… тоя вопрошаху крепкаго Царя и достигше непостижимаго. Видевше же они халдейстии отроцы на руку девичу создавшаго руками человека, поклонишася ему» 1016 . Ясно, что составитель слова видит в халдейских отроках волхвов. Сближение волхвов с тремя халдейскими отроками замечаем и в иконографии: отроки изображаются в тех же туниках и мантиях, в тех же фригийских шапках, что и волхвы, а сцену, изображающую отроков перед Навуходоносором 1017 , иногда трудно даже отличить от волхвов перед Иродом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010