Службы русским святым: 1) 23 марта (мая?) – Леонтию Ростовскому (83 об.–89 об.); 2) 24 июля – Борису и Глебу (102–107). Рукопись начинается службою 1 сентября, оканчивается службою 9 марта. 789. Сборник избранных служб , в лист, 505 лл., без начала и конца, полууставом нескольких почерков XV–XVI вв., в дощатом с тисненою кожею переплете; листы 272, 432 и 473 подклеены с ущербом для текста; 1-й лист чистый. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Сия книга Трефолой от церкви Николая чудотворца что во святой Луке». Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчивается началом службы 1-го февраля. Службы русским святым: 1) 20 сентября – великому князю Михаилу Чернииговскому и боярину его Феодору (59–68); в службе два канона, из которых один надписан: «твоение таха иеромонах Пахофомиа святыа горы сербина». Этот канон не значится в сочинении Барсукова: «Источники русской агиографии»; 2) 25 сентября – Сергию Радонежскому (73–84); 3) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (185 об.–196 об.); 4) 21 декабря – Петру митрополиту (329–338). 790. Сборник избранных служб , в лист, 490 лл., без начала, полууставом XV–XVI вв., в гожаном переплете; листы 60, 102, 222, 226, 247, 452 и 453 подклеены. с ущербом для текста; 175 лист позднейшаго письма. Рукопись уачииается продолжением службы на 1-e сентября, оканчивается последованием часов в навечерие Рождества Христова, которое помещено в рукописи за службою в неделю по Рождестве Христове. Службы русским святым: 1) 19 сентября – великому князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (46 об.–90 об.); 2) 20 сентября – великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (90 об.–101); 3) 25 сентября – Сергию Радонежскому (106 об.–122); 4) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (201 об.–218 об.); 5) 21 декабря – Петру митрополиту (405 об.–417). Кроме указанных, есть еще служба Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде (286 об.–296 об.). 791. Сборник избранных служб , с проложными сказаниями, в лист, в два столбца, без начала и конца, 260 лл., полууставом XV–XVI вв., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы 142, 143 и 186; от 62-го листа осталась только нижняя половина. Нет нескольких листов между листами: 18 и 19, 86 и 87, 105 и 106, 133 и 134. На поле 246 об. приписка скорописыо: «Сия книга лета 7188 (1680) года ануария». Рукопись начинаетея проложными сказаниями 7-го декабря, оканчиваетея стихирами службы 13-го февраля. Между прочими службы: 1) декабря 21 – Петру митрополиту (55 об.–64 об.); 2) января 12 – Савве Сербскому (157–164); 3) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (239 об.–250) и 4) февраля 12 – Алексию митрополиту (250–260).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«На минувшей неделе скончалась монахиня Свято-Троицкого монастыря Ксения. В дни ее погребения обитель стала местом паломничества не только для эгинян, но и для пирейцев и афинян, притекающих тысячами, ибо усопшая, добродетельная и преподобная жена, пользовалась всенародным уважением. Лишенная телесных очей, но просвещенная верой, она была достаточно образованна и слагала духовные стихотворения, записывавшиеся под ее диктовку и достойные всяческого внимания. Ее слепота, как и слепота знаменитого учителя Церкви александрийца Дидима по прозвищу Слепец, была “зрячей”». Игумения Ксения, чьи останки в настоящее время мироточат, почитается сестрами обители и многими православными как святая. 2. Нектария (1923–1928), в миру Аргиро Явопулу, родилась в 1862 году в Витине (Аркадия) и впоследствии переселилась в Афины. Живя в миру, она, как и Ксения, посещала храм Пророка Елисея. В Свято-Троицкой обители с 1913 года, пострижена в рясофор в марте 1915-го, в великую схиму – 15 мая 1919 года. Скончалась 24 июля 1936 года. 3. Каллиника (1928–1929), в миру Евдокия Леонда, родилась в 1881 году на Самосе. Поступила в обитель 24 декабря 1913 года, пострижена в рясофор 2 марта 1914-го, в великую схиму – 14 сентября того же года. В 1933 году перешла в другой монастырь. 