О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Голицын А. М. Заметки о «записной книжке» митрополита Феогноста 1-й половины XIV в. Большой интерес для исследователей истории Русской Церкви 1-й половины XIV в. представляют так называемые Отрывки В. Н. Бенешевича по истории Русской Церкви XIV в., т. е. записи, содержащиеся на л. 243 об.—243 cod. Vat. gr. В. Н. Бенешевич, собиравший материалы для своей докторской диссертации, посвященной Синагоге в 50 титулов Иоанна Схоластика, познакомился с этим кодексом в начале XX в. Помимо текста «Номоканона» (л. 15 об.—238), переписанного иеромонахом Исааком в конце XIII — начале XIV в., русский историк нашел здесь множество статей, не относящихся к каноническому сборнику и записанных почерками XIV—XVI вв. Л. 1—14 состоят из двух тетрадей в 6 и 8 листов. Первая тетрадь, датируемая по водяным знакам серединой XIV в., содержит письма Григория Нисского, Василия Великого, а также послание Киевского митрополита Иоанна II папе Клименту III. Вторая тетрадь, относящаяся к 1-й четверти XIV в., содержит отрывки из сочинений Пселла, Дмитрия Хоматиана, записи о поставлении русских епископов (л. 9—10 заметки о Вселенских Соборах, сочинения Анастасия Синаита и Патриарха Фотия. Бумагу того же сорта, что и во второй тетради, видим в конце конволюта (л. 239—244 об.), где помимо «Отрывков В. Н. Бенешевича», находятся тексты Иоанна Дамаскина, Феодора Абу Курры, Максима Исповедника и Василия Они написаны тем же почерком, что и заметки о Вселенских Соборах на л. 10 об.—12 об. По поводу л. 243 среди исследователей возникли определенные разногласия: В. Н. Бенешевич считал, что этот лист «взят из какой-то записной книги; на обороте его оставалось еще немного места внизу, поэтому, перевернув его наоборот, М. Д. Приселков выдвинул иную версию, согласно которой «Отрывки» «вписывались в сборник, как это, по-видимому, имело место и с “Записями” о поставлении епископов, но с той разницей против этих “Записей”, что вписывание наших “Отрывков” происходило в перевернутой

http://sedmitza.ru/lib/text/5585517/

Standart Nr. B37 Reg.1821–70 Раздел 1. Книги Св. Писания в русском переводе 1. Первая книга Моисеева: Быmue. 1861. I. 1 . 2. Вторая книга Моисеева: Исход. 1861, 1862. I. 193. 3. Третья книга Моисеева: Лebum. 1862. I. 293. II. 305 . 4. Четверая книга Моисеева: Чucлa. 1862. II. 389. 1863. I. 417. II. 481 . 5. Пятая книга Моисеева: Второзаконие. 1863. II. 523. 545. 6. Книга Иисуса сына Навина. 1864. I. 3. II. 65. 7. Книга судей Израилевых. 1864. II. 81. III. 113. 8. Книга Pyфь. 1864. III. 155 . 9. Первая книга Царств. 1865. I. 1. II. 89. 10. Вторая книга Царств. 1865. II. 107. 1866. I. 161. 11. Третья книга Царств. 1866. I. 189. II. 217. 12. Четвертая книга Царств. 1867. I. 289. 13. Первая книга Паралипоменон. 1867. II. 385. 14. Вторая книга Паралипоменон. 1868. I. 477. II. 557. 15. Первая книга Эздры. 1868. II. 587. 16. Книга Неемии. 1869. I. 621. 17. Книга Эсфирь. 1869. I. 667. 18. Книга Иова. 1869. I. 1. II. 49. 1870. I. 71. 19. Притчи Соломоновы. 1870. I. 111. II. 147. 20. Книга Екклезиаста (перевод с еврейского). 1861. I. 3. Раздел 2. Творения св. отцов и учителей церкви и церковных писателей. Граматы и окружные послания первостоятелей православной церкви, имеющие характер символический и канонический Св. апостола Варнавы †76 21. Соборное послание. 1830. XXXVII. 3. Св. Ермы †96 22. Из 2-й книги Пастыря двенадцать заповедей. 1838. III. 127. Св. Климента, Епископа Римского †101 23. Первое послание к Коринфянам. 1824. XIV. 238. 24. Второе послание к Коринфянам. 1842. II. 43. Св. Дионисия Ареопагита около 96 25. О таинственном Богословии. 1825. XX. 3. Письма: 26. Гаию Ферапевту. 1825. XIX. 239. 240. 241. 27. Дорофею Диакону. 1825. XIX. 243. 28. Сопатру священнику. 1825. XIX. 244. 29. Демофилу монаху. 1825. XIX. 245. 30. Иоанну Богослову. Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмос. 1838. IV. 281. 31. Священноначальнику Поликарпу. 1838. IV. 283. 32. Священноначальнику Титу, который вопрошал св. Дионисия через письмо, что такое дом Премудрости, что ее чаша, пища и питие. 