Вологда. Укрепленное поселение располагалось в границах совр. улиц Ленинградской, Октябрьской и Мира. Раннее формирование города и Верхнего посада (выше по правому берегу р. Вологды) привело к тому, что на небольшой площади оказалось свыше 30 каменных церквей, к-рые композиционно подчинялись Софийскому собору и располагались на 3 уровнях (от кромки берега до 500 м от собора), образуя единую панораму. Радиальная структура улиц Верхнего посада, а также ряд улиц Заречья (на низком левом берегу) и Нижнего посада (ниже устья р. Золотухи по правому берегу) были ориентированы на собор Св. Софии, к-рый просматривался с любой точки. Большинство церквей (20 - на Нижнем посаде и 14 - в Заречье) тяготело к реке, только кладбищенские церкви, к-рые логически замыкали городское пространство, были удалены от реки, в Заречье. Храмы соседствовали с мостами, переправами и пристанями. Нек-рые церкви имели «парное» расположение на противоположных берегах. Вдоль дорог из города, на берегах реки, формировались слободы Рощенье, Новинки, Владычная, Рассыльничья, Козлена, Фроловка и др., где также были построены храмы, постепенно входившие в общую городскую структуру. На р. Вологде были сооружены и первые мон-ри - Спасо-Прилуцкий и Дюдикова пуст.; в кон. XVI - нач. XVII в. на основных направлениях дорог на периферии города: Успенский - на пути к Кириллову Белозерскому мон-рю и Свято-Духов - на Московском тракте. Под влиянием архитектуры московских и ярославских храмов, а также кафедрального собора Св. Софии в XVII в. в Вологде строились монументальные 2- и 4-столпные на подклете, близкие к кубическим 5-главые храмы с трапезными и колокольнями, отличавшиеся сдержанным декором. На 1-м этаже размещалась теплая церковь, на 2-м - 2-светный холодный храм во имя вмч. Димитрия на Наволоке (после 1651), Рождества св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. (1651-1653, не сохр.), собор Свято-Духова мон-ря (1654, не сохр.), свт. Иоанна Златоуста (Жен-мироносиц, 1664, восстанавливается), свт. Николая во Владычной слободе (1669), ап.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В чём была необходимость в строительстве храма в соседней деревне, всего в паре верстах от Новосергиево? До постройки церкви здесь была деревня Заречье, принадлежавшая приходу погоста Новосергиевского. Другая деревня Ратьково, принадлежала сельскому приходу в Филипповском, находившейся в 10 верстах. Жители той и другой деревни чувствовали крайне затруднительное положение из-за отсутствия храма. Дело в том, что Заречье от Новосергиевского погоста (бывш. название села Новосергиево) разделяла река Шерна, которая в разлив воды, заливая луг вплоть от одного селения до другого, тем самым лишая жителей Заречья возможности иметь сообщение с храмом в это время года. Единственным способом сообщения с церковью был переезд на лодках, что не всегда, особенно в непогоду, был возможен. Даже в Пасхальную неделю немногие из обывателей деревни Заречье могли бывать на службах в Новосергиевском храме. Всё это с грустью отражалось в сердцах религиозных зареченцев... Мысль об устроении своего храма в Заречье давно зародилась в умах жителей деревни, но до 1881 года оставалось только мыслью. В один из дней Пасхальной недели, Светлой Седмицы, почётные обыватели деревни Заречье: два брата Думновы, Соловьёв, Барашков, Ямухин и другие зареченцы сидели на берегу реки, и с завистью взирали на далёкий белый храм преподобного Сергия Радонежского, куда из-за большой воды они не могли добраться. " Давайте же строить свой храм " , - предложил один из них. Быть может, что и на сей раз, эта мысль осталась бы мыслью, если бы не благочестивое усердие набожной благотворительницы, почтенной девицы из деревни Заречье Анисии Васильевны Куплевой. Услышав столь любезное сердцу её, предложение о постройке храма, она тотчас же пошла к себе домой и вынесла оттуда три тысячи рублей серебром, сказав собравшимся: " если желаете строить храм, то вот мой первый взнос " . Такое усердие жертвовательницы подвигло и других земляков на богоугодное дело. В тот же вечер составили подписку доброхотных приношений на построение храма.