4. Магдалина, диаконисса (1929–1931), в миру Мария Мустака, родилась в 1880 году в Аргосе. По образованию учительница, она преподавала в Александрии. Переехав на Эгину, поступила в Свято-Троицкий монастырь, где после положенного испытания была пострижена в рясофор 21 ноября 1912 года. С 12 августа 1922 года – великосхимная монахиня. Между 1913 и 1920 годами посвящена святым Нектарием в диакониссы. Окончив игуменское служение, Магдалина из послушания архиепископу Хризостому Пападопулосу возглавила реорганизацию запустевшего Хризолеондийского монастыря и преобразование его в женский, а в декабре 1935 года официально приняла начальство над ним. Скончалась 23 июня 1963 года. 5. Касиана (1931–1950), в миру Екатерина Пападаки, родилась в 1876 году на Крите. Была в числе первых насельниц монастыря (с октября 1904). В рясофоре с 5 августа 1905 года, в великой схиме – с 11 ноября 1909-го. Скончалась 6 декабря 1950 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Княжна Елисавета, за коронным великим маршалом князем Станиславом Любомирским Князь Казимир, рождение 1758 † 18... Князь Иосиф-Клементий, рождение 1759 † 13 февраля 1810; женат на Варваре-Доротее Яблоновской Княжна Констанция, за коронным канцлером Андреем Замойским КОЛЕНО XIV: Адам, рождение 3 января 1770; по приговору суда, за участие в польском мятеже 183031 годов, лишён княжеского и дворянского достоинств Князь Константин, российский тайный советник, рождение 17 октября 1773; женат: 1. на княжне Ангелике Радзивилл † 4 сентября 1808; 2. на Марие Джерзоновской † 16 ноября 1842 (от 1 -го брака сын; от 2-го брака 3 сына и дочь) Княжна Мария, рождение 1765 † 9/ах октября 1854, за принцем Лудвигом Виртембергским Княжна София, рождение 15 октября 1778 † в марте 1837; за действительным тайным советником графом Станиславом Андреевичем Замойским Княжна Марианна- Антуанетта, за графом Иваном Потоцким Княжна Клементина-Мария-Терезия, за князем Евстафием Сангушкою Княжна Терезия, за князем Генрихом Любомирским Княжна Иозефина-Мария, за графом Альфредом Потоцким, обер-гофмейстером королевства Галиции и Лодомирии Княжна Анна-Целестина, за Станиславом Рыщевским КОЛЕНО XV: Князь Адам-Константин, рождение 12 июня 1804; женат: 1) на княжне Августе-Луизе-Вильгельмине-Ванде Радзивилл, рождение 17 январе 1813 † 4 сентября 1845; 2) на Елисавете Дзялынской (от 1-го брака 2 сына и дочь, от 2-го брака дочь) Князь Александр-Ромуальд, рождение 26 января 1811; женат на княжне Марцеллине Радзивилл Князь Константин-Адам, рождение 28 марта 1822 Князь Георгий-Константин, рождение 11 апреля 1829 Княжна Мария-Сусанна-Цецилия, рождение 1815 † 1851, за французским графом де-ла-Рош-Пушен КОЛЕНО XVI: Князь Адам-Август-Вильгельм-Роман, рождение 11 ноября 1839 Князь Антоний-Богуслав-Адам, рождение 21 декабря 1844 Княжна Ангелика-Луиза Княжна Мария-Ванда Князь Марцеллин, рождение 18 мая 1841 Князь Коригайло, во святом крещении православной веры Константин Ольгердович, князь Черниговский и князь земли Северския, пятый сын Ольгердов, возседал на престоле Литовском с 1387 по 1392 год, и перед тем перешёл в римско-католицизм с именем Казимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...» . Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного . Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак преподобного. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак предпразднства. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны гласа – 4, предпразднства, песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели пред Богоявлением и преподобного . Апостол и Евангелие – Недели пред Богоявлением и преподобного. Поется «Достойно есть...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и преподобного: «В память вечную...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 Ср.: Типикон, Марковы главы под 7, 13, 15 сентября, 20 ноября, 5 августа; 8 сентября, 2-я Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 21 декабря, 2-е «зри»; 7 января, 2-е «зри»; 1 февраля, 1-я Маркова глава; 2 февраля, 8-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 14 августа, «зри»; 16 августа, 2-я Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 2 Ср.: Типикон, 5 августа, Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце». 3 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-15/