1839. I. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава IV. Активное участие оглашенных лиц при их наставлении Выражение этого участия в присутствии при богослужении. Цель этого. Упражнения оглашенных, имевшие значение для их моральной стороны, покаяние, пост и молитва . Полная вероятность существования этих упражнений с VI в. Постановления относительно их в древней и позднейшей практике Русской Церкви. Приготовляясь к достойному вступлению в лоно Церкви, оглашенные в древности не были лицами только пассивными. Вместе с наставлениями Церковь требовала от них активности, самостоятельного участия в оглашении. Это участие прежде всего должно было проявляться в присутствии при богослужении. Приводит исторические доказательства в подтверждение этого факта нам нет необходимости, если мы припомним второе уже рассмотренное ними возражение против IV-ro класса оглашенных. Более необходимо в данном случае сказать о том, в каком месте стояли оглашенные, присутствуя при богослужении? Некоторые утверждают, что они стояли вне храма 238 . Но такое мнение не оправдывается ничем. Свидетельства древней Церкви 239 таким местом указывают храм. Такое указание находится, напр., в творении «О церковной иерархии». Древние чины литургии, дошедших до нас из самой древности, свидетельствуют тоже самое, когда почти все содержать в себе возглас», повелевающий оглашенным удалиться из собрания верующих. Конечно, предполагать, что они стояли вместе с верными, нет основания. «Оглашенные, как говорит Златоуст, не суть вообще тела Христова уды и потому стоят вне церковных дворов 240 ». Но если оглашенные стояли при богослужении в стенах храма и не смешивались при этом с верными, то возникает вопрос, где же именно было их место? На этот вопрос дается прежде всего один общий ответ, – в притворе или той части храма, которая в христианской древности называлась – « νρθηξ " 241 . Как известно из исторических свидетельств в этом же месте помещались еще и все, так называемые, очищающиеся ( καθαρμενοι), под которыми разумеются бесноватые. Нет сомнения, что как они, так и первые не стояли смешанно, как придется, так по крайней мере было в IV веке. Из свидетельств этого времени видно, что бесноватые, которые при нормальном состоянии могли приобщаться св. Тайн 242 и выходили из храма после оглашенных 243 , занимали сравнительно с последними высшее место. «Множество бесноватых, говорится в творении «De Hierarch. Eccles», удаляются от посвященных мест, но занимают второе... место в высшей части края оглашенных» 244 . Отсюда понятно, что оглашенные занимали последнее низшее место в притворе, около дверей по входе в него. «Последний чин, говорится там же, принадлежит оглашенным» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Глава VI. Ступени совершенства Исихаст борется за достижение совершенства, зная, что достигнуть его естественным развитием человеческой природы принципиально нельзя. Совершенство человека есть дар-энергия от Бога 238 ; в полном смысле слова совершенство божественно, отсюда просматривается связь аскетической борьбы за совершенство и стремления аскета к обожению. Исихасты говорят о достижении человеком совершенства с важными оговорками: «Достигнем совершенства по человеку, насколько это возможно» 239 . На страницах «Добротолюбия» можно прочесть о «совершенстве, которое всегда несовершенно» (Игнатий и Каллист Ксанфопулы). Как и для Григория Нисского , писавшего об эпектасисе, для Ксанфопулов человек даже в эсхатологической перспективе не обладает полнотой совершенства. Возрастание в совершенстве продолжается всегда; таким образом, даже будущая вечность человеческого бытия оказывается динамичной, а не статичной. Тем более в настоящей жизни несовершенство в совершенствовании побуждает исихаста постоянно действовать и не довольствоваться уже достигнутой ступенью восхождения, сколь бы высокой она ни была. Аскетические тексты обнаруживают понятие о совершенстве в сильном и в слабом значении слова 240 . Вот пример сильного словоупотребления: человек «сколько бы ни возвышался, не достигнет