http://sobory.ru/article/?object=04598

Заречье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В 1881 году Владимирской Духовной консисторией дано разрешение на постройку церкви под надзором епархиального архитектора Н.А. Артлебена, и в 1887 году тщанием прихожан построена ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери и открыт отдельный приход. Престолов в церкви три: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах - Святителя Алексия митрополита Московского и преподобного Сергия, игумена Радонежского. В советское время закрыта и разорена. В 1990-е годы возвращена верующим и восстановлена. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008 г. Село Заречье находится в 130 верстах от Владимира и в 43 верстах от Мурома. До постройки церкви здесь была деревня. В 1887 г. тщанием прихожан построена каменная церковь и открыт отдельный приход. Престолов в церкви три: главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах – в честь св. Алексия, митрополита Московского, и преп. Сергия Радонежского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1887 г., исповедные росписи с того же времени. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и от хлебного сбора около 1000 руб. в год. Дома у членов причта церковно-приходские. Приход состоит из села Заречья и деревни Ратькова, в коих по клировым ведомостям числится 820 душ муж. пола и 927 жен. В приходе имеется две земских народных школы. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. В сосновом бору на берегу реки Шерны красуется великолепный храм села Заречье. Здесь Шерна играет роль границы между областями: Новосергиевское - в Ногинском округе Московской области, Заречье - в Киржачском районе Владимирской.

http://sobory.ru/article/?object=04598

Заречье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Заречье от Твери в 48-ми, от Старицы в 32-х версты, от ближайших сел Буконтово в 4-х, Троицкое в 6-ти верстах. Кирпичная церковь построена в 1791-1798 годах на окраине села на средства помещиков Огаревых и освящена в 1804 году. Имела три престола: главный холодный Казанской Божией Матери, придельные теплые Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского. Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 169 дворов 567 мужчин и 684 женщины. Храм примечателен тем, что сочетает в себе сразу черты раннего французского и позднего палладианского классицизма. Вполне вероятно, что уже в процессе строительства первоначальный столичный проект подвергся корректировке с оглядкой на популярный в то время в окрестностях Торжка Львовский палладианизм. К ротондальному основному объему, в нижней части окруженному ионической колоннадой, а в верхней прорезанному по сторонам света окнами, с востока примыкает алтарь, а с запада квадратная в плане со скругленными углами трапезная и трехъярусная колокольня. Закрыта в 1930-х годов, разорена и заброшена. В конце 1990-х годов местными жителями предпринимались безуспешные попытки реставрации, о которых сейчас напоминают остатки строительных лесов снаружи и материала внутри церкви. Село Заречье, от Твери 50 верст, от Старицы 25 верст. По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Село Заречье, в оном селе церковь каменная во имя Казанския Божия Матери с приделами Святителя Николая и Преподобнаго Нила Столбенскаго, построена в 1804 году, в твердости, утварию довольна, опись утвари и книга приходорасходная церковной суммы имеются, однокомплетная; при ней земли отмежевано 40 десятин, приходских 31 двор а в них мужеска пола 369, женска 436 душ, священноицерковнослужительских денжных доходов в сем 1828 году 295 руб. 96 коп., разстоянием от городов: Твери 48, от Старицы 32 версты, в близости имеются селы Буконтово в 4-х, Троицкое в 6-ти верстах.

http://sobory.ru/article/?object=24196

Было бы очень заманчиво связать барабан и венчающую его «беседку» с творчеством Н.А. Львова, архитектора-дилетанта, жившего в соседнем Новоторжском уезде и создавшего довольно много усадебных домов и храмов для соседей. Термальные окна довольно характерны для Львова, а «беседка»-барабанчик встречается в спроектированных им церквах в Мурине и Горницах, хотя и в несколько более крупном масштабе. Предположение об авторстве Львова для венчающей ротонды церкви в Заречье не так уж фантастично, хотя вписывается в недавно проявившуюся тенденцию приписывать этому зодчему все значительные здания в районе Торжка в стиле классицизма. Сложнее вопрос об авторстве и происхождении основных частей храма, выполненных в «стиле Людовика XVI». Основу композиции здесь составляет двусветная ротонда с круглыми окнами во втором свете, к которой примыкают пониженный алтарь со скруглением и трапезная со скругленными углами. Этот довольно прихотливый план и сложная композиция для Львова совершенно нехарактерны. Львову приписывают два храма-ротонды, выполненные в духе французского классицизма: церковь в Александровском под Петербургом («Кулич и пасха» 1785–1787) и церковь Екатерины в Валдае (1794). Но авторство этих построек не столь уж определенно, церковь в Александровском вообще могла быть построена кем угодно, а проект валдайского храма, составленный Львовым, был гораздо менее «французским» по сравнению с тем, что было возведено кем-то другим в натуре. Кроме того, форма трапезной в Заречье больше похожа на то, что мы видим в московских постройках, связываемых с Баженовым и Казаковым (можно назвать трапезные храмов Всех Скорбящих, Сергия в Рогожской и Богоявления в Елохове). Общая композиция с ротондой, трапезной и колокольней сближает храм в Заречье с московской церковью Вознесения на Гороховом поле (1788–1793), связываемой с именем М.Ф. Казакова (в последней нет только алтарного выступа). В случае с храмом в Заречье речь идет, видимо, об осуществленном в усадебном храме проекте крупного зодчего, ориентированного на французский классицизм (это мог быть и петербуржец, и москвич), тогда как прямо во время возведения здания этот стиль уже устарел, и его сменили в завершении на палладианский неоклассицизм в исполнении достаточно именитого Львова, уже построившего целый ряд храмов в округе Торжка.