Состав: 1) псалтырь (1–131), начинается 24-м псалмом; за библейскими песнями следует молитва: «Многомилостиве прещедре Господи, рекый: просите и приимете (130); на лл. 130 об.–131 «толк о неразумных словесех»; 2) частник имеай службу нощную и дневную по уставу иже в Иерусалиме лавры святаго преподобного и богоносного отца нашего Саввы (131 об.–204 об.): последования: полунощниц: вседневной (131 об.–139 об.), субботней (139 об.–140 об.), воскресной (140 об.–149); утреницы с 1-м часом (149–160 об.), часов и чина изобразительных (160–176 об.); здесь же «Блаженны» воскресные 2-го гласа, «по вся дни и по вся субботы 4-го гласа» с апостольскими и евангельскими чтениями; последования: по окончании трапезы (176 об.–178), вечерни (178–181), повечерниц: великой (181–194 об.); обычной (195–196), малой (196); тропари воскресные на 8 гласов (197–200); тропари, богородичны и кондаки дневные (200–202); «богородичны и крестобогородичны ихже глаголем на слава и ныне по тропари святого по гласу» (202–203 об.); 3) вопрос о сшествии Святого Духа (204), т. е. известное объяснение иконы. Начало: «Еже что есть человек старостию одержим в месте темьне»; 4) последование церковного пениа и сбрание вселетного устава святых отец правила, имеай тропаря и кондакы Господским праздником Христовым и Пречистей Его Матери и нарочитым святым и прочим имже поется Бог Господь и имже аллилуия от месяца сентября до месяца августа (207–298 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове указываются следующие: сентября 5 – князь Глеб, сентября 9 и 19 – Федор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Федор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 28 – Арсений Сербский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симен Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 15 – князь Владимир. Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы; Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде – ноября 27 и Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы – июня 23 и августа 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мария осталась при храме вместе с другими девочками, которые там воспитывались, учились и помогали взрослым заботиться о храме. Отец Марии, Иоаким, вскоре умер, и тогда мать Ее поселилась неподалеку от храма, а через два года тоже скончалась. Рассказ о том, как родилась Мария, и как Она вошла в храм, не был записан в 4-х Евангелиях, рассказывающих о жизни Иисуса Христа. Однако, воспоминания о некоторых событиях передавались на словах, в рассказах. Еще живы были люди, знавшие Иисуса Христа и Его апостолов, когда на церковном соборе Святые Отцы убедились в подлинности и достоверности этих рассказов. История детства Божией Матери входит в Священное Предание Православной Церкви. О том, как Мария вошла в храм в Иерусалиме, мы вспоминаем каждый год в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21-го ноября по старому стилю, или 4-го декабря по новому стилю. Благовещение Десять лет провела Мария при храме. Учение Ее закончилось, и, если бы были живы Ее родители, Она могла бы вернуться к ним. Но Иоаким и Анна уже давно умерли, и Марию поручили дальнему родственнику, старику-вдовцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней. Иосиф жил в маленьком городке, Назарете. И он, и Мария были из потомков царя Давида, но Иосиф был человек небогатый и работал плотником. Тихо жила Мария. Занималась Она домашним хозяйством, рукоделием, но любимым занятием всегда было для Нее чтение Священного Писания . Читала Она и о сотворении мира, об Адаме и Еве, о Ное и о ковчеге, в котором он спасся от потопа, о Моисее, Царе Давиде и царе Соломоне. Читала Она и о пророках, которые обещали, что родится Спаситель и много размышляла об этом. Все вокруг Нее было мирно и тихо. Однажды, ранней весной, когда Мария была совсем одна и читала Священное Писание , Она вдруг увидела ангела. Ангел, войдя к Ней, сказал: – Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами! Мария смутилась и подумала: – Как странно он обращается ко мне. Но ангел сказал: – Не бойся, Мария... Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус. Он будет Сын Божий, и царству Его не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Мой перевод канонов на Сретение Господне подан был митрополиту 21-го октября при письме со следующими замечаниями: 1. Славянский перевод канонов сделан с греческого подлинника древнего, который лучше нынешнего греческого текста. Посему не благоугодно ли будет отменить печатание сего текста, дабы разность между ним и славянским переводом не крушила читателей. 2. Не должно доверять безусловно нынешним церковным книгам греческим, ибо в них заметны переиначения многих речений, например: в древних рукописях афонских и святогробских читается: τ σ κ τν σν σοι προσφροντες 3 , а в нынешних греческих служебниках напечатано: προσφρομεν 4 . 3. Не будет ли признано нужным сличить нынешний славянский текст канонов с таковым же текстом, напечатанным при наших патриархах, дабы на всякий случай знать тождество или разность между ними и нынешним греческим текстом. 