совершенства восхождение ведения его, пока не наступит оный век славы» 241 . Пример слабого словоупотребления дает Варсануфий Великий: «Есть же три мужа совершенных пред Богом, которые превзошли меру человечества Иоанн в Риме, Илия в Коринфе и еще некто в епархии Иерусалимской» 242 . В корпусе, надписанном именем Макария Великого , есть фрагмент, сочетающий речь о бесстрастии в сильном и слабом смысле слова: «Человек не может отрицать того, что он еще несовершенен и не вовсе свободен от греха. Можно же сказать, что он и свободен, и не свободен Впрочем, в иные времена приходил я в совершенную меру, вкушал и испытывал оный век наученный опытом, знаю, каков совершенный человек» 243 . Отмеченные два типа словоупотребления зависят от выбора точки отсчета. То, что со ступеней покаяния и борьбы со страстями представляется совершенством, с точки зрения мистических ступеней представляется несовершенным. Разное словоупотребление даже ключевых для исихастов понятий объяснимо тем, что с переменой опыта несколько меняется смысл, вкладываемый в одни и те же слова 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Закрыть Мученик Трифон 15.02.2021 1008 Время на чтение 9 минут 14 февраля – день памяти святого мученика Трифона, престольный праздник старинного московского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе Изгоняющий бесов и врачующий недуги Святой Трифон, один из самых известных и почитаемых раннехристианских святых, богоугодно жил в начале III века. Он родился в малоазийской области Фригия в селении Кампсада близ города Апамеи. Помогая родителям, он с раннего детства проводил своё время на пастбище, где приучил себя к молитвенному подвигу. Окрестные жители знали святого Трифона как чудесного исцелителя, изгоняющего бесов и врачующего недуги. Святому было всего семнадцать лет, когда он, как мы знаем из его жития, с помощью Божией изгнал беса из дочери римского императора-язычника Гордиана (238-244 гг. н. э.) и по его просьбе сумел показать ему диавола воочию – в виде чёрного пса с огненными глазами, голова которого влачилась по земле. Злой дух, которого не могли изгнать языческие жрецы и целители, сам сказал, что боится только отрока Трифона, – и вышел из бедной царевны, когда праведник только подходил к городу. Свидетели этого зрелища были поражены страхом и, оставив языческое нечестие, обратились ко Христу, приняли Святое Крещение. Проявил мужественную верность Господу Время свидетельства о Христе и страданий за Него настало для праведного отрока при императоре Декии (249-251 гг. н. э.). Придя к власти, жестокий язычник приказал по всей империи казнить и мучить христиан. Когда святой Трифон узнал, что его велено доставить для суда к епарху Акилину, сам с радостью пошёл к правителю, желая пострадать за Господа, добровольно пострадавшего за нас. После допроса, на котором мученик Трифон проявил мужественную верность Господу и Его Церкви, святого страдальца подвергли жесточайшим публичным истязаниям. Во время истязаний святого, епарх неоднократно обращался к мученику, то грозно требуя, то ласково увещевая его отречением от веры сохранить себе жизнь. Видя же непреклонность юноши, правитель отдал приказ обезглавить праведника.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/15/muchen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ГАЗИС [Греч. Μανουλ Γαζς] (1-я пол. XV в.), лампадарий , визант. мелург. Биографические сведения о М. Г. почти не сохранились. В рукописях упоминается как лампадарий, но без уточнения церкви или города (напр., Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274, 1-я пол. XV в.: «сочинение Мануила Газиса лампадария…»). Занимался также преподаванием; в частности, его учеником был Ангелос Григориос (или Григориу), писец и мелург, к-рый в рукописи Sinait. gr. 1566 относительно одного из причастнов написал: «Сочинение Мануила Газиса, моего учителя» (Fol. 36) ( Shartau, Alexandru. 