http://sobory.ru/article/?object=24196

Верея. Церковь Богоявления Господня (Космы и Дамиана) в Заречье. Карта и ближайшие объекты Табличка на храме: Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших.  Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году. Вторая табличка: В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (память святых совершается 13 октября). Богоявленская церковь (в Заречье) - кирпичная, построена в 1777 году на средства верейского купца М.Е.Седельникова на месте разобранной деревянной церкви свв. Косьмы и Дамиана, 1759 года постройки. В 1781 году церковь была освящена в честь Святого Богоявления с приделом в честь свв. бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (память 1/14 июля). В 1782 году купец М.Е. Седельников получил благословение пристроить к храму кирпичную колокольню, освященную в 1786 году. Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма-спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли - подчёркивают вертикализм здания.Неболь­шая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней. Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром. Реставрационные работы по Богоявленскому храму проводились в 1967-1969 годах трестом " Мособлстройреставрация " под руководством архи-Тектора-реставратора Н.Н.Свешникова. В 1983 году на Богоявленский храм, являющийся памятником истории и культуры регионального значения, был составлен паспорт научного учёта.

http://sobory.ru/article/?object=02397

Москве, ... Знаменский на старом государеве дворе, Вознесенский девичий монастырь, далее истлело... Донской Пресвятой Богородицы монастырь.... Рождественский девичий монастырь, что за Пушечным двором, Вознесенский монастырь, Давыдовская пустыня, Георгиевский девичий монастырь за житным рядом, Никольский, что за.... рядом, Воздвиженский монастырь, что на Арбате, Златоустов, что на Покровке, Воскресенский, что на Тверской, Воскресенский Москов. уезда на реке Истре... Богоявленский монастырь, Спасский Злотовороцкий, Успенский девичий, Покровский, что на Устье реки Нерли, Георгиевский, что во Владимире на Посаде, Николаевский-Златовороцкий, Козьмин монастырь. Город Дмитров... Борисоглебский монастырь на посаде, Никольский-Песношский, что на реке Нерли, Никольский-Песношский, что в Берендеевском стану. Можайск... Лужецкий монастырь, Петровский, что в Можайске на посаде, Иоакиманский на посаде, Предтеченский Колоцкий, Троицкий. Переяславль Залесский. Монастыри: Горицкий, Троицкий, Данилов, Никитский, Феодоровский, Борисоглебский, Покровский Антониевой пустыни, Семенов, что под Александровской слободой, Никольский, что на Болоте. Звенигород – Саввы Сторожевский. Верея. Входоиерусалимский. Волок–Ламский – Иосифов, Возницкий, Успенский-Левин. Боровск – Рождественский-Пафнутиев. Ярославец Малый – Тихонова пустынь. Масальск – Успенский Боровский. Калуга – Рождественский. Алексин – Богоявленский-Бундырев. Серпухов – Высоцкий, Владычний. Ржев Володимиров – Троицкий-Селижаров. Торопец – Троицкий-Кудин, Троицкий-Небин. Кострома – Ипацкий, Богоявленский, Девичий Воздвиженский, Успенский Шеренский, Геннадиев, Богородицкий-Ризоположецкий девичий, Сыпанов, (?) Спасский-Запрудный, Богородицкий Игрицкий, Надейная пустынь. Галич – Троицкий Варнавиной пустыни, Спасский, Богородицкий Верхней пустыни, Авраамиев-Городецкий, Устинский Жуковы пустыни, что на р. Вексе, Воскресенский, что на посаде у Соли, Васильевский, что в Галиче на посаде, Фроловский, что у Галицкого озера, Никольский, что в Галиче на посаде, Зачатиевский девичий, что в Галиче на Посаде, Макарьевский Желтоводский, Благовещенский, что на Упороже, Рождественский девичий, что в Галиче на посаде: Богородицкий Паисиев, Благовещенский Андреяновой пустыни, что на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Костроме, Предтечев, что на Железном Бору, Успенский – Авраамиев, Новоозерский. Арзамас – Преображенский. Темников – Рождественский Богородичный Пурдышевский; Валахна – Покровский, Дудин. Юрьевец-Повольский – Успенский Дорофеевой пустыни, Макарьев Желтоводский, Иоанна Предтечи, Богоявленский. Путивль – Молченский, Борисоглебский, Духов девичий, Преображенский новый. Рыльск – Николаевский, Волынской пустыни, Дмитровская (Селунского) пустынь. Брянск – Свенский, Петровский, что в Брянске на посаде, Спасский, Спасский, что на Козьей степи, Спасский, что на Андреянове горе, Жиздринский, Пятницкий Молотковский. Карачев – Воскресенский Тихоновой пустыни. Новгородской епархии города и монастыри близ Великого Новгорода: Юрьев, Хутынь, Антониев, Вяжицкий, Духов, Кириллов, Клонский, Деревеницкий, Лисицкий, Аркажский, Благовещенский, Отенский, Ковалевский, Колмовский, Николаевский, Белый, Ситецкий, Сырковский, Николаевский, Островский, Воскресенский на поле, Сковороцкий, Волотов, Савинский на Вишере, Николаевский Липянский. В Новгородском уезде – в Шелонской пятине: Опоцкий, Посолотин, Черноозерский, Сяберский, Леонов, Шинятинский, Молочковский, Спасский у Порхова, Демянский, Никандровский; Воцкой пятины: Соловецкий, Николаевский, что в Ладоге, Ивановский в Ладоге, Васильевский в Ладоге, Николаевский-Медвецкий, Полишский. В Деревской – Иверский, Николаевский-Борвенский, Устволомский, Подлютовский, Галилейская пустынь. В Бежецкой пятине: Тихвинский, Александровский, Николаевский-Беседный, Папороцкий, Горнецкий, Ксенофонтов, Ильинский на Свире. Новгородского уезда безуездные города: в Воцкой пятине город Ладога, в Шелонской г. Порхов, уездные города Новгородской епархии: Великие Луки – на посаде монастырь Троице-Сергиев, в уезде монастырь Колюбацкий; Старая Руса на посаде монастырь Спасский, в уезде – Северский; г. Колмогоры – в уезде монастыр Сийский, Николаевский-Горелый, Чухченемский, Усть-Межигорский; г. Архангельск – на посаде монастырь Архангельский; г.г. Мезень, Кевроль, Пинега, в тех городах и уездах монастырей нет; г. Каргополь – на посаде – Спасский, в уезде – Крестный, Ошевенский, Спасский-Пахомиев, Кожеезерский, Сыринский, Колодозерский, Кенский. На Ваге Шенкурский острог – в уезде монастыри: Ивановский-Богоявленский, Уздринский, Клоповский, Сестринский, Агапитов; Бежецкий Верх, – город Городецк, на посаде Введенская пустынь, в уезде Николаевский-Антонов; г. Устюжна, на посаде монастырь Воскресенский; Пусторжевский уезд – г. Заволочье, в уезде – Николаевский Плесский, Хвоинский; г. Торжек, на посаде Борисоглебский (истлело).... Николаевский пустынный; г. Олонец – в уезде – Муромский (Муезерский или Мурманский?), Палеостровский, Вышеостровский; город Кола – в уезде – Кандалажский, Печенгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В.Березин, В.Добронравов Город Шуя 1 (Краткий исторический очерк) Город Шуя находится от Владимира в 119 верстах и расположен по обоим берегам реки Тезы. На левом возвышенном берегу реки расположен старый город, а на правом берегу, в местности менее возвышенной, расположена новая часть города (Заречье), которая речкою Сехою разделяется на два предместья, соединенные между собою постоянным мостом. Заречье стало застраиваться лишь в тридцатых годах текущего столетия, а до сего времени была здесь пахотная и луговая земля. Между старым и новым городами сообщение производится с помощью двух мостов: одного постоянного, a другого – временного наплавного. Когда и кем положено основание городу Шуе, исторических указаний на это нет; но фамилия князей Шуйских известна с 1403 года и едва ли может быть сомнение, что основание города относится к исходу XIV столетия. Древний город был расположен на левом берегу реки Тезы, почему и назван был Шуей, и состоял из Кремля, и острога, и из посада. Кремль был обнесен земляным валом, имевшим протяжение: с востока на запад 122, с юга на север 114, a в окружности 522 саженей. На валу находилась деревянная стена с четырьмя