4. В предисловии г. Ловягина к канонам брошена тень на церковнославянский перевод их, а, по мне, надлежало бы осудить не этот перевод, который весьма точен, а нас, не понимающих его. В четырнадцатый день ноября митрополит Никанор позвал меня к себе в десять часов пополудни и объявил мне, что он учреждает комитет в духовной академии для поверки перевода канонов, сделанного Ловягиным, и что я назначен членом сего комитета. Я ответил ему послушанием, но высказал, что не буду изменять принятого Церковью славянского текста канонов и придерживаться нынешнего греческого текста их и что комитет едва ли состоится, ежели он решится отстаивать сей последний текст. Это же самое заявил я и члену комитета, инспектору академии архимандриту Иоанну. Началась поверка Ловягинского перевода с канонов на Рождество Христово. Архимандрит Иоанн и Ловягин, по замечаниям моим, кое-что исправляли, а больше не слушали меня. Их малое знание эллинского языка, удержание греческого текста канонов, не вполне согласного с текстом их славянским, например: νεκτσατο вместо νανεσατο, «восстановил» вместо «обновил», противоречие сему последнему тексту, например, назван агнцем, как предлагаемый в снедь, вместо: яко человек же агнец наречеся, и гордое недовольство моим приставничеством к ним понудили меня отказаться от соучастия в пересмотре канонов. Я заявил им отказ свой и упросил их уведомить о сем митрополита; а 15-го дня декабря написал Сербиновичу следующие строки: «Секретно. При здешней духовной академии переводятся с греческого на русский язык и печатаются каноны на Господние и Богородичные праздники. Но текст греческий не сходен со славянским, принятым как нашей Церковью , так и старообрядцами, и не сходен не только в словах, но и в мыслях. Да и русский перевод сих канонов неверен оттого, что переводчики не знают эллинского языка. Почему надлежит остановить сие дело в предотвращение волнения и нового раскола в нашей Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

73 Древний св. Антиминс, находившийся на престоле сего придела до 18 сентября 1890 года и значащийся по описи церковной 1861 года, был „освящен 1790 г., декабря 15 дня, преосвященным Платоном, митрополитом московским и калужским“ 74 Древний св. Антиминс, находившийся на престоле сего придела до 13 июля 1889 г. и значащийся по описи церковной 1861 г., был „освящен 1816 г., января 16 дня Преосвященным Августином, епископом Дмитровским, управляющим московскою митрополиею“. 75 В. И. Аристов служ. старостою сей церкви с 1873 г. по 1881 г. Его стараниями были устроены два каменных дома для помещения причта, освященные 21 авг. 1877 г. Высокопреосвящ. митрополит. Иннокентием. Сконч. 25 июля 1882 г 76 Местный причт в то время составляли: 1) прот. Алекс. Алекс. Романовский, сл. при церк. с 30 июня 1861 г. ск. 27 мая 1890 г. Пастырь усердный к проповеданию Слова Божия. Его „поучения на Праздники“ пользуются известностью еще доселе; 2) свящ. Стефан Вас. Никольский, канд. Дух. Ак., служ. съ 1869 г. 5 авг., ск. 27 июня 1891 г. – Пастырь отзывчивый к нуждам прихода; много потрудился для местного попечительства и в церк. школе; 3) диакон Евгений Серг. Грузинский, студ. сем. сл. с 1862 г. 21 авг., ск. 18 июля 1896 г. б. строг к нарушителям благоговения в храме; 4) диакон (на вак. псал.), ок. сем. служ. с 3 дек. 1863 г. ск. в сане свящ. 31 дек. 1907 г., много потрудился в церк. школе и ведении метр, книг; 5) поном. Иван Андр. Иверский сл. с 1849 г., ск. 8 ноября 1878 г. 6) псалом. Николай Ив. Холмогоров сл. при церк. съ 5 авг. 1869 г. доселе, т.е. 42 года 77 Попечительство при церкви было открыто по инициативе прот. А. А. Романовского в 1866 году. Председателем его был вначале Г. Кашкадамов, при двоих членах из прихожан (братьев Кокориных) и непременном участии причта и старосты. Оно существовало лишь несколько лет (до 1869 года). Указомъ Дух. Коне. 9-го июня 1882 года, за 3493, утвержден проэкт нового приходского попечительства, которое существует доселе. Председ. его сл. 20 лет Николай Митроф. Перепелкин. (За пример. усердие и пожертв. избр. почетн. председ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Князь Борис Алексеевич, боярин, во иноках рождение 1654 † 18 октября 1714; женат на княжне Марие Фёдоровне Хворостининой, рождение 24 марта 1651 † 13 октября 1723 Князь Иван Алексеевич, рождение 11 ноября 1655 † 17 апреля 1722; женат на княжне