1994). Кроме того, отдельные ремарки в рукописях указывают на его связи с зап. муз. культурой. Напр., в певч. Анфологии Lesb. Leim. 244 (XVI в.) содержится славословие М. Г., к-рое, согласно предваряющей ремарке, было заказано Леонардом, правителем Агия-Мавры (Санта-Маура, ныне о-в Лефкада). Вероятнее всего, под этим именем подразумевается граф острова Леонардо II Токко (1375/1376-1418/1419), покровитель искусств, имевший дружественные отношения с визант. императором ( Adamis. 1972. P. 738-739). Кроме того, сохранились 2 распева «Верую», 4-го и 1-го плагального (5-го) гласов, приписываемые М. Г. (напр., в рукописях: Ath. Laur. Θ. 162. Fol. 339v, 1788 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 136v, кон. XVI в.; Paris. Suppl. gr. 1171. Fol. 51v, XVII в. (сохр. частично, со слов «И в Духа Святаго»)). Для визант. церковно-певч. практики в отличие от западной не было характерно распевное исполнение «Верую», поэтому эти песнопения могли быть созданы под влиянием католич. традиции. В рукописной традиции XV-XVIII вв. встречаются следующие калофонические песнопения М. Г.: причастен «Хвалите» гласа πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 126. Л. 125 об., 2-я пол. XV в.), матимы в жанре стихир - «Воспойте, людие, Матерь» (на Успение Пресв. Богородицы) 1-го плагального гласа (Athen. Bibl. Nat. 937. Fol. 241-243, 1552 г.; РНБ. Греч. 130. Л. 663 об., нач. XVII в.; Lesb. Leim. 231. Fol. 237-238, ок. 1700 г.), «Слава в вышних» (на Рождество Христово) 1-го гласа τετρφωνος с указанием «ργανικν» (РНБ. Греч. 126. Л. 126), «Чиноначальник вышних сил» (арх. Михаилу) 1-го гласа (БАН. РАИК. 30. Л. 139 об., посл. четв. XVI в.), калофонический стих «Яко во смирении нашем» (Пс 135. 23) 4-го плагального (8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274). Песнопение «Всякое дыхание» 4-го плагального гласа в рукописях, большая часть из которых была написана в XVIII-XIX вв., как правило, сопровождается примечанием, что некоторые его приписывают М. Г., а другие - прп. Иоанну Кукузелю (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 124, 1747 г.; РНБ. Греч. 711. Л. 132 об., XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2561908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ,1003 Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379) Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379) [Греч. Μρτυρες χλιοι κα τρες ο ν Νικομηδε] († 303 или 304) (пам. 7 февр.; пам. греч. 6, 7, 12 февр.). Основным источником сведений о Н. м., 1003 является Мученичество (BHG, N 1219), написанное на греч. языке и вошедшее в состав дометафрастовского Минология из рукописи X в. (Paris. gr. 1452. Fol. 102-103; Ehrhard. Überlieferung. Lpz., 1937. Bd. 1. Tl. 1. P. 577-580). Долгое время текст оставался неизданным и был известен лишь в переводе на лат. язык, опубликованном в XVII в. в «Acta Sanctorum» Г. Хенскенсом (ActaSS. Febr. T. 2. P. 18-19). Ф. Алькен издал Мученичество с краткими комментариями и переводом на франц. язык ( Halkin. 1986. P. 57-59). Кроме того, сохранились краткие синаксарные сказания о Н. м., 1003 (напр.: SynCP. Col. 459) и более поздняя редакция Мученичества (BHG, N 1219b) без окончания, к-рая содержится в Императорском минологии («Царской минее») XI в., опубликованном в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым. Согласно Мученичеству, во времена нечестивого имп. Диоклетиана (284-305) началось «великое гонение» на Церковь Христову, так что мн. святые были схвачены и убиты. В Никомидии мученическую кончину приняли еп. Феопомп (Феопемпт) и бывш. маг Феона (пам. 5 янв.), а также 4 протектора (должность, вероятно, была введена имп. Гордианом III (238-244); первоначально протекторы являлись телохранителями императора, впосл. их полномочия расширились, так что они составили отдельную элитную армию, в которой каждый воин являлся офицером (см.: Besnier M. Protectores//Dictionnaire des Antiquités greques et romaines. P., 1904. Vol. 4. P. 709-713)), под охрану к-рых был вверен блж. Петр. После того как протекторы были казнены за веру, их жены также уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/2566228.html