по углам башнями и трои ворота, которые именовались: на восток Никольскими, на юг Телешевскими, a на запад Тайницкими. В крепости находились храмы: Соборная деревянная церковь Покрова Пресвятые Богородицы и деревянная же церковь Св. Алексея человека Божия. Административные учреждения города: Тюрьма, Губный двор, Съезжая изба, Воеводский двор; дома князей и бояр: Шуйских, Черкасских, Бабкиных, Собакиных и других. Подворья монастырей: Суздальского, Николошартомского и Троицкого, дворцовых сел: Дунилова, Гориц и Лежнева. Посад (пригородок, предместье) в Древние времена именовался Борисоглебским, по имени бывшей в нем церкви Св. Бориса и Глеба. Кроме Борисоглебской церкви на посаде находились церкви: Козьмо-Демьянская (ныне Спасская), Никольская (ныне Воскресенский собор) и Троицкий мужской монастырь (ныне приходская Троицкая церковь ). На посаде же проживало и войско; так, одна улица называлась Пищальной, где жили тогда пищальники, или пушкари. Мало-помалу на посаде учреждалась и сосредоточивалась и администрация как города, так и всего окрестного края: устроены были Земская изба, Таможня, Соляной двор, Гостиный двор, Убогий дом и Богадельни. Под защитой городских укреплений и войска впоследствии образовался класс торговых и промышленных людей, образовались ремесла и промысла, возникли заводы и фабрики, и из маленького Борисоглебского посада образовался город Шуя, который в настоящее время своею мануфактурною хлопчато-бумажною производительностию достиг довольно значительных размеров; так что стал в ряд значительных городов Российской Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Экономический подъем Вереи неизбежно повлиял на облик города: именно в XVIII веке богатые купцы построили почти все ныне существующие в городе каменные храмы. Вот что писал об этом известный верейский краевед и педагог С.А. Поспелов: «С первых десятилетий XVIII века богатое верейское купечество приступило к сооружению в городе крупных зданий и в первую очередь церквей. Были завершены работы по перестройке на городище Рождественской соборной церкви. К западной ее стороне была пристроена высокая многоярусная колокольня с колоннами, в северо-западной части города выросла пятиглавая Ильинская церковь, в Заречье – Космодемьянская церковь». Церковь Богоявления Заречной слободы называлась Космодемьянской по приделу, устроенному в память о первом деревянном храме, который стоял на этом месте в древности. В XVI столетии в Верее насчитывалось17 церквей и только одна Космодемьянская располагалась на противоположном от кремлевского вала берегу реки Протвы. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа встречается первое упоминание тогда еще деревянной «церкви Козмы и Дамиана на посаде», которая была построена в 1673 году на месте разрушенного в Смутное время одноименного храма. Собиратель материалов для летописей церквей Московской епархии В.И. Холмогоров приводил примечательный случай, отразившийся в документах начала XVIII века и связанный с приходом верейской церкви Космы и Дамиана «на нижнем посаде». В 1717 году молодой диакон Евфим Кириллов, рукоположенный знаменитым церковным деятелем петровской эпохи Стефаном Яворским, жаловался на притеснения со стороны двух местных священников Василия Харитонова и Никиты Иванова, которые лишали служителя денежного и хлебного дохода. Этот диакон, согласно документу, поданному в патриарший Казенный приказ, в 1710 году занял место священнослужителя в Космодемьянской церкви вместо рано скончавшегося тестя. На попечении Евфима Кириллова были не только его собственные дети, но также теща и малолетние сироты – сестры жены. Духовное ведомство встало на сторону обиженного собратьями по служению дьякона и велело священникам церкви Космы и Дамиана впредь выделять ему третью часть дохода.

http://sobory.ru/article/?object=02397

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010