Анастасие Петровне Прозоровской, рождение 22 октября 1665 † 10 мая 1722 Князь Пётр Алексеевич, сенатор и Святого Андрея кавалер, рождение 1660 † 1722; женат: 1) на княжне Анастасие Ивановне Воротынской; 2) на Дарье Лукинишне Ляпуновой, рождение 1668 † 22 октября 1715; 3) на графине Елисавете Ивановне Мусиной-Пушкиной (от 2-го брака 4 сына и 2 дочери; от 3-го брака дочь) Князь Фёдор Алексеевич, рождение 1668 † 22 декабря 1736; женат 1. на Анастасие Никитшне Шереметевой; 2. на княжне Ирине Яковлевне Лобановой-Ростовской, рождение 19 апреля 1684 † 17 августа 1758 Княжна Евдокия Алексеевна, за князем Ромодановским Княжна Аграфена Алексеевна, за князем Сибирским Князь Дмитрий Михайлович, действительный тайный советник, верховного тайного совета члена и Святого Андрея кавалер, рождение 3 июня 1665 † в апреля 1738; женат на княжне Анне Яковлевне Одоевской † 18 октября 1750 Князь Михайло Михайлович старший, фельдмаршал, верховного тайного совета член и Святого Андрея кавалер, рождение 1 ноября 1674 † 10 декабря 1730; женат 1) на Евдокие Ивановне Бутурлиной, рождение 18 февраля 1674 † 25 августа 1743; 2) на княжне Татияне Борисовне Куракиной, рождение 2 января 1696 † 7 мая 1757 (от 1-го брака 2 сына и 5 дочерей; от 2-го брака 5 сыновей и 5 дочерей) Князь Пётр Михайлович, генерал-поручик подполковник преображенского полка и сенатор, рождение 21 июня 1682 † 21 января 1722; женат на княжне Федосие Владимировне Долгоруковой Князь Михайло Михайлович, младший, генерал-адмирал и Святого Андрея кавалер; рождение 1 ноября 1684 † 23 мая 1761; женат: 1) на Марие Дмитриевне Головиной † 1721 (брак бесплодный); 2) на Татияне Кириловне Нарышкиной, рождение 26 декабря 1702 † 22 июня 1757 Княжна София Михайловна, рождение 1672 † 1703 Княжна Мария Михайловна старшая, рождение 1673 † 30 апреля, 1728, за князем Алексеем Петровичем Хованским

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Статский советник А. Востоков». Записка эта была предложена гр. Протасовым Святейшему Синоду, который определением от 27 ноября21 декабря постановил: «приготовленное статским советником Востоковым к изданию Остромирово Евангелие 1056 года препроводить при указе в С.-Петербургский Комитет для цензуры духовных книг с тем, чтобы он, по тщательном рассмотрении сей рукописи, предполагаемой г-м Востоковым к изданию, представил в Святейший Синод своё заключение с возвращением и самой рукописи». Синодский указ, за 16,887, помечен 23 декабря 1840 года. Получен 30 декабря. Предписанное Синодом «тщательное рассмотрение рукописи», по существовавшим в то время порядкам, конечно, давало возможность Комитету затянуть дело на неопределённое время; но, спустя два месяца по доставлении рукописи в Комитет (именно 28 февраля 1841 г.), из канцелярии обер-прокурора последовал запрос: «в каком положении находится дело по указу Святейшего Синода от 23 декабря 1840 года о рассмотрении составленного стат. совет. Востоковым списка Остромирова Евангелия» 2 . Комитет отвечал, что «составленный г-м Востоковым список Остромирова Евангелия рассматривается в общем собрании членов Комитета и рассмотрение оного может быть окончено в продолжение текущего (марта) месяца». Прошёл этот месяц, а известия о рукописи не было; тогда «вследствие приказания Святейшего Синода, 3-я экспедиция 1-го отделения синодальной канцелярии просит цезурный Комитет поспешить представлением в Святейший Синод требуемого указом оного от 23 декабря истекшего года заключения о приготовленном стат. советн. Востоковым к изданию Остромировом Евангелии 1056 года» 3 . Из определения Комитета видно, что это отношение было принято к сведению и приобщено к делу. Спустя три недели, канцелярия обер-прокурора, напоминает Комитету, что он «от 3 минувшего марта, 41, уведомлял сию канцелярию, что по указу Святейшего Синода 3 декабря 1840 года рассмотрение составленного г-м Востоковым списка Остромирова Евангелия может быть окончено в продолжение того марта месяца; между тем в Святейшем Синоде не получено из Комитета представления по означенному предмету, – просит уведомить: на чём останавливается исполнение упомянутого указа Св. Синода 23 декабря 1840 года» 4 . В ответе своём на этот вопрос Комитет сообщил, что «исполнение означенного указа останавливается на пересмотре и переписке замечаний, сделанных Комитетом на Остромирово Евангелие». Вскоре за этим Комитет представил Святейшему Синоду следующее «доношение»:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010