Письма, не вошедшие в собрание Ф. Комбефиса Письмо святого Максима к игумену Фалассию (Письмо А) 233 , 234 . Записка о том, что сделали римские легаты 235 в Константинополе Из письма святого Максима, написанного к игумену Фалассию . Зная, что ты, отец мой, из таких людей и им подобных, и понимая, что ты всею силою, более чем кто-либо в нашем поколении, заботишься лишь о том, что принадлежит Ему, я счел необходимым сообщить тебе то, о чем я только что получил письмо из блаженнейшего Города 236 от неких почтенных мужей, вместе с тобой всем сердцем любящих Бога, о доблести этих людей 237 в деле, касающемся догматов самой святой кафолической и апостольской Церкви. Ибо они дали знать, что из-за этого дела там, то есть в царственном Граде 238 , сделалось великое смятение среди мужей священных и церковных; так было и раньше, но в особенности в то самое время, когда они приняли апокрисиариев, посланных туда ради возведения папы с утвержденным решением 239 . Ибо тогда, именно тогда, после многих речей, которые они произнесли в связи с утверждением папы, они вновь, для свершения этого и во исполнение своего желания, предложили им догматическую хартию (chartam) 240 , ныне ими составленную, заявляя: «Мы предоставим вам поддержку в капитуле (in capitulo) 241 , ради которого вы прибыли сюда, предприняв столь долгий морской путь, только в том случае, если вы пообещаете убедить того, кто будет посвящен в папы, подписать эту хартию, и безо всякого исключения согласиться с догматами, которые в ней содержатся. Они 242 же, понимая ценность того, что они защищают, и понимая, что из-за [всего] этого первая из Церквей, митрополия и Город 243 остается вдовой столько времени, добились осуществления своего плана следующим образом. А именно, когда эти люди 244 решили, что вопреки разуму их новая ересь достигнет и его 245 , они 246 , чтобы добиться того, к чему они стремились, стали действовать спокойно и разумно, и как бы уступая, сказали: «Мы со своей стороны не можем предоставить вам гарантий, ибо нам вверено служение, но не право решать дела веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Скачать epub pdf Издавна любимым чтением православных были Жития святых – книги о многообразии святости. Казалось бы, один и тот же Святой Дух вдохновлял и наставлял святых, но Он по-разному вел их к Богу. Святость – одна, пути же восхождения к ней всегда индивидуальны. Верующие любят и чтят всех святых, но у каждого народа и каждого человека есть избирательное отношение к наиболее близким им по духу. Так, русские верующие особенно любят и чтят среди других святых святого мученика Трифона. Почему юноша-фригиец, живший в первой половине III века, один из многих тогдашних христианских мучеников, вызывает чувство особой близости у русских до наших дней? Обычно Житие показывает путь восхождения к святости: или аскетически-монашеский, или связанный с неожиданным обращением (переломный), как у мучеников Анатолия и Протолеона, пострадавших вместе с великомучеником Георгием, и некоторых других мучеников, или путь государственного деятеля, правление которого все пронизано идеей служения Богу и ближним, как у святого Александра Невского и других святых русских князей. В Житии же святого мученика Трифона мы видим редкую черту: он еще ребенком получает дар чудотворения – просто по милости Божией, без каких-либо особых усилий. Видимо, так чиста была душа этого фригийского мальчика, что он уже от младенчества был предызбран для Царства Небесного. Он происходил из простой семьи, образования не получил, пас гусей – крестьянский сын с. Кампсады (близ г. Апамеи, в Малой Азии), – но почила на нем Божественная мудрость и исцеляющая сила, и он стал безмездным врачом и помощником всем в освоении этой мудрости. Среди многих повествованиях об исцелениях, совершенных святым Трифоном, Житие его обращает особое внимание на следующее. Римский император Гордиан (238–244 гг.) повелел разыскать Трифона, который помог бы его душевнобольной дочери. Ибо «обитавший в девице нечистый дух сам, по повелению Божию, провещал: Никто не может изгнать меня отсюда, кроме отрока Трифона» (Жития святых, февраль.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010